Key words: management, managerial competence of a person, model of realization of the complex of pedagogical conditions, humanistic and axiological approaches to education.
Prokopenko Roman A. - postgraduate student at the Pedagogical Department of Pedagogical Institute, Pacific National University, Khabarovsk
о о
¡± о £5 £
го
Ч VO
Ф О
М.Н. Русецкая, Д.К. Бартош
Кластерный подход
в организации образовательных процессов системы непрерывного профессионального образования
В статье обосновывается приоритетность развития образовательных кластеров в сфере непрерывного профессионального образования (НПО) как формы сетевого взаимодействия. Даются классификационные характеристики НПО, исследуются подходы к механизму взаимодействия образовательных структур внутри кластера, пути обновления на основе преемственности содержания образовательных программ; определяются формы, методы и педагогические технологии на всех уровнях и ступенях НПО. Уделяется внимание как зарубежному опыту, так и отечественным реалиям исследуемой проблемы. Ключевые слова: образовательный кластер, непрерывное профессиональное образование, формальное образование, неформальное образование, инфор-мальное образование, педагогические технологии.
Потребность современного общества проявляется в необходимости подготовки гибких, адаптивных систем образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути. От инерционности и догматичности осуществляется переход к постоянному совершенствованию содержания образования и ориентации его на удовлетворение индивидуальных запросов человека.
ro O ce
s о i О качественно новом подходе к подготовке специалистов свидетель-
I го
S ^ § ствует кластерный подход.
Фш ГО
| о S. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития
§ у ^ России на период до 2020 г. одним из приоритетных направлений назы-
П> CU ГП1
о-©■ вается создание сети инновационных кластеров [7].
_ ^ В понятийном поле современной педагогики термин «образовательный кластер» рассматривается как единая система непрерывного образования от школы до производства; как взаимодействие образовательных, научных, производственных и других организаций и реализация на их базе различных форм образовательной деятельности в рамках непрерывного процесса с учетом преемственности модулей и программ на разных ступенях довузовского, вузовского и поствузовского образования; как социальное партнерство и управление качеством образования.
Термин «непрерывное образование» с момента, когда оно было впервые употреблено в материалах ЮНЕСКО как форма обучения на всех этапах жизни человека, значительно расширен. Существует ряд классификаций непрерывного образования, в которых образование, полученное в дошкольных, начальных, общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях (бакалавриат, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре) называют: формальным (Ф. Кумбс), регулярным (ISCED), базовым (О.В. Купцов), а то, что осуществляется впоследствии: неформальным, самообразованием, для взрослых, дополнительным, последипломным, повышением квалификации, переподготовкой и т.д. Модель непрерывного обучения с установкой «Long life Learning» («обучение в течение всей жизни») по терминологии ЮНЕСКО классифицируется как формальное, неформальное и информальное и осуществляется как в системе учебных и иных образовательных учреждений на базе учебных программ, так и индивидуально. Получение знаний по результатам формального и неформального образования завершается выдачей диплома государственного образца в первом формате и во втором - сертификата, удостоверения, диплома повышения квалификации, свидетельства и пр. В Германии, например, разработана модель национального паспорта непрерывного образования, где подтверждаются и оцениваются компетентности, полученные в условиях неформального образования. В Великобритании, Франции, Финляндии, Нидерландах осуществляется валидация (подтверждение) квалификаций, приобретенных посредством неформального образования [4].
На практике образовательное учреждение может помимо подготовки специалистов по многоуровневой системе осуществлять повышение квалификации или переподготовку кадров, т.е. заниматься деятельностью,
к
a: rN
относящейся как к базовому профессиональному, так и к дополнитель- | S ному образованию. Кроме этого, расширяются рамки квалификаций, § 2 что вызвано влиянием рынка труда и его изменяющимися требования- g ° ми к результатам обучения на протяжении всей жизни и разрабатывае- s § мые на их основе профессиональные стандарты. На наш взгляд, суще- | £ ственный переворот в сфере труда и непрерывного профессионального о % образования ожидается от внедрения профессиональных стандартов для § ю большинства профессий и должностей в Российской Федерации при с формировании и реализации кадровой политики, организации обучения работников, в части содержательной основы для обновления профессиональной составляющей образовательных программ, методических материалов, форм, методов и технологий обучения.
