Научная статья на тему 'Психолого педагогические аспекты рассмотрения проблемы трансформации менталитета педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Психолого педагогические аспекты рассмотрения проблемы трансформации менталитета педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕНТАЛИТЕТА / TRANSFORMATION OF MENTALITY / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина А. В., Маковецкая Ю. Г., Погорелов Д. Н.

Авторы статьи акцентируют внимание на том, что развитие профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо осуществлять на основе учета особенностей трансформации их менталитета. Реальным воплощение данной идеи является выстраивание адресного научно-методического сопровождения педагога, что требует от него пересмотра своего традиционного восприятия в отношении взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его родителями; со специалистами, осуществляющими психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение; с администрацией общеобразовательной организации. На территории Челябинской области представленное теоретическое утверждение воплощено в Концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие такого механизма позволяет с одной стороны, включать педагогов в управление собственным профессиональным ростом, с другой стороны, осуществлять адресную поддержку педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в контексте трансформации их менталитета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина А. В., Маковецкая Ю. Г., Погорелов Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого педагогические аспекты рассмотрения проблемы трансформации менталитета педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Hi

J m * ,

i

w

A.B. Ильина,

кандидат педагогических наук, заведующий Центром учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями, ГБУДПО ШППКРО, г. Челябинск, Россия

Ю.Г. Маковецкая,

кандидат исторических наук, доктор энциклопедических наук, профессор Академии энциклопедических наук, заведующий лабораторией Центра учебно-методического и научного сопровождения

обучения детей с особыми образователь-нылш потребностями, ГБУДПО ЧИППКРО

Д.Н. Погорелое,

младший научный сотрудник Центра учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями, ГБУДПО ШППКРО

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дети с ограниченными возможностями здоровья, трансформация менталитета, дополнительное профессиональное образование.

Keywords: professional competence, children with disabilities, transformation of mentality, additional vocational education.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕНТАЛИТЕТА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Авторы статьи акцентируют внимание на том, что развитие профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо осуществлять на основе учета особенностей трансформации их менталитета. Реальным воплощение данной идеи является выстраивание адресного научно-методического сопровождения педагога, что требует от него пересмотра своего традиционного восприятия в отношении взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его родителями; со специалистами, осуществляющими психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение; с администрацией общеобразовательной организации. На территории Челябинской области представленное теоретическое утверждение воплощено в Концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие такого механизма позволяет с одной стороны, включать педагогов в управление собственным профессиональным ростом, с другой стороны, осуществлять адресную поддержку педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в контексте трансформации их менталитета.

Annotation

The authors of the article emphasize that the development of the professional competence of the teachers working with children with disabilities should be implemented on the basis of the

ts

s

я

<

m О

со

M

M t? Ш

О

Рч

С

м

S «

и w tr4

s

^H

о ti о

Et

о н

м

S

w

S «

г л

е о и о с; s е

- Вестник «öp.fiey»-kst -

pccul ian 11es of the transformation of their mentality. The real embodiment of this idea is the alignment of the scientific and methodological support of the teacher, which requires him to reconsider his traditional perception of interaction with a child with disabilities and his parents; with specialists engaged in psychological, pedagogical, medical and social support; with the administration of a general education organization. On the territory of the Chelyabinsk region, the presented theoretical statement is embodied in the Concept of scientific and methodological support teaching children with disabilities. The presence of such a mechanism allows, on the one hand, to include teachers in managing their own professional growth, on the other hand, to provide targeted support to teachers working with children with disabilities in the context of the transformation of their mentality.

