ПЕДАГОГИКА
Научная статья УДК 37
doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-188-193
МОРАЛЬНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
© Людмила Леонидовна Редько1, Юрий Александрович Лобейко2
1Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия; 2Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия. [email protected] [email protected]
Аннотация. Утверждается, что соблюдение преподавателем норм педагогической этики не только во время объяснения и закрепления нового материала, но и во время опроса - важнейшее условие нормализации его отношений с обучающимися. Мастерство преподавателя и заключается в том, чтобы побуждать обучае -мого к познанию законов и основ своего предмета без издержек в моральном и нравственном воспитании. Считаем, что нравственный поступок нередко отождествляют с понятием действия. Однако действие - это лишь звено в сложном механизме нравственного поступка. Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, которое подлежит моральной оценке, действие, в котором заключено отношение человека к кому-нибудь или чему-нибудь.
Ключевые слова: обучение, воспитание, личность, мотив, традиция, оценка поступка, нравственные ориентации.
Для цитирования: Редько Л.Л., Лобейко Ю.А. Моральные и нравственные нормы педагогической этики // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 90. № 1. С. 188-193. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-188-193
PEDAGOGY
Original article
Moral standards of pedagogical ethics © Lyudmila L. Redko1, Yury A. Lobeiko2
1 Stavropol state pedagogical institute, Stavropol, Russian Federation;
2 North Caucasus federal university, Stavropol, Russian Federation. [email protected] [email protected]
Abstract. It is stated that the teacher's observance of the norms of pedagogical ethics not only during the explanation and consolidation of new material, but also during the survey is an essential condition for the normalization of the relations with students. The skill of the teacher is to help the student to learn the laws and foundations of the subject matter without the cost of moral education. According to the authors, the moral act is often identified with the notion of the action. However, action is only a link in the complex mechanism of moral action. A moral act can only be called an act that is subject to moral evaluation, an act in which a person's attitude towards someone or something is concluded. Key words: education, upbringing, personality, motive, tradition, assessment of the act, moral orientation. For citation: Lyudmila L. Redko, Yury A. Lobeiko Moral standards of pedagogical ethics. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 90. No 1. P. 188-193. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-188-193
Введение
Опрос обучающихся, проводимый преподавателем на каждом занятии, - это небольшой микроэкзамен, который воспитанник сдает по определенной теме или нескольким темам. Проводя опрос, преподавателю следует помнить, что он не только выясняет знания обучающимися теоретического материала и его применение на практике, но и их прилежание, интеллектуальные возможности и способности, их добросовестность и аккуратность и целый ряд других нравственных достоинств.
Таким образом, во время опроса оценке подвергаются не только знания, но и нравственные качества обучаемого. А это говорит о том, что нарушение тактичности со стороны преподавателя, занижение или завышение оценки, небрежное отношение к тому, что обучаемый попал в неловкую ситуацию: недопонял вопрос, не может найти слов для оформления мыслей - все это чревато серьезными негативными последствиями в характере нравственных отношений, взаимоотношений между преподавателем и обучающимися.
В ответственный момент проверки преподавателем знаний обучаемого важно не забывать, что часто перебивать его наводящими вопросами или дополнениями (этим страдают особенно молодые, неопытные преподаватели) не следует. Это нарушает мыслительный процесс отвечающего, ставит его в неловкое положение и не прибавляет авторитета преподавателю. В равной мере недопустимо комментировать ответы репликами, которые не наводят отвечающего на мысль, а выражают отношение преподавателя к ответу.
Оценка, высказанная не вовремя, не помогает, а мешает обучаемому думать и проявлять свои знания, мыслительные способности, не способствует развитию творческих способностей. Возможность творчества предполагает обладание исходным материалом - необходимыми знаниями, поступающими в виде научной информации [1, с. 30-34]. «Основная форма научной информации - знания, составляют основу информационных процессов» [7]. Творчество является интегральной функцией человека как целостной личности. Оно учитывает в своем формировании «...проблему взаимосвязи и взаимовлияния различных форм и уровней сознания» [6, с. 632; 8]. Если не развивается в личности творческое начало, основанное на интуитивном познании [7], невозможно создать целостную личность определенного типа в современных условиях.
Обсуждение
В этическом отношении уязвимы грубое вмешательство преподавателя в ответ обучаемого, стремление ответить на него. Пассивное выслушивание ответа не способствуют улучшению взаимоотношений преподавателя с обучающимися, не позволяет создать ту атмосферу взаимопонимания, в которой безболезненно идет рост знаний обучающихся, развитие их умственных сил и формирование интеллектуальной, нравственно развитой личности, деятельность которой в обществе, так или иначе связана с областью философского знания, имеющего своим предметом образование [12, с. 165-172].
Важнейшим требованием педагогической этики, которое регулирует отношение преподавателя к обучающимся, является требование справедливой оценки нравственного поступка обучаемого. Поступок - это сложный по своему характеру и структуре элемент морали, в котором объединились акты нравственного сознания (мотив, намерение, выбор решения, решение), нравственной деятельности (собственно действие) и нравственных отношений (оценка действия), то есть отношение к нему человека и окружающих его людей.
