УДК 54(091)
Д. Л. Рахманкулов Ф. Б. Кимсанова 2, З. Н. Юсупов 3, Б. Р. Курбанов
Возникновение и развитие научной мысли на Азиатском континенте.
Сообщение VI. Химические знания в странах Древнего Востока
1 Научно-исследовательский институт малотоннажных химических продуктов и реактивов 450029, г. Уфа, ул. Ульяновых, 75; тел. (347) 243-17-12 2 Научно-исследовательский институт истории науки и техники 450029, г. Уфа, ул. Ульяновых, 74; тел. (347) 279-84-43 3 Таджикский государственный национальный университет 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17; тел. (2372) 227-94-34
Исследуются этапы возникновение химии на Древнем Востоке. Описываются приемы различных химических операций и приборов в сочинениях Джабира ибн Хайяна. Рассматриваются сочинения исламских ученых ар-Рази («Книга тайн или «Книга тайны тайн») и ибн Сины («Книга исцеляющих средств» и ал-Канон).
Ключевые слова: «алнушадир», «борак», купорос, квасцы, «алкоголь», «атанор», «эликсир», «магия», «алхимия», «алембик», реторта.
Развитие химической науки имеет многовековую историю, в которую огромный вклад внесли жители Азиатского континента.
В VIII и IX вв. арабская культура достигла наивысшего расцвета. Во многих крупных городах халифата возникли научные центры. О том, что ислам не являлся противником науки, можно судить по следующему высказыванию философа Бертрана Рассела: «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире пророка Мухаммеда, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «темным веком»; но только в Европе он был «темным», фактически в христианской Европе, так как Испания, которая была мухамедианской, имела блестящую 1 2
культуру» '' 2.
Персы были не только воинственным народом, они также знали металлургию, гончарное ремесло и т. д. В войнах между греками и персами техника обеих сторон не была заимствована у других народов. В Индии химия получила такое же развитие, как в Египте и Греции 3. То же можно сказать и о Китае, потому что знакомство с порохом и крашением выдвинуло китайский народ на одно из пер-
вых мест по познаниям в практической химии древности 4-6.
Алхимию можно подразделить на два периода: предалхимический — от начала цивилизации до IV в. н. э. Этот период отличается отсутствием понятий, обобщающих приобретенные практические знания, передававшиеся по традиции из поколения кастами жрецов.
Период алхимический — с IV в. н. э. до XVI в. Он характеризуется кроме веры в магическую силу философского камня, поисками эликсира долголетия, «алкагеста», или универсального растворителя, а также созданием мифов, из которых знаменитым стал миф о Гермесе Трисмегисте 7.
Алхимический период можно в свою очередь разделить на подпериоды, которые обозначаются именами народов, практиковавшие «превращение» неблагородных металлов в золото или серебро — алхимия египетская, греческая, арабская, раннего и позднего средневековья.
Ранее нами сообщалось 8, что алхимия или химия возникли в Арабском халифате с появлением первых мусульман. Начиная с династии Омейядов, точнее с принца Халида ибн Язида (660—704) — первого арабского алхимика, перед химией стояла задача осуществить трансмутацию металлов и на этой основе получить искусственное золото. Имам Джафар ас-Садык (700—765) — внук пророка Мухаммеда, придавал изучению химических наук и ремесел огромное значение. Его усилиями в Арабском халифате создавались многочисленные химические лаборатории, в которых проводились работы по синтезу новых веществ и анализу природных соединений. Благодаря его трудам, химия из ремесла превратилась в
9
науку 9.
Дата поступления 12.12.06 126 Башкирский химический журнал. 2006. Том 13. Жо№5
3
Виднейшими исламскими химиками считаются Джабир ибн Хайян («Гебер», 721—815) 10'11, Абу Бакр Мухаммад ибн Закарияи Рази («Разес», 865—925), Мухаммад Абдаллах ал-Хорезми (ум. 997) 12, Абу Райхан аль-Беру-ни (973-1048) 13' 14, Абу Али ибн Сина (980-1037)и др.
Гебер (рис. 1.) ясно и подробно описал известные в его время химические манипуляции получения и очистки различных веществ. Вот как он описывает процедуру получения свинцовых белил: «Возьми одну часть свинцового глета, мелко изотри и осторожно нагревай с четырьмя частями винного уксуса, пока последнего не останется половина объема. Потом нагревай одну часть воды с четырьмя частями свежей воды, пока объем последней не сократится вдвое. Профильтруй обе жидкости и затем понемногу прибавляй прозрачный раствор соды к прозрачному раствору глета. Образуется белое вещество, которое садится на дно. Слей оставшуюся воду и высуши остаток. Он сделается белоснежной солью» 15.
