Научная статья на тему 'Введение профессионального стандарта «Педагог» как механизма повышения качества образовательной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в соответствии с фгос до'

Введение профессионального стандарта «Педагог» как механизма повышения качества образовательной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в соответствии с фгос до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1258
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARDS / QUALIFYING CHARACTERISTICS / LABOR ACTIONS / JURISDICTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реброва В. И.

В статье рассматривается актуальность введения профессионального стандарта «Педагог» с целью приведения в соответствие перечня трудовых действий по должности «воспитатель» дошкольного образования для соблюдения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к компетенциям педагогических работников, необходимым для качественной реализации образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реброва В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the relevance of the introduction of the professional standard «Teacher» to conform the list of employment actions in the post «teacher» of preschool education to meet the requirements of the Federal state educational standard of preschool education to the competences of teachers needed for quality implementation of educational programs.

Текст научной работы на тему «Введение профессионального стандарта «Педагог» как механизма повышения качества образовательной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в соответствии с фгос до»

УДК 349.225:373.136

В. И. Реброва

Введение профессионального стандарта «Педагог» как механизма повышения качества образовательной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассматривается актуальность введения профессионального стандарта «Педагог» с целью приведения в соответствие перечня трудовых действий по должности «воспитатель» дошкольного образования для соблюдения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к компетенциям педагогических работников, необходимым для качественной реализации образовательных программ.

The article discusses the relevance of the introduction of the professional standard «Teacher» to conform the list of employment actions in the post «teacher» of preschool education to meet the requirements of the Federal state educational standard of preschool education to the competences of teachers needed for quality implementation of educational programs.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, профессиональный стандарт, квалификационные характеристики, трудовые действия, компетенции.

Key words: federal state educational standard of preschool education, professional standards, qualifying characteristics, labor actions, jurisdiction.

Актуальность введения профессионального стандарта «Педагог» обусловлена несоответствием действующих тарифно-квалификационных характеристик по должности «воспитатель» современным требованиям, в частности требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с 1 января 2014 г. (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [3].

© Реброва В. И., 2017

Разработчики ФГОС ДО главным условием перехода на стандарт называют кадровые изменения. Ведь именно от личностного потенциала и профессиональной компетентности педагога, непосредственно взаимодействующего с детьми, зависит, будут ли реализованы идеология стандарта и обновленное содержание программ [7].

В настоящее время основным действующим документом в области регулирования функциональных обязанностей работников системы образования являются «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [4]. Данный документ содержит свод должностных инструкций по различным должностям и специальностям, в том числе и для работников дошкольных образовательных учреждений, в частности по должности «воспитатель».

Должностные инструкции предназначены как для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, так и для определения функциональных обязанностей конкретного работника, содержат перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации труда и управления, а также их прав, ответственности и компетентности.

Квалификационные характеристики, представленные в данном документе, являются примерными и применяются в качестве нормативных документов и/или служат основой для разработки должностных инструкций в каждом отдельном дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ).

Любая квалификационная характеристика (должностная инструкция) каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе «Должен знать» включены основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена учебных занятий для обучающихся, воспитанников, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников и расширение круга их обязанностей.

В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Подробно рассмотрев квалификационную характеристику по должности «воспитатель», очевидно ее несоответствие реальным функциональным обязанностям воспитателей дошкольных образовательных организаций (ДОО) и современным требованиям. В частности, отметим следующие основные направления деятельности воспитателя в соответствии с данной квалификационной характеристикой:

1) воспитание детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях;

2) создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников;

3) организация подготовки домашних заданий;

4) помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, обеспечение уровня их подготовки;

5) тесный контакт с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников;

6) разработка плана (программы) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников; совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведение активной пропаганды здорового образа жизни и т. д. [4].

Обобщая, можно сделать несколько основных выводов:

- данная квалификационная характеристика по должности «воспитатель» является общей для воспитателей, работающих как в школах, так и в детских садах и других учреждениях, поэтому и перечень должностных обязанностей достаточно широк, не все из них подходят для воспитателя детского сада;

- основным несоответствием данных квалификационных характеристик является то, что воспитатель в качестве основной функции осуществляет «деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях..», а сегодня одной из основных функций воспитателя (и других работников ДОО) является «реализация образовательной программы». Этой функции в существующей тарифно-квалификационной характеристики нет, а современный воспитатель занимается именно образованием детей, как единым целенаправленным процессом воспитания и обучения (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ) [1];

- и еще одно несоответствие: данные квалификационные характеристики не отражают специфику требований ФГОС ДО.

