Научная статья на тему 'Формирование культуры отношений у детей младшего школьного возраста в условиях дол'

Формирование культуры отношений у детей младшего школьного возраста в условиях дол Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ / КОЛЛЕКТИВНО ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мягкова Виктория Вячеславовна

В данной статье рассматривается понятие «культура отношений». Обоснована необходимость формирования культуры отношений в младшем школьном возрасте. Приведены примеры коллективно творческих дел и других мероприятий, направленных на улучшение культуры отношений младших школьников в условиях ДОЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры отношений у детей младшего школьного возраста в условиях дол»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

материалами своей работы на классных часах перед сверстниками, школьниками младшего возраста, перед родителями, на педагогических советах, организовывать флешмобы и т.д.

При проведении конференций разного уровня, семинаров, встреч формируется молодежная интеллектуальная среда, где созревает мода быть здоровым, некурящим, непьющим и спортивным. Школьники-исследователи по мере укрепления уверенности в своей правоте становятся влиятельным ядром в своем классе, значимой группе.

Эти и другие особенности исследовательской деятельности обучающихся в сфере здоровья позволяют считать ее высокопродуктивной формой воспитания культуры здоровья в молодежной среде.

Организация исследовательской деятельности может осуществляться на уроке, в качестве домашнего задания, во внеурочное время, на занятиях элективных курсов, при написании исследовательских проектов, участии в конкурсах, научно-практических конференциях. Задания с валеологическим содержанием исследовательского характера можно предложить школьникам как в самом начале их знакомства с химией, так и на протяжении всего процесса обучения [3].

Например, задача, которую можно использовать на уроке по теме «Жиры: как экспериментально определить старое растительное масло? Для ее решения необходимо актуализировать знания о том, что в состав жидких растительных масел входят непредельные кислоты, способные обесцвечивать бромную воду. По мере старения масла за счет реакций окисления двойные связи в радикалах непредельных карбоновых кислот подвергаются деструкции. Поэтому старое растительное масло не будет реагировать с бромной водой. Такое масло не рекомендуется использовать в пищу. На других занятиях можно исследовать кисломолочные продукты на присутствие в них молочный кислоты, овощи на наличие нитратов, питьевую и промышленную воду на содержание тяжелых металлов, определить щелочность мыла, шампуней и др.

На наш взгляд, организация исследовательской деятельности здоровьесберегающей направленности в школьном курсе химии способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе - оригинальных и нестандартных, развитию способностей к переносу знаний в новые условия, что создает благоприятный фон для развития мотивации учения и ценностного отношения к здоровью.

Список использованной литературы:

1. Макарова Н.А. Формирование химико-валеологических знаний в курсе органической химии средней школы. Омск: Диссертация...к.п.н. Омск, 1997. - 232 с.

2. Смышляева Л.Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся. Омск: Диссертация.к.п.н. Омск, 1998. - 223 с.

3. Чернобельская Г.М., Суханова Ц. Ю. Реализации связи химии с валеологией при решении учебных проблем// Химия в школе. - 2001. -№ 8. - С. 18-22.

© Н.А. Макарова, 2015

УДК 371.8.061

Мягкова Виктория Вячеславовна

Бакалавр, г.Москва, РФ E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОЛ

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие «культура отношений». Обоснована необходимость формирования культуры отношений в младшем школьном возрасте. Приведены примеры коллективно

273

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

творческих дел и других мероприятий, направленных на улучшение культуры отношений младших школьников в условиях ДОЛ.

Ключевые слова

Культура отношений, коллективно творческое дело

Ребенок, живя в социуме, постоянно находится во взаимодействии с окружающими, поскольку общение охватывает все стороны общественной жизни и любой вид человеческой деятельности, он постоянно вступает в отношения с окружающими людьми. А формирование культуры отношений младших школьников подготовит их к установлению и реализации различных по характеру отношений. Фундамент, заложенный в этот период, определяет гармоничное развитие личности в частности, государства в целом, и кардинально может изменить жизнь ребенка.

Под термином «культура отношений» понимается совокупность качественных характеристик личности ребенка, раскрывающих характер межличностного взаимодействия младших школьников, формирующих позитивный социальный опыт и поведение [1, с. 71].

