Научная статья на тему 'Развитие профессиональных компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования'

Развитие профессиональных компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1244
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / МОДУЛЬНЫЙ КУРС / СТАЖИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Анна Владимировна

Достижение современного качества общего образования возможно тогда, когда педагоги готовы к деятельности в новых условиях своего труда. С этой целью у них необходимо развивать профессиональные компетенции. Данный процесс обеспечивается через непрерывное образование работников в системе дополнительного профессионального образования. В статье описан опыт Центра учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования по разработке и реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования. Указанные программы рассматриваются автором статьи как средства развития профессиональных компетенций педагогов. Существенный интерес вызывают эффекты деятельности структурного подразделения, связанные с удовлетворением потребностей и разрешение затруднений педагогических работников, возникающих у их в ходе их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of teachers’ professional competencies in the system of additional professional development

The achievement of modern education quality is possible when teachers are willing to work in the new conditions of their labor. For this purpose, they need to develop the professional competencies. This process is provided through the continuing education of employees in the system of additional professional development. The article describes the experience of the Center of educational, methodological and scientific support for the education of children with special educational needs in the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators in developing and implementing the educational programs of additional professional education. These programs are considered by the author as a means of developing the teachers’ professional competencies. The effects of department activities, related to the needs and resolution of teachers’ difficulties appearing during their professional activities, draw the significant interest.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования»

УДК 378.091.398

Развитие профессиональных компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования

А. В. Ильина

ЧИППКРО

Development of teachers' professional competencies in the system of additional professional development

A. V. Il'ina

Аннотация. Достижение современного качества общего образования возможно тогда, когда педагоги готовы к деятельности в новых условиях своего труда. С этой целью у них необходимо развивать профессиональные компетенции. Данный процесс обеспечивается через непрерывное образование работников в системе дополнительного профессионального образования.

В статье описан опыт Центра учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования по разработке и реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.

Указанные программы рассматриваются автором статьи как средства развития профессиональных компетенций педагогов. Существенный интерес вызывают эффекты деятельности структурного подразделения, связанные с удовлетворением потребностей и разрешение затруднений педагогических работников, возникающих у их в ходе их профессиональной деятельности.

Abstract. The achievement of modern education quality is possible when teachers are willing to work in the new conditions of their labor. For this purpose, they need to develop the professional competencies. This process is provided through the continuing education of employees in the system of additional professional development.

The article describes the experience of the Center of educational, methodological and scientific support for the education of children with special educational needs in the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill

of Educators in developing and implementing the educational programs of additional professional education.

These programs are considered by the author as a means of developing the teachers ' professional competencies. The effects of department activities, related to the needs and resolution of teachers' difficulties appearing during their professional activities, draw the significant interest.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт, непрерывное образование взрослых, индивидуализация, модульный курс, стажировка.

Keywords: additional professional education, professional competencies, professional standards, continuing education of adults, individualization, modular courses, internship.

В условиях модернизации образования учитель одновременно выступает как в роли исследователя и разработчика программно-методических и дидактических материалов, так и эксперта полученных продуктов профессиональной деятельности.

Данные позиции, безусловно, актуализируют необходимость пересмотра роли педагога как ключевой фигуры образовательной деятельности. Ему необходимо владеть профессиональными компетенциями, позволяющими обеспечивать современное качество образования. В этой связи для каждого педагога становится очевидной необходимость постоянного и системного профессионального обучения.

Соответственно феномен непрерывного образования становится приоритетным и концентрирует внимание на потребностях и затрудне-

ниях педагога. Соответственно непрерывное профессиональное развитие педагогических работников представляется нам как целенаправленный и пролонгированный процесс повышения уровня их профессиональной компетентности на основе учета их потребностей и затруднений, а также нормативных требований к организации профессиональной деятельности.

Безусловно, система непрерывного образования не исключает различные формы дополнительного профессионального образования, которые могут предложить образовательные организации высшего образования и дополнительного профессионального образования, а также самообразовательную деятельность.

В рассматриваемом контексте выделим систему дополнительного профессионального образования, составляющую объект нашей статьи. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1]. В рамках освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (далее - программы) происходит развитие и обогащение профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, осуществляется формирование проектной культуры педагогов. Но, несомненно, реализация указанных программ в полной мере не позволит решить все те проблемы, которые возникают у педагога в ходе его профессиональной деятельности. Соответственно развитие профессиональных компетенций осуществляется в большей части непосредственно в практической деятельности педагога, за счет экспериментальной работы, общения с коллегами, когда происходит осмысление и освоение полученных знаний, когда выстраивается собственный стиль педагогической деятельности.

