Чепурина И.В.
«Модель процесса формирования ценностного отношения...»_
ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
И.В. Чепурина
MODEL OF DEVELOPING VALUE RELATION TO FUTURE OFFICERS' PATRIOTIC EDUCATION
Chepurina I.V.
The article presents a possible approach to the organization of the development process of value relation to future officers' patriotic education in the conditions of a military higher school.
В статье представлен возможный подход к организации процесса формирования ценностного отношения к патриотическому воспитанию будущих офицеров в условиях военного вуза.
Ключевые слова:патриотическое воспитание, офицер, военны1й вуз, образование.
УДК 37.01-057.36-87:009
В настоящее время в системе высшего военного образования ощущается необходимость в формировании личности будущего офицера, отличающейся высоким профессионализмом и уровнем духовных качеств специалиста. В контексте решения данной проблемы особая роль отводится системе профессионального образования, которая, с одной стороны, призвана вооружить выпускника военного вуза профессиональной компетентностью, а с другой - выступает важным инструментом социализации будущего специалиста, формируя ценностное отношение к патриотизму.
Необходимость разработки аксиологического подхода к патриотическому воспитанию специалиста нового типа в отечественной педагогике обусловлена следующими факторами. Во-первых, непреходящей ценностью патриотического воспитания для жизни и развития каждого человека и тем более будущего офицера, призванного защищать рубежи Отечества. Во-вторых, возникновением новой системы ценностей, наполненной качественными характеристиками, сочетающими в себе общечеловеческие, национальные и нравственные критерии патриотизма. В-третьих, в условиях радикальной военной реформы как одного из важнейших звеньев модернизации страны в начале XXI в. особую значимость приобретает совершенствование воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Опираясь на научные подходы, обоснованные в работах Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, А.М. Моисеева, В.М. Монахова, А.В. Петровского, Л.П. Разбегаевой, Л.Ф. Савиновой и др. нами разработана и апробирована модель процесса формирования ценностного отношения к патриотическому воспитанию курсантов в условиях военного вуза (Рис. 1). При этом мы исходили из определения модели, сформулированного В.В. Краевским, как систему элементов, воспроизводящую определённые стороны, связи, функции предмета исследования, из концептуальных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания в образовательном пространстве. (2) Теоретическая модель включает три модуля: методологический, содержательный и организационно-деятельностный.
Первый модуль модели, методологический, определяет основную цель, задачи, принципы и направления работы по формированию ценностного отношения будущих офицеров к патриотическому воспитанию. В качестве основной цели определено развитие у курсантов ценностного отношения к патриотизму как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач: выявление теоретических основ аксиологизации образовательной среды военного вуза; определение роли и места ценностного подхода к патриотическому воспитанию в системе подготовки будущего военного специалиста; разработка содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания курсантов.
Методологическую основу аксиологического подхода в системе патриотического воспитания будущих офицеров составили труды отечественных ученых Е.В. Бонда-ревской, Л.С. Выготского, Л.П. Разбегаевой,
А.М. Саранова, В.А. Сластенина, Г.И. Чи-жаковой и др. По их мнению, в основе воспитания гуманистической личности стоит формирование её ценностного сознания. В качестве определяющих принципов патриотического воспитания следует назвать: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; учет изменений и тенденций в развитии Вооруженных Сил и военного дела в целом; единство теории и практики; системность, преемственность и непрерывность в развитии будущих офицеров; учет этнопсихологических особенностей; единство форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития.
Базируясь на теоретических подходах, сформулированных в работах Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, В.А. Караковско-го, Н.Л. Селивановой, В.В. Серикова и др., нами определены три приоритетных направления по патриотическому воспитанию курсантов: 1) научно-теоретическое, 2) информационно-разъяснительное, 3) педагогическое.
1. Научно-теоретическое - ориентация деятельности преподавательского и командирского состава на активизацию исследований в сфере патриотического воспитания курсантов, использование результатов этих разработок в практической деятельности; обоснование и обогащение содержания учебно-воспитательного процесса посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.