В соответствии с пунктом 3.4.2. ФГОС ДО «Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта» [3].

Пункт 3.2.5. ФГОС ДО прописывает следующие основные компетенции:

1) обеспечение эмоционального благополучия: через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей: через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность [3].

Сопоставляя компетенции, указанные в ФГОС ДО, и должностные обязанности в действующих квалификационных характеристиках по должности «воспитатель», можно установить их явное несоответствие.

Таким образом, действующие квалификационные характеристики по должности «воспитатель» не отражают требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО). Необходимы уточненные и приближенные к специфике деятельности воспитателя детского сада должностные обязанности и трудовые действия, в связи с чем и был разработан профессиональный стандарт «Педагог».

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н утверждён профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [2].

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ) [6].

Профессиональные стандарты применяются:

- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Профессиональный стандарт «Педагог» (учитель, воспитатель) - это документ, следующий за федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), определяющий спектр трудовых действий и компетенций, необходимых для реализации требований ФГОС.

Нужно отметить, что существуют два почти идентичных документа. Первый - профессиональный стандарт педагога, утвержденный Министерством труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544-н. В нем сухим нормативным языком перечисляются трудовые функции педагога (учителя и воспитателя). Такая форма является универсальной для всех профессий. На основе этого документа составляются должностные инструкции, трудовые договоры, эффективные контракты [7].

Наряду с этим документом существует и второй текст, более понятный для педагога - развернутая концепция и содержание профессионального стандарта педагога, созданные в логике структуры его профессиональной деятельности с учетом новых задач, которые стоят сегодня перед образованием.

И чтобы уловить смысл и перспективы предстоящих изменений, нужно изучить именно этот документ [7].

И здесь необходимо уточнить, что:

1) профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н - это нормативно-правовой акт, служащий основой для формирования кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления [2];

2) концепция и содержание профессионального стандарта «Педагог» -это проект, разработанный Министерством образования и науки, как приложение к официальному тексту профессионального стандарта «Педагог» и необходим для понимания актуальности, идеологии и содержания данного документа [5].

Попытаемся разобраться в многостраничных таблицах, составляющих содержательную часть профессионального стандарта «Педагог» (утв. Приказ Минтруда от 18.10.2013 №544-н).

Первый раздел профессионального стандарта педагога «Общие сведения» содержит информацию о видах профессиональной деятельности, о группе занятий. Для должности «воспитатель ДОО» вид профессиональной деятельности - дошкольное образование, а группа занятий - персонал дошкольного воспитания и образования.

Второй раздел содержит описание обобщенных трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт. Для должности «воспитатель» обобщенной трудовой функцией является: «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ», а именно «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

Необходимо обратить внимание на графу «Уровень (подуровень) квалификации», там стоит «5» - пятый уровень квалификации.

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Описание уровней квалификации приведено в разделе II приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013

172

№ 148н и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

В третьем разделе профстандарта педагога представлены «Характеристики обобщенных трудовых функций». Для воспитателей ДОО - это разделы: 3.2. «Обобщенная трудовая функция» и 3.2.1. «Трудовая функция».

В данных разделах профстандарт устанавливает требования к образованию: «Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Требования к опыту практической работы в профессиональном стандарте не предъявляются.

Далее в разделе 3.2 прописаны особые условия допуска к работе. К педагогической деятельности не допускаются лица:

• лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

• имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

• признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

• имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

В разделе 3.2.1 профессионального стандарта «Педагог» прописаны основные характеристики трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования», касаемые непосредственно воспитателей, работающих по программам дошкольного образования. Данные характеристики представляют три раздела: «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания». Представлены и конкретизированы с учетом требований ФГОС ДО, а именно пункта 3.2.5, тринадцать трудовых действий, которыми должен владеть и использовать в своей деятельности воспитатель, такие как:

- участие в разработке основной общеобразовательной программы;

- планирование и реализация образовательной работы в группе;

- организация и проведение педагогического мониторинга;

- создание позитивного психологического климата в группе для детей разных национально-культурных, религиозных общностей и социальных сло-ёв, с различными возможностями здоровья;

- активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности;

- организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей и др.

Таким образом, планируется привести в полное соответствие те профессиональные компетенции, которые предъявляет к педагогам дошкольных образовательных организаций ФГОС ДО, и перечень трудовых действий, которыми будут владеть воспитатели ДОО с введением профессионального стандарта «Педагог».

