Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДНОГО РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ПРИРОДА / ЛИЧНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРИЧИННОСТЬ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаров Вадим Николаевич, Колосова Ольга Юрьевна

Обосновывается, что с позиций социально-философского исследования образование нуждается в интегрированной идее, а его логика созвучна объективным процессам взаимодействия, взаимопроникновения научного знания. Такой интегрированной идей выступает экологическое образование. При изучении не только общественных, но и естественнонаучных дисциплин необходимо освоить правовые нормы отношения к природе. Утверждается, что экологическое образование актуализирует формирование научной картины мира не только в ее предметном выражении (физическая, химическая картины мира), но и во всей глубине синтеза идей человека, общества и природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой и это означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с человеком, ибо человек есть часть природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаров Вадим Николаевич, Колосова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF NATURAL DEVELOPMENT

The article justifies that from the point of view of socio-philosophical research, education needs an integrated idea, and its logic is consonant with objective processes of interaction, interpenetration of scientific knowledge. Such integrated ideas are environmental education. When studying not only social, but also natural sciences, it is necessary to master the legal norms of attitude to nature. Environmental education actualizes the formation of a scientific picture of the world not only in its substantive expression (physical, chemical pictures of the world), but also in the whole depth of the synthesis of ideas of the human age, society and nature. The physical and spiritual life of man is inextricably connected with nature and this means that nature is inextricably connected with man, for man is part of nature.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДНОГО РАЗВИТИЯ»

ФИЛОСОФИЯ

Научная статья УДК 101

doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-2-7

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДНОГО РАЗВИТИЯ

© Вадим Николаевич Гончаров1, Ольга Юрьевна Колосова2

Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Россия '[email protected] [email protected]

Аннотация. Обосновывается, что с позиций социально-философского исследования образование нуждается в интегрированной идее, а его логика созвучна объективным процессам взаимодействия, взаимопроникнове -ния научного знания. Такой интегрированной идей выступает экологическое образование. При изучении не только общественных, но и естественнонаучных дисциплин необходимо освоить правовые нормы отношения к природе. Утверждается, что экологическое образование актуализирует формирование научной картины мира не только в ее предметном выражении (физическая, химическая картины мира), но и во всей глубине синтеза идей человека, общества и природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой и это означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с человеком, ибо человек есть часть природы. Ключевые слова: общество, природа, личность, познание, воспитание, причинность, целеполагание. Для цитирования: Гончаров В.Н., Колосова О.Ю. Социально-философский анализ экологического образования в контексте природного развития // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 90. № 1. С. 2-7. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-2-7

PHILOSOPHY

Original article

Socio-philosophical analysis of environmental education in the context of natural development

© Vadim N. Goncharov1, Olga Yu. Kolosova2

Stavropol branch of Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol, Russian Federation '[email protected] [email protected]

Abstract. The article justifies that from the point of view of socio-philosophical research, education needs an integrated idea, and its logic is consonant with objective processes of interaction, interpenetration of scientific knowledge. Such integrated ideas are environmental education. When studying not only social, but also natural sciences, it is necessary to master the legal norms of attitude to nature. Environmental education actualizes the formation of a scientific picture of the world not only in its substantive expression (physical, chemical pictures of the world), but also in the whole depth of the synthesis of ideas of the human age, society and nature. The physical and spiritual life of man is inextricably connected with nature and this means that nature is inextricably connected with man, for man is part of nature. Key words: society, nature, personality, cognition, education, causality, purpose.

For citation: Vadim N. Goncharov, Olga Yu. Kolosova Socio-philosophical analysis of environmental education in the context of natural development. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 90. No 1. P. 2-7. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-2-7

Введение

Экологическое образование неразрывно связано с социальной практикой и взаимодействует с природой, что требует, безусловно, междисциплинарного подхода в контексте социально-философского осмысления развития общества. Направления такого взаимодействия различны. Среди них следует выделить опыт деятельности в природе, накопленный до нача-

