ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2016. № 4
Д.В. Фролов
КАРТИНА ИСТОРИИ «НАУКИ О СООТВЕТСТВИЯХ» ('ILMAL-MUNASABAT) В «БУРХАН» БАДР АД-ДИНА АЗ-ЗАРКАШИ (ум. 1392)
В статье анализируется картина истории становления интереса к композиции Корана в классической мусульманской науке и возникновения специальной дисциплины, посвященной этому вопросу, нарисованная одним из крупнейших авторитетов в традиционном корановедении - Бадр ад-Дина аз-Заркаши. Заркаши относит пробуждение интереса к композиции Корана к первой половине X в., однако сложение оформленной дисциплины датируется не ранее XIII-XIV вв. Картина, нарисованная Заркаши, стала отправной точкой для Суйути в его знаменитом труде «Совершенство в коранических науках». В статье рассматриваются также конкретные подходы ученых к изучению построения текста писания ислама.
Ключевые слова: Коран, композиция, 'ilm al-munasabat, Заркаши, Суйути.
The article deals with the historical overview of the emergence of the interest to the composition of the Qur'an and the formation of the special discipline in the classical Muslim science written by an authority in the subject, Badr ad-Din az-Zarkashi. Zarkashi dates the beginning of this interest back to the first half of the Xth century but it is only in the XIII-XIVth centuries that we can speak of the existence of the discipline devoted to munasabat. Zarkashi's text became a starting point for Jalal ad-Din as-Suyuti in his famous Itqan. The article includes also a survey of the concrete approaches of Muslim scholars to the study of the structure of the Qur'anic text.
Key words: the Qur'an, composition, 'ilm al-munasabat, Zarkashi, Suyuti.
В последние десятилетия в востоковедной науке заметно оживление интереса к проблеме композиции коранического текста. В исследованиях связности текста участвуют как европейские, так и арабские ученые. В сфере внимания специалистов оказался вопрос о начале изучения композиции отдельных сур и коранического свода в целом в классической мусульманской науке1.
1 См.: Фролов Д.В. Средневековые мусульманские дискуссии о порядке сур и их значение для изучения композиции Корана // Фролов Д.В. Арабская филология. Грамматика, стихосложение, корановедение. М., 2006. С. 340-353; см. также: Сиуре™
Одной из дисциплин корановедческого цикла мусульманской учености является «наука о соответствиях» ('ilm al-munäsabät), которая выделилась и оформилась лишь на рубеже XIII и XIV вв. В сознании востоковедов и современных мусульманских ученых она представлена прежде всего четырьмя авторитетами, одним андалус-цем и тремя египтянами, что не удивительно. Ведь в эти довольно поздние для классической эпохи века высокая наука арабского мира сосредоточилась сначала в Андалусии и Египте, а потом - после Реконкисты - в одном Египте. Перечислим этих ученых в хронологическом порядке:
1) Ибн аз-Зубайр, Абу Джа'фар Ахмад ибн Ибрахим ал-Гарнати (1230-1308), андалусский хадисовед, законовед, корановед, историк, языковед. Его книга «Доказательство о соответствиях в порядке сур Корана» (ал-Бурхан фи мунасабат тартиб сувар ал-Кур'ан) опубликовано под названием «Доказательство о порядке сур» (ал-Бурхан фи тартиб ас-сувар) (Рабат, 1990);
2) Бадр ад-Дин Мухаммад ибн Бахадур ибн 'Абдаллах азЗар-каши (1344-1392), каирский законовед и корановед, один из поздних представителей шафиитской школы. В его сочинении «Доказательство в коранических науках» (ал-Бурхан фи 'улум ал-Кур'ан), изданном (Бейрут, 1988), пространная вторая глава посвящена науке о соответствиях;
3) Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн 'Умар ал-Бика'и (1406-1480), историк и литератор, корановед и комментатор Корана, жил в Сирии и Египте. Его книга «Низка жемчуга о соответствиях в айатах и сурах» (Назм ад-дурар фи танасуб ал-айат ва-с-сувар) издана (Бейрут, 1995);
4) Джалал ад-Дин Абу Бакр 'Абд ар-Рахман ибн Аби Бакр ас-Суйути (1445-1505), энциклопедист, законовед, корановед, языковед, историк и т.д., автор почти 600 сочинений. На долю Суйути выпала задача на самом исходе классической эпохи подытожить многовековое развитие самых различных отраслей науки, в том числе корановедения. Его знаменитый труд «Совершенство в коранических науках» (ал-Иткан фи 'улум ал-Кур'ан) стал, по сути, «окном» в мусульманское корановедение для всех последующих поколений ученых вплоть до наших дней. О популярности книги свидетельствуют многочисленные ее издания. Опубликованный где-то на рубеже XVIII-XIX вв. труд Суйути многократно переиз-
Michel. The Composition of the Qur'an. L., 2015. P. 1-4; Salwa M.S. El-Awa. Textual Relations in the Qur'an. Relevance, coherence and structure. L., 2006. P. 9-26.
