УДК 37.0 35 ББК Ч420.052.6
ГСНТИ 14.25.01
Код ВАК 13.00.01
О. С. Рабовская
Первоуральск
В. Д. Ширшов
Екатеринбург
ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правомерное поведение; правовая среда; правила поведения; конфликт; зал электронной правовой информации; дебаты; учебно-правовая экскурсия.
АННОТАЦИЯ. Ставится проблема модернизации правовой среды в общеобразовательной школе. Дается характеристика правомерного поведения учащихся. Формирование правомерного поведения начинается с корректировки правил поведения учащихся и трудового коллектива школы. В школьной библиотеке был создан зал электронной правовой информации. В школе была организована предпрофильная подготовка на практических занятиях в виде проведения дебатов, учебно-правовых экскурсий.
O. S. Rabovskaya
Pervouralsk
V. D. Shirshov
Ekaterinburg
MODERNIZATION OF THE LEGAL ENVIRONMENT IN THE COMPREHENSIVE SCHOOL
KEY WORDS: lawful behaviour; the legal environment; behaviour rules; the conflict; a hall of the electronic legal information; debate; uchebno-legal excursion.
ABSTRACT. In article the problem of modernisation of the legal environment in a comprehensive school is put. The characteristic of lawful behaviour of pupils is given. Formation of lawful behaviour begins with updating of rules of behaviour of pupils and labour collective of school. In school library the hall of the electronic legal information has been created. At school preprofile preparation on a practical training in the form of carrying out of debate, uchebno-legal excursions has been organised.
В
спышки молодежного экстремизма, рост конфликтов на почве национальной вражды и расовой неприязни показали необходимость разработки комплексной системы формирования правомерного поведения подрастающих поколений. Под правомерным поведением мы понимаем систему действий человека в сфере социально-правового регулирования отношений с внешней средой, основанную на сознательном усвоении, исполнении и подчинении правовым нормам.
При этом систему формирования правомерного поведения нельзя отождествлять ни с правовым обучением, ни с программами профилактики правонарушений и преступлений в молодежной среде. В настоящее время в регионах России насчитывается более 240 таких программ. Один из очевидных их результатов — снижение подростковой преступности. Благодаря предпринимаемым усилиям, подростковая преступность в 2010 г. снизилась на 17,1%, а ее удельный вес в общей структуре стал самым низким за последние 15 лет. Сократилось и число случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий — более чем на четверть и на треть соответственно [3]. Однако положение с подростковой преступностью вызывает тревогу. Так, в 2010 г. в Свердловской области зафиксирован рост уличной подростковой преступности на 4%, а повторной — на 8,9%.
Для обеспечения эффективности процесса формирования представлений о правомерном поведении у учащихся необходимо модернизировать правовую среду образовательного учреждения [2].
Термин «правомерная среда образовательного учреждения» — это комплекс социально-педа-
© Рабовская О. С., Ширшов В. Д., 2012
гогических, социально-психологических и психо-лого-педагогических условий правомерной деятельности всех участников образовательного процесса. Наш анализ этой среды показал, что в ней недостаточно эффективных управленческих инструментов и регламентов формирования правомерной среды.
В процессе экспериментальной работы были откорректированы правила внутреннего трудового распорядка, устанавливающие взаимные права и обязанности работодателя и работников. В правилах были установлены нормы поведения для учеников в здании и на территории школы; порядок посещений учащихся родственниками; поведение во время учебных занятий и на переменах; требования к внешнему виду; запрет на грубость, сквернословие и применение физической силы, а также санкции за нарушение правил.
Кроме того, правила содержат механизм разрешения конфликтных и спорных ситуаций, субъектами которых являются ученики, педагогический коллектив и родители. Для снижения уровня конфликтности в образовательном учреждении была сформирована служба реагирования на конфликты. Как правило, регулирование конфликтов находится в компетенции либо социально-педагогических служб, школьных психологов, заместителей директоров по воспитательной работе. Для удобного и доступного способа оповещения о конфликтных ситуациях на внутри-школьном сайте был создан раздел по урегулированию конфликтов «Миротворец», куда стекалась вся информация о школьной жизни.
Проводимая опытно-поисковая работа показала, что с точки зрения организации правомерной среды в школе необходимо четко опреде-
литься с функциональными зонами школьного быта, на которые должна быть сориентирована деятельность всего школьного сообщества и от которого должна отталкиваться вся последующая работа по формированию правомерной среды. Зонирование школьного пространства на практике представляет собой ясное осознание учащимися, родителями и педагогическим коллективом функций каждого участка, правил пребывания в них и наличие ответственных лиц, закрепленных
Наличие зала электронной правовой информации позволило:
- создать систему накопления и структуризации всех видов информации, в том числе и нормативно-правовой;
- обучить всех участников образовательного процесса работе с информацией с использованием мультимедийных технологий;
- повысить уровень доступности правовых ресурсов [1].
