Научная статья на тему 'Организация образовательного кластера в аспекте развития учреждения начального профессионального образования'

Организация образовательного кластера в аспекте развития учреждения начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тумма Любовь Алексеевна, Кизесова Ирина Васильевна

Инновационное развитие учреждений НПО связывают с процессом реализации новых подходов в организации образовательного процесса. Механизмы, способные объединить образование, науку, бизнес и производство, недостаточно разработаны. Организация образовательного кластера в рамках конкретного образовательного учреждения, как союза взаимосвязанных организаций и социальных институтов, объединенных единством потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы, является одним из модернизационных подходов к позиционированию образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тумма Любовь Алексеевна, Кизесова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация образовательного кластера в аспекте развития учреждения начального профессионального образования»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

в непрерывном образовании

УДК 338. 28

Тумма Любовь Алексеевна

Старший преподаватель кафедры информационных и технических систем Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета, [email protected], Лесосибирск

Кизесова Ирина Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного технологического университета, [email protected], Красноярск

организация образовательного кластера В АСПЕКТЕ развития УЧРЕЖДЕНИя НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИя

Инновационное развитие учреждений НПО связывают с процессом реализации новых подходов в организации образовательного процесса. Механизмы, способные объединить образование, науку, бизнес и производство, недостаточно разработаны. Организация образовательного кластера в рамках конкретного образовательного учреждения, как союза взаимосвязанных организаций и социальных институтов, объединенных единством потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы, является одним из модернизационных подходов к позиционированию образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Ключевые слова: организация, кластер, образовательный кластер.

Tumma Ljubov Alekseevna

Item the teacher of chair of information and technical systems of Lesosibirsky branch of the Siberian state technological university, [email protected], Lesosibirsk.

Kizesova Irina Vasilevna

Candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of pedagogics and psychology ofprofessional work of the Siberian state technological university, [email protected], Krasnoyarsk.

THE ORGANIZATION EDUCATIONAL КЛАСТЕРА IN ASPECT OF DEVELOPMENT OF ESTABLISHMENT OF INITIAL VOCATIONAL TRAINING

Innovative development of establishments NPO connect with process of realization of new approaches in the organization of educational process. The mechanisms, capable to connect formation, a science, business and manufacture, are insufficiently developed. The organization educational кластера within the limits of concrete educational institution as the union of the interconnected organizations and the social institutes united by unity of requirements and ability effectively to use internal resources, is one of модернизационных approaches to educational institution positioning in the market of educational services.

Keywords: organization, cluster, educational cluster.

Современное состояние образования, отраженное в нормативно-правовой базе данной области общественных отношений, ориентирует на следующие эндогенные и экзогенные тенденции в структуре начального

профессионального образования: его опережающее развитие по сравнению с другими уровнями профессионального образования; ориентация на международные стандарты качества при модернизации содержания

профессиональной подготовки; интенсификация деятельности по интеграции профессий; идентичность требований учреждений начального профессионального образования и рынка труда (работодателей) в подготовке выпускника. Данные тенденции прослеживаются в Национальной доктрине развития образования Российской Федерации, Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и иных документах, как общего характера, так и нормирующих отношения в области исключительно начального профессионального образования [3].

Напротив, реальное состояние дел в учреждениях начального профессионального образования (НПО), равно как и в самой системе НПО, не соответствует ожиданиям общества, поскольку не прослеживается необходимое соответствие процесса модернизации его результату. Скорее, учреждения системы НПО демонстрируют статичность, что не соответствует современным тенденциям инновационного развития.

Создавшееся противоречие между необходимостью перемен и недостатком таковых в реальной жизни конкретных учебных заведений имеет свои основания. Большинство образовательных учреждений НПО по прежнему испытывают нехватку бюджетных и внебюджетных средств, что не позволяет совершенствовать учебно-материальную базу в соответствии современному состоянию рынка труда рабочих профессий. Тем более, невозможно в таких условиях ожидать мобильности профессиональных образовательных учреждений в обеспечении быстро меняющегося спроса на специалистов, их ориентации на подготовку рабочих на современном оборудовании и по инновационным технологиям. Ожидать перспективных изменений в финансировании при переводе большинства учреждений на региональный уровень без софинансирования из средств федерального бюджета достаточно сложно. Несмотря на усиление ориентации на местные рынки труда, вышеперечисленные причины лежат в основе факторов, сдерживающих эффективное трудоустройство выпускников.