На существующем этапе развития российской системы общего образования актуальной проблемой, стоящей перед современной школой, является оказание адресной научно-методической поддержки развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Бесспорно, решение указанной проблемы находится не только в зоне воздействия системы дополнительного профессионального образования, но и тесно связано с выстраиванием системной методической работы внутри каждой общеобразовательной организации. При этом содержание такой адресной научно-методической поддержки, безусловно, должно носить междис-§ циплинарный согласованный характер, выхо-® дя за рамки исключительно педагогического О воздействия. Выстраиваемая в данном русле <: поддержка требует от педагога пересмотра его § традиционного восприятия в отношении вза-

3 имодействия с ребенком с ОВЗ и его родите-

м лями; со специалистами, осуществляющими

4

^ психолого-педагогическое, медицинское и со-

^ циальное сопровождение; с администрацией

^ общеобразовательной организации. В данном

^ контексте целесообразно обратиться к рассмо-

^ трению понятия «менталитет учителя» и во-

§ просам его трансформации.

В последнее время в системе общего обра-

« зования России происходят серьезные изме-

^ нения, связанные с введением и реализацией

^ профессиональных стандартов педагогиче-

м ских работников, введением и реализацией фе-

§ деральных государственных образовательных

© стандартов общего образования, в том числе

8 для обучающихся с ОВЗ. Ориентир современ-

§ ного общего образования - выстраивание субъ-

О ект-субъектных отношений, когда учащийся с

ОВЗ и его родители (законные представители) активно вовлекаются в образовательную деятельность. Отметим, что в современном российском законодательстве образовательная деятельность трактуется как деятельность по реализации образовательных программ [15].

Реализация идеи инклюзивного образования как тенденция последнего времени также предъявляет многочисленные требования к профессиональной компетентности современного учителя. Несомненно, педагог в своей профессиональной практической деятельности сталкивается с недостаточностью знаний о психофизиологических особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья, с недостаточной степенью владения приемами, методами и средствами работы с такой категорией обучающихся. Для ряда педагогов характерно наличие психологических барьеров восприятия данных детей, не позволяющих эффективно организовать образовательную деятельность. Данная ситуация сформировалась в силу того, что до недавнего времени массовая школа традиционно не сталкивалась с необходимостью обеспечения инклюзивного образования для учащихся с ОВЗ. На фоне произошедших в системе общего образования изменений, связанных, прежде всего, с изменением законодательства в сфере образования, педагоги оказались не готовы к такой деятельности. Несомненно, менталитет педагога при этом претерпевает значительные изменения, что отражается на его дальнейшем профессиональном росте.

Детальное рассмотрение понятия «менталитет учителя» позволяет акцентировать внимание на особенностях мышления, ценностных ориентациях, поведении учителя, работающего с детьми с ОВЗ, как профессионала. Более

Ш

того нельзя не отметить, что современное общество, характеризующееся быстрым темпом политических, экономических, ценностных изменений, диктует необходимость формирования новой системы ценностей и воспитания нового поколения не только учащихся, но и педагогов. Этот фактор обуславливает необходимость как изменения взглядов педагогов на организацию образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, так и практическое их воплощение в реальной школьной практике.

Нельзя не отметить важность работ классиков психологии для развития представлений о понятии «менталитет», в контексте социальной психологии массового сознания. В частности, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, экзистенциональное направление В. Франкла, психоаналитическое течение К. Юнга. Также важную роль сыграли работы таких философов, как Г. Дюби, А. Дюпрон, Т. Кун, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Шкуратов и др.

Проблема изучения менталитета педагога и его трансформации также получает освещение в работах таких исследователей как К. А. Абульханова-Славская, И. Г. Дубов, В. А. Со-нин [2; 6; 11; 12; 13] и др. В работах данных авторов менталитет рассматривается с позиций личностных качеств, в которых он проявляется.

В современных исследованиях В. А. Сонина понятие «менталитет учителя» интерпретируется сквозь призму особого социально-психологического типа личности, структура которого характеризуется типичными формами психического отражения действительности с одной стороны и специфическими системами ценностных ориентаций, отношений, социальных установок, с другой стороны. Важно подчеркнуть, что в профессиональном менталитете учителя системы ценностных ориентаций индивидуально раскрываются в профессионально-педагогической деятельности. Рассматривая данный аспект сквозь призму работы педагога с детьми с ОВЗ отметим, что, несомненно, важным вектором развития систем ценностных ориентаций учителя является повышение его профессионального внимания к проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь отражается в системе ценностных ориентаций педагога. А это, несомненно, относится к

вариативнои части ментального ядра педагога, которая метается в течение его жизни.

