. у^З.
Рис. 3. Эскиз входного узла музея-заповедника «Томская Писаница» в виде крепостной стены сибирского города
Список использованных источников
1. Кимеев В.М., Усков И.Ю. Верхотомский острог — памятник наследия русских старожилов При-томья // 65-летие Сталинградской битвы и Кемеровская область: сб. науч. трудов. — Кемерово, 2008. — С. 327-328.
2. Кузнецкие акты XVII — первой половины XVIII в. — Вып. 4. — Кемерово, 2011. — С. 184.
3. Источники по истории Сибири досоветского периода. — Новосибирск, 1988. — С. 75.
В.М. Кимеев, г. Кемерово
Нереализованные проекты экомузеев Притомья: причины их забвения и дальнейшая судьба
Аннотация
В докладе характеризуются этапы разработки и способы реализации, заказчики, генподрядчики, перспективы и утопии 8 проектов зон охраны и генеральных планов экомузеев Притомья (19902014 гг.).: «Тазгол» в составе музея-заповедника «Трехречье» в Горной Шории (Таштагольский район), «Калмаки» в Яшкинском районе, «Чолкой» в Беловском районе, русское притрактовое село Ишим в Яйском районе, русское волостное село Брюханово в Ленинск-Кузнецком районе, «Тюль-берский городок» в Кемеровском районе. Рассматриваются объективные и субъективные причины нереализации таких проектов, а также их возможная дальнейшая судьба в сравнении с другими проектами российских экомузеев.
Оригинальные формы сохранения этнокультурного наследия в местах компактного проживания аборигенов и русских старожилов Притомья были впервые предложены в начале 1990-х гг. в программе «Культура Кузбасса» творческой группой опытных московских архитекторов. Первым стал комплексный музей-заповедник «Томская писаница», организованный археологом А.И. Мартыновым и этнографом В.М. Кимеевым в 1988 г. Для проектирования экспозиций были привлечены высокопрофессиональные архитекторы (А.Г. Афанасьев, г. Москва, В.Н. Усольцев, г. Новокузнецк). По проекту из подлинных жилых и хозяйственных построек начала XX в., вывезенных в 1989 г. из Горной Шории, в схожем ландшафте заповедника был смоделирован этнографический комплекс, получивший название «Шорский улус Кезек». На самом деле жилой дом был срублен в чашу с замком русскими плотниками для русских приискателей (бергалов), безуспешно пытавшихся намыть золото в ручье Кезек, как это они делали в то время по речке Анзас. Затем дом был продан и использовался шорцами, дополнившими усадьбу летней кухней и амбаром.
Реставрация вывезенных построек производилась после контрольной сборки профессиональны-
08606861
ми плотниками по рабочим архитектурным проектам, выполненным архитектором В.Н. Усольцевым, производившим в процессе работ авторский надзор. В состав комплекса вошли дом-одноклеть Марфы Кискоровой с самцовой желобовой крышей, глинобитной русской печью и полностью восстановленным интерьером с мебелью, приобретенной вместе с домом, а также летняя кухня, двухярусный амбар, кузница. Дополнительно были реконструированы: баня, свинарник, шаманский каркасный шалаш, крытый берестой, и бревенчатая юрта, кладбище с надмогильными сооружениями и детскими захоронениями на деревьях в виде берестяных свертков.
В дальнейшем по заказу областных и местных властей за 20 лет (1990-2010 гг.) при активном участии творческого коллектива архитекторов, археологов, этнографов, плотников-реставраторов и представителей национально-политических элит, после научных изысканий теми же архитекторами были спроектированы восемь национальных экомузеев народов Притомья в местах их компактного проживания. Из этих музеев три — шорский «Тазгол» в п. Усть-Анзас, телеутский «Чол-кой» в п. Беково, тюльберо-казачий «Тюльберский городок» в п. Городок — в настоящее время официально открыты [1].
В 2011 г. предложен проект комплексного музея-заповедника Горной Шории «Трехречье» в п. Усть-Кабырза Таштагольского района. Создание музея, к сожалению, началось по другой, ненаучной схеме. Вместо музеефикации в виде некрополя раскопанного в 2009 г. многослойного поселения и грунтового могильника, в п. Усть-Кабырза без какого-либо проекта и отвода земли в 2010 г. построены объекты некого «Гулага» рядом с местом закрытой в середине 1990-х гг. колонии-поселения уголовно осужденных. На месте поселения установили два деревянных идола, символизирующих раскопанных так называемых кабырзинскую принцессу и витязя, которые уже стали местом поклонения для туристов. Дополнением музея-заповедника стала Азасская пещера, где якобы обитает снежный человек, а на самом деле — придуманный местными властями миф для привлечения туристов.
