Научная статья на тему 'Научно-прикладной проект как эффективная форма вовлечения педагогов в исследовательскую и проектную деятельность'

Научно-прикладной проект как эффективная форма вовлечения педагогов в исследовательскую и проектную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маковецкая Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-прикладной проект как эффективная форма вовлечения педагогов в исследовательскую и проектную деятельность»



Подготовка педагога к исследовательскому обучению

Научно-прикладной проект как эффективная форма вовлечения педагогов в исследовательскую и проектную деятельность

Маковецкая

Юлия Геннадьевна,

к.ист.н., зав. лабораторией по научно-методическому сопровождению обучения одаренных детей ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск

Научно-исследовательская и инновационно-проектная деятельность государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» направлена на получение как новых фундаментальных знаний, поиск новых принципов решений прикладных проблем, создание новых социально-гуманитарных и образовательных технологий, так и на обеспечение высокого уровня повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, научно-методическое, экспертно-аналитическое и консультативное сопровождение инновационных процессов в образовательной системе Челябинской области и внедрение результатов исследований и разработок в педагогическую практику.

В областной образовательной системе создаются необходимые условия для эффективного управления кадровыми ресурсами. Новые квалификационные требования предполагают осуществление педагогами инновационной и исследовательской деятельности. Рассмотрим с этой точки зрения квалификационные характеристики должности «Учитель», а именно:

• осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета;

• использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

• планирует и осуществляет учебный процесс, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей;

• организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую;

Маковецкая Юлия Геннадьевна

• реализует проблемное обучение.

В приведенном перечне выделена позиция, акцентирующая внимание на организации учителем самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе и исследовательской. Хотелось бы обратить внимание читателя и на квалификационные характеристики еще одной должности - «тьютор»:

• организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

• организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве;

• координирует поиск информации обучающимися для самообразования;

• сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее);

• совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

• оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;

• создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);

• организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов;

• организует взаимодействие с родителями по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;

• организует составление, корректировку индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов;

• осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования

• организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с

Подготовка педагога к исследовательскому обучению

обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности и др. Таким образом, мы видим, что квалификационные характеристики обеих должностей предполагают у человека, занимающегося этой деятельностью, наличие определенных знаний, умений и навыков. И в то же время, мы часто сталкиваемся с такими ситуациями, когда люди, занимающиеся этой деятельностью, такими знаниями не обладают. Поэтому закономерно встает вопрос о необходимости подготовки педагогических кадров к такой специфике деятельности. В связи с этим, в 2011 году Министром образования и науки Челябинской области был подписан приказ о приоритетных направлениях повышения квалификации работников областной образовательной системы (от 16.12.2011 г. №01/7887), который определил направления повышения квалификации для работников областной образовательной системы, а именно:

• специалистов органов управления образованием муниципального уровня;

• руководителей образовательных учреждений;

• педагогических работников областной образовательной системы.

Рассмотрим приоритетные направления повышения квалификации педагогических работников. Вышеупомянутым приказом определен ряд направлений:

• эффективная реализация в образовательном процессе современных образовательных технологий; освоение и применение дистанционных технологий обучения учащихся (воспитанников);

• технологии разработки основных образовательных программ, рабочих программ курсов, дисциплин, модулей;

• система оценивания достижения обучающимися (воспитанниками) планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего образования;

• технологии работы с детьми, имеющими высокий потенциал интеллектуального, творческого и физического развития;

• педагогическая деятельность в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и федеральных государственных требований к структуре, результатам освоения и условиям реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования;

• принципы и технологии инклюзивного образования;

Маковецкая Юлия Геннадьевна

• технологии духовно-нравственного развития и воспитания учащихся (воспитанников);

• формы участия педагогических работников в управлении образовательным учреждением;

• методы, формы и технологии взаимодействия педагогических работников в семьями обучающихся (воспитанников);

• основные направления модернизации системы общего образования.

Одним из условий совершенствования профессиональной компетентности педагогов является их включение в реализацию научно-прикладных проектов.

