ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
УДК 377+37.0
Тумма Любовь Алексеевна
Старший преподаватель кафедры информационных и технических систем Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета, [email protected], Лесосибирск
организация образовательного кластера В УЧРЕЖДЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН)
Аннотация. В работе перечислены некоторые из возможных компонентов инновационной деятельности преподавателя в рамках процесса организации образовательного кластера в учреждении начального профессионального образования: изменение в целях педагогического процесса, новации в средствах обучения, изменения в содержании образования в соответствии с образовательными стандартами, новые технологии, повышающие качество подготовки выпускников.
Ключевые слова: деятельность, организация, кластер, образовательный кластер.
Tumma Love Alekseevna
The item the teacher of chair of information and technical systems of Lesosibirsky branch of the Siberian state technological university, [email protected], Lesosibirsk.
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL CLUSTER IN THE INSTITUTION OF PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF SPECIAL DISCIPLINES)
Abstract. In work some of possible components of innovative activity of the teacher within process of the organization of an educational cluster in establishment of primary professional education are listed: change with a view of pedagogical process, an innovation in tutorials, changes in the content of education according to the educational standards, the new technologies increasing quality of preparation of graduates.
Keywords: activity, organization, cluster, educational cluster.
В посткризисный период произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Эти изменения, по мнению многих исследователей, вызваны следующими причинами: оснащением производственного процесса оборудованием и инструментарием, завезенным из-за рубежа; изменением производственных технологий; технологической реструктуризацией предприятий; поддержкой производителей со стороны государства на условиях лизинговых схем, переориентацией спроса на новые умения и изменениями в организации труда; размыванием границ между профессиями; инвестирования в инновационную технику и механизмы.
Изменения в содержании профессий, в свою очередь, потребовали соответствую-
щих изменений в структуре и содержании подготовки специалистов рабочих профессий, создания механизмов, обеспечивающих постоянную настройку на динамично меняющиеся требования рынка труда. Учреждениям начального профессионального образования необходимо гибко реагировать на ситуацию, осуществлять подготовку квалифицированных кадров с опережением за счет непосредственного взаимодействия образовательной и производственной сфер [3]. Кардинальным решением проблем, связанных с повышением эффективности интеграции образовательной и производственной сферы является организация образовательных кластеров, обеспечивающих реальное решение важнейшей задачи профессиональ-
ной подготовки - индивидуально-творческую подготовку рабочего в условиях реального производственного процесса.
Основой для создания образовательного кластера на базе образовательного учреждения являются следующие составляющие совместной деятельности учреждений начального профессионального образования и работодателей: формирование механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений; обеспечение профессионального обучения работников обеих структур; повышение эффективности учебного и производственного процесса.
Под кластеризацией понимается объединение различных объектов в непересекаю-щиеся группы, на основе близости каких либо признаков [7]. Термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster -гроздь, группа) - совокупность объектов, связанных между собой и объединяемых по наличию у них сходных признаков. Понятие «кластер» используется в различных областях знаний: нанотехнологии (наночастицы упорядоченного строения, имеющие заданную упаковку атомов и правильную геометрическую форму) [9]; химии (комплексные кластерные соединения - соединения, в которых содержатся группировки их двух и большего непосредственно связанных друг с другом атомов d - элементов) [1]; математики (класс родственных элементов статической совокупности); информатике (единица хранения данных на гибких и жестких дисках); лингвистики (группа близких языков и диалектов); музыке (созвучие, звуки которого расположены по большим и малым секундам, причем обязательно в тесном расположении) [5], физике (кластерные ионы, кластерная модель ядра); астрономии (звёздный кластер - группа звезд, связанных друг с другом силами гравитации); экономики (совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц) [6]. М. Портер, являясь основателем «теории кластеров» выявил организационную составляющую понятия и определил «кластер», как группу географически соседствующих, взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и прочее) и связанных с ними организаций (образовательные учреждения, органы государственного управления, инфраструктурные компа-
нии), действующих в определенной сфере и взаимодополняющие друг друга [5]. Понятие образовательного кластера мы предлагаем определять как союз взаимосвязанных образовательных учреждений и потенциальных работодателей, объединенных единством потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы.
