УДК 378.091.398
Реализация инновационных проектов как средство развития профессиональной компетентности работников образования
А. В. Коптелов
Implementation of applied science projects as a means of developing professional competence of educators
A. V. Koptelov
Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации инновационных проектов кафедры управления, экономики и права ГБОУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ЧИППКРО).
На основе анализа действующих законодательных норм к инновационной деятельности автор рассматривает в качестве инновационных проектов научно -прикладные проекты, реализуемые на базе образовательных организаций Челябинской области.
В статье акцентируется внимание на преемственности кафедральных проектов с инновационными проектами, реализованными ЧИППКРО как стажировочной площадки в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования в 20112013 годах. Предлагается модель реализации научно-прикладных проектов, включающая целевой, содержательно-процессуальный и результативный компоненты.
В статье определяются и подробно характеризуются кадровые, мотивационные, организационные, информационные условия реализации научно-прикладных проектов. Особое внимание уделяется эффектам, достигаемым в процессе реализации научно-прикладных проектов на различных уровнях: уровне участников проектов, образовательных организаций, кафедры, института. Основная идея статьи заключается в том, что реализация любых инновационных проектов непосредственным образом способствует развитию профессиональной компетентности всех участников этих проектов.
Abstract. The article describes the features of implementing innovation projects of Department of
Management, Economics and Law in the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators.
On the basis of analysis of existing legislative norms to innovative activities the author considers as innovative projects the applied science projects implemented in the educational institutions of Chelyabinsk region.
The article focuses on the continuity of innovation projects implemented by Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators in the context of Federal Targeted Program for the Development of Education in 2011-2013. The article presents model for implementing applied science projects including target, substantive and organizational components.
The article describes personnel, motivational, organizational and informational conditions of implementing applied science projects. Special attention is paid to effects achieved in the process of implementing applied science projects at various levels: the level of project participants, educational organizations, department, the Institute. The main idea of the article is that implementing innovation projects contributes directly to the development of professional competence of project participants.
Ключевые слова: инновационные проекты, инновации, научно-прикладные проекты, модель реализации научно-прикладных проектов, стажировочная площадка по реализации мероприятий ФЦПРО, развитие профессиональной компетентности, неформальное повышение квалификации, Сетевая школа консультантов, концептуализация опыта.
Keywords: innovation projects, applied science projects, model for implementing applied science
projects, career training institution on implementation of Federal Targeted Program for the Development of Education, development of professional competence, informal professional development, Network School of Counselors, conceptualization of experience.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из основных задач инновационного развития определяет создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности. Ее реализация предполагает переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности [1]. Освоение этих компетенций в системе дополнительного профессионального образования возможно через развертывание инновационных проектов, в том числе научно-прикладных проектов на базе образовательных организаций. Кафедра управления, экономики и права ЧИППКРО (далее -кафедра) реализует 6 научно-прикладных проектов на базе 23 образовательных организаций Челябинской области. Научно-прикладные проекты (далее - НПП) мы рассматриваем как инновационные. Такое право нам дает действующее законодательство и локальная нормативная база Института. В частности понятие инновации, нормативно закреплено в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике». Под инновацией понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [2]. Применительно к системе образования и конкретно к НПП, реализуемых кафедрой, мы можем говорить, что инновации -это введение процессов и новых методов управления, обеспечивающих достижение качества образования, в практику образовательных организаций. Соответственно инновацион-
ный проект - это комплекс мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе способствующих достижению экономических эффектов в грамотном расходовании ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и др.). Инновационная деятельность кафедры заключается с точки зрения № 127-ФЗ в научной и организационной деятельности, направленной на реализацию инновационных проектов. Данная позиция соотносится и с действующим Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации», в котором определяется, что инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методи-
ческого, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч. 3 ст. 20) [3].
Особенностью реализации инновационных проектов кафедры заключается в том, что все проекты носят управленческий характер и работа организуется, прежде всего, во взаимодействии с руководителями образовательных организаций. Выстраивание системы работы с руководителями в рамках проектов позволяет аккумулировать инновационные идеи, наработанные в результате реализации институтом мероприятий в рамках деятельности стажиро-вочной площадки ФЦПРО на 2011-2015 годы. В содержании всех НПП, реализуемых кафедрой, нашли отражение результаты этих инновационных проектов, что дает возможность их трансляции и продвижения в областной образовательной системе.
Реализация кафедральных научно-прикладных проектов осуществляется в соответствии с задачами программы развития ГБОУ ДПО ЧИППКРО на период с 2013 по 2015 г. [4], а также регламентом инновационной деятельности ГБОУ ДПО ЧИППКРО, утвержденным приказом № 195 от 12.03.2012 г. «О совершенствовании системы управления ГБОУ ДПО ЧИППКРО». В частности, в качестве первой задачи программа развития определяет организацию научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образова-
ния в образовательных организациях Челябинской области.
Деятельность кафедры по участию в решении этой задачи заключается в научно-методическом сопровождении процесса управления образовательной организацией по различным аспектам введения ФГОС общего образования, а именно:
- формирование кадровых условий реализации образовательных программ общего образования;
- организация внеурочной деятельности обучающихся;
- организация сетевого взаимодействия образовательных организаций по научно-методическому сопровождению введения ФГОС на муниципальном уровне;
- привлечение общественности к разработ-кеи реализации образовательных программ общего образования;
- организация образовательного процесса на основе индивидуализации образования школьников.