Становление системы непрерывного образования предполагает обеспечение преемственности уровней образования, внедрение новых образовательных технологий, сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие рассматривается нами как кластерная форма, объединяющая новые идеи и технологии в системе непрерывного профессионального образования.
Введение кластерной формы организации непрерывного профессионального образования должно способствовать: согласованию конъюнктуры рынка образовательных услуг и рынка трудовых ресурсов в рамках практической ориентации программ обучения; продвижению новых идей и технологий; повышению качества подготовки и квалификации кадров. Подготовка специалиста - это сложный многогранный процесс, в котором участвуют не только университеты, но и производственные учреждения, научно-исследовательские организации, административные структуры. Взаимодействуя, партнеры формируют «образовательный кластер», который может наращивать свои размеры, усложнять свою структуру посредством дополнительных партнеров или содержательных компонентов.
За рубежом образовательные кластеры уже нашли широкое применение, и кластерная политика в данных странах направлена прежде всего на поддержание и развитие уже существующих кластеров и расширение их деятельности. Например, в Великобритании по инициативе работодателей оформлена новая квалификация, получившая название «Базовая степень». Ее программы реализуются совместными консорциумами, в которые входят работодатели, университеты и органы профессионального общественного управления [10].
В России количество действующих кластеров в образовании намного меньше, и их деятельность направлена на развитие организационных форм. При этом следует отметить, что за рубежом распространены
2 ^
^ о 1 международные кластеры, в России же они носят преимущественно
В ёц (з региональный характер. Однако кластерная политика развития рассма-| о о. тривается как ключевая инновационная инициатива, которую опреде-
§ у ° ляют два глобальных процесса: диверсификация и интеграция образо-
п> си гот
о -е- вания [3].
к ^ Диверсификация образовательных услуг реализуется в процессе учреждения новых образовательных организаций, введения еще несер-тифицированных направлений и специальностей, разработки инновационных курсов и дисциплин, создания междисциплинарных программ, изменения процедур набора обучающихся, мониторинга системы управления образованием и др.
Интеграция обеспечивает тесное взаимодействие учреждений профессионального образования с предприятиями отрасли, что должно способствовать согласованию потребностей рынка труда со сферой предоставления образовательных услуг и созданию системы непрерывного профессионального образования, повышению качества подготовки и квалификации кадров в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
В современных условиях решения задач Болонского процесса и вхождения России в единое образовательное пространство существует большая потребность в международном сотрудничестве в контексте согласованных на договорной основе партнерских отношений образовательных организаций. Интернационализация образования выступает в качестве одного из инструментов адаптации академического научно-образовательного пространства к реалиям нашего времени, одновременно представляя собой феномен, процесс и тенденцию развития образования, а сетевое взаимодействие при этом становится принципом развития сотрудничества между региональными партнерами разных стран [Там же].
Деятельность современных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которые не только ведут подготовку специалистов всех уровней, а также осуществляют международные научные исследования и разработки, должна способствовать интеграции системы отечественного высшего образования в мировую систему высшего образования. В процессе интернациональной кластеризации образовательного процесса подлежит пересмотру научно-исследовательская и образовательная деятельность, активизируется внедрение новых методик и технологий образования, происходит общая философско-методологическая модернизация образовательных и административных процессов вуза [2].
Организация образовательного кластера предполагает разработку механизма взаимодействия нескольких организаций для решения
к
а: г^
образовательных и исследовательских задач. С этой целью нами опре- | & делены три направления развития непрерывного профессионального о 2 образования формального вида, базирующихся на категориях диалекти- 5 ° ки «содержание» и «форма». ^ §
1. Механизм создания и деятельности новых форм организационных образовательных структур. Кластерная модель предусматривает реа- о ^
о
а.
