Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая составляющая валеологического воспитания школьников как педагогическая проблема'

Здоровьесберегающая составляющая валеологического воспитания школьников как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1986
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH / HEALTHSAFETY / VALEOLOGICAL EDUCATION AND UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобылева О. В., Бобылева Л. Д.

В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования у школьников установок на здоровый образ жизни как составной части валеологического воспитания. Характеризуется теория и практика организации внеклассной работы по валеологическому воспитанию школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобылева О. В., Бобылева Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH THE SAVING UP COMPONENT OF VALEOLOGICHESKY EDUCATION OF SCHOOLBOYS AS THE PEDAGOGICAL PROBLEM

This article explores pedagogical aspects of the school facilities on healthy lifestyles as an integral part of valeological upbringing. Is the theory and practice of organizing extracurricular activities on valeological upbringing of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая составляющая валеологического воспитания школьников как педагогическая проблема»

Актуальные проблемы здоровьесберегающей педагогики

О.В. Бобылева, Л.Д. Бобылева

Здоровьесберегающая составляющая валеологического воспитания школьников как педагогическая проблема

В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования у школьников установок на здоровый образ жизни как составной части валеологического воспитания. Характеризуется теория и практика организации внеклассной работы по валеологическому воспитанию школьников.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, здоровьесбережение, ва-леологическое образование и воспитание.

Здоровье нации является неотъемлемой частью общественного богатства и ключевым ресурсом развития государства, а показатели состояния здоровья населения - важным критерием развития общества. Ежегодные государственные доклады о состоянии здоровья населения - это результат постоянного наблюдения за здоровьем нации и ходом исследований в области формирования и укрепления здоровья населения. Особое внимание уделяется здоровью молодежи. По данным медицинских исследований, только 40% школьников можно назвать практически здоровыми [9]. Отмечается повышение уровня общей заболеваемости. Тревогу вызывают болезни органов дыхания, костно-мышечной, нервной, эндокринной систем, болезни органов зрения. Большая часть заболеваний относится к школьной патологии, способствующей нарушению умственного и физического развития детей и подростков. Причиной снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе. Это порождается множеством факторов, характеризующих современную

Актуальные проблемы здоровьесберегающей педагогики

школу: чрезмерные учебные нагрузки, новые предметы при сокращенной учебной неделе, увеличение учебной информации, резкое сокращение двигательной активности, низкий уровень благоустройства школ, низкое качество питания школьников, учебные занятия в две смены [7]. В связи со сказанным, укрепление здоровья детей, формирование у школьников ценностного отношения к своему здоровью, формирование устойчивых представлений о недопустимости вредных привычек стали главными задачами педагогов. К сожалению, в отечественной педагогической практике до сих пор не удается решить эту социально-педагогическую задачу, о чем свидетельствует тенденция возрастания числа детей с ослабленным здоровьем, не способных противостоять вредным привычкам.

Здоровый образ жизни в современных социально-экологических условиях стал непременным условием выживания людей. Человек в отношении здоровья может следовать разным моделям поведения: сберегающим, созидающим, разрушающим здоровье. Чем полнее будет реализована воспитательная функция образования, тем большее количество учащихся избежит разрушающих здоровье моделей поведения. Обеспечение детского здоровья - главная задача государства. Здоровый ребенок - проблема не только медицинская, но педагогическая. Педагогические аспекты формирования у учащихся готовности к здоровому образу жизни нашли отражение в фундаментальных исследованиях В.А. Ананьева, М.Я. Виленского, П.Т. Лесгафта, в работах Р.И. Айзмана, Э.Н. Кази-на, Т.П. Романенко, в статьях методистов Л.В. Борисовой, Э.Н. Вайнер, О.С. Васильевой, Л.В Ковтун, Н.В.Самусевой, А.В.Сухаревой а также специалистов в области экологического воспитания школьников И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и др. Таким образом, проблема формирования у школьников интереса и стремления к здоровому образу жизни, формирования его навыков является составной частью валеологического воспитания и актуальной педагогической проблемой.

