Раздел 9. Компаративистика и зарубежный опыт
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Е.Н. Костина
(старший преподаватель кафедры правоведения Гомельского филиала Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет “МИТСО”»; kostinaalena@yandex.ru)
В статье раскрыты теоретические аспекты основных направлений борьбы специализированных подразделений органов внутренних дел с преступностью несовершеннолетних в Республике Беларусь, а также даны практические рекомендации по усовершенствованию их деятельности в области профилактики правонарушений и преступлений лиц, не достигших 18 лет.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, предупреждение преступности, деятельность органов внутренних дел, безнадзорность, антиобщественная деятельность, прогнозирование преступности, профилактика преступности несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних является составной частью общей преступности, однако имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения.
Проблема преступности несовершеннолетних достаточно актуальна в настоящее время, так как для современного общества характерно качественное ухудшение структуры преступности несовершеннолетних. За последние годы существенно выросло число умышленных убийств, разбойных нападений, фактов нанесения тяжких телесных повреждений, грабежей, совершенных несовершеннолетними. Нередко их действия отличаются исключительной жестокостью, глумлением над потерпевшими, идет процесс вовлечения подростков в занятие криминальным бизнесом и проституцией.
Все это обусловливает необходимость всестороннего анализа преступности несовершеннолетних, проработки мер по ее предупреждению различными государственными органами, в частности органами внутренних дел, так как они выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправ-
лением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления.
Прежде всего следует обратиться к характеристике основных понятий предупреждения преступности в общих чертах. Так, под предупреждением преступности понимается специальная область социальной регуляции, специфический объект управления социальными процессами. Проблема предупреждения преступности исследуется на трех основных уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном.
Поскольку преступность - явление социальное, постольку следует исходить из того, что борьба с ней может быть эффективной лишь при использовании комплексного подхода как при ее изучении, так и при разработке мер предупреждения.
На общесоциальном уровне предупреждение преступности связано с совокупностью экономических, правовых, организационных и иных мер, обеспечивающих жизнестойкость общества. Так, например, политическая атмосфера в обществе может свести на нет любые формы и методы руководства обществом, довести до хаоса и развала либо, напротив, привести к стабилизации общественного и государственного организма.
Специально-криминологическое предупреждение преступности исследуется и разрабатывается криминологией как сложная многоплановая деятельность различных звеньев социального механизма, непосредственно направленная на устранение как общих причин и условий преступности, так и причин и условий различных видов преступлений. Объем и масштабы их применения различны (например, борьба с преступностью в пределах какого-либо района, привлечение к уголовной ответственности за совершение конкретного преступления, предупреждение рецидивной преступности и т.д.).
Специально-криминологические меры применяются также в целях профилактического воздействия на преступников для их исправления и перевоспитания, а также на лиц с социально-девиантным поведением, способных совершить уголовно наказуемые деяния.
Особый аспект проблемы предупреждения преступности - индивидуальное предупреждение преступного поведения. Исходя из того, что причины индивидуального преступного поведения связаны с общей иерархией причин преступности и отражают на индивидуальном уровне ее основные черты, криминология рассматривает индивидуальное предупреждение преступного поведения как конкретизацию общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности применительно к отдельному лицу.
На базе общесоциальных мер (повышение жизненного уровня, образования, профессиональной квалификации, участие в общественной деятельности и т.д.) устраняются условия, способствующие деморализации с последующей криминализацией индивида. А использование специальнокриминологических мер (шефство, профилактический учет, превентивный надзор, принудительное лечение от алкоголизма и т.п.) существенно снижает действие криминологических факторов.
Основой для применения норм права при осуществлении такой деятельности является Конституция Республики Беларусь. Статья 7 Основного Закона обязывает
должностных лиц государства действовать только в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, ст. 22 устанавливает равенство всех перед законом, ст. 32 закрепляет обязанность родителей воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, ст. 49 закрепляет право каждого на образование [1].
Эти положения, закрепленные в Основном Законе, являются базой для формирования системы воспитания молодежи, чувства общественного долга, стремления к соблюдению правопорядка.
Особое место в системе правовых актов, регулирующих деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних, занимает закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Основными задачами данной деятельности являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий [2].
На основе Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» [3] в государстве разработана и действует «Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите», утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 [4].
Инструкция определяет категории детей, нуждающихся в государственной за-
щите, задачи, направления и порядок осуществления такой деятельности.