Нельзя говорить о том, что внеурочной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании культуры отношений учащихся, так как эта миссия возложена на общеобразовательную школу, как основное звено системы воспитания подрастающего поколения. Но с уверенностью можно утверждать о значимости в этом процессе системы дополнительного образования. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) является прекрасной площадкой для формирования культуры отношений младших школьников.

Технология коллективного творческого дела (КТД), обогащает коллектив и личность социально ценным опытом. Так же она позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие моральные человеческие качества, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД) было введено Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта. Позже это понятие слегка изменялось и дополнялось, но суть оставалась неизменной. Сейчас это особая форма воспитательной работы, которая достаточно широко и успешно применяется во внеурочной деятельности, том числе в ДОЛ.

По общему замыслу, КТД предполагает участие каждого члена коллектива во всех этапах организации этой самой деятельности (от планирования до анализа) и представляет собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи».

Организовав разнообразную, эмоциональную, творческую, личностно и общественно значимую КТД детей, воспитатель (педагог, воспитатель, вожатый) напрямую будет способствовать развитию личности каждого ребенка и благополучной социализация детей в целом. А это, в свою очередь и есть фундамент культуры отношений.

Для формирования культуры отношений у младших школьников в условиях детского лагеря следует проводить следующие КТД, направленные на:

1) создание и сплочение детского коллектива;

2) снижение грубости, жестокости и повышение культуры общения;

3) целенаправленное создание ситуаций способствующих проявлению доброты и заботы о человеке;

4) развитие умения слушать, слышать и договариваться.

Данные мероприятия проводятся обычно в три этапа (которые совпадают с этапами становления детского коллектива):

Первый этап - становления и первоначального сплочения детского коллектива.

Второй этап - стабилизация неформальных групп.

Третий этап- этап конструктивного сотрудничества.

После каждого этапа проводится «вече» и ежедневно проходят «свечки» - сборы всего отряда, направленные на получение рефлексии. На свечках дети делятся своими эмоциями, пожеланиями, отмечают особо запоминающиеся моменты. На вече обсуждаются дальнейшие направления совместной деятельности, основные замечания и проблемы, выявленные по ходу работы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Вот примерный перечень КТД и сопутствующих мероприятий, направленных на развитие культуры отношений у детей младшего школьного возраста, проводимых в ДОЛ:

«Снежный ком»: Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.

«Я беру с собой в поход»: Участники встают в круг. Начинает игру первый участник, называя своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход. Ведущий начинает: " Меня зовут Виктория, я беру с собой вилку". Всем участникам необходимо догадаться о том, что предмет должен начинаться с той же буквы, с какой и имя. Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно. При этом все имена проговариваются хором.

«Молекула»: Участники изображают хаотичное движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде вожатого: " Молекула-2, молекула-3 и т. д.", игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: "Молекула свободна", участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра продолжается. Так же можно сказать «Молекулы по цвету волос\глаз\месяцу рождения и т.д.» как признак объединения молекул.

Игра на знакомство с лагерем: «Найди клад». Отряд выдвигает кандидатуру лидера, который будет читать задания и идти впереди колонны. Весь отряд берется за руки. Лидеру выдаётся листок с заданиями и карандаш. На листе вопросы, связанные с территорией, порядками, работниками лагеря и т.д. Например: как зовут директора \ как зовут вожатого 1 отряда \ в каком кабинете сидит медицинский работник \ сколько на территории лагеря скамеек \ сколько зданий на территории лагеря \ во сколько подъем у 2 отряда \ во сколько отбой у 3 отряда \ время тихого часа и обеда и т.д. Условия: на вопросы отвечать по порядку. Руки не разжимать (а если разжимать, то стоять на месте всем отрядом). Не бегать и не дергать за руки. За территорию лагеря не выходить. В итоге с последним вопросом отряд приходит к вожатому, он проверяет ответы и говорит, что клад находится в столовой и ждёт, пока его съедят (время полдника \ ужина \ обеда).

