Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2011. Вып. 2 (21). С. 47-53
Формирование правового поведения учащихся
В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.
С. П. Иванова
В статье автор актуализирует роль «внутреннего распорядка» школы в формировании правового поведения учащихся во второй половине XIX — начале XX в.; раскрывает его составляющие.
Начало XXI века для России — время формирования правового государства, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, в связи с этим проблема формирование правового поведения личности является важнейшей задачей современной педагогической науки. На всех этапах развития российского общества прослеживается интерес к этой проблеме, но особое внимание данному вопросу уделялось во второй половине XIX — начале XX в., что было вызвано отменой крепостного права в России, постепенной демократизацией общества, реформами в различных сферах общественной жизни, когда в центр внимания прогрессивной общественности была поставлена личность с ее правами и свободами. Вместе с тем, на практике явственно обозначилось противоречие между широким набором прав и свобод, фактически предоставленным личности реформой 1861 г., и существующими трудностями в их практическом осуществлении. Наличие этих трудностей объяснялось правовой безграмотностью большей части общества: отсутствием системы знаний, умений, навыков правового поведения. Необходимость разрешения данного противоречия являлась значимым стимулом поиска педагогами наиболее эффективных методов и средств формирования правового поведения личности.
В дореволюционной педагогической литературе правовое поведение учащихся В. П. Вахтеровым, В. А. Гольцевым, Н. Г. Чернышевским, К. Д. Ушин-ским и др. трактовалось как формирование у обучаемых навыков дисциплинированного поведения, накопление у них умений действовать по правилам, создание педагогических условий для формирования у детей позитивного опыта реализации своих прав и выполнения обязанностей.
В исследованиях второй половины XIX — начала XX в. ученые отмечали, что большую роль в формировании правового поведения ребенка играет «внутренний распорядок» школы. Этот распорядок А. Ф. Гартвинг, Э. К. Данини,
К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, Г. А. Роков, Н. Е. Румянцев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. отождествляли с «образом жизни», «укладом», «строем», «духом», «тоном» школы.
Дух заведения, как определял это понятие Н. И. Пирогов, есть не что иное, как правовая атмосфера школы, созданию которой педагоги придавали первостепенное значение для приобретения учеником правового опыта, необходимого ему как правовой личности. И далее, определяя характер «духа заведения» в «Циркулярах» (1859), Н. И. Пирогов писал: «Дух корпорации, при известных условиях, может и повредить законности, и поддержать ее». Если «корпорация организуется тайно, или когда она вовсе не организована, а существует по одному преданию и, так сказать, инстинктивно», если «в основании ее принято какое-нибудь ложное, несовременное и незаконное начало», то «дух корпорации» делается вредным при формировании правомерного поведения школьников. Напротив, когда «основанием корпорации служит благородное научное соревнование, чувство чести и собственного достоинства», то «корпоративный дух много содействует распространению законности» и правовой связи между учащимися и средним учебным заведением1. Школа, выражаясь языком Н. И. Пирогова, — корпорация законная, в основе деятельности которой лежит благородное дело воспитания и образования подрастающего поколения. Благородная деятельность обусловливает благородный климат, долженствующий сопутствовать этой деятельности.
Правовая атмосфера школы (в терминологии Н. И. Пирогова), или ее строй (А. Ф. Гартвинг, П. Ф. Каптерев, Г. А. Роков, Н. Е. Румянцев, Е. Д. Синицкий), по мнению демократически мыслящих педагогов, определяется характером многих слагаемых.
1. Строй школы должен быть таким, чтобы в нем сохранялось уважение к личности ученика, признание свободы и самостоятельности школьника. По воспоминаниям Николая Полетика, «уважение к человеческому достоинству выражалось даже в том, что к гимназистам приготовительного класса обращались на “вы”, “ты” говорилось лишь в порядке близкого знакомства и дружеского расположения. Официальное обращение к нам было — “господа гимназисты”»2.
2. Строй школы должен быть гибким, чтобы, отзываясь на существующие социально-гражданские потребности, воспитывать детей соответственно тому направлению, в котором эти потребности и идеи будут развиваться (Е. Д. Си-ницкий).