ла теоретического экологического образования; практические учебные занятия и труд в природе, которые входят как составная часть в процесс экологического образования или примыкают к нему; разнообразные игры, творческие увлечения и другие дела, которые ставят школьников в определенные объективные и субъективные отношения к природе. Это объективный процесс, во многом не зависящий от воли и желания отдельных обучаемых и преподавателей. Поэтому его связь с экологическим образованием может и должна рассматриваться как одно из важнейших условий успешности обучения и воспитания. При этом важно содержание учебного процесса [11, с. 1375], учитывающего дидактические и методические аспекты организации [12, с. 1181]. Подлинное отношение к природе не может опираться только на теоретическое знание, оно требует практических действий и реализуется через непосредственное взаимодействие с окружавшей средой. Поэтому в реальном жизненном процессе и тем самым в воспитании возникают ситуации, когда теоретическое и практическое отношения к природе постоянно меняются местами, оказывая большее или меньшее влияние друг на друга и становясь условием развития друг друга. Взаимное дополнение образования и деятельности обеспечивает единство и взаимосвязь теоретических и практических подходов и отношении обучаемых с окружающей природной средой. Экологическое образование служит не только целям формирования ответственного отношения к природе, но и позволит решать проблемы высокого качества обучения, всестороннего развития и системного формирования личности [6, с. 282-284], ее духовно-нравственного воспитания [9, с. 353-355].

В проведенном социально-философском исследовании педагогического преобразования взаимодействия обучающихся с природой в воспитательный процесс получала определенное освещение связи практических и теоретических отношений к природе, которые формируются в процессе деятельности и образования, определяют познавательные аспекты содержания экологического образования, составляющие философские и методологические идеи о взаимодействии общества и природы.

Основой исследования стал системный подход. Теоретические представления о природе, которые формируются всем комплексом учебных предметов естественнонаучного цикла, и практические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия с природной средой, рассмотрены как единая система (целостная совокупность) отношений, формирующих сознание школьника. В системе таких отношений в качестве подсистем первого порядка выделены отношения, возникающие в учебно-познавательной работе при овладении знаниями (в экологическом образовании), и все другие отношения, возникавшие в практической деятельности. Возможность системного подхода к двум формам отношений определяется единством их предметной основы - природы, которая является объектом теоретического и практического действия, и их принадлежностью к одному и тому же субъекту - обучаемому или коллективу обучаемых.

Обсуждение

В ходе экологического образования, обучающиеся в силу многопредметности обучения и взаимодействия с разными преподавателями усваивают определенные отношения к физическим, химическим, биологическим особенностям природной среде. Гуманитарные предметы дают представления о нравственной, эстетической, интеллектуальной ценности природных объектов. В результате возникает довольно сложная картина осознания природы на уровне знаний. Подчас отношения, сформированные на основе разных предметных знаний, существуют изолированно друг от друга, не опираются на межпредметные связи. Чтобы влиять на целостное предметное отношение к естественной среде, теоретические знания и деятельность должны быть связаны между собой не механически, а органически, как части единого целого.

Уровни теоретических отношений к природе, которые формируются при изучении в общеобразовательных учреждениях основ наук, различны. При обучении одним предметам возникают чисто учебные познавательные отношения, которые репродуцируют готовое знание. В процессе изучения других предметов на первый план выдвигаются частично-поисковые или исследовательские методы. Отношения, формирующиеся при этом, несут в себе

элементы творчества, нацелены на новизну, на открытие ранее неизвестных школьникам сторон природы благодаря их собственным усилиям. Внесение в теоретические отношения элементов творчества обогащает не только экологическую подготовку учащихся, но и их духов -ный мир. Поэтому закономерным следует считать такое построение экологического образования, при котором репродуктивная деятельность обучающихся переходит в творческую. Внесение в теоретическое отношение к природе элементов творчества - одно из важных педагогических условий формирования личности [5].

В совокупности практических отношений к природе выявляются нравственные, эстетические, утилитарные аспекты. Они возникают и развиваются в разнообразной деятельности. Их характер зависит от соответствующей ценности для обучаемых явлений природа, их личностных особенностей и способов взаимодействия с природой. В нравственном отношении к окружающей среде на первый план выдвинуты нормы нравственной морали и требования формирование устойчивого развития современного образа жизни. Овладевая ими в трудовых делах по охране природы, обучаемые приобретают общественно ценные устремления. Это обогащает экологическое образование, делает его жизненно важным для обучающихся.

В эстетическом отношении ведущую роль играют чувства формы, цвета, пространства, времени, движения, гармонии, симметрии, красоты. В современном школьном образовании этим чувствам не уделяется должного внимания. Тем ценнее становятся различные виды деятельности, в которых школьники практически постигают эстетические свойства природы и развивают свои предметно направленные чувства. Подобно нравственным устоям личности эстетические чувства повышают ценность природы для обучаемых. Она делают процесс экологического образования эмоционально насыщенным, способствуют правильной ценностной ориентации отношений с природной средой.

