Научная статья на тему 'О некоторых особенностях предупреждения преступлений, связанных с проституцией'

О некоторых особенностях предупреждения преступлений, связанных с проституцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1874
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалагин А. Е.

В статье проведен криминологический анализ преступлений, связанных с проституцией, по уголовному законодательству России. Предложены организационные, профилактические и иные меры, направленные на минимизацию преступлений, предусмотренных ст.ст. 240-241 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях предупреждения преступлений, связанных с проституцией»

А.Е. Шалагин

кандидат юридических наук, доцент начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права КЮИ МВД России

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРОСТИТУЦИЕЙ

В статье проведен криминологический анализ преступлений, связанных с проституцией, по уголовному законодательству России. Предложены организационные, профилактические и иные меры, направленные на минимизацию преступлений, предусмотренных ст.ст. 240-241 УК РФ.

Проституция в том виде, в каком она сегодня существует, представляет собой реальную угрозу обществу и государству, поскольку содействует деградации национальной культуры, разрушению духовных и нравственных ценностей, напрямую взаимосвязана с

организованной и профессиональной преступностью. Самостоятельным

криминогенным аспектом проституции становится ее стремительное омоложение, активное рекрутирование в индустрию секс-бизнеса детей и сексуальная

несовершеннолетних в Проституция негативным воздействует на основы семьи,

подростков, эксплуатация порнографии. образом разрушая

этот социальный институт, влияет на условия культурной социализации, увеличивает число беспризорных и безнадзорных детей [1].

В различные эпохи в борьбе с проституцией применялись и

использовались разнообразные приемы и способы противодействия этому общественно неодобряемому поведению. Однако даже самые суровые наказания имели лишь временный эффект и кардинальным образом не могли повлиять на это явление. Из чего следует вывод, что уничтожить проституцию невозможно, но осуществлять за ней систематический контроль необходимо, при этом имея в арсенале достаточные и действенные меры государственного принуждения.

По мнению С.М. Иншакова, первым этапом воздействия на проституцию

должно стать искоренение детской проституции и сексуального рабства. Наряду с совершенствованием социальной политики, заботой о семье, главным направлением решения этой проблемы является противодействие организованной преступности,

специализирующейся на продаже «живого товара», содержании притонов разврата, производстве и реализации порнографической продукции.

Ко второму этапу он относит установление жесткого медицинского, полицейского, финансового и

социального контроля над проституцией, что создаст предпосылки для постепенного вытеснения этого

социально-негативного явления из общественной жизни [2].

Постепенный вывод страны из

создавшегося кризиса, забота о духовнонравственной сфере, рост благосостояния будут поэтапно уменьшать

экономическую и социальную подпитку этого общественно опасного порока. Запретительная и карающая политика в отношении пропаганды сексуальной распущенности, половых извращений,

порнографии - необходимое условие защиты нравственного здоровья нашего общества.

В.Ю. Качалов к мерам противодействия проституции относит: установление

оптимального механизма преследования лиц, эксплуатирующих данный порок общества; предусмотрение жестких запретительных мер в отношении

пропаганды проституции; ведение виктимологической профилактики в СМИ, учебных заведениях различного уровня (усиление мер культурновоспитательного и санитарно-

просветительного характера); поднятие общего уровня материальной

обеспеченности и т.д. [3]

Эффективность предупреждения

проституции зависит от четко налаженного взаимодействия

правоохранительных органов с другими государственными и общественными организациями. Важно, чтобы при организации такой деятельности соблюдался принцип, согласно которому каждый субъект действует в пределах своей компетенции методами, присущими характеру его деятельности, дополняя общий процесс профилактики данного социально-негативного явления. Так, участковый уполномоченный милиции, имея широкие связи с населением, выявляет на обслуживаемой территории лиц, занимающихся сводничеством, вовлечением в занятие проституцией, а также притоны, бордели и их содержателей [4]. Предупредительные функции в отношении проституции и противоправных деяний, сопряженных с ней, отчасти реализуют сотрудники ПДН, ГИБДД, ППС и др. Важная роль принадлежит подразделениям

криминальной милиции (особенно уголовного розыска), дознания и следствия, деятельность которых связана с предупреждением, выявлением,

документированием и расследованием уголовных дел.

