5.5.2 Политические институты, процессы и технологии
(политические науки)
Political Institutions, Processes and Technologies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-46-53 УДК: 323.39 ГРНТИ: 11.25 EDN: RDTCNJ
Некоторые аспекты военной политики современной России при обеспечении военной безопасности
Н.В. Болгова ©, Н.А. Чичулинь ©, В.М. Шевцовc ©
Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, г. Москва, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Аннотация. В исследовании представлены выводы из анализа системы взглядов по разрешению конфликта между коллективным Западом и Россией, общего понимания системы международной безопасности, направленные на достижение мира и безопасности в зонах конфликта. Сделаны выводы из анализа военной политики, где человечество переживает эпоху революционных перемен. В противостоянии с Западной цивилизацией нужно сильное государство, которое должно строиться на правовых принципах, исключающих дезорганизацию общества, с четко сформулированной военной политикой, основанной на стабилизации и развитии всех сфер народного хозяйства России. Необходимо формирование новой правовой парадигмы, построенной на идеологической основе, исходя из видения будущего военной безопасности страны. Некорректно определенная военная политика приводит к различным практическим действиям субъектов, не отражает сущности явления, приводит к снижению эффективности военной безопасности. Также вносятся предложения о реализации военной политики в законодательных и нормативных актах, которые приобретают юридическую силу и управляют политическими процессами. Оборонительная позиция в военной политике в сложившейся ситуации недопустима: ни одно завоевание без продвижения вперед к цели невозможно, необходимо выступить инициатором нового построения миропорядка.
Ключевые слова: военная политика, военная безопасность, конфликт, национальные интересы Благодарности. Статья финансируется АНО ВО «Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского».
Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. -
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-46-53
Some Aspects of the Military Policy of Modern Russia When Ensuring Military Security
N.V. Bolgov3 ©, N.A. Chichulinb ©, V.M. Shevtsovc ©
Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow, Russian Federation
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Abstract. The study presents conclusions from an analysis of the system of views on resolving the conflict between the collective West and Russia, a general understanding of the international security system aimed at achieving peace and security in conflict zones. Conclusions are drawn from the analysis of military policy, where humanity is experiencing an era of revolutionary change. In the confrontation with Western civilization, a strong state is needed, which must be built on legal principles that exclude the disorganization of society with a clearly formulated military policy based on the stabilization and development of all spheres of the Russian national economy. It is necessary to form a new legal paradigm, built on an ideological basis, based on the vision of the future of the country's military security. An incorrectly defined military policy also leads to various practical actions of subjects, does not reflect the essence of the phenomenon, and leads to a decrease in the effectiveness of military security. Proposals are also made for the implementation of military policy in legislative and regulatory acts that acquire legal force and govern political processes. A defensive position in military policy in the current situation is unacceptable: no conquest without moving forward towards the goal is possible; it is necessary to initiate a new construction of the world order.
Key words: military policy, military security, conflict, national interests Acknowledgments. The article finance of Zhirinovsky University of World Civilizations.
FOR CITATION: Bolgov N.V., Chichulin N.A., Shevtsov V.M. Some Aspects of the Military Policy of Modern Russia When Ensuring Military Security. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 5. Pp. 46-53. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-202414-5-46-53. EDN: RDTCNJ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие человечества определяется развитием цивилизаций. Причем конфликты между цивилизациями происходили на протяжении их существования, с момента их зарождения. В результате этих конфликтов происходят войны. Война в диалектическом развитии способствует переходу победившей цивилизации на новый качественный уровень, а проигравшая сторона принимает на себя невыгодные обязательства [11]. В этих условиях Россия, как страна-цивилизация, должна найти военно-политическое решение сложившегося международного кризиса и использовать его для достижения поставленных целей.
Цель исследования - проведение анализа некоторых аспектов военной политики современной России при обеспечении военной безопасности.
Задачи исследования:
• проанализировать систему взглядов по разрешению конфликта между коллективным Западом и Россией;
• определить условия формирования новой правовой парадигмы, построенной на идеологической основе, исходя из видения будущего военной безопасности страны;
• дать предложения о реализации военной политики в законодательных и нормативных актах.
