УДК 37 ББК 74
КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА ПОЛИЦИИ
НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА ВОХОНЦЕВА,
адъюнкт кафедры педагогики УНК ПСДМосковского университета
МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования E-mail: natalya.vokhontseva@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются особенности формирования культуры офицера полиции, анализируются уровни культуры личности в современной педагогике, сформулированы критерии культурно-морального облика, необходимые курсантам образовательных организаций, как будущим высокопрофессиональным специалистам полиции России.
Ключевые слова: культура, общекультурные компетенции, культура личности, культурно-моральный облик, интериоризация.
Annotation. Discussed the features of forming culture of police officer, analyzed levels of culture identity in modern pedagogy, formulated criteria of cultural and moral character required to cadets of educational institutions as future professionals of police of Russia.
Keywords: culture, general cultural competence, culture of the person, cultural and moral character, internalization.
Культура офицера полиции есть разновидность его общей личностной культуры. Поэтому, чтобы понять сущность содержания и структуру культуры офицера МВД, ее социальную значимость, необходимо рассмотреть более широкое понятие, каковым является понятие «культура».
В широком смысле слова, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, используемых человеком в его общественно-исторической практике и характеризующих определенный уровень развития общества (В.А. Конев, А.И. Лукин, В.В. Межуев)1. В узком смысле, слова термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей (Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, Л.А. Волович)2. Субъектом культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и каждый человек в отдельности. В последнем случае культура выступает как качественная характеристика и уровень развития самого человека, так и любой сферы человеческой жизнедеятельности. Л.Н. Коган отмечает, что «специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализацией сущностных сил, творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам»3.
Культура офицера полиции является конкретным вариантом культуры личности. Она есть особенное по отношению к культуре личности. Следовательно, необходимо понимать, что представляет собой культура личности? В структурном отношении выделяют
следующие уровни личностной культуры: теоретико-идеологический, общественно-психологический и поведенческий (деятельностный) (Л.Н. Коган, В.М. Ме-жуев, А.Н. Лукин).
Первый уровень включает в себя совокупность знаний человека об окружающем мире, природе, обществе и самом человеке: его мировоззрение, убеждение, взгляды, направленность личности и т.п. Этот уровень является определяющим, так как без глубоких знаний не может быть культуры личности. Как показывают социологические исследования4 именно общекультурного развития не достает современному выпускнику образовательных организаций МВД России, и в том числе, выпускникам вузов МВД России. Именно на базе знаний складывается мировоззрение, формируются взгляды, убеждения и направленность личности. Вот почему, на наш взгляд, совершенно оправданно, в образовательные стандарты третьего поколения включено формирование общекультурных компетенций у выпускников образовательных организаций МВД России.
Анализ существующих в современной педагогике подходов к определению этого понятия, изложенных в трудах В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкого5, позволил нам определить общекультурную компетенцию, как совокупность компетенций, обеспечивающих осведомленность курсанта о ценностях национальной и общечеловеческой (мировой) культуры; основных духовно-нравственных категорий принципов и норм, необходимых для его профессиональной деятельности.
■ф-
Второй уровень личностной культуры курсанта (общественно-психологический) включает такие характеристики, как чувство, эмоции, переживания, симпатии и антипатии и т.п. Если элементы культуры научно-теоретического уровня формируются сознательно в вузе, то элементы культуры данного уровня складываются стихийно, под влиянием социальной среды. Содержание культуры на обыденно-психологическом уровне более подвижно, динамично и обуславливается условиями социальной жизни курсанта.
Большинство ученых, занимающихся проблемой формирования личностной культуры выпускников образовательных организаций этого уровня А.В. Му-дрик, С.Н. Тихомиров, А.В. Цветков, В.Д. Самойлов, Л.Н. Макарова6 отмечают, что положительно направленные чувства становятся важным стимулом, способствующим решению главной задачи высшей школы -подготовкой не только профессионалов своего дела, но и высококультурного специалиста.
Наконец третий уровень культуры личности - поведенческий, включает в себя навыки, умения, приемы, способы и нормы любого вида профессиональной деятельности. Именно степень овладения ими и степень реализации с их помощью целей, планов и потребностей индивида дают окончательное представление о культуре человека, и в частности, о его профессионально-нравственной культуре.