В настоящий период назрела необходимость создания в структуре органов внутренних дел специального подразделения по предупреждению и пресечению преступлений и

административных правонарушений в сфере общественной нравственности. Определенные попытки предпринимались еще в начале 90-х годов ХХ столетия. Например, Приказ министра внутренних дел СССР № 192 от 18 июня 1991 г., на основе которого в Управлении профилактики Службы общественной

безопасности МВД СССР был создан отдел по проблемам предупреждения правонарушений в сфере общественной нравственности, просуществовавший до упразднения союзного министерства. В Москве, Санкт-Петербурге, Чите создавались специальные оперативные подразделения при уголовном розыске по предупреждению и пресечению

преступлений данной направленности (некоторые из них функционируют и сегодня). По нашему мнению, такая служба должна иметь возможность проводить оперативно-розыскные

мероприятия, направленные на

предупреждение, выявление,

документирование, пресечение и раскрытие преступлений против общественной

нравственности (ст. 240-245 УК РФ), а также иных смежных преступлений, например, заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ), торговля людьми (ст. 1271 УК РФ) и др.

Проституцию необходимо удерживать на определенном допустимом уровне, чтобы не дать ей проявиться в

нежелательном для многих качестве. В целях преодоления негативных

последствий проституции необходимо проводить раннюю профилактику отклоняющегося поведения в половой сфере. Активными субъектами

профилактических мероприятий должны выступать, прежде всего, семья и учебные заведения. К основным направлениям семейной профилактики относятся: восстановление роли семьи в формировании личности через

оздоровление морально-нравственного климата внутри нее; повышение уровня воспитания в семье; повышение уровня социальной защищенности материнства, отцовства, детства и т.д.

К числу социально-психологических и культурных мер предупреждения проституции на современном этапе необходимо отнести мероприятия по предупреждению половой деморализации и повышению сексуальной грамотности населения; поэтапную подготовку несовершеннолетних в семье,

дошкольных учреждениях, школах к будущей семейной жизни, к выполнению

ими социальных ролей мужа, жены, матери, отца; разъяснение подросткам и молодежи опасных последствий

проституции, введение в учебных заведениях (школах, техникумах,

колледжах, вузах) обязательного изучения курса «Половое воспитание и этика семейной жизни», с изданием специальной литературы (программ,

учебно-методических пособий, учебных фильмов и т.п.); пресечение пропаганды культа насилия, половой распущенности и рекламы проституции в СМИ (Интернете); создание системы выявления лиц, склонных к девиантному поведению, и проведения в отношении них ранней медико-педагогической коррекции [5]. Важнейшей задачей образовательных учреждений в профилактике проституции является осуществление

систематического процесса духовнонравственного воспитания

несовершеннолетних и молодежи, включающего трудовое, половое, правовое, идеологическое воспитание [6].

Рынок интимных услуг имеет все особенности нелегальных рынков, и одной из них является контроль со стороны криминальных структур. Проституция является неотъемлемым элементом организованной преступности, а также торговли людьми как вида транснациональной преступности.

Сегодня начинают выделять один из новых видов преступности -проституционную преступность.

Проституционная преступность - это сложное негативное социально-правовое и системное явление, возникновение которого обусловлено таким асоциальным поведением, как проституция,

представляющее собой многоэтапную, многоаспектную деятельность, в которой задействовано значительное число проституирующих лиц, в том числе организаторов, руководителей,

содержателей притонов, лиц,

содействующих проституции (водителей, охранников, администраторов гостиниц, работников саун, бань и проч.), потребителей таких услуг. Иными словами, проституционная преступность -

самостоятельный, имеющий ярко выраженную специфику вид преступности, представляющий собой совокупность (систему) преступлений, сопряженных с занятием проституцией, а равно обусловленных проституцией как

криминогенным фактором, оказывающим самостоятельное воздействие на

преступность в конкретный промежуток времени и на определенной территории [7].

Проституционная преступность

охватывает достаточно обширный круг уголовно наказуемых деяний, который можно классифицировать следующим образом:

1) Преступления, связанные с занятием

проституцией: вовлечение в занятие

проституцией (ст. 240 УК РФ), организация занятия проституцией (ст. 241 УК РФ), торговля людьми (ст. 1271 УК РФ).

2) Преступления, связанные со сферой нелегальных сексуальных услуг, заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ), заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 2421 УК РФ).

