УДК 338.28
Tumma L.A., Kizesova I. У MODELLING OF INTERACTION OF PARTICIPANTS EDUCATIONAL КЛАСТЕРА IN ESTABLISHMENT OF INITIAL VOCATIONAL TRAINING. The work describes the problem of modernization approach to the development of institutions of initial vocational training on the basis of the education cluster. Proposed model it was created on the basis of richly targeted, content-deBtel2nostnogo, evaluative efficient components. Some examples of proposed mechanism of interaction of participants of the education cluster, the most attention when modeling the cluster should be given discreetly-target component.
Key words: model, modeling, cluster interaction mechanism, education cluster.
Л.А. Тумма, ст. преп. каф. информационных и технических систем Лесосибирского филиала ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»; И.В. Кизесова, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В УЧРЕЖДЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе описаны проблемы модернизационного подхода к развитию учреждения начального профессионального образования на основе образовательного кластера. Предложена модель его создания на основе содержательно-целевого, содержательно-деятельностного, оценочно-результативного компонентов. Предложены некоторые примеры механизма взаимодействия участников образовательного кластера, при этом наибольшее внимание при моделировании кластера следует уделить содержательно-целевому компоненту.
Ключевые слова: модель, моделирование, механизм, взаимодействие, кластер, образовательный кластер.
Появление новых требований к персоналу со стороны работодателей произошло вследствие посткризисного стремления многих из них к оснащению производственного процесса оборудованием и инструментарием, завезенным из-за рубежа, поддержке производителей со стороны государства на условиях лизинговых схем, инвестирования в инновационную технику и механизмы. Трансформации, связанные с обозначенными выше и иными причинами, обозначили изменения в структуре и содержании подготовки специалистов рабочих профессий. От учреждений профессионального образования необходимо гибкое реагирование на ситуацию, расчет на подготовку квалифицированных кадров с опережением за счет непосредственного взаимодействия образовательной и производственной сфер [1]. В той мере, насколько решение данной проблемы зависит от учреждений образования, существует необходимость учитывать в прогностической деятельности достаточно хрупкий баланс спроса и предложения на рынке труда, особенно в отдаленных, депривационных местностях, ориентированных на одного или нескольких относительно крупных работодателей.
Стоит заметить, что ранее образовательная система работала на опережение и вела за собой инновационные преобразования в обществе. За последние десятилетия сказать, что данное утверждение по-прежнему справедливо, - нельзя. Поэтому возникает необходимость создания на уровне образовательного учреждения механизмов, которые позволяют гибко реагировать на социально-экономические, информационные и иные изменения, соответствуют инновационным тенденциям. Наличие подобных механизмов в структуре деятельности образовательного учреждения позволит ему быть в авангарде необходимых преобразований, ориентируя весь круг потребителей образовательных услуг на сотрудничество и взаимодействие, перспективное развитие.
Поскольку известен размах нации в нововведениях: «всё разрушить, а потом...», чтобы не довести ситуацию в системе начального профессионального образования до неблагоприятных последствий, необходимо создавать подобного рода структуры на уровне учреждений данной системы. Организация образовательного кластера позволит координировать деятельность учреждения, основных потенциальных работодателей, органов власти на местах в интересах потребителей образовательных услуг на основе научной организации труда, компетентностного подхода к подготовке будущих рабочих и оптимальной схемы взаимодействия между партнерами, взаимодействующими в рамках образовательного кластера.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» [2] и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3] и рядом иных нормативно-правовых доку-
ментов [4] утверждены обязательные процедуры участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. Данными процедурами регламентировано обязательное участие представителей работодателя на различных этапах реализации образовательного процесса в учреждениях образования. Объединения работодателей привлекаются к разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формированию перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования различного уровня.
Такое участие позволяет объединениям работодателей реализовать следующие процедуры: мониторинг и прогнозирование потребности экономики в квалифицированных кадрах; независимую экспертизу качества на основе анализа учебных пособий, используемых в образовательном процессе по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции выпускника; включение их в состав комиссии по государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений [1]. Результатом участия работодателей в деятельности образовательного учреждения начального профессионального образования является реализации самой цели внедрения таких структур в учебный процесс: разработка и реализация элементов социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей. Основными составляющими совместной деятельности учреждений образования и работодателей в рамках начального профессионального образования выступают: формирование механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений между образовательным учреждением начального профессионального образования и предприятием; обеспечение профессионального обучения работников обеих структур; повышение эффективности учебного и производственного процессов. Такие составляющие совместной деятельности взаимообусловлены, взаимосвязаны, взаимозависимы при реализации партнерских связей между предприятием и образовательным учреждением и служат основой для создания образовательного кластера на базе образовательного учреждения.