Еще одним звеном единой системы непрерывного образования педагогов выступает методическая служба, связывающая в единое целое приоритетные направления деятельности педагогов и являющаяся важным фактором мотивации и стимулирования профессионального развития педагогических кадров, т. к. направлена на оказание помощи педагогам в исполь-

зовании ими многообразия форм, методов, средств образовательной деятельности.

Безусловно, существует многообразие моделей методического (научно-методического) сопровождения педагогов.

При этом очевидно, что целью указанного сопровождения является создание условий для совершенствования уровня педагогического мастерства, формирования профессиональных компетенций у педагогических работников, развития их личностной культуры и усиления творческого потенциала, направленного на повышение качества образования и активное освоение и использование ими инновационных технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся.

Так, с точки зрения профессионального стандарта, у педагога должны быть сформированы умения проектирования в урочной и внеурочной деятельности ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка, формирующих универсальные учебные действия, мотивацию к обучению, систему регуляции поведения и деятельности и пр.

Соответственно в рассматриваемом контексте одной из задач образовательной организации дополнительного профессионального образования является создание организационных, научно-методических условий для эффективного развертывания программ дополнительного профессионального образования педагогов.

В ГБУ ДПО ЧИППКРО одной из такого рода методических служб выступает Центр учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями структура (далее - Центр). Структурное подразделение входит в структуру управления ГБУ ДПО ЧИППКРО и создано в 2013 году с целью учебно-методического и научного обеспечения программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в институте для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

Не секрет, что в настоящее время разработка и реализация дополнительных профессиональных программ, основанная на модульном принципе, не является инновацией для системы образования России [2; 3].

Основным принципом, обеспечивающим реализацию программ, является принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития профессиональной

компетентности педагогических работников. Соответственно, в процессе повышения квалификации педагоги получают возможность:

- сформировать представления о различного рода процессах, явлениях (например, о формировании у обучающихся естественно-научного мышления с помощью методов инженерного образования);

- освоить методы и приемы формирования у обучающихся универсальных учебных действий на различных уровнях образования;

- освоить методики конструирования учебных заданий, направленных на достижение ме-тапредметных результатов с позиций требований, установленных ФГОС общего образования, например, на основе кейс-технологии и с учетом межпредметных связей, а также подходы к оценке метапредметных результатов;

- приобрести необходимые умения подготовки обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.

Отличительной особенностью программ, реализуемых Центром, является наличие в их составе практико-ориентированной части. Учет андра-гогических принципов при разработке программ позволяет использовать полученные материалы во внутриорганизационном повышении квалификации, ориентированном, с одной стороны, на удовлетворение потребностей и разрешение затруднений педагогов в организации и реализации образовательного процесса в целом и, в частности, в формировании (развитии) планируемых результатов освоения обучающимися образовательных программ различных уровней образования; с другой стороны, - реализацию приоритетных направлений развития общего образования на территории Челябинской области в среднесрочной перспективе.

Мы уже отмечали, что Центр создан с целью учебно-методического и научного обеспечения программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в Институте для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

К основным направлениям деятельности относятся организационно-методические, научно-методические и информационно-методические аспекты.

В период с 2014 по 2015 год организационно-методическое направление реализовывалось Центром по нескольким аспектам.

1. Осуществление подготовки проектов концептуальных, нормативных, программных документов по направлениям развития системы обучения детей с особыми образовательными потребностями по заданию Министерства образования и науки Челябинской области. К результатам можно отнести:

- внесение предложений в положение об отборе предметных лабораторий, ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ;

- участие в разработке концептуальных положений по проектированию адаптированных основных общеобразовательных программ;

- участие в разработке областных базисных учебных планов общеобразовательных организаций и классов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Челябинской области на 2014/2015 учебный год;

- разработка сетевого плана-графика апробации проектов ФГОС для обучающихся с ОВЗ;

- подготовка аналитической справки по результатам мониторинга показателей системы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- участие в разработке положений Концепции ТЕМП.

