Научная статья на тему 'Oikonomia: Дионисий Галикарнасский о композиции исторических сочинений'

Oikonomia: Дионисий Галикарнасский о композиции исторических сочинений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
268
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Oikonomia: Дионисий Галикарнасский о композиции исторических сочинений»

О.В. Осипова

OIKONOMIA: ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ О КОМПОЗИЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ

Дионисий Галикарнасский (ок. 55 - после 8 г.1), автор риторических трактатов и так называемых «литературных писем», создававшихся на протяжении многих лет, анализирует произведения историков V-IV вв. в сохранившемся фрагментарно сочинении «О подражании», «Письме к Помпею», в котором оно цитируется с некоторыми изменениями2, и в трактате «О Фукидиде».

При анализе речей и исторических сочинений Дионисий Галикарнасский выделяет аспект стилистический (ХектисО" торо") и содержательный (ppaymatLKÖ" торо"), включающий, в свою очередь, «приготовление» (papaaKeuf), или «нахождение» (eüpeai"), и «использование приготовленного» (xpfjCTi" тыу papeaKeuaamenw), называемое «расположением материала» (oikonomla), - раздел содержания, требующий от писателя «большего искусства» (то техшкытероу mepo" тоО ppagmaTiKou) (De Dem. 51). Можно сказать, что «расположение материала» соответствует литературоведческому термину «композиция» - «взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств»3. Попытаемся рассмотреть принципы анализа композиции исторических сочинений в риторических трактатах Дионисия Гали-карнасского.

Отметим, что направление критики Дионисия Галикарнасского в значительной степени определяется риторической системой «достоинств стиля» (ap^al) (Ep. ad Pomp. 3), с которыми соотносятся и достоинства содержания, общие для речей и исторических сочинений: ясность (aaffveia), убедительность (р^пот!") и краткость (au^o^la)4. Так, историческое сочинение (iaтoplKf ppaYmaтela) должно быть связным (eipomevfv - букв. «нанизанным») и последовательным (apepiстpaстт6У -букв. «не увлекаемым в разные стороны»), особенно когда речь идёт

1 Здесь и далее все даты - до н.э.

2 Тексты трактата «О подражании» и цитат из него в «Письме к Помпею» сопоставляются в работах: Weaire G. The Relationship between Dionysius of Halicarnassus' De Imitatione and Epistula ad Pompeium // CPh. 2002. Vol. 97. No. 4. P. 351-359; Sacks K.S. Historiography in the Rhetorical Works of Dionysius of Halicarnassus // Athenaeum. 1983. Vol. 61. P. 66-74. См. также русский перевод «Письма к Помпею»: Дионисий Галикарнасский. Письмо к Помпею / Пер. О.В. Смыки // Античные риторики. М., 1978. С. 222-233.

3 Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 262.

4 См.: Nicolai R. La storiografia nell' educazione antica. Pisa, 1992. Р. 132. Достоинства содержания речей: ясность, краткость и правдоподобие - рассматриваются в статье М.Л. Гаспарова «Античная риторика как система»: Гаспаров М.Л. Избранные труды. О поэтах. М., 1997. Т. 1. C. 567.

о многих и малопонятных (8исткататаб|тыу - букв. «с трудом усваиваемых») событиях (De Thuc. 9), а, благодаря множеству излагаемых в речи событий может оказаться трудно следить за ходом изложения (8истраракоХоиб|то"), это нарушит ее ясность (aaff|veiav) (De Isaeo 14).

Принцип анализа Дионисия Галикарнасского был назван «выборочным подражанием»5, которое подразумевает внимательное изучение содержания и стиля произведений лучших аттических ораторов и историков и отбор лучших качеств каждого. Рассуждая о композиции исторических сочинений, Дионисий Галикарнасский подробно рассматривает произведения одного историка или прибегает к сравнительному анализу, сопоставляя произведения двух авторов. В трактате «О подражании» и в «Письме к Помпею» он даёт сравнительную характеристику «Историям» Геродота и Фукидида (Ep. ad Pomp. 3), затем переходит к сочинениям их подражателей, сравнивая Ксенофонта с Геродотом (Ep. ad Pomp. 4), а Филиста с Фукидидом (Ep. ad Pomp. 5), и отдельно рассматривает произведения Феопомпа (Ep. ad Pomp. 6); анализу композиции «Истории» Фукидида он посвящает раздел трактата «О Фукидиде» (De Thuc. 9-20).

Расположение материала (композиция) включает, по Дионисию Галикарнасскому, во-первых, «разделение» (Siatpeai")6, или последовательность изложения, во-вторых, «расположение» (та^1"), или временную организацию текста, и, в-третьих, «отделку» (ё£еруаст1а), или технику изложения (De Thuc. 9)7..

