ПЕДАГОГИКА
Научная статья УДК 37
doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-200-206
МОРАЛЬНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
© Юлия Вячеславна Шведенко1, Игорь Петрович Макеенко2, Екатерина Юрьевна Литвинова3
1Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия; 2Тех-нологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета в г. Ставрополе, г. Ставрополь, Россия; 3Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия
[email protected] [email protected] [email protected]
Аннотация. Утверждается, что педагогический процесс - это процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, в ходе которого между ними возникают определенные отношения управления и подчинения, доверия и требовательности, дисциплины и самодисциплины, взаимной поддержки и противоречий, взаимопо -нимания и конфликта. По мнению авторов, характер этих отношений играет большую роль в формировании личности обучающихся, потому что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с кото -рыми он находится в прямом или косвенном общении. Моральные и нравственные отношения между преподавателем и обучающимися имеют огромную социальную ценность, так как от их уровня зависит, насколько до -брожелательно вступающий в период социальной зрелости человек отнесется к опыту старшего поколения, ко -торое для него олицетворяется в облике преподавателя.
Ключевые слова: педагогическая культура, личность, сознание, мораль, педагогическая этика, воспитание, мотив, убеждение.
Для цитирования: Шведенко Ю.В., Макеенко И.П., Литвинова Е.Ю. Моральные и нравственные отношения в педагогическом процессе обучения // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 90. № 1. С. 200-206. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-200-206
PEDAGOGY
Original article
Moral relations in the teaching process © Yulia V. Shvedenko1, Igor P. Makeenko2, Ekaterina Yu. Litvinova3
1Stavropol state pedagogical institute, Stavropol, Russian Federation; 2Technological institute of service (branch) of the Don state technical university in Stavropol, Stavropol, Russian Federation; 3North Caucasus federal university, Stavropol, Russian Federation [email protected] [email protected] [email protected]
Abstract. It is stated that the pedagogical process is the process of interaction of the teacher with students, during which certain relations of management and subordination, trust and demanding, discipline and self-discipline, mutual support and contradictions, mutual understanding and conflict arise between them. According to the authors, the nature of these relations plays a large role in the formation of the personality of students, because the development of the indi -vidual is due to the development of all other individuals with whom he or she is in direct or indirect communication. Moral relations between the teacher and the students have great social value, since it depends on their level how kindly a person who enters the period of social maturity will react to the experience of the elder in education, that is personi -fied in the guise of a teacher.
Key words: pedagogical culture, personality, consciousness, morality, pedagogical ethics, education, motive, persuasion. For citation: Yulia V. Shvedenko, Igor P. Makeenko, Ekaterina Yu. Litvinova Moral relations in the teaching process. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 90. No 1. P. 200-206. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-200-206
Введение
Прийдя в образовательное учреждение, обучающийся вступает в первый для него коллектив, где предстоит ему трудиться, выполняя сложную и нужную работу, включающую получение знаний «...в контексте социального перехода к информационному обществу» [5], позволяющие стать полезным для общества. Преподаватель, как уполномоченный государством человек, может стать для обучающегося той внешней побудительной силой, которая заставит его постигать основы наук без учета его возможностей и способностей. Неизмеримо большее влияние оказывает на формирующуюся личность будущего гражданина тот преподаватель, который становится для обучающихся доброжелательным и мудрым проводником о мир знаний, справедливым и требовательным помощником их трудовых усилий. Такой преподаватель создает обстановку делового сотрудничества на занятии и стремится к непринужденности общения за его пределами.
Деловые и доброжелательные взаимоотношения преподавателя с обучающимися способствуют лучшему усвоению материала, стимулируют к активной познавательной деятельности, создают необходимое в школьном коллективе для творческой самостоятельности, в основе которой «природа творческих способностей, .взаимосвязь .науки и философии» [7]. Эта задача решается посредством форм и методов, связанных с областью философского знания, имеющего своим предметом образование [12].