Джабир упоминает в своих сочинениях много различных веществ, в частности «алну-шадир» (нашатырь), «борак» (щелочи), купорос, квасцы, аурипигмент, «алкоголь» или «алькофоль» (сернистая сурьма), металлическую сурьму 16' 17.
Из химических операций, хорошо знакомых Джабиру были: получение и очистка различных металлов, получение и перегонка растительных масел, кристаллизация, сублимация различных веществ, перегонка ртути, применение щелочей и мыла, операции с возгонкой в «пергамской алудели», нагревание
в специальных печах («атанор» — самоподду-ватель) и т. д. Также ему приписывают выска зывания о важности для химиков практической деятельности и производства опытов 18-21.
Закарияи Рази, известный в Европе как «Разес», родился в г. Рее, (южной части современного Тегерана) и занимался химией и медициной (рис. 3). Он написал 212 книг и статьи по химии, главной из которых является «Китоб ул асрор» или «Тайны химического искусства» (рис. 4, 5).
Рис. 2. Изображение алхимической печи на титульном листе сочинения Гебера. «Алхимия в трех книгах». Страсбург, 1531 г.
Рис. 1. Гебер (721—815) старинная гравюра
Рис. 3. Изображение Мухаммада Закарияи Рази. Текст под рисунком: Международный конгресс истории медицины в Иране, посвященный памяти ар-Рази
В Персии, а также в городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана, ар-Рази получил разностороннее образование, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию, магию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира» 22. В 30-летнем возрасте он отправился в Багдад изучать медицину. Вскоре он прославился как искусный врач.
После принятия ислама в провинции Андалусии (Испания), на юге Франции и в некоторых других государствах Западной Европы наряду с исламской теологической литературой широкой популярностью пользовались также естественнонаучные произведения. Так как в то время в исламском халифате языком науки был арабский, то большинство естественнонаучных трактатов писались на этом языке. Перевод на латинский язык сопровождался изменением авторов на латинский лад. Поэтому Джабир стал «Гебером», Рази — «Разесом», а Абуали ибн Сина — «Авиценной». При этом обычно не указывали, что они исламские ученые, в Европе их признавали как латинских авторов. Только благодаря исследованиям французских и немецких ученых в середине ХХ-го столетия стали известны многие факты эпохи средневекового возрождения Древнего Востока.
Ар-Рази — последователь Джабира; он учил, что истинность любого положения должна быть доказана соответствующим опытом. Он допускал возможность превращения металлов. Среди его алхимических сочинений наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн» («Секреты секретов» или «Тайны химического искусства»), а также «Свод 12-ти трактатов». Он оставил также описание большого количества приборов и инструментов, употреблявшихся в его время. Ар-Рази принадлежит первая попытка систематизации химических реакций и классификации химических веществ.
Целью алхимии, по его мнению, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением из «обычных» камней (кварца и стекла) драгоценных камней. Основными элементами, составляющими металлы, ар-Рази, следуя Джабиру, считал ртуть и серу, однако он добавлял к ним еще третий компонент «соляной природы» 24' 25. Это представление о составе металлов получило широкое распространение в дальнейшем в европейской алхимической литературе.
Большой интерес для суждения об уровне химии и химической технике 1Х—Х вв. представляет сочинение ар-Рази «Книга тайны
Рис. 4. Титульный лист книги «Книга тайн» или «Тайны химического искусства». Труд Мухамма-да Закарияи Рази. Перевод (с араб.) и комментарии инженера доктора Хасаналии Шайбони 23
Рис. 5. Первая страница рукописи «Книги тайн» на арабском языке. Ныне эта рукопись находится в библиотеке Оскариел, городе вблизи Мадрида
тайн», старейшая рукопись которой обнаружена У. И. Каримовым в Ташкенте 26. В ней описываются приемы окраски металлов в различные цвета, «фиксация ртути», операции «удвоение» золота, «эликсиры», кальцинация (обжиг) металлов и других веществ, операции растворения, возгонки, размягчения, а также разнообразные минеральные, растительные и животные вещества и их обработка 27' 28.
