УДК 37.017
ББК 4421.350.5 ГСНТИ 14.25.09
О. С. Рабовская
Первоуральск, Россия
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Код ВАК 13.00.02
O. S. Rabovskaya
Pervouralsk, Russia
INTEGRATIVE APPROACH TO FORM LEGITIMATE BEHAVIOR OF SENIOR PUPILS
Аннотация. Обсуждаются проблемы правомерного поведения молодежи. Анализируются интегративный и инновационный, творческий подход к правовому воспитанию молодежи в настоящее время.
Ключевые слова: правомерное поведение, формирование правомерного поведения, правовое сознание, интегративный подход, профильное правовое образование.
Сведения об авторе: Рабовская Ольга Сергеевна - учитель права.
Место работы: муниципальное образовательное учреждение города Первоуральска.
Контактная информация: 620017,
E-mail: [email protected].
Abstract. Problems of legitimate behaviour of the youth are discussed. Modern integrative, innovative, and creative approaches to legal education of the youth are analyzed.
Keywords: legitimate behavior,
formation of legitimate behavior, legal consciousness, integrative approach, legal education as a core component.
About the author: Rabovskaya Olga Sergeevna, Teacher of Law.
Place of employment: Municipal Educational Institution of Pervouralsk.
Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.
Данное исследование посвящено формированию у старшеклассников правомерного поведения. Проблема поиска механизмов формирования правомерного поведения, как и само понимание термина «правомерное поведение» является актуальным для нашего общества и педагогической науки.
Довольно обширные исследования, в том числе фундаментального научного уровня, все еще не привели к пониманию проблемы не просто правового воспитания, а формирования правомерного поведения как целостной концепции, как качественно © Рабовская О. С., 2011
нового явления в педагогической науке и практике.
Правомерное поведение трактуется в специальной литературе как непосредственный результат действия норм права, ближайший показатель наличия и степени его эффективности.
Так, В. Кудрявцев определяет правовое поведение как «социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия [3, с. 41].
В. Оксамытный полагает, что правомерное поведение личнос-
ти — это «ее деятельность в сфере социально-правового регулирования, основанная на сознательном выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании» [4, с. 24].
Правовая наука накопила определенный опыт системного анализа правового поведения. В частности, В. Н. Кудрявцевем ставится проблема генезиса правомерного поступка, предпринята попытка раскрыть его «анатомию», показать его как своеобразный механизм, процесс, разворачивающийся в пространстве и времени и включающий не только сами внешние поступки, но и предшествующие им психологические явления и процессы. В качестве основных этапов генезиса правомерного поступка он предлагает рассматривать: формирование личности с определенной социальной ориентацией; формирование у субъекта конкретной мотивации, связанной с совершением правомерного поступка; планирование поступка и принятие решения о его осуществлении; реализация принятого решения, включая совершение действия и наступление последствий. Кроме того, автор считает возможным анализ структуры правомерного поведения по аналогии с противоправным поведением и выделяет в качестве его элементов: субъект, объект, субъективную и объективную стороны.
В педагогической науке большинство диссертационных исследований и научных работ сосредоточены на изучении отдельных аспектов
формирования правомерного поведения, в то время как рассмотрение его в целостном виде не осуществляется, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этого направления. Соответственно не приходится рассчитывать на действенность и эффективность правового воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных позитивно ориентированных задач в отношении различных категорий современной молодежи.
Основное противоречие очень многих исследований и разработок заключается в том, что игнорируется единство и неразрывность главных составляющих правомерного поведения, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко — в ущерб и противоположность друг другу. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происходящих в социально-гуманитарных науках, в российском обществе в целом.
Формирование правомерного поведения молодежи — сложный процесс воздействия социальной среды: объективных условий и
субъективных факторов, функционирующих на уровне как макросреды, так и микросреды и пронизывающих все сферы жизни общества — экономическую, социальную, политическую и духовную.
Обеспечение правомерного поведения молодежи должно стать
первостепенной задачей государства. В современных условиях выделяется, на наш взгляд, самостоятельная правовоспитательная функция государства, реализация которой наиболее результативна в сфере образования.
