УДК 378.1; 371.3
Сидоренко Алена Олеговна
студентка 5 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, РФ
Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна
к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, РФ, [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СТРУКТУРЕ
ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация
В статье представлены возможности детерминации категории «воспитание» в структуре общепедагогического знания и знания специальной педагогики. Возможности уточнения категории «воспитание» непосредственно связаны с созданием новых педагогических средств, фасилитирующих качество решения задач современного воспитания.
Ключевые слова
Воспитание, социализация, самореализация, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, культура самостоятельной работы, моделирование.
Современная практика определения и решения проблем и дилемм современного воспитания непосредственно связана со спецификой сохранения норм социокультурного пространства, возможностью качественного освоения морально-этических устоев, формирования научного мировоззрения, способностей гибко реагировать на все изменения, происходящие в антропосреде и ноосфере, системно определять перспективы развития детерминируемых процессов и процедур и т.п. В структуре общепедагогического знания воспитание определяется в соответствии с приоритетами изучения современной педагогической методологии [7-10] и является следствием формирования культуры самостоятельной работы [1-6]. В ресурсах специальной педагогики специальное воспитание - область знаний, непосредственно связанная с неизбежным принятием дефекта личности, всевозможной полисистемной фасилитацией формирования социального опыта, обеспечивающего жизнеспособность субъекта, имеющего дефекты в развитии и здоровье, т.е. субъекта со специальными потребностями в образовании.
Детализация и верификация возможностей современного воспитания в ресурсах идеи нормального распределения способностей и определения трех групп на кривой нормального распределения «О» -одаренные, «Н» - нормальные, «А» - аномальные или лица, имеющие дефекты в развитии и здоровье (рис.1 [11]) будет рассмотрена нами в этой работе.
Аномальные Нормальные дети
Одаренные
Рис. 1. Кривая нормального распределения (распределение Гаусса) и три группы субъектов современного образования (группы определены в зависимости от уровня развития и здоровья).
В таком понимании имеет быть важным детерминация категории «воспитание» в системном рассмотрении трех групп, выделенных на кривой нормального распределения, т.к. единый процесс формирования личности в системе социальных отношений захватывает все три группы, хотя специфика восприятия и отражения объективной действительности уникальна у каждого субъекта, но воздействие на всех имеет одну форму, фронт, силу, систему и приоритеты детерминируемого процесса.
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода - это процесс определения и ретрансляции, модификации и верификации социального опыта, обеспечивающего развивающейся в социуме личности уникальное восприятие и отражение объектов живой и неживой природы, объектов и продуктов творчества и науки, культуры и спорта, норм и механизмов культуры, системы ценностей и объектов аксиологического генеза, реализующих потенциал развития личности в соответствии с условиями нормального распределения способностей и здоровья, где наивысшие достижения предопределяют выбор методов и форм, средств и приемов решения тех или иных задач развития и самоутверждения, самореализации и самосовершенствования личности, реализующей микро-, мезо-, макрогрупповые формы сотрудничества и взаимоде йствия.
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода - это уникальный процесс формирования и развития личности в ситуативной, своевременной смене социальных ролей и верификации социального опыта, обеспечивающего личности целостное восприятие перспектив и возможностей развития внутриличностных структур и социальных (профессиональных) отношений, реализующих потенциальные возможности личности в создании объектов идеальной и материальной природы в науке, искусстве, культуре, спорте и прочих направлениях социализации и самореализации личности, выбранных в соответствии с полем предпочтений и возможностями развития, условием соблюдения практики нормального распределения способностей и здоровья личности и востребованностью продуктов жизнедеятельности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Воспитание с точки зрения деятельностного подхода - это процесс создания условий для функционирования социокультурных механизмов в реализации идей гуманизма и ретрансляции, реконструкции, модификации, социального опыта личности, детерминируемых в системе возможностей развития и здоровья на кривой нормального распределения, обеспечивающих социокультурное пространство всевозможными продуктами саморазвития и самореализации, педагогической поддержки и коррекции описываемого процесса, системно реализующими в деятельности формирование таких качеств, как самостоятельность, продуктивность, гуманизм, толерантность, конкурентоспособность и пр.
Воспитание с точки зрения культурологического подхода - это механизм формирования сознания и способов познания объективного в модели внутриличностного развития и социального самоутверждения личности, включенной в активный поиск решения противоречий «хочу - могу - надо - есть», системно детерминированный в русле идей нормального распределения способностей и здоровья, доминирующей культуры (поликультурного потенциала), уровня научного знания, реализующего модели ноосферы, форм модификации антропологического пространства, самосохранения личности как ценности и продукта культуры.
Воспитание с точки зрения информационного подхода - это ресурс пополнения и воспроизводства норм культуры и этики, практики самореализации и самосовершенствования, самоутверждения и саморазвития, обеспечивающих устойчивое развитие личности в соответствии с информационным полем, возможностями детерминации мультисредовых противоречий, педагогической поддержки и нормальным распределением способностей и здоровья.
Выделенные определения категории «воспитание» являются продуктами и ресурсами полисистемного моделирования (технология системно-педагогического моделирования), отражающими перспективность построения педагогических средств в организации и верификации качества современного воспитания.
Список использованной литературы:
1. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
2. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
3. Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности //Педагогическое образование и наука. 2011.
№ll. С.58-65.
4. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011 .№1(3).С.49-62.
5. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 41. С. 136-142.
6. Козырева О.А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 585117-239-8.
7. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.
8. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.
9. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-357-8.
10. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-3592.
11. Козырева О. А. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов специальности «033100 -Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2010. 114 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-496-4.
© А. О. Сидоренко, Козырева О.А. 2015
УДК 37.048.3
Фоминых Мария Вячеславовна
канд.пед. наук, доцент ФГАОУ ВПО РГППУ,
г.Екатеринбург, РФ e-mail: [email protected]
ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос потребности в понимании и развитии толерантности современных студентов в соответствии с актуальными проблемами развития нашего общества
Ключевые слова
Толерантность, студент высшего учебного заведения, учебно-воспитательный процесс
Последнее десятилетие бурных социально-экономических, политических и культурных перемен в России не могли не отразиться на педагогической науке. Так, мы поняли, что приоритетными должны быть не политические или экономические интересы и даже не развитие общества или культуры, а сам человек и его отношение к другим людям. И, пожалуй, главный урок, который мы извлекли, — это урок толерантности, не только во имя сохранения, но развития нашего общества, государства, каждого человека в отдельности. Обострение ситуации на Украине привело к значительному увеличению тех, кто ищет убежище на территории Российской Федерации. По официальным данным, с начала конфликта вынужденно покинули территорию Украины и находятся на территории РФ более 730 тыс. граждан Украины. На сегодняшний день в миграционную службу обратилось: около 160 тыс. граждан Украины - за консультацией по вопросам