В 1987 г. И.И. Брехман выпустил первую монографию по проблеме, в которой утверждалось, что наука о здоровье должна быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, медицины, теории и практики физической культуры и других наук [3]. Возникновение валеологии, по мнению академика РАМН В.П. Казначеева, - это прорыв российского интеллекта в науках о здоровье.

Предмет изучения валеологии - сфера здравствования человека. Основными проблемами валеологии являются: здоровье как биосоциальная категория, механизмы формирования здоровья, методы определения конституциональных особенностей индивида, методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида, практические

способы сохранения и укрепления здоровья, теория и методика валеоло-гического образования.

Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни. Цель валеологии -вооружение человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями об оздо- аль

ровлении организма. Валеология объединяет усилия медиков, биологов, и

философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье, а также валеопрак-тических (оздоровительных) технологий. Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья. Это перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе чело-векознания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы «Человек и его здоровье» валеологические знания приобретают особое значение в воспитании школьников. В рамках национального проекта «Здоровье» с 2009 г. основным направлением стала программа формирования здорового образа жизни у россиян.

Процесс формирования у детей установки на здоровье и культуру здорового поведения предполагает наличие целенаправленной и управляемой обществом системы образования (Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко,

Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, Г.А. Кураев, Л.В. Нестерова и др.). А.Г. Сухарев обращает внимание на то, что определяющую роль в обучении ЗОЖ играет образовательная среда [15]. Механизм формирования и укрепления здоровья детей обязан включать социально-экономические и психофизиологические мероприятия. В основу повышения уровня здоровья подрастающего поколения должно быть положено формирование у человека культуры здоровья, базирующейся на валеологическом образовании [5].

Валеологическое образование должно начинаться в дошкольном и младшем школьном возрасте. Начатое в раннем детстве формирование приоритетного отношения к своему здоровью должно «сопровождать» человека до наступления его физиологической и социальной зрелости [1].

В таком случае следует говорить о необходимости непрерывного валео-логического образования, основы которого уже имеют свое методологическое обоснование.

Валеологическое воспитание представляет собой процесс формирования у человека целенаправленных установок на здоровье и здоровый образ жизни как условие его самореализации.

Валеологическое просвещение призвано вооружить человека знанием и умением формировать здоровье и здоровый образ жизни, а также пониманием роли и места здоровья как приоритетной жизненной ценности [4].

технологии

Актуальные проблемы здоровьесберегающей педагогики

Э.М. Казин и Н.А. Заруба указывают на эффективность воздействия педагогическими средствами на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека [8]. В настоящее время уже можно говорить о том, что в стране сложилась последовательная и обоснованная система валео-логического образования. Как отмечает Л.В. Борисова, основные задачи, стоящие перед валеологическим образованием, следующие:

- воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека;

- обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использование возможностей организма и естественных средств оздоровления [2].

Особая роль в реализации эффективного валеологического образования отводится учителю. В воспитании культуры человека усилия педагога должны быть направлены на формирование у учащихся жизненной мотивации на здоровье и обучение их основам здорового образа жизни. Поэтому задачами участия учителей в валеологическом образовании, по мнению Э.Н. Вайнера, можно считать:

- формирование правильного представления о роли здоровья в реализации личностного потенциала человека и в его гражданском становлении;

- обучение основам формирования здоровья - здоровому образу жизни [5]. Средствами решения этих вопросов в профессионально-педагогической деятельности учителя могут быть: включение элементов воспитания культуры здоровья в преподавании учебных дисциплин, личный пример учителя, воспитательные мероприятия и т.д.

Ряд исследователей предпринимали попытку определить содержание здоровьесберегающего образования школьников различных возрастных групп. Так, Т.П. Романенко в исследовании «Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях “открытой” школы» предлагает осуществить валеологизацию и экологизацию основных предметов школьного курса посредством включения элементарных знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни, здоровой окружающей среде и вредных для человека физических, химических и биологических факторах, а также проведения индивидуальной эколого-валеологической работы с учениками (кружки, клубы, спортивные секции, коррекционные группы), открытия школы здоровья для родителей, педагогов и вспомогательного персонала [11]. Проблему формирования стремления к здоровому образу жизни у девочек-старшеклассниц в процессе занятий по физической культуре и основам медицинских знаний изучала Г.И. Власюк [6].

