Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НРАВСТВЕННОГО САМОВОСПИТАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НРАВСТВЕННОГО САМОВОСПИТАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берковский Вячеслав Александрович, Кулешин Максим Георгиевич, Тронина Лариса Анатольевна

Исследуется самовоспитание - сознательно организованный и направленный процесс, при котором объектом и субъектом регулирующего и формирующего воздействия является сама личность. Для того, чтобы личность превратилась одновременно и в объект и субъект деятельности и поведения, требования и контроля, формирующие воздействия должны найти точку опоры внутри личности. По мнению авторов, такой точкой опоры в самовоспитании является направленность личности, в которой доминирующее значение имеют внутренняя убежденность и сознательная воля. Особенно велика их роль в деятельности и поведении преподавателя, в формировании его целостной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECT OF THE TEACHER'S MORAL SELF-EDUCATION

It is considered self-education as a deliberately organized and directed process in which the personality itself is the object and subject of regulatory and formative influence. For a person to become a person at the same time and an object and subject of activity and reason for behavior, requirements and control, the forming influences must find a point of support within the person. According to the authors, such a strong support in self-education is the orientation of the face of self-esteem, in which internal conviction and conscious will are dominant. Their role in the activity and behavior of the teacher, in the formation of the holistic personality, is especially great.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НРАВСТВЕННОГО САМОВОСПИТАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

ПЕДАГОГИКА

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-151-157

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НРАВСТВЕННОГО САМОВОСПИТАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

© Вячеслав Александрович Берковский1, Максим Георгиевич Кулешин2, Лариса Анатольевна Тронина3

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия '[email protected] [email protected] [email protected]

Аннотация. Исследуется самовоспитание - сознательно организованный и направленный процесс, при котором объектом и субъектом регулирующего и формирующего воздействия является сама личность. Для того, чтобы личность превратилась одновременно и в объект и субъект деятельности и поведения, требования и контроля, формирующие воздействия должны найти точку опоры внутри личности. По мнению авторов, такой точкой опоры в самовоспитании является направленность личности, в которой доминирующее значение имеют внутренняя убежденность и сознательная воля. Особенно велика их роль в деятельности и поведении преподавателя, в формировании его целостной личности.

Ключевые слова: обучение, воспитание, личность, сознание, культура, нравственные отношения, нормы поведения.

Для цитирования: Берковский В.А., Кулешин М.Г., Тронина Л.А. Педагогический аспект нравственного самовоспитания преподавателя // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 90. № 1. С. 151-157. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-151-157

PEDAGOGY

Original article

Pedagogical aspect of the teacher's moral self-education

© Vyacheslav A. Berkovsky1, Maxim G. Kuleshin2, Larisa A. Tronina3

Stavropol state pedagogical institute, Stavropol, Russian Federation '[email protected] [email protected] [email protected]

Abstract. It is considered self-education as a deliberately organized and directed process in which the personality itself is the object and subject of regulatory and formative influence. For a person to become a person at the same time and an object and subject of activity and reason for behavior, requirements and control, the forming influences must find a point of support within the person. According to the authors, such a strong support in self-education is the orientation of the face of self-esteem, in which internal conviction and conscious will are dominant. Their role in the activity and behavior of the teacher, in the formation of the holistic personality, is especially great.

Key words: training, education, personality, consciousness, culture, moral relations, standards of behavior. For citation: Vyacheslav A. Berkovsky, Maxim G. Kuleshin, Larisa A. Tronina Pedagogical aspect of the teacher's moral self-education. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 90. No 1. P. 151-157. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-151-157

Введение

Формирование убеждений преподавателя - это активный и творческий процесс, один из самых сложных процессов его сознания. Их формирование в высшей степени определяется истинностью и фактической доказательностью усвоенной информации, зависит от степени ее подтверждения общественным и личностным опытом. Вот почему в методике формирования личностных убеждений все большее значение в современных условиях приобретают активные формы идеологического воздействия, сочетающие в себе: широкую образованность и инфор-

мированность в единстве с выработкой эвристических качеств, то есть способности овладевать новым в научном познании и практике; пропаганду знаний с дискуссионными формами их усвоения; вербальное усвоение информации в связи с ее практическим применением. Пассивно-репродуктивный способ усвоения идеологической информации, как и подтверждается практикой, не содействует формированию глубоких и устойчивых убеждений.