В первом создаваемом экомузее «Тазгол» на площади в 5 га в характерном для этих мест этнокультурном ландшафте на нижней надпойменной террасе был отреставрирован комплекс подлинных памятников, связанных с деятельностью Алтайской православной миссии. Это дом псаломщика, дом торговца пай Степана и двухъярусный амбар, которые используются сейчас для проживания туристов и хранения материалов музея (рис. 1). В 1992 г. согласно проекту был залит фундамент для восстановления Троицкой церкви, однако из-за смены районных властей и отсутствия финансирования заготовленный сосновый лес сгнил и вряд ли работы будут продолжены. Стоящий рядом подлинный заброшенный дом мрасского миссионера разрушается, хотя еще в 1991 г. был разработан проект его реставрации.
На верхней надпойменной террасе реки Мрассу в 1996 г. был реконструирован после раскопок подлинный археологический памятник «Кайчак» — погребение кыргызского воина по обряду кремации. На соседней поляне террасы местным жителем-шорцем был реконструирован собственный охотничье-промысловый стан. Стан состоит из охотничьей избушки с нарами и очагом из двух приставленных к стене плах, обмазанных глиной. В него входят также навес со станком пабрык для размалывания кедровых шишек, каркасный балаган одагиз колотых бревен, срубной лабаз на высоких столбах для хранения продуктов и бревенчатая эстакада для погрузки мешков с орехом на вьючных лошадей. На отдаленной поляне представлена реконструкция поселения древних шорских металлургов, раскопанного археологом Ю.В. Шириным в урочище «Сайлогол» на реке Мрассу. Реконструкция выполнена археологом А.М. Зиняковым и состоит из плавильной печи под навесом,
U У— \J У— II и и U
каркасной юрты одаг и кузницы в срубной избушке. На третьей открытой поляне верхней террасы в ограде смоделирована после реставрация усадьба местного русского плотника Г. Иванова с подлинным домом, двумя амбарами и баней. Нереализованной осталась реконструкция шорского улуса Тазгол на поляне между поселением литейщиков и охотничье-промысловым станом. В 2008 г. без согласования с генпланом коллектив шорского фольклорного ансамбля «Чылтыс» из г. Таштагол на этой поляне набросали несколько каменных куч, по аналогии с монгольскими обо, вкопали как у хакасов деревянный столб-коновязь сарчын и приспособили для подвязывания ленточек ялама якобы священную березу на краю поляны». С тех пор ежегодно на поляне проводятся шаманские камлания и обряды по сценарию и при непосредственном участии активистов общества «Таглыг-шор». Сами местные жители таких обрядов здесь не проводят, но приходят сюда во время органи-
зованных властями мероприятий по случаю юбилея поселка.
Экспозиции телеутского экомузея «Чолкой» по проекту 1992 г. должны были создаваться в центральной части с. Беково в поросшей ивняком пойме р. Бачат (рис. 2). Однако создание экспозиций началось в 1998 г. директором историко-этнографического музея «Чолкой» В.И. Челухоевым в помещениях местного Дома культуры в виде витрин и диорам по этноэкологии телеутов, древностям «телеутской землицы», традиционному быту, искусству, обрядам, обычаям и современной истории. Этого показалось мало, и с 2004 г. под руководством и при непосредственном участии директора музея и его сына на площадке у Дома культуры без какого-либо проекта и отвода земли началось активное сооружение новоделов. Появились сторожевая башня странной конструкции, алтайская конусообразная юрта аланчик из жердей и бересты, многоугольная юрта из полубревен, телеутская плетеная полуземлянка по образу той, в которой родился директор, срубной дом-пятистенок с баней и стайкой, где директор содержит домашних животных. Все постройки выставлены в ряд внутри охранной зоны здания Дома культуры прямо на магистральном подземном водопроводе. В юрте директор, объявивший себя главным телеутским ханом, принимает и угощает гостей, а на площадке перед Домом культуры проводит различные обряды у ритуального костра и даже, войдя в роль, совершает предсказания, например о результатах Олимпийских игр, проводит лечебные камлания с бубном, оставаясь в душе, как бывший член КПСС, убежденным атеистом. Все это пользуется большой популярностью у властей и многочисленных туристов. При этом в селитебной части села Беково сохраняются подлинные объекты: реставрированная местным приходом без проекта кирпичная Пантелей-моновская церковь конца XIX в. с кирпичной церковно-приходской школой, несколько деревянных жилых домов исторической застройки по улице Набережной, которые не используется для экскурсий.
