Исторические аспекты формирования культурных традиций арабо-исламской цивилизации
Б. А. Кирмасов (Московский гуманитарный педагогический институт)
Статья представляет итог многолетних изысканий проблем историко-культурного развития арабоисламской цивилизации, в том числе реконструкции событийной истории региона.
Ключевые слова: арабско-исламская цивилизация, ислам, культура, хронология, дата, наука, арабский язык.
Главным истоком арабо-исламской цивилизации является культура ислама. При этом его классические культурные традиции, в свою очередь, выстраивалась на основе античного, египетского, иранского, персидского и ассирийского наследий. Опираясь на современное понимание культурологических процессов, мы рассмотрим такие вопросы, как осмысление событийной истории этого региона, определение содержательных аспектов становления и развития арабской культуры во взаимосвязи с тенденциями развития общемировой цивилизации.
Для составления хронологии развития арабо-исламской цивилизации в первую очередь был важен отбор исторических фактов, показывающих достижения арабских ученых, открытия которых опережали европейскую науку. Отметим, что создание единого арабского языка позволило создать научные, философские и литературные произведения, составляющие основу высших достижений мировой культуры. Исторические факты говорят о том, что произведения греческой философии, медицины и математики переводились на арабский язык и лишь затем были переведены
на латинский язык и получили распространение в Европе.
Мы также постарались всесторонне показать процесс создания арабского образования в основе интеграции религиозных и светских наук, первых образовательных учреждений: мечети, медресе и университеты. Они были просветительскими центрами, распространяющими научные, культурные и образовательные достижения арабской и мировой цивилизации.
Особое место в хронологической карте занимает жизнь и деятельность представителей науки, культуры и образования. Также обобщен и проанализирован вклад арабских мыслителей в развитие алгебры, физики, химии, медицины и гуманитарных наук. Уделяется внимание анализу наследия арабских писателей и поэтов, историческому осмыслению развития арабского искусства.
Надо отметить, что хронологическая карта разрабатывалась на основе всестороннего изучения изложенной в отечественном энциклопедическом словаре об исламе понятийной базы, применяемой в период Арабского халифата (Ислам, 1991), применены новые источники о культурном развитии арабской цивилизации, которые изложены в монографии Доминика и Жанин Сурдель «Цивилизация классического ислама» (Сурдель Д., Сурдель Ж., 2006), при оценке вклада арабов в развитие науки, культуры и образования использовался материал книги М. Адама «Мусульманский ренессанс» (Адам, 1996), при изучении традиций арабской художественной культуры использовались данные исследования Н. А. Виноградовой (Виноградова и др., 1997). Большую помощь оказала научная работа В. Штайна «Хронология мировой цивилизации» (Штайн, 2003).
Так, создание хронологической карты позволило нам обосновать особую важность и необходимость изучения культурного наследия арабо-исламской цивилизации в условиях глобализации мировых исторических процессов.
Хронологическая карта составлялась на основе применения различных информационных исторических источников, поэтому возможны некоторые неточности и ошибки. Проведенное исследование убедило в главном:
потребуется длительное время, чтобы в полном объеме изучить исторические тенденции, закономерности и традиции культурного развития арабо-исламской цивилизации.
Хронологическая карта формирования культурных традиций арабо-исламской цивилизации
610 г. — Мухаммад, выступая как пророк, от имени единственного Бога (Аллаха) обличает идолопоклонническое почитание святынь Каабы в Мекке.
622 г. — Мухаммад и его сторонники переселяются из Мекки в Ясриб (Медину). Начало мусульманского летоисчисления.
625 г. — Мухаммад, основатель ислама, провозглашает новые этичные нормы арабских племен.
630 г. — Мекка покоряется Мухаммаду, который разрушает идолов Каабы, кроме Черного камня, который сохраняет как место паломничества и святилище ислама. Его учение признают все арабские племена.
632 г. — умирает Мухаммад (род. ок. 570), основатель ислама из рода хашимитов, мек-канского племени курейш, проповедник и теократический правитель, диктующий своим приверженцам нормы поведения в жизни.
Основной источник ислама — Коран понимается мусульманами как откровение, которое Бог продиктовал пророку Мухаммаду.
Абу-Бакр (572-634 гг.) — один из ближайших сподвижников Мухаммада — первый халиф в халифате. Во время его правления Зайд ибн Сабит, бывший секретарь Мухаммада, составляет первый сводный текст Корана, который передавался только в устной форме — «чтецами».
