2. Ionova O.V. Sozdanie seti kraevedcheskih muzeev RSFSR v pervye desjat' let sovetskoj vlasti [Creation of a network of local lore museums of the RSFSR in the first ten years of Soviet power]. Istorija muzejnogo dela v SSSR - History museums in the USSR. Moskow, 1957, iss. 1, pp. 37-57.
3. Meshalkin P.N. Mecenatstvo i blagotvoritel'nost' sibirskih kupcov-predprinimatelej. Vtoraja polovina XIX - nachalo XX veka [Sponsorship, charity Siberian merchants and businessmen. Second half of XIX - early XX century]. Krasnoyarsk, 1995, pp. 43-53.
4. Ravikovich D.A. Muzej mestnogo kraja vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka [Museums of the local region in the second half of XIX - early XX century]. Istorija muzejnogo dela v Rossii - History museums in the Russia. Moscow, 1960, iss. 2, pp. 145-176.
5. Rafeenko P.S. P.K. Frolov i Barnaul'skij muzej vedomstva kabineta [P.K. Frolov and Barnaul Museum of the office of the Cabinet]. Kraevedcheskie zapiski - Local lore notes. Barnaul, 1999, iss. 3, pp. 7-13.
6. Truevcev O.N. Istorija sibirskogo muzeja: metodologija, istoriografija, istochniki. Uchebnoe posobie [The history of the Siberian Museum: methodology, historiography, sources: the manual]. Barnaul, Altai Institute of Arts and Culture Publ., 1999. 208 p.
7. Shalaeva N.V. S.I. Guljaev i N.S. Guljaev i razvitie muzejnogo dela na Altae (vtoraja polovina XIX - nachalo XX veka) [S.I. Gulyaev and the N.S. Gulyaev and Museum development in Altai (second half of XIX - beginning of XX century)]. Guljaevskie chtenija - Guljaevskii reading. Barnaul, 1998, iss. 1, pp. 120-123.
УДК 069:01
ЭКОМУЗЕИ ПРИТОМЬЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
Кимеев В. М., доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, директор экомузея-заповедника «Тюльбер-ский городок» Кемеровского муниципального района (г. Кемерово). E-mail: Kimeev@mail.ru
В статье характеризуются этапы проектирования шести экомузеев Притомья («Тазгол» в шорском поселке Усть-Анзас Таштагольского района, «Чолкой» в телеутском селе Беково Беловского района, «Калмаки» в татарском поселке Юрты-Константиновы Яшкинского района, в русских притрактовых селах - «Ишим» и «Брюханово» (Красное), «Тюльберский городок» в Кемеровском районе. Анализируются разнообразие форм и перспективы реализации этих архитектурных проектов в 1990-2014 годы. Показаны объективные и субъективные причины провалов некоторых проектов в условиях социально-экономического кризиса в России 1990-х годов в сравнении с опытом создания других российских экомузеев.
Ключевые слова: экомузей, российские музеи, архитектурный проект, экспозиция, коренные малочисленные народы Сибири, русские сибиряки.
NEARBY TOM ECOMUSEUMS AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES
Kimeev V. M., Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts, Director of Ecomuseum Reserve "Tyulbersky Gorodok" of the Municipal District of Kemerovo (Kemerovo). E-mail: Kimeev@mail.ru
The article deals with the design stages of six nearby Tom ecomuseums ("Tazgol" Shor settlement Ust-Anzas Tashtagol district, "Chalkoi" in Teleut village Bekovo, Belovsky district, "Talmaci" in Tatar village Yurt-Konstantinovy, Askinsky district, nearby tract Russian villages "Ishim" and "Bryukhanovo" (Krasnoye), "Tullbergsky gorodok" in Kemerovo district. It analyzes a variety of forms and prospects of implementation
of these architectural projects in 1990-2014. It shows the objective and subjective reasons of the failures of some of the projects in terms of socio-economic crisis in Russia in the 1990s in comparison with the experience of creating the Russian ecomuseums.
