Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение деятельности руководителя дошкольной образовательной организации'

Нормативно-правовое обеспечение деятельности руководителя дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
964
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководитель / образование / назначение на должность / head of the kindergarden / educational / appointment to the post.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дрыганова Людмила Витальевна

В статье рассматривается вопрос правового статуса руководителя дошкольной образовательной организации. Изучен порядок назначения на должность руководителя дошкольной образовательной организации. Исследованы законодательные требования к уровню образования и профессиональной компетенции руководителя дошкольной образовательной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дрыганова Людмила Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVELY-LEGAL SUPPORT OF HEAD ACTIVITIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with the question of the legal status of the Head of the preschool educational organization. Here the procedure for appointment to the post of preschool education institution Head is studied. Also legislative requirements for the level of education and professional competence of the Head of the preschool educational organization are researched

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение деятельности руководителя дошкольной образовательной организации»

УДК 372.3/.4+373.2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Дрыганова Людмила Витальевна.

г. Екатеринбург, филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 306 «Детство», заведующий, [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается вопрос правового статуса руководителя дошкольной образовательной организации. Изучен порядок назначения на должность руководителя дошкольной образовательной организации. Исследованы законодательные требования к уровню образования и профессиональной компетенции руководителя дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: руководитель, образование, назначение на должность.

NORMATIVELY-LEGAL SUPPORT OF HEAD ACTIVITIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Dryganova Lygmila.

Yekaterinburg, Municipal budgetary pre-school educational institution of kindergarten № 306 "Childhood", Head of the kindergarten, [email protected].

Abstract. The article deals with the question of the legal status of the Head of the preschool educational organization. Here the procedure for appointment to the post of preschool education institution Head is studied. Also legislative requirements for the level of education and professional competence of the Head of the preschool educational organization are researched.

Key words: head of the kindergarden, educational, appointment to the

post.

Важнейшими субъектами, отвечающими за эффективную организацию образовательного и воспитательного процесса и функционирование дошкольных образовательных организаций, являются их руководители.

Руководитель дошкольной образовательной организации - это центральная фигура в процессе организации образовательного процесса на уровне конкретной ДОО.

Осуществляя управленческую деятельность, руководитель дошкольной образовательной организации должен стремиться создавать

для воспитанников и педагогов благоприятные условия для их самореализации и раскрытия внутреннего потенциала, стимулировать творческую активность, формировать эффективно работающую команду воспитателей и педагогов, способных реализовывать все требования современных федеральных государственных образовательных стандартов.

В его задачи также входит развитие самоуправления в дошкольной образовательной организации, организация общественного контроля за его деятельностью, грамотное планирование деятельности дошкольной образовательной организации, в том числе её финансирование на основе бюджетных и внебюджетных источников.

Руководитель дошкольной образовательной организации должен уметь выстраивать эффективные отношения с другими организациями, социальными учреждениями, органами власти и управления. В его функции входит также развитие имиджа дошкольной образовательной организации и поддержание её высокого социального статуса, а также внедрение инновационных технологий, как в воспитательно-образовательный, так и в управленческий процесс.

Для качественного выполнения своих должностных обязанностей и реализации всех возложенных на него функций деятельность руководителя дошкольной образовательной организации требует эффективной нормативно-правовой регуляции.

Следует отметить, что руководитель дошкольной образовательной организации, как и любой гражданин, имеет юридически закреплённое положение в обществе, то есть обладает правовым статусом.

Как следует из ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [9], правовой статус руководителя дошкольной образовательной организации - это совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности руководителя образовательной организации, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Номенклатуре должностей педагогических работников организаций [5], осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, руководитель дошкольной образовательной организации непосредственно не относится к категории должностей педагогических работников и считается лицом, занимающим административно-управленческую должность.

Правовой статус руководителя определяет его особое положение в дошкольной образовательной организации, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления работой образовательного учреждения. Права и обязанности руководителя дошкольной образовательной организации, его компетенции в области управления, в сфере руководства педагогическим коллективом,

составляющие существо статуса руководителя дошкольной образовательной организации, определяются законодательством Российской Федерации, уставом образовательного учреждения и иными правовыми актами.

Приоритетная роль в регулировании правового статуса руководителя дошкольной образовательной организации в настоящее время отводится Трудовому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 29 декабря 2012 года [8] № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [9]. При этом ТК РФ устанавливает общие правовые рамки функционирования руководителей организаций различных сфер экономики, а закон «Об образовании в РФ» - специальные требования и правила к руководителям образовательных организаций и порядку осуществления ими своей профессиональной деятельности.

В соответствии со ст. 273 ТК РФ руководителем организации может выступать физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство данной организацией, в том числе выполняет функции её единоличного исполнительного органа.

Прежде всего необходимо отметить, что для руководителей дошкольных образовательных организаций законом определён особый перечень способов назначения на должность и наделения должностными полномочиями.

В первую очередь, предусмотрена возможность избрания руководителя дошкольной образовательной организации путём проведения общего собрания или конференции работников (ч.1 ст. 273 закона «Об образовании в РФ»). В этом случае избранная кандидатура руководителя дошкольной образовательной организации должна в дальнейшем быть утверждена учредителем образовательной организации. Такая двухступенчатая модель позволяет избежать назначения на должность руководителя дошкольной образовательной организации «случайных» людей, с одной стороны, и людей, кандидатура которых устраивает сугубо учредителя, - с другой. Как отмечает С. Чернов, «при двухступенчатой системе отбора в должности руководителя может быть утвержден только кандидат, назначение которого одобряют и учредитель, и коллегиальные органы управления образовательной организации» [10].