давался (Каир, 1978, Бейрут, 1996)2. Его 62 глава дает стандартное изложение истории науки о соответствиях3. Кроме того, у Суйути есть еще специальное сочинение на данную тему «Нанизанный жемчуг о соответствиях сур» (Танасук ад-дурар фи танасуб ас-сувар), изданное (Бейрут, 1986)4.
Практически во всех этих текстах есть сведения о том, что мы назвали бы сейчас историей вопроса. В этой статье мы рассмотрим картину, нарисованную Заркаши, прямым продолжением которой является итоговый очерк в «Иткане» Суйути5.
Предыстория науки. Самым ранним ученым, который проявлял интерес к «соответствиям» между айатами и сурами, Заркаши называет Абу Бакра ан-Найсабури, 'Абдаллаха ибн Мухаммада Зийада (ум. 935), хадисоведа и законоведа шафиитского толка. Со ссылкой на некоего Абу-л-Хасана аш-Шахрабани6 Заркаши приводит следующие слова:
«Первым в Багдаде науку о соответствиях открыл нам шейх Абу Бакр ан-Найсабури, и ни от кого другого мы такого не слышали. Он обладал обширными познаниями в законе и словесности. Так, он мог спросить с кафедры7, когда при нем читали какой-либо айат Корана: "Почему этот айат поставлен рядом с тем? В чем мудрость того, что эта сура помещена рядом с той сурой?", и отзывался нелестно об ученых Багдада за то, что они не вникали в соответствия»8.
Из этих слов очевидно, что Заркаши не знает никого ранее Абу Бакра, кто обращал бы внимание на связность и композицию ко-ранического текста. Судя по вопросам, которые задавал Абу Бакр, речь идет еще не об особой систематизированной дисциплине, а
2 В настоящее время осуществляется перевод этого трактата на русский язык, являющийся первым переложением книги на какой-то европейский язык. Опубликовано уже семь томов (М., 2000-2016). Готовятся к печати еще два тома. Всего же перевод рассчитан на 10 томов.
3 Перевод этой главы вошел в третий том «Совершенства в коранических науках» (М., 2003), с. 152-173.
4 Обращает на себя внимание тот факт, что все названные книги, кроме «Иткана» Суйути, где автор упоминает все эти сочинения, опубликованы не ранее середины 1980-х годов. Создается впечатление, что именно авторитет Суйути служил ориентиром для отбора издаваемых средневековых трактатов. Во всяком случае, других изданных книг на эту тему, написанных учеными ХШ-ХУ вв., мы не знаем.
5 См.: Бадр ад-Дин аз-Заркаши. Ал-Бурхан фи 'улум ал-Кур'ан: В 4 т. Т. 1. Гл. 2. Бейрут, 1988. С. 35-52.
6 Личность не установлена.
7 Речь идет о занятиях Абу Бакра с его учениками.
8 Эту же цитату с небольшими разночтениями и без ссылки на Заркаши и Шахрабани приводит и Суйути в «Иткане».
лишь о внимании к композиционному аспекту писания. Никаких конкретных наблюдений Абу Бакра над текстом Заркаши не приводит. Отметим еще, что эти первые начатки знания о связности текста происходят из законоведческой среды, из среды шафиитов.
Далее в картине Заркаши временной пробел примерно в 100 лет. Два ученых, относящихся к концу X - первой половине XI в., происходят из богословской среды. Это аш'арит Абу Бакр ал-Бакиллани (ум. 1013) и му'тазилит Замахшари (ум. 1144). Оба оставили заметный след в корановедении. Бакиллани - столп науки о неподражаемости Корана (¡']аг al-Qur'an) и автор самого известного трактата на эту тему. Замахшари - автор одного из наиболее популярных комментариев к Корану. На них Заркаши ссылается, приводя конкретные примеры анализа связности текста.