В ГБОУ ДПО ЧИППКРО уделяется большое внимание организации и осуществлению научно-исследовательской деятельности. Основными направлениями в данном случае являются разработка, апробация и (или) внедрение:

• инновационных элементов содержания образования и систем воспитания, инновационных педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных учреждениях региона;

• примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;

• новых профилей (специализаций) переподготовки или повышения квалификации работников образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;

• методик переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на основе применения современных образовательных технологий;

• иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в регионе и Российской Федерации. В целях организации научно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений в рамках заявленной темы, оказания помощи в разработке учебно-методических и дидактических материалов ГБОУ ДПО ЧИППКРО на базе образовательных учреждений Челябинской области реализует совместные научно-прикладные проекты, являющиеся одной из форм инновационного проекта, реализуемого в рамках сотрудничества Института и образовательных учреждений Челябинской области и обеспечивающая эффективное взаимодействие научно-педагогических кадров и педагогов-практиков по решению актуальных проблем развития образования,

Подготовка педагога к исследовательскому обучению

инициаторами открытия которого могут выступать различные субъекты образовательной системы региона. Реализация проектов осуществляется в следующих случаях:

• между заказчиком (инициатором) проекта в лице сторонней организации и ГБОУ ДПО ЧИППКРО заключены договорные отношения о взаимовыгодном сотрудничестве;

• на основании Приказов и распоряжений МОиН Российской Федерации; МОиН Челябинской области (учредителя ГБОУ ДПО ЧИППКРО);

• на основании задания Ректората ГБОУ ДПО ЧИППКРО,

• на основании решения Ученого Совета ГБОУ ДПО ЧИППКРО.

ГБОУ ДПО ЧИППКРО ведет научно-исследовательскую деятельность в области проблем образования и воспитания. В настоящее время ректоратом, кафедрами воспитания и дополнительного образования, специального (коррекционного) образования реализуется три международных проекта как по вопросам повышения квалификации педагогов, работающих детьми, имеющими особые образовательные потребности, так и по вопросам воспитания и социализации обучающихся в современном мире, изучению проблем молодежи, в том числе по теме «Молодежь, социальное неравенство и периферия». Институт принимает участие в трех научно-исследовательских проектах федерального уровня. Данные проекты реализуются как в рамках ФЦПРО, так и в рамках сотрудничества с АПКиП-ПРО и ИСИО РАО (г. Москва). Помимо этого реализуется большое количество проектов на региональном уровне.

Из чего же складывается формирование запроса на научно-исследовательскую деятельность:

• напрямую от заказчика;

• в рамках проведения дней ЧИППКРО в территориях области.

Инициатором запроса являются:

• общеобразовательные учреждения;

• дошкольные образовательные учреждения;

• учреждения дополнительного образования детей.

Всего институтом реализуется семьдесят пять совместных с образовательными учреждениями научно-прикладных проектов по следующим направлениям:

• организационно-управленческая деятельность (22%);

• содержательное обеспечение (40%);

• методическое сопровождение (31%);

• психолого-педагогическое сопровождение (7%).

Кроме этого хотелось бы отметить такие направления, как научно-методическое, организационное и информационное обеспечение введения ФГОС общего образования;

Маковецкая Юлия Геннадьевна

научно-методическое сопровождение деятельности педагогов, работающих с детьми, имеющими высокий потенциал развития.

Таким образом, результатами реализации научно-прикладных проектов представлены в следующих формах стали:

• публикация статей по тематике проектов - 81;

• издание: методических и учебно-методических пособий - 9; методических рекомендаций, в том числе сборников материалов - 10;

• разработка разделов основной образовательной программы - 3;

• создание банков электронных материалов - 3;

• разработка модульных курсов - 4;

• участие в конкурсах - 3;

• представление содержательных аспектов проекта в ходе проведения стажировок на базовых площадках в рамках проекта ФЦПРО - 2.

Несомненно, такая работа не могла осуществляться без участия педагогических работников и в тоже время она предоставила большие возможности в плане развития педагогических работников в осуществлении ими исследовательской и проектной деятельности. ИЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.