УДК 37.0 35 ББК Ч420.052.6
ГСНТИ 14.25.05
Код ВАК 13.00.01
О. С. Рабовская
Первоуральск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕБАТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВОМЕРНОМ ПОВЕДЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правовое поведение; спикер; тьютор; групповая работа; гарантированная эффективность.
АННОТАЦИЯ. Анализируется роль дебатов в процессе формирования правового поведения старшеклассников. Определяются этапы проведения дебатов, темы этого метода. Обсуждаются результаты основных компонентов правового поведения учащихся.
O. S. Rabovskaya
Pervouralsk
USE OF DEBATE IN THE COURSE OF FORMATION OF LEGAL BEHAVIOUR OF SENIOR PUPLIS
KEY WORDS: legal behaviour; the speaker; tutor; group work; guaranteed efficiency.
ABSTRACT. In the article the role of debate in the course of formation of legal behaviour of pupils is analyzed. Stages of carrying out a debate, themes of this method are defined. Results of the basic components of legal behaviour of pupils are found out.
Дебаты как метод позволяют решить следующие задачи формирования правомерного поведения:
- учебные, так как оказывают содействие расширению кругозора, закреплению, актуализации накопленных прежде знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
- развивающие, так как формируют интеллектуальные, лингвистические, творческие способности, развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, разных их аспектов;
- основополагающие, так как оказывают содействие формированию морально-мировоззренческой позиции и установок поведения, гражданских качеств и привычек жизнедеятельности в демократическом обществе;
- социализирующие, так как привлекают внимание к нормам и ценностям гражданского общества, адаптируют к его условиям, оказывают содействие формированию культуры общения, способности работать в команде, терпимости к разным взглядам и точкам зрения, толерантности [2].
Процесс формирования гражданской личности старшеклассника с помощью дебатов требует таких подходов:
- сориентированного подхода, при котором, в центр учебно-воспитательного процесса ставятся интересы личности. При этом ведущей идеей формирования правомерного поведения возникает осознание понятия неотъемлемых прав человека, а содержание их направляется на воспитание гражданина демократического, общества, патриота своей страны, который стремится к свободному выбору собственного пути и способов их реализации, выстраивает свою деятельность на основе признания абсолютной ценности прав человека. Особенно сориентированный подход, предусматривает учет возрастных особенностей учеников, разработку содержания каждого конкретного этапа обучения и воспитания по возрастной вертикали во взаимосвязанном контексте всего содержания педагогического процесса;
- деятельного, который определяет направленность содержания гражданского образования на развитие учебной компетентности, что обеспечивает успешность общественной активности личности и реализуется путем создания учебных ситуаций, в которых практически апробируются усвоенные социальные ценности. Благодаря этому подходу глобальные проблемы излагаются через локальные на основании положительного опыта, участия учеников в отдельных акциях и проектах [1. С.13].
В современной педагогической литературе стало довольно традиционным выделение разных этапов процесса дебатов. Основными из них являются следующие: подготовка к дебатам, ведение дебатов и их анализ.
Подготовительный этап включает в себя деятельность по отработке основных элементов дебатов с анализом истории, принципов, традиций, сути игры. Первый шаг в любых дебатах — выбор и формулировка темы. Для этого, во-первых, выявляются проблемы, которые представляют интерес для участников дебатов. Во-вторых, тема хорошо формулируется в виде утверждения и следует определенным принципам. Она может касаться как ценностей или каких-либо положений на уровне теории (тогда практическая сторона не рассматривается), так и практических вопросов реализации той или иной идеи. Это могут быть планы достижения целей программы. В учебно-познавательных целях возможно их совмещение, т.е. когда имеет место и обсуждение темы, и планирование решений. Тема должна быть представлена таким образом, чтобы и сторона «за», и сторона «против» могла одинаково эффективно развивать свои аргументы.
Основные требования к теме дебатов: дают одинаковые возможности командам в предоставлении качественных аргументов; имеют четкую формулировку; стимулируют исследовательскую работу; содержат возможность обсуждения на различных уровнях; имеют положительную формулировку для утверждающей стороны.
Учитывая данные принципы формулировки темы, мы предложили старшеклассникам ряд тем
© Рабовская О. С., 2012
для проведения дебатов. Путем голосования они выбрали наиболее интересные, актуальные и значимые для себя. Самостоятельное назначение темы ставило учащихся в условия выбора, обусловило тщательность подготовки и активного участия в дебатах.