ШЧепурина И.В.
«Модель процесса формирования ценностного отношения...»
I. Методологический модуль.
Цель: развитие у курсантов ценностного отношения к патриотизму как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.
Задачи: выявление теоретических основ аксиологизации образовательной среды военного вуза; определение роли и места ценностного отношения к патриотическому воспитанию в системе подготовки будущего военного специалиста; разработка содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания курсантов.
Методологические основы аксиологического подхода: труды Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, Л.С. Выготского, М.С. Каган, И. А. Колесниковой, Л.П. Разбегаевой, А.М. Саранова, В. А. Сластенина, Г.И. Чижаковой и др.
Принципы: научность; гуманизм; приоритетность исторического прошлого российского государства и его традиций; единство теории и практики; системность, преемственность; учет этнопсихологических особенностей; единство форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.
Направления деятельности: научно-теоретическое, информационно-разъяснительное, педагогическое.
У Ч Е Б Н Ы Й
П Р О
Ц
Е С С
II. Содержательный модуль (аксиологически насыщенное содержание)
Методы: убеждение, упражнение, критика и самокритика, самовоспитание, опосредованное педагогическое воздействие, поощрение и принуждение, пример. Формы: лекции, беседы, конференции и семинары, встречи с ветеранами войн, сотрудниками музеев, библиотек.
гуманитарные и социально-экономические дисциплины,
математические, общие и естественно-научные, общепрофессиональные (общетехнические), военные и военно-специальные, оперативно-тактические, стажировки и практики,
факультативный курс «Ценностные основы патриотического воспитания личности будущего специали-
Клуб «Патриот», Музей Боевой славы Вооруженных Сил Российской Федерации,
походы по местам боевых сражений на Северном Кавказе,
Вахты памяти, Видеолектории.
В
О
С
П П
И Р
Т О
А Т Ц Е
Е С
Л С
Ь
Н
Ы
Й
СВВАИУ
III. Организационно-деятельностный модуль (образовательное пространство учреждения). Формы: экскурсии, соревнования, беседы, конференции.
Образовательное пространство вуза
Условия:
социальные
педагогические
психологические
разработка диагностического инструментария
информационный банк данных
Технология реализации м"
подготовка преподав ателей, командиров на курсах повышения квалификации
программы спецкурсов, факультативов, их дидактико-методическое обеспечение
Клуб «Патриот»
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Создание системы формирования ценностного отношения к патриотическому воспитанию курсантов в военном вузе.
2. Эффективное использование возможностей образовательного пространства вуза в подготовке духовно развитого и высоконравственного специалиста.
Рис. 1. Модель процесса формирования ценностного отношения к патриотическому воспитанию
курсантов в условиях военного вуза.
2. Информационно-разъяснительное -утверждение патриотизма как конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах курсантов.
3. Педагогическое - использование всего многообразия образовательных и информационных технологий с учетом особенностей курсантов различных курсов обучения, регулярное издание методических пособий, освещающих эту сферу деятельности с учетом педагогических инноваций в теории и практике.
Данные направления организации процесса формирования ценностного отношения к патриотическому воспитанию имеют целью всестороннее гармоническое развитие личности, органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, принципами, формами и методами.
Второй модуль, содержательный, определяет ценностную направленность учебной деятельности, прежде всего дисциплин гуманитарного цикла в аксиологизиро-ванной образовательной среде. Под аксио-логизацией образовательной среды понимается процесс создания педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения к патриотическому воспитанию как аксиосферы будущих офицеров. Солидарны с мнением Л.П. Разбегае-вой, отмечающей, что «дело не в том, чтобы усилить роль гуманитарного цикла как отдельного элемента образования, а в том, чтобы принципиально изменить взаимоотношения растущего человека и содержания, которое он усваивает в школе, в частности на занятиях по гуманитарным предметам» (5, с. 98).