Убеждение помогает анализировать и оценить самого себя, свою деятельность, свое поведение. Самооценка именно является таким актом убеждения, в котором личность выступает одновременно и субъектом, и объектом оценки, вступает в постоянные процессы социальной коммуникации, частью которых являются информационные процессы, оказывающими «...влияние на телесный и информационный образы человека» [5, с. 37-40]. «Основная форма научной информации - знания, составляют основу информационных процессов» [4, с. 175-179]. Эти нормы имеют мировоззренческое значение в системе общественных отношений [3, с. 1566-1569], что «способствует процессам коренного изменения. культурно-циви-лизационной картины мира» [11, с. 5-7]. Важнейший элемент в любой системе социальных отношений - информированность, которая проявляется при получении и преобразовании поступающей в нее научной информации [1, с. 30-34].

Обсуждение

Психологические исследования позволяют сделать вывод, что способность к оценке и к самооценке - это связанные между собой свойства личности. Процесс самоанализа и самооценки формируется под воздействием условий общественного существования и общения. Человек сначала может дать оценочные суждения о других и воспринимать суждения других о самом себе и уже в результате этого сформировать самооценочное отношение.

Самооценка занимает ключевое место в самовоспитании и нравственном самосовершенствовании преподавателя. С одной стороны, она связана с нравственной ответственностью личности за ее самоутверждение в процессе педагогической деятельности. При этом важно содержание учебного процесса [15, с. 1375], учитывающего дидактические и методические аспекты организации [14, с. 1181]. С другой стороны, самооценка выражает самым синтетическим образом внутреннюю убежденность педагога - это оценочное применение личностных убеждений к себе. Велика роль самооценки в осуществлении внутреннего самоконтроля. Она служит своеобразным механизмом саморегуляции личности, на ней основаны самоконтроль и связаны самообладание, самокорегирование. Именно при рассмотрении контрольных функций самооценки анализ пересекается с обнаруживанием роли поведенческо-волевого комплекса в самовоспитании, саморегулировании и самосовершенствовании личности педагога.

Воля - активная форма регулирования действий и поступков человека. Это такой психологический процесс, который направляет социальную активность личности на достижение определенных целей. Без волевых сил невозможно осуществить внутренний контроль, так как только волевым механизмом можно приводить поведенческие действия в соответствие и с общественными требованиями, и с личностными убеждениями. Без волевых качеств не может формироваться целостная личность преподавателя, которой присуще единство слова и дела, идейной убежденности и социальной активности на благо общества.

Поведенческо-волевой комплекс связан с внутренней стратегической организацией поведения и социальной активностью преподавателя, при помощи которых осуществляются избирательная мобилизация личностных сил для реализации соответствующих педагогических целей, программ, функций. Именно стратегическая организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотивацией поведения личности. Если интеллектуальные процессы помогают осознать и воспринять общественно необходимые требования и критерии оценки, а эмоциональные процессы - вырабатывать субъективное отношение к ним, то волевые процессы - содействовать объективированию внутренних личностных сил. В сложном и многостороннем процессе формирования и функционирования целостной личности преподавателя воля играет роль психологического механизма общественного применения ее субъективных способностей и качеств, способствует развитию

культурного уровня. Важно развивать навыки культурного поведения, пробуждать у обучающихся духовные интересы, способствующие формированию современного «.типа культуры и соответствующего ему типа личности» [10, с. 39-44], через социальные контакты которой реализуется нравственный опыт развития людей, «в определенной, фиксирующей этот мир структуре. в сознании» [2, с. 156-159]. «Сознание постоянно формирует мир, мир есть форма организации сознания» [7, с. 270-273]. При этом «важно обеспечивать максимальное взаимодействие социальных условий» [9, с. 143-147], а также учитывать «.изменения, происходящие благодаря этому в социокультурной сфере» [13, с. 109-119; 6].

