Научная статья на тему 'О сочинениях абу Али Ибн Сины'

О сочинениях абу Али Ибн Сины Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
4009
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / АЛХИМИЯ / МЕДИЦИНА / "КАНОН" / ТЕРЬЯК / "CANON" / CHEMISTRY / ALCHEMY / MEDICINE

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Рахманкулов Д. Л., Кимсанова Ф. Б.

Приводятся сведения по классификации наук Авиценны, а также описание в «Ал-Каноне» сложных лекарственных веществ. Изложены естественнонаучные взгляды Ибн Сины в «Каноне врачебной науки» и «Книге исцеления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT COMPOSITIONS OF

Avicenna's classification of sciences and also the description of complex medicinal substances in "Al-Canon" are resulted. Natural-science outlooks of Ibn Sino in ";Canon of Medical Science" and "Book of Healing" are stated.

Текст научной работы на тему «О сочинениях абу Али Ибн Сины»

УДК 54(091)

Д. Л. Рахманкулов, Ф. Б. Кимсанова

О сочинениях Абу Али Ибн Сины

Научно-исследовательский институт малотоннажных химических продуктов и реактивов 450029, г. Уфа, ул. Ульяновых, 75; тел.: (347) 243-17-12 Научно-исследовательский институт истории науки и техники 450029, г. Уфа, ул. Ульяновых, 74; тел. (347) 279-84-42

Приводятся сведения по классификации наук Авиценны, а также описание в «Ал-Каноне» сложных лекарственных веществ. Изложены естественнонаучные взгляды Ибн Сины в «Каноне врачебной науки» и «Книге исцеления».

Ключевые слова: химия, алхимия, медицина, «Канон», терьяк.

Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна, является выдающимся энциклопедистом своего времени. Его перу принадлежат более ста произведений, посвященных различным отраслям знания. Ибн Сина в ряде фундаментальных вопросов философии шел за Фараби, был близок к Беруни. Всесторонне знакомый с античной философией, он находился под сильным влиянием Аристотеля 1 2.

Ибн Сина объединил почти все известные до него как в Греции, так и на Востоке науки и стремился в каждой из них сказать свое слово, дать нечто новое. Безо всякого преувеличения можно утверждать, что Ибн Сина в астрономии и химии, музыке и литературе, физике и ботанике, математике и зоологии, геологии и т. д. стоял на высоте требований того времени. Он пытался связать медицину с практическим экспериментальным методом, строить ее на базе, прежде всего, опыта и наблюдений. Он вскрывает, насколько это было возможно в условиях той эпохи, естественные закономерности сложнейшего человеческого организма. Изменения и аномалии в этом организме он считает явлениями естественными, вызываемыми биологическими, химическими, климатическими и другими изменениями. Состояние организма, его процессы он связывает также и с условиями социальной жизни человека. Для него жилье, одежда, питье, чистота, телесные упражнения и т. д. — важнейшие условия сохранения здоровья человека 3.

У Ибн Сины имеется перечисление наук 4, существовавших в его время. В этой подробной классификации, где отмечены и такие

сугубо «прикладные» науки, как «наука о талисманах», он не высказывает своего отношения к ним. Он просто классифицирует науки следующим образом.

1. Медицина, цель которой — изучение человеческого тела в здоровом и болезненном состоянии, способствующее устранению болезни, восстановлению здоровья и его сохранению.

2. Алхимия, цель которой — отнять у различных веществ присущие им качества и придать им качества других веществ для того, чтобы добиться получения золота и серебра из дешевых металлов.

3. Наука о движении звезд, основывающаяся, как говорит Ибн Сина, на «предположениях». Цель ее — определять по звездам судьбы царств, стран и людей и соотносить положение звезд с земными делами.

4. Физиогномика, цель которой — узнать характер человека по его телосложению, выражению и чертам лица, а также определить, для какого дела он пригоден.

5. Наука о талисманах, заключающаяся в умении поставить из различных растений и минералов вещества, способные повлиять на ход событий в мире.