Все чаще ученые обращаются к вопросам валеологизации различных школьных дисциплин. Так Л.Г. Смышляева раскрывает условия реализации валеологического подхода при обучении химиим [14], З.И. Тюмасева исследует возможности курса биологии в валеологическом образовании школьников разного возраста [16]. Л.П. Пикалова исследовала проблему формирования здорового образа жизни подростков на обыденном и теоретическом уровнях [10]. Проблему формирования у школьников интереса к здоровому образу жизни в ходе экологического воспитания рассматривают в своих работах И. Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.

Н.В. Самусева в своем исследовании определяет концептуальные основы формирования ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни, включающие представления о трехкомпонентной структуре здорового образа жизни; определение объектов формирования ценностного отношения (физический, духовный и социальный аспекты здорового образа жизни); характеристику содержания ценностного отношения личности к здоровому образу жизни (определяемого как осознанная, позитивно эмоционально окрашенная позиция личности, действенным выражением которой является высокий уровень свободы от внешних воздействий, устойчивое предпочтение здоровьесберегающего поведения); выделение механизмов его развития (оптимистический стиль жизни семейного и школьного коллектива, осознание подростками взаимосвязей бытийных ценностей и здорового образа жизни и др.); общие принципы формирования исследуемого процесса (культуросообразности, природосообразности, жизнетворчества, гуманистической позиции педагога по отношению к учащимся) [12; 13].

Однако в педагогических исследованиях проблема формирования ценностного отношения воспитанников к здоровому образу жизни, создающего у них внутреннюю мотивацию к здоровьесберегающему поведению, оказалась недостаточно разработанной.

Э.Н. Вайнер и И.А. Растворцева отмечают, что, несмотря на активные исследования последних лет в области валеологии и формирования у школьников интереса к здоровому образу жизни, исследователям и учи-телям-практикам приходится учитывать ряд негативных обстоятельств, препятствующих реальному воплощению передовых идей валеологичес-кого воспитания:

- в стране не существует последовательной и непрерывной работы системы обучения здоровью;

- в настоящее время санитарно-просветительская работа ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний;

технологии

Актуальные проблемы здоровьесберегающей педагогики

- в стране отсутствует «мода на здоровье», мало уделяется внимания

- в стране отсутствует «мода на здоровье», мало уделяется внимания

вопросам формирования культуры отдыха, где особый акцент делался

на его активных формах [4].

Одним из важнейших звеньев в системе формирования валеологиче-ской культуры школьников является воспитание у них интереса к здоровому образу жизни, формирование необходимых знаний и ценностных ориентаций, стремления воплощать имеющиеся знания в жизнь, формирование навыков и привычек здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Здоровый образ жизни специалисты делят на две составляющие: первая - активная, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья; вторая - та, при которой человек старается не допустить привития вредных привычек, которые отрицательно влияют на состояние здоровья.

Воспитание интереса к здоровому образу жизни у школьников предполагает включение оздоровительного компонента в содержание всех учебных предметов, а также использование потенциала внеурочной, внеклассной воспитательной и внешкольной работы во всем богатстве содержания и многообразия форм. Основная задача учителя состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению своего здоровья, научить ими пользоваться. Работа по формированию у школьников интереса к здоровому образу жизни должна представлять собой систему, включающую воспитывающую оздоровительную среду (природу, рекреационные уголки, режим дня, полноценное питание), участников (воспитателей, родителей и детей, медработников, специалистов), а также разнообразные виды деятельности, нацеленные на формирование необходимых для сохранения здоровья знаний и навыков. При этом содержание работы должно обеспечивать движение от здоровьесберегающей мотивации к здоровьесберегающему поведению. Во многих школах мероприятия по эколого-валеологическому воспитанию обучающихся не ограничивается только работой с детьми. Она дополняется эколого-валеологическим просвещением родителей, работой с педагогическими кадрами, диагностическими исследованиями, организационнометодической работой. Сложившаяся система помогает решать воспитательные проблемы комплексно и эффективно. В ряде школ система работы по оздоровлению школьников включает разные направления.

1. Работа с педагогическими кадрами (анкетирование, организация походов, посещение бассейна, семинары для классных руководителей, разработка методических рекомендаций «Как сохранить свое здоровье», памяток, сценариев, конспектов и др.).

