Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 2
Право
УДК 340.62
О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений
Шалагин А.Е.
Кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России
В статье дается понятие предупреждения и профилактики преступлений и административных правонарушений. Особое внимание обращено на деятельность органов внутренних дел в данной сфере. Раскрывается содержание и предложена классификация основных превентивных мер. Отражены особенности общей, специальной и индивидуальной профилактики преступлений. Приводятся статистические показатели деятельности МВД по РТ за последние годы.
Ключевые слова: предупреждение, профилактика преступлений, деятельность органов внутренних дел, административные правонарушения, пресечение, предотвращение, превентивные меры.
Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел остается профилактика преступлений и административных правонарушений. В 2013 г. в Республике Татарстан была разработана и утверждена Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в РТ на 2014-2020 годы».
Основными задачами реализации указанной программы являются:
- совершенствование деятельности по профилактике преступлений и иных правонарушений;
- сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий и количества ДТП с пострадавшими;
- повышение уровня защищенности жизни и здоровья граждан, их собственности, а также законных прав и интересов;
- противодействие экстремизму и терроризму, организованной, профессиональной и рецидивной преступности;
- снижение масштабов незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
- выявление и устранение причин (условий) коррупции, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям;
- обеспечение эффективной защиты прав потребителей, развитие потребительского рынка товаров, работ и услуг;
- снижение уровня злоупотребления алкогольной продукцией среди населения Республики Татарстан, профилактика пьянства и алкоголизма;
- борьба с детской безнадзорностью, проституцией, токсикоманией и прочими социально негативными (фоновыми) явлениями, связанными с преступностью [1].
Всего в 2013 г. правоохранительными органами Республики Татарстан выявлено 20355 лиц, совершивших преступления. Из них 11784 (57,9 %) не имели постоянного источника дохода, 7180 (35,5 %) - ранее судимые, 2913 (14,3 %) - женщины, 1066 (5,2 %) несовершеннолетние. В результате преступных посягательств пострадали 38055 человек, в том числе 14203 женщины, 3312 пенсионеров, 1122 учащихся средних и средних специальных учебных заведений, 1071 студент вузов [2].
Предупреждение преступности - это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступности, ее отдельных видов, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь лиц с асоциальным (противоправным) прошлым или настоящим
153
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 2
Право
[3, с. 185]. В криминологии выделяют следующие уровни (стадии) предупреждения преступлений:
1) Профилактика - совокупность специальных мер, направленных на минимизацию криминогенных факторов, выявление лиц, склонных к совершению преступлений, а также причин и условий возникновения и распространения отдельных видов (форм) преступной деятельности.
2) Предотвращение преступлений - деятельность правоохранительных органов, направленная на недопущение совершения преступлений на этапе их замысла и подготовки.
3) Пресечение преступлений - направлено на недопущение окончания преступного деяния, то есть предупреждение общественно опасных последствий совершаемого преступления. Другими словами, пресечение осуществляется преимущественно на стадии покушения или подготовки к тяжкому и особо тяжкому преступлению.
Объектами предупредительной деятельности являются физические (юридические лица), в отношении которых осуществляются контрольные и надзорные полномочия субъектами профилактики. Например, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, частные охранные предприятия (в связи с их спецификой деятельности и допуска к хранению (ношению) оружия).
К субъектам предупредительной деятельности относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные структуры, участвующие в профилактике преступлений и административных правонарушений. Среди субъектов предупреждения преступлений выделяются специализированные и неспециализированные участники профилактики.
Предупредительная деятельность специализированных субъектов закрепляется нормативными и уставными документами, а также вытекает из их обязанностей и полномочий. К таким органам относятся: Совет Безопасности РФ, Правительственная комиссия по профилактике правонарушений, суды, прокуратура, органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности, таможенная, налоговая службы и иные правоохранительные органы.
Правительственная комиссия по профилактике правонарушений является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при реализации мер в системе государственной профилактики преступлений и иных правонарушений.
Центральным субъектом профилактики правонарушений остаются органы внутренних дел. К их компетенции относится основной объем задач и обязанностей по предупреждению преступлений
и административных правонарушений. Так, участковые уполномоченные полиции (УУП) выявляют и устраняют причины и условия преступлений на закрепленном за ними административном участке, проводят повседневную воспитательно-профилактическую работу с лицами, поведение которых указывает на возможность совершения преступлений. Осуществляют административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Одним из направлений деятельности ОВД остается профилактическая работа среди несовершеннолетних и их семей, которую проводят сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). Следователи и дознаватели наделены процессуальными полномочиями по внесению представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Особая роль в профилактике преступности принадлежит криминальной полиции. Сотрудники этой службы во взаимодействии с ППСП (патрульно-постовой службой полиции), ОВО (вневедомственной охраной), ГИБДД (государственной инспекцией безопасности дорожного движения) обеспечивают предупреждение преступлений против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, осуществляют оперативно-розыскную профилактику наиболее опасных форм преступной деятельности (профессиональной, организованной, транснациональной).