6. Наука объяснения (толкования) снов. Цель ее — постигнуть мудрые советы, почерпнутые из того, что увидела душа, «скитаясь в мире неведомого» (т. е. во время сна, когда, как считалось, душа покидает тело на время), и руководствоваться этими указаниями в своей жизни.

7. Наука о волшебстве, сущность которой — пробуждать в элементах земного мира «силы, оказывающие чудесное воздействие на природу».

Богатое собрание восточных рукописей, хранящихся в Институте востоковедения Академии наук Узбекской ССР, с 1952 г. стало систематически описываться в сборниках «Собрания восточных рукописей». В первом томе «Собрания», изданном под редакцией академика А. А. Семенова 5, имеется описание

Дата поступления 30.03.07

рукописи «Канона», содержащей его третью, четвертую и пятую книги. Рукопись превосходно оформлена, каждая часть имеет художественно выполненный «урван», украшенный золотом и красками «с цветным орнаментом на темно-синем и золотом фоне». Текст обрамлен рамкой из золотых и цветных полос и линий. Рукопись написана четким «насхом» (разновидностью письма, сменившего куфический стиль XII в.) на лощеной желтоватой бумаге. Ее создание относится к 1601 г.

Основной труд Ибн Сины посвящен медицине. Над «Каноном врачебной науки» ученый работал многие годы. Это были годы упорного труда, неутомимых наблюдений и кропотливого изучения работ предшественников и современников. «Канон», т. е. установление, уложение, явился фундаментальной энциклопедией медицинских знаний средневекового Востока 6 (рис. 1) Его смело можно назвать гениальным творением человеческой мысли, величайшим по своему значению и содержанию памятником человеческой культуры.

Первая книга посвящена теории медицины 7. Она разбита на четыре раздела: введение, анатомия и физиология; учение о причинах

Рис. 1. Титульный лист издания «Канона» на арабском языке. Рим, 1593 г.

болезней и самих болезнях (общая этиология); учение о проявлениях болезней (симптоматология); учение о питании и образе жизни (общая диететика); предохранение здоровья от заболеваний (профилактика) и лечение болезней (общая терапия).

Вторая книга состоит из двух разделов: учение о простых лекарственных веществах и способах их действия.

Третья книга содержит вопросы, посвященные изучению отдельных болезней и их лечению (частная патология и терапия).

Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов и переломов), общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В книге освещаются основные вопросы учения о ядах, (токсикология), разбираются кожные заболевания и вопросы сохранения красоты тела (косметика) 8. Ибн Сина предлагает лекарства для укрепления волос, указывает, как окрашивать их, предлагает средства против загара и раздражения кожи. Он рекомендует средства от излишней полноты и худобы 9.

В пятой книге описываются сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.

Точная дата завершения работы над «Каноном» не известна. Ибн Сина окончил эту энциклопедию в 20-х гг. XI в. Первый рукописный перевод на латинский язык относится к XII в. Его сделал Герард из Кремоны (1114—1187) 10 — известный переводчик арабских сочинений. Это он впервые перевел на латинский язык «Альмагест» Птолемея.

В 1279 г. в Риме Натан-та-Меати (Гамма-ти) сделал полный перевод «Канона» на еврейский язык. В дальнейшем к переводу этого труда Ибн Сины обращались многие соотечественники Гаммати, например, Зерахия бен Иссак из Барселоны и др. С рукописями этих переводов можно ознакомиться в книгохранилищах некоторых стран.

Во 2-й и 5-й книгах «Канона» Ибн Сина подробно рассказывает о многих лекарственных средствах, объясняя их действие на человеческий организм и на животных. Можно смело сказать, что в «Каноне» собраны сведения почти обо всех известных в то время лекарствах. При этом Ибн Сина описывает не только средства народной медицины, но и лекарства, полученные химическим путем, многие из которых он сам ввел в лечебную практику.

В своей фармакопее Ибн Сина пытается объединить в определенную систему собранные им материалы и связать их со своими разносторонними клиническими наблюдениями.

