УДК 54(091)
Д. Л. Рахманкулов 1, Ф. Б. Кимсанова 2
Об исследованиях по классификации наук Абу Абдаллахом ал-Хорезми
1 Научно-исследовательский институт малотоннажных химических продуктов и реактивов 450029, г. Уфа, ул. Ульяновых, 75; тел. (347) 243-17-12 2 Научно-исследовательский институт истории науки и техники 450029, г. Уфа, ул. Ульяновых, 74; тел. (347) 279-84-43
Рассматривается классификация наук Абу Аб-даллаха ал-Хорезми «Мафатих ул-улум», который является фундаментальным справочником, дающим сведения о большом количестве точных и естественных наук того времени. Сравнивается система наук ар-Рази с системой ал-Хорезми.
Ключевые слова: «Мафатих-ул улум», «алки-мийа», «прятать», «скрывать», «тела», «духи», «тактир», «эликсир».
Одним из важнейших источников по истории естественнонаучной и философской мысли, в частности, учений о классификации наук, является энциклопедический труд «Мафатих ал-улум» («Ключи наук») — фундаментальное сочинение одного из крупных мыслителей раннесредневековой Средней Азии Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Ахмада ибн Юсу-фа ал-Хорезми.
Энциклопедический труд Абу Абдаллаха ал-Хорезми оказал большое влияние на развитие философской и естественнонаучной мысли на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе и в Средней Азии.
Средняя Азия, находясь на древних караванных дорогах — великом «шелковом пути» между Китаем и Византией, Индией и северными народами, в том числе Русью, имела к этому времени высокое сельскохозяйственное производство, развитое городское хозяйство, многоотраслевое ремесло, богатую древнюю культуру. О высокой культуре среднеазиатских народов свидетельствует распространение здесь особой согдийской, хорезмийской письменности, искусства, керамики, архитектуры, настенной живописи, разнообразных музыкальных инструментов и т. д. После включения в состав Арабского халифата Средняя Азия стала играть активную роль в его социально-экономической и культурной жизни.
Под влиянием развития наук уже в IX в. начали предприниматься попытки систематизировать накопленные знания, разрабатывать классификацию наук.
Первым, кто предпринял изучение проблемы классификации наук на Востоке, был ал-Кинди 1-7.
Важнейшая заслуга ал-Кинди перед наукой состоит в том, что он был одним из столпов развития прогрессивной, естественнонаучной и философской мысли на Ближнем и Среднем Востоке. Он, по существу, стал родоначальником прогрессивных учений о классификации научного знания на средневековом Востоке. Его классификация, основывающаяся на изучении свойств объективных вещей, предметов внешнего мира, подобия и различий, сыграла большую роль в дальнейшем изучении и определении предметов и задач наук.
Одним из ученых раннесредневекового Востока, посвятивших специальные труды проблеме классификации наук, явился Ибн Надим, который разделил науки на две группы. Ибн Надим 8 — библиограф, унаследовавший от своего отца любовь к книгам. Он занимался в основном сбором данных о книгах, библиотеках, автографах, письмах. «В 977—988 он задумал составить книгу, — пишет И. Ю. Крачковский 9, — связанную, по-видимому, с интересами антиквара и библиофила», и назвал ее «ал-Фехрист» («Перечень»).
Анализируя сочинение ан-Надима, можно увидеть, что автор рассматривает в своем труде не только отдельные науки, но и их классификацию. Ранняя краткая редакция книги состояла только из 4-х глав 10 и была посвящена «немусульманским» наукам. В краткую редакцию входили философия и древние науки, составляющие первую главу, вторая включала невероятные повествования и магию; в третью входили секты и истории религий; в четвертую — алхимия.
Дата поступления 13.12.06
Отражение в классификации наук, как и в самой науке, одной из особенностей того периода — влияния теократического режима халифата — хорошо видно в восточных классификациях, в которых науки делятся на «шариатские» и «древние». Несмотря на это, «в противоположность европейцам раннего средневековья, погруженным в мутные воды церковной схоластики», арабоязычные ученые раннесредневекового Востока достигли больших успехов в разработке проблем и развитии наук. В классификациях того периода, например, у ал-Кинди, ар-Рази, Фараби, ан-Надима и других, видна четкость и ясность при постановке вопросов, выделение и подчеркивание светского знания и естественных наук.