2. Работа с обучающимися (проведение уроков здоровья, бесед, лекций, тестирования, викторин, психологических уроков-бесед, проведение дней здоровья, экскурсий в парк, лес, работа кружков, клубов, исследовательских групп и др.).

3. Работа с родителями (проведение тематических родительских

собраний, выпуск стенгазет и санбюллетеней, диспуты, встречи с меди- аль

цинскими работниками, индивидуальные беседы и др.). При этом необхо- о

димо привлекать родителей к активному участию в жизни школы, класса:

к организации экскурсий, проведению занятий кружка, отдельных мероприятий, спортивных праздников, вечеров, к выпуску газет, к участию в походах. Родителям оказывается помощь по организации оздоровительной работы в семье. Они должны иметь представление о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребенку освоить их.

4. Диагностические исследования (тесты, анкетирование, мониторинг заболеваемости учащихся - проводятся согласно плану развития школы).

5. Организационно-методическая работа (разработка памяток, рекомендаций, мониторингов, работа методико-психолого-педагогического Совета по организации здорового образа жизни).

Традиционно в школах проводятся отдельные валеологические мероприятия классными руководителями: «Суд над алкоголем», классные часы «Гигиена подростка», «Кожа - зеркало здоровья», «Лекарственные растения», конкурсы по изготовлению блюд из овощей и фруктов «Осенняя фантазия», туристические походы «В лес за здоровьем», «Доктора природы», выпускаются стенгазеты и санбюллетени «Профилактика гриппа и простудных заболеваний» и др.; проводится тестирование детей и их родителей по здоровому образу жизни; диспуты «Нужно ли соблюдать здоровый образ жизни?»; семинары для педагогов школы по организации здорового образа жизни среди учащихся. Важное место в системе валеологического воспитания отводится изучению влияния окружающей природной среды на здоровье человека.

Однако наибольший педагогический эффект достигается в том случае, если работа со школьниками ведется систематически в рамках детских объединений. Одной из таких эффективных форм работы по воспитанию у школьников стремления к здоровому образу жизни является школьный эколого-валеологический клуб, объединяющий усилия педагогов, психологов, родителей, школьных медработников, специалистов. Особенность работы клуба - использование при проведении занятий наряду с традиционными оздоровительными средствами и профилактическими мероприятиями нетрадиционных форм, средств и методов. Основная задача

технологии

Актуальные проблемы здоровьесберегающей педагогики

работы клуба - валеологическое просвещение и оздоровление школьников. Она представлена взаимосвязанными аспектами:

- воспитательный, состоящий в воспитании у школьников ценностного отношения к своему здоровью, пробуждения стремления следовать здоровому образу жизни;

- обучающий, состоящий в обучении подростков нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации;

- оздоровительный, состоящий в профилактике вредных привычек. Содержание работы клуба отражает валеологическую, экологическую,

биологическую, эколого-эстетическую направленность и может быть отражено в двух разделах: теоретическом, формирующем здоровьесберегающую мотивацию и систему знаний о здоровом образе жизни, и практическом, обеспечивающим овладение умениями и навыками ведения здоровой жизнедеятельности. В содержание работы клуба целесообразно включить ряд блоков: «Природа и здоровье человека», «Здоровый образ жизни», «Нет - вредным привычкам!»

Особое внимание должно уделяться отбору содержания отдельных воспитательных мероприятий. Такие мероприятия должны быть не только информационно насыщенными, но и эмоционально окрашенными. Целесообразно использование ярких примеров, образов, достойных стать образцом для подражания. Содержание блока «Природа и здоровье человека» могут составить темы: «Глобальные экологические проблемы», «Состояние атмосферы и здоровье человека», «Состояние воды и здоровье человека», «Радиационное загрязнение среды и здоровье человека», «Шум и здоровье человека», «Электромагнитное загрязнение среды и здоровье человека», «Растения и здоровье человека», «Сохранив природу - сохраним здоровье» и др. Главная цель этого блока - формирование установок на сохранение природы как условие выживания человечества.

