Научная статья на тему 'Метаморфозы в теории и практике создания экомузеев Притомья'

Метаморфозы в теории и практике создания экомузеев Притомья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОМУЗЕЙ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ / ШОРЦЫ / ТЕЛЕУТЫ / ТАТАРЫ-КАЛМАКИ / РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ ПРИТОМЬЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кимеев В. М.

Несмотря на то, что в Кузбассе с 1990-х годов накоплен богатейший опыт сохранения и трансляции памятников историко-культурного наследия в составе нового типа музеев под открытым небом экому-зеев, это не привело к их спасению. Безразличие региональных и областных властей постепенно привело к искажению самой идеи эко-музея и разрушению уже отреставрированных памятников наследия. Больше внимание уделяется на театрализованные «народные» праздники со стилизацией обрядов и национальной одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метаморфозы в теории и практике создания экомузеев Притомья»

В перспективе сотрудники музея планируют продолжить работу по экспонированию данной выставки в районах Алтайского края. Для этого разрабатывается коммерческое предложение для районных музеев, макеты афиш для проведения рекламной кампании, идет процесс изготовления сувениров для посетителей выставки.

Кроме этого, сотрудники музея задумываются над расширением экскурсионной программы за счет включения в нее материалов, связанных с культурным наследием региона. Важным продолжением проектной деятельности могла бы стать ежегодная работа по созданию видеороликов о выдающихся личностях города и края, в соответствии с концепцией Правительства и Министерства культуры РФ по популяризации гуманитарных отраслей.

Таким образом, реализованные проекты - это только начало, за которым обязательно последует продолжение. Тем более что сегодня существуют такие программы поддержки музеев, которые способствуют продвижению новых профессиональных стандартов, поиску новых проектных решений и развитию партнерских отношений между музеями. Кроме этого, благодаря средствам грантов музеи могут воплотить в жизнь общественно значимые идеи.

Список литературы

1. Реализация грантовых проектов и программ фонда Олега Потанина в 2017 году / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: ЬИр8://^гмгмг. cultmanager.ru/article/7363-qqq-17-m2-27-02-2017-grantovyh-proektov-i-programm-potamna-v-2017-godu.

2. Каталог проектов - победителей первого всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл». - Москва, 2014.

3. Постановление администрации Алтайского края «Об утверждении концепции "Барнаул - культурная столица юга Сибири" на 2012-2017 годы» № 154 от 31.03.2012 года.

4. «Барнаул в чемодане» делится успехами // Автограф. - 2014. - 15 нояб.

5. Ильина, Е. В. Восемь шагов к успеху, или что нужно сделать, чтобы получить грант [Электронный ресурс] / Е. В. Ильина. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.cultmanager.ru/article/4514-vosem-shagov-k-uspehu-ili-chto-nujno-sdelat-chtoby-poluchit-grant.

УДК 069.02:502(571.17)

В. М. Кимеев

Кемеровский государственный университет,

Кемерово, Россия

МЕТАМОРФОЗЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЗДАНИЯ ЭКОМУЗЕЕВ ПРИТОМЬЯ1

Несмотря на то, что в Кузбассе с 1990-х годов накоплен богатейший опыт сохранения и трансляции памятников историко-культурного наследия в составе нового типа музеев под открытым небом - экому-зеев, это не привело к их спасению.

Безразличие региональных и областных властей постепенно привело к искажению самой идеи эко-музея и разрушению уже отреставрированных памятников наследия. Больше внимание уделяется на театрализованные «народные» праздники со стилизацией обрядов и национальной одежды.

Ключевые слова: экомузей, историко-культурное наследие, памятники, шорцы, телеуты, татары-калмаки, русские старожилы Притомья.