Нравственные отношения, их содержание и характер в общеобразовательном учреждении не могут строиться безотносительно к деятельности коллектива обучаемых, к его самоуправлению. Система ученического самоуправления, созданная в отечественной школе - не только важнейшее достижение в организационно-педагогической работе, но и значительный вклад в развитие морали. Ученическое самоуправление - один из основных рычагов в механизме нравственных отношений.
Коллектив обучаемых, как и любой трудовой коллектив, является ячейкой современного общества. Общественные отношения определяются «сложным взаимодействием различных видов социальной коммуникации» [3, с. 95-100], что «способствует процессам коренного изменения ... культурно-цивилизационной картины мира» [11, с. 5-7], обеспечивают «единство взаимодействия всех подсистем» [9, с. 124-128] общественного развития и «... максимальное взаимодействие социальных условий» [10, с. 143-147]. Преобразование общественных отношений, определяет поведение личности в современном социуме [3, с. 94-98], основания современных концепций общественного развития [6, с. 152-154].
Таким образом, коллектив обучаемых, в значительной степени воспроизводит систему общественных отношений, присущих коллективу вообще. В детском коллективе каждый обучаемый приобретает основы социального и нравственного опыта: здесь он учится подчинять свои интересы интересам коллектива, проникается чувством коллективной чести и гордости, здесь развивается и проявляется его индивидуальные склонности, способности.
Характер влияния коллектива обучаемых на развитие личности определяется характером педагогического регулирования существующих в нем отношений. Система этого регулирования включает в себя опосредованное, а если надо и прямое воздействие преподавателя на формирование общественного мнения в коллективе обучаемых о достоинствах того ли иного обучаемого. При этом преподавателю надо учитывать, что его мнение будет иметь решающее значение при условии, если обучаемые доверяют ему, если признают его мнение справедливым. Чем взрослее коллектив обучаемых, тем сложнее преподавателю управлять его мнением.
Психолого-педагогические исследования показали, что для подростков и юношей коллективы сверстников становятся так называемыми референтными группами, оказывающими решающее влияние на формирование жизненных планов обучаемого, его ценностных ориен-таций, несмотря на то что возникает необходимость вносить коррективы в оценки, складывающиеся в них по поводу тех или иных нравственных явлений.
Развитие инициативы и самостоятельности обучающихся - одна из важнейших педагогических задач. Но ее решение имеет и этический аспект. Если преподаватель сам составляет план работы группы обучаемых, навязывая воспитанникам свою волю, он не только глушит их инициативу, он нарушает принцип взаимодоверия и коллективной заботы об общих делах.
Преподаватель должен направлять педагогическую деятельность коллектива обучаемых. При этом важно содержание учебного процесса [14, с. 1375], учитывающего дидактические и методические аспекты организации [13, с. 1181]. Каждый из членов коллектива обучаемых в этой ситуации должен чувствовать себя причастным к общему делу. Нужно ставить на обсуждение обучающихся любое важное мероприятие, которое проводит коллектив, всякий вопрос, который касается всего коллектива или его отдельных членов. Результат может оказаться одинаковым, но с точки зрения оптимизации нравственных отношений - это совершенно разные подходы.
Взаимоотношения преподавателя с коллективом обучаемых определяет уровень его личного морального авторитета. Нормализация этих взаимоотношений во многом зависит от самого преподавателя, от всех нравственно-психологических качеств, от умения найти нужный тон, нужный подход не только к коллективу обучаемых, но и к каждому обучаемому. Таким образом, взаимоотношения преподавателя с обучающимися должны основываться на соблюдении определенных моральных норм. Назовем основные из них.
При любых обстоятельствах преподавателю следует уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Важно уметь видеть в каждом обучаемом творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам может создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в общеобразовательном учреждении.
Справедливость к оценке знаний и поступков обучающихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Требовательность по отношению к обучающимся должна быть доброжелательной, посильной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, активной и взаимной. Необходимо в свою очередь воспитывать требовательность к себе, самокритичность.
Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жестокости. Даже в гневе преподаватель должен быть гуманным, а прежде всего внимательным к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Преподавателю необходимо учить чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачи близких, как свои собственные, развивать способность откликаться на чужое несчастье. Бескорыстная,
помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регулирующих отношения между преподавателем и обучающимися. Долг преподавателя - чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.
Нет и не может быть бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методом административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок поступков обучающихся способствует лишь разрушению и без того подорванных взаимоотношений.
Преподавателю надо доверять мнению коллектива обучаемых, постоянно советоваться с обучаемыми, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не активизировать окриком или угрозой наказания. Разумно используя различные формы самоуправления обучаемых, преподавателю следует постоянно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.
Щадить самолюбие обучаемых, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться преподаватель во взаимоотношениях с обучающимися. Преподаватель, злоупотребляющий доверием обучаемого, наносит ему глубокую душевную травму. Недопустимо использовать ребенка в качестве информатора о поведении обучаемых в классе и вне общеобразовательного учреждения. Это противоречит нормам морали. Не следует делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых.
