Научная статья на тему 'Моральный облик курсанта Московского университета МВД России - будущего высокопрофессионального специалиста современной полиции'

Моральный облик курсанта Московского университета МВД России - будущего высокопрофессионального специалиста современной полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / MORAL CHARACTER OF A POLICE OFFICER / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ / MORAL EDUCATION OF FUTURE HIGHLY SKILLED MODERN RUSSIA / СИСТЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / SYSTEM OF MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглов Александр Васильевич, Смирнов Александр Владимирович, Вохонцева Наталия Сергеевна

Рассматриваются вопросы формирования у курсантов вузов МВД России профессионально значимых качеств личности, моральных ценностей, нравственных ориентиров будущего сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral character of students the Moscow university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation - the future of modern police highly qualified professionals

The questions of the students of universities forming the Russian Interior Ministry professionally significant qualities of personality, moral values, moral guidelines of the future police officer.

Текст научной работы на тему «Моральный облик курсанта Московского университета МВД России - будущего высокопрофессионального специалиста современной полиции»

МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК КУРСАНТА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ — БУДУЩЕГО ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИЦИИ

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЩЕГЛОВ,

кандидат педагогических наук, доцент Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования;

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ СМИРНОВ, кандидат исторических наук, доцент кафедры профессиональной этики и эстетической культуры

Московского университета МВД России Научная специальность: 07.00.02 — отечественная история;

НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА ВОХОНЦЕВА, адъюнкт кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: av_shсheglov@maП.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования у курсантов вузов МВД России профессионально значимых качеств личности, моральных ценностей, нравственных ориентиров будущего сотрудника полиции.

Ключевые слова: моральный облик сотрудника полиции; нравственное воспитание будущего высокопрофессионального специалиста современной России; система нравственного воспитания.

MORAL CHARACTER OF STUDENTS THE MOSCOW UNIVERSITY MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION — THE FUTURE OF MODERN POLICE HIGHLY QUALIFIED PROFESSIONALS

ALEKSANDR VASILYEVICH SHCHEGLOV,

candidate of pedagogical sciences, associate professor; ALEKSANDR VLADIMIROVICH SMIRNOV, candidate of historical sciences, associate professor of professional ethics and esthetic culture

of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia;

NATALIA SERGEEVNA VOHONTSEVA, graduate professional ethics and aesthetic culture of the Ministry of Internal jAffairs Moscow university of Russia

Annotation. The questions of the students of universities forming the Russian Interior Ministry professionally significant qualities of personality, moral values, moral guidelines of the future police officer.

Keywords: moral character of a police officer; moral education of future highly skilled modern Russia; system of moral education.

Формирование морального облика личности неразрывно связано с ее всесторонним развитием, воспитанием сотрудника органов внутренних дел, обладающего развитым нравственным сознанием, высокой нравственной культурой.

Рассматривая воспитательную работу как основной вид морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел России, можно определить профессионально-нравственное воспитание как одно из основных направле-

ний воспитательной работы, наряду с правовым и патриотическим воспитанием. Оно развивает у курсантов представление о нравственных основах службы в полиции, знания профессионально-нравственных требований к выполнению служебного долга.

Профессионально-нравственное воспитание представляет собой целенаправленную деятельность субъектов воспитания по формированию у сотрудников комплекса пр офессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной

деятельности1 и составляющих внутреннее содержание морального облика личности сотрудника полиции.

Понимая под моральным обликом сотрудника полиции характеристику личности с точки зрения ее целостного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств, присущих людям данной профессии и характеризующих уровень морального сознания и нравственного поведения2, можно констатировать, что его формирование является главной целью профессионально-нравственного воспитания в системе МВД.

Процесс формирования морального облика курсанта Московского университета МВД России как будущего высокопрофессионального специалиста полиции предполагает:

♦ ориентацию на такие нравственные ценности как патриотизм, государственность, гражданственность, которые являются моральными основами в профессиональной деятельности органов внутренних дел;

♦ развитие таких нравственных качеств, как самоотверженность, принципиальность, бдительность, активная жизненная позиция, характеризующих отношение личности к обществу в целом;

♦ формирование таких личностных качеств как вежливость, благородство, скромность, толерантность, чуткость, характеризующих отношение личности к себе и другим людям;

♦ развитие таких специальных качеств как трудолюбие, дисциплинированность, выдержка, самообладание, характеризующих отношение личности к труду3.