Новизна исследования состоит в определении аспектов военной политики современной России на обеспечение военной безопасности.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляет системный подход, который используется для исследования военной политики страны. Также применяется системный анализ для исследования аспектов обеспечения военной безопасности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Согласно утвержденной Концепции внешней политики Российской Федерации1, человечество переживает эпоху революционных перемен. Это обстоятельство должно обеспечить своевременное развитие военной политики и системы обеспечения военной безопасности2.
1 Указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 апреля 2023 г. №14. Ст. 2406.
2 Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (постатейный). Специально для
системы ГАРАНТ, 2015.
Следует отметить, что на обеспечение этой безопасности направлена военная организация государства.
Основной целью развития военной политики России является обеспечение военной безопасности страны, в которой необходимо своевременно выявлять военные опасности и военные угрозы [9]. Современная военная политика России при обеспечении военной безопасности парирует военные угрозы исходя из военно-политической обстановки. Анализ военно-политической обстановки, сложившейся в стране и мире, проводится российским военно-политическим руководством, представляющим государство в международной и внутренней политике [2]. По результатам проведенного анализа, на законодательном уровне, в том числе в Военной доктрине Российской Федерации3, определяется военная политика государства на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Военная политика в вопросах обеспечения глобальной безопасности должна отвечать предъявляемым требованиям, подлинному объективному назначению военной безопасности страны и стратегическому сдерживанию. Количество показателей формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач военной политики [1].
Также военная политика решает задачу по формированию целей борьбы с правонарушениями экстремистской, террористической направленности и массовыми беспорядками. Характерной особенностью настоящего времени является тенденция к трансформации угроз, которые приобретают вид гибридных войн, включая экстремистские и террористические проявления, а также информационные войны [6]. Для их своевременного выявления и пресечения необходимо межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти, в том числе и войск национальной гвардии Российской Федерации, на которые законом возложены задачи по обеспечению военной безопасности и контроля оборота оружия [7].
Страны Запада стремятся нарушить систему международной безопасности, сложившуюся после Второй мировой войны, вследствие чего втягивают Россию в вооруженное противостояние с целью подорвать внутриполитическую стабильность и экономический потенциал. В дальнейшем под предлогом обеспечения безопасности стратегических объектов произвести интервенцию и смену политического руководства, а также реализовать изменения государственного устройства страны.
В развитии военной политики целесообразно установить специфический подход по предотвращению вооруженных конфликтов и войн, в том числе парированию военных угроз как внешних, так и внутренних [5]. Эффективность принимаемых мер будет зависеть от этапа, на котором происходит вмешательство в ситуацию, от затраченного времени на разрешение конфликта, а также наличия используемых сил и средств. Несвоевременные действия, а также использование недопустимых средств военной политики приводит к подмене одних понятий другими. В близкие по зна-
3 Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976) //Российская газета. 30.12.2014. № 298.
чению понятия, определяемые на законодательном уровне, вкладывается различное содержание.
В военной политике для России существует ряд вызовов, связанных с необходимостью обозначить свои позиции в ряде международных конфликтов и регионов мира [3]. Межцивилизационная конфронтация, которая ведет к военному противостоянию с Западом, стала еще более ярко выраженной после распада Советского Союза и расширения блока НАТО за счет нейтральных стран и стран бывшего социалистического лагеря [8]. В целях обеспечения глобальной гегемонии Западом был спланирован и развязан конфликт на Украине. В настоящее время происходит эскалация и затягивание проводимой специальной военной операции на Украине путем выделения дополнительной военной помощи США в апреле 2024 г. Действия Запада по эскалации конфликта на Украине, Кавказе и Ближнем Востоке предопределяют развитие военной политики России по формированию коалиции из стран, имеющих свой интерес к борьбе с терроризмом и мировой гегемонии западной цивилизации.