В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одними из основных государственных органов, принимающих непосредственное участие в профилактике правонарушений несовершеннолетних, являются органы внутренних дел.
В системе органов внутренних дел специальными подразделениями, осуществляющими меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних, являются:
- инспекции по делам несовершеннолетних;
- приемники-распределители для несовершеннолетних.
Кроме того, другие подразделения органов внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают необходимое содействие инспекциям по делам несовершеннолетних и приемникам-распределителям для несовершеннолетних [2].
Инспекции по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции:
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий либо совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, иных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством;
- принимают в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют их в соответствующие органы или учреждения, осуществляющие
Раздел 9. Компаративистика и зарубежный опыт профилактику правонарушений несовершеннолетних, либо в иные учреждения;
- участвуют в подготовке материалов в отношении вышеуказанных лиц, для рассмотрения возможности их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних;
- участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям, иным лицам мер воздействия, предусмотренных законодательством;
- вносят предложения о применении к несовершеннолетним мер воздействия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
- информируют заинтересованные органы, учреждения и иные организации о фактах безнадзорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних, а также способствующих им причинах и условиях;
- уведомляют родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или иных антиобщественных действий;
- проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, а также их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними;
- изучают состояние воспитательной работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, в учебных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных учреждениях, иных организациях, кружках и клубах по месту жительства, а также по месту учебы (работы) несовершеннолетних;
- доставляют в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных;
- вносят в соответствующие государственные органы и иные организации предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антиобщественные действия, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними;
- вносят в соответствующие государственные органы и иные организации предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий.
- принимают участие в рассмотрении соответствующими государственными органами материалов о правонарушениях или иных антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
- ведут учет правонарушений и иных антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетними, учет родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними, а также собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчетности;
- осуществляют иные полномочия по профилактике правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством [5].
Как уже было отмечено выше, еще одним подразделением органов внутренних дел по профилактике преступлений не-
совершеннолетних в соответствии со ст. 22 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являются приемники-распределители для несовершеннолетних, за которыми также закреплены определенные полномочия в сфере профилактики правонарушений среди лиц, не достигших 18 лет [2].
Таким образом, приемники-распределители для несовершеннолетних в пределах своей компетенции:
- обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
- проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и информируют об этом заинтересованные органы, учреждения и иные организации;
- доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.
В приемники-распределители для несовершеннолетних могут быть помещены несовершеннолетние:
- направляемые по приговору суда или по решению суда в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;
- ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;
- самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных или лечебновоспитательных учреждений, безнадзорные или беспризорные - до установления их личности и передачи специальным учебно-воспитательным или лечебно-воспитательным учреждениям либо родителям, усыновителям, опекунам или попечителям;
- совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, но вследствие недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний - в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторных общественно опасных деяний, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, где ими были совершены общественно опасные деяния;
- совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, - в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, где ими были совершены правонарушения.
Основаниями для помещения несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних являются: приговор, решение либо определение суда.
В исключительных случаях несовершеннолетние могут быть помещены в приемники-распределители для несовершеннолетних на основании постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя. В этих случаях материалы на несовершеннолетних в течение трех суток после их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних представляются в суд для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении.
Несовершеннолетние могут находиться в приемнике-распределителе для несовершеннолетних в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 дней. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании определения суда на срок до 15 дней [6].
К иным органам внутренних дел, осуществляющим деятельность по профилактике и борьбе с преступностью несовершеннолетних, относятся подразделения криминальной милиции.
Статьей 23 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплено, что подразделения криминальной милиции в пределах своей компетенции:
- предупреждают, выявляют, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные организации, и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений;
- осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством;
- принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного характера, совершивших побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы или самовольно ушедших из дома или детских интернатных учреждений, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений или приемников-распределителей для несовершеннолетних;
- осуществляют иные полномочия по профилактике правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством [2].
Однако, несмотря на детальное урегулирование полномочий органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних, имеются существенные недостатки в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
К проблемам в деятельности правоохранительных органов необходимо отнести следующие:
- недостатки надзора за исполнением законов о воспитании подростков и охраны их прав;
- неполнота выполнения и постановки на учет подростков, склонных к правонарушениям, и неблагополучных семей;
- неполнота регистрации и раскрытия преступлений, совершенных подростками, применение мягких мер наказания;
- проблемы в надзоре за освобожденными из воспитательных колоний, условно осужденными, в отношении тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора, и др.;
Кроме того, преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность. Некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений, а это, в свою очередь, создает атмосферу безнаказанности. Как следствие, не обеспечивается неотвратимость наказания
- важнейшее средство предупреждения преступного поведения.