Единственным известным трудом Абу Аб-даллаха ал-Хорезми, дошедшим до нас и написанным, как и большинство трудов ученых Средней Азии того периода, на арабском языке, является трактат «Мафатих ал-улум» («Ключи наук»), который является также одним из источников по истории развитии наук и их классификации. Этот труд был создан, как отмечает акад. И. Ю. Крачковский 11 12, между 976 и 991 гг. Однако Босворт 13 утверждает, что книга написана вскоре после 997 г.
Труд Абу Абдаллаха ал-Хорезми, как один из немногих источников по истории развития наук в средневековье, привлек внимание ряда ученых.
Первым, кто изучил и издал сводный текст «Мафатих ал-улум», был голландский востоковед Ван Флотен и, который взял за основу своего исследования самую старую арабскую рукопись 1160 г. Вслед за Флотеном сведения о «Мафатих ал-улум» встречаются у К. Брокельмана 15, в его фундаментальном справочнике, где в главе «Энциклопедии» он отмечает данный труд как энциклопедию, дающую сведения о большом количестве наук и составленную в ответ на необходимость создания кратких обзоров знаний того времени. Он также перечисляет наименования всех наук, входящих в обе части сочинения.
По словам исследователя Э. Видемана 16 «Абу Абдаллах ал-Хорезми был «составителем одной из первых мусульманских» энциклопедий».
В издававшихся в свое время статьях под названием «Сочинения по истории арабской науки» Э. Видеман исследовал, перевел и ознакомил читателей с содержанием ряда разделов «Мафатих ул-улум», посвященных главным образом точным и естественным наукам, содержащимся во второй части книги:
арифметике, астрономии, геометрии, механике, сведениям о весах и мерах, химии.
В работе У. И. Каримова 17 исследуется входящий в труд Абу Абдаллаха ал-Хорезми раздел, посвященный химии.
Для полного представления о структуре «Мафатих ал-улум» приведем разделы и главы труда. Первая часть состоит из шести разделов, в которые входят пятьдесят две главы.
Первый раздел — «фикх», т. е. мусульманское правоведение, второй раздел — «калам», т. е. догматическое богословие; третий раздел — грамматика («наху») —делопроизводство (китаба), история (ахбар) и хронологические науки.
Вторая часть по объему больше первой и состоит из девяти разделов, охватывающих сорок одну главу. Это следующие разделы: философия («фалсафа»), логика («мантик»), медицина («тибб), арифметика («арисмати-ка»), астрономия («илм ан-нуджум»), механика («илм ал-хийал»), три главы химии («ки-мийа»).
Из вышеизложенного видно, что главным принципом классификации Абу Абдаллаха ал-Хорезми является отделение теологических наук от светских, чем он продолжал линию Фараби, но, в отличие от него, в свою классификацию включал медицину, минералогию, алхимию и механику и историю 18.
Высокой степени развития достигает
в то время медицина. Благодаря огромному
вкладу знаменитых ученых и врачей Абу Бак-
ра ар-Рази, Али ибн Раббана ат-Табари,
Али ибн Аббаса ал-Маджуси, Абу Сахла Ма-
сихи и особенно Абу Али ибн Сины медицина
достигла больших успехов и значительно про-
19
двинулась вперед по сравнению с древностью 19.
В тогдашней медицине все лекарства делились на две группы — простые и сложные. Они изготовлялись из растительных, животных и минеральных веществ. Глава четвертая второй статьи посвящена простым лекарствам. Сначала приводится название лекарства, а затем его толкование. Например:
«Истирак» (стиракс) — это камедь масличного дерева.
«Фил захрадж» (ликий) — по-сирийски марарат фила. Он сказал: оно бывает трех видов: один из них худад, который приготавливают из барбариса, другой — сок хулана (плода царского дерева) и третье — лекарство, получаемое из верблюжьей мочи.
«Сазадж» — (малобатр) — это растение, растущее в Индии, в болотистых местах
и появляющееся на поверхности воды наподобие ряски; у него нет корня, его собирают и нанизывают на льняную нить и сушат.
