Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ ТЕХНИКА / ЛИЧНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зритнева Елена Игоревна, Клушина Надежда Павловна, Волков Александр Александрович

Обосновывается, что нередко нарушение педагогических норм поведения связаны с недостаточной подготовкой преподавателя. Элементами педагогической техники являются: искусство общения, умение преподавателя управлять своими психическими состояниями; чувство темпа в педагогических действиях; приемы выразительного показа субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых или проявлениям ими моральных качеств; владение культурой речи (дикция, интонация, орфоэпия), выработка правильного дыхания, постановка голоса; владение техникой мимики, жестов. По мнению авторов, практика подтверждает, что в работе преподавателя еще немало недостатков технического порядка, что, естественно, отрицательно сказывается на содержании его профессиональной деятельности. Хотя техника в педагогическом процессе выполняет лишь служебную роль, нельзя не согласиться с тем, что искусство владения техникой своего дела позволяет с меньшей затратой сил и энергии добиться больших результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNIQUE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

It is justified that often violations of pedagogical standards of behavior are associated with insufficient teacher training. Elements of pedagogical technology are: the art of communication, the ability of the teacher to manage mental states; a sense of pace in pedagogical actions; techniques of expressive display of subjective attitude to certain actions of trainees or manifestations of moral qualities; possession of speech culture (diction, intonation, orphoepia), production of proper breathing, voice staging; possession of facial expressions, tween gestures. According to the authors, practice confirms that there are still no shortcomings of the technical order in the teacher's work, which, of course, has a negative effect on the content of professional activities. Although technology in the pedagogical process performs only an official role, one cannot but agree that the art of mastering the technique of one's business allows you to achieve great success with less effort and energy.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

ПЕДАГОГИКА

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-171-177

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

© Елена Игоревна Зритнева1, Надежда Павловна Клушина2, Александр Александрович Волков3

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия '[email protected] [email protected] [email protected]

Аннотация. Обосновывается, что нередко нарушение педагогических норм поведения связаны с недостаточной подготовкой преподавателя. Элементами педагогической техники являются: искусство общения, умение преподавателя управлять своими психическими состояниями; чувство темпа в педагогических действиях; приемы выразительного показа субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых или проявлениям ими моральных качеств; владение культурой речи (дикция, интонация, орфоэпия), выработка правильного дыхания, постановка голоса; владение техникой мимики, жестов. По мнению авторов, практика подтверждает, что в работе преподавателя еще немало недостатков технического порядка, что, естественно, отрицательно сказывается на содержании его профессиональной деятельности. Хотя техника в педагогическом процессе выполняет лишь служебную роль, нельзя не согласиться с тем, что искусство владения техникой своего дела позволяет с меньшей затратой сил и энергии добиться больших результатов.

Ключевые слова: профессиональное мастерство, педагогическая деятельность, сознание, мышление, речевая техника, личность, обучение, воспитание.

Для цитирования: Зритнева Е.И., Клушина Н.П., Волков А.А. Педагогическая техника в профессиональной деятельности преподавателя // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 90. № 1. С. 171-177. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-171-177

PEDAGOGY

Original article

Pedagogical technique in the professional activity of a teacher

© Elena I. Zritneva1, Nadezhda P. Klushina2, Alexander A. Volkov3

North Caucasus federal university, Stavropol, Russian Federation '[email protected] [email protected] [email protected]

Abstract. It is justified that often violations of pedagogical standards of behavior are associated with insufficient teacher training. Elements of pedagogical technology are: the art of communication, the ability of the teacher to manage mental states; a sense of pace in pedagogical actions; techniques of expressive display of subjective attitude to certain actions of trainees or manifestations of moral qualities; possession of speech culture (diction, intonation, orphoepia), production of proper breathing, voice staging; possession of facial expressions, tween gestures. According to the authors, practice confirms that there are still no shortcomings of the technical order in the teacher's work, which, of course, has a negative effect on the content of professional activities. Although technology in the pedagogical process performs only an official role, one cannot but agree that the art of mastering the technique of one's business allows you to achieve great success with less effort and energy.

Key words: professional skill, pedagogical activity, consciousness, thinking, speech equipment, personality, training, education.

