МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X
УДК 372.854
Макарова Наталья Анатольевна
канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются методические аспекты индивидуализации образовательного процесса при реализации авторского курса для студентов педагогического вуза «Здоровьесберегающий подход в обучении химии».
Ключевые слова
Индивидуализация обучения студентов, здоровьесберегающий подход в обучении химии, культура здоровья.
Одной из задач педагогического образования является формирование готовности учителя к реализации здоровьесберегающего императива в своей профессиональной деятельности. Будущее валеологизации школы зависит в первую очередь от учителя, его желания и готовности к подобного рода работе, личных ценностных установок, убежденности в необходимости здорового образа жизни и следования ему на словах и на деле. Аксиоматично, что культура здоровья учителя определяет культуру здоровья его учеников.
Автором разработан и внедрен в образовательный процесс на факультете естественнонаучного образования ОмГПУ курс по выбору «Здоровьесберегающий подход в обучении химии», целью которого является формирование естественнонаучных основ здорового образа жизни, основ культуры и философии здоровья учителя, знакомство с основными направлениями валеологизации школы, раскрытие роли и системы работы учителя химии в этом процессе.
Многолетний опыт реализации данного курса показал, что одним из условий его эффективности является индивидуализация образовательного процесса, которая обусловлена не только установками современной гуманистической парадигмы образования, но и спецификой основных категорий валеологии -«здоровье» и «здоровый образ жизни». При разработке методики реализации курса мы придерживались концепции здоровья, опирающейся на аксиологический подход. Среди показателей здоровья, выделенных в исследовании А.Г.Щедриной, значимыми для формирования культуры здоровья является уровень моральноволевых и ценностно-мотивационных установок личности [2]. Под здоровым образом жизни мы вслед за Л.Г.Смышляевой понимаем «индивидуально осознанный стиль жизнедеятельности человека, обеспечивающий готовность и способность решать проблемы собственной жизнедеятельности валеологически целесообразно и компетентно» [1, с. 27]. При таком подходе к пониманию здоровья выявляется связь здоровья с образом жизни через сферу разума. В связи с этим появляется необходимость создания педагогических условий для осознания каждым обучающимся своего стиля жизни в контексте проблемы здоровьесбережения. Остановимся на некоторых методических аспектах, способствующих реализации данного требования в рамках разработанного курса по выбору.
Одним из фундаментальных противоречий процесса обучения является несовпадение жизненного познавательного опыта обучающихся и учебного знания. Что касается проблемы здоровья, то у студентов (как, впрочем, и их будущих учеников) по многим вопросам есть своя точка зрения, обусловленная их субъектным опытом, не всегда совпадающая с научной. Поэтому обращение педагога к жизненному познавательному опыту обучающихся, есть обращение к его личности. Учитель несет детям не только систему знаний, он передает им свое мотивационно-ценностное отношение к этим знаниям. Когда педагог передает учебный материал через призму своего восприятия, своего личного опыта, он тем самым моделирует определенное отношение к этому материалу учащихся. Нами разработана методика использования жизненного познавательного опыта учащихся по вопросам здоровья, которая «проигрывается» на студентах, осмысливается и усваивается ими на основе уже имеющейся методической и психолого-педагогической подготовки.
216
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Кроме того, индивидуализация обучения осуществляется через такую форму самостоятельной работы как ведение дневника валеологического самоанализа. В начале курса студенты заводят такой дневник, где оформляются разделы: «Культура питания», «Гигиена тела», «Двигательная активность», «Вредные привычки», «Сексуальная культура» и др. В дневнике фиксируются наблюдения студентов за разными процессами собственной жизнедеятельности, их личные выводы, размышления, появляющиеся вопросы, перспективы. Безусловно, содержание дневника является личным достоянием студента и не проверяется преподавателем. Вместе с тем, такая работа способствует развитию рефлексии по проблеме индивидуального здоровья и стиля жизни и позволяет применить знания, полученные в вузе к решению проблемы здоровьесбережения.
Индивидуальному осмыслению стиля жизнедеятельности способствует также такая форма самостоятельной работы, как разработка и защита индивидуальных проектов. Тематика проектов формулируется ежегодно с учетом интересов каждого студента. Задача преподавателя - предложить выпускнику тему, соответствующую его индивидуальным особенностям и способствующую развитию мотивации к всестороннему изучению различных аспектов здоровья.
На наш взгляд, индивидуализация обучения в рамках данного курса по выбору содействует осмыслению и пониманию состояния организма, формированию собственного стиля жизнедеятельности студентов, что, в конечном счете, позитивно влияет на формирование культуры здоровья будущих учителей химии.
Список использованной литературы:
1. Смышляева Л.Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся. Омск: Диссертация...к.п.н. Омск, 1998. - 223 с.
2. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. - Новосибирск: Наука, 1989. -136 с.
© Н.А. Макарова, 2015
УДК 378.1; 371.3
Малышева Виктория Олеговна
студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация [email protected]
МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ИГРОВОЙ БЕСЕДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТРЕНЕРА ПО РЕГБИ
Аннотация
В статье отражена возможность определения и верификации педагогических условий профессиональной самоидентификации и самореализации тренера по регби в контексте использования метода включенного наблюдения и игровой беседы.
Ключевые слова
Гуманизм, культура самостоятельной работы, моделирование, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, педагогически условия, самоидентификация, самореализация, профессиональная самоидентификация тренера по регби, профессиональная самореализация тренера по регби.
217