Так и Бакиллани, и Замахшари рассматривают риторическую фигуру «отступление в развитие темы» (¡зН№асГ)9. Заркаши в данной главе помещает этот прием в классификацию видов связи айатов друг с другом как ее третий вид, причем иллюстрирует его как раз ссылками на этих двух авторов.
Вот текст Заркаши о данном приеме:
«В-третьих, отступление в развитие темы (¡яШгасС), примером чему - слова Всевышнего:
"О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывало бы вашу мерзость, и перья. А одеяние богобоязненности -лучше"» (7:26).
Замахшари говорил: «Этот айат приведен в развитие темы, после упоминания того, как явилась пред ними их мерзость, и стали они шить себе листья10. Этот айат разъясняет то благодеяние, которое состояло в сотворении одежды, а также все неприличие и бесстыдство, которые заключаются в наготе и обнажении срама. Он дает понять, что сокровенность (ад^г)11 - очень важная часть благочестия».
9 Эта фигура рассматривается Суйути в «Иткане» в главе 58 (см.: Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Вып. 7: Учение о стилистике Корана (2). М., 2016. С. 157-240). В ней Суйути говорит, что данный прием входит в категорию «соответствий» (типаяаЬаг) и должен быть рассмотрен в соответствующей главе. Примечательно, что и Суйути, и Заркаши используют в качестве иллюстрации приема один и тот же пример, взятый у Замахшари.
10 Имеется в виду айат (7:22): «Так низвел он их обольщением. А когда они вкусили дерева, явилась перед ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья...»
11 Имеется в виду, что богобоязненный человек должен быть скромным, не выставлять ничего напоказ.
Кади Абу Бакр [ал-Бакиллани] в «Неподражаемости Корана» относил к этому приему слова Всевышнего (16:48-49):
«48. Неужели они не наблюдали за вещами, которые созданы Аллахом? Они обладают тенью, которая склоняется вправо и влево, падая ниц пред Аллахом и оставаясь смиренной. 49. Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия».
Бакиллани говорил: «Эти слова имеют целью сообщить, что все творения Божии склоняются перед ним. Однако сначала было сделано частное утверждение о конкретном примере». Цитата завершена. Однако в данном примере есть нестыковка (яокаг)»12.
Приведенные примеры позволяют сделать несколько выводов относительно приема «отступление в развитие темы».
Во-первых, этот прием лежит на грани между композицией и стилистикой, что, собственно, и подтверждается «Итканом» Суйути.
Во-вторых, в нем обязательно должны присутствовать три высказывания, среднее из которых как раз и есть «отступление или развитие темы». Количество айатов может не соответствовать количеству высказываний (см. второй пример), и айаты не обязательно должны идти подряд (см. первый пример, где в связке оказываются айаты 7:22 и 7:26). Главное, чтобы высказывания образовывали определенную фигуру мысли, где переход от начала к концу осуществляется не прямолинейным образом.
В-третьих, конфигурация мысли может быть разной. В первом, для Заркаши бесспорном примере, частный пример Божьего дара продолжается в частном же утверждении о том, как надо пользоваться этим даром, а затем разворачивается в общее утверждение о правилах поведения благочестивого человека, ретроспективно возвращающий нас к началу пассажа и позволяющий увидеть за частным примером дара безграничность Божьих даров, соответствующую общности завершающего утверждения. Ход мысли таков: (общее, невысказанное) - частное - частное - общее (позволяющее увидеть невысказанный начальный общий тезис. Во втором случае движение мысли похожее, но несколько иное. За общим (риторическим) вопросом, следует частное утверждение (о склоняющейся тени), которое разворачивается в общее утверждение, соответствующее общности вопроса. В обоих случаях средний тезис (и там, и
12 Возможно, из-за этого финального замечания Заркаши данный пример отсутствует у Суйути. Правда, что конкретно имеет в виду автор «Бурхана» не совсем ясно.
там частное утверждение) и есть «отступление ради развития темы», своего рода мостик между двумя общими высказываниями.
