УДК 378.091.398+371.1
Научно-прикладной проект как инструмент эффективного научно-методического взаимодействия образовательных организаций региональной образовательной системы
Д. В. Нечепуренко
Scientific and applied project as a tool for effective scientific and methodological interaction of educational organizations of the regional educational system
D. V. Nechepurenko
Аннотация. В статье рассматриваются особенности современного состояния организации научно-прикладных проектов в образовательных организациях Челябинской области: темы, этапы, примерные мероприятия этапов, нормативные основы деятельности, формы отчета о выполненном научно-прикладном проекте. Отталкиваясь от самих основ организации научно-прикладного проекта, поэтапно выделяется и анализируется ряд психолого-педагогических проблем, испытываемых в ходе его реализации участниками научно-прикладного проекта.
Особое внимание уделяется условиям их эффективного взаимодействия в обстановке изменения образовательной среды, увеличения межличностной конкуренции внутри коллективов учащихся, роста учебных нагрузок; сделан акцент на важности нивелирования учебного стресса обучающихся, вызванного проектной деятельностью как новым и социально значимым событием. Актуальность ракурса рассмотрения объясняется природой образовательного взаимодействия: при всем многообразии тем научно-прикладных проектов, целей, задач успех любой деятельности зависит, прежде всего, от продуктивных взаимоотношений его участников.
Abstract. The peculiarities of the current state of the organization of scientific and applied projects in educational organizations of the Chelyabinsk region are considered in the article: themes, stages, approx-
imate steps of the stages, normative bases of activity, forms of the report on the executed scientific and applied project. Starting from the very foundations of the organization of a scientific and applied project, a number of psychological and pedagogical problems experienced during the course of its implementation by participants in a scientific and applied project are gradually identified and analyzed. Particular attention is paid to the conditions for their effective interaction in the environment of changing the educational environment, increasing interpersonal competition within student collectives, increasing training loads; emphasis is placed on the importance of leveling the educational stress of students, caused by project activities as a new and socially significant event. The relevance of the viewing angle is explained by the nature of educational interaction: for all the variety of topics of scientific and applied projects, goals, tasks, the success of any activity depends, first of all, on the productive relationships of its participants.
Ключевые слова: научно-прикладной проект, сотрудничество, образовательная организация, общеобразовательная школа, детский сад, повышение квалификации, педагог, учащийся.
Keywords: scientific and applied project, cooperation, educational organization, school, kindergarten, advanced training, teacher, student.
В последние годы педагоги отмечают резкое снижение интереса к учебе у учащихся школ, кроме того, отмечается, что неприятие школы нарастает с первого класса к выпускному [1].
Вызывать интерес у современных детей к учебе становится все большей проблемой. Хотя, безусловно, проблему низкого интереса к учебе в школе можно считать традиционной. Среди причин такого положения дел называют как особенности самого поколения, так и устоявшиеся принципы системы образования, которые не соответствуют запросам и ожиданиям современных учащихся, государства и общества. Реализация образовательной организацией научно-прикладного проекта (НПП) способствует росту интереса учащихся к учебе, науке, росту заинтересованности родителей, но, главное, повышению качества образования в образовательной организации в целом.
За последнее десятилетие общие теоретические, методические, технические вопросы организации экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных организациях изучены и освещены достаточно подробно [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Так, например, в статье И. Е. Жидковой описан опыт реализации научно-прикладного проекта социокультурной направленности. Исследователь определяет научно-прикладной проект как одну из форм сотрудничества учреждения дополнительного профессионального образования и образовательной организации, представляющую собой пример эффективного взаимодействия научных кадров и педагогов-практиков при решении проблем реализации образовательных стандартов; отмечает, что «среди задач НПП. Кроме повышения эффективности реализуемых НПП за счет аккумулирования научно-методических ресурсов образовательных организаций, происходит и повышение профессиональной компетентности учителей» [3]. Статья Ю. Г. Мако-вецкой «Научно-прикладной проект как эффективная форма вовлечения педагогов в исследовательскую и проектную деятельность» посвящена научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». В ней говорится, что одним из условий совершенствования профессиональной компетентности педагогов является их включение в реализацию научно-прикладных проектов. Статья описывает основы реализации совместных с образова-
тельными организациями проектов, направления исследований, результаты [4]. Руководители научно-прикладных проектов и их участники активно публикуют статьи, посвященные опыту реализации конкретных научно-прикладных проектов [5; 6]. Познавательный же интерес, как пишет Е. А. Меньшикова, «связан с побуждением к исследовательской деятельности относительно этого «значительного, привлекательного» предмета или явления действительности» [9].