Процесс формирования ценностного отношения курсантов к патриотическому воспитанию осуществлялся по двум параллельно функционирующим направлениям: учебная и внеаудиторная деятельность. Обучению в вузе отведены следующие функции: 1) развивающая (влияет на становление будущего офицера посредством со-
держания учебных дисциплин); 2) идейно-ценностная (способствует формированию у курсантов необходимых для формирования других компонентов готовности к патриотическому воспитанию мировоззренческих качеств); 3) эмоционально-активизирующая (способствует применению полученных знаний и умений с учетом собственных личностных переживаний); 4) интеллектуально-образовательная (обеспечивает вооружение курсантов системой необходимых знаний). Таким образом, функции обучения работают на соответствующий компонент готовности будущего офицера к овладению патриотическими знаниями, а в совокупности оказывают воздействие на все стороны его профессиональной подготовки.
В ходе исследования определена особая значимость потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла («Философия», «Социология», «Политология», «Культурология», «Психология и педагогика», «Правоведение», «Отечественная история», «Экономика», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык» и др.), при изучении которых акцентируется внимание на темах, позволяющих раскрыть аксиологический потенциал учебных предметов. Данные дисциплины не являются профилирующими в процессе обучения в военном вузе, но они служат огромным образовательным и воспитательным потенциалом для становления личности будущего офицера как патриота своей страны.
Проблемы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения этим учебным предметам приобретают личностно развивающую направленность. Этому способствуют, как отмечает профессор В.В. Сериков, такие технологические феномены, как 1) контекстуальный подход в обучении - освоение учебного текста через личностный контекст; субъективную значимость, поиск личностного смысла изучаемого; 2) обучение на основе диалога, сопереживания, рефлексии; 3) творческий - игровое моделирование жизненных коллизий, требующих синтеза когнитивного и личностного опыта обучаемого. (7) Таким образом, приоритетное место в процессе препо-
ШЧепурина И.В.
«Модель процесса формирования ценностного отношения...»
давания дисциплин гуманитарного цикла отводится ценностному отношению к изучаемому объекту.
Внеаудиторная воспитательная работа в вузе планируется так, чтобы она являлась продолжением изучения и дальнейшего развития тех идей, явлений и вопросов, начало которым было положено на занятиях. У курсантов пользуются популярностью такие формы, как диспуты, клуб, кружки, видеолектории и др.
Изучение имеющегося опыта патриотического воспитания курсантов через внеаудиторную работу свидетельствует о том, что здесь обучающиеся углубляют и расширяют знания, понятия и представления о патриотическом долге, идеале гражданина, гражданских правах и обязанностях, законах. Развитие этих понятий и осмысление их через интегрирующее понятие - гражданственность - является движущей силой процесса патриотического воспитания.
Третий модуль - организационно-деятельностный. По нашему глубокому убеждению, фундаментом воспитания патриотизма может стать и образовательное пространство учреждения. Определяя стратегию создания образовательного пространства училища, мы опирались на методологические подходы, обоснованные профессором В.М. Монаховым (4). Образовательное пространство училища включает образовательные учреждения (школы г. Ставрополя и Ставропольского края, детские дома, вузы); воинские части, военкоматы городов и районов края, республик Северного Кавказа; краевой историко-краеведческий музей; краевую библиотеку им. М.Ю. Лермонтова; драматический театр им. М.Ю. Лермонтова и краевой архив. Каждая структура учреждений образовательного пространства располагает информационным фондом в своей сфере деятельности и предоставляет курсантам возможности свободы принятия решения о вхождении в него и освоения подпространств (культурного, исторического, информационного). Так, сотрудничество вуза с образовательными учреждениями города позволяет реализовать принцип преемственности. Учащимся школ предоставляется
возможность понаблюдать «изнутри» за жизнью в военном училище. С этой целью проводятся дни открытых дверей, проведение спортивных мероприятий на территории училища и т.д. С другой стороны, курсантам предоставляется возможность выступить в роли наставников, старших товарищей, познакомить школьников с воинскими ритуалами и традициями, поделиться опытом. Сотрудничество вуза с краевой библиотекой им. М.Ю. Лермонтова дает возможность расширить доступ к информационно-образовательной базе, как для преподавателей и командиров, так и для курсантов. Что касается взаимодействия с краевым архивом и краевым историко-краеведческим музеем, то оно заключается в возможности получать необходимые для проведения исследовательской деятельности материалы как преподавателями, так и курсантами. Таким образом, в образовательном пространстве происходит информационный обмен, активизируются контакты и осуществляются совместные формы образовательной деятельности.