В целом глобальная безопасность в мире не имеет признаков стабилизации в ближайшие годы, о чем министр иностранных дел Российской Федерации C.B. Лавров заявил на Московской конференции по безопасности: «Западники опасно балансируют на грани прямого военного столкновения ядерных держав, что чревато катастрофическими последствиями»4. Глобальная напряженность на Ближнем Востоке создает проблемы для геополитической стабильности, одновременно повышая шансы на укрепление политических позиций различных сторонников национализма, консерватизма, изоляционизма и антиглобализма.
Также сохраняются негативные тенденции на Кавказе, где разгораются внутриполитические конфликты в Грузии, Армении. Что касается военно-политических договоренностей со странами СНГ, то они, в основном, сводились к экономическим вопросам и не затрагивают ряд тем, по которым достичь полного согласия по внешнеполитической деятельности пока невозможно. Отвечая на эти вызовы посредством формулирования идеологических тезисов, российская дипломатия не так много внимания уделяет практическим действиям в странах СНГ, а также устраняется в создании военно-политического союза с Китаем и Ираном.
Российско-украинский кризис при проведении специальной военной операции выявил пробелы и способствовал развитию военной политики [4]. Связанные с развитием переменны, определили новый облик военной организации, особенности боевого применения отдельных видов вооружения и подготовки личного состава. Данные обстоятельства способствовали обеспечению уверенной позиции России на международной арене при дипломатической работе. Между тем страны Запада демонстрируют готовность поддерживать Украину и усиливать давление на Россию [10]. Согласованное политическое решение США и других западных стран заключалось в том, чтобы продемонстрировать полную политическую поддержку Украины в условиях,
4 Лавров указал на риск прямого столкновения ядерных держав по вине Запада. URL: https://planet-today.ru/novosti/politika/ item/166467-lavrov-ukazal-na-risk-pryamogo-stolknoveniya-yadernykh-derzhav-po-vine-zapada (дата обращения: 26.08.2024).
когда сомнения в ее целесообразности стали охватывать политическое сообщество и общественное мнение мирового сообщества.
В рамках российско-украинского конфликта отмечается конфронтационный сценарий и нанесение ударов по объектам двойного назначения. На фоне обострения боевых действий в рамках проведения специальной военной операции реализовывались атаки с использованием ракет и беспилотников, которые рассматривались российской стороной в качестве ответных ударов, создавая тем самым «цепную реакцию». При этом ВСУ осуществили массированные террористические атаки беспилотников по российской территории, демонстрируя свои широкие способности по достижению целей в ее глубине, преодолению систем ПВО (там, где они были) и нанесению ударов, в том числе по гражданским объектам. Наиболее резонансными стали атаки в Москве, в результате чего повреждения получили Московский НПЗ и окружающие его территории, Каширская ГРЭС в Московской области, Конаковская ГРЭС и затем аэродром Мигалово в Тверской области; атака беспилотников на жилые дома в Раменском привела к жертвам среди гражданских лиц. Также к серьезным потерям привела атака украинских подводных беспилотных аппаратов на порт Новороссийска.
Можно прогнозировать, что подобные события будут происходить и далее, так как обнаружение беспилотных аппаратов на низких высотах движения не происходит. Данные атаки показали, что способы защиты, в том числе столичного региона, являются недостаточными, вопреки мнению экспертов, которое складывалось в процессе развития противовоздушной обороны. При этом известно, что на Украине ведется активная работа по совершенствованию беспилотных технологий при активной технологической и финансовой поддержке Запада. По нашему мнению, западные советники посредством запусков беспилотных летательных аппаратов и с помощью систем искусственного интеллекта стремятся сформировать пространственную карту Российской Федерации с маршрутами нанесения вероятных ударов по стратегическим объектам, минуя средства противовоздушной обороны.
В целях поражения западной военной техники и живой силы противника были осуществлены удары по территории западной Украины. Главной из них стала атака на учебный центр ВСУ в Полтаве, где погибли от 50 до 200 военнослужащих Украины и иностранных наемников, а также удары по Львову, определяющие уязвимость все территории Украины.
