Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №2 (22)
УДК 069:01
В.М. Кимеев
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЭКОМУЗЕЯХ РОССИЙСКОГО И ЗАПАДНО-МОНГОЛЬСКОГО АЛТАЕ-САЯНСКОГО ЭКОРЕГИОНА
Рассматриваются основные проблемы сохранения этнокультурного наследия в экомузеях, спроектированных и создающихся за последние два десятилетия в Алтае-Саянском экорегионе. Своеобразную форму идея создания экомузеев как центров сохранения наследия приняла в Притомье, где она находится в сильной зависимости от этнополитической конъюнктуры местных национальных общин и региональных властей. Непоследовательность и равнодушие последних могут привести к безвозвратной утрате уникальных памятников наследия - археологии, этнографии и народной архитектуры.
Ключевые слова: экомузей, этнокультурное наследие, Алтай, Притомье.
Экомузеи как разновидность музеев под открытым небом создавались в первую очередь для местных жителей в целях сохранения их этнокультурного и природного наследия в местах их компактного проживания. Сама французская идея экомузея была заимствована российскими этнографами (А.Н. Давыдов, И.Н. Гемуев) и представителями национально-политической элиты коренных сибирских этносов (Ю. Вэлла). Однако первые реальные экомузеи стали создаваться по специальным проектам зон охраны и генпланам в Кузбассе в 1990-х как национально-культурные и природно-рекреационные центры [1. С. 56]. Это экомузеи «Тазгол» и «Трехречье» в Горной Шо-рии, «Чолкой» в Беловском районе, «Калмаки» в Яшкинском районе, «Тюльберский городок» в Кемеровском районе. Главной проблемой при создании экомузеев оказалось убедить руководство муниципальных органов власти в необходимости сохранения памятников наследия в местах их нахождения без перевозки в скансены. Не секрет, что в каждой области и особенно на территории сельских районов идет массовое уничтожение неисследованных археологических памятников при земельных переделах, прокладке дорог, трубопроводов и строительстве разрезов. И представители власти конечно заинтересованы в этих стройках, а не в сохранении непонятного для них наследия. Даже в экомузеях, на которые имеются добротные проекты, в последние 10 лет «развитого» российского капитализма все застопорилось.
В Кузбассе, например, из-за инертности местных властей так и не приступили к реализации проектов национального татарского экомузея «Калмаки» в п. Юрты-Константиновы Яшкинско-го района, разработанного в 1991 г., а ограничились созданием небольшой историко-этно-
графической выставки по истории поселка и мест-
ных татар-калмаков. За последние 20 лет разрушилось несколько домов - памятников народной архитектуры и скоро исчезнет деревянная мечеть. Зарастают травой брошенные приусадебные участки местного населения. А какие были радужные планы по превращению этого уникального поселка, расположенного на пути из Кемерово в Томск, в туристический центр!
Проектом этого экомузея предусматривалась реконструкция Сосновского казачьего острога 1657 г., расположенного в 14 км от п. Юрты-Константиновы. В середине 1990-х гг. археологом Ю.В. Шириным со студентами КемГУ были проведены раскопки ограждения и угловой башни острога. В 2008 г. казаки Кемеровской станицы установили православный поклонный Крест в центре площадки бывшего острога, а в 2010 г. «черные» копатели поставили свой крест на дальнейших исследованиях. При полном безразличии местных властей и жителей металлоискателем были найдены и потом просто отрыты все предметы на месте церкви и погоста. По проекту другого экомузея «Ишим» в одноименном селе Яйского района Кемеровской области должен быть реставрирован целый комплекс памятников народной архитектуры начала XX в. и каменная трехпрестольная Спасская церковь середины XIX в., что являлось большой редкостью для сибирского волостного села. За последние два десятилетия сгорели или разрушились несколько зданий, в полуразрушенном состоянии остается здание каменного храма. Кемеровская митрополия пока только планирует его реставрацию по проекту архитектора В.Н. Усольцева, а священнослужители установили деревянный крест на месте прежнего алтаря центрального престола.
Немного больше повезло объектам наследия экомузея Томско-Кузнецкого тракта в бывшем
волостном с. Брюханово (ныне Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области). Три главных объекта экомузея: деревянное двухэтажное здание и каменный склад-амбар купца Пьян-кова, а также каменная Троицкая церковь - образуют на центральной площади села архитектурный ансамбль. Из-за халатности местных властей сгорело стоявшее неподалеку здание волостной управы, в которой располагалась до середины 1990-х гг. сельская администрация. Разрушаются без реставрации несколько других зданий (дом лесничего, почта, жилые дома зажиточных крестьян начала XX в.).