V. M. Kimeev Kemerovo State University of Culture, Kemerovo, Russia

THE METAMORPHOSIS IN THEORY AND PRACTICE OF THE TOM RIVER REGION ECOMUSEUMS CREATION

Despite the fact that in the Kuzbass since the 1990s there is a wealth of experience in preserving and translating of historical and cultural heritage monuments in a new open-air museums type - ecomuseums, this did not lead to their salvation. The indifference of regional and regional authorities gradually led to a distortion of the very idea of ecomuseum and the destruction of the already restored heritage monuments. More attention is paid to the theatrical «folk» holidays with the stylization of rituals and national clothes.

'Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 17-11-420003 «Этнокультурное наследие коренных малочисленных народов и русских старожилов Притомья: трансформация в современной социокультурной среде и подходы к актуализации»).

Keywords: ecomuseum, historical and cultural heritage, monuments, Shors, Teleuts, Kalmak Tatars, Russian old settlers of the Tom River region.

Сама идея создания экомузеев в местах компактного проживания аборигенов и русских старожилов Притомья возникла в Кузбассе в начале 1990-х годов после разработки московскими архитекторами проекта зон охраны и генерального плана историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница». Определенную помощь в разработке проектов оказали выпускники кафедры этнографии ЛГУ: В. М. Кимеев, А. Н. Давыдов, О. В. Бычков. По Решению Кемеровского облисполкома № 85 от 16.03.90 г. московскими архитекторами А. Г. Афанасьевым и В. Ю. Кеслером, этнографом В. М. Ки-меевым был разработан Проект зон охраны и генеральный план экомузея «Тазгол», который планировался вначале как филиал музея-заповедника «Томская Писаница», а затем - филиал таштагольского Музея этнографии и природы Горной Шории. В конечном итоге он стал филиалом музея-заповедника «Трехречье», созданным в 2009 г. в п. Усть-Кабырза Таштагольского района.

Этим же Решением планировалось в разные годы поэтапно создать по отдельным проектам экому-зеи: «Калмаки» в п. Юрты-Константиновка Яшкинского района, «Чолкой» в п. Беково Беловского района, «Русское село Ишим» в Яйском районе, «Русское село Брюхоново» в с. Красное Ленинск-Кузнецком районе. Вместо экомузея «Черви» в с. Старочервово Кемеровского района в 10 км на берегу Томи в 2003 г. был основан и действует до сих пор экомузей-заповедник «Тюльберский городок» [1].

Судьба всех спроектированных экомузеев сложилась по-разному, но объединяет их одно - бедственное положение, несмотря на формальное признание этого нового типа современных музеев под открытым небом как в Кузбассе, так и в России в целом. По теории сама идея российских экомузеев должна была прижиться в местах компактного проживания малочисленных народов, в силу сохранившегося у них особого чувства культурной саморефлексии и как противодействия многолетнему отчуждению от культурных корней в советскую эпоху. Действительно, в начале 1990-2000-х годов эта идея стала активно реализоваться в сельской местности и оказалась спасительной в критической ситуации осознания разрушений и утрат, понесенных за предшествующие десятилетия. Создаваемые носителями культуры при содействии ученых этнографов и архитекторов, а главное при финансовой поддержке региональных властей экомузеи были ориентированы, в первую очередь, на потребности общества в сохранении, реанимации и воспроизводстве культурной самобытности, а уже затем на осуществление природоохранной и рекреационно-туристской деятельности в округе.

В 2011 г. нами был предложен проект комплексного экомузея-заповедника Горной Шории -«Трехречье» в п. Усть-Кабырза Таштагольского района, создание которого, к сожалению, началось по другой схеме. Вместо музеефикации раскопанного в 2009 г. археологом Ю. В. Шириным многослойного поселения и грунтового могильника без какого-либо проекта и отвода земли в 2010 г. были построены объекты некоего «Гулага», хотя в поселке до середины 1990-х годов была всего лишь колония-поселение уголовно осужденных. На месте раскопок памятника вместо предложенной архитектором В. Н. Усольцевым реконструкции погребений в виде некрополя по инициативе местных властей установили две деревянные скульптуры, видимо символизирующие так называемые «кабырзинскую принцессу» и «витязя», которые уже стали местом поклонения для туристов. Дополнением к музею-заповеднику стала Азасская пещера, где якобы обитает «снежный человек», а на самом деле придуманный областными властями и журналистами оригинальный миф для привлечения туристов [2].