В работах Б. С. Гершунского и В. А. Сонина рассматривается именно профессиональный менталитет педагога. С точки зрения Е. А. Климова у педагога складывается особая картина мира, в которой он воспринимает явления действительности и выстраивает свое поведение. Это ключевая характеристика профессионального менталитета педагога. По мнению данных авторов, трансформация менталитета учителя обусловлена, с одной стороны, накапливающимся профессиональным опытом и повышением уровня сложности решаемых в практической деятельности задач, с другой стороны - изменяющимися на современном этапе развития общества требованиями к профессиональной деятельности педагога. В этом ключе тенденции инклюзивного образования предполагают такую трансформацию картины мира педагога, которая направлена на преодоление множества установок и стереотипов в отношении детей с ОВЗ.

В частности в настоящее время в России введены в действие профессиональные стандарты педагогических работников. В частности, в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» выделен ряд трудовых действий, предписывающих учителю необходимость развития своих профессиональных компетенций по вопросам реализации образовательной деятельности для детей с ОВЗ, а именно в части:

• осуществления объективной оценки знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

• освоения и применения современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

• использования специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся;

• постановки воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;

• освоения и применения психолого-педа-

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

гогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся и др. [10].

В исследованиях Б. Г. Гершунского и В. А. Сонина менталитет рассматривается как динамический феномен, претерпевающий изменения в результате профессиональной деятельности его носителя. Изучая проблему менталитета в образовании, Б. С. Гершунекий исследует особенности менталитета учителя в методологической триаде «знание - познание - преобразование», в связи с чем выделяет три направления:

а) социально-психологическое;

б) социально-историческое;

в) философско-кулыурологическое.

Таким образом, Б. С. Гершунский выявляет междисциплинарные основания категории «менталитет» в системе современного знания. [1].

В.А. Сонин интерпретирует трансформацию менталитета педагога с позиций потери ряда важных менталитетных качеств [13]. В связи с этим важным аспектом выступает коррекция менталитета педагога, что подразумевает обращение к «Человековедческой компетентности педагога» В. М. Шепеля [16]. Данная концепция основана на антропологическом подходе к познанию и формированию личности учителя, что, в свою очередь, позволяет восполнить утерянные менталитетные качества.

С точки зрения В. Н. Сонина, модель профессиональной ментальности учителя включает в себя: профессионально-предметные способности, педагогическую мотивацию, понимание общественной значимости педагогической деятельности, стремление идентифицировать свою деятельность с запросами государства [14].

Отметим, что менталитет выступает как сложное субъектное динамическое понятие. Как отмечает Н. А. Забелина «менталитет -это некая интегральная характеристика людей, живущих в отдельной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него» [3].

Менталитет не только формируется под влиянием социальной среды, но и изменяется

под ее влиянием, в связи с чем целесообразно говорить о социально-обусловленной детерминации трансформации менталитета учителя. Если в первой половине XX века дети с ОВЗ с точки зрения менталитета педагогов Южно-Уральского региона воспринимались лишь как будущие подмастерья, то во второй половине XX века мы наблюдаем трансформацию менталитета педагога с позиций потери ряда важных менталитетных качеств, в частности, менталитет педагога обозначал детей с ОВЗ как детей, нуждающихся в специальном образовании в специальных образовательных организациях с последующей возможностью работы в качестве специалистов в отдельных отраслях народного хозяйства. Современные образовательные тенденции направлены на включение детей с ОВЗ как в образовательный, так и в профессиональный процесс в полном объеме, что, несомненно, предполагает изменения психологических установок, стереотипов и барьеров. Эти тенденции отражены в работах современных авторов А. В. Ильиной, Ю.Г. Маковецкой, Н. В. Маркиной, И. А. Мен-щиковой [4; 7; 8; 9], М.Г. Казаковой [5] и др.