Из этого списка веществ и материалов, а также из перечня аппаратов и приборов приведенного в сочинениях ар-Рази, следует, что его лаборатория была хорошо оснащена (рис. 6, 7). В ней имелись: кубки, колбы, тазы, стелянные блюдца для кристаллизации, кувшины, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, алудели, воронки, ку-курбиты, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые приборы и принадлежности 29-31 (рис. 8—10).
Рис. 6. Прибор для дигестии (из сочинения арабских алхимиков)
Рис. 8. Изображение алембиков для дистилляции (три-бик, амбик). Фиала — сосуд для дигестии (настаивания в тепле). Слева, внизу — другая фиала (колба)
Рис. 9. Печь для дистилляции (из сочинения Гебера)
Рис. 7. Реторта в изображении арабских алхимиков
Рис. 10. Печь и сосуд для растворения (из сочинения Гебера)
Ар-Рази описал различные химические операции, в частности, плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение) и др. 32.
По традиции своих предшественников, ар-Рази считал занятия алхимией тайным делом и дал своим книгам соответствующие заглавия («Книга тайн», «Книга тайны тайн»). В «Книга тайны тайн» говорится: «Знай это и [да будет] запрещено тому, кому попадет эта наша книга, пока ее тем, кто не принадлежат к нам или недостоин [этого], [да воспретится] осведомлять о ней всякого [человека] или делать ее достоянием негодяев, которые причисляют себя к нам, хотя и не принадлежат к нам и не [идут] по нашему пути; или [показывать ее] неучам и глупцам, которые воспользуются ею, чтобы грешить... Запрещено препятствовать [пользоваться нашей книгой] достойным людям, которыми являются наши братья или наши друзья, или тот, кто принадлежит к людям образованным и разумным.» 33.
Выдающимся представителем исламской химии является Абу Али ал-Хусейн ибн Сина (Авиценна), врач, выдающийся ученый, живший в Хорезме — крупном центре культуры средневековья 34. Здесь существовала академия, объединившая многих ученых различных специальностей. Во главе академии стоял известный энциклопедист Абу Райхан Беруни. Авиценна стал деятельным сотрудником академии и написал свои знаменитые сочинения
«Канон врачебной науки» и «Книгу исцеляю-35
щих средств» 35.
Ибн Сина и Беруни жили в одно время, в условиях во многом схожих. Оба ученых в большинстве случаях пользовались одними и теми же научными источниками. Во взглядах их немало общего. Эпоха, в которой жили и творили эти два титана, была одной из самых сложных, жестоких и богатых событиями. В некотором отношении она была одним из поворотных периодов в истории народов Азиатского континента.
Химические взгляды достаточно полно выражены в труде «Книга исцеляющих средств». В вопросе классификации веществ Авиценна придерживается взглядов ар-Рази, но минеральные тела он делит на 4 класса:
1) Камни (образовались водным путем под действием сухости).
2) Серы (в них вода смешана с землей и воздухом под влиянием тепла).
3) Плавкие тела (металлы: состоят из ртутного начала и серного начала с различными примесями).
4) Соли (квасцы, которые содержат землю и огонь; нашатырь, состоящий из воды и горючего дыма; купоросы, состоящие из соляного начала, серного начала и камня).
«Канон врачебной науки» — одно из самых известных энциклопедических сочинений, охватывающее все стороны медицинской науки того времени. Ибн Сина — сторонник и последователь учения Аристотеля об элементах-началах. Среди огромного числа лекарственных средств, описанных в «Каноне» (свыше 750), встречаются многие минеральные вещества (металлы, их окислы и соли, а также кислоты и щелочи), главным образом — различные органические (растительные и животные) вещества 36' 37.
«Книга исцеляющих средств» — также энциклопедический труд, посвященный различным естественнонаучным и медицинским проблемам 38-40. Ибн Сина излагает в нем основы учения Аристотеля о происхождении металлов и минералов в земле. Он поддерживает точку зрения Джабира ибн Хайяна о главных элементах, составляющие металлы, — ртути и сере, совершенно отрицает алхимические подходы. «Алхимики утверждают, — пишет он, — что они в силах осуществить подлинные превращения веществ. Однако они могут лишь производить превосходные имитации, окрашивая красный металл в белый цвет, так что он становится похожим на золото. Я не отрицаю, что при подобных переменах во внешнем виде металлов может быть достигнута такая степень сходства, что даже очень опытные люди могут обмануться. Однако возможность уничтожения специфических свойств другого металла никогда не была ясной для меня. Наоборот,
я считаю это невозможным, так как нет путей
41
для превращения одного металла в другой» 41.