В «Письме к Помпею» он замечает, что в историческом сочинении важно «распределить и поместить» (81еХестба1 те ка1 та£а1) каждое из излагаемых событий в нужное место (Ep. ad Pomp. 3.13). Более подробно Дионисий Галикарнасский пишет о «разделении» в трактате «О Фукидиде». В исторических сочинениях излагаемые события группируются по географическому (ката торои") или по хронологическому принципу (ката xponou" еираракоХоиб|тои" - «по легко прослеживаемым временным отрезкам»): по именам сменяющих друг друга царей или жрецов, архонтов, вступающих в должность на год, а также по олимпиадам (De Thuc. 9). По хронологическому принципу распределяют материал авторы историй отдельных местностей, по географическому - Гелланик и Геродот. «История» обобщает огромный этнографический и исторический материал: она представляет собой ряд логосов, соединённых в последовательное повествование, материал которого сгруппирован по географическому признаку8. Необходимо уточнить, что повествова-

5 Eclectic imitation. См.: Usher S. On the Ancient Orators. Introduction // Dionysius of Halicarnassus. The Critical Essays I. Cambr.; L., 1974. P. 2.

6 При анализе композиции (ppaymaTiKh o'lKonomla) речей Дионисий Галикарнасский обозначает «разделение» термином mepiamo? (De Isocr. 4).

7 В «Письме к Помпею» к содержательной стороне произведения Дионисий Галикарнасский относит выбор темы, композицию и авторскую позицию (Ep. ad Pomp. 3).

8 Композиция «Истории» Геродота рассматривается в работе: Миллер Т.А. Греческая эпическая историография // Кузнецова Т.И., Миллер Т.А. Античная эпическая историография. Геродот, Тит Ливий. М., 1984. С. 6-10.

ние о войнах в трудах Геродота, Фукидида, Ксенофонта и других историков включает ряд повторяющихся типических ситуаций: описания сражений, походов, а также народных собраний; временную последовательность нарушают экскурсы.

«Разделение» в «Истории» Фукидида - изложение событий по летним и зимним кампаниям - представляется Дионисию Галикарнас-скому неудачным: оно лишено ясности и последовательности (астаф|" ка1 8истраракоХоиб|то", Ep. ad Pomp. 3.13). Отметим, что если в «Письме к Помпею» он называет последовательность изложения в произведении Фукидида хронологической (то!" cponoi", Ep. ad Pomp. 3.13), то в трактате «О Фукидиде» выделяет «разделение» его «Истории» особо, не относя его ни к географическому, ни к хронологическому, но повторяет приведенную ранее оценку: параллельное изложение событий, связанных временным единством, становится не более ясным (oU стафесттера), а менее последовательным (8истраракоХоиб|тотера), так как повествование оказывается разорванным на маленькие отрезки (ei" рлкра" катакертат1^оцеу| тора", De Thuc. 9). В качестве примера Дионисий Галикарнасский приводит третью книгу «Истории», в которой Фу-кидид описывает происходившие одновременно события в Митилене и Платее, осаду Платеи и походы спартанцев (De Thuc. 9), и захват афинянами Пилоса и Сфактерии, описанный в четвёртой книге (De Thuc. 13).

В трактате «О Фукидиде» Дионисий Галикарнасский не отдаёт предпочтения какому-то одному принципу «разделения», а в «Письме к Помпею» выступает сторонником тематической, в частности, географической, последовательности изложения: в «Истории» Геродота, в отличие от сочинения Фукидида, тематическое (та!" рерюха!" топ ррау^атшу) «разделение» не разрывает повествования (oU 81естрасте т|у 8ifYfCTiv, Ep. ad Pomp. 3.14).

Рассуждая о композиции произведений Ксенофонта, Феопомпа и Филиста, Дионисий Галикарнасский ограничивается краткими замечаниями: первый «хорошо разделил, упорядочил [материал] и придал разнообразие» (ре^ер^е те каХы" rai тетахе rai реро^Хке) своим произведениям (Ep. ad Pomp. 4.2), оба сочинения второго «последовательны и ясны» (еираракоХои^ти rai стафеТ") (Ep. ad Pomp. 6.2). В произведениях Филиста он указывает на те же недостатки композиции, что и в «Истории» Фукидида: из-за неудачной композиции трудно следить за ходом событий (та£ш... 8истраракоХоиб|тоу, Ep. ad Pomp. 5.2). В трактате «О подражании» Дионисий Галикарнасский пишет об этом более подробно9: он отмечает неупорядоченность расположения материала (тт|У ата££ап т|" о^опорла") и заключает, что Филист сделал произведение непоследовательным, нарушив связность изложения (8истраракоХоиб|топ т|п ррауцатешу т| auyxuCTei топ eipfmevwv реро^кеп) (De imit. Fr. 31.3.2).

