с гражданами; реализация дополнительных профессиональных программ в виде курсов, экстерната, индивидуального обучения; повышение квалификации, переподготовка специалистов строительных и автотранспортных профессий; повышение квалификации педагогов учреждений НПО; профконсультирование, реализация профессиональных программ в рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся школ; разработка и внедрение системы оценивания качества образования с участием работодателя; разработка совместно с работодателями профессиональных стандартов и компетенций специалистов; продвижение образовательных услуг на рынке труда.
Таким образом, механизм взаимодействия участников образовательного кластера направлен на реализацию двух блоков стратегических и тактических задач: расширение и обновление спектра профессий; освоение методологии перевода квалификационных компетентностных запросов участников образовательного кластера на язык образовательных программ. Реализация смоделированных задач выступает оценочно-результативным компонентом образовательного кластера. Если они разрешены,
- механизм смоделирован и запущен в соответствии с содержательно-целевым компонентом. Если задачи не привели к реализации вышеописанных блоков задач, значит необходимо искать ошибки, повлиявшие на работу механизма деятельности образовательного кластера в учреждении (возможно, необходимо вернуться к моделированию).
Остановимся более подробно на первом блоке механизма взаимодействия участников образовательного кластера, так как считаем что совершенствование механизма по расширению и обновлению спектра профессий - один из путей профессиональной адаптации и профессиональной идентификации обучающихся. Повышение профессиональных и личностных компетенций выпускника мы связываем с получением смежной (или новой) профессии, содержательно близкой к предыдущей, равно как и повышение квалификации по приобретенной специальности. Например, обучающийся на дневном отделении по профессии «Машинист крана автомобильного» может получить профессии «Машинист автовышки и автогидроподъёмника категории «С», «Стропальщик»; обучающийся по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей (моторист) может получить профессии «Машинист тракторист категории «А, В, С, Д», «Водитель транспортных средств категории «В, С, Е», «Машинист бульдозера». Обучающийся по профессии «Мастер общестроительных работ» че-
Библиографический список
рез получение новой профессии «Электромонтажник по вторичным цепям» может работать «Дизайнером интерьера». Таким образом, увеличение количества выпускников, получивших две или более специальностей (и продолжающих работать по полученной профессии через год после окончания образовательного учреждения) - тоже показатель конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и рынке труда.
Для реализации второго блока одним из важнейших условий является совершенствование форм и содержания сотрудничества между участниками образовательного кластера: например, образовательным учреждением - центром занятости - работодателем. Договорное сотрудничество КГБ ОУ НПО «ПУ-14» и ГЦЗН г. Лесосибирск основано на: организации мониторинга и прогнозировании развития рынков труда и образовательных услуг; создании единой информационной базы данных о состоянии выделенных рынков; совершенствовании форм, содержания работы по профориентации и профадаптации; увеличении доли участия «ПУ-14» в подготовке безработных граждан. Реализация этого взаимодействия осуществляется, в том числе, через организацию совместных мероприятий, например, «Конкурс вакансий рабочих мест на РОУ», «Конкурс профмастерства», «Заседания клуба работодателей», «Ярмарка - выставка товаров народного потребления».
В рамках публикации, мы не ставили цели подробно описать сам механизм реализации деятельности образовательного кластера в учреждении НПО. Достаточно описать моделирование данного процесса, выделив его неотъемлемые компоненты: содержательно-целевой (выделены направления стратегии и тактики), содержательно-деятельностный, оценочно-результативный. Моделирование образовательного кластера на уровне учреждения начального профессионального образования связано с определением состава кластера, концепции его функционирования, управленческими подходами, результатами внедрения, оцениванием участниками и потребителями.
Таким образом, моделирование образовательного кластера и разработка механизма взаимодействия его участников предполагают не просто союз участников кластера, а систему распространения новых знаний, ориентированную на создание условий для эффективного взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, и стимулирование новых социокультурных образований.
1. Голодова, А.А. Внедрение методов проектного управления в программах образовательного кластера региона: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Белгород, 2G1G.
2. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru/online/
3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ [Э/р]. - Р/д: http:/ /www.consultant.ru/online/
4. Постановление правительства РФ от 24 декабря 2GG8 г. N 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru/ online/
5. Мухаметзянова, Г.В. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием / Г. В. Мухаметзянова, Н. Б. Пугачева. -Казань, 2GG7.