641 г. — арабы вытесняют в Персии зароас-тризм, утверждают ислам и правят в Персии до 1258 г.
651 г. — Зайд ибн Сабит создает окончательную редакцию Корана, вытеснившую все остальное.
656 г. — основание мечети Харам в Медине (на месте дома Мухаммада; включает гробницы Мухаммада, Фатимы, первых халифов, обширный двор с галереей на аркадах. Многократно перестраивалась).
687-691 гг. — строительство 8-гранной мечети Куббат-ас-Сахра (купол скалы на месте разрушенного римлянами храма Соломона). Оформление — смальтовые мозаики, пышный декор.
690 г. — на территории халифата арабский язык введен в делопроизводство.
VIII в. — создание теократического мусульманского государства — Халифата, возникновение в суннизме четырех правоверных толков (мазхабов) — ханафитов, малакитов, шафиитов, ханбалитов.
На территории Ирана и Сирии зарождается мистико-аскетическое течение в исламе — суфизм (основано около 700 монастырей, сильное влияние оказано на персидскую литературу).
711 г. — в Испании появляется арабское государство (существовало до 1031 г.). Арабы освобождают евреев в Испании от преследований вестготов. Расцвет иудейской культуры (до начала XI в.).
721-757 гг. — жизнь и деятельность Ибн-ал-Мукаффы, арабского писателя, автора книги «Большое и малое наставления»; арабская версия «Кахиллы и Димны».
721-815 гг. — жизнь и деятельность Джаби-ра ибн Хайяна (Гебера), арабского врача и алхимика. Родился в Персии, собрал и обобщил химические и алхимические сведения.
751 г. — благодаря победе под Самаркандом арабы овладевают важнейшими китайскими изобретениями, впоследствии распространившимися в Европе.
762 г. — основан г. Мадинат-ас-Салам («Город мира» — соврем. Багдад), столица Халифата Аббасидов (разрушен в 1258 г. монголами, в конце XIV — начале XV в. дважды Тимуром).
765 г. — получает распространение багдадский стиль эпохи Аббасидов (постройки из обожженного кирпича, штукатурка, сплошной орнамент. Осуществляется перевод на арабский язык сирийских и античных рукописей.
775 г. — создается литературное произведение «Аль-Муаллакат» — сборник из семи поэм знаменитых арабских поэтов древности.
786-833 гг. — жизнь и деятельность Аль-Мамуна (Абу-ль-Аббаса Абдаллаха аль Ма-
муна), сына халифа Харуна-ар-Рашида, покровителя наук, создателя академии («Дома мудрости»), в которой переводились греческие философские и научные сочинения на арабский язык. Основывает астрономическую обсерваторию.
787-850 гг. — жизнь и деятельность аль-Хорезми (Мухаммада ибн Мусы аль Хорезми), среднеазиатского математика, астронома и географа. Написал книгу о математических уравнениях «Алгебра», благодаря которой распространились индийская позиционная система и цифровая символика с нолем.
800 г. — в Багдаде появляются общественные и частные библиотеки, общества ученых, развивается школьное дело, появляются так называемые зиджи — справочники для астрономов и географов.
IX в. — египетский философ Мисри и багдадский философ Мухасиби закладывают основы учения суфизма.
814 г. — арабы перенимают индивидуальные цифры, включая ноль, и разряды (становятся известными в XII в. в Европе как арабские).
826-901 гг. — жизнь и деятельность арабского астронома Сабита ибн Курры, осуществившего перевод и комментарии многочисленных греческих и сирийских сочинений.
827 г. — арабские ученые измеряют в Месопотамии квадрант Земли (расстояние полюс — экватор) и определяют его как 11 016 км (вместо10 001 км).
828-889 гг. — жизнь и деятельность Ибн Кутайбы, арабского филолога и историка, автора многочисленных сочинений, в том числе энциклопедии знаний в форме историко-литературной антологии «Источники сведений», исторического обзора «Книга сведений по истории» и др.
830 г. — в Багдаде осуществляется перевод на арабский язык сочинений Гиппократа, Евклида, Архимеда, Аристотеля, Птолемея, Платона.
838-923 гг. — жизнь и деятельность Ат-Та-бари (Абу Джафара Мухаммада ибн Джарир ат-Табари), арабского историка и богослова из Багдада, разработавшего обширный комментарий к Корану.