Процесс формирования ценностного отношения к патриотическому воспитанию курсантов во время обучения их в военном вузе осуществляется в конкретных условиях. Анализ условий организации процесса профессиональной подготовки позволил нам определить условия реализации разработанной модели в виде трех групп: 1) социальные (позитивная общественная жизнь вуза, многонациональный коллектив курсантов); 2) педагогические (использование знаний патриотической направленности в педагогическом процессе); 3) психологические (внутреннее состояние курсантов, их установки, потребности, мотивы).
Технология реализации спроектированной модели предполагает:
• разработку диагностического инструментария (Анкета для курсантов «Ваше отношение к проблеме патриотического воспитания» и Опросник для преподавателей и командиров);
• создание информационного банка данных (организован при методическом кабинете училища и включает норма-
тивно-правовые документы, регламентирующие деятельность по патриотическому воспитанию в системе высшего военного образования Российской Федерации; программы спецкурсов и факультативов; материалы об опыте различных военных вузов Российской Федерации по организации процесса патриотического воспитания, о собственном опыте и т.д.);
• программы спецкурсов, факультативов и их дидактико-методическое обеспечение:
- разработан терминологический словарь, включающий основные понятия по проблеме патриотизма;
- для курсантов разработана программа факультативного курса «Ценностные основы патриотического воспитания личности будущего специалиста», в которой особое внимание уделено формированию ценностных ориентаций курсантов, закономерностей становления ценностного сознания, в том числе и ценностной ориентации на Отечество, патриотизм, гражданственность. Программа рассчитана на 32 часа, по окончании курса занятий курсант должен получить ответы на два основных вопроса: 1) как педагогически целесообразно организовать свою профессиональную деятельность как офицера по патриотическому воспитанию подчиненных; 2) как выстроить систему различных видов деятельности. В сод ер -жание факультатива входит изучение таких тем, как, например, «Теоретический анализ феномена ценностных отношений», «Проблема патриотического воспитания в культурно-исторической ретроспективе», «Традиционные ценности российского военного образования», «Ценностные ориентации личности будущего офицера» и др. Завершается курс лекционных и семинарско-практических занятий деловой игрой по выработке у будущего офицера личной профессиональной компетенции. Курсантам также предлагается написать реферат по одной из предложенных тем;
• подготовку преподавателей и командиров на курсах повышения квалификации (целью организации курсов является повышение научного и методического уровня преподавателей и командиров вуза в области патриотического воспитания курсантов, овладение ими теории и практики патриотического воспитания будущих офицеров в условиях военного вуза. Учебный курс состоит из взаимосвязанных между собой лекций и семинаров, в содержание входит изучение таких тем, как, например, «Исто-рико-педагогический и философский анализ развития проблемы патриотизма в теории и практике отечественного образования», «Сущность и содержание современной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации», «Процесс формирования патриотического воспитания курсантов средствами гуманитарных дисциплин», «Методика использования образовательного пространства вуза в процессе патриотического воспитания» и др. Курс рассчитан на 32 часа. В результате изучения программы курсов слушатели ознакомились с концептуальными основами патриотического воспитания будущих офицеров и путями их реализации в условиях военного вуза; с основным методическим инструментарием работы по формированию у курсантов ценностного отношения к патриотическому воспитанию как социально значимой ценности);
• создание Клуба «Патриот» (параллельно с профессиональной подготовкой в училище деятельность клуба позволяет решить целый комплекс проблем: патриотическое и правовое воспитание курсантов, социальная подготовка, повышение исследовательского уровня, приобщение к духовно-нравственной культуре народа и др. Клуб работает по плану, включающему четыре направления (организационная деятельность, научно-методическая и исследовательская деятельность, пропагандистско-массовая работа, поисковая деятельность), в рамках каждого из которых решаются конкретные задачи. К результатам деятельности клуба «Патриот» мы относим: охранение и развитие у курсантов чувства гордости,
ШЧепурина И.В.