Основой экомузея «Тазгол», расположенном на площади в 5 га в характерном для этих мест этнокультурном ландшафте на надпойменных террасах в устье реки Анзас, должен был стать реставрированный комплекс подлинных памятников народной архитектуры, связанных с деятельностью Алтайской духовной миссии: дом миссионера конца XIX, дома псаломщика, шорского торговца «пай Степана» и двухъярусный амбар. В 1992 г. малым предприятием «Усть-Анзас» на средства районных властей был залит бетонный фундамент под реконструкцию по имеющемуся проекту Троицкой церкви. Однако работы с 1997 г. приостановились, а рядом стоящий дом миссионера постепенно разрушается, хотя есть проект реставрации.

На прилегающей к стану верхней надпойменной террасе реки Мрассу после раскопок был реконструирован подлинный археологический памятник «Кайчак» - погребение кыргызского воина по обряду кремации. На соседней поляне этой террасы местным жителем-шорцем воссоздана копия своего охотничье-промыслового стана, состоящего из охотничьей избушки, навеса со станком пабрык для размалывания кедровых шишек, каркасного балагана одаг из колотых бревен, срубного лабаза на высоких столбах для хранения продуктов, бревенчатой эстакады для погрузки мешков с орехом на вьючных лошадей. На отдаленной поляне археологом А. М. Зиняковым сделана реконструкция поселения древних шорских металлургов, раскопанного археологом Ю. В. Шириным в урочище «Сайлогол» на р. Мрассу. Здесь представлены: реконструкция плавильной печи под навесом, каркасной юрты одаг и кузницы в срубной отдельно стоящей избушке. На косогоре верхней террасы отреставрирован дом местного

русского плотника Г. И. Иванова, два амбара, в одном из которых оборудована выставка предметов шорского быта и реконструирована баня. В 2008 г. коллективом шорского фольклорного ансамбля «Чылтыс» из г. Таштагол на соседней поляне террасы выложены несколько каменных куч (видимо по аналогии с монгольскими обо) и вкопан, как у хакасов, деревянный столб-коновязь сарчын. Ежегодно на этом импровизированном «святилище» проводятся обряды с шаманским камланием. Сами местные жители никаких обрядов здесь не проводят, но приходят сюда во время организованных властями мероприятий по случаю юбилея поселка.

Создание экомузея положительно сказалось на социально-экономической ситуации в поселке Усть-Анзас. В середине 1990-х годов здесь была построена начальная школа, квартира для учителей, от п. Шерегеш проложена хорошая гравийная дорога, по которой налажено снабжение и доставка туристов на реку Мрассу к турбазе и объектам экомузея. Но в 2000-х годах школу закрыли, дети разъехались по интернатам, а за ними потянулись и родители для трудоустройства в ближайших городах и поселках. В помещении бывшей школы священнослужители из Георгиевской церкви г. Таштагол открыли молеб-ную комнату, где иногда с их приездом проходят богослужения.

Представители Русской Православной Церкви на 2017 г. наметили продолжение достройки экомузея: реконструкцию по проекту Троицкой, но подлинный памятник - Дом миссионера конца XIX в. может так и остаться бесхозным и, в конечном итоге, разрушиться. На нижней террасе на территории площадки бывшего стана с попустительства районных властей построена частная усадьба с домом и хозпостройками, где содержится скот. Еще ранее там был построен частный магазин, а здание бывшей миссионерской школы было приватизировано.

Руководство КемГУ в 2017 г. подало заявку в РФФИ на проект «Исследование возможностей и ограничений использования инструментария 3Б-моделирования в задачах компьютерной реконструкции объектов историко-культурного наследия малочисленных народов Сибири». Вероятно, реализация этого проекта позволит улучшить рекламу экомузея «Тазгол», но для сохранения памятников археологии, народной и культовой архитектуры вряд ли это поможет, также как и на улучшение жизни самих оставшихся жителей. Нужна цельная социально-экономическая программа развития поселка. Но на это районные и областные власти денег уже два десятилетия найти не могут, как, к примеру, на создание «Гулага» в музее-заповеднике «Трехречье» в п. Усть-Кабырза.