Удивительно сложилась судьба памятников наследия телеутского экомузея «Чолкой», расположенного в с. Беково Беловского района Кемеровской области. Проект экомузея разработан профессиональными московскими архитекторами еще в 1992 г. по заказу Ассоциации телеутского народа. Однако из-за конфликта руководства Ассоциации и местной администрации реставрация домов начала XX в. и реконструкция телеутского улуса так и не начались. Местной церковной общине на общественные средства удалось, причем без проекта реставрации, отремонтировать со значительными отклонениями от оригинала каменное здание Пантелеймоновской церкви начала XX в. и бывшей миссионерской школы, в котором сейчас живет семья настоятеля. В начале 2000-х гг. директор музея без проекта построил у сельского Дома культуры несколько новоделов: срубную башню неясного происхождения, алтайский конический чум, сруб-ную из полубревен многоугольную юрту, телеут-скую полуземлянку с плетеными стенами и плоской крышей, срубную баню и дом-пятистенок, которые по идее должны характеризовать все типы прежних жилых и оборонительных построек телеутов. Внутри Дома культуры еще до этого были смонтированы несколько диорам и витрин с подлинными экспонатами, манекенами и муляжами, отражающими традиционно-бытовую культуру телеутов и историю села. На площади перед Домом культуры проводятся театрализованные реконструкции телеутских праздников и встречи гостей. В этой ситуации вряд ли когда-либо удастся продолжить реализацию первоначального проекта.
Все печальней становится судьба первого шорского экомузея Кузбасса - «Тазгол» в п. Усть-Анзас Таштагольского района. Казалось бы в условиях активного и стабильного туристского потока в летний период у экомузея появился шанс достроить экспозиции под открытым небом согласно проекту 1990 г., разработанному московскими архитекторами. Но опять все остановилось
из-за пассивности местных властей. Продолжает разрушаться памятник народной архитектуры конца XIX в. - «Дом миссионера», хотя на него еще в 1991 г. был разработан проект реставрации и есть возможность заготовить и доставить строевой круглый лес. Залитый фундамент для реконструкции Троицкой церкви начинает разваливаться, а заготовленный лес для сруба сгнил еще в середине 1990-х гг. Требуется реконструкция поселения древних литейщиков на террасе «Кайчак» и жертвенника «Тайелга». Участок на нижней террасе экомузея между миссионерской школой и домом псаломщика потихоньку захватывается местными жителями для хозпостроек и магазинов, так как не до конца документально был произведен отвод земельного участка и отсутствует кадастровый номер. Если бы не заботы местного заведующего экомузеем с рабочими, регулярно подновляющими ограждение и перекрытия домов, уже созданные экспозиции пришли бы в упадок.
В то же время в экомузее «Трехречье», в состав которого включен с 2011 г. экомузей «Таз-гол» потрачены десятки миллионов рублей для строительства новодела, символизирующего лагерь ГУЛАГа, хотя на самом деле лагеря политзаключенных в п. Усть-Кабырза никогда не было. А вот подлинный памятник археологии - раскопанный Ю.В. Шириным грунтовой могильник с остатками костяков так и не был реконструирован, хотя еще в 2010 г. архитектором В.Н. Усольцевым был предложен эскизный проект, опубликованный в книге «Тайны Кабырзинской принцессы». Ударными темпами шло создание этого нового музея-заповедника «Трехречье» на окраине п. Усть-Кабарза, недалеко от места бывшей колонии-поселения осужденных за уголовные преступления. Без генплана из-за отсутствия топосъёмки поселка сооружен комплекс построек «Шорского Гулага» стараниями бывшего начальника местной колонии-поселения В. Полетаева и при финансовой поддержке местных и областных властей. Экспозиции были оснащены добротными сборами из разных краеведческих музеев Кузбасса, так как местного материала по п. Усть-Кабырза просто нет.
Остались без внимания проектные предложения по реконструкции «поселения древних рыболовов и металлургов», «охотничье-промыслового стана шорцев». Не обследованными остаются другие найденные памятники археологии окрестностей п. Усть-Кабырза, а также многочисленные пещеры. При строительстве дороги в Хакасию из п. Усть-Кабырза памятники археологии будут безвозвратно утеряны. Все это можно объяснить непоследовательностью местных властей и слабым
финансовым обеспечением проектов зон охраны и генпланов как в целом территории, так и отдельных объектов [2. С. 209].