Уважаемый преподаватель нередко становится идеалом на всю жизнь. Среди отечественных преподавателей немало истинных воспитателей, решительно повлиявших на формирование идеалов обучающихся. Обучающиеся платят глубоким доверием и преданностью тому воспитателю, который обладает высокой педагогической культурой, представляющей собой умение поставить на службу обучению и воспитанию молодежи достижения современной общественной и в том числе психолого-педагогической науки [3], способность воплотить в себе нравственно-эстетический идеал. Такой преподаватель всегда помнит, что в воспитании все основывается на личности воспитателя, что воспитательная сила в человеческой личности, «под влиянием которой протекает процесс формирования идентичности индивида как социального субъекта» [1]. Он тщательно изучает психологические особенности своих обучающихся, чтобы вовремя предотвратить или разрешить возникающий конфликт, учитывая ценностные ориентации личности по отношению к своей собственной культуре и культуре других народов [2].
Обсуждение
Представление о нравственных отношениях преподавателя с обучающимися будет неполным, если не учесть то, что они могут быть отношениями не только содружества, установившегося с целью успешного претворения в жизнь должностных обязанностей профессионала, но и отношениями, носящими конфликтный характер. Если причиной конфликта оказывается несправедливость преподавателя или превышение им меры дозволенного, обучающиеся проникаются неприязнью к преподавателю, которая переносится и на преподаваемый им предмет. Такой преподаватель может погасить интерес к знаниям и нанести непоправимый ущерб развитию личности обучающегося. Слова такого педагога встречают внутренний отпор обучающихся. Возникает отчуждение, которое порождает психологический барьер невосприятия преподавателя, а иногда и активного противодействия ему.
И действительно, такое явление в воспитательной практике опасно. Опасность подобного поведения преподавателя в том, что он общается с обучающимися в тот период их становления, когда они впервые вступают в своеобразный для них трудовой коллектив, где происходит формирование и закрепление их нравственных установок. Мир взрослых людей раскрывается для детей через образ их преподавателя.
Необходимо исключить само предположение о целесообразности жить двойной жизнью, которое возникло в сознании обучающегося под влиянием поступков преподавателя. Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость нормализации моральных отношений воспитателей и воспитуемых, так как они определяют успех работы образовательного
учреждения по нравственному развитию обучающихся и тем самым выполняют важные педагогические функции, которые способствуют формированию «.профессионально значимых знаний, умений и навыков средствами самостоятельных занятий...» [8]. «Обозначенная способность формирует необходимую мотивацию в отношении к задачам, обусловленных поставленной деятельностной целью» [9].
Знание педагогических функций морали вообще очень важно и для преподавателя начинающего, и зрелого, и для человека, который готовит себя к воспитательной деятельности. Но знание педагогических функций нравственных отношений важно не только в теоретическом, познавательном плане, а и в плане практическом. Для того чтобы определенным образом строить отношения, преподаватель должен знать, какова роль той или иной их стороны, того или иного элемента.
Большинство этиков, как ранее подчеркивалось, рассматривает систему нравственных отношений. Соответственно, можно и нужно рассматривать и систему их функций. В ней в первую очередь выделить такие, как функцию моральной ориентации и адаптации; функцию стимулирования моральной активности; предупредительную (профилактическую) функцию; регулятивную функцию; функцию корректирования поведения; оградительную функцию; функцию проектирования поведения; контрольную функцию; функцию переориентации.
Может показаться, что некоторые из перечисленных функций повторяют одна другую. Но это не так. Каждая из них вытекает одна из другой. И этим самым укрепляется система функций.
Рассмотрим более подробно некоторые из них. Функция моральной ориентации и адаптации выполняется и моральным сознанием (моральные цели и целеполагание, сравнение моральных ценностей). Нравственные отношения выполняют эту функцию через практический опыт. Организуя взаимопомощь, заботливые отношения воспитанников, преподаватель через практику таких отношений ориентирует обучающихся на то, к чему в будущей жизни приведут отношения взаимопомощи, солидарности, если они превратятся в привычные жизненные правила. А организуя обучающихся на усвоение и выполнение тех или иных моральных норм, преподаватель и осуществляет тот процесс, который можно назвать моральной адаптацией.
Очень важна реализация функций стимулирования моральной активности. Поощряя поступки, в которых проявляется честность, искренность, справедливость, учитель стимулирует развитие этих качеств у обучающихся. Моральная активность человека заключается не в том, что человек сам честен, справедлив, а в том, что он добивается того, чтобы были честны, справедливы все, кто его окружает, все, с кем он общается, контактирует, имеет дело. Моральная активность развивается не сама собой, преподаватель должен развивать ее у обучающихся. И развивать не только этическим просвещением, но и оптимизацией, активизацией нравственных отношений.