Ибн Сина как ученый, философ завоевал всемирную славу. Его произведения с давних времен переводятся на европейские языки, а некоторые его работы выдержали множество переизданий. Его сочинения по медицине, в частности, знаменитый «Ал-Канон», который переиздавался в Европе свыше тридцати раз, до конца XVIII в. были для деятелей европейской медицины настольными книгами. С полным основанием можно считать, что Ибн Сина оказал на развитие философии и научного познания мира на Западе и Востоке в средние века, в эпоху Возрождения и после большое и продолжительное влияние.
Тем не менее, арабская алхимия характеризуется верой только в теоретическую возможность взаимопревращений металлов. Арабы считали 42: «Нам также невозможно превращать металлы один в другой, как невозможно обратить быка в козу; природа употребляет тысячи лет на приготовление металлов... мы редко живем более ста лет». Эти мысли, приписываемые Джабиру, показывают, что арабские алхимики на превращение металлов смотрели не как на чудо, а как на закономерный эволюционный процесс природы, на которой человек, по крайней мере, в ближайшее время, влиять не сможет.
Арабская алхимия — это новая и более высокая ступень развития химических знаний. Алхимики арабского периода значительно расширили круг химических сведений, ввели в практику ремесленного производства и в лабораторный обиход много новых веществ, разработали методы получения и обработки различных материалов и химикалий и описали в своих сочинениях.
Вместе с тем, алхимия арабского периода исторически оказалась промежуточным звеном между химией древнего мира и позднейшей западноевропейской алхимией 43. В период ослабления центральной власти в Арабской империи и упадка научных центров Ближней Азии многие ученые-арабы переселились на запад в Испанию (а также на остров Сицилию), где обстановка для научной работы была еще некоторое время достаточно благоприятной. Они-то и принесли арабские книги, в том числе и алхимические, которые получили, таким образом, распространение в Испании и других странах Средиземноморского побережья.
Начиная с XI в. арабские алхимические сочинения в латинских переводах получили распространение в различных европейских странах и стали первыми пособиями для изучения химии европейцами. Таким образом, развитие химии и алхимии в Европе началось благодаря приобщению европейцев к арабской культуре.
Взлет современной науки и техники, поразительное богатство открытий и изобретений в век научно-технической революции, постижение глубинных тайн материи не отменяют научного и гражданского подвига титанов средневековья — Джабира ибн Хайяна, ар-Рази, Беруни, Фараби, Ибн Сины. Эти великие деятели науки по праву признаны гениями мировой научной мысли.
Литература
1. Хусейнов К., Кимсанов Б. Х., Рахманкулов Д. Л. Истоки химических знаний в средневековом Востоке.— Душанбе: Ирфон, 2003.— 120 с.
2. Кто есть кто в мире.— М.: Филологическое общество «Слово»; Олма-Пресс Образование, 2004.- 1680 с.
3. Ray P. C. History of Chemistry in Ancient and Mediaeval India. О химии в Индии.-Calcutta, 1956.
4. Marcellin Berthelot, Introduction a lietude de la chmia des anciens et du Moyen-age.- Paris, 1889.
5. Кимсанова Ф. Б., Рахманкулов Д. Л. // Современные проблемы истории естествознания в области химии, хим. технол. и нефтяного дела: Мат. IV Межд. научн. конф. Т. 1.- Уфа: изд-во «Реактив», 2005.- С. 72.
6. Кимсанова Ф. Б., Рахманкулов Д. Л. // Мат. VII Межд. научн. конф. Т. 1.- Уфа: изд-во «Реактив», 2006.- С. 73.
7. Джуа М. История химии.- М.: Мир, 1975.
8. Рахманкулов Д. Л., Кимсанова Ф. Б. // История науки и техники.-2006.- №2.- С. 148.
9. Рахманкулов Д. Л., Хусейнов К., Кимсанова Ф. Б., Латыпова Ф. Н. // История науки и тех.- 2004.- № 4.- С. 2.
10. Нуралиев Ю. Медицина эпохи Авиценны. Кн. 1.- Душанбе, 1980.
11. Рахманкулов Д. Л. Кимсанова Ф. Б. //Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела Мат. VI Межд. научн. конф. Т. 2.-Уфа: изд-во «Реактив», 2006.- С. 7.