Эффективность создания зала электронной правовой информации подтвердилась путем учета статистических данных, проведением анкетирования, блиц-опросов пользователей, качества осуществляемых информационных услуг, количества обращений к Интернету, а также путем определения качества и количества использования правовых баз данных, количества обращений на ШеЪ-страницу «Миротворец».
Эффективным способом профилактики конфликтных ситуаций, усиления взаимодействий учащихся и педагогического коллектива является создание органов ученического самоуправления [4].
Целями создания и деятельности органов ученического самоуправления в эксперименте стали:
- развитие индивидуальных качеств учащихся через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
- обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой са-
за ними. В каждой функциональной зоне есть ответственный сотрудник, который в случае необходимости может уведомить дежурного по школе и совместно с ним разрешить проблемную ситуацию.
Одним из ключевых направлений формирования правомерной среды стало создание зала электронной правовой информации на базе школьной библиотеки. Задачи зала электронной правовой информации представлены на рисунке.
мореализации учащихся в соответствии с их потребностями;
- обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся;
- воспитание сознательного отношения к учебе;
- воспитание культурного и современного человека;
- развитие инициативы и творчества учащихся в процессе коллективных дел.
Деятельность органов ученического самоуправления охватила все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся:
- поддержание порядка и дисциплины школы;
- организацию учебного процесса;
- организацию внеклассной и внешкольной деятельности учащихся работа спортивных секций, клубов по интересам, разного рода кружков, экскурсий, вечеров, выездов, походов, отдыха и развлечений. Органы ученического самоуправления были наделены реальными правами и несли ответственность за свою работу.
Процесс формирования правомерной среды образовательного учреждения стал возможным во многом благодаря участию родителей учащихся. Для усиления влияния родителей на правомерное поведение детей был сформирован родительский совет.
Деятельность родительского совета заключается в следующем:
- укрепление связи педагогического коллектива с родителями учащихся и общественностью;
Рис. Задачи зала электронной информации
- привлечение родителей к непосредственному участию в воспитательной работе с учащимися во внеурочное время;
- работа по профориентации учащихся;
- осуществление контроля за выполнением школьниками «Правил для учащихся»;
- проведение собраний, организация докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания;
- проведение оздоровительной и культурномассовой работы с учащимися в период каникул.
В наше время уже невозможно представить себе практическое обучение без сопровождающих его интерактивных средств общения. Рассмотрим основные формы организации предпрофильной подготовки учащихся на практических занятиях [5].
1. Функциональный анализ текста используется для разрешения правовых ситуаций. Участникам предлагаются материалы, необычные по содержанию, когда необходимо избавиться от стереотипности их восприятия.
2. Видеотренинг значительно повышает эффективность процессов, способствующих повышению усвояемости правовых материалов. Достоинство видеотренинга состоит в том, что участие в нем формирует целостную развивающую правовую среду, между участниками возникают правовые отношения, что обеспечивает интенсивный процесс саморазвития и самореализации. Это способствует переосмыслению собственного опыта и развитию правовой компетентности.
3. Инновационные игры: дидактические и
творческие, в том числе деловые, управленческие, ролевые и др. Для дискуссионных методов инновационной игры характерны приобщение участников к демократическому образу поведения, присутствие элемента неожиданности, а в ряде случаев и конфликта; невозможность полной формализации ситуации; динамичность изменения обстановки и ее зависимость от решений участников игры.
4. Семинары проводятся с целью организации собственной деятельности участников и совершенствования их умения взаимодействовать в условиях неопределенности и неэффективности работы использовавшихся средств и систем. Они имеют дело не только с проблемами, но и с новыми, неизвестными в деятельности факторами. При этом учатся работать в ситуации с неопределенным правовым сюжетом, анализировать основания и механизмы своей деятельности.
5. Проведение дебатов в ходе формирования представлений о правомерном поведении учащихся показало свою эффективность. При этом ведущим понятием в формировании правомерного поведения является понятие неотъемлемых прав человека, а содержание дебатов направляется на воспитание гражданина демократического общества, патриота своей страны, который стремится к свободному выбору собственного пути и способов их реализации, выстраивает свою деятельность на основе признания абсолютной ценности прав человека. При проведении дебатов реализуется деятельностный подход, который определяет направленность содержания правового воспитания на развитие учебной компетентности, что обеспечивает успешность общественной активности личности и реализуется путем создания правовых ситуаций, в которых практически
апробируются усвоенные социальные ценности. Благодаря этому подходу глобальные проблемы излагаются через локальные на основании положительного опыта, участия учеников в отдельных акциях и проектах. Наша опытно-поисковая работа по формированию правомерного поведения посредством дебатов включала в себя три основных этапа: подготовительный, непосредственное проведение дебатов и аналитическую часть, подведение итогов [6. С. 83-84].