Например, описывая во 2-й книге «Канона» «простые целебные средства», ученый внимательно изучает их действие на организм и дает «правила внешнего применения их». В 5-й книге он, характеризуя «сложные лекарства», практически обосновывает необходимость их применения. Здесь же он останавливается на действии различных противоядий. Составляя рецепты и изготовляя микстуры, сиропы и экстракты, мази, пластыри, примочки, пилюли, таблетки и облатки, кашки, Ибн Сина тщательно систематизирует полученные медикаменты. Как правило, описывая то или иное лекарство, Ибн Сина не пытается засекретить свои знания. Он подробно раскрывает способ его изготовления и употребления. Ибн Сина ставит перед собой задачу получения медикаментов, которые, по его мнению, заслуживают внимания.

Ибн Сина один из первых ввел в медицинскую практику такие широко распространенные теперь медикаменты, как александрийский лист, ревень, камфора. Многие открытые им лечебные средства считались незаменимыми на протяжении нескольких веков, а некоторые из них употребляются и в настоящее время.

Опираясь на результаты химических исследований арабских ученых, Ибн Сина первый стал применять многие химические лекарственные вещества. Например, он пользуется для лечебных целей сахаром в разных смесях. С помощью сахара Ибн Сина успешно консервирует лимоны, цветы розы и фиалки и прописывает эти лечебные сиропы при различных заболеваниях 11 12.

Ибн Сина хорошо знаком с арсеналом медикаментов того времени. По его словам, он занимается «познанием натур» простых лекарств путем испытания и сравнения, а также изучает «познание сил» простых лекарств: их общее действие на организм — согревание, охлаждение и т. д. и действия частные — «полезность лекарства при раке, полезность при почечуе — геморрое, желтухе» и т. д.; ученый пытается выявить наибольшую эффективность того или иного лекарства. Он испытывает их в различных условиях — после «варки, сжигания огнем, промывания; остуживания» и т. д. При этом он заключает, что «есть лекарства, которые изменяют свои свойства, смешиваясь с другими лекарствами», другие же совершенно теряют свое действие от растирания. По мнению Ибн Сины, благодаря соседству «лекарства приобретают посторонние качества и их действия даже изменяются...». Врач должен «знать об этом свойстве лекарств

и избегать соседства различных родов их между собой. Относительно действия смешения можно сказать, что вследствие смешения силы лекарств иногда увеличиваются, а иногда эти силы смешения пропадают. Иногда же свойства лекарства от смешения улучшаются,

13, 14

и вредность их исчезает» .

Большое внимание Ибн Сина уделяет определению точного времени хранения лекарства. Он справедливо считает, что длительность хранения снижает эффективность лечебного средства. В качестве примера он указывает на сроки хранения терьяка. «У терьяка есть младенчество, отрочество, юность, старость и смерть. Он становится ребенком по прошествии шести месяцев или одного года. Затем он начинает расти и увеличиваться, пока не остановится, что происходит через десять лет в жарких странах и через двадцать лет в холодных странах. Затем он стоит на месте десять или двадцать лет, потом после двадцати или сорока лет сила его начинает слабеть, и, наконец, через тридцать или шестьдесят лет свойства исчезают, и он становится лекарственной кашкой, лишенной действия терьяка» 15. В состав терьяка входило до 50 лекарственных веществ, основным из которых был опий. Терьяк часто применялся в качестве противоядия при лечении змеиных укусов (при этом в его состав добавлялось мясо гадюки, тем самым появлялась возможность иммунизации организма пострадавшего). Терьяк употреблялся и при расстройствах желудочно-кишечного пищеварения 16' 17.

Ученый подчеркивает важность применения различных средств, разжижающих соки организма, а в первую очередь — настоя иссопа, тимьяна и др. При этом он дает чисто практические советы: как, когда принимать слабительное, в каких случаях следует, чтобы больного стошнило и т. д. Среди многих слабительных средств, описанных Ибн Синой, необходимо отметить так называемые нежные слабительные, впервые введенные им а медицинскую практику. Большое значение придает ученый лечению минеральными водами, содержащими соли золота и серебра и других

18 19

металлов ,0' 19.