12. Кимсанова Ф. Б., Рахманкулов Д. Л. //Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела Мат. VI Межд. научн. конф. Т. 2.-Уфа: изд-во «Реактив», 2006.- С. 3.
13. Рахманкулов Д. Л., Кимсанова Ф. Б. // Мат. XIX Межд. науч. техн. конференции. «Реактив-2006». Т. 1.- Уфа.- 2006.- С. 210.
14. Рахманкулов Д. Л., Кимсанова Ф. Б. // Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела Мат. VII Межд. научн. конф. Т. 1.-Уфа: изд-во «Реактив», 2006.- С. 141.
15. Мустафин И. С. Очерки по истории химии. Вып. 1.- Саратов, 1969.
16. Юсупов З. Н., Курбанов Б. Р., Нуъманов Э. У., Наврузов Г. Н. Научные достижения в области физики и химии.- Душанбе, 1994.- 200 с. (на тадж. яз.).
17. Кимсанов Б. Х., Бекназарова Н. С., Тагаева С. Э., Каримов М. Б., Рахманкулов Д. Л. // Тез. докл. межд. конф. Современные проблемы истории естествознания в области химии, химич. техн. и нефтяного дела.- Уфа, 2000.- С. 27.
18. George Sarton. Introduction to the history of science. V. 1.- Baltimor. 1927.- Р. 520.
19. Алиасгар Джалби. История исламской культуры (на перс. яз.).- Тегеран, 1348.- 232 с.
20. Ризо Асноди. Путь религии для всех (на перс. яз.).- Тегеран: Дорулфикр, 1370.- С. 3.
21. Indol Myhammal/Rubar of Muslim Contrbutions to chemistry international conference of science in islamic polity.— Islamabad, 1983.— 286 p.
22. Каримов У. И. Книга тайны тайн.— Ташкент, 1954.- С. 20.
23. Китоб ул асрор е розхои санъати кимие. Асари Мухаммад Закариеи Рози. Перевод и исследование инженера доктора Хасанали Шайбони.- Тегеран: Тегеранский университет, 1993.- 608 с.
24. Азимов А. Краткая история химии.- М.: Мир, 1983.- 183 с.
25. Holmyard E. J. Alchemy. Pelican Books.-Edinburg, 1957.- Р. 83.
26 Каримов У. И. Неизвестное сочинение ар-Рази «Книга тайны тайн».- Ташкент, 1957.- С. 10.
27. Абу Бакр Мухаммад Закария Рази - Книга тайны тайн. Пер. и коммент. У. И. Каримова.-Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1957.
28. Мухаммад Закария Рази. Китоб ал-асрор.-Тегеран, 1349. Перевод и комм. Хасан Алии Шайбони (на перс. яз.), 1971.- 640 с.
29. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в.-М.: Наука, 1969.
30. Рахманкулов Д. Л., Хусейнов К. Б., Кимсанов Б. Х. // Баш. хим. журнал.- 2002.- Т. 9, № 3.- С. 77.
31. Штрубе В. Пути развития химии. Т. 1.- М.: Мир, 1984.- С. 96.
32. Holmyard E. J. Alchemy. Pelican Books.-Edinburg, 1957.- Р. 87.
33. Каримов У. И. Неизвестное сочинение ар-Рази «Книга тайны тайн».- Ташкент, 1957.- С. 91.
34. Толстов С. П. Древний Хорезм.- М., 1948.
35. Hermann Ley. Avicenna.- Berlin, 1953.
36. Абу Али ибн Сина, Авиценна. Канон врачебной науки.- Ташкент, кн. II, 1956.
37. Абу Али ибн Сина, Авиценна. Канон врачебной науки. В 10 томах. Изд. III. — Ташкент: Изд-во медиц. лит-ры им. Абу Али ибн Сино, 1996.
38. Henry M. Leicester. The historical Background of Chemistry.- N. Y., 1956- Р. 70.
39. Терновский В. Н. Ибн Сина.- М.: Наука, 1969.- С. 23.
40. Шидфар Б. Я. Ибн Сина.- М.: Наука, 1981.183 с.
41. Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина.-Душанбе: Изд-во Ирфон, 1980.
42. Мустафин И. С. Очерки по истории химии. Вып. 1.- Саратов, 1969.- С. 60.
43. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в.-М.: Наука, 1969.- С. 96.