Л. В. Цэруш
Модель внутренней системы оценки качества предоставления платных дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации
Цэруш Лариса Викторовна - заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка -детский сад «Крепыш», лауреат конкурса «ИКТ в дошкольном образовании -2013» (г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия)
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения и рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Автор рассматривает проблему внутренней системы оценки качества предоставляемых платных образовательных услуг. Особая роль в этом процессе возлагается на руководителя дошкольной образовательной организации. В деятельности руководителя дошкольного учреждения все управленческие функции являются важными, исключение одной из них или некачественное исполнение приведет к сбою во всем управлении. Целью внутренней системы оценки качества предоставляемых платных образовательных услуг является обеспечение права заказчика и воспитанника на получение платных образовательных услуг надлежащего качества. Автор подробно останавливается на задачах внутренней системы оценки качества оказания платных образовательных услуг, рассказывает о формах, методах, видах процедуры оценки качества, принятых в дошкольной образовательной организации, приводит пример оформления документов, в которых отражаются результаты оценки качества дополнительных услуг.
Ключевые слова: дополнительное образование, предоставление платных образовательных услуг, внутренняя система оценки качества дополнительных платных услуг.
Internal Quality Assessment System Model of Granting Additional Paid Educational Services in Preschool Educational Institutions
Larisa V. Tserush, Head of the Municipal Preschool Educational Center "Center for Child Development -Kindergarten Lusty Child" (Noyabrsk, Russia)
Additional instruction of preschool age children is a highly relevant direction in preschool institution development and is regarded as a most important element of the educational space. The author considers the issue of organizing internal quality assessment system of the services provided. A special role in this process is to be played by the head of a preschool educational organization. In his/her work all of the head's managerial functions are equally important, excluding or poorly executing one of them is bound to have a domino effect on running the whole organization. The purpose of internal quality assessment system of paid educational services provided is to ensure the rights of customer and child to receive such services at an appropriate level. The author dwells on internal quality assessment system of granting additional paid educational services as she speaks about forms, methods, types of quality assessment procedures adopted in a preschool educational institution, citing an example of how to draw up documents to register the quality assessment of additional services.
Keywords: additional education, provision of paid educational services, internal quality assessment system of additional paid services.
В образовании, в том числе и в дошкольном, происходят значительные изменения. Сегодня остро стоит вопрос обеспечения качества, а значит, повышения ответственности каждого руководителя и педагога за исполнение стоящих перед ним задач, возложенных на него должностных обязанностей. Возникает необходимость изменения управления дошкольным учреждением, для которого, как отмечает Л.М. Денякина, актуальным должно стать «...разделение ответственности, создание таких условий для деятельности педагога, обеспечение такого уровня мотивации, постановка его в такую ситуацию, которые предполагают выбор движения от рутинного в сторону творческого, новаторского отношения к собственной деятельности».
Управление качеством образования предусматривает целенаправленное воздействие на процесс, его корректировку с целью получения результата с заданными, программируемыми свойствами, характеристиками.
Внутренняя система оценки качества образования ориентирована как на запросы и ожидания потребителя, так и на запросы и интересы самой образовательной организации.
Главной характеристикой деятельности руководителя в управлении дошкольным учреждением является высокая профессиональная квалификация, которая выражается в его способности эффективно решать комплексные управленческие задачи, направленные на повышение качества образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их воспитание и разностороннее развитие.
Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, нормативными правовыми документами, такими как:Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3, Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. №1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. «Об утверждении Федерального государственно-
го образовательного стандарта дошкольного образования» и др., в которых подчеркивается значимость обеспечения высокого качества образования, повышение профессионального мастерства управленческих кадров дошкольных учреждений РФ.
В деятельности руководителя дошкольного учреждения все управленческие функции являются важными и значимыми, исключение одной из них или некачественное исполнение приведет к сбою во всем управлении. В то же время особое значение мы придаем внутренней системе оценки качества предоставляемых услуг, в результате которого обеспечивается совершенно необходимая для управления обратная связь, без которой управление «слепо» и становится в принципе невозможным; именно внутренняя система оценки качества делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Внутренняя система оценки качества необходима в дошкольном учреждении не только для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, но и для стимулирования успешной деятельности педагогов, выявления лучшего педагогического опыта.