Таким образом, в настоящее время мы наблюдаем увеличение количества возможностей для профессиональной карьеры детей с ОВЗ, которые бросают вызов уровню профессионального мастерства педагогов и, безусловно, оказывают влияние на трансформацию их профессионального менталитета. В связи с этим необходимо проводить анализ широкого спектра понятий, начиная с генезиса выбора профессионального пути, с развития мотивов профессионального выбора и их трансформации, заканчивая трансформацией ценностей у учителей с различным профессиональным стажем [4].

Важность изучения трансформации менталитета учителя является для системы образования насущной потребностью, так как обусловлена его влиянием на построение учебно-воспитательного процесса на каждом этапе образовательного процесса и нуждается в точном знании специфического для данной категории специалистов содержания таких категорий как «нормы и ценности, социальные установки, стереотипы сознания и поведения, а также культурно обусловленное содержание понятий, т. е. социальные смыслы» [2].

Ш

Таким образом, менталитет интерпретируется не только как обобщение личностной и профессиональной сущности индивида, направленности его поведения, но и как содержательная характеристика в личностном и профессиональном самоопределении.

Выделенные позиции позволяют существенно расширить спектр мероприятий по оказанию адресной научно-методической поддержки развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В частности одним из механизмов управления указанным выше процессом является реализация на территории Челябинской области Концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на период с 2016 по 2018 годы.

При этом в рамках реализации аналогичной концепции в 2013 - 2015 гг. на территории Челябинской области:

• организовано оперативное и превентивное повышение квалификации руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, в условиях меняющегося законодательства;

• реализуются элементы системы научно-методического сопровождения дополнительного образования и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ;

• создана региональная система по изучению, обобщению, распространению лучшего опыта обучения детей с ОВЗ, в том числе, внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях;

• сформирована информационная среда научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ.

Анализ имеющейся нормативной базы федерального и регионального уровней, а также созданных на территории Челябинской области методических условий, позволил выделить следующие концепты научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в областной образовательной системе:

• совершенствование инфраструктуры образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе с помощью механизмов государственно-част-

ного партнерства;

• сопровождение внедрения профессиональных стандартов педагога, педагога дополнительного образования и педагога-психолога, в том числе в перспективе профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога);

• поддержка внедрения современных моделей эффективного преподавания, в том числе на основе использования новых образовательных технологий и обновления содержания образования;

• научно-методическая поддержка инноваций в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе распространения инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей и консорциумов образовательных и научных организаций;

• повышение профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных организаций в контексте организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

На основе проведенного анализа выделены противоречия социально-педагогического, научно-педагогического, психологического и научно-методического характера, разрешение которых возможно в ходе создания научно-методических условий, обеспечивающих адресную поддержку руководителей образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и мотивирующих их на управление собственным профессиональным ростом в аспекте реализации требований профессиональных стандартов. Собственно указанные позиции и определили цель научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Указанная цель декомпозируется на задачи, отражающие следующие плоскости развития профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников:

1. развитие мотивов профессионального роста руководителей образовательных организаций, в том числе образовательных организаций дополнительного образования,

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

ö? s

с m О

го

£ «

О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, средствами дополнительных профессиональных программ в аспекте реализации требований профессиональных стандартов;

2. научная поддержка инновационных идей в сфере инклюзивного образования, в том числе посредством расширения деятельности сетевых профессиональных сообществ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. научно-методическая поддержка моделей эффективного преподавания, в том числе на основе использования новых образовательных технологий и обновления содержания образования;

4. совершенствование системы научно-методического сопровождения разработки инновационных дополнительных общеразви-вающих программ различных направленно-стей для детей с ОВЗ;

5. развитие информационной среды научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ, в том числе в части распространения идей и социальных образцов толерантного отношения к детям с ОВЗ в системе образования, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей).