В 2015 году осуществление подготовки проектов концептуальных, нормативных, программных документов по направлениям развития системы обучения детей с особыми образовательными потребностями по заданию Министерства образования и науки Челябинской области велось в рамках:

- участия в разработке информационной карты для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по достижению обеспечивающих показателей Концепции ТЕМП;

- разработке информационных карт ресурсных центров по проблемам инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов; муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих статус базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

2. Изучение запросов работников образования на проведение мероприятий научно -методического характера по направлениям развития системы обучения детей с особыми образовательными потребностями велось в рамках:

- исполнения протоколов Дней ГБУ ДПО ЧИППКРО;

- исполнения протоколов Дней ГБУ ДПО ЧИППКРО (в территориях: в 2014 году обучено 16 педагогов; в 2015 году - 71 человек; подготовлен сборник материалов Сосновского муниципального района; 16 педагогов Миасского городского округа приняли участие в интернет-конкурсе «Обучение без границ»);

- через запросы на модульные курсы, в том числе в форме стажировки (обучено 632 человека);

- разработку программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология инклюзивного образования (в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)»; модульных курсов «Проектирование адаптированной образовательной программы общеобразовательной организации», «Особенности разработки дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Создание системы обучения тьюторов по актуальным аспектам содержания и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями: с привлечением тьюторов обучено 98 педагогических и руководящих работников.

В рамках реализации научно-прикладных проектов разработаны и утверждены решением Учебно-методической комиссии модульные курсы тьюторов:

- Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами учебно-исследовательской деятельности;

- Профессиональное самоопределение учащихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования.

4. Участие в организации и проведении региональных совещаний со специалистами управлений образования, представителями муниципальных методических служб и образовательных учреждений по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. В частности в 2015 году в режиме online принято участие в областном межведомственном семинаре «Обеспечение доступности образования детей с ОВЗ: комплексный подход»; участие в научно-практической конфе-

ренции «Образовательный стандарт как основное условие сопровождения и развития детской одаренности»; на базе ресурсного центра по проблемам инклюзивного образования детей с ОВЗ ГБОУ ОЦДиК организован и проведен областной межведомственный семинар «Обеспечение доступности образования детей с ОВЗ: комплексный подход»; участие в методическом совещании, организованном Управлением образования Саткинского муниципального района по теме «Обеспечение доступности образования детей с ОВЗ»; организован и проведен областной семинар «Содержание образования детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и пр.

Научно-методическое направление связано:

- с разработкой методических рекомендаций для различных категорий работников образования Челябинской области по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями;

- реализацией научно-прикладных проектов на базе органов управления образованием и образовательных учреждений по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями.

В 2015 году в реализации НПП принимают участие: дошкольные образовательные организации - 2; общеобразовательные организации -23, в т. ч. общеобразовательные организации, осуществляющие обучение детей с ОВЗ - 10; образовательные организации дополнительного образования - 1; иные организации - 5, среди которых: муниципальные органы управления образованием - 2, муниципальные методические службы - 2.

В реализации научно-прикладных проектов задействованы: предметные лаборатории - 5; ресурсные центры по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ - 2; базовые общеобразовательные организации, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов - 1. В научно-прикладных проектах по проблематике концепции «ТЕМП» задействовано 6 образовательных организаций;

- организации и проведении по поручению ректората экспертизы материалов, подготовленных (разработанных) в органах управления образованием, образовательными учреждениями по актуальным аспектам содержания и тех-

нологий обучения детей с особыми образовательными потребностями:

- групповое консультирование и экспертиза программы работы с одаренными детьми;

- экспертиза материалов конкурсного отбора областных государственных и муниципальных учреждений - общеобразовательных организаций для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, областных государственных и муниципальных учреждений - общеобразовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для создания на их базе ресурсных центров по проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в 2014 году;

- экспертиза материалов областного интернет конкурса программно-методических материалов «Обучение без границ»;

- экспертиза материалов IV Всероссийского интернет конкурса «Творческий учитель - одаренный ученик»;

- организация экспертирования дополнительных общеразвивающих и предпрофессио-нальных программ по плаванию и гандболу.