6. Параллельно с дебатами в интерактивном курсе «Правовое поле» используются учебноправовые экскурсии. Задачами учебно-правовой экскурсии являются: содействие формированию у учащихся интереса к политико-правовой сфере; воспитание сознательного участия в жизни гражданского общества; вооружение умениями отстаивать интересы общества и свою гражданскую позицию; выработка привычек и мотивов сознательного правомерного поведения в правоотношениях; закрепление в сознании школьников базовых социально-общественных ценностей и формирование ответственности за собственные поступки; подготовка учащихся к адекватному восприятию окружающего мира; развитие стремления быть активным и грамотным членом общества, знающим и уважающим права и свободы, готовым и умеющим отстаивать и защищать их; приобретение навыков анализа социальных и правовых норм; закрепление способности принимать плюрализм мнений и взглядов.
Проведению экскурсии в территориальноизбирательную комиссию предшествовала лекция, на которой учащимся подробно рассказывается о системе избирательных комиссий в Российской Федерации, о порядке их формирования и полномочиях.
Учебно-правовая экскурсия в суд и посещение школьниками судебных разбирательств по уголовным и гражданским делам приносит реальную пользу в изучении и понимании нового материала. Судебное разбирательство — это квинтэссенция возникшего социального конфликта. В рамках заседания судом в обязательном порядке изучается весь собранный по делу материал, заслушиваются выступления сторон (истцов, ответчиков, представителей обвинения, защиты, свидетелей и т. д.) и непосредственно принимается решение по делу (приговор). Скорость судебного разбирательства, его наглядность, а также высокая профессиональная квалификация судей — основные преимущества учебно-правовых экскурсии в суд.
Проводимая нами опытно-поисковая работа показала, что экскурсии в суд необходимо проводить с участием учителей права, обществознания, т. е. учителей, в той или иной мере причастных к праву и желательно имеющих юридическое образование. Связано это с тем, что у учащихся возникает масса вопросов — начиная с внутреннего устройства суда и функций судебного аппарата и заканчивая тонкостями происходящего на их глазах судебного процесса. Неверные или неточные ответы преподавателя приведут к нежелательному результату: учащиеся получат неправильные представления о сути судебной работы, о принципах судопроизводства (независимость, гласность, равенство сторон и т. д. ), также не почувствуют прямой связи и разницы между ранее по-
лученными теоретическими знаниями и фактическими обстоятельствами. В результате этого учебно-правовая экскурсия может свестись к «развлекательному» внеурочному мероприятию. Преподаватель во время нахождения школьников в здании суда выполняет как свои непосредственные функции, так и следит за поведением учащихся. Немаловажную роль играет предшествующая началу заседания беседа со школьниками. В ходе такого разговора учитель настраивает школьников на осознанное восприятие информации, объясняет, какие правоотношения будут рассматривать в судебном заседании, кто является истцом, а кто ответчиком, о месте содержания подсудимых, о порядке их доставки в зал суда, о составе преступления, содержании соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, по которой следствием квалифицировано деяние подсудимого, и т. д. Далее преподаватель напоминает старшеклассникам о практических заданиях, связанных с данной учебно-правовой экскурсией, например, внимательно заслушать выступления сторон и сделать собственные выводы о тактике поведения каждого участника процесса и т. п. В перерыве или по окончании судебных прений и удалении суда в совещательную комнату для вынесения решения (приговора) задача преподавателя — подробно разобрать с учащимися увиденное, пока еще все детали процесса находятся в памяти. Параллельно учитель объясняет и подчеркивает теоретические положения, наглядно демонстрируя их практическое применение.
Большое значение имеет предварительная договоренность преподавателя с конкретным судьёй о выборе процесса для посещения учащимися. Судебный процесс не должен быть сложным, т. е. с наименьшим количеством допрашиваемых свидетелей и объемом доказательной базы. Кроме того, судебное разбирательство не должно быть растянуто на несколько дней.
Из назначенных к рассмотрению дел предпочтение нужно отдавать делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, грабежом, кражами, мошенничеством и т. п. , так как именно данные преступления чаще всего совершаются несовершеннолетними либо происходят на их глазах. Дополнительный эффект достигается, когда подсудимый находится под стражей. Во-первых, это является почти стопроцентной гарантией того, что уголовный процесс не будет сорван из-за неявки подсудимого. Во-вторых, присутствие в зале суда конвоя, а также нахождение подсудимого в специально оборудованной металлической клетке оказывает серьезное психологическое влияние на подростков, в отличие, например, от демонстрации документальных кадров. В-третьих, желательно, чтобы подсудимый был несовершеннолетним или молодым человеком, с которым учащиеся могут подсознательно ассоциировать себя по возрасту.