Bibliography
1. Golodova, A.A. Vnedrenie metodov proektnogo upravleniya v programmakh obrazovateljnogo klastera regiona: avtoref. dis. ... kand. ehkonom. nauk. - Belgorod, 2010.
2. Zakon «Ob obrazovanii» ot 10 iyulya 1992 g. № 3266-1 [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru/online/
3. Federaljnihyj zakon «O vihsshem i poslevuzovskom professionaljnom obrazovanii» ot 22 avgusta 1996 g. № 125-FZ [Eh/r]. - R/d: http://
www.consultant.ru/online/
4. Postanovlenie praviteljstva RF ot 24 dekabrya 2008 g. N 1015 «Ob utverzhdenii pravil uchastiya objhedineniyj rabotodateleyj v razrabotke i
realizacii gosudarstvennoyj politiki v oblasti professionaljnogo obrazovaniya» [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru/online/
5. Mukhametzyanova, G.V. Klasternihyj podkhod k upravleniyu professionaljnihm obrazovaniem / G. V. Mukhametzyanova, N. B. Pugacheva. -
Kazanj, 2007.
Статья поступила в редакцию 24.02.2012
УДК 378 (075.8)
Shibaev V.P. APPROACHES TO IMPLEMENTING THE IDEAS OF THE NEW EDUCATIONAL PARADIGM IN TERMS OF INNOVATION. Describes approaches to implementing the ideas of the new educational paradigm in terms of innovation. The author convincingly argues that changing educational paradigms in our country led to the transformation of pedagogical relationships in all structural components of the educational system Key words: paradigm, innovation, personality-oriented approach to learning.
В.П. Шибаев, доц. каф. математики Ставропольского гос. аграрного университета,
E-mail: [email protected]
ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА
В статье рассмотрены подходы к реализации идей новой образовательной парадигмы в условиях инновационного вуза. Автор убедительно доказывает, что смена образовательной парадигмы в нашей стране повлекла за собой трансформацию педагогических отношений во всех структурных компонентах системы образования.
Ключевые слова: парадигма, преподаватель высшей школы, инновационный вуз, личностно-ориентированный подход к обучению.
В начале 90-х годов XX в., педагогической общественностью нашей страны был взят курс на формирование идей новой образовательной парадигмы, в которой были определены ведущие принципы развития всей системы образования обновлённой России.
Термин «парадигма» этимологически восходит к греческому «paradeigma» в значении «пример, образец». Понятие изначально употреблялось в логике, нашло широкое толкование в педагогике. Перенос употребления термина «парадигма» в сферу педагогики произошёл в семидесятые годы XX в., способствуя сближению теории и практики педагогического образования. Это понятие очень быстро завоевало признание в науке, что не случайно, ибо парадигма - это исходная теория или совокупность теоретических положений, идей или убеждений, принятых основной массой ученых и практиков и используемых для дальнейшего развития той же теории и практики.
Парадигма господствует в течение определенного исторического периода. Отсюда видно, что концептуальными положениями, определёнными парадигмой, мы руководствуемся достаточно долго, они меняются редко. Каждая новая парадигма - это результат длительных теоретических изысканий и ещё более длительного периода их практического воплощения.
Любая образовательная практика, реализованная в рамках новой образовательной парадигмы, всегда дает более высокие образовательные результаты, а потому - более высокое качество образования.
Смена образовательной парадигмы в нашей стране повлекла за собой трансформацию педагогических отношений во всех структурных компонентах системы образования. При этом постепенно стали изменяться отношения руководителя и руководимого, педагога и обучаемого, производства и образовательного учреждения в целом. Новые отношения постепенно становятся отношениями партнерства и сотрудничества, активных субъектов образовательного процесса.
На основе анализа психолого-педагогической литературы (М.Н. Берулава, Н.В. Бордовская и А.А. Реан, Е.В. Бондаревс-кая, Э.Ф. Зеер, Т.Ю. Ломакина, В.А. Сластёнин; Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова, В.Е. Шукшунов, В.Ф. Взятышев, Л.И. Романкова и др.) Основными принципами функционирования отечественной образовательной системы в соответствии с общими тенденциями современного социально-экономического и общественного развития страны являются: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, вариативность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность, профессионализация.