Безусловно, для реализации выделенных нами задач необходимо было отобрать такие механизмы, которые бы позволили оптимальным образом аккумулировать имеющиеся в областной образовательной системе ресурсы (кадровые, информационные, временные и пр.). К таким механизмам мы отнесли:

• создание комплексной мотивационной среды, которая позволит обеспечить развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в соответствии с современными нормативными требованиями. Данный механизм реализуется посредством расширения практики организации и проведения обучающих семинаров, консультационных мероприятий, инновационных конкурсов, в том числе с использованием возможностей телекоммуникационной сети интернет, разработку методических материалов, что позволит обеспечить адресность предоставления информации. В частности, ежегодно в соответствии с приказами Министерства образования и науки Челябинской

области ГБУ ДПО ЧИППКРО приводятся конкурсы инновационных проектов «Современные образовательные технологии», «Новой школе - новые стандарты»; интернет-конкурс программно-методических материалов педагогических работников и образовательных организаций «Обучение без границ» (http:// ikt.ipk74.m/forum/fomm20/); областной конкурс дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Мы также учли, что существенным потенциалом обладает выставочная и презентационная деятельность продуктов совместной инновационной деятельности педагогов и руководителей образовательных организаций, в том числе ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования, созданных на территории Челябинской области;

• обеспечение инновационной направленности профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Реализация указанного механизма осуществляется как через вовлечение руководителей и педагогов в совместную инновационную деятельность, в том числе в рамках реализации научно-прикладных проектов, конкурсы профессионального мастерства; разработку инновационной продуктов, в том числе дополнительных общеразвивающих программ различных направленностей, модульных курсов, дополнительных профессиональных программ в соответствии с положениями профессиональных стандартов; так и представление продуктов инновационной деятельности широкому кругу потребителей, в том числе с использованием потенциала телекоммуникационной сети Интернет. В частности, представление продуктов инновационной деятельности осуществляется посредством их размещения в виртуальном методическом кабинете (http://ipk74.rn/virtualcab), на портале учебно-методического центра информационных технологий ГБУ ДПО ЧИППКРО (http:// ikt.ipk74.ru/);

• сетевое взаимодействие образовательных организаций при проектировании, разработке, апробации или внедрении продуктов инновационной деятельности, организации и проведении научных и информационно-кон-

сультационных мероприятии для родителей (законных представителей), педагогов и руководителей образовательных организаций в online и off-line режимах, в том числе в формате фокус-групп. При этом расширение практики реализации сетевых научно-прикладных проектов и расширения деятельности сетевых профессионально-педагогических сообществ будет способствовать аккумулированию кадровых, программно-методических, интеллектуальных ресурсов для решения актуальных проблем образования с учетом требований профессиональных стандартов. В частности, на базе ГЪУ ДПО ЧИППКРО создано специально организованное виртуальное пространство совместной деятельности образовательных организаций по разработке и продвижению инновационных образовательных продуктов - Сеть НИИ (http://ikt.ipk74.ru/ forum/group8/);

• информирование участников отношений в сфере образования о ходе и результатах реализации концепции, в том числе о продуктах инновационной научно-методической деятельности, посредством телекоммуникационной сети Интернет, например, с использованием возможностей многофункционального информационно-консультационного портала для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ (http://ovz.ipk74.ru/), который был разработан научно-педагогическими работниками ГБУ ДПО ЧИППКРО и педагогами-практиками областного центра диагностики и консультирования. В частности, на указанном портале размещена модельная адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляющая собой инновационный научно-методический продукт деятельности сотрудников института и педагогов, осуществляющих обучение и воспитание указанной категории детей (приложение 2).

Управление реализацией концепции осуществляется на двух уровнях:

• вертикальном, предполагающем установление взаимодействия между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, ГБУ ДПО ЧИППКРО и образовательными организациями, в том числе образовательными организа-

циями дополнительного образования, по научно-методическому сопровождению обучения рассматриваемой категории детей;

• горизонтальном, позволяющем образовательным организациям, в том числе образовательным организациям дополнительного образования, интегрировать свои усилия по научно-методическому сопровождению обучения детей с ОВЗ.