858-929 гг. — жизнь и деятельность аль-Баттани (Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Джабира аль-Баттани), арабского астронома и математика (латинизированное Аль Бате-гий), первым предложившего методы вычисления сферических треугольников, составившего более точные по сравнению с существовавшими в то время таблицы движения Солнца и Луны. Точнее, чем Птолемей, определил наклон эклиптики к экватору; нашел более точное значение прецессии, провел множество астрономических наблюдений в Ракке и Дамаске; автор книги по астрономии.
865-925 гг. — жизнь и деятельность ар-Ра-зи (Абу Бакра Мухаммада ибн Закарии ар-Ра-зи), выдающегося арабского ученого-энцик-лопедиста, врача и философа, последователя гиппократовско-галеновской медицины; автора собрания медицинских первоисточников «Аль-Хави», «Книги медицины» и рукописи об оспе и кори; применял прививку оспы.
870 г. — умер аль-Кинди (Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди) (род. в конце VIII в.), арабский философ и ученый, родился в Басре (Ирак), первый представитель восточного аристотелизма, был назван «философом арабов»; ввел в восточный обиход сочинения античных философов; автор более 200 трудов по метафизике, логике, математике, классификации наук, медицине, астрологии и др.; выдвинул теорию пяти субстанций и первым разработал учение о четырех видах разума.
870-950 гг. — жизнь и деятельность аль-Фараби (Абу Насра Мухаммада ибн Тархана аль Фараби), арабского философа и ученого-энциклопедиста, крупнейшего представителя восточного аристотелизма, комментатора Аристотеля и Платона; главный философский труд «Второе учение» не сохранился, в дошедших до нас сочинениях акцентируется мысль о предназначении философии как источника гражданских и интеллектуальных добродетелей, развивается учение о «добродетельном городе», руководимом философом; оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджжу, Ибн Ту-файля, Ибн Рушдаи, средневековых философов Западной Европы.
?-936 гг. — жизнь Ат-Тамими, арабского ученого, создателя «Книги семи» (установил
семь авторитетных способов чтения Корана, которые были кодифицированы в суннизме).
900 г. — в Багдаде для астрономических измерений начинают использовать секстант, радиус которого составляет 58 стоп (ок. 17 м).
X в. — создание арабского ордена «Чистые братья», состоящего из философов из Ирака (главным образом г. Басры), Ирана, Азербайджана, стран Средней Азии и Сирии, которые составляли энциклопедическое сочинение «Трактаты „Чистых братьев“» (51 философское анонимное «Послание»), вводя в рамки мусульманской метафизики идеи античных философов и ученых (аристотелизм и неоплатоническую идею эманации, космологию Птолемея, медицинское учение Галена и др.).
В Туркестане появляются первые высшие мусульманские школы-медресе.
921 г. — Ахмед ибн Аббас ибн Фадлан, арабский путешественник и писатель, отправляется с посольством багдадского халифа Муктадира в страну волжских болгар; описывает свое путешествие в сочинении, содержащем ценные сведения о природе региона, жизни и быте восточных славян, хазар, болгар и др.
936-1013 гг. — жизнь и деятельность аз-За-храви (Абу-ль-Касима Халафа ибн Абаса аз-Захрави), крупнейшего хирурга средневекового мусульманского мира, автора 30-томной медицинской энциклопедии. В XII в. переведена на латинский язык.
940-998 гг. — жизнь и деятельность Абу-ль-Вафа (Абу-ль-Вафа аль Бузджани), арабского математика и астронома, обобщившего астрономические знания своего времени.
950 г. — расцвет арабской философии в Испании.
950-1009 гг. — жизнь и деятельность Ибн Юниса (Али ибн Абд ар-Рахмана), арабского астронома, работал около Каира, составил лучшие для своего времени тригонометрические и астрономические таблицы Луны, Солнца и планет (Хакемитские таблицы, применялись для астрономических наблюдений около 200 лет); составил обзор наблюдений арабских астрономов за 200 лет); на основе наблюдений данных затмений Солнца и Луны в 977-1007 гг. открыл вековое ускорение среднего движения Луны.
955-1020 гг. — жизнь и деятельность Абулькасима Фирдоуси, персидского поэта; автора эпической поэмы «Шахнаме» («Книга о царях», история Персии), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе).
961 г. — в Кордове учреждена высшая арабская школа с преподаванием философии, математики, астрономии, астрологии, медицины, алхимии и других наук. При школе есть богатая библиотека, составленная из сочинений арабских, греческих и латинских ученых. Подобные школы вскоре появляются и в других городах Испании: Гренаде, Саламанке, Севилье, Толедо, а также в Палермо (на острове Сицилия).