г го ^
лизацию образовательных программ с участием организаций, не осу- чю ществляющих образовательную деятельность, работодателей и других с социальных партнеров. Они привлекаются к решению проблем профессионального образования, разработке профессиональных и образовательных стандартов, формированию заказов на подготовку специалистов, представляют свою материально-техническую базу и иные ресурсы для осуществления, прежде всего, практической части образовательного процесса, в том числе для проведения учебной и производственной практики с целью погружения в реальную тематику профессиональной деятельности, освоения современных научных подходов к оптимизации технологических процессов, к проектированию, моделированию и конструированию [11].
Приоритет в кластере принадлежит аккредитованным вузам как «интеграторам профессионального образования, науки и культуры конкретных регионов, как важнейшим социальным институтам» [8]. Большинство исследователей, как российских, так и зарубежных, отмечают «усиление роли университетов как значимых субъектов развития в формировании гуманитарного потенциала региона», интеграцию функций вузов в целостную национально-региональную образовательную систему, что отражено в ряде документов Болонского процесса [1]. Основная цель вузов заключается в создании нового конкурентоспособного образовательного продукта, который способен оказывать влияние на формирование инновационной инфраструктуры регионов. Научно-исследовательские институты и производственные организации, входящие в состав кластера, являются базами практик и «получают возможность участвовать в формировании специалиста на собственной научно-учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития» [Там же].
Методологической основой для моделирования процесса непрерывного профессионального образования должны стать ресурсный и целевой подходы. Согласно первому подходу, один из вузов является инициатором взаимодействия с другими образовательными, научно-исследовательскими и производственными организациями с целью оптимизации использования ресурсов партнеров. При ресурсном подходе в кластер вовлекаются «организации-реципиенты» и «организации-
го о
^ о 1 доноры» [9]. Организация-реципиент, инициируя взаимодействие с дру-Ец (з гими организациями, получает доступ к их ресурсам (сетевым, техниче-
5 !Е ГО
^ о о.
ским, интеллектуальным и т.д.) и выходит посредством этого на более § высокий уровень предоставления образовательных услуг. Организация-
о-е- донор в свою очередь приобретает какие-либо дополнительные возмож-_ ^ ности для реализации своих задач [Там же].
Целевой подход предполагает взаимодействие образовательных, научно-исследовательских и производственных организаций с аналогичными или схожими целями и задачами. Именно согласованность целей при объединении потенциалов данных организаций создает эффект синергии, т.е. обеспечивает качественно более высокую результативность.
Повышению квалификации должно способствовать также создание вузами-партнерами единой информационной среды, в которой можно обмениваться лучшими практиками, консультироваться и т.д. В случае участия в кластере общеобразовательных организаций в данную среду вовлекаются также работники начального, общего, дополнительного образования. Большое значение в связи с этим имеет оказание образовательных услуг по повышению квалификации работников организаций-партнеров. Реализация взаимодействия «школа - учреждение профессионального образования» создает «условия для научного, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, профильного обучения и профессионального образования, а также для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с их информационными и профессиональными потребностями.
В соответствии с обозначенными подходами определяются характер участия, место и роль тех или иных организаций в кластере на долговременной основе. Сетевое взаимодействие предполагает также совместное планирование, согласование целей и задач, разработку четкого календарного плана взаимодействия, а также наличие необходимых ресурсов. Перспективной формой сотрудничества является разработка образовательных проектов. Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий стимулирует объединение различных средств связи в гипермедиасистемах, а высокая стоимость разработки учебных программ и технологическая сложность их трансляции потребителям рождает необходимость в объединении ресурсов различных заинтересованных организаций. Например, создание консорциума, который обычно состоит из двух или более учебных заведений или необразовательных организаций, объединяющихся для разработки и распространения учебных курсов. Каждый член консорциума, участвуя в проведении совместной
о: rN
политики, имеет собственную структуру управления и распространя- | S ет курсы своим слушателям. Российские вузы могут реализовывать § 2 повышение квалификации, например, учителей и преподавателей зару- g ° бежных образовательных учреждений с преподаванием русского языка s §
и обучением на русском языке. Данное направление деятельности отве- | S
[Е о
чает Государственной программе Российской Федерации «Развитие о $ образования» на 2018-2025 гг. [6].