Целью внутренней системы оценки качества оказания платных образовательных услуг в МБДОУ «Крепыш» является обеспечение права заказчика и воспитанника на получение платных образовательных услуг надлежащего качества.
Основными задачами внутренней системы оценки качества оказания платных образовательных услуг являются:
- соблюдение требований законодательства об образовании, правил оказания платных образовательных услуг, иных действующих нормативно-правовых актов в сфере образования;
- соблюдение требований локальных нормативных актов дошкольного образовательного учреждения, регулирующих оказание платных образовательных услуг;
- соблюдение требований договоров на оказание платных образовательных услуг;
- соблюдение прав заказчика и воспитанника при оказании платных образовательных услуг;
- получение достоверной информации о качестве оказания платных образовательных услуг;
- анализ качества используемых ресурсов (кадровых, материально-технических, иных)
в процессе оказания платных образовательных услуг;
- разработка предложений и мероприятий, направленных на устранение причин возникновения недостатков и(или) существенных недостатков платных образовательных услуг, повышение качества оказываемых платных образовательных услуг;
- определение потребностей педагогических работников, задействованных в оказании платных образовательных услуг, в дополнительных профессиональных знаниях;
- внедрение мотивационных механизмов повышения профессиональной ответственности педагогических работников, задействованных в оказании платных образовательных услуг;
- выявление зон неэффективности в процессе оказания платных образовательных услуг, разработка и принятие мер по их устранению;
- разработка корректирующих и предупреждающих действий;
- изучение и обеспечение удовлетворенности потребителей платных образовательных услуг их качеством.
При внутрнней системе оценки качества оказания платных образовательных услуг мы используем формы, методы, виды, процедуры и документацию, принятые в дошкольном образовательном учреждении для внутрнней системы оценки качества образовательной деятельности.
Внутренняя система оценки качества оказания платных образовательных услуг регламентируется принятыми в дошкольном образовательном учреждении локальными нормативными актами по организации внутренней системы оценки качества образовательной деятельности.
Администрацией дошкольного учреждения были разработаны:
• положение о внутренней системе оценки качества предоставления платных дополнительных образовательных услуг (приложение 1);
• циклограмма внутренней системы оценки качества организации платных дополнительных образовательных услуг (приложение 2);
• форма ведения журнала учета делопроизводителя, обеспечивающего деятельность платных образовательных услуг (приложение 3);
• форма ведения журнала учета заместителя заведующего, курирующего платные образовательные услуги (приложение 5);
• карта внутренней системы оценки качества организации платных дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «Крепыш» (делопроизводитель, приложение 4);
• карта внутренней системы оценки качества организации платных дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «Крепыш» (заместитель заведующего, приложение 6);
• форма ведения журналов по внутренней системе оценки качества работы педагогов, реализующих платные образовательные услуги (приложение 7);
• карта внутренней системы оценки качества организации платных дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «Крепыш» (педагог, приложение 8);
• схемы анализа дополнительной образовательной деятельности по двум направлениям: социально-педагогическому и физкультурно-спортивному (приложения 9, 10).
Данный материал мы предлагаем вашему вниманию.
Приложение 1.
Положение о внутренней системе оценки качества предоставления платных дополнительных образовательных услуг
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества предоставления платных дополнительных образовательных услуг разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБДОУ «Крепыш».
1.2. Положение о внутренней системе оценки качества предоставления платных дополнительных образовательных услуг устанавливает нормативное регулирование деятельности руководителя, делопроизводителя, руководителей кружков в части предоставления дополнительных платных образовательных услуг.
1.3. Основными аспектами внутренней системы оценки качества являются:
- оценка качества предоставления платных дополнительных образовательных услуг;
- измерение достигнутого за определенный период и сравнение достигнутого с нормами;
- подготовка необходимых корректирующих действий.
1.4. Внутренняя система оценки качества является основным источником получения необходимой и достаточной информации о качестве предоставления дополнительных платных образовательных услуг.
2. Основные цели, задачи и функции внутренней системы оценки качества
2.1. Целью внутренней системы оценки качества является сбор, обработка и соответствующая подготовка для анализа необходимой информации о качестве предоставления дополнительных платных образовательных услуг.