970 г. — основан университет в Каире.
973-1048 гг. — жизнь и деятельность аль-Бируни (Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада аль-Бируни), среднеазиатского ученого-эн-циклопедиста, автора сочинений «Памятники минувших поколений», «Разъяснение принадлежащих индийцам учений...» (важного источника по истории раннего Средневековья), «Книги сводок для познания драгоценностей», «Канона Масуда», в котором изложил тригонометрический метод измерения географических долгот, близкий к современным геодезическим методам, а также трактатов по минералогии, медицине и др. Произвел довольно точные астрономические и геодезические измерения, установил угол наклона эклиптики к экватору и исторический ход его изменения; рассчитал радиус Земли; описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных; высказал идею о движении Земли вокруг Солнца
980-1037 гг. — жизнь и деятельность Ибн Сины (Абу Али Хусейна ибн Абдаллаха Ибн Сины, Авиценны), мусульманского философа, врача, одного из величайших ученых Средневековья, способствовавшего распространению греческой науки в Европе, развивающего идеи Аристотеля; автора энциклопедий «Книга исцеления», в которой выступил против опытов алхимиков по превращению металлов в золото, и создателя «Канона медицины», ставшего обязательным медицинским руководством в Европе и на Востоке на много веков.
1006-1088 гг. — жизнь и деятельность Абу Исмаила Ансари, иранского писателя-суфия. Сделал прозаическую обработку сюжета о Юсуфе и Зулейхе.
1030 г. — умер Абу Али Ахмед ибн Мухаммад Ибн Мискавайх (год рождения неизвестен), арабоязычный историк и философ, автор сочинения по всеобщей истории «Книга опытов народов», трактатов по философии и этике.
1040-1095 гг. — жизнь и деятельность аль Мутамида ибн Аббада, арабского андалузского поэта, ученика ибн Зайдуна.
1048-1131 гг. — жизнь и деятельность Омара Хайяма Гиясаддина Абу-ль-Фатха ибн Ибрахима, персидского и таджикского поэта, математика, философа, автора многочисленных рубаи, философских («Трактат о бытии и долженствовании»), математических («О доказательствах задач алгебры и алмукабалы») и астрономических («Книга о празднике весеннего равноденствия ноуруз») сочинений. В трактате «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», пытаясь доказать постулат Евклида о параллельности прямых, выдвинул три гипотезы об остром, прямом и тупом углах 4-угольника, так называемого 4-угольника Саккери, что создало предпосылки для появления в XIX в. неевклидовых геометрий; расширил понятие числа и положительного иррационального числа, тем самым окончательно преодолев ограничения, обусловленные концепцией числа пифагорейцев.
1058-1111 гг. — жизнь и деятельность аль-Газали (Абу Хамида Мухаммада ибн Мухаммада аль Газали), мусульманского теолога, философа-моралиста и мистика; иранец, образование получил в Нишапуре (Восточный Иран) и Багдаде; 11 лет вел жизнь дервиша, в конце жизни основал аскетическую обитель; автор сочинений «Воскрешение наук о вере» (главный труд автора о религиозных ценностях и идеалах), «Избавляющий от заблуждений», где проанализированы основы мировоззренческого течения ислама; развивал идею о невозможности рационального познания Бога: «Самоопровержение философов» (критика философских систем, главным образом восточного аристотелизма), «Намерения философов».
1065 г. — основание высшей школы в Багдаде, как центра арабской культуры и науки.
1126-1198 гг. — жизнь и деятельность Ибн Рушда (Абу-ль-Валида Мухаммада ибн Ахмеда Ибн Рушда, латинизированное Аввероэс), арабского философа, представителя восточного аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был придворным врачом. Большинство его философских сочинений — комментарии к трудам Аристотеля; автор трактата «Самоопровержение самоопровержения» (ответ на критику аль-Газали). Отрицал индивидуальное бессмертие человеческой души, утверждая бессмертие всеобщего разума; его рационализм оказал влияние на христианскую философию XIII в. — аверроизм.
1141-1209 гг. — жизнь и деятельность Низами Гянджеви, азербайджанского поэта (на персидском языке) и мыслителя, основателя жанра любовной поэзии в персидской литературе. Главное сочинение — «Пять сокровищ» (или «Пятерица», «Хамсе») из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Ис-кандер-наме».