Порядок избрания руководителя дошкольной образовательной организации на общем собрании или конференции работников должен быть закреплён в уставе организации, где, в частности, должен быть прописан порядок выдвижения кандидатов на должность руководителя, порядок созыва общего собрания или конференции, состав участников

собрания или конференции, порядок голосования за кандидатуры и подведения итогов. Порядок утверждения кандидатуры, избранной собранием или конференцией работников руководителя образовательной организации, также должен быть закреплён в уставе организации.

Второй более традиционный способ вступления руководителя дошкольной образовательной организации в должность - через процедуру его назначения учредителем образовательной организации. Подбор и назначение руководителя относится к кругу функций учредителя образовательного учреждения, если в уставе образовательного учреждения не был определен иной порядок назначения руководителя.

В соответствии с ч. 5 ст. 51 закона «Об образовании в РФ» должностные обязанности руководителя дошкольной образовательной организации не могут исполняться по совместительству. Поэтому в момент назначения на должность кандидат на должность руководителя дошкольной образовательной организации не должен находиться в трудовых отношениях с иными работодателями.

Федеральным законодательством России, в частности, законом «Об образовании в РФ», регламентируется не только порядок назначения руководителя дошкольной образовательной организации на должность, но и круг требований к лицам, которые эту должность занимают.

Согласно ч. 2 ст. 51 закона «Об образовании в РФ», лица, занимающие должность руководителя дошкольной образовательной организации, должны отвечать целому ряду требований, несоответствие которым влечет за собой несоответствие занимаемой должности и расторжение трудового договора с руководителем образовательной организации. К числу основных требований, которым должен отвечать руководитель дошкольной образовательной организации, отнесены:

- наличие высшего образования;

- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций;

- соответствие профессиональным стандартам.

Для выявления соответствия лиц, претендующих на должность руководителя дошкольной образовательной организации или занимающих данную должность указанным в законе требованиям в законе «Об образовании в РФ» предусмотрено проведение обязательной аттестации руководителей государственных или муниципальных образовательных организаций (ч. 4 ст. 51).

Порядок и сроки проведения аттестации руководителя дошкольной образовательной организации регламентируются учредителями данной организации, что следует из норм Постановления Правительства РФ от 13 июня 2014 года № 544 [4] и Приказа Минобрнауки России от 16 марта 2015 года № 240 «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной

организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» [7].

Федеральное законодательство РФ, в частности, ч. 3 ст. 51 закона «Об образовании РФ» также устанавливает не только правовые возможности, но и правовые запреты на занятие должности руководителя дошкольной образовательной организации. Эти запреты едины с запретами, установленным для лиц, не допускаемых к осуществлению педагогической деятельности по основаниям, и раскрыты в ст. 331 ТК РФ. Следовательно, должности руководителей дошкольных образовательных организаций не имеют права занимать:

- лица, лишённые права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 51 закона «Об образовании в РФ»;

- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абз. 3 ст. 51 закона «Об образовании в РФ»;

- лица, которые признаны недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

- лица, которые имеют заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Такие правовые запреты установлены, прежде всего, в целях защиты прав и интересов детей, обеспечения их социальной, психологической и физической безопасности.

Следует отметить, что на руководителей образовательных учреждений возлагаются не только обязанности. Нормами ч. 7 ст. 51 закона «Об образовании в РФ» руководители образовательных организаций наделены целым рядом прав и социальных гарантий, а также обеспечены мерами социальной поддержки. Основные перечни этих мер, предусмотренными для педагогических работников и распространяющихся на руководителей образовательных организаций,

предусмотрены п. 3 и 5 ч. 5 и ч. 8 ст. 47 закона «Об образовании в РФ» и в других правовых актах.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что нормативно-правовое регулирование деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций является многоуровневым и комплексным. Необходимость такого комплексного регулирования вытекает из специфики и объективной сложности профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений и большого объема ответственности, лежащего на них как на организаторах образовательного и воспитательного процесса.

Библиографический список:

1. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. // Сборник международных договоров СССР. М., 1993. Вып. XLVI.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст.4398.

3. Мустафаева А.Э. Категория правового статуса (правового положения) и трудовой правосубъектности в науке трудового права // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - №4. - С. 194-197.

4. Постановление Правительства РФ от 13.06.2014 № 544 «Об утверждении Правил проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации высшего образования, функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении которой осуществляет Правительство Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. №25, ст. 3313.

5. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // Собрание законодательства РФ. 2013. №33, ст. 4381.

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

7. Приказ Минобрнауки России от 16 марта 2015 года №240 «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/71010818. -(дата обращения: 14.07.2017).

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. - 2001. - № 256.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. -№ 303.

10. Чернов С. Руководитель образовательной организации: правовые нормы его работы [Электронный ресурс]. - URL: www.menobr.ru/article/52360-qqe-14-m05-rukovoditel-obrazovatelnoy-organizatsii-pravovye-normy-ego-raboty. - (дата обращения: 10.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.