К неспециализированным субъектам относятся иные организации, юридические и физические лица, которые участвуют в предупреждении преступлений и административных правонарушений в процессе реализации своих полномочий, прав и обязанностей. К их числу также относятся средства массовой информации, трудовые коллективы, общественные и религиозные организации, граждане.
Выделяются следующие виды профилактики преступлений и иных правонарушений:
а) Общая профилактика - направлена на выявление, устранение, минимизацию причин и условий преступности, а также повышение уровня правосознания населения. Она ориентирована на неперсонифицированный круг лиц (граждан страны, региона, населенного пункта). К мерам общей профилактики относят социально-экономические, организационно-управленческие, идеологические, воспитательные, технические, правовые и иные мероприятия, осуществляемые в целях масштабного снижения преступности.
б) Специальная профилактика - это система воздействия на причины и условия преступности (правонарушений), касающаяся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения противоправных действий. Например, профилактика преступности несовершеннолетних
154
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 2
Право
и семейного неблагополучия, предупреждение преступности мигрантов и т.п.
Применительно к данному виду профилактики выделяют следующие этапы (стадии) такой деятельности: 1) раннее предупреждение, непосредственное предупреждение, предупреждение самодетерминации преступлений и иных правонарушений. В этой связи органами внутренних дел систематически проводятся оперативно-профилактические мероприятия по соответствующему направлению предупреждения противоправных уголовно-наказуемых или административных деяний, например, «Арсенал», «Мак», «Притон», «Алкоголь», «Подросток» и др. Только по линии выявления и пресечения незаконной игорной деятельности в 2013 г. органы внутренних дел Татарстана изъяли 43563 единицы игорного оборудования, составили 2023 административных протокола, на основании которых были наложены штрафы на сумму, превышающую 6 млн. руб. По ст. 1712 УК РФ (незаконные организация и проведение азартных игр) было возбуждено 3 уголовных дела [4].
в) Индивидуальная профилактика - осуществляется в отношении конкретных лиц, чье поведение указывает на возможность совершения преступления или иного правонарушения. К мерам индивидуальной профилактики относят:
- профилактическую беседу (ознакомительную, воспитательную, предупредительную);
- вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений;
- направление информации о противоправном (асоциальном) поведении лица по месту его учебы или работы для принятия к нему мер общественного (коллективного) воздействия;
- профилактический учет и контроль;
- установление особых требований к поведению правонарушителя;
- административный надзор;
- принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия;
- оказание социальной помощи.
К методам индивидуально предупредительного воздействия относятся: убеждение, оказание помощи и принуждение.
1. Убеждение - это совокупность воспитательных, пропагандистских, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения асоциальной направленности личности и переориентирование ее на общественно одобряемые формы поведения. К таким формам относятся: профилактические беседы, стимулирование участия личности в социально полезной деятельности, коллективное обсуждение противоправного (аморального) поведения, закрепление за профилактируемым лицом общественного воспитателя.
2. Оказание помощи в адаптации (ресоциализации) личности - содействие в трудоустройстве, определение места жительства, предоставление психологических, педагогических, медицинских, консультативно-правовых услуг и т.п.
3. Принуждение - реализуется в том случае, если первые два метода оказываются неэффективными или того требует сложившаяся обстановка. К мерам принуждения относятся: предупредительные, пресекательные, процессуально-обеспечительные, восстановительные мероприятия, а также меры юридической ответственности.
г) Виктимологическая профилактика - ориентирована на снижение уровня риска стать жертвой противоправного поведения. К мерам виктимологи-ческой профилактики относят: выявление потенциальных жертв преступлений и иных правонарушений; информирование населения о криминальной ситуации, способах защиты жизни, здоровья и собственности; обеспечение безопасности граждан с повышенной виктимностью и др.
Криминологическая политика - это научно обоснованная, соответствующая международным стандартам и требованиям национального законодательства, целеустремленная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, политических институтов, субъектов предпринимательской деятельности, общественных (религиозных) объединений и граждан по сокращению преступности и обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз криминального характера. Профессор М.П. Клейменов выделяет несколько моделей криминологической политики, которые реализовывались в разные периоды развития нашего государства [5, с. 225-234].
Криминологический менеджмент - это эффективное управление в сфере противодействия преступности и обеспечения национальной безопасности. Идея государственного криминологического менеджмента стала формироваться в России в начале 70-х гг. ХХ столетия благодаря усилиям таких известных криминологов, как Г.А. Аванесов, С.Е. Вицин, С.С. Овчинский. В это время были созданы первые штабные подразделения в системе МВД СССР (которые представляли собой центры управления органами внутренних дел). Специалистов по такому важному направлению стала готовить Академия управления МВД СССР. Выпускникам Академии присваивалась специальность «Организация управления в сфере правопорядка» и «Организатор управления». В настоящий период деятельность органов внутренних дел невозможно представить без функционирования штабных подразделений, которые отвечают за анализ, учет и контроль всего делопроизводства. К их компетенции также следует отнести мероприятия по прогнозированию, плани-
155
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 2
рованию и программированию в сфере предупреждения и противодействия преступности.