Замахшари упоминается еще один раз, когда Заркаши рассматривает еще один вид «соответствия» - соответствие зачина суры концовке суры предыдущей13. В качестве одного из примеров Заркаши называет стык Фатихи (№ 1) и суры «Корова» (№ 2):
«Вот, например, зачин "Коровы": "Алиф-лам-мим. Вот книга, нет сомнения в том.", в котором отсылка к "пути" в словах "Веди нас путем прямым". Получается, что люди попросили наставления на прямой путь, а им сказано: Вот путь, на который вы просили наставить вас, - это книга. Это хороший прием, который выявляет связь (¡гИЬаг) суры "Корова" с Фатихой14. В нем ответ на вопрос Замахшари об этом»15.
Отсылки к Бакиллани и Замахшари показывают, что в X, XI и первой половине XII в. ученые, комментаторы и корановеды занимались накоплением частных наблюдений, касающихся связности текста и композиционных приемов его построения. Приводимые примеры касаются смысловой связи айатов внутри одной суры, как идущих подряд, так и отделенных друг от друга вставками других айатов, а также вопроса о стыковке зачинов и концовок смежных
сур.
К этому же времени относится и высказывание андалусского законоведа Абу Бакра ибн ал-'Араби (ум. 1148), которое приводят и Заркаши и Суйути:
13 И у Заркаши, и у Суйути есть специальные главы, посвященные рассмотрению отдельно зачинов /амайК) и концовок (ккамагт). В «Бурхане» - это главы 7 и 8, а в «Иткане» - 60-61. См.: Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Т. 3. С. 142-151.
14 Суйути приводит этот же пример, но без упоминания как Заркаши, так и Замахшари: «Еще пример. Сура "Корова" (№ 2) начинается словами: "Алиф-лам-мим. Эта книга." (2:1-2). В них есть указание на прямой путь, о котором говорится в словах: "Веди нас путем прямым" (1:6). Получается, что, когда люди просят о руководстве по пути, им отвечают на это: "Путь, о руководстве по которому вы просили, и есть эта книга". Это очень хорошее толкование, выявляющее связь между сурой "Корова" и Фатихой».
15 Замахшари здесь упоминается, скорее, как задающий вопрос, чем дающий разъяснение, но в чем именно состоял вопрос, нам выяснить не удалось. Во всяком случае, это упоминание содержит информацию о том, что Замахшари уже задумывался об этом композиционном приеме в составе свода. Это подтверждает и Суйути, приведя еще один пример интерпретации Замахшари связи между зачином и концовкой, на этот раз в пределах одной суры: «Замахшари говорил: "Аллах сделал зачином суры "Счастливы верующие" (23:1), а в концовке ее сказал: "... Не бывают счастливы неверные" (23:117). Сколь же велика разница между зачином и концовкой».
«Ибн ал-'Араби в "Светоче устремленных" говорил: "Айаты Корана связаны друг с другом так, что становятся как одно слово, согласованное по смыслу, гармоничное по строю. Этой великой наукой занимался только один ученый, который проработал лишь суру "Корова"16, а затем Аллах приоткрыл эту науку мне. Когда же я не нашел того, кто мог бы ее понести дальше, и увидел, что люди не годятся на это, я замкнул ее в себе, оставив ее между собой и Аллахом, и возвратил ее Ему».
Слова Ибн ал-'Араби показывают осознание необходимости перехода от фазы частных наблюдений к построению целостной концепции композиционной связности текста и созданию специальной корановедческой дисциплины. Одновременно они свидетельствуют, что он видел только одного предшественника и оставил занятия этим предметом, не найдя учеников и последователей. Другими словами, науки как таковой еще не было, были только приступы к ней.
Развитая наука. Для Заркаши собственно история полноценных широкомасштабных исследований композиции Корана в контексте науки о «соответствиях» начинается с двух книг, между которыми разрыв в сто лет.
Первая из них - это тафсир Фахр ад-Дина ар-Рази (1150-1210) «Мафатих ал-гайб» (Ключи сокровенного), в котором, по словам Заркаши «много говорится о соответствиях». Именно с рубежа XII и XIII вв. можно говорить о науке о соответствиях, до этого -предыстория. Об этом тафсире мы здесь подробно говорить не будем, это тема отдельного исследования. Укажем только, что роль Рази подчеркивает и Суйути в «Иткане»: «Наука о соответствиях - это благородная наука, но лишь немногие комментаторы уделяли ей внимание, ибо она очень сложна. Много занимался этой наукой имам Фахр ад-Дин, который в своем комментарии говорил: "Большая часть тонкостей Корана заключена в порядке и взаимосвязях"».
Первая половина XIII в. отмечена у Заркаши упоминанием двух ученых.