Keywords: ecomuseum, Russian museums, architectural design, exposition, small indigenous peoples of Siberia, Russian Siberians.
Оригинальные формы сохранения этнокультурного наследия в местах компактного проживания аборигенов и русских старожилов Прито-мья были впервые предложены в России начала 1990-х годов по программе «Культура Кузбасса» творческой группой опытных московских архитекторов. Первым стал комплексный музей-заповедник «Томская Писаница», организованный по инициативе археолога А. И. Мартынова и поддержке областных властей в 1988 году. Для проектирования экспозиций были привлечены высокопрофессиональные архитекторы: А. Г. Афанасьев (Москва), В. Н. Усольцев (Новокузнецк). По проекту из подлинных жилых и хозяйственных построек начала XX века, вывезенных в 1989 году из Горной Шории, в схожем ландшафте заповедника был смоделирован этнографический комплекс, получивший название «Шорский улус Ке-зек». На самом деле жилой дом был срублен умелыми русскими плотниками в чашу с замком для русских приискателей (бергалов), безуспешно пытавшихся намыть золото в ручье Кезек, как это они делали в то время по речке Анзас. Затем дом был продан и использовался шорцами, дополнившими усадьбу летней кухней и амбаром.
Реставрация вывезенных построек производилась после контрольной сборки профессиональными плотниками по рабочим архитектурным проектам, выполненным архитектором В. Н. Усольцевым, производившим в процессе работ авторский надзор. В состав комплекса вошли дом-одноклеть Марфы Кискоровой с самцовой желобовой крышей, глинобитной русской печью и полностью восстановленным интерьером с мебелью, приобретенной вместе с домом, а также летняя кухня, двухъярусный амбар, кузница. Дополнительно были реконструированы: баня, свинарник, шаманский каркасный шалаш, крытый берестой, и бревенчатая юрта, кладбище с надмогильными сооружениями и детскими захоронениями на деревьях в виде берестяных свертков. В ближайших планах руководства «Томской Писаницы» - создание на территории музея этнографической экспозиции под открытым не-
бом, характеризующей архитектурные традиции и быт русского старожильческого населения При-томья [7, с. 150].
В дальнейшем, согласно Решению Кемеровского областного Совета народных депутатом № 85 от 16.03.1990, за 20 лет тем же творческим коллективом архитекторов, археологов, этнографов, плотников-реставраторов и представителей национально-политических элит после научных изысканий были спроектированы шесть национальных экомузеев народов При-томья в местах их компактного проживания, три из которых - шорский «Тазгол» в п. Усть-Анзас, телеутский «Чолкой» в п. Беково, комплексный экомузей-заповедник «Тюльберский городок» в п. Городок - в настоящее время официально действуют [1].
В 2011 году другим авторским коллективом из Кемеровского областного краеведческого музея предложена научная концепция нового комплексного музея-заповедника Горной Шории - «Трех-речье» в п. Усть-Кабырза Таштагольского района, создание которого, к сожалению, началось без архитектурного проекта и отвода земельного участка. В месте музеефикации раскопанного еще в 2009 году, в п. Усть-Кабырза многослойного поселения и грунтового могильника эпохи бронзы в виде некрополя в 2013 году установили два деревянных идола, символизирующих раскопанных, так называемых «кабырзинскую принцес су» и «витязя», которые уже стали местом поклонения для туристов. В 2011 году в самом поселке соорудили комплекс-новодел, названный «Гулагом», хотя в Усть-Кабырзе всегда существовала только колония-поселение осужденных уголовников, закрытая по требованию местных жителей в середине 1990-х годов. Дополнением музея-заповедника «Трехречье» должна стать «Азас-ская пещера» - памятник природы, где по мифам якобы обитает «снежный человек» [4, с. 87]. В 2012 году в состав музея-заповедника «Трехре-чья» включили ранее созданный экомузей «Таз-гол», находящийся в 60 км ниже по течению по реке Мрассу и имеющий несколько музеефициро-
ванных подлинных памятников народной и гражданской архитектуры, а также памятники археологии эпохи бронзы и Средневековья.