3. Последовательно должно проводиться и начало ответственности учащегося за все его действия (П. Ф. Каптерев).
Сопоставляя и обобщая высказывания педагогов, исследуемого периода по проблеме «внутреннего распорядка» школы, можно сделать вывод, что его составляющими являются: 1) нормативно-правовые акты, регулирующие распо-
1 См.: Изложение основных начал к «временным правилам о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа». Циркуляры Н. И. Пирогова. По управлению Киевским учебным округом 1858—1861 гг. // Сочинения Н. И. Пирогова. СПб., 1900. Т. 1. С. 494.
2 Полетика Н. Воспоминания: Ч. 1. Молодость. Университет. Мировая война. М., ок. 1978 (Перепечатка эмигрантского издания).
рядок; 2) школьные и межшкольные организации, союзы, группы; 3) выборное самоуправление и совместная общественная деятельность.
К нормативно-правовым актам, регулирующим «правовое пространство гимназической жизни», относились инструкции, правила, уставы. Эти нормативные документы содержали в себе правовую информацию, которую должен был знать каждый школьник: права и обязанности учащихся, порядок и правила поступления, обучения, сдачи экзаменов. В случае нарушения этого порядка учащийся имел право апеллировать к различным должностным лицам, опять же на законных основаниях добиваться соблюдения своих прав. Таким образом, утверждал Н. Ф. Бунаков, правила должны охватить все стороны поведения и деятельности, учащихся в школе и дома, быть изложены в ясной и доступной форме и приняты детьми как нечто нужное и полезное для них. А также, считал П. Н. Васильков, учащиеся должны быть привлечены к выработке этих правил; на них должно быть возложено проведение в жизнь и предоставлено право контроля над исполнением намеченных норм.
Прежде всего, правила поведения должны устанавливать права и обязанности участников школьных отношений. «В основу всего своего строя, — писал В. И. Чарнолуский в статье «Основные вопросы организации свободной демократической школы в Росси» (1908), — школа должна положить укрепление общих прав: неприкосновенности личности, свободы слова, собраний и орга-низаций»3. Но в тоже время, по мнению В. П. Вахтерова и П. Ф. Каптерева, на школьников необходимо возложить обязанности.
Проанализировав три документа: «Правила для учеников гимназии и прогимназии», составленные и опубликованные в 1874 г. Министерством народного просвещения, «Правила для учащихся школы Левицкой» и «Правила мужского пансиона Фр. Креймана», и сопоставив определяемые этими правилами права и обязанности воспитанников, можно прийти к выводу, что в правилах, опубликованных Министерством народного просвещения, к правам школьников относилось только «право выбирать книги в библиотеках по своему желанию». Обязанности учеников были разделены на восемь групп: относительно религии, учения, дежурства, по отношению к начальникам и наставникам, по отношению друг к другу, обязанности приходящих учеников, соблюдение порядка в ученических квартирах и вне стен учебного заведения. Подробно представленные в правилах обязанности исключали какую-либо самостоятельность в выборе поведения самим воспитанником. Отсутствие выбора не способствовало осмысленности правового поведения школьников. Система прав и корреспондирующих с ними обязанностей у учащихся так или иначе была представлена в школах Е. С. Левицкой и Фр. Креймана. Так, в школе Е. С. Левицкой все распоряжения и приказания воспитателей и учителей должны были выполняться воспитанниками абсолютно и «непременно с той степенью охоты и любезности, какие требуются в общежитии от воспитанного человека»; но в то же время школьникам предоставлялось право произвести внутреннюю оценку выслушанных приказаний и вынести ее на обсуждение главной воспитательницы школы. В школе Фр. Крей-
3 Чарнолуский В. И. Основные вопросы организации свободной демократической школы в России // Русская школа. 1908. № 5-6. С. 68.
мана воспитанник обязан был посещать все уроки, он мог не являться в гимназию только в случае болезни или если того требовали церковные обязанности.
В случае неисполнения своих обязанностей, пренебрежения или совершения каких-либо других проступков ученики несли ответственность в виде наказания. В соответствии с распоряжением Министерства народного просвещения «О мерах к поднятию дисциплины среди учащихся в мужских средних учебных заведениях» от 28 июня 1903 г. № 19744, долг воспитателя — «пробуждать в молодежи чувство личной ответственности за совершаемые проступки и наказывать в соответствии со степенью провинности и способностью к исправлению»4. Поэтому прежде, чем наказывать провинившегося, считали педагоги, необходимо определить причины проступка.