Преподавателю следует внимательно подходить к оценке поступков ребят, старательно изучать мотивы их поступков. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним. Преподаватель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, чтобы не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.
Непримиримое отношение преподавателя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности должно подкрепляться его трудовой деятельностью и всем образом его жизни. Его нравственные позиции должны быть ясными и совершенно очевидными для обучающихся. В этом залог его авторитета.
На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека преподаватель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но и не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям. В общении с детьми необходимо находить нужный тон; индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики. Выводы
Стремление развивать у обучающихся способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, одно из важнейших требований этики современного преподавателя. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений преподавателя с обучающимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес преподавателя к обучаемым, изучение их индивидуальных особенностей, гуманное отношение к ним, основанное на рациональной и человечной требовательности, забота об их духовном и физическом развитии позволяют сделать воспитательный процесс целенаправленным и успешным.
Список источников
1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3(106). С. 30-34.
2. Бакланова О.А., Бакланов И.С., Ерохин А.М. Методологические конструкты исследования социальности современного общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. - С. 95-100.
3. Бакланов И.С., Зырянов И.Е. Социально-философский аспект проблем модернизации российского социума // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2012. № 1(30). С. 94-98.
4. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2011. № 2. С. 152-154.
5. Гончаров В.Н., Берковский В.А., Кулешин М.Г. Социально-философский анализ исследования информационных процессов в контексте научно-информационной деятельности // Kant. 2019. № 1(30). С. 175-179.
6. Гончаров В.Н., Шумакова А.В., Леонова Н.А. Социально-философский анализ развития религии как формы культуры в общественной системе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 632.
7. Камалова О.Н., Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 378-381.
8. Камалова О.Н., Джиоева Д.А. Перспективы развития сенсорных технологий и проблема расширения чувственных возможностей человека // Северо-Восточный научный журнал. 2011. № 1. С. 37-40.
9. Колосова О.Ю., Говердовская Е.В. Системный подход как принцип экологической направленности подготовки современного преподавателя // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 124-128.
10. Лобейко Ю.А., Говердовская Е.В. Психолого-педагогический аспект развития личности студента-спортсмена в контексте современных социальных условий // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 143-147.
11. Несмеянов Е.Е., Колосова О.Ю. Информационная культура в контексте глобальных процессов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 3. С. 5-7.
12. Несмеянов Е.Е. К проблеме предмета философии образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5. С. 165-172.
13. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Т. 9. № S3. С. e1181.
14. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Т. 9. № S1. С. е1375.
References
1. Arutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // The Humanities and socio-economic sciences. 2019. No. 3(106). pp. 30-34.
2. Baklanova O.A., Baklanov I.S., Erokhin A.M. Methodological constructs of the study of the sociality of modern society // Historical and socio-educational thought. 2016. V. 8. No. 3-1. P. 95-100.
3. Baklanov I.S., Zyryanov I.E. Socio-philosophical aspect of the problems of modernization of the Russian society // Bulletin of the North Caucasian State Technical University. 2012. No. 1(30). pp. 94-98.
4. Baklanova O.A., Dushina T.V. Methodological foundations of modern concepts of social development // Bulletin of the North Caucasian State Technical University. 2011. No. 2. P. 152-154.
5. Goncharov V.N., Berkovsky V.A., Kuleshin M.G. Socio-philosophical analysis of the study of information processes in the context of scientific information activity // Kant. 2019. No. 1(30). pp. 175-179.
6. Goncharov V.N., ShumakovaA.V., LeonovaN.A. Socio-philosophical analysis of the development of religion as a form of culture in the social system // Modern problems of science and education. 2015. No. 2. P. 632.
7. Kamalova O.N., Shapoval G.N. To the question of the moral education of Russian and foreign students studying together // The Humanities and social sciences. 2014. No. 2. P. 378-381.
8. Kamalova O.N., Dzhioeva D.A. Prospects for the development of sensor technologies and the problem of expanding human sensory capabilities // North-Eastern scientific journal. 2011. No. 1. P. 37-40.
9. Kolosova O.Yu., Goverdovskaya E.V. Systematic approach as a principle of environmental orientation in the preparation of a modern teacher // Modern science-intensive technologies. 2016. No. 4-1. pp. 124-128.
10. Lobeiko Yu.A., Goverdovskaya E.V. Psychological and pedagogical aspect of student-athlete personality development in the context of modern social conditions // Modern science-intensive technologies. 2016. No. 4-1. pp. 143-147.
11. Nesmeyanov E.E., Kolosova O.Yu. Information culture in the context of global processes // The Humanities and socio-economic sciences. 2014. No. 3. P. 5-7.
12. NesmeyanovE.E. To the problem of the subject of the philosophy of education // The Humanities and socio-economic sciences. 2008. No. 5. P. 165-172.
13. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Vol. 9. No. S3. C. e1181.
14. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. V. 9. No. S1. C. e1375.
Статья поступила в редакцию 18.01.2022; одобрена после рецензирования 25.01.2022; принята к публикации 02.02.2022.
The article was submitted 18.01.2022; approved after reviewing 25.01.2022; accepted for publication 02.02.2022.