Данные аспекты отражают актуальные направления введения и реализации ФГОС общего образования, по которым в общеобразовательных организациях пока отсутствует опыт управления этими процессами и на формирование которого направлены все НПП кафедры. Кроме того, данные аспекты отражают содержание нововведений современного действующего законодательства в сфере образования, тем самым характеризуют инновационность реализуемых НПП.
Таблица 1
Реализация задач программы развития ГБОУ ДПО ЧИППКРО на кафедре управления, экономики и права посредством научно-прикладных проектов
Задачи ГБОУ ДПО ЧИППКРО в соответствии с программой развития Задачи кафедры управления, экономики и права Образовательные организации, на базе которых развернуты НПП
Задача 1. Организация научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области Научно-методическое сопровождение процесса управления образовательной организацией по различным аспектам введения ФГОС общего образования
Формирование кадровых условий реализации образовательных программ общего образования МАОУ гимназия № 26 г. Челябинска. МОУ СОШ № 17 г. Карталы. МБОУ СОШ № 117 г. Сне-жинска. МБОУ СОШ № 18 г. Миасса
Организация внеурочной деятельности обучающихся. МБОУ Фершампенуазская СОШ Нагайбакского района
Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций по научно-методическому сопровождению введения ФГОС на муниципальном уровне МОУ ДПОПР «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы» г. Магнитогорска
Привлечение общественности к разработке и реализации образовательных программ общего образования МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики г. Снежинска МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша
Организация образовательного процесса на основе индивидуализации образования школьников МБОУ СОШ № 117 г. Снежинска. МБОУ СОШ № 18 г. Миасса
Задача 2. Использование потенциала проектов «Модернизация муниципальных систем дошкольного обра- Научно-методическое сопровождение внедрения в практику образовательных организаций теорети- МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики г. Снежинска.
зования» и «Распространения на территории Российской Федерации образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» для развертывания научно-исследовательской деятельности сотрудников института по приоритетным направлениям инновационного развития системы образования ческих моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования, разработанных в рамках мероприятий ФЦПРО на 20112013 гг. и обеспечивающих реализацию приоритетных направлений инновационного развития системы образования МКОУ СОШ № 1 г. Караба-ша. МБОУ СОШ № 117 г. Сне-жинска. МБОУ СОШ № 18 г. Миасса
Задача 5. Создание научно -методических и нормативных условий для формализации результатов повышения профессиональной компетентности работников образования на основе обобщения и распространения ими эффективного педагогического опыта, результатов участия педагогических работников в инновационных проектах в сфере образования Реализация регламентов, нормативно закрепляющих неформальное повышение квалификации работников образования на основе обобщения и распространения ими эффективного педагогического опыта, результатов участия в инновационных проектах в сфере образования Все НПП
Основаниями для открытия НПП по таким темам как «Государственно-общественное управление образовательной организацией как механизм достижения современного качества общего образования» (МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики г. Снежин-ска, МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша) [5] и «Управленческое содействие педагогам в освоении технологий индивидуализации образования школьников» (МБОУ СОШ № 117 г. Снежинска, МБОУ СОШ № 18 г. Миасса) стали результаты разработки моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования, осуществленной в рамках деятельности Института как стажировочной площадки по реализации мероприятий ФЦПРО на 2011-2013 гг. [6]. Эти проекты способствуют решению задачи № 2 программы развития «Использование потенциала проектов «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» и «Распространения на территории Российской Федерации образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» для развертывания научно-исследовательской деятельности сотрудников института по приоритетным направлениям инновационного развития системы образования». Роль кафедры заключается в научно-методическом сопровождении внедрения в практику образовательных органи-
заций теоретических моделей, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений инновационного развития системы образования. Реализуя данные НПП, также как и в первом случае, с одной стороны, мы руководствуемся действующим законодательством в сфере образования, с другой, участвуем в решении приоритетных задач областной образовательной системы по достижению качества образования посредством различных механизмов на институциональном уровне конкретных общеобразовательных организаций.
Одним из основополагающих направлений деятельности института в соответствии с программой развития является создание научно -методических и нормативных условий для формализации результатов повышения профессиональной компетентности работников образования на основе обобщения и распространения ими эффективного педагогического опыта, результатов участия педагогических работников в инновационных проектах в сфере образования (задача № 5). Роль кафедры в решении этой задачи заключается в создании условий для участников НПП из образовательных организаций для неформального их повышения квалификации на основе обобщения и распространения накопленного опыта и результатов участия в инновационных проектах, реализуемых совместно с кафедрой, в частности, через
публикацию научно-методических статей и различных методических материалов. Данная работа организуется в соответствии с установленными в институте регламентами о неформальном повышении квалификации [7].
Изучение действующего законодательства и нормативной базы в сфере образования, а также локальных актов института нам позволило унифицировать подходы к организации инновационной деятельности кафедры посредством разработки модели по реализации совместных с образовательными организациями НПП (рис. 1). Основанием для разработки этой модели стали подходы, принятые в институте по организации инновационной деятельности, утвержденные соответствующим приказом.