Утилитарно-практические отношения возникают на основе использования различных природных объектов. В промысловой деятельности обучаемых интересуют грибы и ягоды, лекарственные травы, семена древесных культур, обитатели лесов и водоемов. Для бытовых нужд заготавливаются древесина, камень и другие строительные материалы. Природные предметы используются в играх, во время отдыха, в краеведческих и туристских экспедициях, в оформлении жилых в общественных помещение. В утилитарном отношении на первый план выступают преимущественно материальные потребности.

Во взаимодействии с природой нравственные, эстетические, утилитарные отношения нередко сливаются друг с другом, образуя более сложные связи о окружающей средой. Так, нравственные и эстетические отношения ряда школьников, побуждая их к творчеству, формируют художественное отношение к естественной среде. Эти отношения «обеспечивает воспитание позитивного отношения к культурным различиям» [3, с. 7-10], которые выступают в качестве духовного базиса и позволяет человеку ориентироваться в социуме [4, с. 9-12]. Здесь важна культура общения, которая влияет на качественное содержание духовных ценностей [8, с. 228-232], характеризуется различными функциями в общественной системе. Возникает «необходимость рассмотрения... этих функций и диспозиции социальных структур» [1, с. 168-177]. На современном этапе общественного развития возникают «методологические проблемы определения профессионализма педагога» [10, с. 67-69], которые способствуют формированию педагогического мастерства преподавателя.

Одной из важнейших задач экологического образования является формирование природоохранительного отношения. Как показало специальное исследование, природориентиро-ванным может стать отношение, производное от любых видов теоретической и практической деятельности обучаемых, но возникает оно только при условии специальной педагогической деятельности. Независимо от теоретических или практических видов деятельности все стороны экологического образования и взаимодействия с природой должны быть насыщены всевозможными делами по защите окружающей среды в посильных для школьников разных возрастных пределах.

Существенной особенностью связей экологического образования с природой является порождение этими процессами отношений не только к природе, но и к людям. Воспитание в процессе экологического образования и во взаимодействии с природой требует, чтобы педагоги уделяли внимание становлению и развитию отношений обучающихся друг к другу на материале теоретического и практического познания окружающей среды. Это требование осуществляется лишь в том случае, когда преподаватели в учебной и внеучебной работе опираются на системы заданий, в выполнении которых участвуют разные по величине группы обучающихся.

На основе экспериментальных данных можно утверждать, что обучающийся должен участвовать в работе, которая предполагает объединение усилий двух-трех, четырех-шести, восьми-двенадцати и большего количества участников, что предупреждает от проявлений индивидуализма, который подчас обнаруживается в процессе чисто учебной деятельности. В таких группах формируется умение решать разные задачи взаимодействия с природой. Взаимодействие с чистой, привлекательной природной средой необходим не только для обеспечения нормальных функций всех систем органов человека, но и для его духовного развития [7, с. 39-44].

Следует отметить одно существенное противоречие, которое мешает росту влияния теоретических знаний на поведение обучающихся в природе и нередко ведет к нанесению ей ущерба. В то время как экологическое образование осуществляется в педагогически организованном процессе на базе отношений, специально создаваемых педагогами, предметные и взаимные отношения, которые возникают во взаимодействии с природой, определяются преподавателями далеко не всегда и не в полном объеме. Часть дел в природе школьники придумывают и осуществляют сами. Не все они полезны для окружающей среды и для развития личности обучающихся. Подчас усилия преподавателей сформировать ответственное отношение к природе нейтрализуются неразумными действиями обучающихся, наносящими природному окружению вред. В этой связи важным условием реализации экологического образования становится максимальное использование взаимодействия с природой для всестороннего развития личности обучаемого. Для решения этой задачи недостаточно воспитать у обучающихся ответственное отношение к окружающей среде. Нужно сформировать также и все другие отношения, совокупность которых позволяет проявить, развить и закрепить лучшие личностные качества. С этой целью необходимо перестроить практические, предметные и взаимные отношения обучающихся в воспитательные отношения, когда на первый план выдвигаются элементы, существенно важные для формирования личности.

Выводы

Основные условия педагогического преобразования предметных и взаимных отношений должны быть трансформированы в воспитательные отношения для максимального совершенствования воздействий природы на развитие обучающихся.

