"Культурная жизнь Юга России" № 2 (31), 2009
38 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
2. Психология творчества: школа Я. А. Понама- 3. Холодная М. А. Психология интеллекта. Пара-рева / под. ред. Д. В. Ушакова. М., 2006. С. 160-185. доксы исследования. СПб., 2002. С. 54-59.
E. N. GUSAROVA. FACTORS AFFECTING THE FORMATION OF SPECIALIST'S CREATIVE STYLE IN SOCIONOMICAL FIELD
The article deals with the analyses of internal (personal characteristics) and external (the system of professional education) factors affecting the formation of specialist's creative style in socionomical field.
Key words: creative style, creativity, processability of thinking.
С. В. КОСТЫЛЕВ
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДЯЩЕГО И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ
в статье осуществлен анализ деятельности руководящего и преподавательского состава в области формирования нравственно-патриотических ценностей курсантов военных училищ.
Ключевые слова: преподавательский состав, толерантность, нравственно-патриотические ценности.
Сложные социально-политические и экономические условия предъявляют повышенные требования к военно-профессиональной подготовке руководящего и преподавательского состава военных училищ, от профессиональной компетенции которого во многом зависит формирование нравственно-патриотических ценностей курсантов.
В образовательном процессе и повседневной службе военно-учебных заведений особое внимание уделяется как подготовке руководящего и преподавательского состава, так и формированию военно-профессиональных и нравственных качеств курсантов. Выпускник высшего военно-учебного заведения впоследствии, как правило, занимает руководящие должности. Истинное значение личности руководителя для подчиненных проявляется, прежде всего, в его нравственном облике. Чем выше профессионально-творческий, духовный и нравственный потенциал педагога-ученого, тем благоприятнее условия для развития научного мировоззрения курсантов, формирования нравственно-патриотических ценностей. Об этом свидетельствуют исследования отечественных педагогов и психологов (Е. Е. Вендров, Э. А. Гришин, Е. С. Кузьмин, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский, В. М. Шепель, П. М. Якобсон и др.), выявивших, что при подобных задачах личным качествам и педагогов и учащихся придается доминирующее значение. Необходимым компонентом подготовки руководящего и преподавательского состава является регулярное повышение квалификации воспитателей в области теории и практики образовательно-воспитательного процесса, знакомство с последними достижениями методической науки для применения их в педагогическом процессе.
Традиционно теоретико-методологические основы нравственно-патриотического воспитания курсантов включают:
- освоение фундаментальных идей, концепций, законов и принципов развития педагогических процессов и явлений;
- изучение ведущих педагогических теорий, категорий и понятий;
- изучение тенденций передовой педагогической практики;
- развитие культуры общения и взаимоотношений в коллективе, высоких морально-нравственных качеств; уважение и исполнение законов, уставных норм жизни, воинской деятельности и т. д.
Педагогическая деятельность руководящего и преподавательского состава военных училищ строится с учетом требований Государственной программы, Основ организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, а также на базе передового опыта многих военно-учебных заведений. Ведущую роль психолого-педагогической подготовки офицера-воспитателя в нравственно-патриотическом воспитании курсантов отмечают более 80% руководящего и преподавательского состава полиэтнического региона.
Анализ отзывов о выпускниках Краснодарского высшего военного училища (военного института) показывает, что более 65% курсантов-выпускников 2006 года и большинство (более 70%) 2007 года по своим морально-психологическим и профессиональным качествам подготовлены к дальнейшей службе. Так, в полученных отзывах мы читаем: «военно-профессиональные качества высокие», «порядочен к сослуживцам и подчиненным», «обладает высокими нравственными качествами», «честен, достоин повышения в службе» и др. Вместе с тем отмечаются и недостатки. Например, «по своим морально-психоло-
№ 2 (31), 2009
"Культурная жизнь Юга России" ^
гическим и военно-профессиональным качествам занимаемой должности соответствует с большим трудом», «имеются трудности в общении с подчиненным личным составом», «в коллективе отношения с сослуживцами натянутые» и др.