2.2. Основными задачами внутренней системы оценки качества являются:
• повышение ответственности за реализацию в полном объеме учебных планов по реализации дополнительных образовательных программ, достижение предполагаемых результатов;
• повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов и узких специалистов;
• своевременное оказание необходимой помощи и поддержки работникам, непосредственно участвующим в предоставлении дополнительных платных образовательных услуг;
• выявление ценного положительного опыта работы для последующей его трансляции;
• своевременное выявление отклонений в деятельности работников, непосредственно участвующих в предоставлении дополнительных платных образовательных услуг для последующего устранения возможных недостатков и наилучшего достижения запланированных результатов;
• предупреждение возможного снижения творческой активности работников, непосредственно участвующих в предоставлении дополнительных платных образовательных услуг, повышение их персональной ответственности за результаты работы.
2.3. Основными функциями внутренней системы оценки качества являются: диагностическая; стимулирующая; воспитывающая; коррекционная; методическая; рефлексивно-аналитическая.
3. Организационные методы, виды, формы внутренней системы оценки качества
3.1. Объектами внутренней системы оценки качества являются:
• процессы, протекающие при реализации платных дополнительных образовательных услуг;
• деятельность педагогических работников, непосредственно участвующих в предоставлении платных дополнительных образовательных услуг;
• занятия;
• документальные материалы.
3.2. При оценке качества предоставления платных образовательных услуг используются следующие методы: мониторинг (пассивное наблюдение за проведением занятия); административная работа; проверка документации; служебное расследование; собеседование, интервьюирование; анкетирование, тестирование, опрос и т.д.
3.3. В зависимости от характера различают следующие основные методы оценки качества:
3.3.1. по месту проведения:
• активный - непосредственно по месту ведения дополнительных платных образовательных услуг. Продолжительность оценки качества не более двух недель;
• камеральный - изучение документальных материалов - не более пяти дней.
3.3.2. по времени проведения:
• предварительный - предварительное знакомство с состоянием дел;
• текущий - непосредственное наблюдение за оказанием дополнительных платных образовательных услуг;
• повторный - исполнение замечаний, ранее выявленных нарушений, предписаний об устранении нарушений (установление полноты и своевременности устранения выявленных в ходе проверок нарушений).
• итоговый - изучение результатов работы за полугодие, учебный год.
3.4. По охвату объектов оценивания используются следующие персональный метод оценки качества - изучение и анализ педагогической деятельности работников, участвующих в оказании платных дополнительных образовательных услугах; изучение профессиональной компетентности и ее проявление в основных функциях педагогической деятельности: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, аналитической, исследовательской.
Руководитель дошкольной образовательной организации должен установить соответствие между профессиональной ком-
петентностью педагогического работника и конечными показателями его педагогической деятельности.
4. Организация подготовки к проведению внутренней оценки качества
4.1. Внутренняя оценка качества осуществляется на основании утвержденного руководителем учреждения плана - графика оказания платных дополнительных образовательных услуг.
4.2. При проведении внутренней оценки качества педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения. В экстренных случаях руководитель может посещать мероприятия педагогов без предварительного предупреждения.
4.3. Основанием для оценки качества является график.
5. Организация проведения внутренней оценки качества
5.1. Руководитель учреждения:
- информирует педагогических работников о методах и формах организации системы оценки качества предоставления платных образовательных услуг;
- выясняет все существенные обстоятельства, касающиеся внутренней оценки качества;
- запрашивает (в случае необходимости) для работы документы, информационно-справочные и иные материалы, организует их получение.
5.2. На данном этапе работы (основном) Руководитель посещает занятия, анализирует их, проводит собеседования, социологические исследования, изучает условия, материальную базу и т.д.
5.3. Педагогический работник, оказывающий дополнительные платные образовательные услуги:
- своевременно предоставляет все необходимые для достижения целей внутренней оценки качества материалы и документы;
- дает устные и письменные объяснения по существу внутренней оценки качества.