Экспозиции телеутского экомузея «Чолкой» по проекту 1992 г. должны были создаваться в центральной части с. Беково в поросшей ивняком пойме р. Бачат. Создание экспозиций началось в 1998 г. директором историко-этнографического музея «Чолкой» В. И. Челухоевым на втором этаже местного Дома культуры в виде витрин и диорам по этноэкологии телеутов, древностям «телеутской землицы», традиционному быту, искусству, обрядам и обычаям, выставки декоративно-прикладного искусства и современной истории. Этого показалось мало, и в с 2004 г. под руководством и при непосредственном участии директора музея и его сына на площадке у Дома культуры без какого-либо проекта и отвода земли началось активное сооружение новоделов - сторожевой башни странной конструкции, алтайской конусообразной юрты аланчик из жердей и бересты, многоугольной юрты из полубрёвен, телеутской плетеной полуземлянки по образу той, в которой родился директор, срубного дома-пятистенка с баней и стайкой, где директор содержит домашних животных. Причем все постройки выставлены в ряд и оказались в охранной зоне здания Дома культуры прямо на магистральном подземном водопроводе. В юрте директор, объявивший себя главным телеутским ханом, принимает и угощает гостей, а на площадке перед Домом культуры проводит различные обряды у ритуального костра и даже, войдя в роль, совершает предсказания, например, о результатах олимпийских игр и проводит лечебные камлания с бубном, оставаясь в душе, как бывший член КПСС, убежденным атеистом. Все это пользуется большой популярностью у властей и многочисленных туристов.

В селитебной части села Беково сохраняются подлинные объекты: реставрированная местным приходом без проекта кирпичная Пантелеймоновская церковь конца XIX в. с кирпичной церковноприходской школой и несколько деревянных жилых домов исторической застройки по улице Набережной, которые, однако, не используется для экскурсий и разрушаются.

Основой не состоявшегося татарского экомузея «Калмаки» площадью 10 га по проекту должна была стать историческая часть п. Юрты-Константиновы Яшкинского района, представленная комплексом памятников народной архитектуры и деревянной мечетью. Несмотря на то что проект разрабатывался в 1991 г. при непосредственном участии местных жителей, прошел экспертизу и согласование с местными органами власти, но из-за развала совхоза 1990-х годов реализован не был. Была закрыта школа, и молодежь постепенно разъехалась. Руководитель местного фольклорного ансамбля «Дуслык» (Дружба) создал из собранных предметов быта небольшую выставку в одной из комнат местного клуба. Продолжают разрушаться памятники архитектуры: деревянное здание бывшей мечети; деревянная двухэтажная изба-связь - бывшая мусульманская школа-медресе (ныне жилой дом); несколько других

жилых домов XIX - начала XX вв., сохранившихся в центре поселка. Вряд ли можно надеяться на поддержку властей или татарского национально-культурного центра «Дуслык» в условиях экономического спада в Кузбассе.

Несбыточными останутся проекты экомузеев: «Ишим» в одноименном селе на бывшем Московском тракте и «Брюханово» в селе Красное на Томско-Кузнецком тракте, связанных историей русской колонизации края. Сохранившиеся здесь каменные и деревянные постройки культовой и народной архитектуры быстро разрушаются и никем практически не охраняются. Еще на стадии проектирования в 1992-1993 гг. местные жители высказывали сомнения о возможности создания музеев, называя большинство односельчан и местные власти «странниками», которым безразлична судьба памятников, к которым ни они, ни их предки-переселенцы не имеют никакого отношения. Полное банкротство местных сельскохозяйственных производств в 1990-е годы окончательно похоронило и проекты, и саму идею музеефикации.