Ежегодно ГБУ ДПО Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования подводит итоги реализации научно-прикладных проектов. В 2017 году было заключено соглашение о сотрудничестве с тринадцатью образовательными организациями. Примеры тем научно-прикладных проектов: «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного технопарка» (МБОУ СОШ № 126 им. Героя России Д. Г. Новоселова г. Снежинска), «Школьный технопарк как педагогический фактор формирования инновационного мышления обучающихся в условиях интеграции естественно-математических и технологических предметов» (МОУ Гимназия № 53 г. Магнитогорска), «Использование технологии проектной деятельности в процессе подготовки обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению» (МБОУ СОШ № 22 г. Озёрска), «Стимулирование учебно-познавательной мотивации обучающихся средствами исследовательской и проектной деятельности» (МКОУ СОШ № 28 г. Коркино).
В 2016 году, в соответствии с Программой развития ГБУ ДПО ЧИППКРО на 2016-2017 годы, осуществлялась реализация 169 совместных с образовательными организациями, муниципальными органами управления образованием, муниципальными методическими службами инновационных научно-прикладных проектов: 91 с общеобразовательными организациями (10,4% от общего количества по области), 49 с дошкольными образовательными организациями (3%), 17 - с организациями дополнительного образования детей (8,8%). По содержанию реализуемые совместные научно-прикладные проекты соответствуют интересам государственной политики в области образования, направлены на решение следующих проблем:
управленческое содействие реализации ФГОС общего образования и обучения детей с особыми образовательными потребностями (35% от общего количества НПП); научно-методическое сопровождение образовательного процесса (18%); реализация проекта «ТЕМП» (16%). Распространенными темами были следующие: «Организационные основы научно-методического сопровождения педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях реализации ФГОС общего образования», «Особенности реализации ФГОС общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)», «Организационные основы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников по реализации концепции «ТЕМП» на институциональном уровне», «Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей в условиях нормативно-подушевого и персонифицированного финансирования», темы, касающиеся создания технопарков в конкретном муниципальном районе.
В 2017 году ГБУ ДПО ЧИППКРО реализовано 163 совместных с образовательными организациями научно-прикладных проекта. Кафедрами института были организованы совместные научно-прикладные проекты на базе образовательных организаций Челябинской области в целях реализации научно -методического сопровождения деятельности последних в рамках заявленной темы, оказания помощи в разработке учебно-методических и дидактических материалов. В ходе реализации научно-прикладных проектов институт и образовательные организации установили между собой организационные и информационные связи для объединения своих усилий в целях сотрудничества в части развертывания научно-прикладных исследований в сфере образования, осуществления научно-методической, консультационной и информационной поддержки деятельности. В качестве основной цели, прежде всего, ставилось обеспечение взаимодействия сторон в методической, экспертно-аналитической и научно-исследовательской работе.
При разработке научно-прикладного проекта педагогическими коллективами изначально
ставится определение целей и задач взаимодействия с участниками образовательного процесса, разрабатывается пошаговое структурированное определение направлений деятельности, этапов и способов их реализации.