«Фагира» — (плод фагары Авиценны) — это корень индийской водяной лилии.
Порядок описания сложных лекарств такой же, как и простых, т. е. сначала приводится название лекарства, а затем его состав. Например:
«Сиканджабин» (уксусомед) охуте1 — он состоит из уксуса и меда, впоследствии этим именем называли лекарство, хотя вместо меда употребляли сахар, а вместо уксуса сироп айвы или что-либо другое 20.
Заслуживает внимания глава, в которой разбираются меры веса и сыпучих тел, использовавшиеся медиками средневековья. Ценность данной главы заключается в том, что на основании приведенных сведений в какой-то мере можно определить дозировку того или иного лекарства. В этом разделе перечисляются и комментируются почти все меры веса и сыпучих тел. Уточнение дозировки лекарств в средневековье имеет много сложностей и неясностей, ибо сами меры веса были различными в разных местах и изменялись со временем. Автор «Мафатих ал-улум» пытается внести ясность в этот вопрос, для разъяснения и лучшего понимания многие меры веса и сыпучих тел комментируя двумя и более эквивалентами. Приведем несколько примеров:
«Талантун — это вес в 125 ратлов, а один ратл равен 12 укиййам, тулун — это вес в 9 укийй, ее называют также кутул и ускур-раджа большая... ман — это вес в 257.7 дирхамов или по мискалу — 180 мискалов, или по укиййу — 24 укийй» 21.
При изготовлении лекарств медикам часто приходилось обращаться к тем или иным химическим операциям. В результате многие медики хорошо знали химию. Свидетельством этому является тот факт, что большинство из них были также и крупными химиками своего времени.
Известно, что химия как наука еще не существовала в средние века. Она постепенно зарождалась на основе алхимии, основателями которой был Джабир ибн Хайян, Хунайн ибн Исхак, Абу Бакр ар-Рази, Абу Али ибн Сина и др. Приборы для химических операций, описанные ар-Рази, долгое время использовались в химических лабораториях Европы.
Различные проблемы химии были охвачены и освещены и Абу Абдаллахом ал-Хорезми; ей он посвятил последний раздел второй части
своего труда. Этот раздел состоит из трех глав.
В первой главе дается толкование слову «алкимийа», которое, по словам автора, происходит от глагола «кама», «йакми», что «прятать», «скрывать». Автор также упоминает, что люди, занимавшиеся этим искусством, называли его «хикма», т. е. мудрость. Далее следует описание приборов алхимического искусства, которые Абу Абдаллах ал-Хорезми делит на две группы. В первой группе перечисляются приборы, более известные среди людей других профессий, т. е. алхимические приборы, которые имели широкое применение также у ювелиров и ремесленников. К таковым отнесены приборы, использовавшиеся для плавки и литья, а именно: «кур» — кузнечный горн, «бутак» — тигель, «рат» — форма и т. д. при этом автор почти всегда дает подробное описание каждого прибора. Например:
«Рат (форма) — это то, что отливают расплавленные тела (т. е. металлы), такие, как серебро, золото и другие. Ее называют также мисбака. Она изготовляется из железа наподобие половины тростника».
В книге материал расположен по принципу постепенного усложнения, т. е. перехода от простого к сложному, что видно из описания приборов второй группы — сугубо химических, к которым относятся следующие: «бут бар бут» — тигель над тиглем; каръ — тыква, анбик — алембик; анбик аъма — слепой алем-бик; асал — алудель и т. д.
Вторая глава посвящена веществам, служащим сырьем в алхимии того времени; Абу Абдаллах ал-Хорезми делит их на минеральные и органические. Минеральные вещества он, в свою очередь, подразделяет
на следующие группы: «тела», т. е. металлы;
22
«духи» — под этим термином подразумеваются вещества, улетучивающиеся без остатка под действием огня, снадобья, к которым относятся соли, бура, купоросы, драгоценные камни и т. д.
Абу Абдаллах ал-Хорезми пишет, что алхимики к телам относят золото, серебро, железо, медь, свинец, олово, цинк, каждое из которых имеет свое символическое название. Золото — Солнце, серебро — Луна, медь — Венера, свинец — Сатурн, железо — Марс, олово — Юпитер, цинк — Меркурий.