Основой полностью несостоявшегося татарского экомузея «Калмаки» площадью 10 га по проекту должна была стать историческая часть п. Юрты-Константиновы Яшкинского района, представленная комплексом памятников народной архитектуры с деревянной мечетью. Несмотря на то, что проект разрабатывался в 1991 г. при непосредственном участии местных жителей, прошел экспертизу и согласование с местными органами власти, из-за разора 1990-х гг. он реализован не был (рис. 3). Руководителю местного фольклорного ансамбля «Дуслык» (Дружба) удалось создать из собранных экспонатов небольшую выставочную экспозицию в одной из комнат местного клуба. Продолжают разрушаться памятники архитектуры. Среди них деревянное здание бывшей мечети, деревянная двухэтажная изба-связь — бывшее медресе, ныне жилой дом, несколько других жилых домов XIX — начала XX в., сохранившихся в центре поселка. Вряд ли можно надеяться на поддержку властей или татарского национально-культурного центра «Дуслык» в условиях экономического спада в Кузбассе.
Вряд ли будут реализованы проекты экомузеев «Ишим» на Московском тракте и «Брюханово» на Томско-Кузнецком тракте (рис. 4), связанные с историей русской колонизации края. Сохранившиеся здесь каменные и деревянные постройки культовой и народной архитектуры быстро разрушаются и практически никем не охраняются. Еще на стадии проектирования в 1992-93 гг. местные жители высказывали сомнения о возможности создания музеев, называя большинство односельчан и местные власти «странниками», которым безразлична судьба памятников, к которым ни они, ни их предки-переселенцы не имеют никакого отношения. Полное банкротство местных сельскохозяйственных производств в 1990-е гг. окончательно похоронило и проекты, и саму идею музее-фикации. Только в центре с. Красное (бывшее село Брюханово) в двухэтажном доме-крестовике сельского купца Пьянкова в начале 1990-х гг. без научной проработки был создан «Музей истории крестьянского быта» с витринами и диорамами. В одной из комнат с витринами с традиционной одеждой и предметами быта на полу соседствуют почему-то конные сани. Рядом на центральной площади находится действующая, отреставрированная стараниями служителей Кемеровской митрополии каменная Троицкая церковь, которая, однако, как и в с. Беково, не используется сотрудниками музея для экскурсий редким приезжим посетителям.
Этнографическая экспозиция в экомузее-заповеднике «Тюльберский городок» представлена подлинными предметами быта русских старожилов, шорцев и телеутов в интерьере реконструированных по проектам «Казачьей караульной избы», «Георгиевской и Александровской угловых башен», а также в выставочном павильоне. Не меньшим интересом пользуется единственное сохранившееся в Притомье раскопанное и музеефицированное средневековое ритуальное городище
«Городок» начала II тыс. н. э. По проекту были реконструированы оборонительный комплекс в виде забора из полубревен с земляным валом и воротами и плавильные печи под навесом внутри одной реконструированной каркасной постройки. Представлены также культовый жертвенник та-елга в виде лабаза на столбах и приставленной к столбу жерди со шкурой барана и реконструкция шаманского чума (рис. 5).
Несмотря на популярность и известность за счет оригинальных экспозиций под открытым небом и ежемесячно проводимых народных календарных праздников, экомузей-заповедник все годы существования с 2003 г. переживает трудные времена. Частая смена муниципальных районных властей всех уровней и отсутствие финансирования фактически приостановили дальнейшую реализацию проекта - реконструкцию усадьбы казачьего атамана Ивана Теплинского из нескольких объектов и тюльберского улуса с культовыми сооружениями за пределами городища. Осталась необустроенной экологическая тропа по экомузею. Имеющиеся объекты — 4 башни с забором-частоколом между ними и городище — уже требуют реставрации после более чем десятилетней эксплуатации. Отсутствие хотя бы грунтовой дороги до экомузея протяженностью 10 км из соседнего села Старочервово не позволяет даже в летнее время организовать массовый туризм и получение собственных средств музеем-заповедником. Выходом из тупика может стать присоединение экому-зея-заповедника «Тюльберский городок» в качестве филиала к крупным кузбасским музеям-заповедникам, таким как «Томская писаница» или «Красная Горка».
