УДК 340.132:373.2
В. И. Реброва
Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в современных условиях
В статье рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность в дошкольной образовательной организации.
In article the main normative legal acts regulating educational activity in the preschool educational organization are considered.
Ключевые слова: нормативно-правовой акт, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная деятельность, профессиональный стандарт педагога, санитарно-эпидемиологические требования.
Key words: normative legal act, federal state educational standard of preschool education, educational activity, professional standard of the teacher, sanitary and epidemiologic requirements.
Создание образовательного пространства в дошкольной образовательной организации (ДОО) во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.
Нормативно-правовой акт - закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Положения нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений. В Российской Федерации и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права.
Актуальная проблема «незнания» документов и неумения их применять выявляется в собеседовании с педагогами и старшими воспитателями дошкольных образовательных организаций, которые зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми, как то: на
© Реброва В. И., 2016
какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие - рекомендательными и т. д.
Следует отметить, что существует немало нормативных актов, регулирующих процесс воспитания и обучения. И основным («профильным») из них является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Данный Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования [7].
Рассмотрим некоторые основные положения Закона, непосредственно регулирующие дошкольное образование. Новшеств в законе немало. Прежде всего меняется сама система образования. Впервые за всю российскую историю дошкольное образование отнесено к уровню общего образования. Таким образом, в современную систему образования законодатель «встроил» дошкольное образование. В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. Заканчивается же образование вузом (существовала возможность послевузовского образования). В итоге получается такая «цепочка»: дошкольное образование - общее - среднее профессиональное -высшее [7].
В соответствии с Законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням. К уровню общего образования относятся:
• дошкольное образование;
• начальное общее образование;
• основное общее образование;
• среднее общее образование.
Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Для дошкольных организаций разработан и введён в действие с 1 января 2014 г. федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Статья 11 п. 3 Закона гласит: «...федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:
1) к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
50
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ» [7].
Вместе с тем в Законе (ст. 64) есть чёткие позиции о том, что промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных организациях не будет.
В новом законе четко определены социальные гарантии педагогам и говорится о том, что затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на оплату труда педагогов, с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что обозначает среднюю величину заработной платы педагогических работников не меньше средней зарплаты по экономике региона [7].
Другой документ, регламентирующий деятельность ДОО - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 [4], регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Как должно быть организовано дошкольное образование?
Согласно данному документу дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таковых (например, в форме семейного образования). Его содержание определяется образовательной программой дошкольного образования. Названная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом [4].
Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.
Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах (групповая форма). Последние могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
51
Кроме того, могут быть организованы (без реализации образовательной программы дошкольного образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет), а также по присмотру и уходу для лиц в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Также могут быть созданы семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.
ДОО самостоятельно определяет режим ее работы по 5-дневной или 6-дневной рабочей неделе. Группы могут функционировать в режиме полного (12 ч), сокращенного (8-10,5 ч), продленного (13-14 ч) дня, а также кратковременного (от 3 до 5 ч в день) и круглосуточного пребывания. По запросам законных представителей обучающихся (воспитанников) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Кроме того, приведены особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2011), признано утратившим силу.
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 г. Закона разработан и введён в действие с 1 января 2014 г. федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [1].
Новый ФГОС ДО это и новая идеология дошкольного воспитания, основанная не на получении знаний и навыков, а на процессе позитивной социализации, личностного развития каждого ребёнка, развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Итак, стандарт - это совокупность обязательный требований к дошкольному образованию. Основные принципы дошкольного образования, устанавливаемые ФГОС ДО [1]:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество с семьёй;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт включает следующие требования: к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, к условиям ее реализации, к результатам освоения, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Содержание программы должно охватывать следующие образовательные области (обратите внимание, их стало пять):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Требования к условиям реализации Программы в новом ФГОС ДО содержат пять групп требований: к психолого-педагогическим условиям, развивающей предметно-пространственной среде, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования [1].
Требования к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В стандарте к целевым ориентирам дошкольного образования отнесены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка в раннем возрасте и на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014 № 1115н) утверждён профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [2].
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Стандарт устанавливает требования к образованию: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требований к опыту практической работы не предъявляется [2]. Прописаны особые условия допуска к работе. Так, к педагогической деятельности не допускаются лица[2]:
• лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
• имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
• признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
• имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлены следующие характеристики трудовых функции воспитателя:
1) трудовые действия:
• участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
• участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
• планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
• организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;
• участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
• реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
• развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
• формирование психологической готовности к школьному обучению;
• создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
• организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
• организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
• активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
• организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
2) необходим ые умения:
• организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства;
• применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
• использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
• владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
• выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
• владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
3) необходимые знания:
• специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
• основные психологические подходы: культурно-исторический, дея-тельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
• общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
• особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
• основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
• современные тенденции развития дошкольного образования.
В стандарте отмечена необходимость соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики [2].
Следующий документ, играющий немаловажную роль в организации деятельности ДОО, - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26) [6].
Данные санитарные правила устанавливают следующие санитарно-эпидемиологические требования:
- к условиям размещения дошкольных образовательных организаций;
- оборудованию и содержанию территории;
- помещениям, их оборудованию и содержанию;
- естественному и искусственному освещению помещений;
- отоплению и вентиляции;
- водоснабжению и канализации;
- организации питания;
- приему детей в дошкольные образовательные организации;
- организации режима дня;
- организации физического воспитания;
- личной гигиене персонала.
Остановимся более подробно на правилах организации образовательного процесса, которые подробно прописаны в гл. 11 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса».
При планировании и составлении расписания непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать следующее:
- общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю;
- продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;
- распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину).
Так, п. 11.5. устанавливает, что «... рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать» (СанПиН 2.4.1.3049-13) [6].
В свою очередь в соответствии с п. 11.6. рекомендуется «.организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой» (СанПиН 2.4.1.3049-13) [6].
Также, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13)[6]:
Пункт 11.9. «...для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки».
Пункт 11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
Пункт 11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Пункт 11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Пункт 11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.
Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п. 11.8 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов [6].
Все эти и другие положения новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, касающиеся организации непосредственно образовательной деятельности, должны учитываться при составлении как расписаний образовательной деятельности, так и режима дня каждой возрастной группы.
Таким образом, в современном ДОО образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности, он растянут в режиме всего дня. Именно поэтому «режим дня» является одним из основных документов, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников. В режимах должно найти отражение «проживание» детьми разнообразных
58
тем в разных видах детской деятельности, поэтому режимов должно быть много на разные случаи (например, плохой погоды, тематического дня и др.).
В данном кратком обзоре представлены основные нормативные документы федерального уровня, регламентирующие организацию образовательной деятельности в ДОО. Данные документы являются основой для разработки нормативных актов «учрежденческого уровня», таких как основная образовательная программа, локальные нормативные акты по организации и планированию образовательного процесса. «Правовое поле» деятельности ДОО - это основа для реализации образовательных задач каждым ДОО и каждым педагогом, которая гарантирует предоставление качественных услуг дошкольного образования каждому ребенку.
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. - № 1155.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 18.10.2013. -№ 544н.
3. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание): [Электронный ресурс]: http://www.минобрнауки.рф/документы/3071.
4. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки РФ от 30.08.2013. - № 1014.
5. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»): приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 26.08.2010. - № 761н.
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 15.05.2013. - № 26.
7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012. -№ 273-ФЗ.