Проводимая опытно-поисковая работа показала, что в старшем школьном возрасте актуальными темами для дебатов являются следующие:
1) профессиональная армия должна быть контрактной;
2) собственность — это благо, а не бремя;
3) суд присяжных самый справедливый;
4) неприкосновенность личности ученика в школе постоянно нарушается;
5) забота о родителях — обязанность каждого;
6) брачный договор — необходимая реальность;
7) права детей не могут быть равными правам взрослых;
8) обязательное условие для лиц, вступающих в брак, — медицинское обследование;
9) вмешательство администрации школы и педагогов в частную жизнь ученика оправдано;
10) покупатель всегда прав;
11) малолетние преступники, виновные в серьезных преступлениях, должны быть наказаны;
12) школа формирует правомерное поведение.
После выбора темы старшеклассники должны были разбиться на две команды: на команду «за» и команду «против». Еще при выборе темы они определяются, кто какую точку зрения будет отстаивать. Однако, как показала опытно-поисковая работа, всегда есть учащиеся, которые затрудняются в выборе своей позиции, т. е. они изначально не знают, какую позицию будут отстаивать по выбранной ими теме.
Набор участников команды определяется тем, что команды состоят из учащихся разных классов (команды комплектуются из старшеклассников одной параллели) или это ученики одного класса (в нашем случае). Дебаты — это групповая работа, поэтому члены команд «за и «против» могут распределяться по жребию.
Внутри каждой команды выбираются три спикера, которые отстаивают и защищают свою позицию. Эффективность выступления команды зависит от специфических особенностей спикеров
— от их способности:
- четко и быстро излагать систему аргументов;
- к развитому логическому мышлению;
- чувствовать себя комфортно при работе с перекрестными вопросами; — быть эмоциональными, чтобы оставить сильное впечатление о позиции команды.
Несмотря на разницу ролей, члены команды должны помнить, что они идут к одной цели и должны заботиться о логической линии отстаивания своей позиции.
Решение о победе какой-либо из сторон в дебатах выносит третья независимая сторона — судьи. Оно принимается после того, как выслушаны аргументы обеих сторон. Фиксация их мнений идет путем заполнения судейского протокола, в котором отмечаются: аргументы и их обоснованность; способы доказательств; убедительность доказательств и пр.
Судейство — наиболее трудный аспект деба-
тов, поскольку судья должен отказаться от своей точки зрения и собственных позиций, соблюдая нейтралитет в спорных вопросах, быть внимательным и сосредоточенным слушателем, сохранять позитивную атмосферу игры. Судья обязан выступать примером участникам игры, примером профессионального поведения, доброжелательного и открытого общения, проявлять уверенность и честность, которые демонстрируются на протяжении дебатов.
Судьями могут быть люди, принимающие и разделяющие принципы данной игры, например представители администрации школы, родители (после предварительного обучения). Члены судейской команды могут также оказать помощь в организации и проведении предварительных дел и самого мероприятия. Учитель, организующий и проводящий дебаты, не может заниматься судейством, так как в этом случае теряется контроль за деятельностью неиграющей части класса. Кроме этого, учителю будет трудно освободиться от субъективной точки зрения в оценке команд, поскольку он сам активно работал с ними на этапе подготовки. В наших дебатах в роли судей выступали ученики, которые сами изъявили желание быть в этой роли. Они прошли предварительное обучение и подготовку.
Для привлечения большего числа учащихся к участию в дебатах в некоторых играх нами был расширен традиционный состав судей. Это позволило нам в случае необходимости заменять членов судейской коллегии на более опытных.
За соблюдением регламента следил таймкипер (хранитель времени). Он наблюдал за временем и фиксировал продолжительность таймаутов для каждой команды. С помощью специальных карточек за тридцать секунд он предупреждал об окончании времени выступления, а после подавал сигнал об окончании времени выступления (подготовки).
Учитель (классный руководитель), курирующий дебаты и являющийся тренером (тьютором), обязан был поддерживать активность старшеклассников. Для этого он распределял между старшеклассниками задания. Например, таймкиперу нужно было подготовить карточки для отслеживания регламента, участникам команд — рабочий листок, специальные карточки для записи доказательств и т. п., судьям — судейские протоколы и т. д.