Вместе с тем необходимо отметить, что перечень трудовых действий определяет руководитель образовательной организации в соответствии с профессиональными задачами организации. Так, руководитель из числа трудовых действий может выбрать только те, которые поручит конкретному воспитателю. И таким образом, в трудовой договор и должностную инструкцию будут внесены только выбранные из профессионального стандарта трудовые действия.

Например, трудовое действие «Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» совершенно не обязательно вменять всем воспитателям, работающим в ДОО. Есть педагоги, которые с этим успешно справятся, им и нужно вменить это в обязанность.

Или еще пример: для воспитателей, постоянно работающих в группах раннего возраста, нецелесообразно вменять в обязанность выполнение трудового действия «Формирование психологической готовности к школьному обучению». Это необходимо выполнять в более старших возрастных группах.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендует применять профессиональные стандарты в части определения трудовой функции и должностных обязанностей работника следующим образом:

- работодатель может взять описание трудовой функций за основу;

- работодатель при определении должностных обязанностей работника может включать в них трудовые функции и трудовые действия из других обобщенных трудовых функций одного профессионального стандарта или трудовых функций из других профессиональных стандартов;

174

- работодатель при определении должностных обязанностей работника может распределять трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, предусмотренных профессиональным стандартом, между несколькими должностями, самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой работником работы.

Безусловно, данный профессиональный стандарт педагога вызывает множество вопросов, но приведем несколько выдержек из Концепции профессионального стандарта педагога:

«Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу педагога, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени» [5].

«Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию» [5].

В Концепции профессионального стандарта педагога также говорится: «...от педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации» [5].

Однако нельзя исключать из процесса обучения педагогов такие формы, как самообразование, поиск и апробация различных новых форм и социальных практик.

Таким образом, приводя в соответствие требования ФГОС ДО в части владения педагогическими работниками основными компетенциями, необходимыми для качественной реализации образовательной программы дошкольного образования, и перечень трудовых действий, знаний и умений, включенных в профессиональный стандарт «Педагог», мы повышаем уровень профессионализма педагогов и качество образовательной деятельности.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012. -№ 273-ФЗ.

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, среднего общего образова-

ния) (воспитатель, учитель)»: приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 18.10.2013. -№ 544н.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. - № 1155.

4. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»): приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 26.08.2010. - № 761н.

5. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание): [Электронный ресурс]: - URL: http://www.минобрнауки.рф/документы/3071.

6. Трудовой Кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).

7. Ямбург Е.А. Профессиональный стандарт педагога: что должен уметь учитель XXI века / Е.А. Ямбург // Вестн. образования. - 2014. - № 19. - С. 4-8.

УДК 349.22:351.83

Р. В. Северцев

Правовые проблемы защиты работника от дискриминации при оценке деловых качеств

В статье описываются основные трудности, связанные с определением содержания и оценкой деловых качеств работника. Они крайне многогранны и потому не могут быть полностью отражены в одном определении. Отсутствие детальной регламентации для каждого конкретного случая и процедур оценки порождает множество проблем, связанных с правоприменительной деятельностью и толкованием пределов правовых норм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения обозначенных вопросов законодателем предпринимается попытка по внедрению целой системы, которая могла бы подробно описывать и оперативно изменять требования по каждой специальности, определять и контролировать не только процедуры оценки указанных квалификаций, но и содержание образовательных программ. В данной статье проводится анализ данной концепции с точки зрения ее способности решить указанные проблемы, связанные с оценкой деловых качеств.

This article describes the main difficulties associated with the content and evaluation of the employee's business qualities. They are extremely multifaceted and therefore can not be fully reflected in one definition. The lack of detailed regulation for each specific case and evaluation procedures raises many problems related to law enforcement and the interpretation of the limits of legal norms.

To address these problems, the legislator is trying to implement a whole system that could not only describe in detail and promptly change the requirements for each specialty, but could also determine and monitor the evaluation procedure for these qualifications, as well as the content of educational programs. In this study, this concept is evaluated in terms of its ability to solve these problems associated with the evaluation of business qualities.

Ключевые слова: дискриминация, деловые качества, требования к квалификации, профессиональные стандарты, система национальной квалификации, компетенция.

Key words: discrimination, business qualities, qualification requirements, professional standards, national qualification system, competence.

Согласно ст. 56 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовой договор предполагает, с одной стороны, обязанность работода-

© Северцев Р. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.