Традиционно инновационно-проектная деятельность института проводится на базе образовательных школ и детских садов Челябинской области. Таким образом, педагогические коллективы научно-прикладных проектов имеют возможность наблюдать формирование компетенций обучающихся обоих уровней (педагоги и их воспитанники). Это позволяет рассматривать научно-прикладной проект как своеобразную модель сообщества детей и взрослых, в которой ярко проявляются не только особенности, но и общие закономерности, характерные для процессов образовательного взаимодействия, общения детей и взрослых в коллективах. Создание научно-прикладного проекта в условиях учебной среды предполагает комплекс эффективных способов получения результата. Одним из важнейших его компонентов является организация и проведение стажировки по специально разработанной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации для руководителей и педагогов.
Работа с педагогами и учащимися по научно-прикладному проекту осуществляется на протяжении 1-3 лет, в соответствии с принятыми сторонами обязательствами осуществления разработки научно-прикладного проекта по определенной теме.
Содержание обязательств сторон отражается в Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью Соглашения между организациями.
В соответствии с Соглашением институт назначает приказом по организации лиц (лицо), в круг обязанностей которых(ого) вменяется оказание содействия образовательной организации. Стороны обязуются сохранять конфиденциальность (не разглашать третьим лицам), не распространять созданный научный продукт в рамках реализации научно-прикладного проекта без взаимного согласия.
Реализация научно-прикладного проекта разделяется на несколько периодов:
1) обеспечивается «вхождение» педагогического коллектива в проблему.
2) проводятся педагогические исследования, выявляются проблемные зоны, вносятся коррективы.
3) проводится анализ и интерпретация результатов проекта.
Примерные мероприятия первого этапа:
1. Разработка заявительных документов научно-прикладного проекта.
2. Психолого-педагогическая диагностика по выявлению профессиональной направленности учащихся.
3. Проведение модульных курсов для участников проекта.
На данном этапе проводятся теоретические исследования по изучаемой проблеме, изучение современных подходов к организации проектной деятельности, анализ учебных программ, реализующих содержание исследуемой проблемы, и научно-педагогической литературы. На этом этапе используются методы анкетирования, психолого-педагогического тестирования, беседы, наблюдения.
На протяжении всего периода проведения в образовательной организации научно-прикладного проекта его участники (как педагогический коллектив, так и воспитанники) подвержены стрессовым ситуациям. Одна из них приходится на первый (оргпериод) и связана с переживаниями участниками проекта внедрения незнакомого нового, личной ответственностью и т. д. Все обучающиеся, как правило, поначалу обычно негативно воспринимают новые обязательные правила, предписания, ограничения. Им нужна адаптация к новым условиям. Следовательно, необходимо сочетание обязательных с интересными формами деятельности. Поэтому в календарном плане работы научно-прикладного проекта среди первых мероприятий должны быть яркие массовые виды деятельности и мероприятия, которые позволят использовать методы «погружения» и «заражения», для того чтобы постараться максимально заинтересовать и увлечь участников будущей деятельностью по проекту.
Одним из других важных компонентов календарного плана является мероприятие, в основе которого заложен принцип соревновательности. Традиционно соревновательность поощрялась в истории педагогики, считается, что она заложена в самой природе человека. Соревнование как метод имеет большие воз-
можности: сплачивает участников, развивает дух коллективизма, способствует проявлению скрытых способностей учащихся и т. д. При этом при подведении итогов эффективно использование номинаций всем обучающимся. Таким образом, осуществляется «принятие» любого результата обучающегося, снижается негативизм в коллективе, вызванный завистью к успехам другого. Немаловажным является использование метода поощрения. Эффективно, если участники проекта разработают систему моральных и материальных поощрений, которая будет стимулировать активную научную и гражданскую позиции воспитанников. Возможно, чтобы не травмировать обучающихся или не допустить негативного отражения содержания научно-прикладного проекта на учебной деятельности ученика периодически использовать именно разработанную систему моральных и материальных поощрений, а не традиционные оценки. Полученное учащимся поощрение в качестве участника научно-прикладного проекта усиливает обычное поощрение, повышает чувство собственной значимости, актуализирует чувство сопричастности к важному, повышает гражданское самоопределение.