Информационно-методическое направление реализовано через:

1) оказание консультационных услуг работникам образования по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями в части подготовки к публикации материалов научного и методического характера;

2) осуществление информационной поддержки профессиональной деятельности работников образования Челябинской области по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. И, как результат:

- сформированы и размещены на сайте банки нормативно-правовых документов по вопросам (http: //ipk74.ru/kafio/eximius/articles/ nauchno-metod icheskoe-soprovozhdenie/); инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- функционируют форумы: Актуальные проблемы образования одаренных детей (http:// ikt.ipk74.ru/forum/forum8/); Апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ на территории Челябинской области: http://ikt.ipk74.ru/forum/forum6/;

- публикации в высокорейтинговых изданиях [4; 5];

ЧИППКРО

- ежегодно проводится интернет-конкурс «Творческий учитель - одаренный ученик» (http://ikt.Ipk74.ru/forum/forum7/) и научно-практическая конференция «Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей»; интернет-конкурс программно-методических материалов «Обучение без границ» и др. Таким образом, система непрерывного профессионального развития педагогических работников представляет собой совокупность институтов, в которых созданы условия для обеспечения движения педагога от его самоосмысления профессиональной деятельности как специалиста к его самоутверждению, самореализации. При этом в зоне ответственности образовательной организации дополнительного профессионального образования находится разработка и реализация программно-методического инструментария, ориентированного на удовлетворение потребностей и разрешение затруднений педагогических работников, возникающих у их в ходе их профессиональной деятельности. К эффектам деятельности Центра мы отнесли следующие позиции: Ежегодно увеличивается количество педагогических и руководящих работников публикующих при сопровождении сотрудников Центра материалы методического характера.

Опрос, организованный в рамках форума «Апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ на территории Челябинской области», позволил выявить типичные затруднения педагогов и руководителей при разработке АООП и разработать содержание модульного курса «Проектирование адаптированной образовательной программы общеобразовательной организации».

Участие в научных мероприятиях позволило выявить запрос:

- на разработку модельной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- на реализацию НПП по проблематике реализации Концепции ТЕМП на институциональном и муниципальном уровнях.

18 педагогических и руководящих работника образовательных организаций Челябинской области прошли неформальное повышение квалификации на основе обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, результатов участия в инновационных проектах в сфере образования.

Увеличивается количество запросов на реализацию научно-прикладных проектов по проблематике организационно-управленческого сопровождения разработки адаптированной основной общеобразовательной программы общеобразовательной организации дополнительных профессиональных программ в образовательной организации дополнительного профессионального образования.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2014).

2. Ильина А. В. Содержательно-процессуальные аспекты разработки и реализации модульных курсов в дополнительном профессиональном образовании / А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. -2014. - № 1 (18). - С. 98-108.

3. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Модель образовательной системы, обеспечивающей достижение обучающимися новых образовательных результатов на основе использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе : образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / под ред. В. Н. Кеспикова. -Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - 240 с.

4. Ильина А. В. ИКТ как средство достижения новых образовательных результатов обучающихся // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 2. - С. 148-152.

5. Ильина А. В. Управление разработкой адаптированных образовательных программ // Нижегородское образование. - 2014. - № 3. -С. 136- 142.

References:

1. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Feder-

al Law of 29.12.2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. URL: www.consultant.ru (accessed: 05.04.2014).

2. Il'ina A. V. Substantial and Processual Aspects of Developing and Implementing Modular Courses in Additional Professional Education [Soderzhatel'no-protsessual'nye aspekty razra-botki i realizatsii modul'nykh kursov v dopolni-tel'nom professional'nom obrazovanii]. Nauch-noe obespechenie sistemy povysheniya kvalifi-katsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], Chelyabinsk, 2014, N 1(18), pp. 98-109.

3. Kespikov V. N. Pedagogicheskaya deya-tel'nost' v usloviyakh perekhoda na federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya. Model' obrazova-tel'noy sistemy, obespechivayushchey dostizhenie obuchayushchimisya novykh obrazovatel'nykh rezul'tatov na osnove ispol'zovaniya informat-sionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v obra-zovatel'nom protsesse : obrazovatel'naya programma dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya (povysheniya kvalifikatsii) dlya pe-dagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Pedagogical Activity in the Transition to Federal State Educational Standards of General Education. Model of Educational System Providing Pupils New Educational Achievements on the Basis of Using Information and Communication Technologies in the Educational Process: Educational Program of Additional Professional Education for Teachers and Executives of Educational Institutions], Chelyabinsk, 2013, 240 p.

4. Il'ina A. V. ICTs as a Means of Achieving New Educational Outcomes of Students [IKT kak sredstvo dostizheniya novykh obrazovatel'nykh rezul'tatov obuchayushchikhsya]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science], 2014, N 2, pp. 148-152.

5. Il'ina A. V. Managing the Development of Adapted Educational Programs for Children with Disabilities [Upravlenie razrabotkoy adaptirovan-nykh obrazovatel'nykh programm dlya detey s OVZ]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Education in Nizhny Novgorod], 2014, N 3, pp. 136-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.