Целью реализации всех НПП является развитие профессиональной компетентности их участников, прежде всего, управленцев, способствующее достижению эффектов, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений развития областной образовательной сис-
темы в условиях введения ФГОС общего образования (в части научно-методического сопровождения и в соответствии со стратегическими задачами ГБОУ ДПО ЧИППКРО). Декомпозиция данной цели позволяет выделить задачи, стоящие перед кафедрой управления, экономики и права в части реализации НПП. К ним относятся:
- разработка, апробация и/или внедрение инновационных элементов системы управления качеством образования в общеобразовательных организациях в условиях введения ФГОС общего образования;
- разработка, апробация и/или внедрение новых форм, методик повышения квалификации, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности всех участников НПП;
- научно-методическое сопровождение процессов управления качеством образования в общеобразовательных организациях в условиях введения ФГОС общего образования.
Целевой компонент
Цель - развитие профессиональной компетентности участников НПП, способствующее достижению эффектов, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений развития областной образовательной системы в условиях введения ФГОС общего образования (в части научно-методического сопровождения и в соответствии со стратегическими задачами ГБОУ ДПО ЧИППКРО) Задачи:
- разработка, апробация и/или внедрение инновационных элементов системы управления качеством образования в общеобразовательных организациях в условиях введения ФГОС общего образования;
- разработка, апробация и/или внедрение новых форм, методик повышения квалификации, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности всех участников НПП;
- научно-методическое сопровождение процессов управления качеством образования в общеобразовательных организациях в условиях введения ФГОС общего образования_
Содержательно-процессуальный компонент
Принципы открытия и реализации НПП
- Взаимодействия
-Инновационности
- Преемственности
- Вариативности
- Социального партнерства
Определение участников НПП
Образовательные организации ППС КУЭП Структурные подразделения ЧИППКРО
Ходатайство КУЭП перед Ученым советом ЧИППКРО об открытии НПП
Решение Ученого совета об открытии НПП
Заключение договора с образовательной организацией
Определение содержания НПП
- Актуальность темы НПП - Цель и задачи НПП - Объект и предмет НПП - Гипотеза НПП - Этапы реализации НПП и содержание деятельности на каждом этапе - Прогнозируемые результаты реализации НПП - Календарный план-график реализации НПП
Реализация НПП
Методы исследования: анализ нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней, документарный анализ, SWOT-анализ, моделирование, анкетирование, социологический опрос_
Формы: установочные и проектировочные семинары, модульные курсы, консультирование и образовательный консалтинг, фокус-группы_
Средства: техническое задание, календарный план-график реализации НПП, диагностические материалы, индивидуальные планы ПСС_
I
Результативный компонент
Концептуализация опыта, полученных результатов в ходе реализации НПП
Статьи и публикации
Публикация сборников из опыта работы
Участие в научно-практических конференциях регионального и федерального уровней Представление результатов НПП на муниципальном уровне
- Публичный отчет КУЭП_
Эффекты по результатам реализации НПП
Уровень участников НПП Уровень ОО Уровень КУЭП Уровень ЧИППКРО
- Повышение уровня профессиональной компетентности. - Пополнение индивидуального портфо-лио (документы о ПК, публикации и др.). - Признание в профессиональной среде. - Приобретение дополнительного профессионального статуса (тьютор ЧИППКРО, сетевой консультант) - Внедрение разработанных моделей (систем управления) в практику ОО. - Совершенствование локальной нормативной базы ОО. - Повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников ОО. - Повышение статуса в областной образовательной системе (посредством участия в региональных и федеральных проектах и конкурсах). - Формирование внешнего позтивного имиджа ОО - Повышение профессиональной компетентности ППС КУЭП. - Совершенствование УМК ОП КПК, реализуемых КУЭП. - Расширение спектра реализуемых КУЭП модульных курсов, в том числе по авторским программам. - Подготовка тьюторов КУЭП. - Обеспечение выполнения показателей развития КУЭП (3 место в рейтинге кафедр в 2014 г.) - Совершенствование УМК ОП КПК, реализуемых другими кафедрами и структурными подразделениями. - Использование потенциала ОО в реализации региональных и федеральных проектах ЧИППКРО, в т. ч. в рамках ФЦПРО. - Повышение позитивного имиджа ЧИППКРО в областной образовательной системе. - Обеспечение выполнение показателей программы развития ЧИППКРО
Рис. 1. Модель реализации научно -прикладных проектов кафедры управления, экономики и права
Содержательно-процессуальный компонент модели отражает традиционную схему, принятую в институте по открытию и реализации научно-прикладных проектов:
- определение участников НПП (образовательных организаций, структурных подразделений института, представителей профессорско-преподавательского состава);
- подготовка ходатайства кафедры перед Ученым советом института об открытии НПП;
- принятие решения Ученого совета об открытии НПП;
- заключение договора с образовательной организацией [8; 9].
Следующим этапом деятельности является разработка содержания НПП, включающего определение актуальности темы, цели и задач, объекта и предмета, гипотезы, этапов реализации проекта и содержания деятельности на каждом этапе, прогнозируемые ре-
зультаты и календарный план-график реализации НПП.
Особенно необходимо остановиться на принципах, которыми мы руководствуемся при открытии и реализации научно-прикладных проектов и которые являются принципами реализации модели. К ним относятся: взаимодействие, инновационность, преемственность, вариативность, социальное партнерство.
Основным принципом является принцип взаимодействия, который мы считаем системообразующим, поскольку с точки зрения философии и социальной психологии, это не просто воздействие объектов или субъектов друг на друга, а объективная и универсальная форма движения и развития этих объектов и субъектов [10]. Данное положение очень важно с точки зрения реализации НПП кафедры. Кроме того, необходимо отметить, что взаимодействие включает элементы рефлексивного управления, так как в процессе реализации проекта не только формируются и внедряются в практику деятельности образовательных организаций конкретные модели или системы управления, но также еще развивается компетенция саморефлексии своей профессиональной деятельности у всех участников НПП (как работников образовательной организации, так и кафедры).