В 2013 г. Совет по русскому языку при Правительстве России ини- с циировал Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) как базовую организацию по преподаванию русского языка стран СНГ, а также как координационный центр Программы продвижения русского языка и образования на русском языке, что является предпосылкой создания на его базе образовательного кластера. Одним из направлений Программы стало создание портала дистанционного обучения «Образование на русском». Пользователям портала из любой точки мира доступны сервисы изучения русского языка как иностранного и повышения квалификации преподавателей. Портал предоставляет возможность изучения русского языка по всем шести принятым в международной классификации уровням обучения языкам (А1-С2) с возможностью онлайн-тестирования на определение уровня владения языком. Партнерами вуза являются как страны СНГ, так и страны ближнего и дальнего зарубежья [14].
2. Обновление на основе преемственности содержания образовательных программ в рамках кластерного подхода представляет собой разработку интегрированного учебного плана в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности; календарного учебного графика; рабочих программ дисциплин (модулей); программ практик и иных компонентов образовательного процесса, обеспеченных участием образовательных, научно-исследовательских и производственных организаций с целью оптимизации использования ресурсов партнеров, а также определения оценочных и методических материалов, направленных на модернизацию организационно-педагогических условий, форм контроля качества реализуемых программ и аттестации обучающихся в системе непрерывного профессионального образования. При этом результаты обучения должны базироваться на учете принципов: индивидуализации образования; преемственности содержания образовательных программ; интеграции образовательных структур; гибкости организационных форм.
Важную роль при проектировании программ играет стратегическое положение образовательного учреждения, научные школы и предметные области, квалификация преподавателей, финансовые ресурсы,
го о
^ о 1 эффективность механизмов его взаимодействия с партнерами по разра-к Ец о ботке действующей стратегии и представителями профессионального | о о. сообщества, мотивированность проектировщиков.
Включенность работодателей и научных сотрудников организаций-
о-е- партнеров в учебный процесс в виде участия в практических семинарах,
ш о
^ вебинарах, лекциях и т.д. также может рассматриваться как компонент разработки совместных образовательных программ.
Например, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина сотрудничает с Томским госуниверситетом в области создания и реализации онлайн-курсов по русскому языку, тематика которых связана с диалектологией. Все они успешно реализуются на портале «Образование на русском», который предлагает программу по продвижению русского языка и образования на русском языке [14]. На портале каждый зарегистрированный преподаватель отвечает на вопросы анкеты, позволяющей представить его профессиональный портрет, и проходит тестирование профессиональных компетенций по русскому языку, по результатам которого получает доступ к информационно-образовательной среде вуза.
Обучение по программам повышения квалификации может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Содержание курсов повышения квалификации по русскому языку строится на деятельностном и практико-ориентированном подходах и включает вопросы лингвометодической подготовки, использования современных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин, формирования культуры деловой коммуникации, применения технологий создания тестов и тестовых заданий для сертификационного контроля и интенсификации учебного процесса и др., рекомендованных для специалистов с филологическим образованием, руководителей и сотрудников образовательных организаций.