В рамках публикации мы остановимся на содержательно-деятельностном компоненте процесса организации образовательного кластера на примере специальных дисциплин. Необходимо отметить, что к основным функциям инновационной деятельности преподавателя (в том числе учреждения НПО) относятся такие действия по изменению педагогического процесса и его компонентов, которые причисляются к компетенции самого преподавателя и не выходят за рамки его должностных обязанностей. Вслед за Ю. П. Азаровым, Д. Бай-ярдом, В. Ф. Шаталовым, В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, Ш. А. Амонашвили, И. В. Кизесовой и др. перечислим некоторые из возможных компонентов инновационной деятельности преподавателя: изменение в целях педагогического процесса, новации в средствах обучения, изменения в содержании образования в соответствии с образовательными стандартами, новые технологии, способы, приемы обучения, развития, воспитания личности и некоторые иные [4].
Одним из педагогических условий процесса организации образовательного кластера в учреждении НПО выступает специальная подготовка преподавательских кадров. В этой связи, работая преподавателем специальных дисциплин, мы регулярно проходили курсы повышения квалификации по различным программам, позволяющим эффективно внедрять элементы инновационных технологий, способы, приемы обучения, развития, воспитания, повышающие качество подготовки выпускников.
Остановимся на содержании деятельности преподавателя на втором и третьем этапе процесса организации образовательного кластера в «Краевом государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональном училище № 14» г. Лесосибирска».
На втором (организационном) этапе в рамках программы социально-экономиче-
ского развития «Профессионально-технического училища № 14» на период до 2010 года под названием «Кадры», разработанной на основании «Концепции реформирования начального профессионального образования», утвержденной Правительством РФ в 1997 году, предлагалось введение единой образовательной программы с вариативным объемом содержания общего образования, в целях более полного и качественного освоения профессии и внедрения в практику профессиональных стандартов на основе государственного стандарта по профессиям системы начального профессионального образования. Основной задачей работы преподавателя специальных дисциплин по профессии 2. 4 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), оставалась работа по совершенствованию учебного процесса, направленная на повышение качества подготовки рабочих, в соответствии с требованиями регионального рынка труда.
Деятельность проводилась в следующих направлениях: учебная работа; профориентационная работа; воспитательная и внеклассная работа; хозрасчетная деятельность и привлечение внебюджетных средств.
Остановимся более подробно на некоторых из указанных направлений. В направление «учебная работа» входили следующие мероприятия: обеспечение полного перевода учебного процесса на государственные образовательные стандарты; внедрение в учебный процесс новых эффективных форм и методов обучения с использованием передового опыта системы НПО с целью повышения качества обучения и его результатов; разработка программной документации; паспортизация учебного кабинета.
В данный период работы мы прошли курсы повышения квалификации по программе «Модульная технология обучения», организованные «Иркутским центром модульной технологии», с целью получения знаний по правилам разработки модулей в рамках соответствующей технологии обучения. Результатом курсов выступила разработка и внедрение в преподавательскую деятельность автора модульной программы по дисциплине «Основы теории сварки и резки металлов», содержание которой основывалось на запросах работодателей градообразующих предприятий с учетом имеющегося
оборудования, материалов, специфики деятельности. При разработке авторской рабочей программы по указанной дисциплине внесены изменения по сравнению с типовой программой дисциплины, рекомендованной учебно-методическим центром начального профессионального дополнительного образования. При сохранении общего количества учебных часов (74 часа), изменения в структуре тематического планировании коснулись временного и содержательного параметров конкретных учебных тем. Общее уменьшение времени на освоение основного материала составило девять часов, которые как резервное время мы тратили на освоение и закрепление практических навыков, поскольку некоторые темы являются интегрированными по содержанию и изучаются в курсе общеобразовательных и профессиональных дисциплин («Материаловедение», «Слесарное дело», «Химия», «Физика», «Черчение» и др.). Некоторые темы, наоборот, необходимо изучать более длительный промежуток времени. Поэтому за счет перераспределения сэкономленного времени на указанных в предыдущем абзаце темах, мы имели возможность увеличить изучение отдельных тем на семь часов, так как данный материал носит производственно-практическую направленность, а по окончании курса обучающимся предстоит производственная практика в условиях производства.