Мы выделяем два уровня взаимодействия: внешний и внутренний. Внешний уровень предполагает взаимодействие с образовательными организациями, на базе которых реализуются НПП, с руководящими и педагогическими работниками этих организаций, являющимися участниками творческих групп. Внешнее взаимодействие также осуществляется с муниципальными органами управления образованием и муниципальными методическими службами, поскольку в четырех проектах из шести их полноправными участниками являются руководители и специалисты муниципального уровня.
Уровень внутреннего взаимодействия выражен не только взаимодействием сотрудников кафедры в рамках реализации НПП. На кафедре сформирована практика реализации НПП совместно с другими структурными подразделениями, в частности с Региональным центром ФГОС и кафедрой воспитания и дополнительного образования. Подобная совместная деятельность способствует более комплексному
решению задач НПП, так как позволяет на уровне образовательной организации решать как вопросы обновления содержания деятельности педагогов, так и вопросы управлениями этими процессами.
Принцип взаимодействия позволяет реализовать в рамках НПП принцип преемственности. Опираясь на философское определение преемственности как связи между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении конкретных элементов при переходе к новому состоянию [10]. Мы рассматриваем преемственность как связь между инновационными проектами, реализованными институтом как стажировочной площадки по реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы и научно-прикладными проектами кафедры, о которых говорилось выше. Наработанные материалы в рамках стажировочной площадки активно используются при реализации всех НПП кафедры, тем самым обеспечивая выполнение задач инновационных проектов, реализуемых институтом.
Еще один принцип - это принцип инноваци-онности, который предполагает введение посредством НПП новшеств в систему управления образовательными организациями, позволяющих повысить эффективность ее деятельности в области достижения современного качества образования.
Принцип вариативности отражает разнообразие направлений научно-методического сопровождения достижения современного качества образования в условиях введения и реализации ФГОС общего образования, что нашло отражение в тематике проектов. Реализуя НПП в рамках нашей модели, каждый проект специфичен и уникален, так как имеет абсолютно свое особое содержание. Кроме того, реализуя проект по одной теме разными образовательными организациями, их содержание тоже отличается, поскольку осуществляется в разных условиях, отражающих специфику этих организаций, контингента обучающихся, социума, в котором находится организация и т. д. Через реализацию принципа вариативности мы расширяем спектр услуг, предоставляемых кафедрой и, соответственно, институтом, образовательным организациям Челябинской области.
Принцип социального партнерства означает добровольное взаимодействие кафедры управления, экономики и права с образовательными организациями на основе согласованных обоюдных интересов, способствующее повышению имиджа образовательных организаций, кафедры, института на основе сотрудничества, содействия, сотворчества.
Процесс реализации НПП начинается с отбора методов исследования. В качестве таких методов используются основные методы управленческой деятельности. Первая группа методов - это методы анализа: документарный анализ и SWOT-анализ. Документарный анализ предполагает изучение федеральной и региональной нормативно-правовой базы с точки зрения разрабатываемой темы, а также анализ имеющихся локальных актов образовательной организации. Документарный анализ позволяет выявить и сформировать четкое представление о содержании компетенций образовательной организации, а также полномочий управленцев и педагогов в области разрабатываемой темы НПП.
Помимо документарного анализа при реализации НПП используется SWOT-анализ, который позволяет сформировать системные представления об имеющихся «плюсах» и «минусах», а также имеющемся потенциале образовательной организации по теме проекта.
Выявленное в рамках документарного анализа неполное соответствие локальных актов изменяющемуся законодательству в сфере образования или отсутствие необходимых локальных актов, а также сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, выявленные в результате SWOT-анализа, позволяют спланировать систему организационно-управленческих мероприятий по разработке модели или системы управления по конкретному направлению деятельности образовательной организации в соответствии с тематикой НПП.
Кроме того, полученная информация в результате использования методов анализа позволяет определить эффективные механизмы реализации НПП и перейти к еще одной группе методов - моделированию. Моделирование позволяет определить содержание и направления деятельности, конкретные действия, формы и средства, необходимые для достижения поставленных целей НПП, а также позволяет спроек-
тировать ожидаемые результаты в случае успешной реализации проекта.
Еще одна группа методов, которые используются при реализации НПП, - это методы сбора информации и получения обратной связи. Как правило, это различные виды анкетирования и опросов различных участников образовательных отношений, необходимые для принятия соответствующих управленческих решений в рамках реализации НПП, а также с целью отслеживания промежуточных и итоговых результатов проекта.
Причем в качестве средств при использовании этих методов применяются как имеющийся инструментарий, так и специально разрабатываемый в рамках НПП.
Для реализации НПП создаются кадровые, мотивационные, организационные, информационные условия.
В реализации НПП принимают участие 100% профессорско-преподавательского состава кафедры, причем 50% в 2011-2012 гг. обучались по программе подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы общего образования и прошли зарубежную стажировку.