Без воли нет самодисциплины и самоограничения, нет и самообладания, и управления своими чувствами. А это имеет специфическое значение в педагогической практике, которая отличается большой эмоциональной напряженностью. Каким бы неуравновешенным вспыльчивым и раздражительным ни был человек, он может научиться умению управлять своими чувствами. Всякие ссылки на невозможность самообладания, на вспыльчивость, повышенную нервозность, предрасположенность к аффектам не могут служит оправданием. Как же научиться управлять своим настроением?

Поскольку практический волевой акт связан, прежде всего, с исполнительным механизмом человеческого поведения, одни и те же волевые действия могут быть средством реализации разных по содержанию нравственных требований, обязанностей и целей и, следовательно, при помощи волевых усилий можно достигать разных нравственных результатов. Хотя воля и не является основанием нравственности человека, человек становится нравственным только при помощи волн.

Подчеркивая решающую роль воли в поведенческой реализации нравственных требований и обязанностей, в то же время еще раз нужно сказать, что фундаментальное значение для формирования целостной нравственной личности преподавателя имеют мировоззрение, нравственные убеждения и социальный опыт в коллективе.

В процессе обучения и воспитания идет активное формирование мировоззрения, правил нравственного поведения обучающихся. В связи с этим перед педагогами стоит проблема - как определить образовательную потребность каждого обучающегося. При этом необходимо понимать, что «обучающиеся могут иметь различный коэффициент взаимности в разных областях межличностного общения» [12, с. 3391-3394], позволяющей «.влиять на процесс овладения соответствующими умениями» [8, с. 33-36]. Успешное развитие личности обучающегося возможно при условии, когда сам преподаватель является образцом высоконравственного поведения, добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей. Внимание, чуткость, такт, доверие, требовательность, уважение достоинства обучаемого - вот слагаемые профессионального поведения преподавателя, которые определяют содержание нравственных отношений в педагогическом процессе.

Нравственные отношения между преподавателем и обучающимися выполняют две функции: с одной стороны это метод воздействия на личность, с другой - условие, регулирующее нормальное протекание педагогического процесса.

Успешное осуществление этих функций находится в зависимости от нравственных позиций преподавателя, педагогических установок и его мастерства. Естественно, что характер взаимоотношений во многом зависит от самого преподавателя, всех его нравственно-психологических качеств, от соблюдения им определенных моральных норм, исследование которым обязывает его особое положение в обществе.

Преподаватель, являясь ведущей фигурой в процессе обучения, обязан соблюдать определенные нормы поведения, следовать этим нормам, идти в ногу с развивающимися формами отношений общества. Общественные отношения, находясь в постоянном развитии, предъявляют к каждому из нас всевозможные требования, поэтому задача преподавателя -совершенствовать себя с тем, чтобы следовать за жизнью, активно содействовать прогрессу общества, служить его интересам.

Самовоспитание носит общественный характер, так как оно детерминируется обществом, служит определенным общественным интересам. В активном воздействии личности на общественное развитие формируются морально-политические, эмоционально-волевые и интеллектуальные качества. И чем они совершеннее, тем активнее влияние личности на общественный процесс. Самовоспитание - это сознательная, планомерная работа над собой с целью формирования качеств, отвечающих требованиям общества и личной программе развития. В основе самовоспитания всегда находятся определенные побуждения. У одних эти побуждения связаны с желанием преодолеть те или иные недостатки характера, у других - со стремлением выработать в себе волевые качества, у третьих - с потребностями духовного роста, у четвертых - овладеть мастерством. В связи с тем, что самовоспитание общественно значимая деятельность, в его основе лежат не толшко личные, но и общественные мотивы. Причем эти общественные мотивы определяют процесс самовоспитания, направляя и развивая личность. Каковы основные мотивы самовоспитания? Важнейшим из них следует считать: требования нравственных принципов морали; притязания личности на определенное положение в коллективе и признание ее коллективом; стремление к высокому уровню профессионального мастерства.

Определяющем мотивом самовоспитания, естественно, является глубокое сознание принципов и норм морали. Формированию нравственности личности и воспитания в ней высоких моральных качеств способствует нравственное сознание и поведение преподавателя.

Преподаватель испытывает удовлетворение от результатов своей деятельности. И тем больше, чем больше признания коллективом его педагогической и общественной деятельности. Стремление к завоеванию авторитета, положения уважаемого всеми членами коллектива неизбежно проводит к самовоспитанию.