На фоне совершенной агрессии в Курской области российская сторона подчеркивала, что районы Курской области не могут быть предметом для торга, отрицая тем самым точку зрения, согласно которой вторжение ВСУ в Курскую область могло бы стать основанием для неких территориальных компромиссов. Данная позиция была определена Президентом России В. Путиным и подчеркнута министром иностранных дел С. Лавровым и опирается на прогноз достижения военных целей России, предполагая, что Вооруженные силы России продолжат успешное наступление в Донбассе, которое не удалось сорвать Украине. В конечном итоге это позволило вернуться к прежнему сценарию - демонстрации готовности к переговорам, где Россия вы-
ступает в роли победителя. Украинские власти, со своей стороны, «зеркально» отвечают на это заявлениями о намерении удерживать территории Курской области (предпринимая усилия для укрепления на них) при разработке собственного плана прекращения конфликта на своих условиях и при поддержке Запада, т.е. некой новой версии «мирного плана» В. Зеленского.
Сценарий мирных переговоров определяется в рамках стратегического планирования по стамбульским договоренностям 2022 г., они могут быть воспроизведены в том же варианте, учитывая, как минимум, территориальные изменения. При этом Россия демонстрирует мировому сообществу, что она занимает более конструктивную позицию, чем Украина. Такая линия проводится российским руководством уже достаточно давно, при этом многие зарубежные оппоненты серьезно относятся к этим высказываниям, и Австрия, например, предлагает России и Украине свою площадку.
Со своей стороны Украина оказалась в противоречивом положении. Если исходить из того, что вторжение ВСУ было призвано усилить переговорные позиции Киева, то данный ресурс имеет свои ограничения, которые будут становиться все заметнее. Маловероятно, что ВСУ в ближайшее время способны на существенное территориальное продвижение, при этом положение в Донбассе для них ухудшается, на что постоянно указывают западные партнеры. Поэтому именно в таких условиях Украине требуется новый ресурс западной поддержки, а с ней не все так очевидно, особенно со стороны США в условиях их президентской кампании.
В результате запрос Украины к весомой, понятной и опасной для России западной помощи становится все ярче выраженным. Главным становится вопрос о праве на нанесение ударов дальнобойными ракетами по российской территории. В частности, министры обороны стран ЕС не смогли договориться о совместной отмене ограничений, так как против этой инициативы выступили Венгрия и Словакия, поэтому было заявлено, что каждая страна будет самостоятельно принимать решение по этому вопросу. При этом представители Украины передали США список целей в России, которые намерены атаковать с помощью дальнобойных ракет АТАСМ5, и, согласно анонсированной информации, согласие США на эти действия получено. Важным для Украины вопросом является также использование истребителей Б-16, где провалом стало крушение такого самолета, вызванное ошибкой пилота, в связи с чем В. Зеленский принял решение об отставке командующего ВВС Украины Н. Олещука. При этом, по данным американских СМИ, США отклонили инициативу отправлять гражданских специалистов на территорию Украины для обслуживания истребителей Р-16, объяснив это повышенной для них опасностью.
Также полагают, что начатые В. Зеленским и главой его офиса А. Ермаком масштабные кадровые изменения в правительстве страны призваны усилить позиции сторонников жесткой линии, а также убрать более коррумпированные фигуры. При этом отмечается и усиление позиций самого А. Ермака, очень успешно продвигающего своих ставленников. В ответ западная поддержка поступала от уже известных активных сторонников Украины или по уже определившимся ранее
линиям, то есть существенных сдвигов пока не случилось. Единственной общей линией Запада стала более выраженная поддержка действий ВСУ в Курской области на фоне первоначальной сдержанной реакции. Генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг заявил, что наступление ВСУ на Курскую область является юридически оправданным из-за права Украины на самооборону, а российские военнослужащие и военные базы в Курской области считаются законными целями.
В связи с продолжающейся активной фазой конфликта Украина продолжает полагаться на военную поддержку западных стран, одновременно периодически подвергая ее объемы критике. Представители западных стран также заявляют о том, что не все задуманное удается вовремя выполнять: так, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель, один из активных сторонников военной помощи Украине, подтвердил, что из планируемых поставок Украине 1 млн артиллерийских боеприпасов, которые должны были быть отправлены к марту, к концу августа было поставлено только 700 тыс.