Мы считаем, что у профессорско-преподавательского состава кафедры сформирована позитивная устойчивая позиция к инновационной деятельности, поскольку 100% преподавателей принимают участие в реализации институтских инновационных проектов (мероприятия в рамках стажировочной площадки ФЦПРО), в работе творческих групп по выполнению государственного задания института, либо заданий учредителя в рамках подготовки и проведения областных мероприятий, а также в работе творческих групп, создаваемых в рамках реализации Программы развития и плана работы ЧИППКРО и кафедры.
Особенностью кадрового обеспечения НПП кафедры является то, что участники от образовательных организаций становятся тьюторами кафедры, потенциал которых используется при проведении курсов повышения квалификации, модульных курсов, стажировок.
Доля модульных курсов, проведенных тьюторами, составила 23% от общего количества проведенных в 2014 г. Количество обучившихся на них составило 152 человека.
В 2014 г. начатый совместно с Региональным центром ФГОС инновационный проект
«Сетевая школа консультантов по вопросам достижения современного качества образования» [11; 12; 13] стал общеинститутским, так как к его реализации присоединились другие кафедры, и стал частью календарного плана-графика стажировочной площадки по реализации мероприятий ФЦПРО на 2014-2015 гг. Сетевая школа является формой повышения квалификации субъектов муниципальных образовательных систем Челябинской области, обеспечивающая подготовку консультантов по научно-методическому сопровождению реализации мероприятий Государственной программы Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2015 годы в части обеспечения достижения современного качества образования.
Ее целью является формирование и организация деятельности регионального сетевого профессионального сообщества, аккумулирующего человеческие и интеллектуальные ресурсы системы образования Челябинской области по мобильному распространению эффективного опыта внедрения моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования.
Данный проект также повлиял на формирование кадровых условий реализации НПП кафедры. Так, представители муниципалитетов, обучившиеся в Сетевой школе, стали по решению Ученого совета тьюторами.
Таким образом, научно-прикладные проекты позволяют активно использовать потенциал работников образовательных организаций в общеинститутских инновационных проектах, в том числе в рамках стажировочной площадки ФЦПРО.
Все вышесказанное позволяет нам считать, что все это способствует развитию мотиваци-онных условий участия в инновационных проектах. Кроме того, при отборе образовательных организаций для реализации на их базе НПП кафедры мотивационными являются также следующие факторы:
- возможность образовательным организациям заявить о себе в областной образовательной системе;
- возможность повысить позитивный имидж образовательной организации;
- возможность объективно оценить имеющийся потенциал образовательной организации
и заявиться на участие в региональных конкурсах профессионального мастерства;
- возможность получить социального партнера в лице ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
При формировании организационных условий реализации НПП необходимо остановиться отдельно на формах работы, большинство из которых соответствуют современным технологиям работы с кадрами и предполагают участие всех, кто задействован в проекте.
К таким формам мы относим установочные и проектировочные семинары, способствующие более глубокому погружению в проблему, формированию мотивации на участие в НПП, а также формированию проектной культуры руководителей и педагогов образовательной организации.
Еще одна относительно новая форма работы - это фокус-группа, которая на сегодняшний день активно используется специалистами института с представителями муниципальных органов управления образованием.
Работа в фокус-группах позволяет в достаточно небольшие сроки собрать качественную информацию по отдельному узкому вопросу в рамках тематики НПП, а также выявить спектр мнений по решению данного вопроса на уровне конкретной образовательной организации.
В рамках реализации НПП для их участников, прежде всего, для работников образовательных организаций создаются информационные условия. В частности через:
- обеспечение изданиями ЧИППКРО, в том числе подготовленными к публикации сотрудниками кафедры управления, экономики и права;
- информацию, размещенную на сайте ЧИППКРО и портале ФЦПРО (http://ipk74.ru/);
- взаимообмен информацией между образовательными организациями в рамках одного проекта;
- оказание консультационных услуг для руководителей образовательных организаций на форуме портала ФЦПРО.
В рамках инновационных форм работы формируется информационная компетентность участников НПП как работников образовательных организаций, так и профессорско-преподавательского состава кафедры. Это выражается в умении отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования инфор-
мации, полученной в процессе инновационной деятельности.
Развитие этой компетентности важно также с точки зрения осуществления деятельности преподавателей кафедры в рамках выполнения учебной и учебно-методической работы, а для работников образовательных организаций выполнения своей профессиональной деятельности либо как управленцев, либо как педагогов.
Успешная реализация НПП, на наш взгляд, обеспечивает концептуализацию опыта полученных результатов и получения конкретных эффектов на разных уровнях. Говоря о концептуализации опыта реализации НПП, можно выделить два крупных направления: это публикационная активность и презентационность. Публикационная активность осуществляется посредством подготовки статей к изданию в различных методических и научно-методических сборниках, журналах и иных изданиях [14; 15]. Участие работников образовательных организаций в федеральных и региональных научно-практических конференциях позволяет осуществлять концептуализацию опыта сразу по двум направлениям: публикация статей в сборниках материалов конференций, а также очное представление опыта педагогической общественности на секциях конференций.
Презентационность опыта образовательных организаций осуществляется также на уровне муниципального образования. Это происходит посредством расширенных педагогических советов с приглашением представителей учредителя, руководителей и педагогов других образовательных организаций, участия в муниципальных методических мероприятиях - конференциях, педагогических чтениях и др.
Особое значение для концептуализации опыта реализации НПП имеет публичный отчет кафедры о результатах реализации инновационных проектов, проведенный в сентябре 2014 г. Данный отчет позволил провести осмысление проводящейся работы на кафедре, обобщить и систематизировать наработанный материал и опыт по реализации совместных с образовательными организациями НПП и, соответственно, презентовать его коллегам и педагогическому сообществу Челябинской области через размещение информации на сайте института (http://ipk74.ru/).