Задачами криминологического менеджмента являются.
- устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и других форм противоправной деятельности;
- создание механизма оперативного реагирования на угрозы национальной и личной безопасности;
- возмещение причиненного ущерба неправомерными действиями физических и юридических лиц.
Принципы криминологического менеджмента. законность, научность, целеустремленность, комплексность, объективность, всесторонность, стабильность, экономическая целесообразность, доминирование превентивных мер над репрессивными, непрерывность, оперативность и др. [6, с. 318].
Большую помощь в профилактике преступлений органам внутренних дел оказывают средства массовой информации. СМИ используются для повседневной практики сбора, обработки и распространения сведений, предназначенных для массовых аудиторий. К ним относятся печать, радио, телевидение, Интернет, которые осуществляют свою профилактическую деятельность по следующим направлениям:
- пропаганда (разъяснение) законодательства;
- формирование соответствующего уровня правосознания и правовой культуры граждан;
- выявление и определение причин и условий совершения преступлений и административных правонарушений;
- формирование активной позиции населения в борьбе с правонарушениями;
- воспитательно-профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению правонарушений;
- удовлетворение поисковых потребностей ОВД (розыск преступников и лиц, пропавших без вести, установление свидетелей и потерпевших, обнаружение похищенного имущества и вещественных доказательств);
- информирование населения о новых способах совершения преступлений;
- практическое вмешательство в конкретный юридический конфликт;
- пропаганда здорового образа жизни, нравственных ценностей, эффективных форм работы общественности;
- разъяснение традиций и обычаев, формирующих организованность и дисциплину в обществе [7, с. 142-145].
Средства массовой информации могут поставить барьер проникновению в сознание и поведение людей антиобщественных взглядов и установок, извращенных и гипертрофированных потребностей, при этом могут способствовать нравственному формированию личности с положительными (пози-
Право
тивными) социальными качествами и жизненными ориентирами.
Для того, чтобы добиться хороших результатов в предупреждении преступлений и иных правонарушений на конкретном административном участке нужно увеличить информированность населения о криминальной обстановке, формах и методах профилактики. Необходимо, чтобы озабоченность состоянием правопорядка в населенном пункте разделяло большинство населения. Этого можно добиться при тесном повседневном взаимодействии с добровольными отрядами (дружинами) по охране общественного порядка, представителями общественности при опорных пунктах полиции, молодежными общественными формированиями правоохранительной направленности.
К общественным объединениям правоохранительной направленности, функционирующим при Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан, относятся:
1. Общественный Совет при Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан;
2. Совет ветеранов органов внутренних дел по Республике Татарстан;
3. Республиканский центр молодежных и студенческих формирований по охране общественного порядка «Форпост»;
4. Добровольные народные дружины (ДНД),
создаваемые в некоторых городах и административно-территориальных образованиях Республики Татарстан. Так, решением Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утверждено и внедрено в практику положение «О добровольных народных дружинах и общественных пунктах охраны правопорядка».
Как отмечалось выше, предупреждение преступности - это сложная, многоуровневая система мер государственного и общественного воздействия, направленная на сокращение преступности и установление социального контроля в данной сфере. Такая деятельность предполагает последовательную реализацию мер политического, экономического, нравственного, воспитательного, правового характера и будет способствовать ликвидации криминогенных факторов, стабилизации оперативной обстановки, своевременному реагированию на противоправные (асоциальные) поступки и нарушения общественного порядка.
Литература:
1. Итоги работы МВД по РТ за 2013 г. - URL: http: // mvd.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_218075.pdf
156
Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 2
Право
2. Состояние преступности и правопорядка в Республике Татарстан. - URL: http: //fs/site_documents_ struc/26_otch.pdf.
3. Криминология: учеб. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 640 с.
4. За прошедший год в Татарстане возбуждено три уголовных дела по факту незаконной организации азартных игр. - URL: http: // evening-Kazan.ru/ news/za-proshedshiy-god-v-tatarstane-vozbuzdeno-
tri-ugolovnyh-dela-po-faktu-nezakonnoy-
organizacii-azartnyh-igr.html.
5. Клейменов М.П. Криминология: учеб. - М.: Норма, 2011. - 448 с.
6. Клейменов М.П. Криминологический менеджмент // Российский криминологический взгляд. - 2009. - № 2. - С. 317-323.
7. Алауханов Е.О. Криминология: учеб. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2013. - 608 с.
Promising Directions of Internal Affairs Bodies Activities in the Sphere of Crime and Administrative Offense Prevention
A.E. Shalagin
The Kazan Legal Institute MIA of Russia
The paper presents the notion of prevention of administrative offenses. The attention is focused on the activities of internal affairs bodies in this sphere. The author reveals the notion and presents the classification of preventive measures. The peculiarities of general, special and individual crime prevention are stressed based on statistic data of activities of Ministry of Internal Affairs in the Republic of Tatarstan in recent years.
Key words: crime prevention, activities of internal affairs bodies, administrative offenses, suppression, prevention, preventive measures.
157