9 Считается, что эпитоматора, в изложении которого сохранились фрагменты трактата «О подражании», более интересовали суждения Дионисия Галикарнасского о таких историках, как Филист и Феопомп. См.: Weaire G. Op. cit. P. 357.

Кратко анализируя «расположение» (та£|."), Дионисий Галикарнасский обращает внимание на начало и финал произведения, отграничивающие излагаемые события: он указывает, что в начале исторического сочинения должны излагаться причины, а в конце - событие «замечательное и очень приятное для слушателей» (тт|п 0аитаст1ытатт|У ка1 цаХьстта то!" акоши<л кехарштептп, Ep. ad Pomp. 3.10), как в «Истории» Геродота. Недостаток композиции «Истории» Фукидида он видит в том, что историк начинает произведение не с истинной причины Пелопонесской войны - опасений Спарты из-за усиления Афин (Thuc. I.23.5), а с повода - событий на Керкире (Thuc. I.24-55), и оставляет сочинение незаконченным, остановившись на битве при Киноссемате в 411 г. (Thuc. VIII. 106-108; De Thuc. 11, ср.: Ep. ad Pomp. 3.9-10). Ксенофонт, как и Геродот, по мнению Дионисия Галикарнасского, начинает свои произведения с «весьма подходящих» (ррерыбесттата^) событий и заканчивает «весьма подходящими» (ёттт|8е1отата1") (Ep. ad Pomp. 4.2).

В «Письме к Помпею», рассуждая о технике изложения (ё£еруаст1а), Дионисий Галикарнасский пишет о разнообразии содержания (ронаНа) исторических сочинений10, которое достигается введением речей и экскурсов. Дионисий Галикарнасский полагает, что географические и историко-этнографические отступления являются обязательным элементом композиции исторических сочинений. Так, он указывает, что Геродот считал необходимым делать паузы (ауараистеь") в последовательном изложении событий (Ep. ad Pomp. 3.11), приводит примеры отступлений в «Истории» Фукидида (Ep. ad Pomp. 3.12): это история возвышения царства одрисов, предваряющая изложение событий во Фракии (Thuc. II.96-97), и «Сицилийская археология», по-свящённая древнейшей истории Сицилии (Thuc. VI.2-5).

О Ксенофонте Дионисий Галикарнасский пишет, что он «привнёс разнообразие» в произведение, подражая Геродоту (Ep. ad Pomp. 4.2). Характеризуя содержание произведений Филиста, Дионисий (вновь без примеров) указывает на то, что отсутствие экскурсов сближает его с «Историей» Фукидида: «Он не желает включать в произведения ничего, что не связано с темой (рраута e£w0en), как и Фукидид, и потому однообразен (omoeiST")» (Ep. ad Pomp. 5.2). Он отмечает, с одной стороны, разнообразие содержания произведений Феопомпа: роХицорфоу т|" ураф|" - «многосторонность» (Ep. ad Pomp. 6.3); ронаНа en то!" ррауцаст1 -«пестрота содержания» (De imit. Fr. 31.3.3). С другой стороны, он критикует избыточность (оите апаукаТа^ и неуместность (оит' en кафф) экскурсов с точки зрения композиции (Ep. ad Pomp. 6.11), указывая на отсутствие одного из достоинств содержания - краткости.

В трактате «О Фукидиде» технике изложения Дионисий Галикарнасский посвящает особый раздел (De Thuc. 9-20), о чем уже было сказано ранее. Необходимо отметить, что с точки зрения представления фактов изложение Фукидида отличается разнообразием, свойст-

10 Fornaro S. Epístola a Pompeo Gemino. Introduzione e commento. Stuttgart; Leipzig, 1997. Р. 194-197.

венным художественной композиции. Давно замечено, что в «Истории» Фукидида отсутствует определённая модель рассказа, единство темпа: краткий рассказ или только упоминание о каком-либо событии Пелопоннесской войны, хроникальные части чередуются с ретроспективным рассказом, а суммарное изложение событий сменяется непосредственным развернутым их описанием, как будто они происходят на глазах у рассказчика. Так, излагая события 426 г., он замечает: «Я упомяну только о наиболее достопримечательных (а 8е Хоуои р^Хшта а^а) военных действиях, которые вели союзники вместе с афинянами или же неприятели против афинян» (Thuc. III.90.1). В качестве примера замедления и убыстрения темпа повествования можно привести приблизительно равные по объёму пятую и шестую книги «Истории»: в пятой книге описываются события шести лет войны (422-416 гг.), а в шестой - одного (415 г.).