Уровень подготовки курсантов во многом зависит от квалификации и нравственно-патриотических качеств профессорско-преподавательского состава военного училища. Решению задачи по повышению квалификации преподавателей военного училища способствует комплекс мероприятий, проводимых руководящим составом военного училища, учебным отделом, непосредственно кафедрами. Целью является подготовка высокопрофессионального специалиста, человека культуры, способного к мирному сосуществованию, основанному на нравственных и патриотических ценностях, к общению и сотрудничеству с людьми разных национальностей.
Так, Е. В. Бондаревская и О. В. Гукаленко отмечают, что «факторами формирования поликультурного образовательного пространства являются сближение и интеграция различных доктрин образования, национальных образовательных систем на началах совместимости, международного консенсуса в признании универсальных образовательных идеалов и ценностей при непременном сохранении и поддержке национальных особенностей и приоритетов интегрируемых образовательных систем» [1].
Еще одним направлением деятельности руководящего и преподавательского состава вузов для формирования нравственно-патриотических ценностей курсантов в условиях полиэтнического региона является создание благоприятных социальных, психологических и педагогических условий учебно-воспитательного процесса [2]. Одна из проблем, по мнению более 70% офицеров (преподавателей) вуза полиэтнического региона, состоит в том, что у руководящего состава всех уровней отсутствует единая концепция формирования нравственно-патриотических ценностей. Обучение и воспитание часто проводятся без учета подготовленности офицеров, нет научно обоснованных требований к качеству педагогической деятельности, выраженных в критериях ее оценки. Отсутствие четкой системы воспитания и согласованности в работе не позволяют реализовать в полном объеме имеющийся потенциал военно-учебного заведения. Представляется правильным придерживаться учения А. В. Суворова, который писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживает на войне победу, а бессмертная душа <...> потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!» [3].
Изучение и анализ сложившейся вузовской практики свидетельствует, что в военных училищах полиэтнического региона не более 40% профессорско-преподавательского состава имеют академическую психолого-педагогическую
подготовку. Учитывая это, руководству военных училищ и кафедрам необходимо уделять серьезное внимание подготовке командиров, преподавательского состава и офицеров-воспитателей. Как показали итоги социологического исследования, в настоящее время востребованными становятся такие качества личности руководителя, как профессиональная компетентность, порядочность, уважение подчиненных, нравственность, гибкость мышления.
Курсанты военных училищ полиэтнического региона на вопрос: «Какими качествами прежде всего должен обладать будущий офицер?» (874 респондента отвечали на 1 или 2 позиции), ответили: 678 (77,6%) респондентов - высокий профессионализм; 419 (47,9%) - человеческая порядочность; 367 (42%) - уважение подчиненных; 96 (11%) - строгое соблюдение дисциплины; 51 (5,8%) - готовность выполнить приказ.
Приоритетным направлением деятельности руководящего и преподавательского состава вуза является и формирование у военнослужащих правовой культуры и правового сознания, стремления к беспрекословному выполнению приказа, высокой дисциплинированности и исполнительности. Успех в решении этих задач во многом зависит от умения офицеров и прапорщиков работать с курсантами, от их способности сплотить подчиненных в дружный воинский коллектив единомышленников, воспитать патриотов, до конца выполняющих свой воинский долг.
Профессионально значимым качеством руководителя является культура межнационального общения. Проведенное в 2008 году исследование показывает, что в военно-учебных заведениях полиэтнического региона могут обучаться курсанты более 30 национальностей. На вопрос: «Ваша национальность?» из 874 курсантов ответили: 742 (85%) - русский, 131 (15%) - не русский; из 228 экспертов ответили: 198 (86,8%) - русский, 30 (13,2%) - не русский. Так, в каждой учебной группе обучаются от 2% до 25% курсантов разных национальностей: адыги, армяне, дагестанцы, даргинцы, калмыки, лезгины, мордвины, украинцы и др. Необходимо создать научно-обоснованную систему этнопедагогической подготовки профессорско-преподавательского состава к межличностному общению в многонациональных воинских коллективах. Этнопедагогическая подготовка предполагает возрождение в военных училищах народных традиций, овладение специфическими для полиэтнического региона средствами, формами и методами организации общения с курсантами разных национальностей и формирование на этой основе нравственно-патриотических ценностей и культуры межнационального поведения.