Результативность реализации НПП мы рассматриваем не только через концептуализацию
опыта, но также и через получение конкретных эффектов на разных уровнях. Достижение эффектов реализации НПП возможно на четырех уровнях: уровне участников НПП, уровне образовательной организации, уровне кафедры, уровне института.
На уровне участников НПП, причем это характерно для работников как образовательной организации, так и кафедры, первым эффектом, на наш взгляд, является повышение профессиональной компетентности. Участие в проектах способствует освоению новых профессиональных компетенций посредством освоения как нового содержания, так и новых способов управленческой/профессиональной деятельности, необходимой для эффективного достижения качества образования.
Повышение уровня профессиональной компетентности позволяет пополнять индивидуальное портфолио конкретного работника, так как подготовка публикаций из опыта работы в региональных и федеральных изданиях, участие в работе научно-практических конференций, обучение на модульных курсах по актуальным проблемам является неотъемлемой частью формирования портфолио работников образования.
Активная деятельность в реализации НПП способствует также признанию в профессиональной среде и позволяет приобрести дополнительный профессиональный статус как, например, тьютор института, консультант Сетевой школы. Это дает право работникам образовательных организаций самостоятельно осуществлять обучение других работников образования от имени института.
Для образовательных организаций мы выделяем несколько эффектов. Во-первых, разрабатываемые модели или системы управления внедряется в практику образовательных организаций, что способствует совершенствованию ее деятельности по достижению современного качества образования.
Во-вторых, реализация НПП позволяет привести локальную нормативную базу образовательной организации в соответствии с действующим законодательством в сфере образования. Еще один эффект для образовательных организаций - это повышение уровня профессиональной компетентности руководителей и педагогов, участников НПП, что позволяет, с
одной стороны, выполнять требования государства к уровню квалификации работников образования, с другой, формировать внутришколь-ную систему дополнительного профессионального образования, что является в соответствии с новым законодательством обязательной компетенцией образовательной организации (пп. 5 п. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012) [3].
Участие образовательных организаций в НПП предоставляет более широкие возможности для участия в региональных и федеральных проектах, а также в региональных конкурсах профессионального мастерства
(табл. 2). Участие в этих проектах и конкурсах, несомненно, влияет на повышение позитивного имиджа образовательной организации как в своем социуме, так и в областной образовательной системе.
Реализация НПП имеет эффекты для кафедры. Помимо повышения профессиональной компетентности ППС кафедры, опыт и полученные в ходе НПП результаты дают возможность совершенствовать учебно-методические комплексы (УМК) образовательных программ курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, модульных курсов, наполнять содержание курсов подготовки
Таблица 2
Участие образовательных организаций, на базе которых развернуты НПП, в региональных и федеральных проектах, конкурсах профессионального мастерства
Образовательная организация, на базе которой развернут НПП Наименование проекта, конкурса
МБОУ Фершампенуазская СОШ Нагайбакского района - Конкурсный отбор областных государственных и муниципальных учреждений - образовательных организаций, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы, на базе которых открыты центры образовательной робототехники. - Областной конкурс педагогических коллективов и учителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, «Современные образовательные технологии», номинация «Лучший педагогический коллектив» (2014 г.)
МОУ ДПОПР «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы» г. Магнитогорска - Федеральный проект «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС». - Апробация, основанная на ИКТ системы управления качеством образования на региональном уровне (Концепция регионального мониторинга качества общего образования). - Апробация методических рекомендаций по разработке основных образовательных программ общего образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей
МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики г. Снежинска - Областной конкурс педагогических коллективов и учителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, «Современные образовательные технологии», номинация «Лучший педагогический коллектив» (2014 г.) (победитель конкурса)
МОУ СОШ № 17 г. Карталы - Апробация, основанная на ИКТ системы управления качеством образования на региональном уровне (Концепция регионального мониторинга качества общего образования). - Областной конкурс педагогических коллективов и учителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, «Современные образовательные технологии», номинация «Лучший педагогический коллектив» (2014 г.)
МКОУ СОШ № 1 г. Кара-баша - Апробация, основанная на ИКТ системы управления качеством образования на региональном уровне (Концепция регионального мониторинга качества общего образования)
конкретными примерами из практики образовательных организаций, участников проектов.
Участники НПП становятся тьюторами кафедры и, соответственно, института, которые разрабатывают свои авторские модульные курсы на основе приобретенного опыта, в том числе в рамках НПП.
Все это свидетельствует о расширении спектра реализуемых модульных курсов кафедрой.
Достижение вышеназванных эффектов обеспечивает выполнение показателей развития кафедры (3 место в общеинститутском рейтинге кафедр в 2014 г.). Получаемые кафедрой эффекты от реализации НПП, на наш взгляд, способствуют также получению эффектов на уровне института. Во-первых, выполнение показателей развития кафедры напрямую влияют на выполнение показателей развития института.
Разрабатываемые и усовершенствованные УМК дополнительных профессиональных программ на основе полученного опыта в рамках НПП могут использоваться другими кафедрами и структурными подразделениями Института при организации курсовой подготовки. Нарабатываемый опыт образовательных организаций в рамках НПП находит отражение в реализации региональных и федеральных проектов (мероприятия стажировочной площадки ФЦПРО на 2014-2015 гг., Сетевая школа консультантов), тем самым активно используется потенциал этих организаций.