В первом создаваемом с 1990 года экомузее «Тазгол» на площади в 5 га в характерном для этих мест этнокультурном ландшафте на нижней надпойменной террасе реставрирован комплекс подлинных памятников, связанных с деятельностью Алтайской православной миссии - дом псаломщика, дом торговца «пай Степана» и двухъярусный амбар, которые используются сейчас для проживания туристов и хранения материалов музея (рис. 1). В 1992 году был залит фундамент для реконструкции по проекту Троицкой церкви, однако в результате смены районных властей и
отсутствия финансирования заготовленный сосновый лес сгнил, и вряд ли работы будут продолжены. Рядом стоящий подлинный заброшенный дом мрасского миссионера (рис. 2) разрушается, хотя еще в 1991 году был разработан проект его реставрации. Сделанный анализ архитектурно-планировочной организации исторического центра п. Усть-Анзас и его окружающей застройки с позиций определения сохранности ценных элементов исторического ландшафта, отдельных памятников истории и культуры, их утрат и изменений, а также выявления элементов дисгармонии, нарушающих выразительность историко-архитектурной и природной среды, местными властями не используется.
I. МИССИОНЕРСКИМ СТАН
1. Троицкая церквь.
2. Миссионерская школа.
3. Дом миссионера.
4. Амбар миссионера.
5. Дом псаломщика.
6. Традиционные жилища.
7. Усадьба паштыка.
II. УСАДЬБА ИВАНОВА
III. ПОСЕЛОК ЛИТЕЙЩИКОВ
IV. ОРЕХОВЫЙ СТАН
V. ЖЕРТВЕННИК
VI. ЗОЛОТОПРИИСК
VII. ДОМ УЧЕНЫХ
VIII. КЛУБ
IX. ПОСЕЛОК УСТЬ-АНЗАС
Рисунок 1. АЭМЗТГР1-01. Генплан экомузея «Тазгол». Автор А. Г. Афанасьев (1991). Рисунок, тушь
Рисунок 2. МАЭ 3646, б/н. Миссионерский стан в шорском улусе Усть-Анзас. Вид с г. Кабакташ и кладбища. Автор Н. П. Дыренкова (1927). Фотография
Экомузей создавался с целью сохранения многовекового историко-культурного и природного наследия мрасских жителей Горной Шории. На верней надпойменной террасе реки Мрассу в 1996 году реконструирован после раскопок подлинный археологический памятник «Кайчак» - погребение кыргызского воина по обряду кремации. На соседней поляне этой террасы местным жителем-шорцем реконструирован свой охотничье-промысловый стан, состоящий из охотничьей избушки с нарами и очагом из двух приставленных к стене плах, обмазанных глиной, а также из навеса со станком пабрык для размалывания кедровых шишек, каркасного балагана одаг из колотых бревен, срубного лабаза на высоких столбах для хранения продуктов, бревенчатой эстакады для погрузки мешков с орехом на вьючных лошадей. На отдаленной поляне представлена реконструкция
поселения древних шорских металлургов, раскопанного археологом Ю. В. Шириным в урочище «Сайлагол» на р. Мрассу и выполненная археологом А. М. Зиняковым с реконструкцией плавильной печи под навесом, каркасной юрты «одаг» и кузницы в срубной избушке. На третьей открытой поляне верхней террасы в ограде смоделирована после реставрация усадьба местного русского плотника Г. Иванова с подлинным домом, двумя амбарами и баней. В окрестностях п. Усть-Анзас сохранились развалины бывшего золотоприиска, а в зонах охраняемого природного ландшафта -многочисленные памятники дикой природы - живописные скалы и Сагинский водопад.