На этом фоне появились сообщения о том, что осенью 2024 г. США могут передать Украине крылатые ракеты большой дальности JASSM для истребителей F-16, старая модификация которых имеет дальность около 370 км, а новая - около 800 км5. При этом США предоставят Украине новый пакет военной помощи, которая будет увеличиваться, в том числе в связи с ударом по Полтаве.
Активную поддержку Украине продолжали оказывать лидеры ряда западных стран. С первым визитом Украину посетил новый премьер-министр Нидерландов Д. Схоф, который вместе с В. Зеленским побывал в Запорожье и объявил о пакете помощи в размере около 200 млн евро, который будет направлен на защиту и ремонт энергетической инфраструктуры страны, а также на гуманитарную помощь. В рамках переговоров стороны обсудили инициативу о взятии Нидерландами патроната над Запорожьем, что, в частности, подразумевает участие в восстановлении инфраструктуры, а также усиление ПВО Украины и поставки истребителей F-16. Нидерланды выразили намерение продолжать оказывать поддержку и в дальнейшем. Также Украину посетил премьер-министр Ирландии С. Хар-рис, в ходе визита которого было подписано двустороннее соглашение о гарантиях безопасности между странами (к настоящему времени уже подписано 26 соглашений со странами-партнерами). Согласно подписанному документу, до конца года Ирландия обязалась выделить Украине около $140 млн на нелетальную военную поддержку и около $44 млн на гуманитарную помощь.
На Западе и Украине пытаются реализовать сценарий давления со стороны Китая на Россию, - об этом свидетельствует недавний визит в Китай государственного секретаря США Э. Блинкена. США пытаются повлиять на проведение специальной военной опера-
5 Reuters узнал срок возможной передачи США Киеву дальнобойных ракет JASSM. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/09/2024/66d 6f6al9a79475ef992e727?ysclid=m0yz5ytmfl421229345 (дата обращения: 06.09.2024).
ции, проводя враждебную России политику и демонстрируя всестороннюю поддержку во внешней и внутренней политике Украины. Между тем на Украине назревает внутриполитический кризис: политическое руководство устраняется от проведения предстоящих президентских выборов. Это является доказательством общественного непризнания осуществляемой государственной политики политической элитой страны. Аргументом для отмены выборов президента является «смены власти» на Украине, которую в Киеве определяют как нарушение суверенитета. При этом большое внимание Украина уделяет воздействию пропаганды на позицию западных стран. В этих целях организовываются визиты должностных лиц стран Запада и США: для обострения международного кризиса и разрешения внутриполитических проблем Украины посредством дипломатии.
Между тем вопрос о переговорном процессе со стороны международного сообщества обсуждается на уровне первых лиц дружественных России стран. Свою готовность в отношении проведения мирных переговоров подтвердил Президент Российской Федерации В.В. Путин, сделав это на внеочередном саммите С20. При этом прогресса в достижении международных договоренностей по этому вопросу не просматривается в ближайшей перспективе, для этого потребуется более активное подключение Китая и политических элит на Западе, так как конфронтационный сценарий развития российско-украинского конфликта не обещает на данном этапе каких-либо способов его разрешения и способствует выработке обеими сторонами своей публичной и внешнеполитической позиции в текущих условиях.
В условиях военно-политической обстановки и санкционного давления Россия делает акцент в развитии международных экономических связей с БРИКС. Важно отметить: внутренние проблемы в этой организации будут нарастать в связи с ее расширением и китайско-индийскими противоречиями во внешней политике. Также проблемы для БРИКС создали президентские выборы в Аргентине, которые выиграл правый либертарианец и популист X. Милей. Прогнозируется, что Аргентина начнет вводить санкции против России. Тем временем вместо Аргентины ожидается вступление Венесуэлы, рассчитывающей на поддержку России как председателя БРИКС в 2024 г.