Предупредительная (профилактическая) функция нравственных отношений заключается в том, что правильно организуемые они способствуют упреждению аморальных поступков, действий, которые могут принести зло, приводить к нарушению моральных норм.
Регулятивная функция является основной функцией морали в целом, но главным образом она реализуется именно в системе нравственных отношений. Зная механизм морального регулирования, преподаватель меньше будет допускать педагогических промахов и ошибок. Особенность регулятивной функции нравственных отношений состоит в том, что, регулируя поведением обучающихся через приучение к выполнению моральных норм, через моральные оценки, преподаватель воспитывает в них практику целенаправленного регулирования соблюдением норм и правил поведения, которую они затем распространят и на других, формирует навыки морального саморегулирования.
Решение педагогических задач через механизм моральной регуляции и саморегуляции позволяет решать и этнические задачи. Органическая связь тех и других чаще всего самоочевидна.
Функции корректирования поведения, проектирования поведения и оградительная имеют социально-педагогическую направленность уже по самому своему названию.
Педагогическая мораль диктует такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, воспитывают человека, обладающего чувством собственного достоинства, способного ценить и уважать человека труда. «Сегодня, очевидно, что необходимо управлять не только личностью, но и процессом ее развития» [6].
Важнейшим условием положительного воздействия педагога на обучающегося является отношение к личности, гуманное по содержанию и основанное на глубоком уважении и высокой требовательности. Такой подход к системе нравственных: отношений в учебно-воспитательном процессе как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. При правильной организации дальнейшей воспитательной работы он способствует формированию такого качества личности, которое проектируются в воспитательных целях через «...формирование духовных и культурных традиций» [11]. «Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование.» [4], а также формирование личности в социуме, где «исторически проживает множество народов со своими традициями и верованиями» [10], «.характеризующие различные исторические эпохи, этносы» [13].
Сформулированный в таком понимании принцип отношений преподавателя к обучающемуся, как к наделенной волей развивающейся личности, лег в основу требований педагогический этики.
Требования, посредством которых преподаватель добивается от обучающихся определенных действий, носят на себе отпечаток нравственных качеств его личности. Преподаватель, сделавший счастье обучающегося смыслом своей деятельности, не допустит унижения его достоинства, грубости и бестактности, не нанесет ущерб еще неокрепшей и легкоранимой психике. Педагогическим кредо отечественного преподавателя должна быть забота о нравственном здоровье обучающегося, его гражданском возмужании. Такой взгляд на отношение к обучающимся свойственен тем преподавателям, у которых закрепилась установка на развитие способностей обучающегося, воспитание у него чувства удовлетворенности собой, своей жизнью и учебой.
Требовательность этих преподавателей к обучающимся носит доброжелательный характер, в них подчеркивается доверие и уважение, признание за ним прав на ошибки (что свойственно растущей и развивающейся личности), и заключена вера преподавателя в возможности человека стать лучше. Таких преподавателей обучающиеся считают справедливым и охотно выполняют их требования. Именно в требовании, как ни в чем другом, выявляется подлинный гуманизм отношений педагога к обучающимся и внутриколлективных отношений. И тот педагог, который не является на деле гуманным в отношениях с воспитанниками, не становится их старшим другом, не может быть по-настоящему требовательным.
К сожалению, среди отдельных преподавателей существует неверное мнение о взаимоотношениях с обучающимися, согласно которому требовательность - это лишь неукоснительное выполнение узкого круга воспитательных мер, четкость и неотступность от выбранных ими правил, переходящая в сухость и черствость. Подобная система отношений порождает ненужные конфликты между преподавателем и коллективом обучающихся, которые иногда разрешаются административными мерами и уничтожают активность обучающихся.
Конфликт, возникающий между преподавателем и обучающимися, педагогическим коллективом и коллективами обучающихся, явление нередкое в практике образовательного учреждения. Известно, что бесконфликтного воспитания нет и быть не может в силу объективно существующих противоположных позиций обучающего и обучаемого. Однако конфликты, возникающие в школьной жизни, носят различный характер, имеют различные причины, приводят к разным последствиям. Пути их разрешения также неодинаковы.