С учетом выше изложенного можно утверждать, что культура - это духовный потенциал личности (интеллектуальный, аксеологический, нравственный, гносеологический и т.д.) в действии. Совокупность только знаний о культуре не дает основания судить о культуре человека. Она включает в себя внутреннюю и внешнюю культуру личности. Под внутренней культурой понимается духовное богатство личности, ее знания, убеждения, взгляды, жизненные идеалы и принципы, ее мировоззрение, лежащее в основе интеллекта данной личности, а также совокупность нравственных качеств, сформированных индивидом. Под внешней культурой личности понимается степень и форма их реализации в повседневной, в том числе профессиональной деятельности. Она включает в себя культурно-моральный облик, культуру общения и поведения, навыки, умения и приемы поведения и деятельности человека, необходимые, прежде всего для выполнения своих профессиональных обязанностей.
Рассуждая о культурно-моральном облике сотрудника полиции, как главной составляющей его внешней культуры, необходимо отметить, что его формирование неразрывно связано с ее всесторонним развитием, воспитанием сотрудника органов внутренних дел, обладающего развитым нравственным и эстетическим сознанием, высокой нравственной и общей культурой.
Понимая под культурно-моральным обликом сотрудника полиции характеристику личности с точки
зрения ее целостного развития, сознания и поведения, а также совокупность культурно-нравственных качеств, присущих людям данной профессии и характеризующих уровень морального и эстетического сознания и поведения7, можно констатировать, что его формирование является главной целью профессионально-нравственного воспитания в системе МВД.
Процесс формирования культурно-морального облика курсанта Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя как будущего высокопрофессионального специалиста полиции предполагает:
• ориентацию на такие культурно-нравственные ценности как патриотизм, государственность, гражданственность, гуманизм, законность, справедливость и т.д., которые являются моральными основами в профессиональной деятельности органов внутренних дел;
• развитие таких культурно-нравственных качеств, как: самоотверженность, принципиальность, бдительность, активная жизненная позиция, характеризующих отношение личности к обществу в целом;
• формирование таких личностных качеств как вежливость, благородство, скромность, толерантность, чуткость, характеризующих отношение личности к себе и другим людям;
• развитие таких специальных качеств как трудолюбие, дисциплинированность, выдержка, самообладание, характеризующих отношение личности к труду8.
Анализ научной литературы по проблеме культурно-морального облика человека показывает, что данная проблема активно разрабатывалась специалистами (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.Т. Ган-жин, В.Н. Сагатовский, А.И. Титаренко, А.Г. Харчев)9. Проблема формирования культурно-морального облика выпускников образовательных организаций вузов МВД России анализируется в работе С.С. Пылева10.
Анализ преподавания дисциплин гуманитарного цикла показывает, что у курсантов возникает противоречие между теми культурно-нравственными ценностями, с которыми они пришли в университет и теми культурно-нравственными ценностями и ориентирами, которыми они должны овладеть в ходе обучения и необходимыми для их будущей службы в полиции. Разрешению этого противоречия способствует такая организация обучения курсантов, при которой усваиваемые ими культурно-моральные ценности и качества придают ценностную ориентацию теоретическому знанию этой дисциплины, без которой нормы культуры и морали и не могут быть восприняты каждым курсантом, а гуманитарные знания не будут закреплены аксиологически.
На наш взгляд, основой формирования культурно-морального облика личности является интериоризация - перевод общекультурных ценностей, предъявляемых к профессиональной деятельности во внутренние установки и личные убеждения каждого курсанта вуза,
ф-
которые, став таковыми, будут служить верным культурно-нравственным компасом в его службе в органах внутренних дел.
Культуру личности можно рассматривать как совокупность общей и профессиональной культуры. При этом под общей культурой, как полагает Н.А. Костиков11, Л.Н. Коган и др., понимается личностный уровень общего образования, поведения и физического развития, проявляющийся интегративно в общем кругозоре общекультурных ориентациях и ценностях. Можно с уверенностью констатировать, что общая культура вбирает в себя все то, без чего личность не может жить в социокультурной среде и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Именно поэтому ее можно представить, на наш взгляд, как определенный уровень развития сущностных сил человека, проявляющийся в знаниях, навыках, умениях, компетенциях и качествах, необходимых человеку в его повседневной жизни для того, чтобы культурно реализовывать свои многообразные потребности.
Деление культуры на общую и профессиональную относительно. Часто бывает так, что профессиональная культура совпадает с каким-то конкретным элементом общей культуры. Например, для юриста профессиональной культурой является правовая культура, для педагога - педагогическая культура, но во всех случаях неотъемлемым элементом общей культуры является эстетическая и нравственная культура личности, характеризующая степень освоения личностью нравственных категорий, принципов, норм и указывающая на уровень ее развития с позиции его отношения, прежде всего к добру и злу, прекрасному и безобразному.