Следует отметить, что проблема предупреждения преступности органами внутренних дел включает в себя научное прогнозирование изменений преступности и тех явлений, которые выступают в качестве ее причин и условий, а также планирование и координирование профилактической работы правоохранительных органов и их отдельных звеньев, осуществляющих профилактику разных видов.
Предупреждение преступности может и должно планироваться, так как предупреждать преступность можно только в результате целенаправленных и длительное
время осуществляемых органами внутренних дел общих и специальных мер.
Профилактику преступности несовершеннолетних органами внутренних дел условно можно разделить на четыре этапа: ранняя профилактика, непосредственная профилактика, профилактика предпреступ-ного поведения и профилактика рецидива.
Таким образом, система профилактики преступности несовершеннолетних включает:
- раннюю профилактику (задача
- оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц);
- непосредственную профилактику (не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера);
- профилактику предпреступного поведения (не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем);
- профилактику рецидива (предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления, не допустить негативного влияния этих подростков на законопослушных несовершеннолетних).
Рассмотрим каждый из названных этапов подробнее.
Этап ранней профилактики - один из наиболее важных этапов предотвращения преступности несовершеннолетних. На нем происходит предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних, устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитание несовершеннолетних, корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий среды жизни и воспи-
тания конкретных подростков или их определенных групп.
Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности:
- выявление неблагополучных семей;
- осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;
- принятие административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.
Выявление семей, в которых не обеспечивают должного воспитания или надлежащие условия жизни и развития подростков, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников.
Среди таких источников можно выделить:
- письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении членов той или иной семьи;
- административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей (доставленных и помещенных в медицинский вытрезвитель, задержанных за мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.);
- материалы медицинских учреждений в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, о заболевании хроническим алкоголизмом, наркоманией;
- материалы бракоразводных процессов в судах, данные паспортных столов, отделов ЗАГС, служб социальной защиты населения об одиноких матерях, вдовах и вдовцах, воспитывающих несовершеннолетних детей, испытывающих сильные материальные затруднения; данные служб занятости о семьях, где родители, имеющие детей, являются безработными.
Предупреждение неблагоприятного воздействия на подростка со стороны семьи должно носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи.
Исключительное значение имеет предупреждение отрицательного влияния на подростков со стороны родителей. Это прежде всего семьи, в которых родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с ними, вовлекают детей в преступную и антиобщественную деятельность, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни.
Очевидно, что подростки из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, которую и призваны обеспечивать органы внутренних дел во взаимодействии с органами опеки и попечительства, прокуратурой, судами и т.д.
Перейдем к следующему этапу профилактики преступности несовершеннолетних - непосредственной профилактике. Она необходима, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям, и он начал их совершать.
На данном этапе также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем существенно увеличивается воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости меры правового характера. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонаруши-телей со стороны органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.
Принципиальное значение имеет выбор двух целей государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. С одной стороны, это защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой
- защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая интегрированная конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет
Юридическая наука и правоохранительная практика концептуально решать многие проблемы криминологической и правовой практики.
Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних.
Назовем основные из них:
- социальная профилактика (меры, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности - быта, образования, труда, досуга);
- правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового воспитания);
- криминологическая профилактика (меры, направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности);
- виктимологическая профилактика (меры, направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижение риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды);
- уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствами уголовного права, процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого
- обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение.
Предупреждение преступности несовершеннолетних подразделяется на раннюю, непосредственную, профилактику предпреступного поведения, профилактику рецидива.
Ранняя профилактика рассчитана на тех, кто оказался в неблагоприятных условиях жизни, и направлена на устранение этих условий до того, как их отрицательное влияние скажется на поведении несовершеннолетних. Она проводится путем надзора и контроля органами внутренних дел за соблюдением законов, правоохранительной защитой и поддержкой несовершеннолетних из групп риска (сирот, бездомных, детей осужденных родителей).