Анализ научной литературы по проблеме морального облика человека показывает, что данная проблема активно разрабатывалась специалистами (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.Т. Ганжин, В.Н. Сагатовский, А.И. Титаренко, А.Г. Харчев и др.). Проблема формирования морального облика курсанта Московского университета МВД России — будущего высокопрофессионального специалиста современной полиции затрагивает насущные вопросы образования и развития общества.

В современных условиях востребован такой сотрудник органов внутренних дел, который способен выражать свое отношение с позиции норм профессиональной морали и этики, регулирующих и направляющих его деятельность и взаимодействие с людьми, оценивать результаты деятельности не по факту или способу выполнения действия, а с точки зрения его нравственных качеств, точнее — моральности.

В формировании морального облика курсантов образовательных организаций системы МВД России главным является сотрудник органов внутренних дел в ситуации выбора действий, принятия и осуществления решений в отношении людей, попавших в поле зрения полиции, где нужно следовать нормам — целям правоохранительной деятельности, оценивать достигнутую цель — по критерию ценности человека.

В процессе изучения курса «Профессиональная этика и служебный этикет» происходит ориентация курсантов в мире нравственных ценностей и нравственных качеств, формирующих содержание их морального облика.

Такая профессиональная ориентация курсантов осуществляется посредством:

♦ формирования у курсантов нравственных ценностей и ориентиров в процессе проведения учебных занятий;

♦ оценки курсантами основополагающих нравственных ценностей, необходимых для должного выполнения служебных обязанностей;

♦ выбора курсантами нравственных ориентиров, которые осуществляются ими в специально моделируемых ситуациях правоохранительной деятельности.

Целенаправленная работа по ориентации курсантов в сфере профессионально-нравственных ценностей труда полицейского проводится на кафедре Профессиональной этики и эстетической культуры. Она осуществляется в различных организационных формах обучения и прежде всего таких, как деловая игра, написание рефератов, докладов, контрольные и творческие работы. Также организуются встречи практических работников, ветеранов для участия в различных формах учебных занятий. Важным остается прохождение практики курсантами в подразделениях органов внутренних дел, в ходе которой закрепляются необходимые нравственные качества и навыки.

Моральный облик сотрудника органов внутренних дел как совокупности нравственных качеств включает:

♦ единство внутреннего (план содержания) и внешнего (план выражения);

1 Приказ МВД РФ от 1 февраля 2007 г. N° 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

2 Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник. М., 2011.

3 Честь и долг сотрудника органов внутренних дел. М., 2009. С. 213.

♦ структуру ценностных ориентаций и иерархию личностных качеств курсантов, образующих содержание морального облика;

♦ сущность способа моральной ориентации курсантов в формировании их нравственного облика.

Формирование морального облика курсантов предполагает развитие их моральной мотивации. Это осуществляется на всех видах учебных занятий; в ходе выполнения практических заданий, ориентирующих обучаемых на поиск нравственных ценностей и качеств, необходимых для профессиональной деятельности.

Формирование сотрудника органов внутренних дел как субъекта морали тесно связано с развитием его индивидуальной нравственности. При взаимодействии сотрудника органов внутренних дел с гражданами формируются его личностные черты, находящие свое внешнее выражение в его моральном облике. В этой связи происходит формирование ценностного отношения сотрудника органов внутренних дел к миру, к людям и к самому себе.

Конкретность моральных норм «выражается подчеркнуто субъектно, как долженствование, т.е. в представлениях самоценности, безусловности личности, как нравственного субъекта... субъектная ценность индивида... отображается в нравственности» (М.Б. Туровский), в его моральном облике. Это означает, что моральные оценки и решения неотчуждаемы от сотрудника органов внутренних дел. Исходя из этого, одной из ведущих задач воспитания курсантов образовательных организаций МВД России становится формирование морального облика. Так, курсантами за годы их обучения в Московском университете МВД России осваиваются достаточно широкие уровни смысловых отношений, выводящие их в сферу ценностного осмысления нравственного содержания правоохранительной деятельности.