Что касается гражданских судебных разбирательств, то в силу возраста школьники еще не до
конца понимают многие аспекты повседневных материальных отношений между людьми. Принятие решения по гражданскому делу, понимание смысла и сути такого решения требуют свободного ориентирования во многих нормативных актах, поэтому учащимся желательно посещать простые процессы (расторжение брака, взыскание алиментов, взыскание денежных средств и т. п.). Они легко воспринимаются, не затянуты во времени и не требуют юридической «подкованности», и вместе с тем такие «упрощенные» судебные заседания наглядно демонстрируют школьникам применение нормативно-правовых норм в отношении правового поведения сторон, правила правового этикета и поведения в межличностном общении, примеры правомерного отстаивания собственной позиции, защиты прав и интересов.
Обязательным условием учебно-правовой экскурсии в суд является обсуждение со старшеклассниками итогов процесса, которое может происходить на занятиях в классе: в силу каких причин судом было принято именно такое решение (приговор), почему во внимание были приняты одни доказательства и отвергнуты другие и т. п. Отдельным учащимся поручается сделать доклады или провести учебно-исследовательскую работу с собственными выводами и предложениями по соответствующей теме, например, о причинах совершения грабежей несовершеннолетними, о причинах увеличения количества разводов в Российской Федерации и т. п.
Помимо образовательной нагрузки и формирования правомерного поведения, экскурсии в суд оказывают еще и мощное воспитательное воздействие на школьников: на конкретных примерах им демонстрируется правовое поведение, применение закона в реальной жизни. При этом становится весьма наглядным тот факт, что к нарушителям применяются серьезные санкции уголовного закона. В сознании учащихся многое меняется — они понимают, что детство «кончилось», и к ним в некоторых аспектах правоотношений применяются такие же требования, как и к взрослым людям.
Учащиеся приобретают практический опыт работы с юридическими документами, который формирует умения анализировать правовые нормы, комментировать и аргументировать свои суждения, правильно «читать» законы. Данная форма организации учебно-воспитательной деятельности побуждает ученика правильно и логично задавать вопросы, искать на них ответы, используя правовые документы, материалы средств массовой информации и т. д.
Проведение данных мероприятий позволило нам получить результаты преобразующей деятельности в процессе формирования представлений о правомерном поведении учащихся (таблица).
Таким образом, модернизация правовой среды в школе положительно сказалась на сформи-рованности у учащихся представлений о правомерном поведении.
Таблица 1
Динамика сформированности представлений старшеклассников о правомерном поведении (группа 46 чел.)
Критерии Стартовый этап контроля Результативный этап контроля
Уровень
низкий средний высокий низкий средний высокий
Правоинфор мированность 73,9% 21,8% 4, 3% 8,7% 41,3% 50%
(34 чел.) (10 чел.) (2 чел.) (4 чел.) (19 чел.) (23 чел.)
правообразованность 91,3% (42 чел.) 8,7% (4 чел.) 0% 8,7% ( 4 чел.) 50% (23 чел.) 41,3% (19 чел.)
мотивированность 73,9% 17, 4% 8,7% 6,5% 30,4% 63,1%
(34 чел.) (8 чел.) (4 чел.) (3 чел. ) (14 чел.) (29 чел.)
рефлексивность 67,4% 26,1% 6,5% 8,7% 50% 41,3%
(31 чел.) (12 чел.) (3 чел.) (4 чел.) (23 чел.) (19 чел.)
толерантность 58,7% 30,4% 10,9% 4, 3% 21,8% 73,9%
(27 чел.) (14 чел.) (5 чел.) (2 чел.) (10 чел.) (34 чел.)
ЛИТЕРАТУРА
1. ДЕМКИН В. П., МОЖАЕВА Г. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и
критерии : метод. пособие для преподавателей. Томск, 2003.
2. ЖУКОВ В. Н. Модернизация социальных отношений в России : замыслы, итоги, возможности / / Социол. исслед.
2005. № 6.
3. ЗИЯДОВА Д. З. Преступность среди учащихся общеобразовательных школ и проблемы ее предупреждения:
региональный аспект. М., 2005.
4. КРУПИНА И. В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения : автореф. дис. ...
д-ра пед. наук. М., 2000.
5. ПЕВЦОВА Е. Л. Предпрофильная правовая подготовка школьников // Система предпрофильного образования.
М., 2003.
6. ШИРШОВ В. Д. Педагогическая коммуникация / УрГПУ. Екатеринбург, 2001.
Статью рекомендует канд. психол. наук, доц. А. В. Смирнов