Нравственные конфликты, возникающие в процессе обучения и воспитания, есть не что иное, как острые противоречия в сфере нравственных отношений и морального сознания, вызванные столкновением моральных мотивов воспитуемых и воспитателей, лично -
сти и коллектива. В основе нравственных конфликтов лежит столкновение моральных интересов и нравственных потребностей. Но истоки противоречий, приводящих к конфликтным ситуациям, увидеть, распознать очень сложно. Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственное противоречие достигло такой степени остроты, когда предельно обнажаются и сталкиваются (проявляются) противоположные позиции, точки зрения, мотивы или убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для такого разрешения важно знать, к какому виду конфликтов он относится.
Поскольку в отечественном общеобразовательном учреждении нет и не может быть социальных противоречий, то основанием конфликтов может быть различие в уровне этической культуры и воспитанности участников педагогического процесса, неумение или нежелание предусмотреть, заранее представить себе последствия своих действий, противоречие между желаниями и необходимостью. Объективной причиной противоречий, возникающих в школьной жизни, является то, что обучающиеся в силу возрастных особенностей могут стать невольными виновниками всевозможный эксцессов. Обучающиеся очень редко совершают дурные поступки со злым умыслом, но их поступки не всегда соответствуют нормам морали.
Нормы морали - результат абстрагирования многократно повторенных в социальном опыте человечества способов регулирования поведением и отношениями людей в обществе.
Для того чтобы моральное предписание играло роль регулятора нравственных действий обучающегося, необходимо создать условия для закрепления знаний этой нормы в привычку поведения. Каждому преподавателю известно, что далеко не все поступки совершаются подростком и даже юношей после долгих раздумий, тщательного взвешивания всех за и против. Мгновенный выбор, незамедлительные нравственные реакции сплошь и рядом осуществляются человеком интуитивно. В действиях обучающегося сказываются закрепившиеся в волевых актах нормативное поведение, характер которого зависит от степени закрепления познанных нормативов в предыдущем опыте. Естественное отсутствие жизненного опыта, отсутствие зрелого нравственного самосознания не позволяет обучающимся осуществлять правильный моральный выбор в сложной ситуации, требующей множества однопорядковых, но неравноценных решений. Истоком нравственного конфликта может быть противоречие между осознанием нормы и возможностями или стремлениями ее осуществлять. Ведь моральная норма, предписывающая обучаемому и преподавателю определенное поведение, становится для них обязанностью, выполнение которой связано с определенными волевыми усилиями. Известно, что обучающиеся не всегда способны управлять своей волей.
Неумение преподавателя применять принцип соответствия методов воздействия на личность ее характеру и уровню развития приводит к различным противоречиям. Но нередко эти противоречия возникают в силу нарушения обучающимися норм и правил поведения, вытекающих из их ученического долга. Противоречия, доходящие подчас до резкого конфликта, могут возникнуть в школьной практике на основе неправильного понимания обучающимися даже старших классов сущности свободы и ответственности. Многочисленные эксперименты показали, что многие обучающиеся считают себя свободными при условии, если им позволяют делать то что им хочется, что им нравится. Они ориентируются на ближайшие цели, не задумываясь о завтрашнем дне. Всякое требование, которое идет вразрез с их сиюминутным желаниями, они воспринимают как принуждение. Преподаватель может при помощи административного нажима вынудить делать не то, что им хочется, а то, что от них требуется. Но чтобы в этой ситуации не возникала опасность нарушения взаимных контактов преподавателя с воспитанниками, их надо убе -дить в разумности педагогического требования.
Все прогрессивные педагоги прошлого на основе длительного наблюдения приходили к выводу, что на убеждение можно действовать только убеждением. Эгоистические ориентации обучающихся по вопросу свободы и ответственности можно переориентировать в процесс длительной и кропотливой работы. Для этого обучающимся необходимо показать, что
понимание свободы тесно связано с объективным содержанием путей, выбираемых человеком для достижения поставленной цели. То, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо, утверждает К. Маркс. Выводы
Каждый обучающийся должен понимать, что учится он не только для себя или для родителей, но и для общества. Если большая часть ученического коллектива поймет, что жить в обществе и быть свободным от него невозможно, что разумное поведение человека мотивируется не кратковременными желаниями и интересами, а ориентацией на серьезную деятельность в будущем, тогда можно по отношению к отдельным упрямцам применить и жесткую педагогическую требовательность - запрет. Такая мера не нарушит взаимопонимания преподавателя с обучающимися, потому что его будет поддерживать основной состав коллектива, который понял, что свобода без ответственности может привести к разнузданности. Не случайно А.С. Макаренко не принимал мер наказания до тех пор, что все убеждены в справедливости этого наказания.