For citation: Elena I. Zritneva, Nadezhda P. Klushina, Alexander A. Volkov Pedagogical technique in the professional activity of a teacher. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 90. No 1. P. 171-177. doi: 10.18522/20701403-2022-90-1-171-177

Введение

Можно условно объединить, часто встречающиеся ошибки преподавателей в две группы: ошибки в словесных приемах педагогической техники (монотонная речь, речь-скороговорка, неправильная дикция, пониженная интонация, неумение интонировать речь, частое молчание, незнание роли пауз, неправильные ударения) и ошибки в бессловесных приемах (скованность, стеснительность, суетливость, отсутствие значимо выразительных жестов, однообразие мимики, невыразительность взгляда, мышечные и психические зажимы). Повторяемость названных ошибок лишний раз подтверждает необходимость повседневной работы преподавателя над собой. Так как без изучения техники своего искусства нельзя достичь высокого уровня профессионального мастерства.

Ряд, психологов и педагогов пытаются обратиться к системе К.С. Станиславского, так как в театральной и педагогической деятельности немало общего. Область применения элементов системы К.С. Станиславского в технической подготовке преподавателя широка, если иметь в виду не только вопросы владения преподавателем профессиональными навыками общения, но и убедительность, эмоциональную яркость изложения вопросов управления своими психическими состояниями, умения проектировать предполагаемые педагогические ситуации и действовать в них.

Безусловно, здесь рассматриваются лишь некоторые возможные линии использования элементов системы К.С. Станиславского в технической подготовке преподавателя, имеющих отношение к педагогической деятельности. Указывая на условия творчества, выдвигаемые К.С. Станиславским, Г. Кристи подчеркивает, что искусство актера не может быть полноценным и выразительным, если актер не ставит перед собой манящей его идейно-творческой цели; не располагает достаточным запасом жизненных впечатлений, не обладает устойчивым вниманием, развитым воображением, натренированным телом, поставленным голосом.

Действительно, ни одно занятие, особенно по гуманитарным предметам, не сможет пройти на достаточно высоком идейно-эмоциональном уровне, если преподаватель не ставит манящей его идейно-творческой цели. Наличие такой цели при подготовке любого занятия крайне важно, так как она определит творческую активность преподавателя и поможет ему в решении образовательно-воспитательных задач занятия, превратит его в творчество.

Обсуждение

По мнению К.С. Станиславского, исполнитель только тогда сможет перейти из артистического самочувствия в подлинно творческое состояние, когда у возникает еще более высокая задача: разделить, понять, пережить и ввести в действие идеи автора, согреть вдохновляющие драматурга мысли своим чувством и пробудить в зрителях новую энергию к жизни. Думается, что важная задача занятия, воспитательного мероприятия должна определиться теми же условиями.

Кроме материала, изложенного в учебнике, кроме задач, определенных учебными программами, у преподавателя должна еще быть и своя собственная задача, которая определяется местом занятия в системе ведущих идей курса и его функций в формировании основ мировоззрения у обучающихся. Только тогда педагогический процесс превратится в подлинное творчество, а преподаватель будет говорить и работать не от того, что так нужно, а от того, что эти мысли так или иначе прочувствованы им. Обучающиеся же будут воспринимать все, о чем говорит преподаватель, на более высоком эмоционально-личностном уровне. Они будут чувствовать переживания самого преподавателя. Материал, освещенный преподавательской задачей, перестанет быть не нужным материалом, а превращается в убеждение, в мысли, укрепленные чувством, он вызывает желание спорить, искать, соглашаться или отстаивать свою точку зрения. Можно с уверенностью сказать, что развитое воображение преподавателя, прежде всего, яркость его рассказа, четкие видение им занятия, а за ним и обучаю -щихся. Сценическое слово - это именно слово активное, воздействующее на сознание.

На этой основе возникает учение о словесном действии. Каким же путем осуществляется словесное воздействие? Изложение этого вопроса у Г. Крыжицкого звучит так. Природа

протекающих в нашем сознании процессов одинакова и в жизни, и на сцене. Однако, если наше мышление отчасти сопровождается в жизни теми или иными образными видениями, то сценическая речь должна быть насыщена этими видениями.

Вот почему К.С. Станиславский придавал такое большое значение сценическому слову, утверждая, что слово для артиста - не просто звук, а возбудитель образов. При словесном общении на сцене говорить нужно не столько уху, сколько глазу - вот в чем основа речевой техники. Чтобы передавать эти образы другому, надо, разумеется, прежде всего видеть их самому. В нашем сознании должна возникнуть непрерывная цепь внутренних ассоциативных образов - зрительных и слуховых.