Культура личности - это не статичное, а динамичное образование, проявляющаяся в способности воспринимать достижение культуры, накапливать и реализовывать их в своей практической деятельности. Таким образом, уровень культуры личности можно определить как уровень ее целостного развития, в котором отражается степень освоения данной личностью окружающего мира и способность ее реализовывать результаты этого освоения в системе общественных отношений, повседневной жизни и профессиональной деятельности. Другими словами, культура личности - это ее качественная характеристика, показатель духовной зрелости. Именно общекультурные компетенции способствуют формированию тех качественных характеристик, которые способствуют повышению культуры личности, и которые будут отражать его моральный облик как сотрудника органов внутренних дел.
Культуру сотрудника полиции нужно рассматривать как единство общего и особенного. Это значит, что она включает в себя многое из того, что вообще присуще каждому человеку, сотрудникам органов внутренних дел и других правоохранительных органов: образованность, эрудиция, развитое чувство долга,
честь и достоинство. В то же время она содержит в себе некоторые специфические особенности, характерные только для сотрудника органов внутренних дел. К их числу можно отнести:
• преобладание в ее структуре элементов правовой, нравственной и политической культуры. И это совершенно естественно, так как главное назначение современной полиции России «защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности»12;
• сотрудника органов внутренних дел характеризует высокая нравственная культура, развитое чувство долга, беззаветное служение Отечеству, а высшим нравственным смыслом служебной деятельности является защита жизни, чести и личного достоинства граждан России;
• офицер полиции - человек не только высокой юридической подготовленности, но и высококультурной, психологической подготовленности. Для каждого сотрудника органов внутренних дел объектом труда, которого является человек, актуальны слова основателя этической науки Аристотеля «Основываясь на знаниях о душе человека - воспитывать достойного гражданина общества»13;
• сотруднику полиции, особенно офицерскому составу, должны быть присуще высокий уровень духовного и физического развития, развитый интеллект, совокупность определенных общекультурных, профессиональных, нравственных, политических качеств, а так же развитая эмоционально-чувственная сфера и эстетический вкус - все это в совокупности отражает уровень его культуры и дает возможность активно действовать в обеспечении правопорядка в нашей стране.
Таким образом, как показывает педагогическая практика и многочисленные педагогические и психологические исследования, этот уровень зависит от целого комплекса обстоятельств как объективного, так и субъективного факторов, под воздействием которых формируется культурный облик личности, в том числе офицера органов внутренних дел. Эта закономерность не вызывает сомнения у абсолютного большинства современных исследователей.
К числу объективных факторов формирования культуры офицеров МВД можно и нужно отнести:
• служебная деятельность, которая способствует развитию таких основополагающих элементов культуры как: осознание каждым сотрудником своей личной ответственности за защиту правопорядка в стране; безукоризненное выполнение служебного долга; чувство патриотизма, товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки. Характер служебной деятельности объективно способствует выработке и закреплению у офицера таких качеств и ценностей как: законность, гуманизм, мужественность, дисциплинированность и т.п.;
ф-
• регламентация службы офицера по месту и времени, предполагающая как коллективные, так и, прежде всего, индивидуальные действия личности. Она способствует формированию и закреплению у офицера следующих качеств и общекультурных ценностей: личной ответственности за выполнение порученного дела и своих профессиональных обязанностей; понимание служебного долга и законности; самостоятельности в принятии решений, неукоснительное выполнение Присяги, уставов, наставлений по службе, отданных приказов;
• особая ритмичность жизнедеятельности служебных коллективов, которая поддерживается регулярными подведениями итогов службы, смотрами, построениями личного состава, тревогами и т.п.;
• насыщенность служебной жизнедеятельности личного состава и подразделений МВД многообразными обычаями, традициями и ритуалами.
К субъективным факторам формирования культуры офицера МВД относится система воспитательной работы, сложившаяся в МВД, осуществляемая в следующем нравственном и правовом направлении:
• повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей, таких значимых, как: гражданственность, государственность, патриотизм;
• развитие профессионально значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности за историческую судьбу Отечества, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, объективности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности)14.
Таким образом, нравственное воспитание курсантов вузов МВД, конечной целью которого является формирование нравственной культуры личности, служащей основой их морального облика, выступает как двуединый процесс. С одной стороны, оно предполагает формирование у личности необходимых для профессиональной деятельности нравственных качеств, с другой стороны - формирование глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными в ходе обучения в вузе элементами нравственного сознания.