Участники игры должны с самого ее начала осознавать, что им предстоит долгая и кропотливая домашняя работа по выяснению сути вопроса, заявленного в теме, и по выстраиванию сюжета доказательств. Создается «банк данных», т. е. особое внимание уделяется терминам, которые используются в теме, сбору и организации информации по дебатируемой проблеме.
Термины устанавливают ограничения и определяют правильность темы, что предполагает внимательное изучение существующих и доступных материалов по данному вопросу с целью лучше понять проблему. «По протоколу» утверждающая сторона выступает первой, поэтому она имеет возможность ввести свое определение. Именно вследствие этого определения должны быть четкими, обоснованными, корректными и стратегическими. Стратегическая стройность определений является основным признаком, так
как члены команды должны помнить, что с помощью определений, понятий и терминов утверждающая команда должна доказать правильность ее позиции в отношении темы.
Для сбора и организации информации старшеклассники прибегают к услугам библиотеки, используют компьютерную сеть и правовые программы, взгляды специалистов, опросы общественного мнения. Собранная информация должна быть организована, поэтому в ходе предварительной подготовки создается рабочий лист — карточка для записи доказательств. Аргументы поддерживаются доказательствами, основанными на примерах, фактах, мнениях авторитетных личностей, статистических данных, примерах из окружающей жизни т. д. При подготовке материала необходимо помнить об этике проведения поддержек. Все информационные данные должны иметь ссылку на источник. Доказательства возможны только с помощью оригинала, и к этому следует заранее приготовиться.
В ходе опытно-поисковой работы было установлено, что при подготовке к дебатам необходима популяризация предварительных мероприятий, предполагаемых успехов команды. Для этого проводятся тренинги, семинары, содержание которых обязательно включает освещение теоретических основ. На них учащиеся могут получить некоторые советы по укреплению своей позиции, по правильности изложения аргументов, представлению доказательств, избежанию ошибок и их разбору. Оформляется наглядная информация в коридорах школы (рисунки, бюллетени, успехи команд и отдельных спикеров), что позволяет учащимся получить знания, а главное практические навыки для применения их в процессе подготовки к играм и в их ходе.
Необходима поддержка со стороны администрации школы. Директор приглашается на мероприятие вместе с представителями администрации школы. Об их помощи и поддержке должно быть известно каждому участнику дебатов в школе.
Взаимодействие педагога и учащихся строится в соответствии с концепцией командной деятельности, согласно которой команда работает вместе для того, чтобы:
- делиться идеями, относящимися к теме дебатов;
- развивать стратегии своего выступления;
- предлагать варианты того, как каждый участник дебатов может усилить индивидуальное выступление;
- вместе, в коллективе, готовиться к соревнованиям; знакомиться с программой дебатов.
Подготовку к дебатам и сами дебаты можно проводить в урочное и во внеурочное время. Работа в команде может осуществляться даже во время самого дебатного турнира.
Каждая из команд (сторон), реализуя один из важнейших принципов дебатов — обучение, уже на этапе предварительной подготовки осуществляет серьезный познавательный процесс.
Одним из технических приемов обучения дебатам является участие членов команд в спорном вопросе с противоположных точек зрения, т. е. сначала выступить «за», а затем «против». По общему правилу спикеры команд называются первым, вторым, третьим спикерами утверждающей команды (У1, У2, У3) и соответственно первым, вторым, третьим спикерами отрицающей команды (О1, О2, О3).
Регламент и правила игры предусматривают определенный порядок поведения спикеров и время их выступления (таблица).
В конструктивной речи У1 и О1 представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление своего блока доказательств, которые определяют структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей стороной и представляет свой блок доказательств. В конструктивной речи должны быть представлены все аргументы. В развивающихся речах У2 и О2 опровергаются аргументы и восстанавливается своя система доказательств после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют ответы на все аргументы оппонентов и комментирование. В их речах не допускается введение новых аргументов. Спикеры должны развить уже названные аргументы с помощью доказательств, рассуждений и новых поддержек. В заключительных речах У3 и О3 подводится итог и делается сравнительный анализ игры, поэтому особое внимание обращается на основные противоречия позиции команды. Третий спикер только в том случае сможет выполнить свою задачу, если во время дебатов действительно было столкновение позиций. Таким образом, первые два спикера должны обеспечить информационное поле для проведения сравнительного анализа позиций. Третий спикер может сравнивать не только аргументы, но и контраргументы и тем самым показать, почему его команда была убедительнее в своем доказательстве.