Если в процессе работы над текстом необходимо представить себе всю картину, о которой говоришь, со всеми деталями, как можно ярче и полнее, то на сцене в момент произнесе -ния текста исполнитель будет вызывать в своем сознании только какие-то отдельные, наиболее характерные черты общей детально разработанной картины. Видеть все произносимое невозможно, необходимо видение общего, укрупненного, синтезированного образа того, о чем говоришь. Впрочем, процесс возникновения и передачи внутренних видений протекает, само собой разумеется, у каждого совершенно индивидуально.

Выделение укрупненного, большого в педагогической деятельности прямо связано с основной задачей преподавателя, с усвоением обучающимися ведущих идей изучаемого предмета, установлением внутри и межпредметных связей, норм поведения, формированием мировоззрения. Одной из форм мировоззрения является философия, которая, вне всякого сомнения, расширяет возможности воспитания и обучения. «Философская рефлексия задает образовательной концепции смысл, цель, формы, выполняет интегративную функцию» [3, с. 80-85]. Это оказывает существенное влияние на образование, определяющее и воспитание, и обучение, как целостность, которая проявляется в общественной системе, при получении и преобразовании поступающей в нее научной информации [1, с. 30-34], является «сложным взаимодействием различных видов социальной коммуникации» [2, с. 95-100]. Образование становится непременным условием включения личности обучаемого в целостный мир общечеловеческой культуры с целью усвоения им духовных и нравственных ценностей, через «... формирование духовных и культурных традиций» [10, с. 66-72], через формирование личности в социуме, где «исторически проживает множество народов со своими традициями и верованиями» [9, с. 195-201]. «Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование и развитие ...» [4, с. 1566-1569]. Образование является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов, и через это обеспечивающим пожизненное обогащение творческого потенциала личности, учитывающего как ее межличностные отношения [7, с. 73-78; 5], так и ее огромное влияние на «.формирование гражданской позиции в обществе» [6, с. 33-36].

Четкая, хорошо поставленная речь н дикция является серьезным залогом успеха преподавателя, хотя в практике встречаются педагоги, у которых речевой аппарат далек от совершенства, но на их занятиях творческая обстановка, вдохновление, активное стремление обучающихся к знаниям. Секрет этих преподавателей в умении передать свои внутренние видения и воздействовать на них, а это сложное искусство, которым владеет даже не всякий.

Вот как вспоминает А.С. Макаренко о занятии своего любимого преподавателя М.В. Нестерова, посвященного «Слову о полку Игореве». «Старик читал всегда стоя за кафедрой, предпочитал простую, точную речь, в которой редко встречалось открытое горячее слово. Но зато в его мимике было столько эмоций и правды, столько ума, то восхищенного, то осуждающего, то сомневающегося, столько сдерживаемой силы души, что мы не способны были оторваться от его лица. Читая нам, он сам жил горячо и глубоко. Читал он просто, без приемов декламаторских, но он умел незаметно вложить в каждое слово столько чувства, такую убежденность, что древнее слово неожиданно хватало за сердце» [8, с. 113-114].

Занятия таких преподавателей действительно являются мировоззренческими, вызывают у обучающихся внутренние видения, сохраняющие на всю жизнь светлую и тревожную память о пройденных произведениях. Думается, что приведенные положения К.С. Станиславского имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. В описаниях начинающего преподавателя и актера много общего: в пережитых чувствах, состояниях, мыслях, ощущениях. Очевидно, и преподавателю нужна та же гимнастика (психологическая, физическая), которой занимается актер. Необходимо обратить внимание на действия в предполагаемых обстоятельствах, о которых говорил К.С. Станиславский. Преподаватель и актер должен заранее пережить их, выработать не только рассудочное, но и эмоциональное отношение к ним. Тогда воздействие будет лишено холодного рационализма, а оживится дыханием пережитого личного чувства. Именно умение прочувствовать и пережить предполагаемую педагогическую ситуацию избавит преподавателя от формального административного подхода к конкретному случаю: наказать, похвалить, а даст ему возможность через призму собственных чувств сориентироваться в поступке. Соединение рассудочного с чувством, пережитым в предполагаемых обстоятельствах, поможет на наш взгляд понять состояние и побуждения обучающегося, найти педагогически верное решение.