Чувственные представления о природе и людях должны привести каждого обучаемого к устойчивым эмоциональным связям со средой, затем к глубокому осмыслению среды, своих связей с нею, соответствующих оценочных суждений, осознания личного «Я» в отношениях с природой и людьми. Охрана природы в контексте социально-философского познания определяет управление ее процессами, обоснование норм и правил отношения к природе. Такое управление, доказывает практика, которая обеспечивает перестройку взаимодействия с природой в воспитательный процесс. Оно последовательно преобразует деятельность, затем отношения, проявляющиеся в них свойства, совокупности качеств целостной личности к отношениям в коллективе, создавая наилучшие условия для решения педагогических задач. Тем самым оно обеспечивает наилучшие условия для экологического образования, для реализации его требований в познании, труде и общении обучаемых, в обществе -заботу об окружающей природной среде, позволяет определить пути и условия развития проблем взаимодействия общества, человека и природы на основе причинности и целепола-гания, обеспечивает «повышение уровня идейности и сознательности, культурного уровня всех членов общества» [2, с. 18-23].

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Список источников

Бакланова О.А. Бакланов И. С. Современная российская социальность в контексте социального конструкционизма // Вопросы социальной теории. 2015. Т. 7. № 1-2. С. 168-177.

Берковский В.А., Кулешин М.Г., Леонова Н.А. Профилактика правонарушений обучающихся: комплексный подход к исследованию проблемы // Kant. 2018. № 3(28). С. 18-23.

Говердовская Е.В. Особенности проектирования образовательного пространства высшей школы в поликультурном регионе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 4. С. 7-10.

Ерохин А.М. Религия и искусство в системе культуры // European Social Science Journal. 2014. № 7-2(46). С. 9-12.

Карташев А.В., Спевак Р.С., Склярова Е.К., Камалова О.Н. Становление высшего медицинского образования на Северном Кавказе (1915-1945). Ставрополь, 2018.

Лобейко Ю.А. Социальная активность личности в обществе: социально-педагогические аспекты формирования // European Social Science Journal. 2014. № 7-2(46). С. 282-284.

Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Православный тип культуры: идея и реальность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 3(82). С. 39-44.

Миронова Е.Н. Духовные ценности как основа единства российского народа // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2014. № 5. С. 228-232.

Миронова Е.Н., Власов А.В. Становление духовности молодежи как фактор современной социальной политики // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3(46). С. 353-355.

Тронина Л.А. Философские основания профессионализма современного педагога // Kant. 2016. № 4(21). С. 67-69.

Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Т. 9. № S3. С. e1181.

Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Т. 9. № S1. С. е1375.

References

Baklanova O.A. Baklanov I.S. Modern Russian sociality in the context of social constructionism // Problems of social theory. 2015. Vol. 7. No. 1-2. pp. 168-177.

Berkovsky V.A., Kuleshin M.G., Leonova N.A. Prevention of delinquency of students: an integrated approach to the study of the problem // Kant. 2018. No. 3(28). pp. 18-23. GoverdovskayaE.V. Features of designing the educational space of a higher school in a multicultural region // Economic and humanitarian studies of regions. 2014. No. 4. P. 7-10. Erokhin A.M. Religion and Art in the System of Culture // European Social Science Journal. 2014. No. 7-2(46). P. 9-12.

Kartashev A.V., Spevak R.S., Sklyarova E.K., Kamalova O.N. Stanovleniye vysshego med-itsinskogo obrazovaniya na Severnom Kavkaze (1915-1945). Stavropol, 2018. Lobeiko Yu.A. Social activity of the individual in society: socio-pedagogical aspects of formation // European Social Science Journal. 2014. No. 7-2(46). pp. 282-284. Matyash T.P., Nesmeyanov E.E. Orthodox type of culture: idea and reality // The Humanities and socio-economic sciences. 2015. No. 3(82). pp. 39-44.

Mironova E.N. Spiritual values as the basis of the unity of the Russian people // Bulletin of the Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. 2014. No. 5. P. 228-232.

9. Mironova E.N., Vlasov A.V. Formation of youth spirituality as a factor of modern social policy // World of science, culture, education. 2014. No. 3(46). pp. 353-355.

10. Tronina L.A. Philosophical foundations of the professionalism of a modern teacher // Kant. 2016. No. 4(21). pp. 67-69.

11. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Vol. 9. No. S3. C. e1181.

12. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Vol. 9. No. S1. C. e1375.

Статья поступила в редакцию 15.01.2022; одобрена после рецензирования 25.01.2022; принята к публикации 05.02.2022.

The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 25.01.2022; accepted for publication 05.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.