Другая стрессовая ситуация для обучающихся возникает на середине временного этапа реализации проекта. Это обусловлено их ежедневной загруженностью, накапливающейся усталостью, поэтому руководителю проекта, педагогу необходимо поменять тактику работы. Для этого нужно продумать виды работ, мероприятия на этот период, учитывающие невозможность максимальной работоспособности всех обучающихся.
Мероприятия второго этапа отличаются для каждого отдельно взятого научно-прикладного проекта; возможно перетекание одного и того же типа мероприятия в третий этап и, наоборот, из третьего во второй.
Это обусловливается темой проекта, выбранной стратегией исследования, характером вносимой инновации.
Приведем примерные мероприятия второго этапа без называния конкретной темы: отбор и структурирование учебного материала, форм, методов и средств обучения, разработка и уточнение критериев, показателей развития инновационного мышления обучающихся, разра-
ботка содержания учебных занятий, отражающих специфику темы проекта.
Примерные мероприятия третьего этапа:
1. Подготовка проектов обучающихся по теме научно-прикладного проекта.
2. Публикация научных статей по использованию проектной деятельности.
3. Проведение (городского) семинара для педагогических кадров.
4. Представление отчета о результатах научно-прикладного проекта.
5. Разработка и публикация методических рекомендаций по эффективному использованию проектной деятельности.
В процессе реализации научно-прикладных проектов выявляются и осмысливаются противоречия между исходными возможностями учителя и ребенка и предъявляемыми к ним требованиями, между целями личности и целью коллектива, между его социальным опытом и асоциальными установками общества. С заключительным периодом связана еще одна стрессовая ситуация для обучающихся. Формированию ее способствует необходимость завершения разработки итогового проекта. Руководителю проекта (педагогу) необходимо быть готовым к локализации конфликтной, стрессовой ситуации.
Подготовительный период к реализации научно-прикладного проекта в условиях образовательной организации предполагает предварительное формирование у всех лиц, связанных с проектом, антропологического мировоззрения. Оно характеризуется следующими позициями: понимание того, что успешно взаимодействовать возможно только при наличии у участников общих представлений о конечном продукте проекта, анализ успешности реализации проекта. Важнейшая составляющая технологического процесса - установка на воспитание, сотрудничество, диалог педагога и обучающегося; гуманистические цели воспитания: становление детской индивидуальности, создание комфортной эмоциональной атмосферы.
В независимости от конкретной темы научно-прикладного проекта, учителя постоянно обременены проблемой воспитания. Элементами, способствующими решению этой проблемы, нередко называют учет индивидуальных особенностей детей, их творчество, управленческие способности учителя. Однако не стоит
упускать из виду воспитательные возможности родителей, без поддержки которых обучение детей затруднительно.
Успешность проекта может быть обеспечена за счет грамотной проработки его начальной стадии: работа с мотивацией обучающихся, совместное проектирование, совместное планирование достижения общей цели, поиск способов решения общей задачи, распределение социально-значимых ролей и определение исполнителей, взаимная поддержка, оценка общего результата, переживание успеха общих достижений.
Учитывая, что самоактуализация личности учащегося - одна из важнейших частей педагогического процесса, педагогу необходимо сохранять педагогический оптимизм, развивать организаторские навыки, повышать уровень антропологических знаний. Благодаря научно -методической, консультационной и информационной поддержке института учителя становятся способны поддерживать процесс самоактуализации учащихся. Это отражается в живом интересе детей к инновациям в учебной деятельности, вере учителя в свои способности и способности учащихся. Не стоит оказывать давление с целью сделать нужный педагогу выбор. В таком случае нарушается научная чистота проекта, подрывается доверие воспитанников.