«Мой талант» - КТД направленное на устранение психологических барьеров у детей, повышение их самооценки, давало возможность детям раскрыть свои таланты перед другими членами отряда. В данном КТД участвует весь отряд. На этапе планирования дети продумывают очередность, время выступлений. Устанавливают определенные правила и регламент. На этапе подготовки каждый из членов отряда репетирует, производит подбор реквизита, костюмов и т.д. На этапе осуществления дается отрядный концерт. На этапе рефлексии, на вечерней свечке, озвучиваются эмоции, пожелания, разобраны недочеты и т.д.

«Тайный друг» - мероприятие, направленное на сплочение коллектива, и чтобы никто не чувствовал себя забытым или отверженным. Каждый на бумажке пишет свое имя, так чтобы было понятно, чья это записка. Все записки складываются в одну ёмкость, перемешиваются. После этого каждый берет себе одну записочку, и никому ее не показывает. Вожатый следит, чтобы никто не вытащил «самого себя». С этого момента тот человек, который написан на бумажке, становится тайным другом. Вы должны все время, постоянно и методично дарить ему подарки (самодельные), оказывать знаки внимания, писать записочки, желать приятного аппетита и спокойной ночи, вы должны обеспечить ему комфорт и хорошее настроение. Но все это нужно сделать так, чтобы он ни за что не догадался, кто его тайный друг. Можно передавать послания через других. В конце игры каждый раскрывает, кто у кого был тайным другом.

«Ромашка» - мероприятие, направленное на акцентирование положительных качеств каждого участника детского коллектива. Из бумаги делается ромашка, на лепестках которой с обратной стороны написаны «категории» - характеристики, которые могут подойти почти любому человеку. Например: добрый, веселый, отзывчивый, умный, красивый и т.д. Каждый по очереди отрывает листок и вручает его одному из участников, которого он считает самым достойным в этой категории. Затем тот, кому вручили листок, отрывает следующий и т.д. Важно - нельзя дарить одному человеку больше одного листка.

«Я умею делать так» - мероприятие, направленное на сглаживание «узконаправленности» активности детей в коллективе. Участники встают в круг, определяется категория (например: спорт, эмоция, движение

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

танца, животное и т.д.), и все по очереди показывают какое-то действие, связанное с этой категорией. Все стоящие в кругу должны повторить то, что он показал.

«Странный час» - мероприятие, направленное на укрепление взаимодействия между членами детского коллектива. Утром рассказываются правила игры. Потом по мере всего дня объявляются несколько «странных часов», когда на протяжении всего такого часа все действия должны производиться как-то необычно. Например: «час мимов» - необходимо объясняться со всеми только с помощью мимики и жестов, «час тройняшек» - все нужно делать по три человека одновременно, «час рыцарей и придворных дам» - все действия нужно выполнять как можно грациознее, разговоры высокопарны и т.д.

«Хор а капелла» - В данном КТД участвует весь отряд в разных ролях. Первая группа отвечает за репертуар, костюмы, сценарий выступлений, реквизит. Вторая группа - сам хор. Подбираются и девочки и мальчики с различными тембрами голосов и вокальными возможностями. Третья группа отвечает за «воссоздание музыки» - хлопать, топать, стучать по различным поверхностям, издавать различные звуки и т.д. На этапе планирования дети разделяются на эти три группы, обозначают направления работы хора, его особенности и т.д. На этапе подготовки проводятся репетиции, подбор реквизита, костюмов и т.д. На этапе осуществления дается концерт хора перед всем лагерем. На этапе рефлексии, на вечерней свечке, озвучиваются эмоции, пожелания, разобраны недочеты и т.д. Данное КТД хорошо тем, что нет необходимости в аппаратуре (музыке), это редко и необычно, а так же, петь могут даже те, чьи вокальные возможности далеко не идеальны.

«КВН» - КТД с основательной подготовкой. Участвует весь отряд. Общелагерное. Дети делятся на саму команду, и организаторов (во время выступления-болельщики). Предварительная подготовка команд:

1. Название команды.

2. Выбор капитана.

3. Визитка «Жизнь Обычного Пионера», 5 минут.

4. Разминка: вопросы должны начинаться с фразы «А что если в лагере...» 3 вопроса от команды.

5. Конкурс капитанов: рассказ на тему «Лагерь - страна чудес», форма произвольная, 1 минута.

6. Музыкальный конкурс «Однажды.», 5 минут.

Предварительная подготовка организаторов КВН:

1. Ведомости.