Этап непосредственной профилактики рассчитан на тех, кто уже совершал правонарушения, но непреступного, административного характера (участие в драках,
мелких кражах). Здесь кроме мер, характерных для ранней профилактики, увеличивается воздействие на несовершеннолетнего в правовом и воспитательном планах.
Предпреступное поведение означает систематическое совершение правонарушений, характер и интенсивность которых показывают на вероятность совершения преступления в будущем, здесь несовершеннолетний стоит на грани преступления, и для профилактики, как правило, применяется постановка на учет и контроль в комиссии по делам несовершеннолетних.
Меры предупреждения рецидива включают наблюдение и контроль правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних, изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков и т.д.
Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду.
Основными элементами системы предупредительного воздействия являются: тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления; определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей; выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.
Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.
Для этого необходимо:
- выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;
- изучать личности этих подростков;
- определять и устранять источники отрицательного влияния на них;
- исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем, чтобы не допустить реализации преступных намерений;
- осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;
- периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие коррективы в работу.
Последним этапом является этап профилактики рецидива. Очень важно понять, как следует воздействовать на подростка, который вопреки всем мерам профилактики все же совершил преступление, следует ли применять к нему все меры наказания, или целесообразнее продолжать воспитательный процесс.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа проводится в основном по следующим направлениям:
- ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
- воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
- непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
- воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию [7, с. 79].
Подводя итог, следует отметить, что в процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию.
В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия (например, с органами опеки и попечительства).
Однако такое взаимодействие не всегда качественно и планомерно осуществляется на практике, поэтому следовало бы усилить контроль за такими совместными мероприятиями. Кроме того, видится возможным развитие специальной службы уголовного розыска по борьбе с преступностью несовершеннолетних.
В этом плане необходимо увеличение числа оперуполномоченных уголовного розыска для выделения такого подразделения органов внутренних дел, недопустимо совмещение данного направления с работой по другой линии.
По действующему законодательству координация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав в Республике Беларусь возложена в первую очередь на комиссии по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Они непосредственно призваны обеспечивать в организационноуправленческом отношении взаимодействие различных звеньев функционирующей профилактической системы.
Но в действительности они с большим трудом справляются с обязанностями по рассмотрению конкретных материалов о правонарушениях детей и подростков.
Такое положение имеет объективные причины. Объем деятельности комиссий по рассмотрению материалов о правонарушениях в несколько раз превышает нагрузку судебных органов. Подготовительное и исполнительное производство по этим материалам осуществляет один инспектор по делам несовершеннолетних, часто не освобожденный от иных обязанностей.
В связи с этим видится целесообразным пересмотреть кадровое обеспечение комиссий по делам несовершеннолетних с целью увеличения штата сотрудников для
Юридическая наука и правоохранительная практика реального, а также более качественного выполнения профессиональных обязанностей по профилактике преступности несовершеннолетних.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Мн.: Амалфея, 2005. 48 с.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: закон Республики Беларусь от З1 мая 200З г. № 200-З: с изм. и доп. от 21 июля 2008 г. // Эталон - Беларусь. URL: http:// www.pravo.by. (дата обращения: 5 июня 2012 г.).
3. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях [Электронный ресурс]: декрет Президента Республики Беларусь от 24 нояб. 2006 г. № 18: ред. от 27 июня
2011 г. // Эталон - Беларусь. URL: http:// www.pravo.by. (дата обращения: 5 июня
2012 г.).
4. Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47: с изм. и доп. от 25 июля 2011 г. № 117 // Эталон -Беларусь. URL: http://www.pravo.by. (дата обращения: 5 июня 2012 г.).
5. Об утверждении Положения о
порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних [Электронный ресурс]: постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 10 дек. 2003 г. № 1599: с изм. и доп. от 2 июня 2011 г. № 702 // Эталон - Беларусь. Ц^: http://www.pravo.by. (дата обращения: 5 июня 2012 г.).
6. Об организации деятельности
приемников-распределителей для несовершеннолетних органов внутренних дел [Электронный ресурс]: постановление
Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 6 дек. 2007 г. № 323: с изм. и доп. от от 30 июня 2009 г. № 210 // Эталон
- Беларусь. Ц^: http://www.pravo.by. (дата обращения: 5 июня 2012 г.).
7. Ананич В.А. Предупреждение рецидивной преступности: монография. Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь, 2008. 99 с.
з (2i) 20i