Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций курсантов вузов МВД России'

Формирование общекультурных компетенций курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / FORMATION OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / СИСТЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / SYSTEM OF MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглов А. В., Вохонцева Н. С.

Рассматриваются вопросы формирования общекультурных компетенций курсантов вузов МВД России, методы профессионально-нравственного воспитания, поиск новых подходов процесса обучения и воспитания специалистов правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of general cultural competence of students of universities Russian interior ministry

Considers the problem of general cultural competence of students of universities Russian Interior Ministry, professional methods of moral education, the search for new approaches of teaching and educating law enforcement specialists.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций курсантов вузов МВД России»

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

А.В. Щеглов,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования;

Н.С. Вохонцева, адъюнкт кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования E-mail: av_shсheglov@mail. ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования общекультурных компетенций курсантов вузов МВД России, методы профессионально-нравственного воспитания, поиск новых подходов процесса обучения и воспитания специалистов правоохранительных органов.

Ключевые слова: общекультурные компетенции; формирование образования; образовательный процесс; система нравственного воспитания.

FORMATION OF GENERAL CULTURAL

COMPETENCE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES RUSSIAN INTERIOR

MINISTRY

A.V. Shcheglov,

candidate of pedagogical sciences, associate professor, chief of chair ofprofessional ethics and esthetic culture of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

N.S. Vokhontseva,

graduated in a military academy of chair ofprofessional ethics and esthetic culture of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. Considers the problem of general cultural competence of students of universities Russian Interior Ministry, professional methods of moral education, the search for new approaches of teaching and educating law enforcement specialists.

Keywords: general cultural competence; formation of education; educational process; system of moral education.

В связи с переходом к обучению в вузах МВД России по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, особую роль приобретает поиск новых подходов процесса

обучения и воспитания специалистов правоохранительных органов.

Одно из ведущих мест в этом процессе принадлежит формированию общекультурных компе-

тенций курсантов вузов МВД России, поскольку овладение ими является серьёзным стимулом в выработке личностной профессионально-нравственной позиции.

Однако решение проблемы формирования общекультурных компетенций курсантов сопряжено с рядом трудностей. Прежде всего это касается нечёткого представления у молодых людей грани между духовным и бездуховным, нравственным и безнравственным, прекрасным и безобразным в окружающей их социальной действительности. В этих условиях формирование общекультурных компетенций чётко обозначает рамки того уровня овладения курсантами знаниями, умениями, навыками и формирования тех профессионально-нравственных качеств, которые необходимы для качественного и эффективного выполнения оперативно-служебных задач будущего офицера МВД. Для решения этой проблемы учёные отмечают необходимость перехода от преобладающей в современных условиях концепции информационного образования к диалоговому и деятельностному образованию и созданию в каждом высшем учебном заведении системы профессионально-нравственного воспитания молодых людей.

Разработка новой парадигмы образования связана с развитием информационного общества. В отличие от устаревшей системы, основанной лишь на знании, ориентированной на их передачу от одних членов общества другим, построение учебного процесса в вузах России двадцать первого века должно быть направлено на формирование потребностей студентов в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции, необходимые для их профессиональной деятельности.

Эта идея стала ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как В.В. Давы-дов1, И.Я. Лернер2, В.Д. Шадрикова3, Г.П. Щедро-вицкого4 и их последователей.

Учитывая нынешний социально — исторический контекст и социальную потребность молодёжи в образовании и воспитании, особенно важным становится определение педагогических условий, а также средств, форм, методов формирования общекультурных компетенций курсантов вузов МВД России.

Проведённый нами анализ формирования у курсантов Московского университета МВД России общекультурной компетенции ОК-5 по направлению «Юриспруденция»: «Понимание социальной значимости своей будущей профессии, цели и смысла государственной службы, выполнение служебного долга и профессиональных задач в соответствии с

нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета» показывает, что она является одной из ключевых для выпускника вуза и включена в содержание более десяти учебных дисциплин университета.

Значимость формирования этой компетенции определяется необходимостью юридической и этической грамотности для компетентностного решения профессиональных задач будущим офицером полиции. Когнитивная составляющая этой компетенции основана на знании курсантами наиболее значимых профессионально-нравственных ценностей, принципов и норм служебной деятельности, выработанных более чем двухсотлетней историей Российской полиции. К числу основных из них можно отнести: добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей; человеколюбие; законность; толерантность; уважительность.

Каждая общекультурная компетенция формируется в профессиональном юридическом образовании. Обратившись к Закону РФ «О полиции» можно отметить, что общекультурная компетенция ОК-5 содержит чёткую этическую составляющую. В этом законе определена моральная ценностная компонента предназначения Российской полиции: «для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной без-опасности»5.

На наш взгляд, формирование общекультурных компетенций в учебно-воспитательном процессе курсантов вузов МВД России будет эффективным при целенаправленном формировании компонентов общекультурных компетенций курсантов на основе модели современного образования, ориентированной на усвоение курсантами таких знаний, навыков и умений, которые в ближайшем будущем потребуются им для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Общекультурные компетенции для будущих сотрудников правоохранительных органов, а именно курсантов высших учебных заведений системы МВД России необходимы для внедрения их в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий, форм, средств и методов, основанных на диалоговом и деятельностном образовании.