Сопротивление обучающихся требованиям преподавателя иногда основаны на ложном понимании содержания нравственных понятий и принципов. Так, многие обучающиеся неправильно понимают сущность упорства и упрямства, принципиальность подменяют упрямством, уверенность путают с самоуверенностью, стыдливость считают признаком безнравственности.
Список источников
1. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М., Авдеев Е.А. Формирование социальной идентичности личности в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 694.
2. Говердовская Е.В. Особенности проектирования образовательного пространства высшей школы в поликультурном регионе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 4. С. 7-10.
3. Говердовская Е.В., Димидова М.А., Телицына И.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя как средство оптимизации воспитательного процесса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 3. С. 15-19.
4. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566-1569.
5. Гончаров В.Н., Кулешин М.Г. Социально-философский анализ экономической сферы информационного общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 2. С. 147-151.
6. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 1. С. 38-48.
7. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1(38). С. 67-69.
8. Клушина Н.П. Организация самостоятельной работы магистрантов в процессе обучения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 3(54). С. 161-166.
9. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения // Педагогика. 2016. № 5. С. 65-71.
10. Миронова Е.Н., Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Деструктивные религиозные объединения: философско-правовой анализ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 3(19). С. 195-201.
11. Несмеянов Е.Е., Харламова Г.С. Духовность как концепт и мировоззренческая универсалия (рецепция идей Плотина) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 6(103). С. 66-72.
12. Несмеянов Е.Е. К проблеме предмета философии образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5. С. 165-172.
13. Berkovskiy V., TroninaL. Social and historical aspect of interaction of ethnic culture and personality in the context of public development // Научный альманах стран Причерноморья. 2019. № 1(17). С. 3-9.
References
1. Baklanov I.S., Baklanova O.A., Erokhin A.M., Avdeev E.A. Formation of the social identity of the individual in modern society // Modern problems of science and education. 2014. No. 5. P. 694.
2. GoverdovskayaE.V. Features of designing the educational space of a higher school in a multicultural region // Economic and humanitarian studies of regions. 2014. No. 4. P. 7-10.
3. Goverdovskaya E.V., Dimidova M.A., Telitsyna I.V. Formation of the teacher's professional success as a means of optimizing the educational process // Economic and humanitarian studies of regions. 2014. No. 3. P. 15-19.
4. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of public relations // Fundamental Research. 2015. No. 2-7. P. 1566-1569.
5. Goncharov V.N., KuleshinM.G. Socio-philosophical analysis of the economic sphere of the information society // Economic and humanitarian studies of regions. 2019. No. 2. P. 147-151.
6. Kamalova O.N., Zholobova I.K. Main tendencies and innovations in the system of national education // The Humanities and social sciences. 2016. No. 1. P. 38-48.
7. Kamalova O.N. Aesthetic exploration of reality in the context of Schelling's philosophical ideas // The Humanities and socio-economic sciences. 2008. No. 1(38). pp. 67-69.
8. Klushina N.P. Organization of independent work of undergraduates in the learning process // Bulletin of the North Caucasian Federal University. 2016. No. 3(54). pp. 161-166.
9. Klushina N.P. Development of subjectivity of undergraduates in the learning process // Pedagogy. 2016. No. 5. P. 65-71.
10. Mironova E.N., Kolosova O.Yu., Goncharov V.N. Destructive religious associations: philosophical and legal analysis // Bulletin of the North Caucasian Humanitarian Institute. 2016. No. 3(19). P. 195-201.
11. Nesmeyanov E.E., Kharlamova G.S. Spirituality as a concept and ideological universal (reception of Plotinus's ideas) // The Humanities and socio-economic sciences. 2018. No. 6(103). pp. 66-72.
12. NesmeyanovE.E. To the problem of the subject of the philosophy of education // The Humanities and socio-economic sciences. 2008. No. 5. P. 165-172.
13. Berkovskiy V., TroninaL. Social and historical aspect of interaction of ethnic culture and personality in the context of public development // Scientific almanac of the Black Sea region countries. 2019. No. 1(17). P. 3-9.
Статья поступила в редакцию 25.01.2022; одобрена после рецензирования 02.02.2022; принята к публикации 10.02.2022.
The article was submitted 25.01.2022; approved after reviewing 02.02.2022; accepted for publication 10.02.2022.