К духам (аруах), по мнению Абу Абдал-лаха ал- Хорезми, относятся сера, аурипигмент (или реальгар), ртуть и нашатырь. Тут же следует разъяснение названия этой группы,
т. е. слова «духи».
Снадобья (акакир). Отдельные вещества этой группы описываются со всеми своими видами. Например:
«Милх — соль. Она бывает сладкой
(т. е. пищевой), горькой, белой, красной,
из которой изготовляют тигель, кремневой,
нефтяной — имеющий запах нефти, яичной —
имеющей запах вареного яйца, индийской —
черной, каменной, мочевой — получаемой
"23
из мочи, поташной — получаемой из поташа» .
Абу Абдаллах ал-Хорезми подробно описывает также драгоценные камни, из которых он относит следующие: маркашиса — марказит; дахнадж — малахит; файрузадж — бирюза; лазвард — ляпись-лазурь; джамаст — аметист и т. д. Приведем примеры некоторых:
«Маркашиса — марказит — бывает квадратным, круглым, комковым куском, а также различных других форм и имеет несколько видов: желтый, который называется золотым, белый — серебряным, красный — медным.
Дахнадж — малахит — это зеленый камень, из которого изготовляют камни для перстней и бусы» 24.
Автор описывает также производные, т. е. получаемые искусственным путем, снадобья, к которым он относит: «занджар» — ярь-медянку; «зунджуфр» — киноварь; «усрундж» — сурик; «мурдасандж» — глет и т. д. Он не только перечисляет производные снадобья, но и полностью комментирует весь процесс получения продукта в результате химической обработки природных веществ. Например:
«Зунджуфр — киноварь — ее получают из ртути и серы; взятые вещества кладут в бутыль и зажигают (огонь); и они превратятся в киноварь; мера огня определяется путем опыта; дозировка: одна доля ртути и одна доля серы».
Последний, третий раздел посвящен алхимическим операциям и способам обработки веществ. В этой главе даются названия и подробные описания сырья, а также процесса его обработки. Например, «тактир» — дистилляция; «тасъид» — возгонка; «тахлил» — растворение; «муъкад» — затвердение; «ташуийа» — поджаривание и т. д. Характерным для всех вышеназванных операций является их близость к лабораторным условиям и строгая последовательность выполнения.
В качестве примера одну из этих операций:
«Тактир — дистилляция — аналогично изготовлению розовой воды: вещество кладут
в тыкву его (кукурбита) и под ней разводят огонь, в результате чего его (вещества) вода поднимается в алембик и стекает в приемник, где и собирается» 25.
Абу Абдаллах ал-Хорезми наряду с минеральными веществами описывает также и вещества органического происхождения. К последним он относит волосы, кровь, мочу, яйцо, желчь, мозг, раковины и рога. Наиболее ценным веществом органического происхождения, как указывает ученый, является человеческий волос.
В тот период в алхимии господствовала убежденность в возможности превращения одних металлов в другие, т. е. в получении золота и серебра из простых металлов. Многие алхимики занимались изготовлением искусственного золота. Для этого, прежде всего надо было самым тщательным образом путем возгонки и дистилляции очистить применяемые вещества, затем превратить в плавкое состояние, после чего их в определенных отношениях и количествах соединяли друг с другом. Наконец, производили операцию отвердения раствора в продукт, который должен был быть искомым эликсиром, способным превратить неблагородный металл в золото или серебро. Абу Абдаллах ал-Хорезми также верил в возможность превращения металлов при помощи эликсира. Вот что он пишет об этом:
«Эликсир — это такое лекарство, в котором при варке плавкие тела (т. е. металлы) становятся золотом или серебром» 26' 27.