Нереализованной осталась реконструкция шорского улуса Тазгол на поляне между поселением литейщиков и охотничье-промысловым станом. В 2008 году члены коллектива шорского
фольклорного ансамбля «Чылтыс» из г. Таштагол на этой поляне в нарушении генплана набросали несколько каменных куч по аналогии с монгольскими обо, вкопали, как у хакасов, деревянный столб-коновязь сарчын и приспособили для подвязывания ленточек ялама якобы «священную березу» на краю поляны. С тех пор ежегодно на поляне проводятся шаманские камлания и обряды по сценарию и при непосредственном участии активистов общества «Таглыг-Шор». Сами местные жители таких обрядов здесь не проводят, но при-
ходят сюда во время организованных властями мероприятий по случаю юбилея поселка.
Экспозиции телеутского экомузея «Чолкой» по проекту 1992 года должны были создаваться в центральной части с. Беково в поросшей ивняком пойме р. Бачат (рис.3). Сам поселок состоит из трех слившихся воедино населенных пунктов: старинного телеутского улуса Чолкой (Ары-Паят), ставшего к началу XX века селом Челухоевским, деревни Верховская (Сас) и села Беково - со смешанным телеутско-русским населением.
Рисунок 3. АЭМЗТГР1-02. Генплан экомузея «Чолкой». Автор А. Г. Афанасьев (1992). Рисунок, гуашь
Организация экомузея целиком опиралась на традиционные представления о жизни и культурное наследие телеутов, что позволило разработать научную концепцию с учетом интересов местных жителей, а затем и населения всего района. Финансирование проекта осуществлял Департамент культуры Кемеровского облисполкома на основании решения Кемеровского областного совета народных депутатов № 274 от 22.07.1991 «О первоочередных мерах по возрождению теле-утской народности». Проект прошел экспертизу на Всероссийской научной конференции в п. Бе-
ково в августе 1992 года, но реализован в первоначальном виде не был
Создание экспозиций началось в 1998 году директором историко-этнографического музея «Чолкой» В. И. Челухоевым в помещениях второго этажа местного Дома культуры в виде витрин и диорам по этноэкологии телеутов, древностям «Телеутской землицы», традиционному быту, искусству, обрядам и обычаям, выставки декоративно-прикладного искусства и современной истории [6, с. 449]. Этого показалось ему мало, и с 2004 года под руководством и непосред-
ственным участием директора музея и его сына на площадке у Дома культуры без какого-либо проекта и отвода земли началось активное сооружение новоделов - сторожевой башни странной конструкции, алтайской конусообразной юрты аланчик из жердей и бересты, многоугольной юрты из полубревен, телеутской плетеной полуземлянки по образу той, в которой родился директор, срубного дома-пятистенка с баней и стайкой, где директор содержит домашних животных (рис. 4). Причем все постройки выставлены в ряд в охранной зоне здания Дома культуры
прямо над магистральным подземным водопроводом. В юрте директор, объявивший себя главным телеутским ханом, принимает и угощает гостей, а на площадке перед Домом культуры проводит различные обряды у ритуального костра и даже, войдя в роль, совершает предсказания, например, о возможных результатах олимпийских игр или проводит лечебные камлания с бубном, оставаясь в душе, как бывший член КПСС, убежденным атеистом. Все это пользуется большой популярностью у властей, журналистов и многочисленных туристов.
Рисунок 4. АЭМЗТГ Ф1-02. Реконструкции под открытым небом у ДК. Автор В. М. Кимеев (2007). Фотография
В селитебной части села Беково сохраняются подлинные объекты: реставрированная местным приходом без проекта кирпичная Пан-телеймоновская церковь конца XIX века с кирпичной церковно-приходской школой и несколько
деревянных жилых домов исторической застройки по улице Набережной. Жилые постройки не реставрированы, не используется для экскурсий и разрушаются.