Причем, известные с советских времен формы существования профессионального образования на крупных предприятиях (заводах, фабриках), такие как учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа, в современных условиях существовать вряд ли могут - это значительная экономическая нагрузка на предприятие, (что несовместимо с его рентабельностью). Кроме достаточно серьезных материальных (не-
производственных) затрат с одной стороны, препятствием является и тот фактор, что для предприятий малого и среднего бизнеса не требуется большого числа подготовленных специалистов для нужд производства. Крупный бизнес, как правило, дислоцируется в краевых (областных) центрах, где достаточное количество образовательных учреждений. Поэтому инвестирование всех заинтересованных сторон определенными вкладами в образовательный кластер, представляется наиболее оптимальным процессом в современных условиях.
Вышеизложенные соображения приводят к мысли о необходимости объединения различных хозяйствующих субъектов на основе образовательного кластера. В рамках публикации остановимся лишь на моделировании такового взаимодействия, с отдельными примерами реализации механизма взаимодействия между участниками образовательного кластера на основе его модели в рамках учреждения начального профессионального образования на примере конкретного учебного заведения.
Известно множество синонимов и существенных, конститутивных признаков понятия модели. При этом объект, отражаемый в той или иной модели, представляет собой сложную систему структурных компонентов и их функциональных связей. Термин «модель» заимствован из французского языка, в контексте статьи употребляется нами в значении искусственно созданного объекта в прикладном смысле. Основной контекст, в котором мы используем словосочетание «модель образовательного кластера» сходен с термином «образец», выступающий в дихотомии как объект и средство познания. Конечной целью создания модели образовательного кластера в рамках взаимодействия его участников, становится некий образец, в основе замысла которого продуман механизм, позволяющий последующую реализацию смоделированного. В данной процедуре, по мнению Г. В. Мухаметзя-новой, Н. Б. Пугачевой, разрешаются задачи по воплощению в жизнь образовательных потребностей, обусловленных процессом непрерывного образования, что способствует опережающему развитию учебно-воспитательного процесса, ориентированного на перспективу [5].
Основная идея, которую разрешает создание и внедрение образовательного кластера в рамках конкретного образовательного учреждения, как союза взаимосвязанных организаций и социальных институтов, объединенных единством потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы, такова, что обозначенный конгломерат позволяет успешно позиционировать учебное заведение на рынке образовательных услуг на основе модернизационного подхода.
Объединение на основе образовательного кластера не приводит к смене форм хозяйствующих субъектов, статус, тип и вид образовательного учреждения остаются неизменны - учреждение начального профессионального образования (профессиональное училище, лицей, колледж), равно как не изменяется статус организации работодателя. Между этими юридическими лицами появляются договорные правоотношения с той или иной степенью их детализации на основе научного руководства со стороны образовательного учреждения при поддержке органа исполнительной власти субъекта федерации (муниципального органа власти). Роль органов государственной и (или) муниципальной власти состоит в регуляции, поддержке и поощрении таковых отношений, образующихся по поводу создания образовательного кластера, придания им нормативного характера в тех рамках полномочий, каковыми они наделены государством.
В основе содержательно-целевого компонента заложено основное направление модернизации учреждений профессионального образования на современном этапе: реализация образовательных услуг на основе компетентностного подхода в подготовке обучающихся для их дальнейшего гарантированного трудоустройства в рамках полученной специальности и квалификации. Это простое и понятное направление естественного развития рынка образовательных услуг подвергается серьёзному испытанию жизненными реалиями. Учреждениям начального профессионального образования особенно непросто справляться с последствиями демографического кризиса 90-х, непопулярностью рабочих профессий, последствиями образовательных реформ, иными социально-экономическими проблемами.
Тем более, при моделировании такого новообразования, как образовательный кластер, в содержательно-целевом компоненте необходимо выделить направления: стратегию и тактику создания, запуска и деятельности его механизма.
Конкретизируя описанные выше положения, опишем некоторые элементы моделирования и реализации образовательного
кластера на примере краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище - № 14» г. Лесосибирс-ка (далее КГБ ОУ НПО «ПУ-14»). К рамках выработки стратегии мы предусмотрели следующие направления: повышение роли учреждения в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии региона; оптимизация деятельности учреждения за счет внедрения системы менеджмента качества; модернизация системы непрерывного образования на основе ФГОС НПО; создание педагогических условий для профессиональной подготовки конкурентоспособных, мобильных специалистов, достигших необходимого и достаточного для успешной и уверенной деятельности на предприятиях региона уровня профессиональной компетентности; расширение и обновление спектра профессий в учреждении.