3) Общеуголовные преступления,

сопутствующие проституции и незаконному обороту сексуальных услуг. К таковым относятся преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье личности (ст.ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 121, 122 УК РФ), половую свободу или половую неприкосновенность (ст.ст. 131-135 УК РФ), интересы семьи и несовершеннолетних (ст.ст. 150, 151, 156 УК РФ), собственность (ст.ст. 158-163 УК РФ), экономическую деятельность (ст.ст. 174, 1741 УК РФ), общественную

безопасность (ст. 210 УК РФ), здоровье населения (ст.ст. 228, 2281, 229, 230, 232, 234 УК РФ) и др.

В системе специальных

(профилактических) мероприятий борьбы с преступлениями, связанными с проституцией, можно выделить меры

общей, групповой и индивидуальной профилактики. К первой группе относятся меры, связанные с предупреждением преступлений и административных правонарушений в отношении

неопределенного круга лиц. Изучение и анализ преступности в указанной сфере на федеральном, региональном и местном уровнях.

К числу других, не менее важных мероприятий, влияющих на

эффективность профилактики

проституционной преступности, по мнению ведущих криминологов, можно отнести: создание единой

автоматизированной информационной системы для обмена информацией между правоохранительными органами и иными государственными и негосударственными организациями; проведение

систематических рейдов совместными

усилиями криминальной милиции и милицией общественной безопасности с привлечением представителей

общественности; осуществление

подготовки и переподготовки кадров, специализирующихся на

предупреждении, выявлении и

расследовании преступлений против общественной нравственности.

При определении наиболее

приоритетных направлений в организации предупреждения проституционной

преступности очень важно разработать прогноз развития криминальной ситуации в стране и в ее регионах применительно к данному типу преступности.

В связи с этим целесообразно совершенствование федерального и

регионального законодательства о

предупреждении преступлений, которое четко закрепляло бы компетенцию

правоохранительных органов, перечень, основания и процедуру

профилактических мероприятий, санкции за неисполнение предписаний

(представлений) и др. [8]

Однако даже наличие изъянов законодательства не может являться основанием ослабления

предупредительной деятельности в

отношении рассматриваемых

преступлений. Немаловажно значение

разъяснительной работы с населением, направленной на пропаганду здорового образа жизни, отказа от асоциального (противоправного) поведения.

Способы такой деятельности

разнообразны, например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- регулярные встречи и беседы

специалистов (медиков, психологов,

юристов и др.) с населением,

осуществляющих разъяснительную

работу;

- специализированные теле- и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде проституции и других асоциальных проявлениях;

- проведение предупредительной работы на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах;

- распространение разнообразных

предметов агитационного характера (буклетов, листовок и т.п.),

пропагандирующих отказ от наркотиков, алкоголя, табака, аморальных форм поведения [9].

Исключительно важным направлением в деятельности по борьбе с

преступлениями, связанными с

проституцией, является групповая и индивидуальная профилактика. В этой связи особое значение приобретает оказание предупредительного

воздействия на неблагополучные семьи, группы, коллективы и т.д. Нельзя не отметить необходимость проведения профилактической работы в

образовательных учреждениях и на рабочих местах. К этим мерам также можно отнести систематическое обследование мест наиболее вероятного нахождения лиц, задействованных в сфере интим-досуга, проведение специальных профилактических рейдов, проверок, комплексных операций, направленных на пресечение

деятельности притонов, мест оказания платных сексуальных услуг.

Индивидуально профилактическая

работа должна проводиться как в отношении самих проституток, так и сутенеров, организаторов и содержателей

притонов, лиц, склоняющих к занятию проституцией и т.д. В ситуациях, когда у лица формируется замысел на совершение таких преступлений, он может найти свое выражение в том, что потенциальный преступник делится своими планами с друзьями; проявляет активную

заинтересованность возможными

способами совершения преступлений; изменяет свое поведение, привычный образ жизни, меняет круг общения.

Такие сигналы могут быть получены оперативными работниками органов внутренних дел в процессе обслуживания закрепленной территории, при

проведении целенаправленных

оперативно-розыскных мероприятий. Подобная информация может быть получена следователями и дознавателями в ходе расследования уголовных дел; участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних; иными

сотрудниками.

К профилактируемым лицам могут применяться следующие меры:

профилактические беседы, постановка лиц на профилактический учет, разъяснение норм уголовного,

административного, гражданского,

семейного, трудового законодательства и т.п. В целях усиления воздействия на лицо, с которым проводится беседа, по ее итогам необходимо составить протокол профилактической беседы, где отразить повод к ней, разъясненные нормы закона, результаты. Выяснив круг лиц, в чьи планы входило совершение преступлений, связанных с проституцией, с ними также следует провести аналогичные беседы [10].