5.4. Педагогический работник, оказывающий платные дополнительные образовательные услуги:
- знает критерии оценки его деятельности;
- знает цель, содержание, виды, формы и методы внутренней системы оценки качества;
- знаком со своими правами и обязанностями;
- знаком с актами или итоговыми рекомендациями по результатам внутренней оценки качества, отстаивает свою точку зрения, дает комментарии по итогам внутренней оценки качества и объяснения по итоговому документу в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
6. Оценка деятельности педагогических работников при проведении внутренней оценки качества
6.1. Руководитель рассматривает материалы, полученные в ходе внутренней оценки качества предоставления платных дополнительных образовательных услуг, содержащие предварительную оценку деятельности педагогического работника, выводы, предложения по совершенствованию его деятельности, а также по устранению выявленных недостатков.
6.2. Результаты внутренней оценки качества представляются в форме:
• карты наблюдений.
6.3. В ходе внутренней оценки качества используется трехуровневая шкала:
• мероприятие (занятие) целей достигло полностью;
• мероприятие (занятие) целей достигло частично;
• мероприятие (занятие) поставленных целей не достигло;
- оценка состояния учебно-педагогической документации, условий для образования, учебных планов и дополнительных образовательных программ может производиться по двухуровневой шкале: удовлетворительное или неудовлетворительное.
6.4. Руководитель подводит итоги осуществления внутренней оценки качества за квартал, учебный год.
На основании анализа фактических результатов и установленных норм делаются выводы о качестве предоставления дополнительных платных образовательных услуг.
Материалы внутренней системы оценки качества предоставления платных дополнительных образовательных услуг вносятся в аналитическую часть годового плана работы МБДОУ предстоящего учебного года. ■
Статья поступила в редакцию 14.01.201 6 г.
Приложение 2.
Циклограмма внутренней системы оценки качества организации платных дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «Крепыш»
№ п/п Содержание работы Месяцы
IX X XI XII I II III IV V
1 Оформление договоров об оказании платных образовательных услуг(далее - ПОУ) (заведующий) + + +
2 Осуществление оплаты по договорам об оказании ПОУ (делопроизводитель) + +
3 Участие в педсоветах, на которых обсуждаются вопросы предоставления ПОУ (зам. заведующего) + + +
4 Участие в родительских собраниях (заведующий, зам. заведующего) + +
5 Утверждение программ платных образовательных услуг на педагогическом совете (заведующий, зам. заведующего) +
6 Проведение рабочих совещаний с педагогами, оказывающими ПОУ (зам. заведующего) + +
7 Проведение индивидуальных консультаций для родителей (зам. заведующего) + +
8 Осуществление оценки качества предоставления ПОУ (посещение занятий, анкетирование родителей)(заведующий, зам. заведующего) + + + + + +
9 Подготовка и обновление информационных стендов (специалист по ОТ и ТБ) + +
10 Информирование родителей о личных достижениях воспитанников в форме: праздников, открытых занятий, концертов, соревнований, конкурсов, фестивалей (педагоги) + +
11 Ведение рабочей документации (зам. заведующего) + + + + + + + +
12 Проведение инструктажа на рабочем месте по охране труда, электро- и пожаробезопасности педагогов, оказывающих ПОУ (специалист по ОТ и ТБ, зав. хозяйством) + +
13 Осуществление соблюдений требований к безопасности детей во время проведения занятий (специалист по ОТ и ТБ) + + + +
14 Оформление первичных учетных документов (зам. заведующего) + + + + + + + +
Приложение 3.
Журнал учета делопроизводителя, обеспечивающего деятельность платных образовательных услуг
МБДОУ: _«Крепыш»_
Фамилия, имя, отчество: Завидова Наталья Александровна
Дата рождения: 19.05.1973 г.
Должность: Делопроизводитель
Образование, специальность, Высшее, Тюменский государственный
квалификационная категория: университет, 2009 г.
Специальность: документоведение и документационное обеспечение управления
Приложение 4.
Карта внутренней системы оценки качества организации платных дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «Крепыш» (делопроизводитель)
№ п/п Дата Содержание работы Результат ФИО, должность специалиста, отвечающего за организацию системы оценки качества ФИО, подпись педагога
1 Оформление приказов о приеме на работу, заключение трудовых договоров с работниками, непосредственно участвующими в оказании ПОУ, и прочим персоналом, непосредственно не участвующим в оказании ПоУ
2 Осуществление оплаты по договорам об оказании ПОУ
3 Своевременность сдачи табелей посещаемости по ПОУ
4 Ведение табеля учета рабочего времени педагогических работников, непосредственно участвующих в оказании ПОУ, и прочего персонала, непосредственно не участвующего в оказании ПОУ
5 Проведение инструктажей, регламентирующих вопросы охраны жизни и здоровья обучающихся, техники безопасности, ответственность работников Учреждения
6 Осуществление соблюдения техники безопасности во время проведения образовательного процесса.