Нельзя забывать, что модернизационные тенденции связаны не только с финансо-

вым благополучием учреждения начального профессионального образования, но и с необходимостью реализации новых подходов в организации образовательного процесса. Такие подходы должны охватывать как сферы целеполагания, стратегии, позиционирования образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, так и в сфере содержания образовательных программ, направлений подготовки, номенклатуры специальностей на основе стандартов третьего поколения (ФГОС НПО).

В этой связи, необходимо не только обозначить проблемы, препятствующие достижению целей, поставленных перед системой начального профессионального образования, но и постараться найти подходы к их решению в рамках конкретного образовательного учреждения. Разрешение некоторых из обозначенных задач мы связываем с организацией образовательного кластера при различной степени вовлеченности как одного, так и ряда профильных учреждений НПО. При этом разрешается проблема, связанная с интеграцией образовательной и производственной сфер, обеспечивается реальное, а не декларативное решение важнейшей задачи профессиональной подготовки - переход от массово-репродуктивного производства специалистов к их индивидуально-творческой подготовке на основе условий реального производственного (организационного) процесса у конкретного потенциального работодателя.

Термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster - гроздь, группа) - совокупность объектов, связанных между собой и объединяемых по наличию у них сходных признаков. Понятие «кластер» используется в различных областях знаний: физике (кластерные ионы, кластерная модель ядра); астрономии (звёздный кластер, галактический); химии (комплексные кластерные соединения, кластерная радиоактивность); математики (кластерный анализ); информатике (единица хранения файлов); статистики (класс родственных элементов статистической совокупности); лингвистики (группа близких языков и диалектов); музыке (многозвучие дающее сплошное заполнение акустического пространства) [2, с. 375]. Согласно позиции основателя «теории кластеров», Майкла Портера, «кла-

стер» - группа географически соседствующих, взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и прочее) и связанных с ними организаций (образовательные учреждения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющие друг друга [4].

В России использование кластерного подхода заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов и муниципальных образований, в которых реализуются проекты создания территориально-производственных кластеров. Но массовому внедрению образовательных кластеров, по мнению Е. А. Тебеньковой, препятствуют недостаточно разработанные организационно-экономические и социально-педагогические механизмы, способные связать образование, науку, бизнес и производство в единое целое [5]. Для функционирования в условиях массового использования, необходимо четко проработать механизм формирования образовательных кластеров на уровне учреждения начального профессионального образования (определение состава кластера, концепция его функционирования, управленческие подходы, результаты внедрения), то есть составить определенный алгоритм его организации.

Понятие образовательного кластера мы предлагаем определять как союз взаимосвязанных организаций и соответствующих социальных институтов, функционирующих в определенной сфере, объединенных единством потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы.

В рамках статьи мы вряд ли сможем рассмотреть все составляющие процедуры организации образовательного кластера и в заявленном контексте остановимся только на некоторых подходах к его организации, более подробно проанализировав цели и задачи создания, а так же раскрыв организационные этапы с характеристикой возможного субъектного состава.

В реальный образовательный кластер на практике могут быть объединены договорными партнерскими отношениями учебное заведение (совокупность взаимосвязанных по отраслевому признаку учреждений начального профессионального образования)

и предприятие (ряд однопрофильных предприятий) отрасли, как правило, расположенные в одной местности. Возможность совместно использовать единое информационное пространство, производственное (в том числе и уникальное) оборудование, технологии, компетенции позволяет участникам кластера не только решать материально-технические проблемы, но на основе интеграционного подхода ускорять внедрение инноваций. Модернизационные процессы в учреждении профессионального образования разрешаются на основе частного партнерства (а не только соответствующего бюджета). Работодатели разрешают часть собственных проблем в отношении подготовки необходимых специалистов рабочих профессий на основе непрерывной технологической цепочки «учебное заведение - реальное производство». Для учебного заведения и организации (предприятия) реального сектора экономики создаются дополнительные конкурентные преимущества за счет расширения сфер, изменения масштаба, синергетических процессов, удовлетворенности образовательным процессом всех участников.