Еще один положительный эффект, на наш взгляд, это расширение сети социальных партнеров ЧИППКРО, что свидетельствует о доверии к нам как профессионалам и что отражается на повышении позитивного имиджа ЧИППКРО в областной образовательной системе.
Полученные результаты позволяют выстраивать дальнейшую деятельность в области реализации инновационных проектов через участие в мероприятиях стажировочной площадки ФЦПРО на 2014-2015 гг., прежде всего, в разработке модели государственно-общественного управления научно-методическим сопровождением достижения современного качества образования на региональном уровне посредством ресурса региональной сетевой школы консультантов. Эта работа является важной и актуальной, поскольку, во-первых, речь идет о развитии сетевого взаимодействия с образо-
вательными организациями Челябинской области, руководящими и педагогическим работниками, тьюторами института. Во-вторых, данный проект позволяет более активного выстроить конструктивное взаимодействие с другими кафедрами и структурными подразделениями института, что способствует повышению уровня профессиональной компетентности как профессорско-преподавательского состава, так и представителей образовательных организаций Челябинской области.
Библиографический список:
1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //base.consultant ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123444 (дата обращения: 09.03.2015).
2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172547/ (дата обращения: 18.02.2015).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn p1ai/ zakonodatel stvo / fed eralnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-vrf (дата обращения: 05. 04. 2014).
4. Программа развития ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на период с 2013 по 2015 г. / под общ. ред. В. Н. Кеспико-ва. - Челябинск. - 2012. - 84 с.
5. Обоскалов А. Г. Подготовка работников образовательных организаций к реализации модели государственно-общественного управления достижением качества образования / А. Г. Обо-скалов, А. В. Коптелов, А. В. Машуков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - Челябинск. - 2014. - № 1 (18). - С. 46-53.
6. Современное качество образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения : монография / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов др. ; науч. ред.: В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. -Челябинск : ЧИППКРО, 2012. - 240 с.
7. Регламенты неформального повышения квалификации ГБОУ ДПО ЧИППКРО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipk74.ru /institute/dokumenty-o-deyatelnosti-instituta (дата обращения: 02.03.2015).
8. Кеспиков В. Н. Особенности научно-исследовательской деятельности учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Со-лодкова, Д. Ф. Ильясов, А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. -Челябинск. - 2012. - № 4 (13). - С. 40-45.
9. Баранова, Ю. Ю., Ильина, А. В. Научно -прикладной проект как форма взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования и школы / Ю. Ю. Баранова, А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - Челябинск. - 2011. -№ 3 (8). - С. 126-130.
10. Философский энциклопедический словарь / [сост. А. Л. Грекулова и др.] ; редкол.: С. С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М. : Сов. эн-цикл., 1989. - 814 с.
11. Коптелов А. В., Баранова Ю. Ю. Сетевая школа консультантов как ресурс достижения современного качества общего образования // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 3; URL: www.science-education.ru/117-13227 (дата обращения: 18.02.2015).
12. Инновационные практики повышения квалификации. Сетевая школа консультантов по вопросам достижения современного качества образования : сборник методических материалов / сост.: М. И. Солодкова, Ю. Ю. Баранова, А. В. Коптелов, Т. П. Зуева ; под ред. В. Н. Кес-пикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 156 с.
13. Коптелов А. В Сетевая школа консультантов как ресурс концептуализации и распространения инновационного педагогического опыта достижения современного качества образования / А. В. Коптелов // Опыт и проблемы внедрения ФГОС общего образования : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1 Потенциал государственно-общественного управления в достижении современного качества образования / Москва - Челябинск, 13 ноября 2014 г. / под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. -С.109-116.
14. Бирюк О. И. Пути привлечения педагогов к организации общественного управления методическим сопровождением на муниципальном уровне // Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. Потенциал государственно-общественного управления в достижении современного качества общего образования / Москва - Челябинск, 13 ноября 2014 г. / под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - С. 29-36.
15. Овсянникова В. П. Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования // Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. Потенциал государственно-общественного управления в достижении современного качества общего образования / Москва - Челябинск, 13 ноября 2014 г. / под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014.- С. 93-97.
References:
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 No 2227-r "Ob utverzhdenii strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda "[Order of the Government of the Russian Federation 08.12.2011 No 2227-r "On Approval Strategy of Innovative Development of Russian Federation for the Period until 2020]" [Electronic resource], URL: http: //base.consultant ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=123444 (Accessed: 09.03.2015).
2. Federal'nyy zakon ot 23.08.1996 No 127-FZ (red. ot 02.11.2013) "O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politike" [The Federal Law 23.08.1996 No 127-FZ (edited 11.02.2013) "On Science and State Scientific and Technical Policy"] [Electronic resource], URL: http:// www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172547/ (Accessed: 18.02.2015).
3. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. No 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 29.12.2012 No 273-FZ "On Edu-
cation in the Russian Federation"], URL: www.consultant.ru (accessed: 05.04.2014)
4. Kespikov V. N. Programma razvitiya GBOU DPO "Chelyabinskiy institut perepodgotovki i po-vysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya" na period s 2013 po 2015 g [Program of development of SBEI DPO "Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators" for the Period from 2013 to 2015], Chelyabinsk, 2012. 84 p.