Это мнение Абу Абдаллаха ал-Хорезми было опровергнуто Абу Али ибн Синой 28. В своем философском сочинении «Китаб ал-Шифа» он выступил с резкой критикой основного теоретического положения алхимии о превращении неблагородных металлов в благородные. Он писал: «Они могут делать хорошее подражание, окрашивая, красный (металл) в белый цвет так, что он будет похож на серебро, или же в желтый, чтобы он напомнил золото. Вероятно, пропорция, которая существует между элементами, входящими в состав субстанции каждого из перечисленных (металлов), отличается от (пропорции), существующей в составе другого. Раз это так, то (ни один металл) не может быть превращен в другой состав, кроме как путем разрушения состава и превращения в другой состав, в который нужно было его превратить» 29-31.
Абу Абдаллах ал-Хорезми при написании главы о химии пользовался трудами своего предшественника ар-Рази 32-34, но не впадал в полную зависимость от него. Это видно хотя
бы из названий глав. Ар-Рази в своей «Книге тайны тайн» делит предмет химии на познание веществ, познание приборов и познание операций. А ал-Хорезми первый раздел трактует о приборах алхимического искусства, второй — о веществах и последний, третий, раздел посвящен описанию различных химических операций и способов обработки веществ.
В классификации же химических веществ он следовал Абу Баку ар-Рази 35, хотя предлагал и свое решение этой проблемы, что видно при сопоставлении систем Абу Бакра ар-Рази и Абу Абдаллаха ал-Хорезми.
Система Абу Бакра ар-Рази такова:
I. Минеральные вещества, делящиеся на шесть групп: 1) «духи», 2) «тела», т. е. металлы, 3) камни, 4) купоросы, 5) бура, 6) соли.
II. Производные вещества.
III. Растительные вещества.
IV. Вещества животного происхождения.
А вот система Абу Абдаллаха ал-Хорезми:
I. Минеральные вещества, также делящиеся на шесть групп: 1) «тела», т. е. металлы, 2) «духи», 3) соли, 4) бура, 5) купорос, 6) камни.
II. Производные вещества.
III. Вещества органического происхождения.
Отсюда видно, что классификация
Абу Абдаллаха ал-Хорезми имеет некоторое сходство с системой Абу Бакра ар-Рази, хотя ее структура отличается от структуры последней. Кроме того, у Абу Абдаллаха ал-Хорезми имеется описание операции «ис-тинзал», которое еще раз подтверждает, что основателями флогистонной теории следует считать ученых-энциклопедистов средневекового Востока, во главе которых стоял Абу Бакр ар-Рази.
Абу Абдаллах ал-Хорезми в определенной степени обобщил и развил многие положения своих предшественников о научном познании, внес немало нового в определение и уточнение понятий, терминов, структуры естественных наук своей эпохи. Это можно сказать и о разделе медицины, в котором автор наряду с общеизвестными данными приводит ценные сведения об алхимиках и химических исследованиях на раннесредневековом Востоке, а также дает характеристику принципов и понятий, используемых в средневековой химии. Следовательно, Абу Абдаллаха ал-Хорезми можно считать одним из тех ученых, благодаря результатам огромной исследовательской деятельности и кропотливого труда которых
мы имеем ценные сведения об истории химической науки, в частности, ее истории в странах Ближнего и Среднего Востока. Сведения, собранные в их трудах, способствовали введению в практику ремесленного производства и в лабораторный обиход того времени много новых веществ, разработке методов получения и обработки различных материалов, химических веществ. В этот период средневековья в области химии были сделаны первые попытки приближения к настоящей химии. Широко развернутая исследовательская работа позволила алхимикам Востока сделать много новых наблюдений, собрать неизвестные ранее факты, разработать классификацию веществ и приборов. Все ученые-химики в своей деятельности опирались на практику, т. е. на сочетание опыта и наблюдения. Этот период был, несомненно, новой и более высокой ступенью развития химических знаний. Вместе с тем алхимия средневекового Востока исторически оказалась промежуточным звеном между химией древнего мира и позднейшей западноевропейской алхимией.
Литература
1. Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв.- М., 1960.
2. Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.- М., 1966.
3. Григорян С. Н. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв.- М., 1961.
4. Сагадеев А. В. Новые публикации трактатов аль-Кинди // Народы Азии и Африки. 1964.— №1.
5. Джамантова Х. И. Ал-Кинди. // Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока.— Ташкент, 1972.
6. Соколов В. В. Средневековая философия.— М., 1979.
7. Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока.— Ташкент, 1972.— С. 19.
8. Ибн Надим. Фихрист.— Каир, 1929.
9. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения.— М.-Л., 1947.— Т. 4.— С. 238.
10. Шамурин Е. И. Очерки по истории библиотеч-но-библиографической классификации.— М. 1955. — Т. 1.— С. 61.
11. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения.— М.-Л., 1947.— Т. 4.— С. 240.
12. Sarton G. Introduction to the History of Science.— Wash., 1927.— Vol. 1.— P. 659.
13. Boswort C. E. A Pioneer Arabic Encyclopedia of the Sciences: al-Khwarismi's Keys of the Sciences // Isis.— Vol. 154.— Part 1.— № 175.— P. 100.
14. Líber Mafatih al-olum. Auctore Abu Abdallah Mohammed ibn Ahmed ibn Jusof al-Katib al-Khowarezmi / Ed., indices adjecit G. Van Vloten.— Lugduni; Batavorum, 1895.
15. C. Brocleman. Geschichte der Arabischen Litteratur. Weimar, 1898. Bd. 1. S. 244. Erster Suplement Band.— Leiden, 1937.— S. 434.
16. Enciclopedia of Islam.— Leiden; London, 1927.— Vol. II.- №2.- P. 913.
17. Каримов У. И. Неизвестное сочинение ар-Рази «Книга тайны тайн» —Ташкент, 1957.
18. Хайруллаев М. М., Бахадиров Р. М. Абу Аб-даллах ал-Хорезми.— М.: Наука, 1988.— С. 58.
19. Терновский В. Н. Ибн Сина.— М., 1969.
20. Бахадиров Р. М. // Общественные науки в Узбекистане.— 1977.— С. 176.
21. Ибн Сина. Канон врачебной науки. Кн. 5.— Ташкент, 1980.
22. Сагадеев А. В. Ибн Сина. (Авиценна).— М., 1980.
23. Бахадиров Р. М. // Тез. конф. аспирантов и молодых сотрудников. — М., 1977.— С. 159.
24. Liber Mafatih al-Olum. Auctoe Abu Abdullah Mohammed ibn Ahmed ibn Jusof al-Katib al-Khowarezmi / Ed., indices adjecit G. Van Vloten.— Lugduni; Batavorum, 1895.— С. 260.
25. Бахадиров Р. М. / Общественные науки в Узбекистане.— 1977.— С. 39.
26. Кимсанов Б. Х., Хусейнов К., Каримов М. Б., Рахманкулов Д. Л.//Матер. III Междунар.
науч. конфер. «История науки и техники-2002». Т. 2.— Уфа: изд-во «Реактив», 2003.— С. 113.
27. Liber Mafatih al-Olum. Auctoe Abu Abdullah Mohammed ibn Ahmed ibn Jusof al-Katib al-Khowarezmi / Ed., indices adjecit G. Van Vloten. — Lugduni; Batavorum, 1895.— С. 265.
28. Рахманкулов Д. Л. Кимсанова Ф. Б., Юсупов З. Н., Курбанов Б. Р. // История науки и техники.— 2006.— № 5.
29. Каримов У. И. // Ибн Сина: Материалы науч. сессии Академии наук УзССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины. Ташкент, 1953.- С. 44.
30. Фигуровский И. А. Очерк общей истории химии.- М., 1969.
31. Мустафин И. С. Очерки по истории химии. Вып. 1.- Саратов, 1969.
32. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма.- М., 1962.
33. Собрание восточных рукописей Академии наук Узбекской ССР.- Ташкент. Т. 1.- 1952; Т. 3.1955.
34. Кимсанов Б. Х., Рахманкулов Д. Л., Тагаева С. Э., Бекназарова Н. С., Каримов М. Б. // Тез. докл. I Всероссийской науч. практ. конф. «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела».- Уфа: изд-во «Реактив», 2000.-С. 31.
35. Кимсанова Ф. Б., Рахманкулов Д. Л. // Матер. VI Междунар. науч. конфер. «История науки и техники-2005».- Т. 2.- Уфа: изд-во «Реактив», 2006.- С. 3.