Таблица Роли спикеров команд и время их выступления
Команда «утверждения» Команда «отрицания»
У1 делает презентацию команды, вводит определения, обосновывает ее актуальность, объясняет ключевые понятия, вводит критерии, представляет все аргументы в организационной форме. Время выступления — 5 минут О1 представляет команду, принимает или уточняет определения, опровергает утверждения У1, выдвигает контраргументы. Время выступления — 5 минут
У2 отвергает все аргументы О1, усиливает утверждающую линию и представляет доказательства (не имеет права вводить новые аспекты или аргументы). Время выступления — 4 минуты О2 опровергает аргументы У1 и У2, усиливает отрицающую линию, приводит доказательства в ее поддержку без новых аспектов или аргументов. Время выступления — 4 минуты
У3, О3 опровергают аргументы и доказательства противоположной стороны, представляют сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства собственных линий. Спикеры подводят итоги дебатам. У3 и О3 анализируют свои сильные стороны. В их речах не должно быть новых аргументов.__________________________________________________________________
Время выступления каждого — 4 минуты
Каждая команда на протяжении игры имеет право взять время на подготовку к выступлению — тайм-аут (не более 2-х минут на каждую подготовку), общая продолжительность для таймаутов — 8 минут. Тайм-ауты берутся участниками команд либо после окончания речи спикеров, либо после перекрестных вопросов.
Кроме того, в игре есть четыре раунда перекрестных вопросов (по две минуты), которые проводят после выступления каждого из первых четырех участников игры. О3 задает вопросы с целью принизить значение его аргументов У1 и обнаружить слабые места позиции утверждения; У1 отвечает. У3 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы О1; О1 отвечает. О1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы У2; У2 отвечает. У1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы О2; О2 отвечает.
По общему правилу каждый спикер работает с вопросами индивидуально и не может обратиться за помощью к другим членам команды. Для того чтобы привлечь к активному обсуждению темы остальных участников команд (учеников класса), нами был внесен пункт в правила игры, заключающийся в том, что каждый из дебатирующих спикеров, в случае необходимости, перед ответом на перекрестный вопрос может взять тайм-аут и посовещаться с членами команды.
Раунд вопросов придает игре более яркий характер. Здесь учитель имеет возможность контролировать готовность каждого участника к занятию, проводимому в форме дебатов. Ведь для того, чтобы задать вопрос, необходимо иметь какое-то представление о предмете суждения, а чтобы ответить на вопрос, нужны определенные знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.
Умение формулировать точные, а главное продуктивно полезные вопросы — одно из важ-
нейших умений участников дебатов. Цель любого вопроса — получение новой информации в виде ответа. Верно поставленный вопрос дает возможность: уточнить точку зрения оппонента; получить от оппонента дополнительные сведения; лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме; снизить значение аргументов оппонентов; обнаружить пробелы в логической цепочки рассуждений оппонентов; наметить стратегическую линию опровержения.
В то же время аргументированный и точный ответ укрепляет собственную позицию участников дебатов, усиливает аргументацию выдвинутого тезиса, не позволяет нанести серьезный урон стратегии команды.
Победителем становилась та команда, которая лучше утверждала свои аргументы и опровергала аргументы оппонентов. Перед судьями вставал единственный вопрос — какая команда была лучшей в развитии собственных аргументов и опровержении аргументов оппонентов.
Итак, важнейшим условием формирования правомерного поведения старшеклассников является применение усвоенного в практической деятельности. Реализацию этого условия и преследует последний этап технологии дебатов — последействие. Мотивом осуществления последействия должно стать желания, спрос самих учеников. Результатами проведения дебатов была положительная динамика в экспериментальной группе по следующим критериям: правоинфор-мированность, правообразованность, социализация, толерантность.
Таким образом, дебатам как методу формирования правомерного поведения присущи не только такие критерии, как технологичность, воспроизводство, но и, что важно — гарантированная эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. НУРПЕИНСОВ Е.К. Механизмы формирования правомерного поведения личности : автореф. дис. ... канд. юридических наук. М., 1980.
2. СЕЛЕВКО Г.К., СЕЛЕВКО А.Г. Социально-воспитательные технологии // Народное образование. 2002.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. Д. Ширшов