Задачу актерского творчества можно считать во многом выполненной, если вызвано идейно-эстетическое сопереживание у зрителя. Задача же преподавателя состоит в том, чтобы оттолкнувшись от эмоций, прийти к интеллектуальному сопереживанию, без которого практически невозможно организовать по-настоящему активную и сознательную деятельность обучающихся. Такое состояние знакомо многим преподавателям, дающим одно и то же занятие по два-три раза в день, десятки раз в течение нескольких лет и сотни раз во время всей своей педагогической деятельности. Ведь каждое занятие, даже по одной и той же теме - это творчество, а творчество не может дублироваться. И творческие занятие никогда не будет похоже одно на другое, даже если он посвящено одной теме. Но как сохранить свежесть занятия с момента первого рождения на всю его педагогическую жизнь? Эти вопросы волновали и продолжают волновать педагогов.

К.Д. Ушинский писал, что толкуя в двадцатый раз одно и то же, преподаватель, естественно, не может говорить с тем воодушевлением, которое симпатически пробуждает внимание слушателей. А между тем не имеет никакой методы, которая помогла бы ему испытывать и поддерживать это внимание.

Изучение и работа по системе К.С. Станиславского помогут и преподавателям сделать каждое свое, много раз повторяющееся занятие заново творческим, а это во многом повысит эффективность процесса обучения и воспитания. По мнению К.С. Станиславского, нужна какая-то духовная подготовка перед началом творчества, каждый раз, при каждом повторении его. Необходим не только телесный, но главным образом и духовный туалет перед спектаклем. Только так возможно уберечь роль от перерождения, от духовного омертвления.

Такая духовная гимнастика, необходима и каждому педагогу. Только в этом случае на его занятии будет царствовать дух творчества. Возможно ли привести себя в творческое состояние по заказу? К.С. Станиславский пишет, что наблюдения как над самим собой, так и над другими актерами, с которыми мне приходилось репетировать, позволили сделать несколько обобщений, которые затем проверялись на практике.

Одно из них состоит в том, что в творческом состоянии большую роль играет полная свобода тела, то есть освобождение его от того мышечного напряжения, которое бессознательно для нас самих владеет им не только на сцене, но и в жизни, как бы сковывая его и мешая ему быть послушным проводником наших психических движений. Это мускульное напряжение, достигающее своего максимума в тех случаях, когда актер стремится выполнить какую-нибудь особенно трудную для него сценическую задачу, поглощает массу внутренней энергии, отвлекая ее от деятельности высших центров.

Поэтому развить в себе привычку к освобождению тела от излишней напряженности значит устранить одно из существенных препятствий в творческой деятельности. Это значит также открыть себе возможность пользоваться мускульной энергией по мере надобности и в точном соответствии с творческими заданиями.

Условие, выдвинутое К.С. Станиславским, имеет прямое отношение к технике преподавателя, овладение которой имеет немаловажное значение в педагогической деятельности.

Необходимо справляться со своим настроением. Нужно делать так, чтобы лицо, глаза, голос были в некоторых случаях автономными. Постановка голоса, мимика, умение встать, умение сесть - все это очень и очень важно для педагога.

Мы остановились далеко не на всех элементах системы К.С. Станиславского, которые могут быть использованы в самообразовательной работе преподавателя в области педагогической техники. И тем не менее уже этот материал дает возможность предполагать, что использование данной системы, вне всякого сомнения, перспективно.

Для самостоятельной работы по развитию необходимых в педагогической деятельности актерских данных, рекомендуется система упражнений, которые определяются следующими целевыми установками: овладение техническими элементами педагогической деятельности; действия в типичных ситуациях сообразно с конкретными условиями педагогической деятельности в данном конкретном классе; развитие педагогического воображения, интуиции, навыков педагогической импровизации.

Первый этап - развитие и совершенствование технических элементов педагогической деятельности, предполагающих формирование творческого самочувствия, включает упражнения по управлению своими психическими состояниями, как условие творческого самочувствия; упражнения по ликвидации мышечного зажима; развитие навыков творческого сосредоточения; упражнения по управлению своими состояниями, как условие общения; работу по управлению педагогическим вниманием; развитие навыков публичного выступления; совершенствование искусства жеста и ритмика.

Второй этап определяет действия в типичных ситуациях включает упражнения по развитию:

• умений целеустремленно наблюдать педагогические явления, выделять в них существенное, вдумчиво подходить к оценке, анализу и решению любого педагогического факта;

• навыков действия в типичных педагогических ситуациях, сообразуясь с конкретными

условиями педагогической деятельности.

Третий этап - упражнения на развитие педагогического воображения, интуиции, навыков педагогической импровизации.

Одной из важных функций педагогической техники является умение внешне выразить свои чувства. Именно внешнее выражение чувства является действенным средством воздействия педагога-мастера. Не случайно А.С. Макаренко отмечал, что воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас.