Следующей составляющей «внутреннего распорядка» школы в дореволюционный период являлось создание в школах ученических товарищеских организаций. Важность этой составляющей в формировании правового поведения учащихся подчеркивали Э. К. Данини, П. Ф. Каптерев, Я. Карась, Г. А. Роков и др. В основе создания ученических товариществ лежало убеждение в том, что воспитатель не должен навязывать школьникам правовых норм, ему следует постараться создать подходящую социальную среду, кружок товарищей, для того чтобы дети сами в своих общих играх, затеях, работах, в обсуждении общих дел, в столкновении интересов учились жить в обществе, устанавливать элементарные правила общежития. В качестве примера приводилось использование в школе игр, основанных на подражании учреждениям общественного характера: игра в волостной суд с избранием должностных лиц, старшин, волостных судей; игра с решением финансовых и иных общественных проблем; игра в земское собрание с «выборами» должностных лиц, и др. Подобные игры — своеобразный способ изучения учениками общественных обязанностей, ознакомления их с общественным устройством. П. Ф. Каптерев, в частности, настаивал на том, чтобы все школьные организации удовлетворяли стремлению учащихся к самостоятельности, свободно избирали своих представителей, сочиняли для себя уставы, наблюдали за их исполнением.
Одним из важных условий успешной деятельности детских организаций известными педагогами определялось самоуправление школьников. По их мнению, самоуправление способствовало осознанию необходимости порядка и дисциплины, развивало самостоятельность и активность, воспитывало уважение к закону, правам и достоинству людей.
Идея самоуправления в школе, как справедливо считали А. М. Обухов и М. М. Рубинштейн, должна проводиться постепенно, сообразно обычаям конкретной школы. При этом необходимо было учитывать, что для младшего возраста необходимы общества, управляемые властью авторитета. Но уже в этом возрасте полезно давать детям возможность принимать собственное решение. В более старшем возрасте (с 12 лет) дети активно стремятся к самостоятельности.
4 Распоряжение Министерства народного просвещения от 28 июня 1903 года №19744 «О мерах к поднятию дисциплины среди учащихся в мужских средних учебных заведениях» // Сб. действующих распоряжений Министерства народного просвещения об учебно-воспитательной части реального училища / Сост. А. И. Сыромятников. Одесса, 1903. С. 31.
В связи с этим можно сделать попытку превратить класс в маленькое общество с самоуправлением в чисто административных и дисциплинарных вещах. Важно обеспечить преемственность традиции самоуправления, которое проявляется в том, что учащихся старших классов приглашают принять участие в педагогических совещаниях. Школьники, считал П. Ф. Каптерев, могут быть допущены к:
1) обсуждению большей части дисциплинарных вопросов, 2) составлению расписаний учебных занятий, 3) обсуждению форм и методов учебного процесса, 4) рекомендациям по школьному и внешкольному чтению, 5) устройству экскурсий, праздников и т. п. В случае если самоуправление или его элементы в школе имеют позитивный характер, его углубление может осуществляться за счет передачи в ведение детей отдельных подразделений школы: библиотеки, мастерской; можно полностью доверить учащимся устройство вечеров, катка, экскурсий, кружков и т. п.