Тем не менее, расширение БРИКС создает и все более заметные вызовы, связанные с перспективами внутренней конфликтности в организации, что может сделать ее недееспособной. Недавно таким вызовом стала официальная заявка Азербайджана на вступление в БРИКС, за которой теперь последовала заявка Турции. И здесь проблема не только в том, что Турция является членом НАТО и преследует собственные интересы, в том числе в рамках украинского кризиса. Турция также имеет традиционные напряженные отношения с Китаем, который с переменным успехом пытается играть заглавную роль в БРИКС, - во многом конфликт объясняется позицией Турции по уйгурскому вопросу. В последнее время расширение БРИКС часто рассматривается в России с точки зрения ее интересов,
но все же Россия не является лидером БРИКС, хотя и занимает сейчас временную позицию председательствующего, активно используя ее для международных переговоров. Китай же имеет свой интерес к лидерству в БРИКС, и его не вполне устраивает вступление все новых стран, с которыми у него есть явные проблемы. Тем не менее, в России, напротив, рассматривают заявку Турции как удобный повод для восстановления отношений В.В. Путина и Р. Эрдогана: президент Турции готовится приехать на саммит БРИКС, ведется новый раунд обсуждений визита В.В. Путина в Турцию. Тема БРИКС была использована и в отношениях с Сербией, где приглашение на саммит организации получил и Президент А. Вучич.
Положительной тенденцией является внутриполитическая ситуация в стране, которая в настоящее время находится под очевидным влиянием массовой пропаганды и строится на формировании общественного мнения, а также различных групп политической элиты, борющихся за улучшение своих позиций в системе политической власти современной России. При этом высшее политическое руководство страны отстранилось от наиболее радикальных инициатив, с которыми выступают депутаты и отдельные губернаторы. Инициативы в информационном поле являются противоречивыми, потенциально конфликтными и вызывают бурные дискуссии в обществе. Характерной особенностью при этом является консолидация общества, в связи с чем внутриполитическая ситуация своей управляемости не теряет, а ищет цивилизаци-онные пути развития. Высокая публичная активность В.В. Путина по-прежнему оказывает значительное влияния на его рейтинги, а проведение единого дня голосования в сентябре 2024 г. во многих регионах превратилась в проведение кампаний, нацеленных на мобилизацию лояльного электората во избежание нежелательного роста явки. Рейтинг власти стал снижаться на фоне роста тревожности и недовольства, системные причины проявившихся проблем остаются нерешенными и зависят от более фундаментальных вопросов - как от развития СВО, так и от дальнейшей социально-экономической динамики. При этом разоблачение коррупции в элитах, вносит свой вклад в недовольство, вызывая вопросы к прежней кадровой политике властей.
В правоприменительной практике современного государства стало отступление от нормы закона, что является негативной тенденцией, складывающейся в современном российском обществе, особенно для политической элиты. Во многом это объясняется влиянием на уклад жизни общества и разделением общества по экономическим и властным характеристикам, в последние годы порождающим противоречия. Существующие в обществе противоречия приводят к тяжелым последствиям. Так, мировая практика показывает,
что если децильный коэффициент6 (многие специалисты именуют его как коэффициент Джини) в государстве превышает 1 : 10, то повышается неустойчивость правопорядка и возникает прямая угроза социального взрыва, направленного на дестабилизацию внутриполитической обстановки, с чем Россия может столкнуться в ближайшей перспективе.
