ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Е.А. Никоноров,
доктор педагогических наук, заместитель начальника ФПНП и НК Московского университета МВД России;
Н.С. Вохонцева,
адъюнкт кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России лейтенант юстиции Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования E-mail: nikonorovy82@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования духовных ценностей, культуры, патриотического воспитания будущих сотрудников правоохранительных органов внутренних дел, становления высоконравственного сотрудника полиции.
Ключевые слова: духовность; духовно-нравственная культура; профессионально-нравственное воспитание; духовно-нравственное воспитание.
FORMATION OF MORAL AND SPIRITUAL CULTURE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES RUSSIAN INTERIOR MINISTRY
E.A. Nikonorov,
doctor of pedagogical sciences, deputy chief FPNP and NC the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation N.S. Vohonceva, Adjunct Professor of ethics and aesthetic culture of the Moscow University of the Russian Interior Ministry Lieutenant justice
Annotation. Considers the problem of spiritual values, culture, patriotic education of future law enforcement officers of the Interior, becoming highly moral police.
Keywords: spirituality; spiritual and moral culture; professional and moral education; spiritual and moral education.
Формирование духовно-нравственной культуры курсантов вузов МВД России, несомненно, важнейшая задача. Решение таких приоритетных вопросов, как укрепление духовных ценностей, воспитание молодого поколения в рамках высоконравственной культуры, в духе патриотизма должны объединить усилия государства и общества в целях повышения эффективности такого воспитания и подготовки профессионально-подготовленных сотрудников, способных независимо от обстоятельств эффектив-
но решать поставленные задачи.
Особую значимость в подготовке и воспитании будущих офицеров полиции представляет духовно-нравственная культура, как составляющая в учебном процессе вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Высокий профессионализм и творческий потенциал, безграничная преданность общему делу, формирование в стенах вузов МВД патриота нашей Родины, обладающих высоконравственными и ду-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ховными ценностями — все это сложнейшая, но решаемая задача.
Понятие «духовность» — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
[1,с.183].
Известно, что формирование высокой духовности, эмоциональных чувств сотрудников ОВД, необходимых в служебной деятельности представляет собой сложный процесс, органически сливающийся со всей системой обучения и воспитания кадров, имеющий первостепенное значение для нравственного становления личности молодых сотрудников. Процесс духовно-нравственного становления человека включает формирование у него:
• нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
• нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
• нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненного испытания;
• нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству.
Духовно-нравственное воспитание базируется на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий и вбирала в себя опыт поколений под влиянием народов истории России [2,с.118]. В результате чего в нашем обществе сложилась передовая система нравственных норм и общественных ценностей, включающую этнокультурные традиции народов. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, невозможно без глубокого познания духовного богатства своего народа, приобщения к его истории и культуре. Особенностью познания для курсантов вузов МВД России будет значимо то, что в условиях меняющегося мира эт-нокультура не подвергается трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость.
Воспитательная работа представляет собой процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовную составляющую. Важно понимать, что в представлениях девушек и юношей — будущих курсантов, а затем и офицеров органов внутренних дел служба во многом представляется романтично. В этом плане деятельность профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений системы МВД России оказывает важное влияние на формирование у курсантов главных
ценностей своей будущей профессии, связанных с духовностью, нравственными ценностями, развитием качеств патриота и чувств гражданственной позиции к своей Родине. Известный педагог В.А. Сухомлинский убедительно доказывал, что воспитание без учета эмоционального и эстетического компонентов не возможно.
Важными составляющими духовно-нравственной культуры курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации — будущих офицеров полиции являются:
• взаимопомощь, взаимовыручка, милосердие;
• семейные ценности, помощь детям, уважение к старшим;
• скромность, самоограничение и духовный рост;
• доброта и уважение к окружающим;
• любовь в семье, любовь к Отечеству;
• самоуважение, достоинство, честность.
Ещё один важный аспект, позволяющий воспитывать человека духовно — это приобщение к добровольческому труду. Доброволец однозначно более духовно богат, нежели другой человек, поскольку он трудится не ради обогащения, а ради социального служения, с целью помочь окружающим его людям [3,с.34].
Основными ценностями нравственной и духовной культуры курсантов — будущих офицеров полиции Российской Федерации также признаются следующие: быть честным, хорошо воспитанным, преданным служебному долгу сотрудника органов внутренних дел, также внутренний мир которого должен быть наполнен нравственным содержанием и соответствовать требованиям общечеловеческой и профессиональной морали [4,с.40].
Современная научная мысль воссоздает комплекс общенациональных консолидирующих идей, девальвированных за последнее время ценностей, ориентиров, идеалов, без опоры на которые невозможно нормальное функционирование системы социальных и государственных институтов, решение любых вопросов в интересах возрождения Отечества.
В настоящее время мировоззренческая база воспитания личного состава представляется как система важнейших духовных, нравственных и социокультурных ценностей, выработанных в процессе исторического развития, отражающих культурно-национальные особенности народов, населяющих нашу страну, и поддерживаемых гражданами, обществом.
Исторические процессы свидетельствуют о том, что ни одно государство в мире не добивалось значительных социально-экономических успехов без решения проблемы, имеющей поистине стратегическое значение — организации системы патриотиче-
258
Вестник Московского университета МВД России
№ 7 / 2014
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ского воспитания своих граждан.
Решение о придании патриотическому воспитанию в нашей стране статуса одного из приоритетных направлений государственной внутренней политики предоставляет нам новые возможности его развития. Государственная программа и ведомственный план её реализации создали организационную основу работы по патриотическому воспитанию, проведён значительный массив мероприятий с широким охватом личного состава, накоплен определённый опыт [5,с.8-9].
Во все правоохранительные органы мира отбор кандидатов производится на основе высоких критериев, предъявляемых к духовно-нравственным качествам личности, уровню его культуры [6,с.39]. Образовательные учреждения системы МВД России не являются исключением — духовно-нравственному воспитанию курсантов уделяется особое внимание.
Усилия работы профессорско-преподавательского состава, наставников с молодым поколением курсантов — будущих офицеров полиции, несомненно, отражается в их облике, душе и сознании. Важным становится роль личного примера. Неподдельное впечатление на молодых сотрудников производит посещение различных музеев ОВД, где у курсантов формируется такие духовные ценности как долг, стремление продолжать традиции — служение закону и народу, честность, отзывчивость, мужество, отважность и дисциплинированность. Все это ложится в основу человека высокой культуры, интеллектуального и высоко духовного сотрудника правопорядка.
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «Издательство ЭЛ-
2. Миссия женщины в духовно-нравственном становлении Отечества (Материалы I Форума православных женщин) / Под редакцией МОО «Всемирный Русский Народный Собор», 2010.
3. Экология души и молодёжь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления. / Под редакцией МОО «Всемирный Русский Народный Собор», 2009.
4. Вестник кадровой политики МВД России №4,
5. Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал» Воспитательная работа: Шаги реформы №6, 2007.
6. Вестник кадровой политики МВД России №1, 2009.
Литература
ПИС», 2003.
2010.