1145-1217 гг. — жизнь и деятельность ибн Джубайра-аль-Кинани, испанского арабского путешественника. Описал в «Путешествиях Кинанита» историю материальной и духовной культуры Египта, Аравии, Ирана и Сирии.
1154 г. — арабский ученый Аль-Идриси создает географический трактат «Развлечение тоскующего о странствиях по областям» (излагает сведения о странах Северной Африки, Европы и Ближнего Востока; о славянах; автор пишет о шарообразности Земли, разделяет ее на семь климатических поясов и описывает каждый; к книге приложены карты известной в то время части мира, по полноте и точности значительно превосходящие существующие в Европе).
1160-1234 гг. — жизнь и деятельность Ибн аль-Асира (Изз-ад-дина Абу-ль-Хасана Али ибн аль-Асира), арабского историка, автора трудов «Совершенный в истории» («Полная история» в 12 т.), а также биографического словаря сподвижников Мухаммада и др.
1165-1240 гг. — жизнь и деятельность Ибн аль-Араби (Абу Бакра Мухаммада ибн Али
Мухиддина Ибн аль-Араби), арабского философа и поэта, представителя пантеистического суфизма. Испытал влияние неоплатонизма, автор сочинений «Меканские откровения», «Геммы мудрости».
1172-1200 гг. — жизнь и деятельность Ибн аль-Кифти, арабского историка, автора биографической комедии «История врачей» с 414 биографиями медиков, астрономов и философов.
1200-1248 гг. — жизнь и деятельность Ибн аль-Байтара, арабского ученого, автора «Книги простых лекарственных средств», краткого изложения арабской фармакологии.
1201-1274 гг. — жизнь и деятельность На-сирада-Дината Туси, арабского ученого-эн-циклопедиста, составителя астрономических таблиц «Зидж Ильхани», автора многочисленных работ по оптике, философии, логике, этике, переводчика и комментатора греческих авторов, в том числе Евклида, Птолемея, создателя трактата о полном четырехугольнике — считается вершиной арабской тригонометрии. В Малаге (Иран) открывает астрономическую обсерваторию, ставшую крупнейшим научным центром в Средние века, в которой работали свыше 100 ученых, в том числе из Китая.
1207-1273 гг. — жизнь и деятельность Джа-лаледдина Руми, персидского мыслителя-су-фия, поэта-мистика, основателя секты танцующих дервишей, жил в Турции; автора религиозно-философской поэмы «Месневи и манави», лирического дивана (газели, оды), философских трактатов.
Историческое содержание хронологической карты убедительно раскрывает становление и развитие культурных традиций арабской цивилизации, показывает вклад народов Ближнего и Среднего Востока в развитие мировой науки, образования и искусства. Всесторонне показывается роль интеграции различных этнокультурных процессов в формировании культурного наследия арабской цивилизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адам, М. (1996) Мусульманский ренессанс. М.:ВиМ.
Виноградова, Н. А., Каптерева, Т. П., Старо-дуб, Т. Х. (1997) Традиционное искусство Востока : Терминологический словарь / под ред. Т. X. Стародуб. М. : Эллис Лак.
Ислам (1991) : Энциклопедический словарь. М. : Наука.
Сурдель, Д., Сурдель Ж. (2006) Цивилизация классического ислама. Екатеринбург : У-Фак-тория.
Штайн, В. (2003) Хронология мировой цивилизации : в 2 т. М. : Слово. Т. 1.
THE HISTORICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF ARABIC AND ISLAMIC CIVILIZATION’S CULTURAL TRADITIONS B. A. Kirmasov (Moscow Humanitarian Pedagogical Institute)
This article is the result of long-term investigations into the problems of the historical and cultur-
al development of the Arabic and Islamic civilization, including the issues of the reconstruction of the region’s event history.
Keywords: Arabic and Islamic civilization, Islam, culture, chronology, date, science, the Arabic language.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Adam, M. (1996) Musul’manskii renessans. M. : ViM.
Vinogradova, N. A., Kaptereva, T. P., Staro-dub, T. Kh. (1997) Traditsionnoe iskusstvo Vostoka : Terminologicheskii slovar’ / Pod red. T. X. Staro-dub. M. : Ellis Lak.
Islam (1991) : Entsiklopedicheskii slovar’. M. : Nauka.
Surdel’, D., Surdel’ Zh. (2006) Tsivilizatsiia klas-sicheskogo islama. Ekaterinburg : U-Faktoriia.
Shtain, V. (2003) Khronologiia mirovoi tsivilizat-sii : v 2 t. M. : Slovo. T. 1.