Своевременное принятие политических мер способствовало относительной стабилизации финансово-экономической ситуации в стране, что привело к появлению позитивных прогнозов, которые обеспечиваются относительно благоприятным положением с бюджетными доходами и ценами на нефть, а также ростом производства в определенных секторах и строительством инфраструктурных объектов. Однако перспективы развития могут быть снижены в долгосрочной перспективе, поскольку положение на нефтяном рынке может измениться в худшую сторону, а расходная часть бюджета может не быть обеспечена требуемыми доходами. Общая проблема экономики заключается сейчас в обеспечении перехода от цикла сдерживания инфляции к циклу экономического роста и увеличения внутреннего спроса, в том числе за счет военно-промышленного комплекса страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, одним из важных вопросов обеспечения военной безопасности России является парирование угроз и устранение внешних сил, заинтересованных в конфликте на Украине. Для победы в противостоянии с Западной цивилизацией нужно сильное государство, которое должно строиться на правовых принципах, исключающих дезорганизацию общества, с четко сформулированной военной политикой, основанной на стабилизации и развитии всех сфер народного хозяйства России. Также необходимо формирование новой правовой парадигмы, построенной на идеологической основе, исходя из видения будущего военной безопасности страны. Неточно, некорректно определенная военная политика приводит к возникновению войн и вооруженных конфликтов. Причем оборонительная позиция в военной политике в сложившейся ситуации недопустима: ни одно завоевание без продвижения вперед к цели невозможно, необходимо выступить инициатором, вдохновителем идеологического построения мира.
6 Децильный коэффициент (коэффициент Джини) представляет собой соотношение средних доходов 10% самых богатых жителей государства к такому же проценту беднейших. Чем меньше получившийся результат, тем стабильнее ситуация в обществе. Считается, что значение коэффициента больше 10 означает гипотетическую возможность возникновения гражданских беспорядков и начала государственного переворота. Это связано с тем, что разница в принадлежащих разным «кастам» активов настолько велика, что сразу бросается в глаза несправедливость устройства общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болгов Н.В. Анализ правовых основ обеспечения военной безопасности Российской Федерации от внутренних угроз // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. 2020. № 2. С. 4-7.
REFERENCE
1. Bolgov N.V. Analysis of the legal foundations of ensuring the military security of the Russian Federation from internal threats. Academic Bulletin of the Troops of the National Guard ofthe Russian Federation. 2020. No. 2. Pp. 4-7. (In Rus.)
2. Булавина M.A., Новосельский C.O. Перспективы военной безопасности России в существующей геополитической конъюнктуре // Межгосударственное противоборство в условиях глобализации и его влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник. М., 2023. С. 105-112.
3. Кузина С.И., Сагирян И.Г., Краснова Е.А. Военная политика России на современном этапе: политико-правовые аспекты // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 5 (156). С. 121-125.
4. Маккавеева С.С., Хуан Д. Состояние и перспективы отношений России и стран запада на фоне украинского кризиса в фокусе китайской общественно-политической экспертизы Ц Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25. № 1. С. 175-188.
5. Маматов P.P., Ломакина Я.Г.Военно-социальная политика государства на современном этапе // Теория и практика военного образования. 2023. № 1 (1). С. 40-45.
6. Махнин В.Л. Методология военно-научного исследования. М., 2023. 392 с.
7. Меркулов С.В., Курков A.B. О формировании антиэкстремистских ценностей у военнослужащих Росгвардии в процессе воспитания//Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. науч. ст. XI Межвузовской науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. С.А. Куценко. 2019. С. 103-107.
8. Патана А.Г. Эволюция стратегии НАТО как потенциальная угроза миру и безопасности // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: матер. Всерос. с междунар.участием студ. науч. конф. В 2-х ч. / отв. редактор О.В. Кублицкая. СПб., 2022. С. 157-160.
9. ПуськоВ.С. Военная политика государства: некоторые размышления Ц Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2. С. 1-11.
10. Ханалиев Н.У. Расширение НАТО на восток у границ России как неприкрытая угроза военного давления на безопасность и суверенитет Российской Федерации // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 6 (82). С. 1954-1967.
11. Хорошев A.A., Беспалько Г.Н. Холодная война: политическое мышление и практика противостояния двух мировых систем Ц Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 7 (88). С. 2629-2636.
2. Bulavina M.A., Novoselsky S.O. Prospects for Russia's military security in the current geopolitical conjuncture. In: Interstate confrontation in the context of globalization and its impact on the management of national defense of the Russian Federation. Collection. Moscow, 2023. Pp. 105-112.