Умение педагога предельно четко и эмоционально открыто выражать свои чувства и мысли - сложная задача. Значит ли это, что преподаватель в каждом конкретном случае должен в зависимости от обстоятельств по-настоящему глубоко, на нервах переживать негодование, возмущение? Конечно же нет. Педагог не может не играть, не может быть педагога, который не умел бы играть, считает А.С. Макаренко.

Нельзя допустить, чтобы нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что можно воспитывать обучающихся при помощи сердечных мучений, мучений души. Ведь мы же люди, и если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать. Но обучающемуся надо иногда продемонстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть.

Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то отправной момент, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе. А для обучающегося эти душевные процессы передаются как гнев, негодование.

Выводы

Вне всякого сомнения, что постоянная тренировка и развитие своего физического аппарата во многом определяет уровень мастерства. Вместе с тем нельзя забывать, что лишь наполненные внутренней правдой технические приемы преподавателя обогащают его влияние на все сферы жизни и деятельности обучающихся. Нельзя забывать и того, что овладение педагогической техникой не может проходить по каким-то единым рецептам, по всем обязательным ее элементам. Рассматривая педагогическую деятельность как искусство, нужно отдавать себе отчет в том, что это искусство всегда будет окрашено своеобразием творческой индивидуальности преподавателя.

Список источников

1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3(106). С. 30-34.

2. Бакланова О.А., Бакланов И.С., Ерохин А.М. Методологические конструкты исследования социальности современного общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 95-100.

3. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 5. С. 80-85.

4. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566-1569.

5. Карташев А.В., Спевак Р.С., Склярова Е.К., Камалова О.Н. Становление высшего медицинского образования на Северном Кавказе (1915 - 1945). Ставрополь, 2018.

6. Кулешин М.Г. Социально-политическое самообразование студентов вузов: педагогический аспект организации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 3. С. 33-36.

7. Лобейко Ю.А. Социально-психологические проблемы общения в контексте межличностных общественных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 73-78.

8. Макаренко А.С. Собрание сочинений. Т. VII. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 113-114.

9. Миронова Е.Н., Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Деструктивные религиозные объединения: философско-правовой анализ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 3(19). С. 195-201.

10. Несмеянов Е.Е., Харламова Г.С. Духовность как концепт и мировоззренческая универсалия (рецепция идей Плотина) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 6(103). С. 66-72.

References

1. Arutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // The Humanities and socio-economic sciences. 2019. No. 3(106). pp. 30-34.

2. Baklanova O.A., Baklanov I.S., Erokhin A.M. Methodological constructs of the study of the sociality of modern society // Historical and socio-educational thought. 2016. V. 8. No. 3-1. pp. 95-100.

3. Bolkhovskoy A.L., Goverdovskaya E.V., Ivchenko A.V. Education in a globalizing world: a philosophical view // Economic and humanitarian studies of regions. 2013. No. 5. P. 80-85.

4. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and Moral Values in the System of Public Relations // Fundamental Research. 2015. No. 2-7. P. 1566-1569.

5. Kamalova O.N., Dzhioeva D.A. Prospects for the development of sensor technologies and the problem of expanding human sensory capabilities // North-Eastern scientific journal. 2011. No. 1. P. 37-40.

6. KuleshinM.G. Socio-political self-education of university students: the pedagogical aspect of the organization // Economic and humanitarian studies of regions. 2018. No. 3. P. 33-36.

7. Lobeiko Yu.A. Socio-psychological problems of communication in the context of interpersonal public relations // Economic and humanitarian studies of regions. 2015. No. 4. P. 73-78.

8. Makarenko A.S. Collected works. Vol. VII. M., 1960. P. 113-114.

9. Mironova E.N., Kolosova O.Yu., Goncharov V.N. Destructive religious associations: philosophical and legal analysis // Bulletin of the North Caucasian Humanitarian Institute. 2016. No. 3(19). P. 195-201.

10. Nesmeyanov E.E., Kharlamova G.S. Spirituality as a concept and ideological universal (reception of Plotinus's ideas) // The Humanities and socio-economic sciences. 2018. No. 6(103). pp. 66-72.

Статья поступила в редакцию 23.01.2022; одобрена после рецензирования 30.01.2022; принята к публикации 05.02.2022.

The article was submitted 23.01.2022; approved after reviewing 30.01.2022; accepted for publication 05.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.