НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 371 (13.00.01)
А. Н. Матюхин
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Рассматривается проблема правового воспитания учащихся в средней школе. Особое место отводится воспитанию правовой культуры личности.
Ключевые слова: правовое сознание, правовое воспитание, правовое обучение.
Серьезной проблемой для всего мирового сообщества также остается подростковая преступность, поскольку она существенно влияет на перспективы развития и будущее человечества [1].
В современной России в первом десятилетии ХХ! в. остается актуальной проблема правового воспитания и обучения учащихся в средней школе.
Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, понимании социальной, юридической ответственности, нетерпимости к правонарушениям, борьбе с ними. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная со средней общеобразовательной школы.
Наиболее простой семантический анализ категорий «правовое воспитание», «правовое обучение» свидетельствует, что состоят они из двух частей: «право» и «воспитание», «право» и «обучение».
Для раскрытия диалектики сущности и содержания правового воспитания и обучения философы рассматривают все эти категории. Проблемы права, правового воспитания, правового сознания и обучения отображены в философских трудах таких ученых, как О. Данильян [2], И. Ильин [3],
В. Рыбников [4], Ю. Тихонравов [5] и др.
Цель статьи: представить специфику правового воспитания и обучения учащихся в средней школе.
Обратимся к определению терминов «правовое воспитание» и «правовое обучение», данному современными авторами и учеными-классиками.
По мнению современного исследователя М. В. Саакян, «правовое воспитание - целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения [6]».
В своей работе «Теория права» В. Котюк определяет правовое воспитание как «целеустремленную, последовательную, систематическую деятельность государства и его органов, а также об-
щественных объединений и организаций по формированию определенной системы правовых знаний, умений и навыков, правового мышления, правовых чувств - чувства права, законности, чувства уважения к тем социальным ценностям, которые регулируются и охраняются правом и законодательством [7]».
По определению юридической терминологии, правовое воспитание - это социально-правовая и педагогическая помощь личности по формированию правового сознания и правовой культуры, воспитания чувства человеческого достоинства, понимания социальной ценности права. Оно является также эффективным способом профилактики правонарушений, преодоления негативных явлений и последствий правового нигилизма.
Правовое воспитание является составляющей правовой социализации личности, восприятия требований права, его регулятивной функции. В широком понимании этот процесс является следствием влияния на человека многих факторов социально-экономического уклада жизни, политического режима, внутренней политики, идеологических норм законодательства и юридической практики, моральной атмосферы, традиций общества, а также образования.
Правовое воспитание в узком значении - это разновидность социальной деятельности по предоставлению правовой и педагогической помощи общественными и благотворительными организациями, правоохранительными органами, родителями относительно выяснения прав и обязанностей, возможности реализации их в разных сферах жизни; юридическая, педагогическая и психологическая помощь; другая целеустремленная деятельность, которая имеет целью формирование у граждан правовых идей, представлений, традиций, правовых оценок, моделей и образцов норм поведения [8].
В педагогической научной литературе правовое воспитание детей определяется как:
- система деятельности государственных, учебных и общественных заведений, включающая
субъекты и объекты, цель, задание, принципы, направления, формы, методы воспитательного влияния и направленная на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания личности;
- воспитательная деятельность школы, семьи, правоохранительных органов, направленная на формирование правового сознания и навыков правомерного поведения школьников;
- целеустремленный и управляемый процесс, который предусматривает ознакомление воспитанника с правовыми знаниями, превращение этих знаний в личностные убеждения человека и формирование на этой основе ответственного отношения к собственным поступкам, поведению в целом; целеустремленная организация деятельности и общения личности с целью формирования правосознания и правового поведения;
- планомерное и целеустремленное влияние на сознание и поведение человека с целью формирования соответствующих правовых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, которые обеспечивают необходимые условия для ее личностного развития, подготовки к общественной жизни и активной жизнедеятельности.
Правовое обучение - средство формирования правовой культуры.
Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» [9]. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения [10].
Во время разработки функциональной модели правового воспитания и обучения учащихся мы принимали во внимание теоретическую и практическую ее целесообразность, которая заключается в научном обосновании содержания правового образования, определении направлений формирования структурных компонентов правовой воспитанности.