«Модель процесса формирования ценностного отношения...»
любви к Отечеству; активизацию творческого потенциала ветеранов в воспитании будущих офицеров; повышение роли военных традиций, ритуалов и символики в патриотическом воспитании курсантов; внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания; активизацию творческого потенциала педагогов и командиров в деле патриотического воспитания; расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в училище; расширение методологической базы патриотического воспитания в системе военного образования.).
Для определения уровня сформиро-ванности ценностного отношения к патриотическому воспитанию у будущих офицеров в исследовании разработаны критерии готовности курсантов к овладению знаниями по патриотическому воспитанию и участию в воспитательной работе в условиях военного вуза с проекцией на будущую профессию. В качестве основания для выделения критериев послужили методологические положения А.А. Аронова, А.В. Бара-банщикова и др. об уровнях становления личности будущего офицера в период профессиональной подготовки. Объективной основой критериев, по их мнению, является практическая деятельность человека, а субъективной - мотивы этой деятельности.
Опираясь на указанное положение, а также данные диагностического исследования нами выделены следующие компоненты:
• мотивационно-ценностный (наличие мотивов овладения и использования знаний по патриотическому воспитанию в будущей профессиональной деятельности);
• познавательный (наличие знаний об Отечестве, боевых традициях, выдающихся полководцах; оперирование понятийным аппаратом);
• эмоционально-волевой (отражает эмоциональный фактор личности, позитивное отношение к отечественной истории, стране, ее выдающимся представителям; знание и представление об особенностях работы офицера в многонациональной
стране; позитивное отношение к представителям других национальностей, патриотизм, бережное отношение к родной природе, к старшим, к духовным общечеловеческим ценностям; умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей, заданий);
• деятельностно-творческий (участие в работе клуба «Патриот», мероприятиях училища, написание статей, реферативных работ по гуманитарным дисциплинам).
Каждый из компонентов отношения к патриотическому воспитанию как социально значимой ценности обладает определенной функциональной заданностью: мо-тивационно-ценностный реализует информационную функцию, познавательный -смысловую функцию, эмоционально-волевой - функцию эмоционально-волевого направления, деятельностно-творческий -регулятивную функцию. Таким образом, обозначенные критерии дают возможность оценить уровни сформированности ценностного отношения к патриотическому воспитанию курсантов в военном вузе как важнейшей ценности общества.
Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что спроектированная модель процесса формирования ценностного отношения к патриотическому воспитанию курсантов в условиях военного вуза отражает реальный возможный подход к организации целенаправленной деятельности в исследуемом направлении и может обеспечить повышение действенности воспитания, способствовать качественной подготовке курсантов к будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика лич-ностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов педвузов / В. В. Краевский. - Москва-Волгоград: Перемена, 2002. - 163 с.
3. Лопуха, А.Д. Теоретические основы совре-
системы
воспитания
патриотизма военных кадров / А.Д. Лопуха. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2001. - 252 с.
4. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: монография / В.М. Монахов. -Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.
5. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография / Л. П. Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2001. - 289 с.
6. Саранов, А.М., Куликова, С.В. Аксиологические основы российской педагогической науки и практики: Учеб. пособие / А.М. Саранов, С.В. Куликова. - Волгоград: Перемена, 2003. -185 с.
7. Сериков, В.В. Личностно ориентированная
модель профессионального образования учителя / В. В. Сериков //Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск: Тезисы докладов науч. практ. конф. - Волгоград: Перемена, 1997. - С. 8-9. 8. Теория и практика воспитания военнослужащих: учебное пособие. - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. - 340 с.
Об авторе
Чепурина Ирина Владимировна, Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) им. Маршала авиации В.А. Судца. stavsu@stavsu.ru