Большие возможности нравственного самосовершенствования личности преподавателя заложены в самой педагогической деятельности, в которой нравственные позиции являются решающим условием его успехов в общении и воспитании обучающихся.

У большинства преподавателей доминирует мотив, связанный со стремлением добиться уровня профессионального мастерства. Это в свою очередь требует дополнительных знаний, совершенствования умений, самоорганизации и самодисциплины. Достижение высокого уровня профессионального мастерства станет возможным лишь при условии постоянной работы над собой.

Самовоспитание возможно лишь при условии готовности преподавателя к нему. Важнейшей предпосылкой самовоспитания являются обстоятельства, в которых живет и трудится человек.

На поведение личности оказывают влияние сложившиеся традиции в педагогическом коллективе; атмосфера взаимоотношений внутри него, культура и организация труда, общий настрой и стиль производственной и внепроизводственной жизни преподавателя, отношение к работе и моральные нормы окружающих. Все обстоятельства влияют на формирование личности, на ее направленность. Чтобы влияние всех этих факторов положительно сказывалось на личности, преподавателю необходимо их совершенствовать.

Важнейшей предпосылкой самовоспитания также является воспитание. Вне всякого сомнения то, что от уровня воспитанности индивида, качества воспитательной работы педагогического коллектива во многом зависит самовоспитание. Условия, вся система воспитательной работы каждого коллектива должны пробуждать потребность в самовоспитании.

Трудно представить работу над собой без самопознания. Знание себя, знание отношения к себе окружающих, познание других людей, сравнительная оценка их поведения и самооценка - условия, без которых немыслимо самовоспитание. Самопознание может дать каждому возможность определить достоинства и недостатки и лишь затем начать работу по достижению положительных результатов.

В педагогической деятельности человек встречается с определенными трудностями. Преодолевая их, он совершенствует самого себя, поэтому важнейшей предпосылкой самовоспитания является разнообразная активная деятельность. Выполнение профессиональных

обязанностей, общественная работа требует от преподавателя больших разносторонних способностей, определенных волевых черт и моральных качеств. Формируются они при соответствующих условиях: осознание социальной значимости преподавательского труда; понимание ответственности не только за результаты своего труда, но и труда коллектива; творческий характер педагогического труда.

Деятельность является не только условием самопознания, но и средством формирования профессиональных и личностных качеств преподавателя. Именно в процессе деятельности возникает потребность работать над собой, определяются цель и программа самовоспитания. Программа и правила - это своего рода самообязательства, принимаемые личностью по внутренним убеждениям изменить свое поведение.

Процесс самовоспитания предполагает глубокий самоанализ поведения, активную мыслительную работу личности. Ведь нередко приходится перестраивать самого себя в сложной и острой борьбе мотивов. Когда человек колеблется в выборе форм поведения, ему приходится анализировать различные обстоятельства и убедить себя в необходимости поступать только так, а не иначе. Самоубеждение - это способ самовоспитания, посредством которого личность убеждает себя в целесообразности собственного поведения. Путем его перестраивается самосознание, отношение к различным явлениям и фактам, а следовательно, и поведение. Самоубеждение связано с убеждением со стороны. Нередко возникают сомнения, а подтверждение их или опровержение окружающими дает возможность личности утвердиться в том, или ином мнении. Выводы

Большую роль в самовоспитании играет самовнушение. Специфика его заключается в том, что оно основано на воздействии словом. Слово, являясь раздражителем, действует на человека так же, как предметный раздражитель, вызывая те же реакции. Особенность самовнушения заключается в том, что слово, с помощью которого человек на себя воздействует, не встречает самокритичного отношения, принимается как должное.

Самовоспитание возможно только при условии самоконтроля, выполняющего функции саморегуляции. Самоконтроль может быть произвольным (преднамеренным) и непроизвольным (непреднамеренным). Самоконтроль предлагает не только строгий контроль за выполнением программы самовоспитания, но и подчиняет виды деятельности целям самовоспитания. Самовоспитание - неотъемлемая часть воспитания. Только благодаря большой работе над собой преподаватель может достичь нравственного и профессионального совершенства.

Список источников

1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3(106). С. 30-34.

2. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 2(21). С. 156-159.

3. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566-1569.

4. Гончаров В.Н., Берковский В.А., Кулешин М.Г. Социально-философский анализ исследования информационных процессов в контексте научно-информационной деятельности // Kant. 2019. № 1(30). С. 175-179.

5. Камалова О.Н., Джиоева Д.А. Перспективы развития сенсорных технологий и проблема расширения чувственных возможностей человека // Северо-Восточный научный журнал. 2011. № 1. С. 37-40.

6. Карташев А.В., Спевак Р.С., Склярова Е.К., Камалова О.Н. Становление высшего медицинского образования на Северном Кавказе (1915 - 1945). Ставрополь, 2018.

7. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2013. № 2(6). С. 270-273.

8. Кулешин М.Г. Социально-политическое самообразование студентов вузов: педагогический аспект организации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 3. С. 33-36.

9. Лобейко Ю.А., Говердовская Е.В. Психолого-педагогический аспект развития личности студента-спортсмена в контексте современных социальных условий // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 143-147.

10. Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Православный тип культуры: идея и реальность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 3(82). С. 39-44.

11. Несмеянов Е.Е., Колосова О.Ю. Информационная культура в контексте глобальных процессов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 3. С. 5-7.

12. Редько Л.Л., Леонова Н.А. Антропологическая парадигма профессиональной подготовки педагогов в системе вузовского образования: методологический аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3391-3394.

13. Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С.109-119.

14. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Т. 9. № S3. С. e1181.

15. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Т. 9. № S1. С. е1375.

References

1. Arutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // The Humanities and socio-economic sciences. 2019. No. 3(106). pp. 30-34.

2. Baklanov I.S., Baklanova O.A., Erokhin A.M. Epistemological and linguistic research in the analytical philosophy of science: the semantics of constructs // Proceedings NCSTU. 2015. Vol. 1. No. 2(21). pp. 156-159.

3. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of public relations // Fundamental Research. 2015. No. 2-7. P. 1566-1569.

4. Goncharov V.N., Berkovsky V.A., Kuleshin M.G. Socio-philosophical analysis of the study of information processes in the context of scientific information activity // Kant. 2019. No. 1(30). pp. 175-179.

5. Kamalova O.N., Dzhioeva D.A. Prospects for the development of sensor technologies and the problem of expanding human sensory capabilities // North-Eastern scientific journal. 2011. No. 1. P. 37-40.

6. Kartashev A.V., Spevak R.S., Sklyarova E.K., Kamalova O.N. The formation of higher medical education in the North Caucasus (1915 - 1945). Stavropol, 2018.

7. Kolosova O.Yu. The life world of the individual and social reality // Bulletin of the North Caucasian Humanitarian Institute. 2013. No. 2(6). pp. 270-273.

8. Kuleshin M.G. Socio-political self-education of university students: the pedagogical aspect of the organization // Economic and humanitarian studies of regions. 2018. No. 3. P. 33-36.

9. Lobeiko Yu.A., Goverdovskaya E.V. Psychological and pedagogical aspect of student-athlete personality development in the context of modern social conditions // Modern science-intensive technologies. 2016. No. 4-1. pp. 143-147.

10. Matyash T.P., Nesmeyanov E.E. Orthodox type of culture: idea and reality // The Humanities and socio-economic sciences. 2015. No. 3(82). pp. 39-44.

11. Nesmeyanov E.E., Kolosova O.Yu. Information culture in the context of global processes // The Humanities and socio-economic sciences. 2014. No. 3. P. 5-7.

12. Redko L.L., Leonova N.A. Anthropological paradigm of professional training of teachers in the system of higher education: methodological aspect // Fundamental research. 2015. No. 215. P.3391-3394.

13. Rudenko A.M., Grekov I.M., Kamalova O.N. Theoretical, methodological and philosophical aspects of the study of creativity // The Humanities and social sciences. 2014. No. 4. P. 109-119.

14. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Vol. 9. No. S3. C. e1181.

15. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. V. 9. No. S1. C. e1375.

Статья поступила в редакцию 25.01.2022; одобрена после рецензирования 01.02.2022; принята к публикации 10.02.2022.

The article was submitted 25.01.2022; approved after reviewing 01.02.2022; accepted for publication 10.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.