Теоретическую и практическую значимость функциональной модели реализовывали в процессе интерпретации правовых знаний и умений через привлечение учеников к активной умственной и практической деятельности.
В то же время учитывали, что процессуальными компонентами педагогического процесса, по Ю. Бабанскому, являются следующие: цель, задание, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитанников, а также достигнутые при этом результаты. С точки зрения ученого, их можно определить как целевой, содер-
жательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных связей является его структурой; цель и содержание составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса [11].
В соответствии с заданиями исследования, на базе изученных и проанализированных теоретических положений, полученных результатов эксперимента, собственных педагогических наблюдений была теоретически обоснована и разработана функциональная модель правового воспитания учащихся.
Результатом правового воспитания и обучения является сформированная правовая воспитанность учащихся.
Базой исследования стали: МБОУ СОШ № 33 (учащиеся 8-11 классов) и МВ(С)ОУ-В(С)ОШ № 1 (вечерняя школа № 1) г. Тулы (учащиеся 8-11 классов, 120 человек).
Общее количество учащихся, которые приняли участие в эксперименте, более 300 человек.
Разработка данной модели требовала прежде всего определения цели правового воспитания учащихся. Мы опирались на утверждение Ю. М. Швалб, согласно которому:
а) цель всегда характеризуется осознанностью и в этом понимании является феноменом сознания;
б) цель направляет и регулирует деятельность;
в) цель реализуется в деятельности и через нее воплощается в результате;
г) осуществление цели происходит как развертывание в последовательную систему целей, которая образует последовательность «цель - средство - результат»;
д) цель является специфической формой представления будущего в сознании [12].
Цель правового воспитания в процессе исследования заключалась в развитии ребенка как личности с достаточным уровнем правовой воспитанности и образованности.
Оптимизация процесса правового воспитания детей в значительной степени зависит от выбора адекватных форм, методов, средств деятельности.
Эффективность правового воспитания учащихся в значительной степени определяется потенциальными воспитательными возможностями педагогического коллектива. Поэтому важным организационным условием определено научно-методическое обеспечение этого процесса, овладение педагогами необходимыми знаниями и умениями.
Организационными условиями эффективности правового воспитания школьников являются обеспечение демократизации, открытости этого процесса, организации общественно значимой дея-
тельности детей, в которой они могут сознательно реализовать свои права и обязанности.
В целях выявления правовой воспитанности у учащихся школы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с применением следующих программ:
- первая часть включает в себя программу «Правовое воспитание учащейся молодежи в образовательном учреждении»;
- вторая часть включает в себя программу элективного курса «Право и основы правовых знаний».
Программа «Правовое воспитание учащейся молодежи в образовательном учреждении» во внеурочное время на 2010-2011 учебный год представляет собой комплекс мер, направленных на правовое просвещение как учащихся, так и родителей. В программе учебный модуль классных часов выглядит так: первый час - для подростков, второе занятие -для родителей, третье - совместное для подростков и родителей. Все занятия объединяет в единое целое сквозная тема «Единство прав и обязанностей».
По нашему мнению, правовую среду в школе нужно модернизировать, применяя новые формы и методы обучения: тренинги, видеотренинги, инновационные игры, семинары, дебаты, экскурсии в суды и пр. Это поможет учащимся перевести знания в опыт, привычку и, соответственно, сформировать правовую воспитанность.
Проведение указанных мероприятий позволило получить положительные, динамично возрастающие результаты формирования правовой культуры учащихся.
Обобщенные результаты исследования динамики сформированности обобщенного уровня правовой воспитанности учащихся представлены в таблице.
Сравнительная характеристика результатов правовой воспитанности учащихся
классов на протяжении педагогического эксперимента (констатирующий этап - КЭ, формирующий этап - ФЭ) отображена на рисунке.
Уровень Экспер. классы Контр. классы
До / после экспер. До / после экспер.
Достаточный 6,0 / 12,8 6,5 / 8,1
Средний 17,5 / 38,9 18,5 / 24,2
Начальный 76,5 / 48,3 75 / 67,7
■ достаточный □ средний в начальный
Вычисление значения критерия Пирсона по данным, полученным в результате эксперимента (%2 ~ 0,2), свидетельствует о том, что в начале эксперимента контрольные и экспериментальные классы по уровню правовой воспитанности почти не отличались. Вычисление значения критерия Пирсона после окончания эксперимента (%2 ~ 1738) свидетельствует о том, что показатели контрольных и экспериментальных классов различались существенно.