Ибн Сина рекомендует использовать слабительные средства в виде отваров, механических смесей и пилюль. Для их приготовления он пользуется морским луком, китайским ревенем, колоквинтом, агариком, сабуром и др. Лекарства, предназначенные для детей, ученый изготавливал в жидком виде, чтобы в случае необходимости прямо влить в рот ребенку.

Некоторые лекарства такого рода, приготовленные Ибн Синой, дети могли просто лизать 20.

Как уже отмечалось, Ибн Сина выступает за применение лекарственных сиропов, а также различных плодовых соков, особенно из айвы и мака с добавлением сока полыни. Наряду с рецептами изготовления лекарственных отваров из трав в «Каноне» говорится о лекарственных маслах, которые можно получить методом перегонки из соков растений. Ибн Сина пишет, что из некоторых растений, например полыни, масло можно получить путем нагревания на солнце. Испытывая и получая новые лекарства, Ибн Сина широко пользуется некоторыми лекарственными средствами, рекомендуемыми Гиппократом 21.

Ученые располагают весьма ограниченным количеством автографов Ибн Сины. В основном богатое рукописное наследство Ибн Сины дошло до нас в виде сделанных переписчиками многочисленных копий.

Поэтому наиболее ценны для нас те рукописи, которые ближе всего по времени стоят к подлинникам, пока не найденным, но, может быть, имеющимся где-нибудь в богатейших хранилищах рукописей разных стран. Примером может служить рукопись XII в., хранящаяся в Институте востоковедения Академии наук СССР (Ленинград) «Канона врачебной науки». Как известно, Ибн Сина создал «Канон» в XI в., и, вероятно, «ленинградский вариант» — одна из первых копий подлинника,

содержащая наименьшее количество ошибок

22

и искажений текста 22.

Интересно описание «Трактата об уксус-но-медовом сиропе», помещенное в пятом томе «Собрания». Этот довольно редко встречающийся труд Ибн Сины переписан четким «на-сталиком» в XVIII в. 23.

К 1664 г. относится и библиографический список сочинений Ибн Сины. Он написан «на-сталиком». Имя составителя неизвестно. Рукопись опубликована в пятом томе «Собрания» 24.

В периодической печати встречаются сообщения о том, что время от времени обнаруживаются новые ценные сочинения Ибн Сины. Рукописи эти различной давности. В 1956 г. рукописный фонд Академии наук Азербайджанской ССР обогатился ценной рукописью 1142 г. — второй книгой «Канона врачебной науки» 25. Она была переписана спустя 110 лет после смерти ученого старым «на-схом». В конце книги даются некоторые названия лекарств, взятые из греческого и других языков, а также указаны меры веса, употреблявшиеся в XII в. В рукописном фонде Академии

имеются и первая книга «Канона», переписанная в конце XIII в., комментарий к «Канону» ширазского медика Гутбеддина и рукопись «Книги исцеления». В Республиканском музее истории материальной культуры и искусства УзССР (Самарканд) с 1960 г. хранится первая книга «Канона», рукопись которой датирована 1670 г.

В своих многочисленных трудах ученый не только обобщил накопленные до него знания. Он во многом развил их, обогатив результатами кропотливых наблюдений и изысканий, привел их в стройную единую систему. Огромная трудоспособность, умение наблюдать, необычайная память и великолепная эрудиция помогли Ибн Сине стать подлинным ученым-энциклопедистом. Об этом свидетельствуют его многочисленные научные труды, например, знаменитая «Книга исцеления» 26-28, в которой излагаются взгляды ученого по вопросам происхождения мира, астрономии, математики, химии, физики, метеорологии, ботаники и зоологии.

Литература

1. Захидов В. Ю. Огни истории.— Ташкент, 1974.- С. 63.