Тактической задачей при создании модели образовательного кластера выступила разработка конкретных документов, их согласование на различных уровнях по взаимодействию его участников и реализации созданной модели в рамках стратегии. В соответствии с обозначенной тактикой, нами выстроена транзакционная модель многоуровневого взаимодействия КГБ ОУ НПО «ПУ-14» г. Лесосибирска с участниками образовательного кластера, в которой каждый получает определенные выгоды, «вкладывая» в кластер уже имеющиеся собственные сильные стороны. Такое взаимодействие было выстроено посредством переговоров на различных уровнях сотрудничества, разработке бизнес-планов (бизнес-стратегий), подписанию договоров о намерениях (договоров о сотрудничестве) и иных мероприятий на этапе моделирования и корректировки модели образовательного кластера. Не будем более подробно останавливаться на данном компоненте модели, поскольку основные цели в разрезе стратегии и тактики нами обозначены, но конкретные характерные черты модели и механизма значительно зависят от субъектов - участников образовательного кластера.
В рамках содержательно-деятельностного компонента различают интрауровень и экзоуровень образовательного кластера. К интрауровню относят внутриучилищный (администрация «ПУ-14», педагогический коллектив, обучающиеся, совет самоуправления, родительский комитет) и внутрипроизводственный (администрация организации-участника, производственный участок с работниками организации и оборудованием, используемым в процессе обучения будущих специалистов, работники-наставники). К экзоуровню относят полномочия органов власти, учредителей организаций по вопросам текущей деятельности, а также те внешние условия, которые способствуют развитию или напротив, тормозят развитие образовательного кластера (налоговые, социально-экономические отношения, возможности принятия решений на уровне депутатского корпуса либо высших должностных лиц региона (муниципалитета) и иные). Результат взаимодействия на интрауровне - качество в принятии и внедрении управленческих решений на уровне участников, активизация интеллектуального потенциала педагогов и обучающихся. А также согласование и расширение заказа на подготовку конкурентоспособного выпускника, подготовленного к местным условиям на конкретные рабочие места. Повышение квалификации педагогов, ресурсное и учебно-методическое обеспечение. Результатом взаимодействия на экзоуровне служит выход учреждения и его достойное представление как реализатора образовательного кластера на муниципальном уровне (уровень администрации г. Лесосибирска), включение в деятельность городского центра занятости населения (далее ГЦЗН), городского комитета по делам молодежи, молодежного центра. Одновременное позиционирование на региональном уровне (Министерство образования и науки Красноярского края отдел начального профессионального образования): обобщение и передача опыта иным образовательным учреждениям, потребителям образовательных услуг, подключение средств массовой информации. В результате меняется в лучшую сторону инновационная составляющая, финансирование учреждения, привлекательность учреждения (его имидж). Показатели, необходимые для лицензирования и аккредитации образовательной деятельности в большей степени соответствуют заявленным требованиям, процедуры, связанные с обозначенными действиями, проходят гораздо легче и с меньшим количеством проблем для всех сторон процесса. Основными направлениями совместной деятельности участников образовательного кластера выступают: реализация профессиональных образовательных программ для выпускников школ, безработных, по договорам
с гражданами; реализация дополнительных профессиональных программ в виде курсов, экстерната, индивидуального обучения; повышение квалификации, переподготовка специалистов строительных и автотранспортных профессий; повышение квалификации педагогов учреждений НПО; профконсультирование, реализация профессиональных программ в рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся школ; разработка и внедрение системы оценивания качества образования с участием работодателя; разработка совместно с работодателями профессиональных стандартов и компетенций специалистов; продвижение образовательных услуг на рынке труда.
Таким образом, механизм взаимодействия участников образовательного кластера направлен на реализацию двух блоков стратегических и тактических задач: расширение и обновление спектра профессий; освоение методологии перевода квалификационных компетентностных запросов участников образовательного кластера на язык образовательных программ. Реализация смоделированных задач выступает оценочно-результативным компонентом образовательного кластера. Если они разрешены, - механизм смоделирован и запущен в соответствии с содержательно-целевым компонентом. Если задачи не привели к реализации вышеописанных блоков задач, значит необходимо искать ошибки, повлиявшие на работу механизма деятельности образовательного кластера в учреждении (возможно, необходимо вернуться к моделированию).