Для отражения результатов реализации научно-прикладных проектов в соответствии с положениями Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, которая определяет одним из приоритетов своей деятельности реализацию поддержки сетевых сообществ по передаче профессионального педагогического опыта, в ЧИППКРО создана виртуальная «Сеть научно-прикладных проектов» («Сеть НПП»). Сеть НПП - специально организованное виртуальное пространство совместной деятельности образовательных организаций по разработке и продвижению инновационных образовательных продуктов. Целью сети НПП является взаимовыгодное объединение научно-методических ресурсов образовательных организаций, обеспечивающее разработку и продвижение продуктов совместной инновационной деятельности, проведение профессионально-общественной экспертизы данных продуктов, а также возможность непре-
рывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций. Сегодня в ней зарегистрировано почти 3000 участников, число учебно-методических материалов представленных участниками около 400 единиц. Сеть состоит из десяти разделов: «Профессиональный стандарт педагога», «Образовательный проект ТЕМП», «Система оценки качества образования», «Работа с одарёнными детьми», «Образование детей с ОВЗ», «ИКТ в образовательном процессе», «Создание сети образовательных технопарков ТЕМП», «Обновление содержания и технологий дополнительного образования», «Региональные инновационные площадки», «Проект поддержки школ с низкими результатами обучения». Каждый из подразделов, в свою очередь, делится на подфорумы. Общее количество НПП в сети - 63. Проектов адресной поддержки школ с низкими результатами -31, проектов с региональными инновационными площадками - 10, научно-прикладных проектов с образовательными организациями - 22. В настоящий момент стоит задача популяризации данной сети среди педагогических работников области и родителей учащихся.
19 декабря 2017 года на Конференции по итогам работы региональных инновационных площадок, проводимой Министерством образования и науки Челябинской области и ГБУ ДПО ЧИППКРО, ее участники, ответственные за реализацию научно-прикладных проектов, отчитались о деятельности своих площадок, также состоялась профессиональная и профессионально-общественная экспертиза образовательных организаций, региональных инновационных площадок.
На примере опыта ГБУ ДПО ЧИППКРО мы описали эффективную работу сети научно-прикладных проектов, которая решает следующие задачи: диагностическую, консультативно-просветительскую, охранительно-профилактическую, коррекционно-компенсирующую. Развитие и сохранение устойчивого интереса воспитанников образовательных организаций к науке, учебе, как и педагогов к своей работе, -это сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, необходимой частью которого является этап повышения квалификации педагогов. Реализация научно-прикладных проектов позволяет эффективно решать множество кон-
кретных актуальных проблем, касающихся повышения качества образования, так как научно-прикладной проект - это инструмент эффективного научно-методического взаимодействия образовательных организаций, но общим местом при проведении научно-исследовательской, научно-прикладной работы в школе является упущение широких возможностей научно-прикладного проекта как удобного, мощного средства развития познавательного интереса обучающихся, как средства решения проблемы, по-прежнему остающейся фундаментальной, «вечной». В школе следует соблюдать баланс между педагогическим характером научно-прикладной и исследовательской деятельности и сугубо исследовательской стороной этой работы, поскольку изначально школа - это место, где происходит становление личности ребенка, получение им образования, его обучение учителем, в отличие от высшего учебного заведения, специалисты которого осуществляют научно-исследовательскую работу, как одну из своих прямых обязанностей.
Библиографический список:
1. Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры / И. Е. Акимова, Т. С. Анисимова // Концепт. -2015. - № S7. - C. 1-6.
2. Сиденко А. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок / А. С. Сиденко,
B. С. Хмелева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 4. -
C.46-49.
3. Жидкова И. Е. Проектирование содержания иноязычного образования с учетом НРЭО (в рамках научно-прикладного проекта) / И. Е. Жидкова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2017. - № 2. - Т. III. - C. 41-45.
4. Маковецкая Ю. Г. Научно-прикладной проект как эффективная форма вовлечения педагогов в исследовательскую и проектную деятельность / Ю. Г. Маковецкая // Исследователь/ Researcher. - 2014. - № 1-2. - С. 48-53.