Выбор того или иного типа повествования обусловлен, по-видимому, представлениями самого историка о важности данного события и его значении в ходе войны; композиционные приёмы служат, таким образом, расстановке нужных автору акцентов. Однако Дионисий Галикарнасский видит ещё один недостаток композиции «Истории» Фукидида в непропорциональности распределения детализированных описаний и суммирующих обозначений: о важных и значительных, по мнению автора трактата, событиях историк сообщает кратко, о второстепенных - подробно; это относится к описанию сражений (De Thuc. 13-14), посольств (De Thuc. 14-15) и бедствий войны (а^фора^ De Thuc. 15), а также к речам (De Thuc. 16-18) и вступлению (De Thuc. 19-20).

Так, о крупных сражениях, где было много убитых и пленных, Фу-кидид пишет бегло (eplтpoха8fv): это морское сражение при Евриме-донте в 465 г. (Thuc. 1.100), захват афинянами острова Сфактерии (IV.38.5) и Никием острова Киферы (IV. 53-57) и взятие афинянами города Фиреи в 424 г. (IV.57.3). Дионисий Галикарнасский не понимает, почему о посольстве афинян в Спарту в 430 г. Фукидид лишь упоминает (Thuc. II.59.1-2), а о посольстве спартанцев в Афины после захвата Пилоса и острова Сфактерии в 425 г. (Thuc. IV.15-22) рассказывает подробно, приводя речь спартанских послов (De Thuc. 14-15).

Военные действия, взятие и разрушение городов, захват пленных античные риторики относят к событиям, которые могут быть описаны в исторических сочинениях детализированно, «наглядно»11. Дионисий Галикарнасский приводит из «Истории» Фукидида примеры удачных развёрнутых описаний взятия в 427 г. Платеи (Thuc. III.52-68) и Ми-тилены (III.27-50) и захвата Мелоса в 415 г. (V.84-116). С другой стороны, он отмечает, что Фукидид приуменьшает масштаб бедствий войны кратким упоминанием о них; это относится к описанию захвата Скионы в 420 г. (V.32.1) и Эвбеи в 445 г. (I.114.3), и изгнания жителей Эгины в 431 г. (Thuc. II.27.1, De Thuc. 15).

11 Примеры см. в работе: Nicolai R. Op. cit. P. 139.

Исходя из требований уместности, Дионисий Галикарнасский отмечает, что в одних случаях, где речи необходимы, их нет, но в других, где их могло бы не быть, они присутствуют (De Thuc. 17). Речей не хватает в описании посольства афинян в Спарту в 430 г. (Thuc. II.59.1-2, De Thuc. 15) и народного собрания, на котором афиняне решают истребить всё население Митилены (Thuc. III.36, De Thuc. 17), а речь, подобная надгробной речи Перикла (Thuc. II.35-46), была бы уместна в описании не событий первого года войны, а захвата Сфак-терии (Thuc. IV.9-23, 26-40) или отступления афинян после разгрома Сицилийской экспедиции в 413 г. (Thuc. VII.78-87, De Thuc. 18).

Наконец, недостатки композиции «Истории» Фукидида Дионисий Галикарнасский отмечает, указывая на непропорциональность (dvw^aAov) вступления: оно слишком велико, так что оказывается отдельным историческим сочинением ( 1сттор1а т1" аитт ка0' аитт|п, De Thuc. 19). Исходя из того, что вступление должно передавать основное содержание (та kefalaia) того, что будет изложено далее, он предлагает свой вариант (De Thuc. 20): он оставляет только первую и последние главы (Thuc. I.1, 21-23), считая ненужным остальное, т.е. «Археологию» - изложение древнейшей истории Греции (Thuc. I.2-19), предваряющее описание Пелопоннесской войны.

Таким образом, Дионисий Галикарнасский, анализируя композицию, или «расположение материала» исторических сочинений в трактате «О подражании», «Письме к Помпею» и в трактате «О Фукидиде», обращает внимание, прежде всего, на последовательность изложения и повествовательную технику. Достоинством первой является ясность, а второй - разнообразие и пропорциональность: подробность описания сражений, посольств и изложения речей должна быть обусловлена масштабом события, а введение соответствовать требованиям риторики.

Osipova O.V.

OIKONOMIA: DIONYSIUS OF HALICARNASSUS ON THE STRUCTURE OF HISTORICAL WORKS

In this article, the principles of analyzing the structure (oikonomia) of historical works in Dionysius of Halicarnassus' rhetorical treatises On Imitation, Letter to Pompeius, and On Thucydides are discussed. It can be said that Dionysius of Halicarnassus notes the consistency of story and narrative technique. The virtue of the first is clarity and the virtues of the second are variety and proportionality: a detailed description of battles and embassies, as well as account of speeches should be conditioned with the importance of the event, and the introduction should meet the requirements of rhetoric.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.