5. Oboskalov A. G., Koptelov A. V., Mashu-kov A. V. Preparing Educational Institution Workers to Implement the Model of State and Public Management of Education Quality [Podgotovka rabotnikov obrazovatel'nykh organizatsiy k realizatsii mod-eli gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya dostizheniem kachestva obrazovaniya] Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii ka-drov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2014, No 1 (18), pp. 46-53.
6. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Il'ya-sov D. F. Sovremennoe kachestvo obshchego obrazovaniya: modeli obrazovatel'nykh sistem i effektivnye pedagogicheskie mekhanizmy dos-tizheniya [Modern Quality of General Education: Models of Educational Systems and Effective Pedagogical Mechanisms of Achievement], Chelyabinsk, 2012. 240 p.
7. Reglamenty neformal'nogo povysheniya kvalifikatsii GBOU DPO CHIPPKRO [Regulations of Informal Professional Development in the Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators]. [Electronic resource], http://ipk74.ru /institute/dokumenty-o-deyatelnosti-instituta (Accessed: 02.03.2015).
8. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Il'ya-sov D. F., Il'ina A. V. Features of Scientific and Research Activity of Institution of Additional Education under the Conditions of Education Modernization [Osobennosti nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya v uslo-viyakh modernizatsii obrazovaniya] Nauchnoe obes-pechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2012, No 4 (13), pp. 42-45.
9. Baranova, Yu. Yu., Il'ina, A. V. Applied Science Project as a Form of Interaction between Institutions of Additional Professional Education and Schools [Nauchno-prikladnoy proekt kak forma vzaimodeystviya uchrezhdeniya dopolnitel'no-go professional'nogo obrazovaniya i shkoly]
Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], Chelyabinsk, 2011, No 3 (8), pp.126-130.
10. Grekulova A. L. Filosofskiy entsiklopedi-cheskiy slovar' [Encyclopedic Dictionary of Philosophy], M, 1989. 814 p.
11. Koptelov A. V., Baranova Yu. Yu. Network School of Counselors as A Resource to Achieve Modern Quality of General Education [Setevaya shkola konsul'tantov kak resurs dostizheniya so-vremennogo kachestva obshchego obrazovaniya] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2014, No 3, URL: www.science-education.ru/117-13227 (Accessed: 18.02.2015).
12. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Baranova Yu. Yu., Koptelov A. V., Zueva T. P. Innovat-sionnye praktiki povysheniya kvalifikatsii. Setevaya shkola konsul'tantov po voprosam dostizheniya sovremennogo kachestva obrazovaniya : sbornik metodicheskikh materialov [Innovative Practices of Professional Development. Network School of Counselors concerning еру Achievement the Modern Quality of General Education: Collection of Methodical Materials], Chelyabinsk, 2014. 156 p.
13. Koptelov A. V. Network School of Counselors as a Resource of Conceptualisation and Dissemination of Innovative Educational Experience of Achieving the Modern Quality Of Education [Setevaya shkola konsul'tantov kak resurs kontsep-tualizatsii i rasprostraneniya innovatsionnogo pe-dagogicheskogo opyta dostizheniya sovremennogo kachestva obrazovaniya] Opyt problemy vnedre-niya FGOS obshchego obrazovaniya : materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii. V 2 ch. Ch. 1 Potentsial gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya v dostizhenii sovremennogo kachestva obrazovaniya [Experience and Problems of Implementing the Federal State Educational Standards of the General Education: Materials of III All-Russian scientific and practical conference. In 2 Parts. Part 1. The Potential of State and Public Management in Achieving Modern Education Quality], Chelyabinsk, 2014, pp.109-116.
14. Biryuk O. I. Ways to Attract Teachers to the Organization of Public Administration of Methodical Support at the Municipal Level [Puti privleche-niya pedagogov k organizatsii obshchestvennogo upravleniya metodicheskim soprovozhdeniem na
munitsipal'nom urovne] Opyt i problemy vnedre-niya federal'nykh gosudarstvennykh obrazova-tel'nykh standartov obshchego obrazovaniya : ma-terialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2 ch. Ch. 1. Potentsial gosu-darstvenno-obshchestvennogo upravleniya v dos-tizhenii sovremennogo kachestva obshchego obrazovaniya [Experience and Problems of Implementing the Federal State Educational Standards of the General Education: Materials of III All-Russian scientific and practical conference. In 2 Parts. Part 1. The Potential of State and Public Management in Achieving Modern Education Quality], Chelyabinsk, 2014, pp. 29-36.
15. Ovsyannikova V. P. Model of the Educational System, Providing Modern Quality of Education on the Basis of State and Public Management of Implementing the Basic Education Programs of General Education [Model' obrazo-
vatel'noy sistemy, obespechivayushchey sovre-mennoe kachestvo obrazovaniya na osnove go-sudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya rea-lizatsiey osnovnykh obrazovatel'nykh programm obshchego obrazovaniya] Opyt i problemy vne-dreniya federal'nykh gosudarstvennykh obrazo-vatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya : materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2 ch. Ch. 1. Po-tentsial gosudarstvenno-obshchestvennogo
upravleniya v dostizhenii sovremennogo ka-chestva obshchego obrazovaniya [Experience and Problems of Implementing the Federal State Educational Standards of the General Education: Materials of III All-Russian scientific and practical conference. In 2 Parts. Part 1. The Potential of State and Public Management in Achieving Modern Education Quality], Chelyabinsk, 2014, pp.93-97.