5. Стоянкина Н. Н. Опыт и перспективы реализации научно-прикладного проекта «Педагогическая поддержка формирования готовности школьников к выбору профессии в сфере
интеллектуальной, исследовательской и наставнической деятельности» / Н. Н. Стоянки-на // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XVIII Международной научно-практической конференции. - М. ;Челябинск, 2017. - С. 198-202.
6. Соловьева Т. В. Научно-прикладной проект как одно из средств повышения квалификации учителя / Т. В. Соловьева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XVII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - М. ; Челябинск, 2016. - С. 24-28.
7. Белкина О. А. Профилактика социального сиротства. Научно-прикладной проект / О. А. Белкина // Эксперимент и инновации в школе. -2012. - № 4. - С. 32-40.
8. Хагуров Т. А. Реформа образованиями глазами учителей и преподавателей / Т. А. Хагуров, А. А. Остапенко // Социологические исследования. - 2014. - № 11. - С. 103-107.
9. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2008. -№ 3. - С. 16-17.
References:
1. Akimova I. E., Anisimova T. S. Designing the creative educational environment of the school as the basis for the formation of a student of a new culture [Proektirovanie kreativnoj obrazovatel'noj sredy shkoly kak osnovy formirovanija uchenika novoj kul'tury], Concept, 2015, No. S7, pp. 1-6.
2. Sidenko A. S., Khmeleva V. S. Maintenance of experimental and innovative activities of exper-mental sites [Soprovozhdenie jeksperimental'noj i innovacionnoj dejatel'nosti jeksperimental'nyh ploshhadok], Municipal formation: innovation and experiment, 2008, No. 4, pp. 46-49.
3. Zhidkova I. E. Designing the content of foreign language education taking into account the NREO (within the framework of a scientific and applied project) [Proektirovanie soderzhanija in-ojazychnogo obrazovanija s uchetom nacional'nyh, regional'nyh i jetnicheskih osobennostej (v ramkah
nauchno-prikladnogo proekta)], Modern supplementary professional pedagogical education, 2017, No. 2, Vol. III, pp. 41-45.
4. Makovetskaya Y. G. Scientific-applied project as an effective form of involving teachers in research and design activities [Nauchno-prikladnoj proekt kak jeffektivnaja forma vovlechenija pedagogov v issledovatel'skuju i proektnuju dejatel'nost'], Researcher, 2014, No. 1-2, pp. 48-53.
5. Stoyankina N. N. Experience and prospects for the implementation of the scientific and applied project "Pedagogical support for the formation of students' readiness to choose a profession in the field of intellectual, research and mentoring" [Opyt i perspektivy realizacii nauchno-prikladnogo proekta "Pedagogicheskaja podderzhka formirovanija gotovnosti shkol'nikov k vyboru professii v sfere intellektual'noj, issledovatel'skoj i nas-tavnicheskoj dejatel'nosti"], Integration of methodological (scientific and methodological) work and system of professional development of personnel. Materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference, 2017, pp. 198-202.
6. Solovyeva T. V. Scientific and applied project as one of the means of teacher's professional development [Nauchno-prikladnoj proekt kak odno iz sredstv povyshenija kvalifikacii uchitelja] Integration of methodical (scientific-methodical) work and the system of advanced training of staff. Materials of the XVII International Scientific and Practical Conference: in two parts, 2016, pp. 24-28.
7. Belkina O. A. Prevention of social orphanhood. Scientific and applied project [Profilaktika social'nogo sirotstva. Nauchno-prikladnoj proekt], Experiment and Innovation in School, 2012, No. 4, pp.32-40.
8. Khagurov T. A, Ostapenko A. A. Education Reform with the Eyes of Teachers and Teachers [Reforma obrazovanijami glazami uchitelej i prepodavatelej], Sociological Research, 2014, No. 11, pp. 103-107.
9. Menshikova E. A Psychological and pedagogical essence of cognitive interest [Psihologo-pedagogicheskaja sushhnost' poznavatel'nogo interesa], Bulletin of TSPU, 2008, No. 3, pp. 16-17.