7 Осуществление оплаты по договорам об оказании ПОУ
8 Подготовка и обновление информационных стендов
Приложение 5.
Журнал учета руководителя по оказанию платных образовательных услуг
МБДОУ: _«Крепыш»_
Фамилия, имя, отчество:_Старцева Елена Геннадиевна_
Дата рождения:_22.05.1974 г._
Должность:_Заместитель заведующего_
Образование, специальность, Высшее, Негосударственная автономная
квалификационная категория: некоммерческая образовательная организация
«Московский открытый социальный университет», 2006 г.
Специальность: психолог, преподаватель психологии Первая квалификационная категория
Приложение 6.
Карта внутренней системы оценки качества организации платных дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «Крепыш» (заместитель заведующего)
№ п/п Дата Содержание работы Результат ФИО, должность специалиста, отвечающего за организацию системы оценки качества ФИО, подпись педагога
Утверждение программ платных образовательных услуг на педагогическом совете
Осуществление предварительного подбора педагогических кадров
Осуществление предварительного комплектования групп и представление списков на утверждение руководителю Учреждения
Оформление договоров об оказании ПОУ
Участие в педсоветах, на которых обсуждаются вопросы предоставления ПОУ
Участие в родительских собраниях
Проведение рабочих совещаний с педагогами, оказывающими ПОУ
Проведение индивидуальных консультаций для родителей
Осуществление оценки качества предоставления ПОУ (посещение занятий, анкетирование родителей)
Ведение рабочей документации
Наличие необходимой документации
Организация и проведение маркетинговых исследований
Разработка в установленном порядке соответствующих программ, учебных планов, графиков (расписание) занятий
Приложение 7.
Журнал учета педагога, предоставляющего платные образовательные услуги
МБДОУ: «Крепыш»
Фамилия, имя, отчество: Иванова Мария Александровна
Дата рождения: 18.04.1970 г.
Должность: Воспитатель
Образование, специальность, Ишимская педагогическая академия, 2005 г. квалификационная категория:
Специальность: педагогика и психология дошкольная
Приложение 8.
Карта внутренней системы оценки качества организации платных дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «Крепыш» (педагог)
Месяц Дата Цель наблюдения Итог наблюдения ФИО, должность специалиста, отвечающего за организацию системы оценки качества ФИО, подпись педагога
Сентябрь Выполнение дополнительной об-щеразвивающей программы соответствующей направленности
Наблюдение за проведением занятий с целью проверки соответствия заявленным целям и календарно-тематическому планированию
Октябрь Выполнение дополнительной об-щеразвивающей программы соответствующей направленности
Подготовка педагога дополнительного образования к занятиям
Ноябрь Выполнение дополнительной об-щеразвивающей программы соответствующей направленности
Взаимодействие педагога ДО с детьми во время занятий
Декабрь Выполнение требований СанПиН (распределение нагрузки)
Открытый просмотр организованной детской деятельности
Январь Подготовка педагога дополнительного образования к занятиям
Соблюдение расписания ОДД
Февраль Выполнение дополнительной об-щеразвивающей программы соответствующей направленности
Наблюдение за проведением занятий с целью проверки соответствия заявленным целям и календарно-тематическому планированию
Март Выполнение дополнительной об-щеразвивающей программы соответствующей направленности
Взаимодействие педагога ДО с детьми во время занятий
Апрель Предоставление отчетной документации
Итоговые мероприятия по итогам реализации платной услуги (творческие выставки, показательные выступления и т.д.)
Приложение 9.