Основой экомузея-заповедника «Тюльбер-ский городок», создаваемого с 2003 года, стало сохранившиеся в Притомье, раскопанное и музеефицированное в 1997-2000 годах средневековое ритуальное городище «Городок», датируемое началом II тыс. н. э. При музеефикации археологического памятника - ритуального городища - был предложен и реализован «реконструктивный» метод с внесением элементов реконструкций на отдельных раскопанных и подвергшихся изучению участках. По проекту были реконструированы оборонительный комплекс в виде забора из полубревен с земляным валом и воротами, плавильные печи под навесом и внутри одной реконструированной каркасной постройки, культовый жертвенник «таелга» в виде лабаза на столбах и приставленной к столбу жер-
ди с навешанной шкурой барана, реконструкции шаманского чума (рис. 5). Пространственное моделирование изначальной структуры позволило включить объекты в экспозиционную структуру музея, в которой они представлены как часть природно-физического феномена измененной историко-культурной среды, что создает уникальную визуально-пространственную модель на базе экспонируемого памятника. Остальная часть городища представлена в «натурной консервации» для сохранения первоначального облика памятника. На одном из раскопанных участков с жилищем допустимо сооружение временных защитных сооружений в виде навесов. Такой «открытый» показ позволит представить городище как часть рекреационной системы историко-ландшафтного комплекса экомузея [3, с. 23].
Рисунок 5. Реставрация экомузея «Тюльберский городок» Кемеровского государственного университета в Кемеровском районе. Диплом выставки «Золотая капитель» в 2001 году. Авторы проекта: В. Н. Усольцев, И. А. Платонова
ЭКСПЛИКАЦИЯ
1. Казачий деревянный острог ХУП-ХУШ веков.
1.1. Проездная срубная башня.
1.2. Четыре срубные угловые башни с острожными стенами (Бельская, Братская, Томская, Кузнецкая).
1.3. Казачья деревянная Успенская церковь.
1.4. Воеводский двор-комплекс с баней и амбарами.
1.5. Съезжая изба.
1.6. Таможня-рентерия.
1.7. Тюрьма острожная.
1.8. Острожная караульная изба.
1.9. Усадьба казачьего атамана Теплинского.
1.10. Гостинный двор.
1.11. Дом русских старожилов Притомья.
1.12. Аманацкая.
2. Средневековое ритуальное городище.
2.1. Ритуальные мастерские тюльберов.
2.2. Культовый жертвенник.
2.3. Востановленная стена городища.
2.4. Конный взвоз.
2.5. Легкий подвесной мост.
2.6. Дворец тюльберского хана.
2.7. Одиннадцать срубных юрт.
2.8. Порываевские курганы.
2.9. Культовый жертвенник «Таелга».
3. Казачья заимка.
3.1. Дом казака.
3.2. Двор-конюшня.
4. Речная казачья пристань со струками.
4.1. Пристань.
5. Посад русских старожилов.
5.1. Усадьба крестьянина-земледельца.
5.2. Усадьба крестьянина-ремесленника.
5.3. Купеческий дом с лавкой.
6. Заповедные леса.
6.1. Заповедный грибной лес.
7. Заповедные территории.
7.1. Заповедный овраг с примыкающим скальным берегом.
В экомузее «Тюльберский городок» реконструированы типичные для сибирских острогов одна проездная и три угловые срубные башни. Этот оборонительный комплекс из башен и забора-частокола, а также реконструированные под жилые и хозяйственные постройки острога современные деревянные здания учебно-научного центра КемГУ создают собирательный образ сибирского казачьего острога ХУП-ХУШ веков, органично вписывающийся в окружающий исторический ландшафт. Причем каждая из башен является точной реконструкцией какой-либо известной башни по материалам раскопок археологов или графическим реконструкциям архитекторов (Борисо-Глебовская проездная башня Верхотом-ского острога, угловая Александровская башня Сосновского острога, угловая Георгиевская башня Братского острога, угловая Михайловская башня Томского острога). Предусмотрена в проекте реконструкция Преображенской часовни по аналогу часовни Кашира, реставрированной в Новгородском музее «Витославицы».