По наблюдениям за функционирующим отраслевым образовательным кластером, вслед за О. Е. Яворским выделим следующие его важные стороны. Во-первых, создаются условия для формирования специалистов с различным уровнем профессионального образования, при этом уровень профессионального развития и востребованность педагогов учреждения также возрастает. Во-вторых, реализуются условия для поднятия престижа высококвалифицированных рабочих профессий, не в последнюю очередь вследствие создания соответствующих условий труда и гарантированного трудоустройства. В-третьих, становится реальностью интеграция образования, науки и производства. В-четвертых, упрощаются возможности для получения лицензии, аккредитации учреждения благодаря включенности производственников, работодателей, прироста материальной базы, частичного привлечения сторонних производственных площадей. Как следствие, кадровый состав учреждения значительно усиливается, создается благоприятная инновационная среда, разрешаются материально-производственные проблемы, образовательный процесс становится

ближе к реальной жизни, обучающийся реализует право выбора производственного коллектива, у потенциального работодателя создается возможность подготовить персонал в соответствии с собственными требованиями и видением процесса.

К функциональным недостаткам образовательного кластера можно отнести невозможность его создания и развития без взаимодействия с органами управления и властными структурами. Поскольку в случае создания образовательного кластера придется столкнуться с невозможностью принятия определенных решений и заключения договоров, отсутствием необходимых регуляторов в области права и межбюджетных отношений, разницей в формировании налогооблагаемой базы, принятием на баланс имущества по результатам частно-государственного партнерства, оформлением трудовых отношений, изменением режима работы учреждения. Такое взаимодействие достаточно трудно бывает наладить на практике, в первую очередь, по причине нежелания представителей власти брать ответственность и разрешать реальные проблемы без посыла от вышестоящих органов. К такому «преодолению» надо быть готовым, поскольку любые инновационные, а не имитационные процессы в жизни реализуются с трудом.

В классификационном плане выделяют следующие виды образовательных кластеров, которые можно создать в учреждении (на базе учреждения) НПО с точки зрения их организации: профессиональный (по профессии внутри учреждения), профильный (смежные профессии внутри учреждения), полиструктурный (разные профессии с участием других учреждений), территориально-производственный.

Профессиональный кластер создается по схеме организационного взаимодействия учредителя учреждения НПО и внешних партнеров в сферах основных компетенций (основная профессия, профессиональная переподготовка, повышение квалификации). При этом между образовательным учреждением и представителями реального сектора экономики возникают имманентные взаимосвязи нерыночной и рыночной природы, порождающие результат от совместной деятельности. Деятельность планируется и организовывается, как правило, советом

образовательного кластера на базе учреждения НПО. В совет включаются представители учреждения НПО (как правило, руководители предметно-методических советов, завучи, представители администрации), представители системы дополнительного профессионального образования училища или методического центра, оказывающего помощь учреждению, представители всех внешних партнеров, участвующих в совместном проекте, представители органов местной исполнительной власти, курирующие вопросы, относящиеся к предмету их ведения. Совет координирует и сопровождает реализуемые проекты с финансовой, образовательной, социальной сторон.

О. Е. Яворский предлагает центральное, системообъединяющее место в совете предусматривать за ученическим (учебным) предприятием, созданном при учреждении НПО [6].

Остановимся более подробно на организации образовательного кластера в «Краевом государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональном училище - 14» (далее КГБОУ НПО «ПУ-14») г. Лесосибирска». Целью создания образовательного кластера стало формирование устойчивой системы сотрудничества на договорной основе с различными участниками кластера для решения совместных задач с учетом специфики учреждения, имеющегося опыта педагогических работников, возможностей ресурсного обеспечения и специфики рынков образовательных услуг и труда в отдаленной местности. Поставленная цель определила следующие задачи: совершенствование содержания и форм образовательных услуг; совершенствование механизма взаимосвязи и взаимодействия участников образовательного кластера в учреждении НПО.