Первый из них - шейх Камал ад-Дин аз-Замалкани (ум. 1253), законовед и корановед, писавший о неподражаемости Корана. По свидетельству Заркаши, он продолжал разрабатывать тему о композиционной роли зачинов сур, но несколько в другом ключе, ища соответствия между зачином суры и ее содержанием. Так, он доказывал, что зачины сур 17 «Пречист (Субхан) ...» и 18 «Слава (ал-Хамд) ...» соответствуют содержанию этих сур.
16 Кто этот ученый, установить не удалось.
Вот его рассуждение (перевод взят у Суйути из «Иткана»):
«Ибн аз-Замалкани отвечал, что сура "Славословие" (.№ 17) содержит историю ночного путешествия, которое многобожники считали вымыслом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а выражение недоверия ему есть выражения недоверия Аллаху, преславен и превознесен Он. Поэтому-то в начале суры и было употреблено «Пречист (яиЬКап) Аллах», чтобы очистить (гатЩ Всевышнего от той лжи, которую высказывают о Его пророке.
Сура «Пещера» (№ 18) была ниспослана после того, как много-божники спросили об истории с обитателями пещеры, а откровение задержалось. И вот она была ниспослана в разъяснение того, что Аллах не прекратил Свои милости пророку Своему, ни правоверным, но продолжил Свои милости ниспосланием писания. Поэтому то, что эта сура открывается «восхвалением» (КатС), соответствующим этим милостям»17.
Второй из этих ученых - Шейх 'Изз ад-Дин ибн 'Абд ас-Салам (ум. 1262), хадисовед, законовед и корановед, занимавшийся риторикой в Коране. Его мысли и ответ на них другого ученого, приводимые Заркаши и Суйути, показывают, что по вопросу о связности коранического текста в это время проявились разногласия. Одни идею поддерживали, другие - нет.
Вот эта полемика вокруг данного вопроса (перевод опять по «Иткану» Суйути):
«Шейх 'Изз ад-Дин ибн 'Абд ас-Салам говорил: "Наука о соответствиях - это хорошая наука. Однако связность речи обусловлена единством предмета, о котором идет речь, когда начало мысли связано с ее концом. Если же речь идет о разных предметах, то и связности в речи нет. Попытки найти соответствия выходят в таком случае крайне искусственными, а связность оказывается весьма шаткой. Такого не должно быть в любой хорошей речи, а что уж тогда говорить о лучшей из речей?
Коран ниспосылался в течение двадцати с лишним лет, в разных условиях, устанавливал положения закона в связи с разными об-
17 См.: Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Т. 3. С. 172. Рассуждение Ибн аз-Замалкани основано на том соображении, что между двумя формулами, при всей близости их значения, есть разница в употреблении. Формула «Пречист (тЬНап) Аллаху» часто употребляется с предлогом 'ап, который добавляет к формуле смысл опровержения ложных измышлений о Боге, например, «Пречист Аллах, владыка престола, превыше Он ('ап) того, что они Ему приписывают» (21:22).
стоятельствами. А если это так, то не все в нем может быть связано друг с другом"».
Шейх Вали ад-Дин ал-Муллави18 говорил: «Заблуждается тот, кто утверждает, что для драгоценных айатов не следует искать соответствий, поскольку они ниспосланы по случаю не связанных между собой событий.
Можно категорически утверждать, что, хотя они ниспосланы в связи с разными событиями, но порядок их и происхождение -от Премудрости. Свод составлен согласно тому, что находится на хранимой скрижали, и порядок всех сур и айатов в нем определен установлением свыше. Именно так целиком Коран был ниспослан в дом величия19.
К числу очевидных проявлений неподражаемости Корана относится его слог (шШЬ) и его великолепный строй (па?т). Первое, что надо исследовать относительно каждого айата, - является ли он дополняющим (тыкаттИ) по отношению к тому, что предшествует ему, или же самостоятельным (mustaqill). Если это самостоятельный айат, надо рассмотреть, в чем проявляется его соответствие (тппатЬса) с тем, что предшествует ему.
Такова эта всеобъемлющая наука, которая относится и к сурам. Надлежит исследовать, в чем проявляется связь суры с тем, что предшествует ей и что подводит к этой суре». Цитата завершена20.