Органы внутренних дел нуждаются в самоотверженном, патриотичном, обладающем чувством долга и способном гуманно относиться к людям офицере полиции. Проявление таких ценностей и служит отношением к деятельности, в ходе которой нередко возникают противоречия, где сотрудник органов внутренних дел вынужден делать моральный выбор.

В исследованиях, посвященных моральному облику сотрудника органов внутренних дел, он рассматривается как единство внутреннего и внешнего (В.Н. Самусь, В.И. Паршин); как совокупность нрав-

ственных качеств, характеризующих уровень развития морального сознания и нравственного поведения (Ю.Н. Скомпский).

Анализ преподавания учебной дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» показывает, что у курсантов возникает противоречие между теми нравственными ценностями, с которыми они пришли в университет и теми нравственными ценностями и ориентирами, которыми они должны овладеть в ходе обучения и необходимыми для их будущей службы в полиции. Разрешению этого противоречия способствует такая организация обучения курсантов, при которой усваиваемые ими моральные ценности и качества придают ценностную ориентацию теоретическому знанию этой дисциплины, без которой нормы морали и профессиональной этики не могут быть восприняты каждым курсантом, а этические знания не будут закреплены аксиологически.

В этих целях кафедрой профессиональной этики и эстетической культуры в декабре 2012 г. было проведено выездное расширенное заседание в Рязанском филиале университета, на котором был рассмотрен вопрос: «Опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания». На нем выступили с докладами деятели науки, культуры и искусства, священнослужители Русской Православной Церкви, руководители кафедр и факультетов. Открывая заседание, начальник Университета генерал-лейтенант полиции Н.В. Румянцев, говоря об основных направлениях работы, отметил, что «решительное усиление работы по формированию в обществе привлекательного образа солдата правопорядка, акцентирование внимания на его безусловном нравственно-духовном превосходстве над криминалитетом является приоритетным»4.

Проблема формирования морального облика будущих офицеров правопорядка рассматривалась и на международном семинаре-практикуме, состоявшемся по инициативе кафедры в Московском областном филиале Московского университета МВД РФ в декабре 2013 г. на тему: «Патриотизма без духовности не бывает». Многие выступающие подчеркивали в своих докладах необходимость перевода объективных нравственных требований профессиональной этики в личные

4 Опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания: Учеб. пособие / Под ред. генерал-лейтенант полиции Румянцева Н.В. и Заслуженного работника культуры РФ проф. Пы-лева С.С. Рязань, 2013. С. 7.

убеждения курсантов и на этой основе развитие у них готовности и способности к саморегуляции своих поступков в профессиональной деятельности.

На наш взгляд, основой формирования морального облика личности является интериоризация — перевод моральных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности во внутренние установки и личные убеждения каждого курсанта вуза, которые став таковыми будут служить верным нравственным компасом в его службе в органах внутренних дел.

Таким образом, нравственное воспитание курсантов вузов МВД, конечной целью которого является формирование нравственной культуры личности, служащей основой их морального облика, выступает как двуединый процесс. С одной стороны, оно предполагает формирование у личности необходимых для профессиональной деятельности нравственных качеств, с другой, — формирование глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными в ходе обучения в вузе элементами нравственного сознания.

При формировании морального облика курсантов необходимо исходить из того, что поставленные

учебные задачи будут максимально реализовываться, если становление отношения курсантов к профессиональной деятельности будет происходить в единстве с развитием у них опыта реализации этих отношений, в котором проявляются их нравственные качества. Это становится возможным во время прохождения практики курсантов в подразделениях органов внутренних дел, так как даже участие в ролевых играх и разрешении проблемных ситуаций не позволяет курсантам полностью усвоить многообразие условий морального выбора. На наш взгляд, в программах практики, необходимо указывать конкретные профессионально-нравственные задачи и целевые установки по закреплению нравственно-значимых качеств у курсантов.

Таким образом, формирование морального облика курсанта Московского университета МВД России как будущего высокопрофессионального специалиста органов внутренних дел достигается в ходе целенаправленного воздействия субъектов воспитания на их нравственное самосознание с целью превращения знаний об общечеловеческой и профессиональной морали в личностные убеждения.

Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 559 с.'

Применительно к реалиям современного общества систем атизир о -ванно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

юн ити

UNITY

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.