С 1990 г. преподавание правового курса в общеобразовательных школах прекращено, правовое воспитание ослаблено.
В советский период предпринимались практические меры по усилению правового воспитания школьников. Так, в 1975 г. в 8-х классах общеобразовательных учреждений был введен 35 часовой курс «Основы Советского государства и права».
Между тем практика последнего десятилетия, ход правовой реформы убедительно свидетельствуют о необходимости последовательной и всесторонней научной разработки и практического решения проблем формирования правового сознания личности применительно к современной жизни. Это объясняется объективными предпосылками усиления роли права в условиях переходной правовой системы, важностью совершенствования всего механизма правового регулирования общественных отношений, включая рыночные.
Законодатель в определенной мере реагирует и влияет на складывающуюся ситуацию в сфере воспитания и образования. В частности, об этом свидетельствует принятие Федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании». Их необходимость была обусловлена развитием и усложнением образовательных отношений, важность регулирования которых предопределила выделение в системе права такой отрасли, как образовательное право.
Преподавание права в системе общего образования до последнего времени носило не самостоятельный, а интегрированный характер. В начальной школе (1—4 классы) учащиеся в возрасте от 7 до 10 лет изучали элементарные нормы поведения, общения друг с другом в рамках образовательной области «Окружающий мир», объединяющей несколько предметов. Первоначальное ознакомление с правом основывалось на экспериментальных, авторских программах, предполагающих тесную взаимосвязь правового и других направлений воспитательной деятельности.
В основной школе (5—9 классы) ученики в возрасте от 11 до 15 лет получали возможность в рамках курса «Граждановедение» или «Обществознание» познать особенности правового регулирования семейных, трудовых, гражданских, уголовных и административных отношений. Но особое внимание уделялось вопросам конституционного права, знакомству с устройством Российского государства.
Специальный правовой курс не предусматривался федеральным (общеобязательным) компонентом Базисного учебного плана. Школы самостоятельно изыскивали воз-
можности выделения часов для правового обучения своих учеников.
В старшей школе (10—11 классы) юноши и девушки в возрасте 16-17 лет изучали правовые положения преимущественно интегрированно, в контексте рассмотрения различных проблем общества [см.: 1; 2].
При этом особое внимание обращалось на важнейшие нормы гражданского, предпринимательского, трудового, жилищного, налогового, административного, уголовного, а также процессуального права. На изучение права в течение двух лет отводилось не более 35 часов.
Вместе с тем следует признать, что современное состояние правового воспитания школьников не только не соответствует потребностям сегодняшнего дня, но и вызывает серьезную озабоченность в силу его недостаточной эффективности. По существу, накопленный в предшествующий период позитивный опыт не нашел в период реформ своего дальнейшего развития, а отсутствие целенаправленной государственной политики в отношении формирования правосознания населения снизило эффективность проводимых локально, вне системы правовоспитательных мероприятий.
В этих условиях правовое воспитание во многом стало носить формальный характер. Нередко оно выступало лишь как способ привлечения молодых людей к подготовке для поступления в вузы, обеспечивающий получение юридической профессии.
В условиях реформирования образовательной сферы сложились предпосылки формирования системы вариативного правового обучения и правового воспитания. Это привело к разнообразным, нередко противоречивым взглядам на сущность, содержание, структуру правового воспитания, возможных форм, способов и методов его реализации. Результатом явились противоречия в реализации учебных планов, возникли проблемы с определением курсов, формируемых за счет часов национально-регионального и школьного компонентов, финансированием и кадровым потенциалом образовательной системы.
Сокращение бюджетного финансирования школ (до 20—40%), отсутствие правовой основы, обеспечивающей предоставление платных образовательных услуг, привело к правонарушениям в образовательной сфере, что актуализировало проблему формирования правовой компетентности субъектов образовательных правоотношений.
Правовой нигилизм как антипод правовой культуры приобрел массовый характер не только среди учащихся, но и педагогов.
Приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. установлен общеобязательный минимум содержания Государственного образовательного стандарта [6]. Впервые в этом нормативном акте федерального значения определен правовой статус учебной дисциплины, названной «Право», прописаны основные темы, необходимые для общеобязательного усвоения
школьниками. Достаточно четко определены цели и задачи каждого этапа образования, обязательный минимум правовых знаний, а также сформулированы требования к уровню правовой подготовки выпускников школ.
В соответствии со стандартом правовое воспитание в начальной школе ориентировано на формирование первоначальной правовой компетентности ребенка, правомерного поведения в реальных жизненных ситуациях. Школьники знакомятся с элементарными правилами поведения в образовательном учреждении, на улице, в семье.
В основной школе (5—6 классы) предполагается участие подростков в органах самоуправления образовательного учреждения, когда обучаемые получают знания о законах страны, регулирующих конституционные, семейные, уголовные, административные, гражданские правоотношения. В части общеобязательного федерального компонента учебного плана в основной школе (5—9 классы) в рамках «Граждановедения» на правовое обучение выделено не менее 35 часов учебного времени.
Качественное нововведение в постановке правового воспитания и обучения как ведущих средств формирования правосознания школьников заключается в том, что в базисном учебном плане для старшей школы обозначены два уровня образования: базовый и профильный.
На базовом уровне правовое обучение предусмотрено в объеме
35 часов. При этом по выбору школы оно может осуществляться либо в рамках самостоятельной дисциплины «Право», либо интегрирование в курсе «Обществознание». На основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования разработана Примерная программа по праву для всех школ страны.
Согласно нормативным положениям изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение таких целей, как развитие личности, формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества,
имеющим гарантированные законом права и свободы, предусматривается воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека и т. д.
В результате изучения права на базовом уровне ученик старшей школы должен уметь правильно употреблять юридические понятия, знать свои конституционные права и обязанности, правовой статус избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента. Необходимые представления формируются на базовом уровне и относительно механизмов реализации и способов защиты прав человека и гражданина. Кроме того, школьники впервые будут изучать порядок получения плат-
ных образовательных услуг, призыва на военную службу.
Важно и то, что правовое обучение ориентировано на формирование таких умений, которые используются в повседневной жизни подростка: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; изложения и аргументации собственного мнения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права.
Профильное правовое образование в старшей школе позволит обеспечить углубленное изучение права. Его содержательные блоки включают в себя наиболее значимые вопросы юридической науки и практики, адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: взаимоотношение права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; основные положения отраслевого законодательства. Предусмотрено ознакомление школьников с системой правосудия, спецификой про-
фессиональной деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта.
Таким образом, закладываются основы юридической профессиональной пропедевтики и профориентационной деятельности общеобразовательной школы как системной работы со школьной молодежью по формированию устойчивой мотивации на осознанный выбор юридической профессии в будущем. Это актуально и потому, что профильная школа обеспечивает получение более глубоких правовых знаний в сравнении с требованиями общеобязательного стандарта средней школы [5].
Поддерживая в целом предпринимаемые усилия по формированию правосознания школьников, можно вместе с тем высказать ряд критических замечаний, а также предложений, направленных на повышение эффективности намеченных мер.
Прежде всего, нуждается в уточнении сама концепция организации правовоспитательной деятельности государства. Признавая важность и значение вариативности подходов к ее осуществлению, развития инициативы педагогических коллективов, вместе с тем нельзя забывать о единстве правового пространства России, необходимости последовательного проведения в жизнь принципа верховенства закона. Это, в свою очередь, предполагает необходимое единство в правовом обучении школьной молодежи, которое заложено в государственном стандарте по праву и
должно строго выдерживаться на практике.
Не менее важно (с точки зрения организации правовоспитательного процесса в школе) четко определиться с его центральным звеном, на который должна быть сориентирована вся предшествующая работа и от которого должна отталкиваться вся последующая деятельность по формированию правового сознания учащихся. Представляется, что этим звеном должно стать преподавание самостоятельного правового курса в 9 классе основной школы, когда подростки максимально нуждаются в правовом информировании. Не случайно именно на этом этапе школьной жизни предусмотрена предпрофильная правовая подготовка обучаемых, которым предстоит выбрать необходимый профиль дальнейшего образования.