Важным для формирования нравственно-патриотических ценностей курсантов военных училищ является личный пример воспитателя. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации обязывают начальников всегда и во всем быть примером для подчинен-
"Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (31), 2009
ных. К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [4].
Воспитать достойного гражданина-патриота может только преподаватель-патриот, обладающий высокими личными достоинствами. К сожалению, на сегодняшний день у нас мало таких воспитателей. Противоречие между уровнем подготовки курсовых офицеров и растущей сложностью воспитательных задач, увы, является не исключением, а правилом.
Несмотря на это более 93% курсантов называют себя патриотами своего Отечества. На вопрос: «Как бы Вы могли оценить уровень патриотизма среди своих сверстников (однокурсников)?» из 874 курсантов ответили: 252 (30%) - высокий, 363 (41,6%) - скорее высокий, чем низкий, 180 (20,6%) - скорее низкий, чем высокий и 79 (9%)
- низкий. На вопрос: «Насколько сегодня высок уровень патриотизма среди Ваших курсантов?» из 228 экспертов ответили: 22 (9,6%) - высокий, 80 (35,1%) - скорее высокий, чем низкий, 77 (33,9%)
- скорее низкий, чем высокий и 49 (21,4%) - низкий или затруднились ответить.
Руководящему и профессорско-преподавательскому составу военных училищ также необходимо иметь и хорошее знание русского языка. Незнание родного языка, так же как и истории и культуры своего народа, приводит к деформации сознания наций, утрате духовных и нравственно-патриотических ценностей курсантов военных училищ.
В ст. 7 Устава внутренней службы отмечается, что «в Вооруженных Силах используется русский язык как государственный». Военнослужащим, слабо владеющим русским языком, предоставляются учебные пособия, выделяется время, создаются особые условия для изучения языка. Так, в Краснодарском высшем военном училище (военном институте) имени генерала армии С. М. Штеменко ежегодно проводится беседа с личным составом специального отделения на тему: «Русский язык как средство международного общения граждан государств СНГ. Культура русского языка».
Командир должен служить примером для своих подчиненных и в том, что касается культуры общения, причем, во всех ее проявлениях: манере поведения, стиле отдания приказов, выполнении воинского приветствия и т. д. Начальник обязан быть для подчиненного «примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, несет ответственность непосредственно начальник» [5]. Эффективность межнационального общения с курсантами зависит от педагогического такта, чуткости, умения вовремя прийти на помощь.
Важнейшей формой участия преподавателей в нравственно-патриотическом воспитании кур-
сантов считается и кураторство (наставничество). В задачи кураторства входят изучение индивидуальных качеств, психологических особенностей курсантов, их отношения к учебе и службе; формирование здорового морально-психологического и нравственного климата в подразделениях, укрепление дружбы, войскового товарищества и т. д.
Эффективным направлением деятельности руководящего и преподавательского состава военных училищ является профессиональная переподготовка. Офицеры, не имеющие педагогического образования, не обучающиеся в адъюнктуре и впервые назначенные на должности преподавателей, в течение первого года после назначения на должность в обязательном порядке направляются на профессиональную переподготовку в качестве преподавателя конкретной дисциплины или группы дисциплин.
Основываясь на результатах теоретического анализа и социологического исследования, можно заключить, что в систему подготовки преподавательского состава военных училищ целесообразно включить следующие взаимосвязанные и взаимодействующие в учебно-воспитательном процессе компоненты:
- выработку умений правильно определять цели и задачи, соответствующим образом планировать работу в конкретной ситуации;
- обеспечение профессорско-преподавательского состава методикой изучения нравственно-патриотических ценностей курсантов;
- соблюдение единства теории и практики, системности и последовательности в процессе подготовки профессорско-преподавательского состава;
- составление преподавателями методики работы по межнациональному воспитанию военнослужащих в многонациональном воинском коллективе;
- знание культуры и быта, национальных традиций и обычаев, менталитета представителей разных национальностей;
- изучение дисциплин психолого-педагогического цикла, овладение основами этнопедагогики и этнопсихологии;
- выработку нравственно-ценностной мотивации к межличностному общению курсантов разных национальностей.