Схема анализа дополнительной образовательной деятельности физкультурно-спортивной направленности
Ф.И.О Группа педагога Дата Примечания
Кол-во детей
Тема
Критерии: высокий уровень -3 балла, достаточный уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл. Баллы
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований
1.1 Соответствие требованиям СанПин (проветривание, достаточная освещенность, температурный режим, влажная уборка)
1.2 Состояние используемого оборудования
1.3 Соответствие одежды детей
1.4 Соответствие длительности образовательной деятельности санитарно-гигиеническим нормам
2. Создание условий для проведения образовательной деятельности
2.1 Соответствие задач дополнительной программы группе и уровню развития детей
2.2 Объем программного содержания
2.3 Наличие образовательной задачи, ее постановка перед детьми, решение
2.4 Решение воспитательных задач: воспитание смелости, стремления добиваться лучших результатов, желание помогать друг другу
3. Характеристика деятельности педагога
3.1 Готовность педагога к образовательной деятельности (план, оборудование, предварительная работа и т.д.)
3.2 Оценка правильности осанки во время совместной деятельности
3.3 Педагогический такт воспитателя, эмоциональный фактор, стиль общения с детьми
3.4 Рациональное использование оборудования, музыки, художественного слова
3.5 Развитие основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, подлезание и т.д.
3.6 Использование нетрадиционных форм проведения кружка
3.7 Оценка спедагогом качества выполнения детьми ОРУ, ОВД, подвижных игр
3.8 Подведение итогов совместной деятельности
4. Методика проведения
4.1 Соотношение нового и повторного материала
Структурные части совместной деятельности, их целесообразность, роль каждой в решении задач
4.2 Использование разных видов деятельности, их чередование
4.3 Приемы активизации внимания детей, насколько эффективно они применялись
4.4 Создание для детей возможности проявить инициативу, самостоятельность, творческую активность
4.5 Учет состава и особенностей группы
4.6 Индивидуальная работа с детьми в процессе совместной деятельности
5. Деятельность детей в ходе образовательной деятельности
5.1 Непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность
5.2 Сохранение интереса детей в ходе совместной кружковой деятельности, сосредоточенность при выполнении заданий
5.3 Включенность участника кружка в его деятельность
5.4 Активность и самостоятельность детей
5.5 Эмоциональный настрой
Итого: Средний балл:
Вывод:
Предлс >жения и замечания:
Подпис :ь ответственного Подпись педагога
Приложение 10.
Схема анализа дополнительной образовательной деятельности социально-педагогической направленности
Ф.И.О Группа педагога Дата Примечания
Кол-во детей
Тема
Критерии: высокий уровень -3 балла, достаточный уровень - 2 балла, низкий уровень -1 балл. Баллы
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований
1.1 Соблюдение температурного и светового режимов
1.2 Удовлетворение двигательной активности детей (физкультминутки, смена деятельности, динамические паузы и т.п.)
1.3 Оценка правильности осанки во время работы детей за столами
1.4 Соответствие длительности совместной деятельности санитарно-гигиеническим нормам
2. Создание условий для проведения образовательной деятельности
2.1 Наличие плана, конспекта
2.2 Наглядные пособия, атрибуты, игрушки, ТСО, multimedia
2.3 Размещение детей (достаточное количество стульев, столов их расположение)
2.4 Программное содержание совместной деятельности: соответствие целей, задач, содержания
3. Характеристика деятельности воспитателя
3.1 Знание материала, готовность к к совместной деятельности
3.2 Речь педагога: ее правильность, выразительность, эмоциональность, др.
3.3 Создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося
3.4 Умение выслушать ответ ребенка, грамотно исправить ошибки в речи
4. Методика проведения
4.1 Соотношение нового и повторного материала
4.2 Использование разных видов деятельности, их чередование
4.3 Приемы активизации внимания детей, насколько эффективно они применялись
4.4 Создание для детей возможности проявить инициативу, самостоятельность, творческую активность
4.5 Учет состава и особенностей группы
4.6 Умение педагога организовать самостоятельную практическую деятельность детей
4.7 Индивидуальная работа с детьми в процессе образовательной деятельности
5. Деятельность детей в ходе образовательной деятельности
5.1 Непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность
5.2 Сохранение интереса детей в ходе совместной деятельности, сосредоточенность при выполнении заданий
5.3 Включенность участника кружка в его деятельность
5.4 Активность и самостоятельность детей
5.5 Эмоциональный настрой
Итого: Средний балл:
Вывод
Предло >жения и замечания:
Подпись ответственного Подпись педагога