Научная статья на тему 'Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел МВД России'

Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5945
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / МОРАЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL AND MORAL EDUCATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никоноров Е. А., Вохонцева Н. С.

Рассматриваются вопросы формирования у сотрудников органов внутренних дел профессионально-этических качеств личности, нравственных ценностей, морального облика, профессиональных ориентиров будущих сотрудников полиции, профессионально-нравственного воспитания и духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никоноров Е. А., Вохонцева Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and moral education of the employees of Internal Affairs of Russia

The article considers the problem of the employees of the internal affairs of professional ethical qualities of personality, moral values, moral character, professional guidance for future police officers, professional and moral education and moral education.

Текст научной работы на тему «Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел МВД России»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ

Е.А. НИКОНОРОВ

доктор педагогических наук, заместитель начальника ФПНП и НК Московского университета МВД России

Н.С. ВОХОНЦЕВА

адъюнкт кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России,

лейтенант юстиции

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: nikonorovy82@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования у сотрудников органов внутренних дел профессионально-этических качеств личности, нравственных ценностей, морального облика, профессиональных ориентиров будущих сотрудников полиции, профессионально-нравственного воспитания и духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: нравственность, мораль, профессионально-нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание.

PROFESSIONAL AND MORAL EDUCATION OF THE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

E.A. NIKONOROV

doctor of pedagogical sciences, deputy chief FPNP and NC the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

N.S. VOHONCEVA

Adjunct Professor of ethics and aesthetic culture of the Moscow University of the Russian Interior Ministry,

Lieutenant justice

Annotation. The article considers the problem of the employees of the internal affairs of professional ethical qualities of personality, moral values, moral character, professional guidance for future police officers, professional and moral education and moral education.

Keywords: morality, morality, professional and moral education, spiritual and moral education.

Служба в органах внутренних дел предъявляет высокие требования к моральному облику и профессионально-этическим качествам сотрудников, независимо от занимаемой должности и специального звания. В этой связи репутация и авторитет сотрудников ОВД, их поведение в различных ситуациях, как в быту, так и в служебной деятельности должны быть безупречными, соответствующими высоким стандартам общечеловеческой и профессиональной морали.

Гармоничное сочетание верности Присяге и служебному долгу, неукоснительное соблюдение принципов, норм морали и профессиональной этики обеспечивает доверие и поддержку органов внутренних

дел со стороны общества и является важным условием эффективного выполнения возложенных задач.

Формирование личности сотрудника полиции, отвечающей требованиям времени и ожиданиям общества, в рамках профессионально-нравственного воспитания — одна из самых сложных и проблемных областей управленческой деятельности в органах внутренних дел.

Источником профессионально-нравственного воспитания являются и этические нормы. «Этика» (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Впервые ее употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны

делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки [1, с. 308].

В свою очередь «этикет» — совокупность правил поведения (обхождения с людьми), касающихся внешнего проявления отношения к людям. Этикет — составная часть внешней культуры общества. Выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных социальных кругах [2, с. 215].

Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел не теряет своей актуальности, так как проявляется не только в форме поведения сотрудников правоохранительных органов, но и является проявлением неизменной духовной силы, культуры и развития многовекового этикета нашего государства.

Основы профессиональной культуры закладываются и в вузах системы МВД, в которых курсантам и слушателям прививаются такие качества, как высокая нравственность, благочестие, святость. Обращаясь к многовековым истокам необходимо отметить, что наше государство заимствовало из европейских культур только самые достойные образцы, в том числе и модели утонченного воспитания.

Нравственная культура — большая самостоятельная ценность. Речь идет не только о культуре нравственного самосознания личности. Утверждающийся в этикете принцип «от человека знаний — к человеку культуры» определяет статус профессиональной нравственной культуры сотрудника как одно из приоритетных направлений всей воспитательной работы. Настоящий профессионал в службе по поддержанию правопорядка формируется только при условии естественного пробуждения в нем нравственного совершенствования, при сохранении преданности долгу, при несомненном обладании моральным стержнем повседневного поведения [3, с. 38].