2. Абу Наср аль-Фараби. Араъ ахл аль-мадина аль фазила.- Каир, 1906.- 350 с.

3. Захидов В. Ю. Три титана.- Ташкент: Изд-во «Фан», 1973.- 85 с.

4. «Канон врачебной науки» Ибн Сины. / Мат. I Всесоюзн. научн. конф. востоковедов.- Ташкент, 4-11. VII 1957.- С. 15.

5. «Собрания восточных рукописей АН УзССР». Т. I.- Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1952.300 с.

6. Терновский В. Н. Ибн Сина (Авиценна) 9801037.- М.: Наука, 1969.- 189 с.

7. Afnan S. Avicenna. His Life and Works.- L., 1958.- 240 с.

8. Хусейнов К., Кимсанов Б. Х., Рахманкулов Д. Л. Взгляды Авиценны на некоторые проблемы косметики. Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела: Мат. III Междунар. научн. конф. «История науки и техники-2002». Т. 2.- Уфа: Изд-во «Реактив», 2003.- С. 144.

9. Джумаев В. К. Хирургия абу Али Ибн Сины и ее исторические истоки. Изд-во 2-е.- Ташкент, 1979.- 220 с.

10. Терновский В. Н. Ибн Сина.- М.: Наука, 1969.- 189 с.

11. Ибн-Сина. Канон врачебной науки. Кн. 2.-Ташкент: Изд-во АН УзССР. 1956.- 350 с.

12. Хусейнов К., Кимсанов Б. Х., Рахманку-лов Д. Л. // Баш. хим. ж.- 2002.- Т. 9, № 4.-С. 49.

13. Ибн Сина. Канон врачебной науки.- Блан.-1877.- 345 с.

14. Хусейнов К., Рахманкулов Д. Л., Кимса-нов Б. Х. Воззрение Авиценны на приготовление фармацевтических средств. Проблемы строительного комплекса России: Мат. VII Между-нар. научн.-техн. конф.— Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003.- С. 324.

15. Ромодин В. Великий ученый Средней Азии Ибн Сина (Авиценна).- М.: Знание, 1952.- 265 с.

16. Ибн Сина. «Канон врачебной науки», кн. 2.-Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1956.- 350 с.

17. Аляви Л. А. // Клиническая медицина.-1952.- №9.- С. 12.

18. Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина.- Душанбе: Ирфон, 1980.- 302 с.

19. Петров Б. Д. Фармация Ибн Сины (Авиценны). № 5. АД. 1952.- С. 50.

20. Карасик В. М. «Канон врачебной науки» и системы лекарственной терапии в старой медицине.- Ташкент: Медицина, 1956.- 250 с.

21. Решетников С. А. // Аптечное дело.- 1963.-№2.- С. 14.

22. Садыков А. С. К вопросу о возникновению химии в Средней Азии (в 1Х-Х вв.): Материалы по истории отечественной химии.- М.-Л., 1950.- 240 с.

23. Шидфар Б. Я. Ибн Сина.- М.: Наука, 1981.183 с.

24. Петров Б. Д. // Педиатрия.- Ташкент.-1952.- №5.- С. 63.

25. Арендс А. К. Восточные предшественники Ибн-Сины и значение их трудов для изучения «Канона врачебной науки». / Тез. докл. и сообщений I Всесоюз. конф. востоковед.- Ташкент, 1957.- С. 5.

26. Булгаков П. Г. Сокращение «Канона» Авиценны в собрании арабских рукописей Гос. Публ. биб-ки им. Салтыкова-Щедрина. Т. 2.- Л., 1957.- 320 с.

27. Терновский В. Н. Ибн Сина. Канон врачебной науки» Ибн Сины: Мат. I Всесоюз. науч. конф. востоковед.- Ташкент.- 1957.- VII.- С. 4.

28. Собрания восточных рукописей АН УзССР. Т. 1-5. / Под ред. А. А. Семенова. - Ташкент: Изд-во АНУзССР, 1952.- 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.