В этой связи нельзя согласиться с авторами, настаивающими на преподавании права интегративно, только в рамках других дисциплин. Бесспорно, нельзя забывать о межпредметных связях, необходимости рассмотрения тех или иных тем, связанных с вопросами права, в рамках других учебных дисциплин, проведения внеучебных воспитательных мероприятий. Вместе с тем нужно помнить о том, что правосознание — относительно самостоятельная форма сознания, предполагающая специальные средства, пути и способы его формирования. Естественно, это не исключает, а предполагает тесное взаимодействие правового и других направле-
ний воспитания, прежде всего нравственного, эстетического, тщательный учет возрастных особенностей учащихся, тех или иных ступеней школьного образования. Вполне понятно, например, что на начальной ступени школьного образования особое значение имеет нравственное воспитание; через его призму необходимо рассматривать и правовые вопросы. Однако по мере приближения возраста, связанного с наступлением частичной и полной дееспособности, вопросы правового воспитания приобретают самостоятельное значение и в этой связи должны все более выдвигаться на передний план среди других направлений воспитательной работы.
Определенные коррективы должны быть внесены и в соотношение воспитания и обучения в процессе школьного образования. К сожалению, в последние годы, прежде всего с учетом потребностей высшего образования, в школах особый акцент делался именно на обучении, в то время как воспитательная составляющая образования, связанная с формированием определенных качеств личности, отошла на второй план. Недостаток подобного подхода стал вполне очевидным: сегодня все чаще можно встретить образованных, но не воспитанных, в том числе и в правовом отношении, молодых людей.
Ценности воспитания — это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике чело-
века, культурных образцах жизни, межпоколенном взаимодействии и воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Ценности можно выбирать. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется.
Не будучи ориентированным на подготовку ребенка к действительности, воспитание оторвалось, по существу, от жизни, что означало его осуществление вне контекста правовых норм и ценностей, не смогло стать проводником воспроизводства моделей правомерного поведения.
Формирование правомерного поведения с педагогической точки зрения означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина,
независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.
Воспитание правомерного поведения требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и всемерного поощрения и развития
практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации образовательно-воспитательной системы.
Образование должно стать основой правомерной модели поведения, однако чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, и включать изучение учащимися основ права, этики, истории религий и других гуманитарных предметов.
В процессе формирования правового сознания старшеклассников важно обращать внимание не только на правовую информированность, когнитивную составляющую правового сознания, но и на такие качества, как убежденность в справедливости закона, готовность последовательно руководствоваться его предписаниями, умение защищать не только свои права, но и законные интересы других граждан, государства.
Правовое воспитание не охватывает всего комплекса формирования индивидуального правосознания личности, но оно является решающим, определяющим фактором в этом процессе. Формирование правосознания — это не единственная цель правового воспитания, поскольку его важной задачей является также и повышение правовой культуры, правовой активности молодежи, формирование устойчивого правомерного поведения, в основе которого лежат нравственные принципы.
Итак, результатом правового воспитания должна стать выработка у старшеклассников устойчивой ориентации на правомерное поведение.
Литература
1. Кашанина, Т. В. Право и экономика / Т. В. Кашанина, А. В. Каша-нин. — М., 2000.
2. Кравченко, А. И. Обществозна-ние / А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. — М., 2000.
3. Кудрявцев, В. Н. Правовое поведение: норма и патология / В. Н. Кудрявцев. — М. : 1982. — С. 41.
4. Оксамытный, В. В. Правомерное поведение личности / В. В. Оксамытный. — Киев, 1985. — 24 с.
5. Певцова, Е. Л. Предпрофильная правовая подготовка школьников / Е. Л. Певцова // Система предпрофиль-ного образования. — М., 2003.
6. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учебных учреждений, реализующих программы общего образования» : от 9 мар. 2004 г. // Вестн. образования. — 2004. — № 6.