Со сменой власти в Кемеровском муниципальном районе в середине 2000-х гг. остановилось создание экспозиций в экомузее-заповеднике «Тюльберский городок». За 10 лет существования стал разрушаться музеефицированный памятник «Ритуальное городище Городок» - главный объект экомузея. Полностью сгнил штакетный забор по периметру оборонительного комплекса реконструкции «Сибирского казачьего острога», а заменить его на забор-частокол у властей нет средств. Требуется реставрация взвоза главной проездной Борисо-Глебовской башни острога. Реконструкция комплекса «Усадьба атамана Теплинского» по причине отсутствия леса вряд ли начнется, несмотря на заверения лидеров кузбасского казачества. С большим трудом за последние пять лет удалось только реконструировать и музеефицировать «казачью караульную избу», да и то требуется доукомплектование интерьера предметами быта, на приобретение которых также не выделяется уже несколько лет ни рубля. Нельзя сказать, что за последние годы в Кузбассе не создаются новые музеи и экспозиции. В старинном городе Мариинске стараниями энтузиастов и при непосредственной поддержке местных и областных властей создан целый комплекс музеев, что позволило превратить центр города в большой музей-заповедник. Разработаны и действуют несколько маршрутов по окрестным памятникам археологии и природы. Есть у объединенного музея-заповедника архитектурный опорный план, разработанный томским институтом «Сиб-спецпроектреставрация».
Процветает музей-заповедник «Томская писаница», где реконструированы несколько экспозиций: русское капище, археодром, музей наскального искусства, шорский улус «Кезек» и др. Реконструирован прекрасный храм, величественно возвышающийся на высоком берегу Томи. Даже зоопарк органически вписывается в тематику экспозиций историко-культурного и природного музея-заповедника. Генплан музея-заповедника был разработан еще в 1987 г. группой профессиональных московских архитекторов и постоянно дорабатывается томским институтом «Сибспецпроект-реставрация». В перспективе будет реализация старых планов - реконструкция комплекса «Сибирское волостное село».
В 2012 г. сотрудником санатория «Рассветы над Бией» А.Н. Шерпаевым было обнаружено место расположения стана «Бехтемир», сооруженного в XVIII в. на Бийской линии. Совместно с этно-
графом В.М. Кимеевым и историком А.Ю. Огурцовым были сделаны проектные предложения по реконструкции и музеефикации объекта, реализация которых проблематична из-за недопонимания руководства санатория и пассивности местных властей [3. С. 166]. Более того, дорожные работы, проводимые в непосредственный близости к памятнику, могут безвозвратно его уничтожить. Подобные случаи привели к уничтожению места нахождения деревянного Кузнецкого острога при строительстве ограждения Преображенского собора и археологического памятника «Маяково городище» при строительстве объездной автодороги в г. Новокузнецке.
В 2011 г. согласно договору между КемГУ и Музеем УВС аймака Монголии начались работы по комплексному обследованию памятников археологии, быта и культуры дербетов в районе горного озера Уурэг нуур. Совместно с археологом Ю.В. Ши-риным и директором музея Батсуурь Лхагвасурэном были также представлены предварительные проектные предложения, которые были поддержаны местными властями. Руководство Ховдского университета также планирует начать в 2013 г. предварительные научно-изыскательские работы для создания в Западной Монголии второго экомузея на оз. Хар Ус нуур, что позволит более эффективно сохранять, музеефицировать и использовать для туристических целей памятники этнокультурного и природного наследия Монголии [4. С. 310].
В заключение следует заметить, что основные проблемы сохранения этнокультурного наследия в российских экомузеях создаются региональными властями, хотя именно они призваны сохранять и ретранслировать памятники наследия для всего населения округи, а также использовать их для туристическо-рекреационных целей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кимеев В.М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. 450 с.
2. Кимеев В.М. Тайны кабырзинской принцессы / В.М. Кимеев, Ю.В. Ширин. Кемерово: Примула, 2011. 272 с.
3. Кимеев В.М. Экомузей-заповедник «Стан-Бехтемир» (история создания, архитектоника и функции) / В.М. Кимеев, А.Н. Шерпаев // Музей и наука: к 35-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета: матер. междунар. науч. конф. 1012 ноября 2011 г., Кемерово. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 164-167.
4. Кимеев, В.М. Экомузеи Горной Шории и Западной Монголии как форма сохранения и ретрансляции этнокультурного наследия (сравнительный аспект) // Этнография Алтая и сопредельных территорий: матер. 8-й Междунар. науч. конф., посвящ. 20-летию ист.-этнограф. исслед. сектора устной истории и этнографии ЛИК АлтГПА. Вып. 8 / под ред. Т.К. Щегловой. Барнаул: АлтГПА, 2011. С. 308-310.