Блок «Здоровый образ жизни» включает информацию о пользе традиционных и нетрадиционных способов оздоровления, например, бани, физкультуры, о таких малоизвестных школьниках направлениях оздоровления, как литотерапия, фитотерапия, ароматерапия, о гимнастиках джу-ши, у-шу, методиках массажа, закаливания, о системе оздоровлении П.К. Иванова «Детка», о правильном питании и др. Целью этого блока является формирование мотивации к здоровому образу жизни, убеждения в необходимости сохранения и укрепления здоровья как высшей ценности человека. В круг нетрадиционных оздоровительных мероприятий целесообразно включить комплекс специальных методов и средств на основе использования дыхательной гимнастики Л.Н. Стрельниковой, подвижных игр оздоровительного характера по В. Л. Страковской;

методики ароматерапии, уроки танцетерапии, организовать работу школьного фитобара.

Блок «Нет - вредным привычкам!» нацелен на проведение превентивных мероприятий по предупреждению проявления у школьников интереса и тяги к спиртному, наркотикам, курению. В содержании работы большое внимание уделяется профилактике СПИДа, токсикомании, вене- аль

рических заболеваний. и

Эффективная реализация программы работы клуба требует использования разных видов занятий:

- занятия по физической культуре с валеологической направленностью;

- гигиенические и физкультурно-оздоровительные мероприятия;

- индивидуальные и индивидуально-групповые занятия по заданию и под контролем педагога;

- самостоятельные занятия по заданию и под контролем педагога;

- занятия с родителями;

- занятия с воспитателями по программе валеологического образования. Пробуждение у школьников интереса к здоровому образу жизни в значительной степени стимулируется использованием различных форм проведения занятий в клубе. В соответствии с возрастом детей это могут быть лекции, беседы, пресс-конференции, экскурсии в аптеку, заочные путешествия на «Поезде здоровья», фитобары, тренинги, спортивно-развлекательные соревнования, встречи со специалистами. При проведении мероприятий учитывается воздействие на все сферы личности, поэтому используется комплекс средств воздействия: фильмы, слайд-презентации, музыка, произведения живописи, игры.

Опыт школ убеждает в том, что интерес и стремление к здоровому образу жизни у подростков успешно формируется во внеклассной воспитательной работе при условии использования разнообразных форм, средств и методов, интересного содержания и сочетания теоретических и практических занятий со школьниками.

Библиографический список

1. Айзман Р.И. Педагогическая и медицинская валеология // Валеология.

1997. № 2. С. 23-26.

2. Борисова Л.Е. Здоровый ребенок - хороший ученик // Начальная школа.

2000. № 9. С. 97-97.

3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987.

4. Вайнер Э.Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология.

2004. № 2. С. 58-59.

технологии

Актуальные проблемы здоровьесберегающей педагогики

5. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учеб. Липецк, 1998.

6. Власюк Г.И. Учнівське самоврядування у формуванні здорового способу життя засобами фізичноі культури // Фізичне виховання в школі. 2002. № 2. С. 38-42.

7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. СПб., 2002.

8. Казин Э.М., Заруба Н.А. Методологические и организационные проблемы формирования здоровья в системе образования // Валеология. 1996. № 1. С. 28-34.

9. Катаева А. Н. Охрана здоровья школьников: взаимодействие педагогов и родителей. Мичуринск, 2007.

10. Пикалова Л.П. Психология формирования здорового образа жизни подростков: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.

11. Романенко Т.П. Формирование здорового образа жизни учашдхся в условиях «открытой» школы. М., 2000.

12. Самусева Н.В. Формирование опыта сберегающей здоровье деятельности у подростков // Здоровье человека: Материалы 3-го Междунар. конгресса валеологов. Санкт-Петербург, 23-25 апр. 2002 г. СПб., 2002. С. 175-176.

13. Самусева Н.В. Подросток и ЗОЖ: методические рекомендации для классных руководителей. Мн., 2005.

14. Смышляева Л. Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся: Дис. . канд. пед. наук, 1998.

15. Сухарев А.Г. Здоровье и школа: проблемы, пути решения // Актуальные проблемы валеологии в образовании. М., 1997. С. 47-48.

16. Тюмасева З.И. Валеология и образование: проблемы и решения. Челябинск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.