Этнографическая экспозиция в экомузее-заповеднике «Тюльберский городок» представлена в интерьере реконструированных по проектам «Казачьей караульной избы», «Георгиевской и Александровской угловых башен», а также в выставочном павильоне подлинными предметами быта русских старожилов, шорцев и телеутов. Предполагается обустройство интерьера в жилом доме, амбаре, кузнице и бане усадьбы казачьего атамана Ивана Теплинского.
Непосредственно на территории экомузея выделены особо охраняемые природные зоны: «заповедный грибной лес» и скальные выходы с береговыми террасами и оврагами с редкими видами рептилий и растений, занесенных в Красную книгу Кузбасса.
Несмотря на популярность и известность за счет оригинальных экспозиций под открытым небом, ежемесячно проводимых народных календарных праздников экомузей-заповедник все годы существования, начиная с 2003 года, переживает трудные времена. Частая смена муниципальных районных властей всех уровней и отсутствие финансирования фактически приостановили дальнейшую реализацию проекта - реконструкцию усадьбы казачьего атамана Ивана Теплинского из нескольких объектов и тюльберского улуса с культовыми сооружениями за пределами городища. Осталась не обустроенной экологическая тропа по территории экомузею. Имеющиеся объекты -4 башни с забором-частоколом между ними и городище - уже требуют реставрации после более 10 лет эксплуатации. Отсутствие дороги (хотя бы грунтовой) на пути до экомузея протяженностью 10 км из соседнего села Старочервово не позволяет даже в летнее время организовать массовый туризм и получить собственные средства музею-заповеднику. Выходом из тупика может стать присоединение экомузея-заповедника «Тюльберский городок» в качестве филиала к крупным кузбасским музеям-заповедникам, «Томской Писанице» или «Красной Горке», в случае включения Кемеровского района в состав г. Кемерово.
Основой полностью не состоявшегося татарского экомузея «Калмаки» площадью 10 га по проекту должна была стать историческая часть п. Юрты-Константиновы Яшкинского района, представленная комплексом памятников
народной архитектуры и деревянной мечетью, построенной в начале XX века (рис. 6 и 7). Анализ существующего состояния поселка Юрты-Константиновы и округи проведен московским архитектором А. Г. Афанасьевым в 1991 году с позиций определения сохранности отдельных памятников истории и культуры, сохранности ценных элементов прилегающего ландшафта, их утрат и изменений, а также выявления элементов дисгармонии, нарушающих выразительность
историко-архитектурной и природной среды. Проведена была также оценка функциональной структуры села и его опорной застройки, этносо-циологическое обследование населения, раскопки Сосновского казачьего острога. Несмотря на то, что проект разрабатывался при непосредственном участии местных жителей, прошел экспертизу и согласование с местными органами власти, из-за разорения местного сельхозпредприятия в 1990-х годах реализован не был.
Рисунок 6. АЭМЗТГР1-03. Генплан экомузея «Калмаки» (вид с Курьи). Автор А. Г. Афанасьев (1991). Рисунок, тушь
Руководителю местного фольклорного ансамбля «Дуслык» (Дружба) удалось создать из собранных предметов быта и вспомогательного материала небольшую выставочную экспозицию в одной из комнат местного клуба. После закрытия рядом стоящей школы, перспективы развития поселка полностью исчезли. Продолжают раз-
рушаться памятники архитектуры: деревянное здание бывшей мечети; деревянная двухэтажная изба-связь - бывшая мусульманская школа-медресе (ныне жилой дом, который планируют перевезти в музей-заповедник «Томская Писаница»); несколько других жилых домов XIX - начала XX века, сохранившихся в центре поселка.
Рисунок 7. АЭМЗТГ Р2-03. Вид главной улицы и площади с мечетью. Автор А. Г. Афанасьев (1991). Рисунок, тушь
Вряд ли можно надеяться на поддержку местных властей или областного татарского национально-культурного центра «Дуслык» в создании экспозиций экомузея в условиях экономического спада в Кузбассе.