Анализ позиций и аргументов сторон выходит за формат статьи, однако укажем, что и до сих пор в среде востоковедов идут споры о том, можно или нельзя говорить о смысловом и композиционном единстве суры и всего свода, причем аргументация подчас довольно схожа с доводами, приведенными выше.
Вторая книга - это единственное сочинение, специально посвященное науке о соответствиях, которое знает и упоминает Заркаши. Это «Доказательство о порядке сур» (ал-Бурхан фи тартиб ас-сувар) (Рабат, 1990) Ибн аз-Зубайра, Абу Джа'фара Ахмада ибн Ибрахи-ма ал-Гарнати (1230-1308), андалусского хадисоведа, законоведа, корановеда, историка, языковеда. Количество цитирований Ибн аз-Зубайра в последующих трудах доказывает его основополагающую роль в становлении науки о соответствиях.
18 Вали ад-Дин ал-Муллави - личность не установлена.
19 См.: Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Т. 2. Гл. 16. С. 156.
20 Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Т. 3. С. 153-154. Заркаши приводит эту цитату без упоминания имени автора, а Суйути упоминает имя автора, но дает цитату в сокращении.
Дальше идет глава о науке о соответствиях из книги самого Заркаши, о которой мы поговорим отдельно. Другие книги, упомянутые в начале статьи, относятся уже ко времени после Заркаши. Важно сказать в заключение, что Заркаши, хотя и не знает дальнейшего развития науки, уже говорит о ней как о сложившейся дисциплине.
Список литературы
1. Абу Джа'фар ибн аз-Зубайр. Ал-Бурхан фи тартиб ас-сувар. Рабат, 1990.
2. Бадр ад-Дин аз-Заркаши. Ал-Бурхан фи 'улум ал-Кур'ан. Т. 1-4. Бейрут, 1988.
3. Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн 'Умар ал-Бика'и. Назм ад-дурар фи танасу б ал-айат ва-с-сувар.
Бейрут, 1995.
4. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Т. 2. М., 2001.
5. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Т. 3. М., 2003.
6. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Танасук ад-дурар фи танасуб ас-сувар. Бейрут, 1986.
7. Фролов Д.В. Средневековые мусульманские дискуссии о порядке сур и их значение для изучения композиции Корана // Фролов Д.В. Арабская филология. Грамматика, стихосложение, корановедение. М., 2006. С. 340-353.
8. Cuypers M. The Composition of the Qur'an. L., 2015.
9. Salwa M.S. El-Awa. Textual Relations in the Qur'an. Relevance, coherence and structure. L.,
2006.
References
1. Abu Ja'far ibn az-Zubair. Al-Burhanfi tartib as-suvar. Rabat, 1990.
2. Badr ad-Din az-Zarkashi. Al-Burhan fi 'ulum al-Qur'an. T. 1-4. Beirut, 1988.
3. Burhan ad-Din Ibrahim ibn 'Umar al-Bika'i. Nazm ad-durar fi tanasub al-aiat va-s-suvar. Beirut, 1995.
4. Jalal ad-Din as-Suyuti. Sovershenstvo v koranicheskikh naukakh (The Perfection in Qur'anic Studies). T. 2. M., 2001.
5. Jalal ad-Din as-Suyuti. Sovershenstvo v koranicheskikh naukakh (The Perfection in Qur'anic Studies). T. 3. M., 2003.
6. Jalal ad-Din as-Suyuti. Tanasuk ad-durar fi tanasub as-suvar. Beirut, 1986.
7. Frolov D.V. Srednevekovye musul'manskie diskussii o poryadke sur i ikh znachenie dlya izucheniya kompozitsii Korana (Medieval Muslim Discussions on the Order of Surahs and their Importance for the Studies of the Composition of the Qur'an). D.V. Frolov. Arabskaya filologiya. Grammatika, stikhoslozhenie, koranovedenie. M., 2006, pp. 340-353.
8. Cuypers M. The Composition of the Qur'an. L., 2015.
9. Salwa M.S. El-Awa. Textual Relations in the Qur'an. Relevance, coherence and structure. L., 2006.
Сведения об авторе: Фролов Дмитрий Владимирович, докт. филол. наук, член-корреспондент РАН, профессор, зав. кафедрой арабской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: arabphilology@iaas.msu.ru
About the author: Frolov Dmitry Vladimirovich, Doctor of Philology, corresponding member of the Russian Academy of Sciences (RAS), professor, Head of the Department of Arabic philology, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University. E-mail: arabphilology@iaas.msu.ru