Дистанционные программы повышения квалификации и профессиональной подготовки преподавателей и специалистов в области русского языка как иностранного в основном предлагаются преподавателям-русистам из зарубежных стран. Индивидуальный подход сочетается с организацией коллективных занятий, каждому слушателю предоставляется возможность выбора индивидуально учебного плана с вариантами по содержанию и темпу обучения. В основу обучения положен модульный принцип, предполагающий разделение выбранного курса на логически замкнутые блоки, в рамках которых происходит как изучение материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения. В зависимости от количества кредитных зачетных единиц оцениваются результаты обучения, а многоуровневые программы
а: г^
предоставляют возможность в различные сроки (от 1 до 3 лет) реализо- | &
вать свои образовательные потребности. о 2 Таким образом,
портал предоставляет каждому преподавателю рус- § гч
ского языка или преподающему на русском языке необходимую профес- ^ § сиональную поддержку, возможность непрерывно обучаться, получать
новые компетенции и совершенствовать профессиональные навыки о ^
о
а.
в области теории и практики преподавания русского языка [13]. чю
Сетевой характер повышения квалификации проявляется в приме- с нении полученных знаний, сформированных умений, управленческих навыков слушателей при их реализации в профессиональной деятельности. А участниками взаимодействия являются органы управления образованием (федерального и регионального уровня), профессиональные образовательные организации, преподаватели и профессиональные сообщества преподавателей русского язык и литературы.
Таким образом, интегрированная система обучения предусматривает органичное соединение теоретического обучения с профессиональной деятельностью.
3. Совершенствование образовательных технологий на всех уровнях и ступенях. Российская «дорожная карта» в области непрерывного обучения, считает приоритетным перевод образовательных учреждений на новые образовательные технологии, базирующиеся на применении онлайн-курсов. На практике эта система реализуется с помощью сетевых и кейс-технологий, которые основываются на идеологии открытых образовательных ресурсов в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников и социального партнерства [5; 12].
Используемые в непрерывном профессиональном образовании в условиях кластерного подхода педагогические технологии носят дея-тельностный характер и представлены широко известными методиками формального обучения: тренинги, система профессиональных игр, проектная деятельность, самостоятельная работа на базе компьютерных телекоммуникаций, различные виды профессиональных практик. Также могут быть использованы технологии, которые применяются в неформальном виде непрерывного образования: ворк-шопы, бизнес-завтраки, мастер-классы, внутрикорпоративные конференции, вебинары, нетвор-гинги, видеоконференции, семинары, инфо-туры, клубы и другие образовательные активности, обеспечивающие интенсивную деятельность всех участников, мотивированных на профессиональный рост.
В последнее время система профессионального образования активно дополняется разнообразными адаптационными программами, механизмами рефлексии, наставнической поддержкой. Развивается, но недостаточно, процесс подготовки профессорско-преподавательского состава
го о
s о | и административного персонала к реформированию научно-образова-
В ^ о тельной среды вуза. В рамках интерактивного обучения могут привле-
| о S. каться бизнес-тренеры, коучи, консультанты-фасилитаторы, геймо-
g у^ фикаторы, лекторы-эксперты и другие специалисты в сфере обучения
о-е- взрослых.
Ш 0
^ Таким образом, реализации образовательного кластера в условиях непрерывного профессионального образования может способствовать решению следующих задач: интеграция образования и науки; обновление программ стажировок, в том числе научных; развитие всех форм обучения; организация взаимодействия с работодателями и т.д.
Другими словами, сетевое взаимодействие позволяет вузам оформиться в качестве инновационных научно-образовательных организаций и поднять качество образования на новый уровень за счет ряда оптимизирующих факторов (консолидации ресурсов, информационного трансфера, повышения квалификации, академической мобильности и т.д.). Однако предпринятые в последнее время исследования тематики позволяют выявить проблемы, требующие своего решения на различных уровнях: разработка нормативно-правовой базы, обеспечение опережающей подготовки и повышение качества обучения, развитие инфраструктуры, а также активизация участия работодателей и обеспечение грантовой поддержки непрерывного образования и др.
Библиографический список
1. Андреева С.Л., Андреев П.К. Образовательные кластеры: проблемы развития // Конкурентноспособность территорий: Материалы XV форума молодых ученых: В 9 ч. Екатеринбург, 2012. Ч. 2. С. 5-7.