Нереальным остается и проект создания филиала экомузея «Калмаки» в соседнем селе «Сосновый острог». Произведенные в 1996 году частичные раскопки сохранившейся площадки Сосновского острога 1957 года позволяли его реконструировать. Но опасность исчезновения самого села из-за массового отъезда местных жителей в г. Томск и п. Яшкино, а также отсутствие грунтовой дороги в сторону Томской области не позволят организовать как реконструкцию объектов, так и туристическое обслуживание экспозиций. Дома на Прибрежной улицы с исторической планировкой разрушаются.
Скорее всего не будут реализованы проекты экомузеев «Ишим» на Московском тракте и «Брюханово» на Томско-Кузнецком тракте, которые проектировались для сохранения памятников наследия, связанных с историей русской колонизации Кузнецкого края.
Схема развития экомузея «Ишим» Яйского района была ориентирована на выявление, воссоздание, реставрацию и использование уникального историко-архитектурного наследия - характерной сельской среды общественного центра с застройкой начала XX века - развалин каменной трехпрестольной Спасской церкви, сохранившегося комплекса общественных (волостная управа, трактир) и жилых зданий различного типа на приречном участке вдоль улицы Декабристов по трассе бывшего Московского тракта. Уже после сдачи проекта каменные и деревянные постройки никем
практически не охраняются и быстро разрушаются. Еще на стадии проектирования в 1992-1993 годах местные жители с. Ишим высказывали сомнения о возможности создания здесь музея под открытым небом, называя большинство односельчан и местные власти «странниками», для которых абсолютно безразлична судьба наследия, к которому ни они, ни их предки-переселенцы не имеют никакого отношения. После полного банкротства местных сельскохозяйственных произ-
водств в 1990-е годы окончательно были похоронены и сам проект, и идея музеефикации.
Основой еще одного притрактового эко-музея «Русское село Брюханово» (рис. 8) мог бы стать «Музей истории крестьянского быта» (рис. 9), созданный в 1993 году в двухэтажном доме-крестовике сельского «торгующего купца» Пьянкова в виде витрин с одеждой и предметами быта в комнатах, а также диорамой в виде макета русской печи и полатей [2, с. 183].
1. Музей истории крестьянского быта (дом купца Пьянкова).
2. Купеческий амбар-магазин.
3. Троицкая церковь.
4. Воскресная приходская школа.
5. Дом сибиряка-чалдона.
6. Купеческие дома.
7. Почтово-телеграфная контора.
8. Магазины.
9. Волостная управа.
10. Дом волостного пристава.
11. Дома зажиточных крестьян.
12. Дом крестьянина-переселенца.
Рисунок 8. ЭМЗТГ Р1-6. Генплан экомузея. Автор Е. В. Попов (1996). Рисунок, тушь
Рисунок 9. ЭМЗТГ Ф2-6. Дом Пьянкова (Музей истории крестьянского быта). Автор В. М. Кимеев (1996). Фотография
Рядом со зданием музея на центральной площади находится действующая отреставрированная в 1996 году стараниями служителей Кемеровской митрополии каменная Троицкая церковь, которая, однако, как и в с. Беково, не используется сотрудниками музея для экскурсий для редких приезжих. Остальные памятники народной архитектуры - жилые дома различных типов, дом лесника, почтовая станция, церковноприходская школа разрушаются, а волостная управа начала XX века сгорела по халатности местных властей.
В заключение напрашивается вывод, что многие несвершившиеся проекты музеев, какими бы радужными и профессиональными они не были, смогли бы реализоваться только при совместных многолетних усилиях специалистов, местных жителей, а главное при активной финансовой поддержке местных и региональных властей. К сожалению, эта «активность» зачастую сводится к возвеличиванию своей личности в деле «возрождения» историко-культурного наследия в лощеных фотоальбомах, в то время как гибнут памятники народной архитектуры и исчезают предметы этнографического быта.
