Научная статья на тему 'Обоснование потребности толерантности молодежи в современном обществе'

Обоснование потребности толерантности молодежи в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование потребности толерантности молодежи в современном обществе»

№11. С.58-65.

4. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011 .№1(3).С.49-62.

5. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 41. С. 136-142.

6. Козырева О.А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 585117-239-8.

7. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.

8. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.

9. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-357-8.

10. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-3592.

11. Козырева О. А. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов специальности «033100 -Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2010. 114 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-496-4.

© А. О. Сидоренко, Козырева О.А. 2015

УДК 37.048.3

Фоминых Мария Вячеславовна

канд.пед. наук, доцент ФГАОУ ВПО РГППУ,

г.Екатеринбург, РФ e-mail: [email protected]

ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ

ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос потребности в понимании и развитии толерантности современных студентов в соответствии с актуальными проблемами развития нашего общества

Ключевые слова

Толерантность, студент высшего учебного заведения, учебно-воспитательный процесс

Последнее десятилетие бурных социально-экономических, политических и культурных перемен в России не могли не отразиться на педагогической науке. Так, мы поняли, что приоритетными должны быть не политические или экономические интересы и даже не развитие общества или культуры, а сам человек и его отношение к другим людям. И, пожалуй, главный урок, который мы извлекли, — это урок толерантности, не только во имя сохранения, но развития нашего общества, государства, каждого человека в отдельности. Обострение ситуации на Украине привело к значительному увеличению тех, кто ищет убежище на территории Российской Федерации. По официальным данным, с начала конфликта вынужденно покинули территорию Украины и находятся на территории РФ более 730 тыс. граждан Украины. На сегодняшний день в миграционную службу обратилось: около 160 тыс. граждан Украины - за консультацией по вопросам

длительного пребывания в России, не связанного с трудовой деятельностью; более 57 тыс. граждан Украины - для оформления разрешения на временное проживание; более 48 тыс. граждан Украины - за предоставлением временного убежища и статусом беженца; более 27 тыс. граждан Украины - с заявлением о предоставлении гражданства Российской Федерации; более 19 тыс. граждан Украины - для оформления вида на жительство; более 12 тыс. граждан Украины - для участия в Госпрограмме переселения соотечественников.

Толерантность отражает приоритет общечеловеческих ценностей. Как мы знаем, она является непременным условием построения демократического общества. Мобильное и динамичное общество ближайшего будущего требует, чтобы человек обладал способностью отстаивать свою точку зрения. Но это может привести к появлению противостояния и нетерпимости между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). На сегодняшний день политическая ситуация в России и Украине остается напряженной. 22 июля 2014 года подписано и опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке». Готовится к подписанию проект Указа Президента РФ, который позволит лицам, получившим свидетельство о предоставлении временного убежища, стать участниками Государственной программы по переселению соотечественников и в дальнейшем в упрощенном порядке приобрести российское гражданство.

Так, особую социальную и педагогическую значимость приобретает «толерантность молодежи». Толерантность не фигурирует повсеместно в обыденном сознании и отношениях, пока еще не рассматривается в системе моральных или нравственных принципов современной молодежи.

Общеизвестно, что понятие «толерантность», сравнительно недавно вошедшее в педагогический лексикон и продолжает оставаться одним из самых спорных. В педагогическом сознании существует довольно устойчивый стереотип, согласно которому толерантность отождествляется с конформизмом, вседозволенностью, безусловным отказом от всяческих запретов и ограничений, в том числе этических (моральных, нравственных, духовных). Отсюда настороженное, а порой и негативное отношение некоторых педагогов к проблемам воспитания толерантности, их сомнения в целесообразности провозглашения толерантности в качестве самостоятельной ценности и цели образования.

Потребность в понимании и развитии толерантности обеспечивается не только актуальными проблемами развития нашего общества, но и поиском универсальных, «вневременных» механизмов построения культуры человеческих отношений.

Обучающийся (студент) высшего учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется его профессиональная деятельность [1]. В данном процессе происходит целостное становление личности, ее образование, социализация, и профессионализация. Это порождает необходимость признания воспитания толерантности как необходимого звена целостной подготовки будущего специалиста как разносторонней социально активной личности, человека с высокой духовно-нравственной культурой.

Процесс развития толерантности не может проходить без процесса воспитания. Процесс воспитания в данном случае — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, обучающегося. В нем отражается личностно - деятельностный подход к воспитанию, принятый в современной отечественной теории. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности обучающихся, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении студентов.

Список использованной литературы:

1. Романцев, Г.М. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях:

результаты исследований / Г. М. Романцев [и др.] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2003. - 67 с.

© М.В. Фоминых, 2015

УДК 378.1; 371.3

Юдинцева Полина Викторовна

студентка 4 курса факультета физической культуры,

Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, РФ, [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ НАСТОЛЬНЫМ

ТЕННИСОМ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

В статье представлены вопросы и возможности оптимизации модели формирования культуры самостоятельной работы, уточнено понятие «культура самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом», представлена модель формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом.

Ключевые слова

Портфолио обучающегося, культура самостоятельной работы, моделирование, уровни сформированности культуры самостоятельной работы.

Процесс формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, непосредственно связан с занятием настольным теннисом и системой непрерывного профессионального образования, обеспечивающего личности устойчивое развитие и востребованность в социально-профессиональных отношениях.

Попытаемся уточнить понятие «культура самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом» и представить модель формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом в ресурсах полисистемного подхода.

Под культурой самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, будем понимать процесс и продукт формирования личности спортсмена, система сформированности компетенций которого позволяет ему определять и решать задачи развития, непосредственно связанные с занятием настольным теннисом и повышением спортивного мастерства, постановкой и верификацией качества социализации и самореализации личности в условиях непрерывного образования.

Выделим 4 уровня сформированности культурой самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, иллюстрирующих качество профессионального становления спортсмена, включенного в условия непрерывного профессионального образования: 1) уровень осознания необходимости объективной верификации качества подготовки спортсмена, занимающегося настольным теннисом; 2) уровень включенности спортсмена в систему постановки и решения задач развития и саморазвития внутриличностных структур и мультисредовых отношений, определяемых через продукты ведущей деятельности и их качество; 3) уровень получения положительного опыта в постановке и решении задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения через занятия настольным теннисом и включенность в систему непрерывного образования; 4) уровень достижения высоких результатов в постановке и решении задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения через занятия настольным теннисом и включенность в систему непрерывного образования.

Выделенные уровни сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, иллюстрирующие качество профессионального становления спортсмена, включенного в условия непрерывного профессионального образования, могут быть дополнены.

Поясним качество и возможности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, в структуре полисистемного подхода, опираясь на работы [1-10].

Уровень осознания необходимости объективной верификации качества подготовки спортсмена, занимающегося настольным теннисом, представляет собой тот начальный уровень, на котором обучающийся начинает заниматься настольным теннисом. Его занятия являются только социальным продуктом проведения свободного времени. Все другие направления социализации также могут быть активны в выборе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.