В соответствии с вышеизложенными принципами функционирования образовательной системы определена общая цель профессиональной подготовки - реализация личностно-ориентированного подхода к обучению, оптимизации учебно-воспитательного процесса, подготовка конкурентно-способного специалиста. Как отмечают исследователи, современная образовательная парадигма представляет собой многоаспектный комплексный феномен, в котором традиционное образование, взаимодействует с инновационным. При этом, взаимодействие осуществляется через развитие аксиологического потенциала личности, ориентированного на гуманистическую доминанту. Взаимодействие традиций и инноватики в образовании представляет новый уровень гуманизации, на котором обе формы образования находятся в условиях паритетной комплиментарной оппозиции, не вступая в противоречие друг с другом, а лишь взаимодополняя и обогащая идею эффективной социализации личности. Функции традиционного и инновационного образования распределяются следующим образом:
- традиционное образование - реализация абстрактно-теоретических знаний личности;
- инновационное образование - реализация творческих способностей и познавательных интересов личности [1].
Ряд исследователей отмечают переход от гуманистической парадигмы к парадигме компетентностного образования (что, впрочем, не делает её менее гуманистической, скорее компетен-тностный формат - результат современного развития гуманистической парадигмы), а так же заостряют внимание на трансформацию парадигмы обучения «teaching» в парадигму образования «learning» [2]. В этой связи объективность и обоснованность моделирования процесса подготовки современных специалистов определяется «сопряжением» методологических подходов как исходных теоретических положений.
На основе анализа современных подходов, реализуемых в различных вузах страны, необходимо, что бы вуз осуществлял следующие виды инновационной деятельности:
- подготовка научно-педагогический кадров, способных реализовать инновационную модель образования;
- повышение квалификации и подготовка инновационно-активных специалистов, которые востребованы на рынке труда;
- генерация инновационных идей;
- распространение знаний о современных образовательных инновациях при чтении лекций и проведении практических занятий, что стимулирует конкурентоспособность на рынке образовательных услуг;
- нововведение методического обеспечения учебного процесса, технологии процесса обучения, оказание инновационных образовательных услуг и др.;
- осуществление совместной работы по созданию инноваций с инновационными фирмами (научно-исследовательская деятельность, экспертиза проектов, консалтинговые услуги) в составе интегрированных структур, которые формируются на основе национальной инновационной системы;
- формирование имиджа преподавателя высшей школы, способного осуществлять инновационную деятельность [3].
При этом вузам, вставшим на инновационный путь развития, отводится функция тренировочной площадки, на которой апробируются инновационные технологии, а преподавателям -функция тренеров, апробирующих эти технологии на практике.
В Ставропольском государственном аграрном университете динамично развивается технопарк «Универ Агро», который является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научно-исследовательских коллективов и учебных центров, объектов агропромышленной индустрии, демонстрационных центров, выставочных площадок, а также обслуживающих объектов. Структурные подразделения технопарка стимулируют процесс коммерческого использования результатов проводимых исследований, способствуют появлению новых рабочих мест для студентов, аспирантов, научных сотрудников.
Основной компонентой технопарка является бизнес-инкубатор, который создает наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий, в том числе «стартап-компаний», путём предоставления комплекса услуг и ресурсов: площади на льготных условиях, средства связи, оргтехника, специализированное оборудование, обучение персонала, консалтинг и маркетинговые исследования на базе Учебно-научно-консалтингового агентства.
С созданием технопарка и бизнес-инкубатора в университете открылись новые возможности более эффективного использования человеческого потенциала и объектов интеллектуальной собственности применительно к новым условиям рынка, матери-
альной заинтересованности и социальной защищенности каждого, кто будет достойно участвовать в формировании национальной инновационной системы России. В процессе работы данных предприятий осуществляется синергия усилий по линии студент
- аспирант - преподаватель. При этом студенты, имеющие склонность к научной деятельности, в процессе сотрудничества со структурами в рамках университетских бизнес-инкубаторов на протяжении всего обучения вузе активно реализуют свой потенциал и к моменту выпуска имеют неплохие перспективы карьерного роста.