2. Таблички с цифрами, для оценки команд.

3. Призы.

4. Подбор музыкального оформления: заставка КВН, песни с летней тематикой.

5. Проведение жеребьёвки.

6. Лист с последовательностью выступлений, вывешивается на видном месте.

7. Творческие номера для музыкальных пауз /3-4/

8. Плакаты и речевки в поддержку своей команды.

Рефлексия проводится на вечерней свечке после проведенного мероприятия.

«Научи другого» - КТД направленное на улучшение взаимодействий и понимания между детьми. На этапе планирования каждый решает, чему он может научить остальных, выбирает место для своего кружка, выбирает «рабочее время» для того, чтобы у членов этого кружка была возможность посетить и остальные. На этапе подготовки каждый делает афишу своего кружка, подбирает необходимые инструменты, рекламирует его. Рефлексия проводится на вечерней свечке.

«Послание потомкам» - мероприятие, с дальней перспективой. В одну баночку, оставляемую в лесу на границе лагеря, кладутся пожелания для детей со следующей смены. Так же в красивые конвертики пишутся пожелания и прячутся по корпусу и остальной территории лагеря. Проводится в последний день смены.

Итогом всех этих мероприятий был сплоченный детский коллектив, каждому ребенку удалось установить контакт с другими членами отряда, за всю смену было очень мало конфликтов, драк и других отрицательных проявлений культуры отношений.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что технология КТД действительно направлена на улучшение культуры отношений, что немало важно. Развивайте её в детях и Вы получите добрых и отзывчивых ребят.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — С.71.

2. Полякова, Л.В. Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе: Монография / Л. В. Полякова. Москва, 2010. - 192с.

© В.В.Мягкова, 2015

УДК 378

Овчаренко Ольга Игоревна

канд. техн. наук, доцент ТИУиЭ, г.Таганрог, РФ E-mail: [email protected]

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ БАСКЕТ-МЕТОД КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В работе рассмотрен модифицированный баскет-метод для изучения дисциплин, связанных с использованием информационных технологий. Данный подход позволяет существенно повысить уровень усвоения материала и сформировать необходимые будущему специалисту компетенции.

Ключевые слова

Образовательные технологии, баскет-метод, информационные технологии, системы электронного

документооборота.

Задача преподавателя в современных условиях заключается в том, чтобы не только дать студенту определенные знания, но и развить практические навыки, необходимые квалифицированному специалисту. А для этого преподавателю необходимо четко планировать цель обучения, и для ее достижения выбирать эффективные образовательные технологии, практической направленности. Отправной точкой при выборе преподавателем образовательной технологии должен быть конечный результат, который достигается при ее использовании [1, с.82]. Тот факт, что только при правильном выборе преподавателем образовательных технологий и путей освоения учебного материала можно обеспечить высокое качество образования, подчеркивает актуальность проведенных в работе исследований.

Рассмотрим, как повысить уровень усвоения материала и обеспечить формирование необходимых компетенций, расширив возможности баскет-метода применением информационных технологий. «Традиционный» баскет-метод (разбор деловых бумаг, корреспонденции) предполагает работу с документами, относящимися к деятельности какого-либо предприятия или учреждения. Студенты выполняют роли сотрудников, которым необходимо разобрать различные документы (входящие, исходящие, внутренние), принять по некоторым решения в зависимости от должностной инструкции и полномочий, которыми они наделяются в начале занятия. Но поскольку сегодня все больше предприятий переходит на использование систем электронного документооборота (СЭД), то актуальной становится задача подготовки специалистов, знающих информационные технологии и владеющих кроме профессиональных знаний основами работы с СЭД. Сценарий проведения интерактивного занятия строится следующим образом: предварительно, до проведения занятия в СЭД создается организационная структура предприятия, включающая подразделения и должностные лица; разрабатываются правила документооборота, создаются кабинеты, владельцами которых являются сотрудники подразделений Руководство и Канцелярия, а также начальники соответствующих отделов. Между студентами распределяются роли: при этом каждый обучаемый может взглянуть на ситуацию с разных сторон - побывать и в роли секретаря и в роли директора предприятия. Преподаватель отправляет в адрес студентов - «должностных лиц предприятия» различные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.