С учетом возросших требований времени деятельность руководящего и преподавательского состава военных училищ по формированию нравственно-патриотических ценностей курсантов в полиэтническом регионе должна усложняться, переходить на новую ступень. Важнейшей обязанностью руководящего и преподавательского состава является привитие курсантам морально-боевых, психологических и нравственных качеств, передача своего опыта, забота о духовном уровне курсантов, формирование нравственности, патриотизма, культуры межнационального поведения, оптимальное сочетание общечеловеческих, национальных и нравственно-патриоти-
№ 2 (31), 2009
"Культурная жизнь Юга России"
ческих ценностей, подготовка к выполнению служебных обязанностей в войсках.
Литература
1. Бондаревская Е. В., Гукаленко О. В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании. Тирасполь, 2000. С. 19.
2. Костылев С. В. Психолого-педагогические условия эффективной организации процесса
формирования нравственно-патриотических ценностей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 11. С. 108-112.
3. Суворов А. В. Полковое учреждение. М., 1949. С. 168.
4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. Т. 2. М., 1948. С. 29.
5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994. С. 19.
S. V. KOSTYLEV. PRIOR DIRECTIONS OF SUPERVISING AND TEACHING STAFF'S ACTIVITY OF MILITARY COLLEGES
The main body of the article is given over to analyzing of supervising and teaching staffs activity in formation of moral-patriotic values of cadets in military colleges.
Key words: teaching staff, tolerance, moral-patriotic values.
В. М. синько, В. А. ПЕТЬКОВ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
в статье рассматриваются педагогические основы организации культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования. Дается характеристика сущности ее структуры, критериев эффективного функционирования и подходов к проектированию.
Ключевые слова: культурно-воспитательная среда образовательного учреждения, уровень воспитанности учащихся.
Реформирование отечественной системы профессионального образования привело к тому, что наряду с положительными тенденциями - гуманизацией и демократизацией педагогических отношений - отмечаются и негативные: распространение бездуховности, разрушение привычных устоев и идеалов, социальная дезадаптация молодежи [1]. В этих условиях особую значимость приобретают социально-педагогические аспекты воспитания молодежи.
При анализе этого вопроса в рамках педагогической теории и практики можно сделать следующий вывод: педагогические коллективы этих учреждений часто используют старые формы и методы воспитательной работы; организация воспитания в учреждениях начального профессионального образования строится без опоры на ценности современной учащейся молодежи [2]. Таким образом, организация современного воспитания невозможна без использования педагогических принципов средового подхода, обеспечивающего гуманитарную направленность этого процесса, и культурологического подхода, реализующего культурную направленность. Комплексное использование этих подходов позволяет раскрыть педагогический потенциал культурно-воспитательной среды образовательного учреждения.
Культурно-воспитательная среда профессионально-технического училища представляет со-
бой пространство развития учащихся, вбирающее основные параметры их среды (отношения, ценности, символы, вещи, предметы), и включает в себя систему нравственных норм и взглядов, а также форм и методов организации образовательной деятельности, конечной целью которой является достижение высокого уровня воспитания.
Одним из перспективных направлений построения такой среды является педагогическое проектирование культурной и воспитательной деятельности учащихся. В качестве базового в нашем исследовании принято определение В. С. Безруковой, которая под педагогическим проектированием понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов и выделяет в нем три основных этапа:
- педагогическое моделирование (создание модели) - разработка целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения;
- собственно педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшее планирование созданной модели и доведение ее до уровня практического использования;
- педагогическое конструирование (создание конструкта) - прикладная детализация созданного проекта, приближающая его к процессу использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений [3].