Остановимся более подробно на первом блоке механизма взаимодействия участников образовательного кластера, так как считаем что совершенствование механизма по расширению и обновлению спектра профессий - один из путей профессиональной адаптации и профессиональной идентификации обучающихся. Повышение профессиональных и личностных компетенций выпускника мы связываем с получением смежной (или новой) профессии, содержательно близкой к предыдущей, равно как и повышение квалификации по приобретенной специальности. Например, обучающийся на дневном отделении по профессии «Машинист крана автомобильного» может получить профессии «Машинист автовышки и автогидроподъёмника категории «С», «Стропальщик»; обучающийся по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей (моторист) может получить профессии «Машинист тракторист категории «А, В, С, Д», «Водитель транспортных средств категории «В, С, Е», «Машинист бульдозера». Обучающийся по профессии «Мастер общестроительных работ» че-
Библиографический список
рез получение новой профессии «Электромонтажник по вторичным цепям» может работать «Дизайнером интерьера». Таким образом, увеличение количества выпускников, получивших две или более специальностей (и продолжающих работать по полученной профессии через год после окончания образовательного учреждения) - тоже показатель конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и рынке труда.
Для реализации второго блока одним из важнейших условий является совершенствование форм и содержания сотрудничества между участниками образовательного кластера: например, образовательным учреждением - центром занятости - работодателем. Договорное сотрудничество КГБ ОУ НПО «ПУ-14» и ГЦЗН г. Лесосибирск основано на: организации мониторинга и прогнозировании развития рынков труда и образовательных услуг; создании единой информационной базы данных о состоянии выделенных рынков; совершенствовании форм, содержания работы по профориентации и профадаптации; увеличении доли участия «ПУ-14» в подготовке безработных граждан. Реализация этого взаимодействия осуществляется, в том числе, через организацию совместных мероприятий, например, «Конкурс вакансий рабочих мест на РОУ», «Конкурс профмастерства», «Заседания клуба работодателей», «Ярмарка - выставка товаров народного потребления».
В рамках публикации, мы не ставили цели подробно описать сам механизм реализации деятельности образовательного кластера в учреждении НПО. Достаточно описать моделирование данного процесса, выделив его неотъемлемые компоненты: содержательно-целевой (выделены направления стратегии и тактики), содержательно-деятельностный, оценочно-результативный. Моделирование образовательного кластера на уровне учреждения начального профессионального образования связано с определением состава кластера, концепции его функционирования, управленческими подходами, результатами внедрения, оцениванием участниками и потребителями.
Таким образом, моделирование образовательного кластера и разработка механизма взаимодействия его участников предполагают не просто союз участников кластера, а систему распространения новых знаний, ориентированную на создание условий для эффективного взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, и стимулирование новых социокультурных образований.
1. Голодова, А.А. Внедрение методов проектного управления в программах образовательного кластера региона: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Белгород, 2010.
2. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru/online/
3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ [Э/р]. - Р/д: http:/ /www.consultant.ru/online/
4. Постановление правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru/ online/
5. Мухаметзянова, Г.В. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием / Г. В. Мухаметзянова, Н. Б. Пугачева. -Казань, 2007.
Bibliography
1. Golodova, A.A. Vnedrenie metodov proektnogo upravleniya v programmakh obrazovateljnogo klastera regiona: avtoref. dis. ... kand. ehkonom. nauk. - Belgorod, 2010.
2. Zakon «Ob obrazovanii» ot 10 iyulya 1992 g. № 3266-1 [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru/online/
3. Federaljnihyj zakon «O vihsshem i poslevuzovskom professionaljnom obrazovanii» ot 22 avgusta 1996 g. № 125-FZ [Eh/r]. - R/d: http://
www.consultant.ru/online/
4. Postanovlenie praviteljstva RF ot 24 dekabrya 2008 g. N 1015 «Ob utverzhdenii pravil uchastiya objhedineniyj rabotodateleyj v razrabotke i
realizacii gosudarstvennoyj politiki v oblasti professionaljnogo obrazovaniya» [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru/online/
5. Mukhametzyanova, G.V. Klasternihyj podkhod k upravleniyu professionaljnihm obrazovaniem / G. V. Mukhametzyanova, N. B. Pugacheva. -
Kazanj, 2007.
Статья поступила в редакцию 24.02.2012
УДК 378 (075.8)
Shibaev V.P. APPROACHES TO IMPLEMENTING THE IDEAS OF THE NEW EDUCATIONAL PARADIGM IN TERMS OF INNOVATION. Describes approaches to implementing the ideas of the new educational paradigm in terms of innovation. The author convincingly argues that changing educational paradigms in our country led to the transformation of pedagogical relationships in all structural components of the educational system Key words: paradigm, innovation, personality-oriented approach to learning.