3. Kuzina S.I., Sagiryan I. G.,Krasnova E.A. Military policy of Russia at the present stage: Political and legal aspects. Science and Education: Economy and Economics; Entrepreneurship; Law and Management. 2023. No. 5 (156). Pp. 121-125. (In Rus.)
4. Makkaveeva S.S., Huang D. The state and prospects of relations between Russia and Western countries against the background of the Ukrainian crisis in the focus of Chinese socio-political expertise. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political Science. 2023. Vol. 25. No. 1. Pp. 175-188. (In Rus.)
5. Mamatov R.R., Lomakina I.G. Military-social policy of the state at the present stage. Theory and Practice of Military Education. 2023. No. 1 (1). Pp. 40-45. (In Rus.)
6. Makhnin V.L. Methodology of military scientific research. Moscow, 2023. 392 p.
7. Merkulov S.V., KurkovA.V. On the formation of anti-extremist values among the servicemen oftheRosgvardiya in the process of education. In: Directions and prospects for the development of education in military institutes of the National Guard troops of the Russian Federation. Collection of scientific articles of the XI Interuniversity Scientific and Practical Conference with International Participation. S.A. Kutsenko (gen. ed.). 2019. Pp. 103-107.
8. Patana A.G. Evolution of the NATO strategy as a potential threat to peace and security. In: Actual problems of science: The students' view. Materials of the All-Russian Student Scientific Conference with International Participation. In 2 parts. O.V. Kublitskaya (ed.-in-chief). St. Petersburg, 2022. Pp. 157-160.
9. Pusko V.S. Military policy of the state: Some reflections. Humanities, Socio-economic and Social Sciences. 2013. No. 2. Pp. 1-11. (In Rus.)
10. Khanaliev N.U. The expansion of NATO to the east near the borders of Russia as an undisguised threat of military pressure on the security and sovereignty of the Russian Federation. Questions of Political Science. 2022. Vol. 12. No. 6(82). Pp. 1954-1967. (In Rus.)
11. Khoroshev A.A., Bespalko G.N. Cold War: Political thinking and practice of confrontation between two worlds systems. Issues of National and Federal Relations. 2022. Vol. 12. No. 7 (88). Pp. 2629-2636. (In Rus.)
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 96,15%
Рецензен т: Лихоносов А.Г., доктор политических наук, профессор; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского
Рецензент: Подосинников Е.Ю., кандидат политических наук, доцент; руководитель; Курское региональное отделение РОП; заместитель начальника, отдел функционирования контрактной системы; Управление федерального казначейства по Курской области
Статья поступила в редакцию 12.09.2024, принята к публикации 20.10.2024 The article was received on 12.09.2024, accepted for publication 20.10.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Болгов Николай Васильевич, доктор политических наук, кандидат экономических наук; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 277495; SPIN-код: 1882-8592; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Nicolay V. Bolgov, Dr. Sci. (Polit.), Cand. Sci. (Econ.); leading researcher; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation.RSCI Author ID: 277495; SPIN-code: 1882-8592; E-mail: [email protected]
Чичулин Николай Александрович, доктор политических наук, профессор; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 474739; SPIN-код: 1798-9099; E-mail: nikolay. [email protected]
Шевцов Валерий Михайлович, доктор философских наук, профессор; советник ректора; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 479573; SPIN-код: 1904-5409; E-mail:[email protected]
ВКЛАД АВТОРОВ
H.A. Чичулин - научное руководство, концепция исследования
Н.В. Болгов - написание исходного текста В.М. Шевцов - доработка текста, итоговые выводы
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Nikolay A. Chichulin, Dr. Sci. (Polit.); leading researcher; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 474739; SPIN-code: 1798-9099; E-mail: [email protected]
Valery M. Shevtsov, Dr. Sci. (Philos.), Professor; advisor to the Rector; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 479573; SPIN-code: 1904-5409; E-mail:[email protected]
CONTRIBUTION OF THE AUTHORS N.A. Chichulin - scientific guidance, research concept N.V. Bolgov - writing the source text V.M. Shevtsov - revision ofthe text, final conclusions
The authors declare that there is no conflict of interest