2. Бартош Д.К., Кабахидзе Е.Л. О стимулирующих факторах реализации программ двойных/совместных дипломов в российских вузах // Педагогика и психология образования. 2016. № 4. С. 29-36.
3. Безруков А.Н., Сухристина А.С., Зиятдинова Ю.Н. Разработка модели сетевого взаимодействия региональных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 153-161.
4. Гаврилова И.В., Запруднова Л.А. Формальная, неформальная и информаль-ная модели образования // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1197-1200.
5. Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020). URL: https://digital.gov.ru/ru/activ (дата обращения: 22.09.2018).
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: http://static.government.ru/media (дата обращения: 22.09.2018).
7. Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.09.2018).
о о
о
Ф о
8. Красноруцкая Н.Г. Кластерный подход в формировании инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования // Инновации в образовании: пути и средства реализации: Материалы научно-практич. конференции. 2015. URL: http://100-bal.ru/pravo (дата обращения: 15.12.2018).
9. Леван Т.Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций по вопросам формирования у обучающихся культуры здоровья: теоретико- о методологический аспект профессиональной подготовки педагогических кадров // Образование и наука. 2015. № 9 (128). С. 83-106.
10. Олейникова О.Н. Результаты обучения как основа новой парадигмы высшего образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы III Международной научно-практич. конференции. М., 2013. С. 24-31.
11. О методических рекомендациях: Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»). URL: http://legalacts. ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-28082015-n-ak-256305/ (дата обращения: 17.11.2018).
12. Сетевое обучение. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 25.10.2018).
13. Яскевич М.И., Нефедова И.К. Реализация дополнительных образовательных программ в области преподавания русского языка как иностранного в системе дистанционного обучения на портале «Образование на русском» // Вестник Нижневартовского госуниверситета. 2016. № 4. С. 49-55.
14. Образование на русском. URL: http://pushkininstitute.ru (дата обращения: 25.10.2018).
Русецкая Маргарита Николаевна - доктор педагогических наук, доцент; ректор, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва
E-mail: [email protected]
Бартош Дана Казимировна - доктор педагогических наук, доцент; декан факультета дополнительного образования, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва
E-mail: [email protected]
M. Rusnetskaya, D. Bartosh
Cluster approach to the organization
of educational processes
in continuing professional education systems
The article substantiates the priority development of educational clusters in the field of continuing professional education (CPE) as a form of network interaction. The classification characteristics of CPEs are given, approaches to the mechanism of interaction of educational structures within the cluster, ways of updating on the basis
fc O ^
s o i of the continuity of the content of educational programs are explored; forms, methods
^ ^ cu
o ^ g and pedagogical technologies at all levels and levels of NGOs are determined. s î rS Attention is paid to both foreign experience and Russian conditions of the problem ^ g vg under study.
o. cu Key words: educational cluster, continuing professional education, formal, and
"o' informal, pedagogical technologies.
c
Rusetskaya Margarita N. - Dr. Pedagogy Had.; rector, Pushkin State Russian Language Institute, Moscow
Bartosh Dana K. - Dr. Pedagogy Had; dean at the Faculty of Additional Education, Pushkin State Russian Language Institute, Moscow
М.Н.Хуторова
Эффективность применения
электронных учебно-методических комплексов
при обучении курсантов вузов МВД
В статье анализируются основные требования к электронным учебно-методическим комплексам. Представлены результаты проведения педагогического эксперимента, определяющие влияние электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по дисциплине «Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел» на уровень знаний, умений и навыков курсантов вузов МВД. Оценка эффективности предложенного ЭУМК осуществлялась с использованием математической статистики.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, электронный учебно-методический комплекс, педагогический эксперимент, новые информационные технологии.
В образовательный процесс вузов МВД Республики Беларусь в настоящее время происходит активное внедрение информационных технологий, предоставляющих возможность проектировать и наполнять информационными ресурсами учебную среду, управлять действиями