Динамика уровней правовой воспитанности учащихся контрольных и экспериментальных
Динамика правовой воспитаности учащихся на протяжении эксперимента (%)
В ходе экспериментальной работы прослеживалась стойкая тенденция перехода учащихся из среднего уровня правовой воспитанности в достаточный уровень, а с начального уровня в средний. Эта тенденция подтвердила эффективность разработанных во время исследования организационных и психолого-педагогических условий правового воспитания учащихся.
Сравнение показателей правовой воспитанности, зафиксированных в начале и конце экспериментальной работы, выявило качественные изменения относительно сформированности у детей умений руководствоваться в своей жизни известными им нормами права, отстаивать свои права и выполнять обязанности.
Результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод, что эффективность процесса правового воспитания учащихся предопределена его научно обоснованным диагностированием, прогнозированием, планированием, организацией и координацией. Эффективность формирования правовой воспитанности учащихся зависит от создания надлежащих условий для развития разнообразной внеурочной деятельности школьников.
Результаты эксперимента по правовому воспитанию учащихся показали эффективность внедрения определенных психолого-педагогических условий, в частности, правовое воспитание в психологически комфортном режиме способствует проявлению собственного интеллектуального потенциала, повышению уровня общей самооценки.
Процесс правового воспитания должен отвечать таким потребностям детей, как новизна, разнообразие активных форм и методов, видов деятельности, значимость и эмоциональная насыщенность, рефлексия самооценки.
Сбережения единства и последовательности требований, влияний, использования единственных критериев и принципов оценивания поведения, действий учащихся являются важными психо-лого-педагогическими условиями достижения эффективности их правового воспитания.
Являясь одним из институтов социализации нием ответственности за свои решения и дейст-
личности, школа играет особую роль в процессе вия [13].
правовой социализации, т. е. именно она призва- Таким образом, модернизация правовой среды в
на целенаправленно формировать полноценного школе положительно сказалась на сформированно-
члена общества, способного ориентироваться в сти у учащихся представлений о правомерном по-
правовой среде и действовать с полным осозна- ведении [14].
Список литературы
1. Торопова Н. В. Психолого-криминалистический подход к изучению преступного поведения и личности несовершеннолетнего, совершившего насильственное преступление // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 12 (127). С. 167-170.
2. Данильян О. Г., Байрачная Л. Д., Максимов С. И. и др. Философия права: учебник / под ред. О. Г. Данильян. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 416 с.
3. Ильин И. А. О сущности правосознания / подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: Рарогь, 1993. 235 с.
4. Рыбников В. В., Ипполитов Г. М., Хачатурян М. В. Сущность и содержание правового воспитания // Право и образование. 2000. № 6.
С. 55-63.
5. Тихонравов Ю. В. Основы философии права: учебное пособие. М.: Вестник, 1994. 608 с.
6. Саакян М. В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой кульутуры // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2009. № 3. С. 107-110.
7. Котюк В. О. Теория права. Киев, 1996. 207 с.
8. Головченко В. В., Ковальский В. С. Юридическая терминология: справочник. Киев: Юринком Интер, 1998. 127 с.
9. Почтарь Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 47.
10. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3.
11. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
12. Тищенко В. В. Теоретические проблемы правового воспитания в развитом социальном обществе: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1982. 49 с.
13. Абдуллаева М. Д. Проблемы реализации правового воспитания в школе // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 326-327.
14. Рабовская О. С., Ширшов В. Д. Опыт модернизации правового воспитания в образовательной школе // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 240-244.
Матюхин А. Н., заместитель директора по учебно-методической работе.
Тульский филиал АНО ВПО «Евразийский открытый институт».
Ул. Свободы, 38, Тула, Россия, 300041.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 28.03.2013.
A. N. Matyukhin
LAW EDUCATION AND TRAINING OF PUPILS IN SECONDARY SCHOOL
The problem of law education in secondary school is examined in the article. The special attention is paid to education of legal culture of personality.
Key words: legal consciousness, law education, legal upbringing.
Tula branch ANO VPO “Euroasian Open Institute”.
Ul. Svobody, 38, Tula, Russia, 300041.
E-mail: [email protected]