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Ши-янов утверждали, что одним из критериев результативности нововведений служит возможность творческого внедрения базовых идей в деятельность любого преподавателя всех типов образовательных учреждений [8]. В подтверждение сказанному приведем следующие примеры. Повышая квалификацию по программе «Разработка модулей трудовых навыков» (Международный центр модульного обучения (г. Москва)) мы разработали учебные элементы по профессии «Газосварщик», которые явились не только дидактическими материалами для преподавания дисциплин «Газосварочные работы», «Подготовительно - сварочные работы», но и вошли в рекомендованную программу краткосрочных курсов повышения квалификации и переподготовки рабочих, утвержденной городским центром занятости населения на хозрасчетном отделении в соответствии
со стандартом НПО по указанной профессии. Кроме того, наш опыт был обобщен на уровне города Лесосибирска при проведении семинара с преподавательским составом в «ПУ № 48» (2008), выступлении на научно-практической конференции «Организационно-педагогические условия разработки банка тестовых заданий» (2009).
В направлении «профориентационная работа» проводились: «Мастер - классы выпускников», классные часы по темам: «Введение в профессию», «Моя профессия на службе отечеству», «Дороги, которые мы выбираем», день открытых дверей «Помоги пойти учиться», экскурсии на предприятия, городская ярмарка профессий обеспечивающие план набора, а также разработана программа волонтерского движения.
Результатом реализации второго этапа процесса организации образовательного кластера в КГБ ОУ НПО «ПУ № 14» стал ежегодный рост числа выпускников с повышенными квалификационными разрядами с 25,5 % до 40,4 %; качество знаний повысилось с 23 % до 50 %; план приёма и выпуска выполнялся ежегодно. Практически все выпускники обеспечивались работой 99 % -100 %. Рост качественных показателей стал возможен благодаря целенаправленной работе по внедрению в образовательный процесс новых способов, приемов обучения.
На третьем (функциональном) этапе процесса организации образовательного кластера рамках программы развития КГБ ОУ НПО «ПУ № 14» на 2011-2013 гг., определив отрасли «автотранспорт» и «строительство» в качестве приоритетных, мы учитывали следующие основополагающие моменты: училище является единственным образовательным учреждением на обширной территории от г. Ачинск до с. Богучаны, готовящим кадры водителей с использованием современной автомобильной техники (МАЗ, КАМАЗ, Lada Priora), получившим грант по программе «Кадры», полностью позволяющий выполнять программу обучения; училище является базовым в данном регионе учебным заведением готовящим кадры электрогазосварщиков, трактористов, автокрановщиков, имеющих постоянную востребованность на рынке труда; училище, не являясь муниципальным образовательным учреждением, включено в Программу социально-экономи-
ческого развития г. Лесосибирска на период 2007-2017 годы с конкретизацией вопросов сотрудничества в разделе «Образование» и с конечной целью адаптации системы профессионального образования и структуры подготовки кадров к потребностям рынка труда; строительная составляющая программы в основном базируется на потребности в рабочих кадрах 41 субъекта градостроительной деятельности, имеющего лицензии на осуществление строительно-монтажных работ. При этом деятельность учреждения НПО по созданию образовательного кластера сонаправлена с требованиями стандартов третьего поколения (ФГОС НПО) по формированию профессиональных и личностных компетенций обучающихся на основе применения инновационных подходов.
На этом этапе, мы после прохождения курсов повышения квалификации по программе «Разработка и экспертиза примерной ОПОП НПО/СПО на основе ФГОС нового поколения» организованных федеральным институтом развития образования (г. Москва), получили статус разработчика, эксперта, организаторов курсов повышения квалификации ОПОП НПО/СПО на основе ФГОС нового поколения и стали координатором группы разработчиков рабочих программ профессиональных модулей и учебных дисциплин, контрольно-оценочных средств.