Только в центре с. Красное (бывшее село Брюханово) в двухэтажном доме-крестовике сельского купца Пьянкова в начале 1990-х гг. без научной проработки был создан «Музей истории крестьянского быта» с витринами и диорамами. Рядом на центральной площади находится действующая, отреставрированная стараниями служителей Кемеровской митрополии каменная Троицкая церковь, которая, однако, как и в с. Беково, не используется сотрудниками музея для экскурсий редким приезжим посетителям. Памятники народной архитектуры: здания волостной управы и приходской школы с попустительства местного прихода и властей просто сгорели уже после принятия проект экомузея.

В некогда богатейшем волостном селе Ишим Яйского района к настоящему времени половина зафиксированных проектом памятников народной архитектуры разрушилось, как и каменная трехпре-стольная Спасская церковь, несмотря на проект реставрации, заказанный Кемеровской епархией.

Экспозиции, созданного в 2003 г. экомузея-заповедника «Тюльберский городок» Кемеровского муниципального района, представлены: «Казачьей караульной избой» с интерьером, проездной Борисо-Глебовской башней и тремя угловыми - Георгиевской, Александровской и Никольской. Но больше всех привлекает единственное сохранившееся в Притомье, раскопанное, реконструированное и музеефици-рованное средневековое ритуальное городище «Городок» начала II тыс. н. э. По проекту реконструированы: оборонительный комплекс городища в виде забора из полубревен с земляным валом и воротами, три плавильные глиняные печи под навесом и одна внутри реконструированной каркасной постройки. Дополнение экспозиции под открытым небом стал реконструированный культовый жертвенник «таел-га» в виде лабаза на столбах и приставленной к столбу жерди со свисающей шкурой барана с головой и копытами, а также реконструкция шаманского чума. На внутренней площадке городища круглогодично проводятся реконструкции ритуальных обрядов аборигенов-тюльберов. Кроме того, в выставочном павильоне в витринах и диораме представлены подлинные предметами быта русских старожилов, шорцев и телеутов, а также археологические находки во время раскопок городища и порываевских курганов.

Несмотря на популярность и известность за счет оригинальных экспозиций под открытым небом, ежемесячно проводимых народных календарных праздников, экомузей-заповедник все годы существования с 2003 г. переживает трудные времена. Частая смена муниципальных районных властей всех уровней и отсутствие финансирования фактически приостановили дальнейшую реализацию проекта -реконструкцию усадьбы из нескольких объектов казачьего атамана Ивана Теплинского и тюльберского улуса с культовыми сооружениями за пределами городища. Осталась не обустроенной экологическая тропа по территории экомузея. Имеющиеся объекты - четыре башни с забором, частоколом между ними и городище, уже требуют реставрации после более 10-летней эксплуатации. Отсутствие грунтовой дороги протяженностью 10 км до экомузея из соседнего села Старочервово не позволяет даже в летнее время организовать массовый туризм и зарабатывание собственных средств музеем-заповедником. Интересно, что в год экологии и 15-летнего юбилея экомузея над ним нависла угроза закрытия из-за противодействия новых властей. КемГУ имеет по соседству с экомузеем базу практик, территория которого используется не по назначению, согласно выданному свидетельству на право пользования. Территория базы закрыта для прохода экскурсий до Александровской башни, городищу и на берег реки Томи. Несмотря на то, что эта ненормальная сложившаяся ситуация известна районным и областным властям, ничего не предпринимается и богатейшее историко-культурное наследие на глазах гибнет [3].

Список литературы

1. Кимеев, В. М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника и функции / В. М. Кимеев. - Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. - 452 с.

2. Кимеев, В. М. Тайны Кабырзинской принцессы / В. М. Кимеев, Ю. В. Ширин. - Кемерово : Примула, 2011. - 272 с.

3. Кимеев, В. М. Нереализованные проекты экомузеев Притомья: причины и их дальнейшая судьба / В. М. Кимеев // Материалы IX научных чтений памяти Баландина. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. архитектур.-худож. акад/. 2014. - С. 295-300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.