Литература
1. Кимеев В. М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника и функции. -Томск, 2008. - 452 с.
2. Кимеев В. М. Касьминские чалдоны. Быт и культура русских старожилов Касьминской волости. - Кемерово, 1997. - 205 с.
3. Кимеев В. М., Глушкова П. В. Древние дороги тюльберов. - Кемерово: Кузбасс, 2010. - 62 с.
4. Семь чудес Кузбасса: фотоиллюстрир. альбом. изд. - Кемерово, 2013. - 159 с.
5. Притомские калмаки. Историко-этнографические очерки. - Кемерово, 1998. - 152 с.
6. Челухоев В. И. Телеуты, история народа // Труды Кузбасской комплексной экспедиции / Ин-т угля и углехи-мии СО РАН. - Кемерово, 2004. - Т. 1: Беловский, Яшкинский, Таштагольский районы Кемеровской области. - С. 449-451.
7. Юсифова Л. Ю. «Томская Писаница» как туристская дестинация // Вестн. АлтГПА: Музееведение и сохранение историко-культурного наследия. - Барнаул, 2014. - № 18. - С. 149-152.
References
1. Kimeev V.M. Ekomuzej Pritom'ja v postindustrial'nom obshchestve: genezis, arhitektonika i funkcii [Ecomuseums in the post-industrial society: genesis, architectonic and functions]. Tomsk, 2008. 452 p.
2. Kimeev V.M. Kas'minskie chaldony. Byt i kul'tura russkih starozhilov Kas'minskoj volosti [Kasminsky Chaldons. Life and culture of old Russians in Kasminskaya parish]. Kemerovo, 1997. 205 p.
3. Kimeev V.M., Glushkov P.V. Drevnie dorogi tyul'berov [Ancient roads of Tyulbers]. Kemerovo, Kuzbass Publ., 2010. 62 p.
4. Sem' chudes Kuzbassa: fotoilljustrirovannoe al'bomnoe izdanie [Seven Wonders of Kuzbass: photo-illustrated album edition]. Kemerovo, 2013. 159 p.
5. Pritomskie kalmaki: istoriko-etnograficheskie ocherki [Near by Tom Kalmaks: historical and ethnographic essays]. Kemerovo, 1998. 152 p.
6. Cheluhoev V.I. Teleuts. Teleuty, istorija naroda [History of the people]. Trudy Kuzbasskoj kompleksnoj ekspedicii. T. 1. Belovskij, Jashkinskij, Tashtagol skij rajony Kemerovskoj oblasti - Proceedings of the Kuzbass complex expedition. Vol. 1. Belovo, Jashkino, Tashtagol districts of Kemerovo Region. Kemerovo, Institute of Coal and Coal Chemistry Publ., 2004, pp. 449-451.
7. Yusifova L.Y. "Tomskaja Pisanica" kak turistskaja destinacija ["Tomskaya Pisanitsa" as a tourist destination]. Vestnik AltGPA: Museevedenie i sohranenie istoriko-kul 'turnogo nasledija - Vestnik AltGPA: Museology and preservation of historical and cultural heritage. Barnaul, 2014, no 18, pp. 149-152.
УДК 069.8
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ЭТНОСОВ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ СЕВЕРА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Насонов А. А., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: nas-alex-alex@ rambler.ru
Пронина С. А., аспирант, преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: swetlanapro@yandex.ru
В статье рассматривается проблема актуализации духовного наследия этносов юга Западной Сибири в работе музеев под открытым небом севера Кемеровской области. По мнению авторов, комплексное сохранение духовного наследия возможно только при использовании культурно-ландшафтного подхода, который подразумевает сохранение объектов традиционной культуры в естественном природном окружении.
Ключевые слова: нематериальное наследие, духовное наследие, музей под открытым небом, ревитализация, фондово-исследовательская работа музеев, культурно-образовательная деятельность музеев.