Общекультурные компетенции формируют у курсантов способность морального анализа различных служебных ситуаций, возникающих в ходе выполнения оперативно-служебных задач, а именно:

• критического восприятия нравственных коллизий, возникающих в общении с колле-

гами, гражданами и правонарушителями;

• умения организовывать свою повседневную служебную деятельность в соответствии с нормами служебного этикета на основе высоких моральных требований.

Цели и основные задачи формирования общекультурных компетенций у курсантов Московского университета МВД России мы проанализировали на основе учебной дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет», которая относится к базовой части социально-гуманитарного и экономического цикла и является предшествующей для всех дисциплин профессионального цикла.

Этот учёбный курс направлен на формирование у курсантов следующих общекультурных компетенций:

• способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые нравственные проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

• способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

• проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

• способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учётом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7).

В результате изучения этой базовой дисциплины каждый курсант должен знать:

• предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных, социальных и экономических наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности (ОК-2);

• нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности (ОК-5);

• сущность профессионально-нравственной

деформации и пути её предупреждения и преодоления (ОК-6, ОК-7);

• основные нормы и функции служебного этикета (ОК-5);

• этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов (ОК-6).

В результате изучения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» каждый обучающийся должен уметь:

• оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях (ОК-5, ОК-7);

• давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики (ОК-6, ОК-7);

• соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности (ОК-7);

• правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями социальных групп, национальностей и конфессий (ОК-7).

По итогам изучения этого базового курса обучающийся должен владеть:

• основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-2);

• навыками оценки своих поступков и поступков своих коллег с точки зрения норм этики и морали (ОК-5, ОК-7);

• навыками антикоррупционного поведения (ОК-6);

• навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ОК-6);

• навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета (ОК-7).

Проблема формирования общекультурных компетенций курсантов вузов МВД России может быть успешно решена если процесс освоения курсантами знаниями, навыками и умениями в образовательном процессе вуза МВД России, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей будет дополнена созданием в высшем учебном заведении системы профессионально-нрав-

ственного воспитания. Такая система включает в себя: совокупность основных средств, форм и методов воспитательного воздействия субъектов этого процесса на курсантов с целью формирования, прежде всего, общекультурных компетенций, составляющих основу их нравственной культуры и являющейся основой их морального облика.

Анализ сложившейся в Московском университете МВД России системы профессионально-нравственного воспитания курсантов, позволяет сделать вывод о том, что она развивает у курсантов: представления о нравственных основах службы в ОВД; знания профессионально-этических требований к поведению на службе, в учёбе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе; вырабатывает у курсантов: устойчивые навыки соблюдения нравственных принципов и норм поведения; формирует у курсантов общекультурные компетенции, необходимые для их будущей профессиональной деятельности.

К числу основных задач профессионально-нравственного воспитания можно отнести: внесение в сознание личности основных этических знаний; формирование общекультурных компетенций; формирование моральных убеждений; формирование у сотрудника моральных качеств, которые выступают как свойство характера человека, и раскрывает наиболее типичные черты поведения; формирование моральных чувств; формирование нравственных привычек.

Предметом труда службы сотрудников правоохранительных органов выступает человек. Нередко речь идёт о жизни и судьбе человека, моральной подготовленности, эрудиции, общекультурной компетентности, способности к волевому воплощению моральных требований, которые являются важнейшими факторами, определяющими успех правоохранительной деятельности.

Указанные черты не являются врождёнными, а представляют собой продукт профессионально-нравственного воспитания, которое во многом определяется способами его организации. К ним можно отнести: целенаправленное воздействие субъекта воспитания на объект воспитания, организацию и осуществление профессионально-нравственного самовоспитания курсантов.

Проведённый нами анализ опыта этой работы кафедрами гуманитарного цикла Московского университета МВД показывает, что основными формами выработки данных компетенций у курсантов являются: лекционное занятие, семинарское занятие, практическое занятие, деловая игра, индивидуальная или групповая консультация преподавателя,

коллоквиум, круглый стол, дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно — деятельностного обучения.

При этом предусматриваются следующие формы воспитательной работы с обучающимися:

• прослушивание лекционного курса;

• чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

• проведение семинарских занятий с более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины;

• проведение практических занятий и деловых игр с разбором конкретных ситуаций с целью анализа и разрешения коллизий норм морали и права;

• выполнение реферативной работы по проблематике изучаемого курса с опорой на классическое наследие и новинки специальной литературы и периодической печати.

Таким образом, формирование общекультурных компетенций включает в себя систему общекультурных знаний, навыков, умений, получаемых курсантами в образовательном процессе вуза, необходимых для их профессиональной деятельности в сочетании с системой профессионально-нравственного воспитания, рассматриваемой нами как целенаправленный процесс по формированию у курсантов вузов МВД общекультурных компетенций.

1 Давыдов В.В.Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.; Давыдов В.В. Много-знание уму не научает // Вопросы психологии. — 2005. — N4 С. 22-30.

2 Лернер П.С. Инструменты поддержки и развития компетент-ностного подхода в образовании старших школьников // PR в образовании. — 2007. — N4. — С. 42-50.

3 Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. — 2004. — N8. — С. 26-31.

4 Щедровицкий Г.П. О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики // Избранные труды. — М.: Школа культурной политики, 1995. — С. 466-473; Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования // Избранные труды. — М.: Школа культурной политики, 1995. — С. 155-196.

5 Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.