Регулярное повышение квалификации позволило нам достичь положительные результаты в организации учебно-воспитательного процесса. Нами внесены изменения в рабочие программы в дисциплины «Основы теории сварки и резки металлов», «Подготовительно-сварочные работы», «Основы теории газовой сварки», «Оборудование, техника и технология электросварки», «Ручная дуговая сварка и резка металла». Все изменения в рабочих программах объективны, основаны на интеграции дисциплин и особенностях обеспечения учебно-производственного процесса в КГБ ОУ НПО «ПУ -14» г. Лесосибирска. Часть разделов этих дисциплин реализуются нами в условиях предприятия ОАО «Лесосибирский деревоперерабатывающий комбинат № 1», что позволяет осуществлять более качественную подготовку обучающихся, компенсировать недостающую материальную базу. Результатом сотрудничества образовательного уч-
реждения и работодателей стало повышение имиджа учебного заведения на рынке образовательных услуг, гарантия трудоустройства выпускников на региональном рынке труда, так как обучение проводится на реально действующем оборудовании отрасли.
Результатами третьего этапа опытно-экспериментальной работы, направленной на организацию и реализацию деятельности образовательного кластера стали: создание, совместно с работодателями аттестационной комиссии оценки качества подготовки выпускника; разработка с учетом специфики работы предприятия видов заданий для государственной итоговой аттестации; успешное прохождение учреждением аккредитации, что обеспечило 100% трудоустройство выпускников по профессии «Сварщик» и количество выпускников 2011 года с повышенными разрядами составило 60%.
В результате внедрения образовательного кластера подход к обучению в учреждениях НПО приобретает выраженную личностноориентированную направленность, сохраняя традиции воспроизводящего обучения, расширяя доступ к инновационным образовательным и производственным технологиям, повышая качество подготовки кадров, при возрастании интереса и мотивации субъектов образовательного процесса. Возможность реализации внебюджетной деятельности в учреждении НПО принимает не декларативные формы, а становится реальностью. В свою очередь, удовлетворяется своевременная потребность предприятий в квалифицированных рабочих кадрах, что также зависит от эффективности функционирования образовательного кластера посредством взаимодействия образовательных учреждений, предприятий (организаций), органов власти на местах. Внедренческой идеей реализации кластерного подхода в учреждении НПО вступают: наличие общей цели, зафиксированной в локальных правовых документах о совместной деятельности, разработанный механизм взаимодей-
ствия между участниками кластера; наличие управления. Образовательный кластер является не просто формальным объединением его участников, а одним из вариантов взаимопроникновения в целях сближения образовательной и производственной сред [10].
Таким образом, процесс организации образовательного кластера в учреждении НПО и разработка механизма взаимодействия его участников предполагают не просто союз участников кластера, а систему распространения новых знаний, ориентированную на создание условий для эффективного взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, и стимулирование новых социокультурных образований.
Библиографический список
1. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия - М., Высшая школа, 2002. - 668 с.
2. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. - М.: Музыка, 2005. - 461 с.
3. Голодова А. А. Внедрение методов проектного управления в программах образовательного кластера региона: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Белгород, 2010. - 21 с.
4. Кизесова И. В. Общая и профессиональная педагогика: курс лекций для студентов специальности 050501. - Красноярск: СибГТУ, 2009. -160 с.
5. Портер М. Международная конкуренция. -М.: Международные отношения, - 1993. - 608 с.
6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.
7. Савченко Т. Н. Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. - 2010. - том 3, №2. - С. 67-85.
8. Сластенин В. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1997. - 427 с.
9. Третьяков Ю . Д. Нанотехнологии. Азбука для всех. - М.: Физматлит, 2008. - 368 с.
10. Тумма Л. А., Кизесова И. В. Организация образовательного кластера в аспекте развития учреждения начального профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. -2012. - №2. - С. 92-97.