При формировании морального облика курсантов необходимо исходить из того, что поставленные учебные задачи будут максимально реализовываться, если становление отношения курсантов к профессиональной деятельности будет происходить в единстве с развитием у них опыта реализации этих отношений, в котором проявляются их нравственные качества. Это становится возможным во время прохождения практики курсантов в подразделениях органов внутренних дел, так как даже участие в ролевых играх и разрешении проблемных ситуаций не позволяют курсантам полностью усвоить многообразие условий морального выбора. Поэтому, на наш взгляд, необходимо в программах практики указывать конкретные
профессионально-нравственные задачи и целевые установки по закреплению нравственно-значимых качеств у курсантов.
Формирование морального облика курсанта Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя как будущего высокопрофессионального специалиста органов внутренних дел достигается в ходе целенаправленного воздействия субъектов воспитания на их нравственное самосознание с целью превращения знаний об общечеловеческой и профессиональной морали в личностные убеждения.
Подводя итог всему вышеизложенному, мы считаем, что чем выше личностная культура офицера полиции, тем успешнее он будет решать стоящие перед ним задачи, выполнять возложенные на него обязанности и как профессионал, и как гражданин России. Тем лучше, надежнее защита правопорядка, тем эффективнее будут защищены интересы россиян.
1 Конев В.А. Социальная философия. Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей. Самара: Издательство «Самарский университет», 2006. С. 104; Лукин А.В. Невежество против несправедливости. Политическая культура российских «демократов». Издательство «Научная книга», 2005. С. 318; Ме-жуев В.В. От философии жизни к философии культуры. Издательство «Алетейя», 2001. С. 294.
2 Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Издательство «Наука», 1980. С. 176; Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособ. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1992. С. 86; Тимофеев А.Н. Лекционная пропаганда: Методика, опыт, мнения. Казань: Издательство «Татарстан», 1984. С. 14.
3 Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособ. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1992. С. 87.
4 Зерчанинова Т.Е. Две стратегии - две культуры: количественный и качественный подходы к социологическому исследованию // Уральская академия государственной службы, 2007. С. 30-33.
5 Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000; Давыдов В.В. Многознание уму не научает // Вопросы психологии. 2005. №4 С. 22-30; Лернер П.С. Инструменты поддержки и развития компетент-ностного подхода в образовании старших школьников // PR в образовании. 2007. N»4. С. 42-50; Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. N8. С. 26-31; Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования // Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995.С. 155-196.
6 Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 136; Могилевкин И.М., Соловьев М.Н., Никольская Е.Н., Тихомиров С.Н. Государственное пространство России: актуальные проблемы коммуникаций с внешним миром. М., 1996. С. 14; Цветков А.В. Методика ассоциативной диагностики личности и познавательных процессов / А.В. Цветков. М.: Компания Спутник, 2008. С. 31; Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Ан-
дрогогическая парадигма: Учеб. для студ. вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С. 11; Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: в 2 ч. Монография. М.: Тамбов, 2000. Ч. 1. С. 78.
7 Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Ки-коть и др.] / Под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. С. 213.
8 Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учеб. пособ. / Под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 205-214.
9 Анисимов С.Ф. Мораль как сторона человеческой деятельности // Структура морали и личность. М., 1977; Архангельский Л.М. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления / Под ред. Л.М. Архангельского М.: Мысль, 1985. С. 147; Ганжин В.Т. Социалистическая нравственность как система: проблемы, процессы, отношения. Монография. Издательство: Московский университет, 1987. С. 56; Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кра-
тком изложении: Курс лекций. СПб., 2004. С. 97; Марксистская этика: Учеб. пособие для вузов / А.И. Титаренко, А.А. Гусейнов, В.И. Бакштановский и др. / Общ. ред. А.И. Титаренко. 2-е изд., переработ., и доп. М.: Политиздат, 1980. С. 217; Харчев А.Г. Проблема ценности в философии / Под ред. А.Г. Харчева. Академия наук СССР М.: Наука, 1966. С. 136.
10 Пылев С.С. Духовно-нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России (история и современность). Монография. М., 2003.
11 Костиков Н.А. Культура офицера Федеральной службы безопасности. Курс лекций. Редакционно-издательский отдел. Москва 1997. С. 13.
12 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (редакция от 12 февраля 2015 г.) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24 февраля 2015 г.). Гл. 1, Ст. 1.
13 Никомахова этика Аристотеля. Издательство «ЭКСМО-Пресс», Москва, 1997.
14 Приказ МВД РФ от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».
A.M. Столяренко
Педагогическая системология
Теория Исследования
Методика Практика
Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 319 с.
Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.
В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системология — специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.
В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.
Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.