Рис. 1. Экомузей «Тазгол», п. Усть-Анзас Таштагольского района. А.Г. Афанасьев. Генплан экомузея (1991 г.). Рисунок, тушь. АЭМЗТГ Р1-01
Рис. 2. Экомузей «Чолкой», п. Беково Беловского района. А.Г. Афанасьев. Генплан экомузея (1992 г.). Рисунок, тушь. АЭМЗТГ Р1-02
Рис. 3. Экомузей «Калмаки» в п. Юрты-Константиновы Яшкинского района. А.Г. Афанасьев. Генплан экомузея (вид с р. Курьи, 1991 г.). Рисунок, тушь. АЭМЗТГ Р1-03
Рис. 4. Экомузей «Русское село Брюханово». Е.В. Попов. Генплан экомузея (1996 г.).
Рисунок, тушь. ЭМЗТГ Р1-6
Рис. 5. Экомузей-заповедник «Тюльберский городок», п. Городок Кемеровского района. В.Н. Усольцев, И.А. Платонова. Реставрация экомузея (2000 г.)
Список использованных источников
1. Кимеев В.М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника и функции. — Томск, 2008. — 452 с.
УДК 728/8/03(73)
ББК 85.113(7сое)
А.Н. Клевакин, г. Новосибирск Дом-музей Вальтера Гропиуса в Линкольне (штат Массачусетс США)
Аннотация
Статья посвящена дому, спроектированному и построенному Вальтером Гропиусом, основателем всемирно известной школы Баухауз, в 1938 г. Выбор Линкольна, расположенного в пригороде Бостона, в качестве места проживания определялся близостью Гарварда. В архитектуре дома, помимо инновационных, использованы и традиционные для Новой Англии материалы. По своему построению — планам и фасадам — семейный дом Гропиус в Линкольне является воплощением идей Баухауза. После смерти хозяина дом был превращен в музей.
Ключевые слова: Вальтер Гропиус, семейный дом, Линкольн.
Дом для своей семьи в Линкольне (штат Массачусетс, США) архитектор Вальтер Гропиус спроектировал собственноручно. В доме и сейчас сохранились подлинные вещи и обустройство комнат, а на придомовой территории — возделанный хозяином и его женой ландшафт. Посещение дома-музея дает представление о мастерстве хозяина, искусстве ведения домашнего хозяйства, вкусах и предпочтениях хозяев.
После закрытия высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз ее руководитель Вальтер Гропиус вынужден был покинуть Германию. Сначала ему разрешили выезд в Англию, а в 1938 г. Гропиус получил предложение о работе на архитектурном отделении Гарвардского университета в США. Америка открывалась для мастера как страна, где Гропиус смог бы продолжить свою деятельность в роли пионера нового стиля в архитектуре и дизайне.
Недолго пожив в арендуемом доме, семья Гропиус приняла решение построить свой собственный. Жилище традиционного колониального стиля не устраивало ни самого Гропиуса, ни его жену Ильзу. Благодаря помощи мецената и покровителя Елены Storrow Гропиус получает двадцать тысяч долларов и возможность выбора в личное пользование участка в пригороде Бостона для будущего домовладения. Выбор Линкольна определялся близостью Гарварда и Конкорда, в котором располагалась гимназия дочери Гропиус.
По своему построению — планам и фасадам — семейный дом в Линкольне является воплощением идей Баухауза. Дом был организован в два уровня: первый — для публичной, второй — для приватной жизни. В доме четыре ванные комнаты — две на первом этаже и две на втором. Обустройство дома свидетельствует как о рациональности и взвешенности проектного решения, так и об ограниченности возможностей переселенцев (рис. 1).
Нацистский режим не позволил вывезти денежные средства из Германии. Гропиус смог взять только личные вещи и мебель, которые и составили основу обустройства комнат нового дома. Образцы экспериментальной мебели из гнутых металлических трубок и прочной ткани, созданной в Германии (столы, стулья, кровати, диван), расположились в кабинете, гостиной, двух спальных комнатах.