Поставленные цель и задачи обусловили вектор отбора содержания деятельности: формирование системы независимой оценки компетенций выпускника; формирование навыков эффективного поведения на рынке труда; создание условий для реализации идей непрерывного образования; повышение имиджа образовательного учреждения.

Таким образом, образовательный кластер служит созданию и функционированию механизма саморазвития, самоорганизации и

адаптации учреждения НПО к современным социально-экономическим условиям в исследуемом процессе.

Создание образовательного кластера на базе училища было поэтапным. На первом (исследовательском) этапе были: оценены возможности, риски и перспективы создания образовательного кластера, выделены основные направления деятельности педагогического коллектива учреждения по созданию условий, направленных на реализацию основного мотива создания образовательного кластера - формирование и выполнение заказа на подготовку конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда. Результатом этого этапа стало создание маркетинговой службы образовательного учреждения с целью комплексного мониторинга образовательного процесса и менеджмента качества профессиональной подготовки. На втором (организационном) этапе разработана модель образовательного кластера; определены потенциальные участники; созданы организационно-содержательные условия ее функционирования; выявлены цель и стратегия развития. Результатом стало создание центра профориентации и профа-даптации, деятельность которого совместно с маркетинговой службой направлена на формирование эффективной системы управления качеством подготовки выпускников. На третьем (функциональном) этапе будет осуществляться апробация и корректировка модели образовательного кластера с целью проектирования нового профессионального образовательного пространства, вписанного в экономическую систему города. При этом деятельность учреждения НПО по созданию образовательного кластера сонаправлена с требованиями стандартов третьего поколения (ФГОС НПО) по формированию профессиональных и личностных компетенций обучающихся на основе применения инновационных подходов.

В результате внедрения образовательного кластера подход к обучению учащегося учреждения НПО носит выраженную личностно-ориентированную направленность, сохраняя традиции воспроизводящего обучения, расширяет доступ к инновационным образовательным и производственным технологиям, повышает качество подготовки кадров, формирует интерес и мотивацию

субъектов образовательного процесса. Возможность по реализации внебюджетной деятельности в учреждении НПО принимает не декларативные формы, а становится реальностью. В свою очередь, своевременно удовлетворяется потребность предприятий в квалифицированных рабочих кадрах, что также зависит от эффективности функционирования образовательного кластера как средства оптимизации взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями (организациями) и органами власти на местах.

Внедренческой идеей реализации кластерного подхода в учреждении НПО вступают: наличие общей цели, зафиксированной в локальных правовых документах о совместной деятельности; разработанный механизм взаимодействия между участниками кластера на их основе; наличие управления. Таким образом, образовательный кластер в учреждении НПО является не просто некоторым формальным объединением участников, а одним из вариантов взаимопроникновения в целях сближения образовательной и производственной сред.

Кластерный подход к развитию не только отдельного учреждения, но и начального профессионального образования в целом, предполагает: систему распространения новых знаний, ориентированную на создание условий для эффективного взаимодействия различных хозяйствующих субъектов; стимулирование организации новых социокультурных образований, что позволяет задать новый вектор в развитии учреждений НПО в рамках реализации компетентностного подхода в пространстве образовательного кластера.

Библиографический список

1. Залялова А. Г. Наш колледж - стартовая площадка для профессионалов // Аккредитация в образовании. - 2010. - № 3. - С. 123-127.

2. Новая Российская энциклопедия. -Т. УШ(1). - М.: Изд. «Энциклопедия», 2011. - 470 с.

3. Постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000 г «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - система Консультант-плюс.

4. Портер м. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения. - 1993. -608 с.

5. Тебенькова Е. А., Лобарева Л. В. Кластерные структуры в учреждениях НПО-СПО // Профессиональное образование. - 2011. - №5. -С. 22-23.

6. яворский О. Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2008. - С. 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.