Учитывая данные обстоятельства, совершенствование профессионально-нравственного воспитания курсантов вузов МВД России представляет собой сложный процесс перевода объективных требований профессиональной морали, воспитания нравственного Патриота своей Родины, что способствует развитию личных убеждений, а также оцен-

ки поступков в той или иной ситуации. Движущей силой этого процесса выступает целенаправленное преодоление несоответствия между достигнутым и необходимым уровнями профессиональной нравственной культуры.

Основным направлением совершенствования профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел является повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей. Среди них — патриотизм, верность Присяге, служебному долгу, честность, неподкупность, готовность к самопожертвованию.

Духовно-нравственная культура сотрудника полиции как основа его профессионализма всегда была и остается важнейшим фактором эффективной полицейской работы.

Совершенствование профессионально-нравственного воспитания молодого поколения проявляется в добросовестном исполнении человеком своих обязанностей, что служит долгом своему Отечеству.

В вузах Министерства внутренних дел отбор кандидатов производится на основе высоких критериев, предъявляемых к духовно-нравственным качествам личности, уровню ее культуры, так как это объективная потребность профессиональной деятельности. Человек может быть прекрасным полицейским в своем деле (например, в совершенстве владеть мастерством раскрытия преступлений), но важнейшим из вопросов считается, кому и чему служит это мастерство.

Также сегодня одним из актуальнейших является вопрос о значении долга и чести сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации.

Профессия сотрудника полиции — это проявление человеческого духа, взаимопомощи, профессионализма, духовности, любви к своему государству, человеколюбия. И несомненно, что в совершенствовании воспитания будущего поколения сотрудников правоохранительных органов важную роль играет мораль.

«Мораль» (от лат. mores — обычаи, нравы, отсюда moralis — назидательный, нравоучительный) как один из важнейших общественных институтов и один из основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей [4, с. 5]. Она

же является системой этических ценностей, которые признаются человеком.

Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, принципах того, как необходимо себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве у различных народов [1, с. 309].

В целях совершенствования профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации совместно с различными ведомствами, структурами МВД России создается комплекс ведомственных нормативных документов, определяющих профессионально-нравственные и морально-этические требования к служебному поведению сотрудников.

Главным стержнем воспитательной работы по-прежнему остается патриотическое и духовно-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел.

Именно патриотизм является тем духовным и нравственным фундаментом, на котором формируются все профессионально-значимые качества личности сотрудника органов внутренних дел, в том числе преданность своему народу и избранной полицейской профессии.

В рамках выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» [5] в Министерстве проводится работа по развитию служебных традиций и ритуалов, формирующих у сотрудников чувство гордости за по-

лицейскую форму, профессию, ответственности за выполнение служебного долга, сохраняя непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Вопросы совершенствования профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел имеют первостепенное значение в современных условиях подготовки высокопрофессиональных кадров. В решении задач формирования таких кадров важнейшую роль играет комплексный подход на основе учета всех факторов общественной жизни, воздействующих на мировоззрение, отношение к службе, нравственные принципы и поступки. Такой поход требует воспитания у сотрудников всей совокупности качеств, из которых складывается внутренний мир цельной в духовно-нравственном отношении личности.

Литература

1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 4-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие / под общ. ред. доктора юридических наук, профессора В.Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2009.

3. Вестник кадровой политики МВД России № 1, 2009.

4. Этика деловых отношений: Под ред. / В.К. Борисова, М.И. Панова. Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.

5. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 (ред. от 7 октября 2013 г.) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 —2015 годы».

Криминалистика. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник.

Учебник рассчитан на углубленное изучение курса криминалистики в объеме, соответствующем требованиям учебных программ для вузов юридического профиля. В нем раскрываются основные вопросы общей теории криминалистики (идентификация, диагностика, прогнозирование, криминалистическое изучение личности), криминалистической техники (фото- и видеозапись, трасология, криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств, документов, веществ и др.) и криминалистической тактики (следственные ситуации, криминалистические версии, тактика следственного осмотра, допроса, обыска и выемки документов, задержания подозреваемого, назначение судебных экспертиз и т.д.).

Для студентов и преподавателей юридических специальностей, а также специалистов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.