Во второй половине XIX — начале XX в. к учебным заведениям, которые осуществляли свою деятельность на основе различных форм выборного самоуправления, относились:
• Екатеринбургская мужская гимназия. В ней появились первые классные ученические собрания, содержанием которых было расширение кругозора, обсуждение вопросов о взаимоотношениях учащихся и учителей, привлечение внимания учеников к собственным поступкам;
• Овражское сельское двухклассное училище. Основными целями и задачами воспитания в учебном заведении являлись: развитие чувства законности и сознание своих прав и обязанностей по отношению к другим; развитие инициативы, чувства общественности и стремления к знанию. Ученические организации создавались на базе класса. Выборный представитель класса назывался «очередным», эту должность занимали по очереди семь учеников класса сроком в одну неделю. На собраниях класса обсуждались события, правила взаимодействия. Был товарищеский самосуд, на котором принимались решения по проступкам учеников;
• Деревенская школа Неплюева. Деревенский учитель в школьном коллективе ввел самоуправление по образцу крестьянской общины, где были «и сход, и старшины, и судьи, так что дети с самого раннего возраста приучаются не быть пешками на сходе, или лицеприятными судьями (волостного суда)... Разве дети не будут со временем, так или иначе, исполнять какие-либо обязанности, если не земцев и управителей городов, то нанимателей или нанимаемых, т. е. лиц, самоопределяющих себя своими договорами»5;
• Школа Е. С. Левицкой в Царском Селе (1900). В школе было полное самообслуживание на основе постоянных поручений: заведование учебными пособиями, карманными деньгами, получением и отправкой писем и т. д. Работа всех органов самоуправления должна была происходить исключительно самостоятельно, присутствие учителей на собраниях было необязательно. Такое самоуправление воспитывало умение само-
5 Сомин Н. В. Апостол братской любви (жизнь и труды Николая Николаевича Неплюева). [Электронный ресурс]. URL: http://www.krotov.info/history/20/1900/1851neplyuev.htm
стоятельно действовать, быть инициативными людьми, научиться давать приказания;
• Преображенская школа. Педагоги Преображенской школы, предоставив ученикам свободу организаций и право участия в заседаниях педагогического совета, хотели, чтобы деятельность ученической организации не ограничивалась только посещением этих заседаний, а выражалась «в поддержании течения всей школьной жизни», «в образовании научных
и, главным образом, художественных кружков». 8 классу разрешалось принимать участие во всех заседаниях предметных комиссий, а 6—7 классам — по особому разрешению6;
• Гимназия Е. А. Кирпичниковой и Е. А. Репман. В 1916 г. по инициативе учащихся была создана общешкольная организация старших классов — парламент, представлявший собой собрание всех учеников и учениц; был избран совет старшин (исполнительный орган) и ряд министров: «народного просвещения», «разумных развлечений», «общественных работ», «финансов». В школьный совет учащиеся не входили, но существовала совещательная комиссия, в составе которой было 12 учеников, 4 преподавателя и 4 родителя. Все решения педагогический совет принимал, учитывая мнения и пожелания учащихся;
• Выборгское училище. Первые ученические организации на основе самоуправления работали в формах клуба, школьного научного общества, выборов редакционных комиссий. Позднее в школе возник институт старост как добровольный выборный орган самоуправления. Широкое введение различных форм самоуправления в училище явилось результатом творческого подхода в воспитании детей организаторов и педагогов, которые не хотели ничего навязывать ученикам и предлагать им уже готовые, не ими выработанные формы ученического самоуправления. Педагоги считали, что самоуправление учащихся может стать могучим средством воспитания только в том случае, если взрослые не будут предвосхищать свободной детской инициативы, а дадут возможность естественно и постепенно возникнуть этим формам из потребностей школьной жизни. Школа должна лишь заботиться о том, чтобы создавать благоприятную почву для развития детской инициативы.
Таким образом, «внутренний распорядок» школы во второй половине XIX — начале XX в. способствовал формированию у детей навыков:
1) выявлять, обдумывать правовой аспект мотива поставленной цели и проявлять активность в ее достижении;
2) определять правила поведения с позиций необходимости следования им, т. е. формировать правовое поведение;
3) осознанно принимать на себя определенную меру обязанностей и нести ответственность за их исполнение.
6 Михайлова М. В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01). М., 1966. С. 11.
Ключевые слова: «внутренний распорядок» школы, нормативно-правовые акты, ученические организации, самоуправление школьников.
Promotion of Legal Behaviour in Pupils at Educational Institutions in Russia in the Second Half of the Nineteenth Century and at the Beginning of the Twentieth Century
S. Ivanova
The paper describes the role of Russian school regulations in forming legal behavior patterns in pupils during the second half of the 19th century and the beginning of the 20th century. The focus is made on legal behavior components.
Keywords: school regulations, regulatory acts, pupils organizations, self-government of pupils.