Как показало изучение опыта подготовки специалистов в современных вузах, а также личностный опыт позволили выделить следующие позиции, которые реализуются в процессе практической реализации идей новой образовательной парадигмы:
- использование личностного потенциала профессорско-преподавательского состава для актуализации мотивационной сферы студентов, развития профессиональной рефлексии личности;
- учёт и приоритет интересов студентов, их субъектного опыта при разработке методик обучения, формировании содержания образовательных программ, творческих проектов учебной и социальной направленности;
- взаимоуважение преподавателей и студентов, построение взаимоотношений на коллегиальной основе единомышленников,
- конгруэнтная направленность мыслей, чувств и стремлений преподавателей и студентов, безусловное позитивное принятие каждого студента;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки интеллектуального развития и личностной зрелости каждого студента;
- обеспечение сотрудничества в процессе освоения инновационных технологий, в совместной познавательной деятельности, в организации совместных проектов, принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса [4];
- формирование ответственности студентов за отношение к учебе, за собственный вклад в процесс обучения, развитие на-
Библиографический список
выков критической оценки сформированности собственных компетенций;
- развитие «Я-профессиональное» у будущих специалистов на основе достижений в различных видах деятельности в вузе (учебной, научно-исследовательской, социально-значимой).
Тем самым можно выделить новые принципы организации образовательного процесса в высшей школе с учётом положений новой парадигмы:
- паритетности, проявляющийся в субъект-субъектном взаимодействии преподавателей и студентов и выступающего в виде регулирующего, управляющего фактора, определяющего направления профессионально - личностного развития будущих специалистов;
- мультикультурности, сотворчества преподавателей и студентов;
- самостоятельности, проявляющийся в обеспечении условий для самостоятельной работы будущих специалистов;
- осознанной перспективы, направленный на формирования у студентов видения новых перспектив собственного развития (как личностного, так и профессионального);
- коадаптации, проявляющийся в трансформации парадиг-мальных идей к практике образования в условиях данного вуза.
Таким образом, современная образовательная парадигма, применительно к вузовскому этапу образования, направлена на обеспечение синергетического эффекта от единства согласованной учебной и внеучебной работы со студентами. Вследствие чего, организаторам образовательного процесса необходимо добиваться того, чтобы внеучебные средства являлись системно организованными, комплексными, восполняющими дефицит учебного времени для апробации учебно-воспитательных инновационных технологий, способствующей накоплению у студентов опыта социально полезного поведения, формированию необходимых навыков в управлении своими эмоциями, конкретными чувствами, развитию инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умению преодолевать трудности, выдержке и самообладанию.
1. Сахарова, Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. - 1999. - № 3.
2. Насс, О.В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография. - М., 2010.
3. Шибаев, В.П. Профессионально-значимые личностные качества - основа имиджа преподавателя высшей школы / В.П. Шибаев, Л.М. Шибаева // Мир образования - образование в мире. - 2011. - №4 (40).
4. Шибаев, В.П. Требования к преподавателю высшей школы в контексте реализации инновационной модели образования // Вестник университета (ГУУ). - 2011. - № 16
Bibliography
1. Sakharova, N.S. Kategorii «kompetentnostj» i «kompetenciya» v sovremennoyj obrazovateljnoyj paradigme // Vestnik OGU. - 1999. - № 3.
2. Nass, O.V. Formirovanie kompetentnosti pedagogov v proektirovanii ehlektronnihkh obrazovateljnihkh resursov v kontekste obnovleniya obthego srednego i vihsshego obrazovaniya: monografiya. - M., 2010.
3. Shibaev, V.P. Professionaljno-znachimihe lichnostnihe kachestva - osnova imidzha prepodavatelya vihssheyj shkolih / V.P. Shibaev, L.M. Shibaeva // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2011. - №4 (40).
4. Shibaev, V.P. Trebovaniya k prepodavatelyu vihssheyj shkolih v kontekste realizacii innovacionnoyj modeli obrazovaniya // Vestnik universiteta (GUU). - 2011. - № 16
Статья поступила в редакцию18.02.12
УДК 371.011
Shchepetkina I. V. ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF PRIORITY PROBLEMS OF EKOLOGO-LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL.
In work the importance of ekologo-legal education of students in educational process of high school is staticized; priority problems of ekologo-legal education of students are considered; the organizational-pedagogical conditions providing formation of ekologo-legal good breeding of graduates of the higher school are presented.
Key words: Ekologo-legal education of students; priority problems of ekologo-legal education; organizational-pedagogical conditions; ekologo-legal problems; ekologo-legal responsibility.
И.В. Щепеткина, ассистент каф. менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия Уральского гос. лесотехнического университета, аспирантка УрГПУ, г. Екатеринбург,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В работе актуализируется значимость эколого-правового воспитания студентов в образовательном процессе вуза; рассматриваются приоритетные задачи эколого-правового воспитания студентов; представлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование эколого-правовой воспитанности выпускников высшей школы.