Если все-таки преступление совершено, то дознаватель или следователь в процессе расследования уголовного дела должен выявить всех субъектов, способствовавших (содействовавших) его совершению. По делам, связанным с проституцией, к ним могут быть отнесены: главные редакторы газет или иные должностные лица СМИ, публикующие объявления о

предоставлении платных сексуальных услуг; провайдеры Интернет-сайтов,

содержащих аналогичную информацию; директора и администрация кафе, баров, ресторанов, гостиниц, где на возмездной основе представляются интим-услуги; начальники таксопарков, которые знали о том, что их работники систематически занимаются извозом проституток и их клиентов; председатели ЖЭУ (ЖСК), если в их доме функционировал притон, используемый для занятия проституцией, а также лица, в чьи обязанности входит учет и контроль количественного состава жильцов дома.

До внесения представления в адрес указанных лиц целесообразно лично побеседовать с ними. Разъяснить обязанность содействия

правоохранительным органам, указать масштабы и последствия преступности, связанной с проституцией, разъяснить нормы, предусматривающие

юридическую ответственность.

Направляемое представление должно быть составлено на основе выявленных обстоятельств, способствовавших

совершению преступления, содержать предписание конкретным лицам, которые могли бы повлиять на недопущение подобных фактов в будущем и

нейтрализацию негативных последствий.

Приоритетным направлением остается деятельность, связанная с ресоциализацией (адаптацией) лиц, привлеченных к

административной или уголовной ответственности. При этом важно, чтобы помощь заинтересованных органов и должностных лиц по реабилитации, трудоустройству, лечению такой категории лиц была оказана своевременно и на должном уровне.

Проституция тесно связана с такими асоциальными (негативными) явлениями, как наркомания и токсикомания, пьянство и алкоголизм, бродяжничество и

попрошайничество, суицидальное

поведение и половые отклонения (перверсии). В связи с чем необходимо расширять сеть приютов, временных убежищ, реабилитационных центров для лиц, склонных к употреблению наркотиков, одурманивающих веществ, алкоголя, подвергающихся насилию.

Особая роль в этом вопросе отводится субъектам федерации и органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям. К

сожалению, в стране по-прежнему недостаточно медицинских учреждений для лиц, страдающих этими социальными болезнями, а применяемые методы лечения далеки от совершенства. В связи с этим необходимо добиться соответствующего государственного финансирования, перехода на иной

качественный уровень лечения

наркоманов, токсикоманов, лиц, страдающих алкогольной зависимостью, с

последующей адаптацией их к нормальным условиям жизни.

В конечном счете, вся система профилактики должна быть направлена на формирование негативного отношения к аморальному, асоциальному,

противоправному поведению и выработку у населения потребности в здоровом и законопослушном образе жизни. Позитивные изменения общественного сознания могут произойти лишь при условии создания постоянно

действующей системы мероприятий информационного, просветительного, идеологического, морально-этического, обучающего и воспитательного характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Алихаджиева И.С. Преступления, сопряженные с проституцией: проблемы

толкования законодательных конструкций, квалификации и эффективного противодействия: монография. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 28.

2. См.: Иншаков С.М. Криминология: учебник. М.: Юриспруденция, 2000. С. 333.

3. См.: Качалов В.Ю. Криминологическая характеристика правонарушений в сфере общественной нравственности, связанных с проституцией: лекция. Казань: КЮИ МВД РФ, 2004. С. 12.

4. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 391.

5. См.: Шпаков А.Е. Проституция как объект криминологического исследования: автореф. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, РЮИ МВД РФ, 2003. С. 10-11.

6. См.: Федик Е.Н. Ответственность за действия, связанные с проституцией: уголовноправовой и криминологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 26.

7. См.: Алихаджиева И.С. Указ. раб. С. 13-14.

8. См.: Махтаев М.Ш. Проблемы криминалистического обеспечения предупреждения преступлений: автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2001. С. 20-21.

9. См.: Криминология: учебник / под ред. В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2004. С. 449-450.

10. Шибанова Е.В. Выявление и расследование преступлений, связанных с проституцией. М.: Юрлитинформ, 2007. С. 57-58.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.