Уровневый подход к управлению развитием кадрового потенциала также отражен в комплексе мер по реализации концепции, который включает перечень мероприятий по решению поставленных задач на трех уровнях управления (региональном, муниципальном и институциональном).

В качестве ожидаемых результатов реализации концепции мы предполагаем следующие:

1. будет обеспечена готовность руководителей дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

2. будет актуализирована значимость профессионального сетевого общения по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ для руководителей образовательных организаций, в том числе образовательных организаций дополнительного образования, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

3. будет расширена практика обобщения и распространения эффективного педагогического опыта разработки и реализации образовательных программ, в том числе инновационных дополнительных общеразвивающих программ, для детей с ОВЗ, представления продуктов инновационной деятельности образовательных организаций, в том числе с использованием потенциала телекоммуникационной сети интернет;

4. будет расширен спектр научных, информационно-консультационных и образовательных мероприятий для участников отношений в сфере образования, имеющих ярко выраженную практико-ориентированную направленность, в том числе по вопросам распространения идей и социальных образцов толерантного отношения к детям с ОВЗ в си-

Сз? S

К <

т О

СП £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Сз? S

К <

m О

СП £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

стеме образования, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), организованных в on-line и off-line режимах.

Таким образом, выстраивание научно-методического сопровождения на уровне региона в контексте трансформации менталитета педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечит создание таких научно-методических условий, которые позволят:

• с одной стороны, включить педагогов в управление собственным профессиональным ростом, в том числе в сфере распространения идей и социальных образцов толерантного отношения к детям с ОВЗ, что станет источником для совершенствования культуры осуществления ими профессиональной деятельности на основе современных психолого-педагогических теорий;

• с другой стороны, осуществить адресную поддержку педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-о-риентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-608 с.

2. Дубов, И. Г. Феномен менталитета : психологический анализ / И. Г. Дубов // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 20-29.

3. Забелина, Н. А. Менталитет и менталь-ность / Н. А. Забелина // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2007 - № 1. - С. 19-25.

4. Ильина, А. В., Маковецкая, Ю. Г. Развитие профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, на основе учета особенностей трансформации их менталитета / А. В. Ильина, Ю. Г. Маковецкая // Вестник Академии российских энциклопедий. - 2017,- № 2 (27).- С. 39-49.

5. Казакова, Г. М. Региональная и провинциальная культуры: о сущностных характеристиках / Г.М. Казакова. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. - 2007. -№ 3 (19). - С. 110-114.

6. Климов, Е. А. Как выбить профессию /

Е. А. Климов. - М., 1990. - 327 с.

7. Маркина, Н. В., Менщикова, И. А. Культурно-мифологические аспекты трансформации менталитета педагогов, работающих с одаренными детьми / Н. В. Маркина, И. А. Менщикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. - 2017. - № 3.

8. Маркина, Н.В., Маковецкая, Ю. Г. Образ одаренного ученика в восприятии учителя / Н.В. Маркина, Ю.Г. Маковецкая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 1(26). - С. 58-64.

9. Менщикова, И. А. Мотивационно-смысловое содержание профессиональной направленности личности студентов в процессе социализации в вузе: автореферат дис. ... канд. психол. наук. / И. А. Менщикова. - Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2015. - 26 с.

10. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2017)

11. Российская ментальность: (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1994. - № 1. - С. 25-53.

12. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. А. Абульхановой и др. - М.: Институт психологии РАН, 1997.-336 с.

13. Сонин, В. А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя / В. А. Сонин. - СПб., 1999. - 384 с.

14. Сонин, В. А. Учитель как социальный тип личности / В. А. Сонин. - СПб.: Речь, 2007.-395 с.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.rn (дата обращения: 12.09.2017)

16. Шепель, В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. - М.: Дом педагогики, 2000. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.